Конспект лекций по предмету "Лингвистика"


Предмет: теория истории 09

Предмет: теория истории Преподаватель: Побережников Игорь Васильевич
09.09.13лекция №2: Специфика общественно-научного знания.
История является частью общественно-научного знания. Фокус исторической науки направлен на реальность, которая уже произошла. Автономизация общественно-научного знания из знания вообще:
1. В архаичных культурах доминировало синкретическое мышление - мир был единым целым. Не было разницы между людьми и животными, живой и неживой природы, а так же трансцендентным и материальным. В эпоху античности философия стала делить все на компоненты: вещи и идеи, материи и формы - попытка дифференциации знания.
2. В рамках христианской традиции в средние века стали выделяться бог и божественная реальность. Социальная реальность медленно дифференцировалась. Есть бог, есть сфера естественного и сфера человека, но человек был внутри естественного.
3. В 16-17 веках предпринимаются первые попытки вычленения социальной реальности Жаном Боденом (1530-1596гг) и английским мыслителем Френсисом Бэконом (1561-1626гг). Они сохранили классификацию средневековья: божественное, природа и человек, но знания об обществе переносятся в сферу человечества. В дальнейшем эти попытки были не востребованы до конца 18 века. Затем снова делаются попытки философами-энциклопедистами из Франции и романтиками из Германии. Более активно процесс дифференциации начинается в 19 веке. Основные вехи: В начале 19 века Иеремия Бентам в своей хрестоматии 1817 года разделил онтологические науки на соматологию (о телесном) и пневматологию (о духовном). Французский философ и физик Андре Мари Ампер в 1834 году публикует опыт о философии наук или аналитическое изложение естественной классификации всех человеческих знаний. Он выделяет науки естественные и науки общественные. Для обозначения последних использует понятие ноологические - о разуме. Их он делил на науки о духе - об общественном сознании и науки об обществе - социальные науки.
Процесс дифференциации был неравномерным - в середине 19 века приходит эпоха позитивизма. В рамках этого мышления общественное знание рассматривалось как знание вообще - трактовались как социальная физика или социальная биология - во всех науках используются естественнонаучные методы. Английский социолог Джон Стюарт Милль в 1843 году опубликовал трактат «Система логики»: там науки делились на науки о природе и науки нравственные. К нравственным наукам Милль относил психологию, как науку об индивидуальном человеке и этологию, как науку об обществе в целом. Этос - нравы, характер, привычки, обычаи. Этот термин сохранился до наших дней, но остался в разделах зоологии - изучает инстинкты.
В конце 19 века социальные науки утверждаются. Свой вклад внесли немецкие ученые - Вильгельм Дильтей разделил науки о природе и науки о духе. Такое разделение приобрело особую популярность в 1883 году в немецкоязычной литературе. В 1849 году при переводе Милля на немецкий его перевели как науки о духе, Дильтей скопировал этот термин. В 1899 году появляется определение науки о культуре - Генрих Рикерт. Благодаря популярности неокантианства понятие получило широкое распространение. Обозначал это термин науки в общем. В английской и французской литературе были два понятия, которые дифференцировались - социальные науки и гуманитарное знание. Так сохранилось и до современности. Сфера общественно-научного знания автономизировалась, но и до сих пор идут споры на эту тему. Можно говорить и о дифференциации внутри – социальные науки: экономика, социология, политология, юриспруденция и науки гуманитарные: история, филология, искусствоведение. Иногда выделяются науки о человеке: психология, педагогика.
Специфика социальных наук обусловлена особым характером их предмета: социальной реальности. Социальная реальность является продуктом коллективной человеческой деятельности. Из этого следует вывод - основой социального мира является человек. Специфика человека задаётся его определением - хомосапиенс - человек разумный. Именно способность мыслить отличает человека от животных.
Процесс мышления состоит из взаимосвязанных психических актов - сознательных и бессознательных. Поэтому теоретически исходным объектом социальной реальности должны быть акты каждого индивида, однако, мы не способны читать чужие мысли. Потому первичные психические акты недоступны для прямого наблюдения и изучения. Человеческая психика представляет собой черный ящик. В 19 веке был предложен Дильтеем подход, чтоб реконструировать мыслительные акты индивида. В основе подхода лежала мысль, что все люди одинаковые во все времена. Данное обстоятельство дает возможность проникновения в чужую психологию, вчувствование - эмпатия - сопереживания. Можно проанализировать собственные мысли в определенных ситуациях и аналогизировать себя с другими. Такой подход очень ограничен, очевидна его условность, субъективность результатов.
Более эффективный метод был предложен Максом Вебером. Он предложил другой подход - анализировать сигналы, социальные действия, человеческие действия - как результат и внешнее проявление психических процессов. Макс Вебер разработал типологию основных видов социальных действий. Четыре группы психических мотивов, причины социальных действий: -Телеологичность- стремления к достижению цели -Ценностная ориентация - стремления выполнить действия, которые имеют высокую ценностную нагрузку.
Эти действия основаны на расчётливости. Целерациональное и ценностно рациональное.
- аффект - традиция Последние 2 причины действуют без расчета. Концепция социального действия - понимающая социология. Ученые анализируют социальные действия и объясняют их причины. Объяснение - познание смысла действия. Итак, Вебер выделяет 4 типа соц. действия: 1. Целе-рациональное действие - инструментальная рациональность, предметы внешнего мира и другие люди - условия или инструменты действия. Целе-рациональное действие ориентировано на достижение собственных целей. В основе целерационального действия лежит расчет, поиск оптимального решения достижений и затрат. 2. Ценностно-рациональное действие.Рациональность с точки зрения ценности ценностно-рациональное действие определяется верой в ценность определённого способа поведения, независимо от результата. Цель оправдывает средства. Речь идет о действиях людей, для которых цель субъективно значит очень много, представляет собой такую высокую ценность, что они готовы понести любые жертвы, чтоб достичь её. 3. Аффективные. Определяются чувствами, эмоциями. Не ради цели, но ради удовлетворения потребности выразить душевое состояние. 4. Действие традиционное. На него человек побуждается привычкой или традицией. Действие совершается автоматически. Специфика общественно научного знания. Предметная: 1. Сложность первичного элементная - действия.В естественных науках выделяются наиболее простые явления, но человеческие - крайне разнообразны. Человеческое действие - результат группы факторов: внешних и психологических. Психологические особенности конкретной личности связаны с обстоятельствами и прежним жизненным опытом. 2. Роль единичных явлений. В природной реальности первичные взаимодействия не оказывают влияния на систему в целом. В социуме - действие отдельного человека может запустить процесс - действие правителя, инвестора или ученого 3. Скорость изменений системы. Не скорость процессов внутри системы, а изменения системы в целом. Общие характеристики природных процессов отличатся устойчивостью, а социальная реальность подвержена изменениям. Общие характеристики могут претерпевать изменения быстро. В природе такие изменения - это патология, в социальных системах - норма.
Познавательные особенности: 1. Зависимость объектов изучения от результата исследования.Как только исследователь приходит к выводам приводит к анализу и изменениям. 2. Не инструментальность исследования. Нет технических средств для анализа социальной реальности 3. Вторичный характер информации в социальных науках по сравнению с естественными. Нет возможности проводить эксперименты - только источники. 4. Меньшая степень генерализации, обобщения. Каждый человек и каждое его действе по-своему уникальны. Но ем не менее действия типизируются, складываются нормы. Есть конечное число действий и психики. Но невозможно типизировать все на 100%. Многообразие ситуаций.

16.09.13 лекция 3:Место истории в системе социальных наук. События.

Отличие научного познания - это проблема понимания. Объектом социальных наук являются люди, их действия, результаты действие. Проблема понимания понимания – понимания субъектом объекта. Существенный вклад в разработку понимания внес Макс Вебер в рамках понимающей социологии. В основе понимающей социологии лежит тезис, что понимание окружающего мира и других людей является условием человеческих действий и социально-культурного взаимодействия. Чтобы понять причины тех или иных действий необходимо понять какими представлениями руководствуются люди, которые производят эти действия - каково их понимание окружающего мира.

Место истории в системе социальных наук или в системе общественно-научного знания.

1. Где граница между прошлым и настоящим в общественно-научном знании 2. Почему только в общественно-научном знании произошло отделение в особую… 1. Размежевание прошлого и настоящего связано с формированием понимания…


С точки зрения метода

Поэтому исследователь не может просто транспортировать в прошлое подходы, изучающие современность. Их нужно как-то модернизировать или создать нечто…

События. События как предмет исторического познания.

События социальные – человеческие действия. Социальные события соотносятся с социальными и культурными действиями. Социальные действия можно… Отбор исторических событий, интерпретация - тема постоянных дискуссий… Представление о значимости событий, историчности меняются со временем. В христианской историографии - действия…

Определение роли значимости события в истории


23.09.13 лекция №4: события (продолжение). Структура как предмет исторического… Единичные события и макрособытия:


Структура как предмет исторического исследования

1. Собственно структурализм.
2. Функционализм.



Структурный функционализм.

Талкот Парсонс(1902-1979гг). Его концепция оказала больше влияние на макросоциологию, историко-сравнительные исследования, на неоэволюционизм и на теории модернизации.
Категории:

Система



Функциональный императив



Гомеостатическое равновесие.



Типовые переменные.

1. Понятие системы - он использовал понятие системы для обозначения гармоничной коалиции между социальными институтами. Общественные институты тесно… 2. Функциональный императив - потребность, постоянное требование, повеление -… -адаптация к окружающей среде – регулируется экономическая подсистемой общества


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.