27
Эм Елена Александровна
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ДЕКОДИРОВАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ У УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Карачаевск - 2005
Первый этап (2001-2002) - поисково-теоретический. Основной целью этого этапа явилось обоснование проблемы с изучением уровня ее разработанности в теории и состояние дел на практике, определялась цель, гипотеза, задачи исследования. На этом этапе осуществлялось изучение и теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме исследования.
Второй этап (2002-2004) - опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы. Опытно-экспериментальная часть работы сопровождалась психолого-педагогическими методами исследования, отрабатывалась программа исследования, анализировался и систематизировался полученный материал. На этом этапе исследования уточнялся научный и категориальный аппарат исследования.
Третий этап (2004-2005) - заключительно-обобщающий. На этом этапе проводилась обработка и обобщение полученных теоретических и экспериментальных данных, осуществлялась их систематизация, обосновывались выводы исследования. Осуществлялось оформление рукописи диссертации.
База исследования. Основная опытно - экспериментальная работа проводилась на базе Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования. Исследованием были охвачены учителя общеобразовательных школ г. Ставрополя - всего 650 человек.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые невербальные средства общения исследованы как составная часть педагогической компетентности и как средство развития коммуникативных умений педагога; уточнена сущность и объем понятий «умения декодирования невербальной информации», «невербальная компетентность»; выявлены уровни сформированности умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ; определены дидактические возможности развития умений декодирования невербальной информации как составной части педагогической компетентности; разработана и теоретически обоснована дидактическая технология развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ на основе андрагогической модели обучения (А.А. Андреев, С.И. Змеев, Г.А. Ильин, М. Махлин, М.Ш. Ноулз и др.)
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлена и обоснована специфика процесса развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ на основе использования интерактивных методов с учетом общепедагогической и андрогогической модели обучения; подвергнуты сопоставительному историческому и научно-теоретическому анализу понятия «невербальное общение», «невербальные средства общения», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», «невербальная интеракция», «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность»; разработана программа развития умений декодирования невербальной информации у педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке дидактической технологии развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ; выделении критериев для определения уровней сформированности умений декодирования невербальной информации; выделении уровней сформированности умений декодирования невербальной информации; определении и экспериментальной проверке условий эффективной реализации дидактической модели развития умений декодирования невербальной информации; разработке спецкурса «Развитие умений декодирования невербальной информации у педагогов» Сформированные в диссертации положения могут использоваться в управлении учебным процессом в школе; способствовать повышению качества образования в общеобразовательной школе; материалы и разработанный спецкурс могут успешно применяться при обучении педагогов в системе институтов повышения квалификации работников образования.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались системным подходом к целостному решению проблемы; методологической обоснованностью и логичностью исходных теоретических положений исследования; использованием комплекса методов, адекватных объекту, цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки количества испытуемых, статистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа.
На защиту выносятся:
1. Для эффективной организации процесса развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ, необходима разработка специального курса, содержащего в себе общие сведения о невербальных средствах общения и процессах декодирования невербальной информации; особенностях процесса декодирования невербальной информации в практике организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе; этнокультурных особенностях декодирования невербальных средств общения при организации учебно-воспитательного процесса в школе в условиях поликультурного региона.
2. Профессионально-педагогическая поддержка учителей общеобразовательных школ, основываясь на комплексе диагностических методик, позволяет реализовать оптимальный мониторинг процесса формирования постдипломной характеристики специалиста, индивидуализировать рекуррентное обучение в условиях модернизации образования.
3. Изучение особенностей развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ позволяет уточнить и существенно дополнить следующие педагогические условия: готовность педагога к развитию умений декодирования невербальной информации; обеспечение субъект-субъектных отношений в процессе обучения; осмысление технологической стороны процесса развития умений декодирования у учителей общеобразовательных школ.
4. Функционирование целостного процесса развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ тесно связано с определением содержания, критериев и уровней этого процесса; разработкой межпредметных культурологических модулей, раскрывающих дидактические требования, необходимые для развития невербальной компетентности.
Апробация работы и внедрение результатов. Основные выводы и положения диссертационного исследования апробировались на научно-практических конференциях различного уровня: Четвертой международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики «Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы» (Санкт - Петербург, 2004); Пятой Всероссийской научно - практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» (Краснодар, 1999); Четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты» (Липецк, 2004); Всероссийской научной интернет - конференции «Значение прикладной психологии в новейшей истории России» (Ставрополь, 2005); на региональных конференциях «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2004; 2005) и «Личность: культура и образование» (Ставрополь, 2005).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Диссертационное исследование изложено на 191 страницах. Список литературы включает 165 источника, в том числе 155 - отечественных авторов, 10- зарубежных.
Однако обучение декодированию невербальной информации представляет определенную трудность. В этой связи встает проблема отбора и использования таких методов, технологий и форм, которые бы повысили качество процессов обучения, сделали бы их более производительными, действенными и плодотворными. Для решения этой задачи необходимо отобрать, объединить и интегрировать в одну взаимосвязанную систему существующие методы эффективного обучения, разработать модель реализации компетентностного подхода.
В своем анализе методов обучения декодированию невербальной информации мы исходили из общих условий, которые определяют выбор метода обучения: закономерности и принципы обучения; содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности; цели и задачи обучения; учебные возможности обучающихся и др.
На наш взгляд, при выборе метода обучения декодированию невербальной информации необходимо учитывать и то, что в разрезе проводимого нами исследования, мы говорим об организации обучения с взрослым человеком. С учетом особенностей развития взрослого (закономерности протекания когнитивных процессов, динамика эмоционально - потребностной сферы) при выборе наиболее эффективной обучающей технологии мы должны учитывать и андрогогической аспект.
Для исследования по этому направлению обучения декодированию невербальной информации учителей, мы использовали сравнительную характеристику двух моделей обучения - педагогической и андрагогической, - которая приведена в работах зарубежных и отечественных специалистов (П.А. Бавиной, Т.Г. Браже, С.Л. Братченко, С.Г. Вершловского, С.И. Змеева, А.П. Панфиловой, М.Ш. Ноулза, Дж. Равенна и др.). На основе андрагогической модели обучения возможно выделение принципов обучения взрослых ( самостоятельности; кооперативности; рефлексивности; инновационности; элективности; опоры на опыт; индивидуализации обучения; контекстности обучения; актуализации результатов обучения; развития образовательных потребностей).
Данный перечень характеристик мы использовали как «систему координат» при подборе дидактической технологии развития умений декодировании невербальной информации.
Исходя из вышеперечисленных позиций (особенности декодирования невербальной информации, андрогогические составляющие и т.д.), одним из эффективных путей решения задачи обучения декодированию невербальной информации является внедрение методов активного обучения. Практика российской и зарубежной педагогики располагает широким спектром методов обучения, обеспечивающий интерактивный режим личностного взаимодействия обучающихся. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М.М. Бирштейн, В.Н. Буркова, А.А. Вербицкого, С.Р. Гидрович, В.М. Ефимова, Р.Ф. Жукова, В.Ф. Комарова, В.И. Рабальского, А.М. Смолкина, И.М. Сыроежина, Т.П. Тимофеевского, Б.Н. Христенко и др.
При обучении декодированию невербальной информации исследователями используется широкий спектр методов: неимитационные методы (дискуссии, разбор казусов из практики) и имитационные методы (ролевые игры, танцевальная терапия, видеозапись, драматизация и др.).
С учетом изложенных особенностей и принципов андрагогической модели обучения наиболее адекватными с андрагогической точки зрения также выступают активные и интерактивные методы обучения (игры, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, тренинги) и групповые формы работы.
Следовательно, для обучения декодированию невербальной информации учителей с целью совершенствования профессиональной компетентности, составляющим компонентом которой выступает «невербальная компетентность», одной из наиболее адекватных технологий выступает интерактивная технология.
В третьей главе «Экспериментальное исследование умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ» представлена дидактическая технология развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ; уточнены и дополнены педагогические условия развития умений декодирования; представлены методики изучения и развития умений декодирования невербальной информации.
Экспериментальная часть исследования была организована в общеобразовательных школах г. Ставрополя. Настоящее исследование было проведено среди учителей общеобразовательных школ. Общее количество испытуемых составило 650 человек. Возрастной диапазон обследуемых составил 25-45 лет. Гендерный состав: женщины.
Опытно - экспериментальная работа осуществлялась нами в несколько этапов. На констатирующем этапе исследования нами решались задачи, связанные с изучением состояния исследуемой нами проблемы в практике организации специального обучения умениям декодирования невербальной информации учителей общеобразовательных школ; обоснованием состава умений декодирования невербальной информации; выявлением уровней их сформированности; комплектованием групп; выявлением педагогических условий развития умений декодирования невербальной информации; разработкой программы формирующего эксперимента.
С целью реализации задач исследовательской работы на стадии формирующего эксперимента нами были апробированы следующие методики на определение уровня развития умений декодирования невербальной информации: «Методика диагностики уровня развития способностей к адекватному пониманию невербального поведения» (В.А. Лабунская), тест «Лицевые маски» (Л.И. Савва, Е.Ю. Семыкина), «Методика свободной семантической оценки невербального поведения» (В.А. Лабунская), опросник «Невербальные характеристики общения» (В.А. Лабунская), методика составления невербального портрета (Л.Ю. Субботина), методика соотнесения графического эталона с изображением эмоционального состояния человека, опросник «Социально-психологические особенности субъекта общения» (В.А. Лабунская), анкета «Самооценка жестикуляции учителя на уроке» (Е.А. Петрова), методика экспериментального исследования взаимопонимания в диаде (А.А. Кроник). Данные методики позволили исследовать различные аспекты уровня сформированности умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ. Полученные результаты фиксировались и использовались для оценки изменений и повторного исследования динамики показателей.
Для оценки результативности проводимой работы по развитию умений декодирования невербальной информации, мы разработали критерии, позволяющие оценить сформированность умений декодирования невербальной информации. Критериями развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ явились: адекватная оценка эмоциональной экспрессии лица; адекватное оценивание невербальных элементов (мимики, жестов, позы); адекватная оценка индивидуального невербального поведения; адекватная оценка отношений и взаимоотношений людей на основе проксемических параметров; адекватность понимания невербального поведения посредством установления связей между вербальным и невербальным поведением человека; адекватность понимания посредством «регуляции» отношений в диаде, группе в эмоционально-отрицательную сторону; адекватность понимания посредством «регуляции» отношений в диаде, группе в эмоционально-положительную сторону; адекватность понимания отношений, взаимоотношений людей, включенных в невербальную интеракцию (диада, группа). С целью унификации полученных данных первичные оценки корректировались по двадцатибальной шкале. Максимально возможный показатель сформированности того или иного параметра (критерия) развития умений декодирования невербальной информации составил двадцать баллов. Следовательно, максимально возможное количество баллов, которое может набрать исследуемый - сто шестьдесят баллов. Таким образом, низкий уровень развития умений декодирования невербальной информации располагается в диапазоне от 60 до 80; средний уровень составляет количественную характеристику 79 -119; высокий уровень - 120 -160.
Рассмотрим содержательную характеристику уровней развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ (табл. 1).
Таблица 1
Уровни сформированности умений декодирования невербальной информации
Уровни |
Характеристика уровней (критерии) |
|
Высокий |
Этот уровень характеризуется адекватными представлениями о невербальных составляющих педагогического общения; сформированностью прямых психологических значений невербальных элементов; успешностью установления связей и отношений между различными элементами невербального поведения человека; адекватностью оценки индивидуального невербального поведения; успешностью оценивания отношений и взаимоотношений людей на основе проксемических и такесических параметров; успешно устанавливают связь между вербальным и невербальным поведением человека; способны регулировать отношения в диаде, группе в эмоционально-положительную сторону (разрешать конфликт) и эмоционально - отрицательную сторону с использованием невербальных средств общения. |
|
Средний |
Данный уровень характеризуется относительной фрагментарностью представлений о невербальных составляющих педагогического общения: в большинстве случаев не сформировано прямое психологическое значение невербальных элементов; отмечается снижение успешности установления связей и отношений между различными элементами невербального поведения человека; адекватность оценки индивидуального невербального поведения снижена; испытывают затруднения при оценке тактильных невербальных средств; анализ типа отношений, социального статуса в диаде, группе через проксемические переменные обнаруживает частичную представленность о социальном статусе и типе отношений. При установлении связи между вербальным и невербальным поведением человека испытывают некоторые затруднения. Урегулирование отношений в диаде, группе с использованием невербальных средств общения осуществляют с некоторым затруднением. Относительно хорошо распознают невербальные признаки, влияющие на обострение конфликтной ситуации. |
|
Исходя из общих показателей уровня развития умений декодирования невербальной информации в соответствии с выбранными критериями 77 процентов (500 человек) обследованных учителей общеобразовательных школ г. Ставрополя были отнесены к низкому уровню, соответственно 17,8 процентов (116 человек) - к среднему. И только у 5,2 процентов (34 человека) уровень развития умений декодирования невербальной информации был диагностирован как высокий.
Результаты исследования показывают недостаточный уровень сформированности умений декодирования невербальной информации. Реализация целей и задач исследования привела к необходимости создания программы спецкурса, предназначенной для развития умений декодирования невербальной информации.
Изучение особенностей развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ позволил нам уточнить, существенно дополнить, систематизировать педагогические условия, выделенные исследователями и определить совокупность педагогических условий развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ. К таковым мы отнесли:
1. Условия, детерминирующие готовность вузовского педагога к развитию умений декодирования невербальной информации: учет личностных особенностей самого педагога, развитость его профессионального потенциала; осуществление целенаправленной рефлексии педагогической деятельности; систематическое самосовершенствование во взаимосвязи его теоретической и практической составляющих.
2. Условия, обеспечивающие субъект-субъектные отношения в процессе обучения: поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе; реализация сотрудничества в образовательном процессе.
3. Условия, обеспечивающие технологическую сторону процесса развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ: целеполагание; отбор и построение содержания; выбор средств, методов и форм организации обучения; организация контроля и обратной связи; рефлексия.
Указанные условия реализовывались нами при разработке спецкурса и проведении обучающих занятий по развитию умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ.
Дидактическая система включала следующие структурные компоненты: педагогическую цель, содержание курса, систему тренинговых упражнений, субъектов образовательного процесса. При создании и осуществлении программы мы учитывали как традиционные дидактические принципы (систематичность и последовательность воспитания и обучения; постепенность усложнения материала и др.), современные педагогические принципы (гуманизация обучения и воспитания; широкое использование разнообразных методов и приемов; комплексный подход к обучению и др.), так и андрагогические принципы (самостоятельности, кооперативности и др.).В качестве дидактических задач технологии развития умений декодирования невербальной информации мы выделили: развитие профессионально зна-чимых навыков по использованию средств невербальной коммуникации при организации учебно - воспитательного процесса в школе; развитие педагогической компетентности; развитие культуры педагогического общения.
При обучении учителей общеобразовательных школ декодированию невербальной информации нами была использована в качестве дидактической технологии тренинговая технология, включающая совокупность методов и приемов: упражнения (разминочные, этюдные), элементы ролевой игры, деловую игру, анализ педагогической ситуации, моделирование педагогической ситуации, дискуссии, «круглый стол», метод «культурный ассимилятор». В качестве вспомогательных приемов мы использовали ведение дневниковых записей, заполнение анкет «Обратная связь».
На основе проведенного исследования нами были сформированы экспериментальные группы. В экспериментальных группах обучение велось по программе нашего спецкурса с использованием методов активного обучения.
В ходе опытно-экспериментальной работы с учетом вывяленных противоречий, и на основе констатирующего и формирующего экспериментов проводился контрольный срезовый эксперимент. Его цель состояла в получении объективной оценки уровней развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ после завершения формирующего эксперимента. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что в экспериментальной группе значительно сократилось количество респондентов с низким уровнем развития умений декодирования и увеличилось количество респондентов с высоким уровнем. Положительные изменения позволяют говорить о повышении уровня развития умений декодирования у учителей общеобразовательных школ (см. табл. 2)
Таблица 2
Динамика повышения уровня развития умений декодирования невербальной информации
Уровни |
Экспериментальная группа (ЭГ) |
Контрольная группа (КГ) |
|||||||
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
||||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
||
Высокий (3) |
2 |
6,6 |
10 |
33,3 |
2 |
6,6 |
2 |
6,6 |
|
Средний (2) |
8 |
26,7 |
15 |
50 |
10 |
33,3 |
13 |
43,3 |
|
Низкий (1) |
20 |
66,7 |
5 |
16,7 |
18 |
60 |
15 |
50 |
|
Представим также диаграмму, в которой отражаются происшедшие изменения.
Диаграмма
1 - констатирующий этап ЭГ; 2 - контрольный этап ЭГ; 3 - констатирующий этап КГ; 4 - контрольный этап КГ
Таким образом, количественные показатели контрольного среза у респондентов, участвующих в экспериментальной группе, позволили определить, что высокий уровень развития умений декодирования составил 33,3%, средний 50%, низкий - 5 %.
Количественные показатели контрольного среза у респондентов, не участвующих в экспериментальной работе показал, что высокий уровень диагностирован у 6,%, средний - у 43,4%, низкий - у 50% относительно респондентов, включенных в эксперимент.
Полученные данные свидетельствуют, что влияние спецкурса «Развитие умений декодирования невербальной информации у педагогов» на конец эксперимента проявилось в развитии умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ.
В заключении изложены научные результаты проведенного исследования и даны практические рекомендации.
ВЫВОДЫ
1. В ходе диссертационного исследования проведен научно - теоретический анализ современного состояния проблемы использования декодируемой невербальной информации учителями общеобразовательных школ в процессе педагогического общения. Умения декодирования невербальной информации представлены как составляющие компоненты невербальной компетентности педагогов, входящей, в свою очередь, в состав педагогической компетентности.
2. Разработана дидактическая технология развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ - специальный курс «Развитие умений декодирования невербальной информации у практикующих педагогов общеобразовательных учреждений».
3. Определена совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития умений декодирования невербальной информации: условия, детерминирующие готовность учителя к развитию умений декодирования невербальной информации; обеспечивающие субъект-субъектные отношения в процессе обучения; обеспечивающие технологическую сторону процесса развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ.
4. Представлен и апробирован комплекс диагностических методик, позволяющих выявить сформированность умений декодирования невербальной информации. Определены критерии и уровни сформированности умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ.
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Учебные пособия
1. Бакунова, И.В., Долгошеева, О.И., Кобзарева, И.И., Шальнева, Н.Л., Эм, Е.А. Психология человека: Учебная программа и методические рекомендации/И.В. Бакунова, О.И. Долгошеева, И.И. Кобзарева, Е.А. Эм. - Ставрополь: Изд-во СГУ,1999. - 96 с.
2. Бакунова, И.В., Кобзарева, И.И., Макадей, Л.И., Шальнева, Н.Л., Эм, Е.А. Возрастная психология: Практикум/И.В. Бакунова, И.И. Кобзарева, Н.Л. Шальнева, Е.А. Эм. - Ставрополь: Изд-во СГУ,2002. - 56 с.
3. Эм, Е.А. Развитие умений декодирования невербальной информации у практикующих педагогов общеобразовательных учреждений: Учебная программа и методические рекомендации к спецкурсу/Е.А. Эм. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. - 46 с.
Статьи и тезисы
4. Эм, Е.А., Кобзарева, И.И. Тренинг как одна из инновационных форм обучения студентов/ Е.А. Эм, И.И. Кобзарева//Инновационные процессы в высшей школе: Материалы V Всероссийской научно - практической конференции. - Краснодар,1999. - С.11-12.
5. Эм, Е.А. К вопросу об этнопсихологических исследованиях невербальных средств общения/Е.А. Эм//Университетская наука - региону: Материалы 49 научно-практической конференции. - Ставрополь, 2004. - С. 105-106.
6. Эм, Е.А. Обучение навыкам декодирования невербальной информации в системе подготовки специалиста по оздоровительной работе с населением/Е.А. Эм// Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - Липецк,2004. - С. 152-153.
7. Эм, Е.А. Проблемы обучения навыкам невербального общения в образовании взрослых/Е.А. Эм// Постдипломное образование: проблемы, поиски, перспективы: Материалы V Международной конференции кафедры педагогики и андрагогики. - Санкт-Петербург,2004. - с.136-137.
8. Эм, Е.А. Тренинговые технологии при обучении педагогов декодированию невербальной информации/Е.А. Эм//Значение прикладной психологии в новейшей истории России: Материалы Всероссийской научной интернет - конференции. - Ставрополь, 2005. - С.112-113.
9. Эм, Е.А. Повышение качества образования будущих педагогов в вузе как приоритетное направление модернизации образовательного процесса в вузе/Е.А. Эм// Личность: культура и образование: Материалы 50 научно-практической конференции. - Ставрополь, 2005. - С. 95-96.
10. Эм, Е.А. К вопросу о профессиональной компетентности/Е.А. Эм// Управление качеством образования: Материалы 50 научно-практической конференции. - Ставрополь, 2005. - С. 43-44.
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |