59
Содержание
Введение …………………………………………………………….………….... 3
1.Теорерические и методологические аспекты управления проектом карьеры менеджера…………………………………………………….…………………....6
1.1.Менеджер: его функции и качества……………………………………..….6
1.2.Сущность и определение карьеры …………………….…………………..17
1.3 Мотивация труда - основа формирования успешной карьеры…………………………………………………………..…..........….…24
2.Анализ системы управления проектом трудовой карьеры менеджера в ЗАО «Артель ТРУД»…………………………………..……………..………….…....29
2.1.Организационно - экономическая характеристика деятельности объекта исследования………….…………………………………………………….……29
2.2 Оценка карьеры менеджера на объекте исследования……………….…..36
3.Направление совершенствования управления трудовой карьерой менеджера……………………………..………………………………..………..40
3.1.Совершенствование модели профессионализации менеджера………….40
3.2. Применение средств автоматизации при управлении карьерой менеджера……………………………..……………………………………..…..44
Заключение…………………………….……………………………………..….51
Менеджер-дипломат.
Среди навыков и умений менеджера - способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление контактов.
Менеджер-инноватор.
Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.
Менеджер-управляющий.
От него в частности требуется:
наличие общих знаний в области управления предприятием;
компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.
Личность менеджера можно разделить на 3 составляющих:
· Биографические характеристики (возраст, социально-экономический статус, образование).
· Способности (общие способности - интеллект, специфические способности - знание, компетентность, умение).
· Черты личности (доминантность, уверенность в себе, креативность, стремление к достижению цели, ответственность, общительность, коммуникабельность).
Кроме руководителя может быть еще и лидер - человек, обладающий авторитетом, который выдвигается из среды окружающих его людей.
Стиль руководства - совокупность наиболее характерных способов, приемов, правил, применяемых руководителем в процессе выполнения управленческих функций, а также психологических особенностей взаимодействия руководителя со своими подчиненными.
На сегодняшний день полный перечень необходимых и достаточных качеств менеджера очень обширен. К хорошо изученным специальным знаниям, деловым и нравственно-этическим качествам следует добавить специфические личностные качества, характеризующие организаторские способности.
Организаторские способности определяются психофизиологическими свойствами личности и чертами характера. Всего насчитывается около двух тысяч терминов, которыми в научной, художественной литературе и в обычной речи описывают человека и его свойства, его поведение.
Выделим из них наиболее характерные свойства менеджера и отсеем второстепенные, опираясь на представления о сущности и содержании труда предпринимателя (менеджера), в котором на передний план выходит межличностное общение. Свойства личности, которые обеспечивают адекватное общение и эффективную регуляцию совместной деятельности, относятся к профессиональным качествам менеджера.
В группировку качеств, относящихся к "организаторским спо-собностям", включаются: адаптационная мобильность, стрессоустойчивость, контактность, доминантность, социально-адекватный тип общения. Эти качества, следуя методологии изучения личности в психологии, можно назвать частными организаторскими способностями.
Все они имеют сложную структуру, перекрываются друг другом и некоторыми другими качествами личности, которые также необходимы талантливому менеджеру.
Адаптационная мобильность -- группировка качеств, составленная из "внутренних" психофизиологических свойств личности и "внешних" социально-психологических качеств, связанных с по-ведением человека в структуре межличностных и организацион-но-управленческих отношений в коллективе. К ним относятся: склонность к творческим формам деятельности, стремление учить других; стремление к непрерывным качественным изменениям в организации и содержании собственной деятельности в условиях, средствах и методах труда; стремление к непрерывному пополнению и углублению знаний; способность противостоять дестабилизирующему влиянию негативного поведения; стремление к обоснованному риску; низкие психологические барьеры на пути к нововведениям; стремление к расширению круга своих полномочий ("деловой экспансионизм"), инициативность, нетерпимость ко всему косному, консервативному, предприимчивость и т. д.
Нетрудно убедиться, что перечисленные качества, названные адаптационной мобильностью, приобретают в нынешних условиях переходного периода наибольшее значение. Менеджеры, не отличающиеся высокой адаптационной мобильностью, сознательно или несознательно начинают противиться новым рыночным отношениям.
Контактность -- способность к установлению социальных контактов. В эту группировку входят такие социально-психологические качества, как коммуникабельность, общительность, экстравертность (т.е. обращенность во вне, "открытый" характер, непереносимость одиночества), интерес к людям и стремление больше знать о них и о состоянии их дел, высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений, честолюбивое стремление к воз-вышению самооценки, способность располагать людей к себе, социальная контролируемость (способность видеть себя со стороны, глазами другого человека), умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника, способность выслушивать, понимать и убеждать людей и пр.
Стрессоустойчивость -- это такое качество личности, которое объединяет интеллектуальную, волевую и эмоциональную устойчивость к внешним воздействиям.
От менеджера часто ждут немедленных решений в остром споре на деловых совещаниях, когда работать приходится в условиях дефицита времени и недостатка информации, на фоне личных и производственных конфликтов, быть все время на глазах других людей. Борьба мнений и самолюбии обязательно сопровождает каждое действительно демократическое обсуждение проблем, принятие коллективных решений, и сохранять в этих условиях самообладание и трезвость мышления могут немногие. Стрессоустойчивость -- это качество, которое можно улучшить тренировкой, привычкой к повседневному напряженному творческому труду. Однако если нет ни соответствующих задатков, ни подходящих условий, ни времени для формирования такого качества, издерганный руководитель приносит ущерб себе, подчиненным и бизнесу.
Доминантность -- в общепринятой интерпретации это властность, честолюбие, стремление к личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой, готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права, пренебрежение социальными условиями, расходящимися со здравым смыслом законодательными установлениями, игнорирование авторитетов, стремление к самоуправлению, высокая самооценка, завышенный уровень притязаний, смелость, сильная воля.
Социально-адекватный тип общения. Как сказано выше, по тому, как люди общаются между собой, их можно разделить на три категории: агрессивный, слабовольный и социально-адекватный. Между типами общения и стилями руководства существует прямая зависимость. Слабовольному типу общения соответствует либерально - отстраняющийся, агрессивному -- автократический, социально-адекватному -- демократический стиль руководства. Следовательно, наблюдая за поведением человека в его повседневных контактах с другими людьми, можно оценить присущий ему.
Помимо описанных качеств можно выделить: гражданственность, требовательность к себе и другим, высокий уровень общей и управленческой культуры, твердый характер, самоконтроль и адекватная самооценка, мощный интеллект, сильная воля и др.
В популярных публикациях, где много интересного сказано о профессиональных и личных характеристиках людей, крайне скупо говорится об уме и особенностях мышления менед-жеров, предпринимателей, в том числе финансистов и банкиров.
Ни один ум не бывает тождественен другому, и никогда одни и те же причины не вызывают в разных ума одинаковых следствий. Ж. Санд. [4,с. 28].
Ум -- это многомерное явление; словами "сознание", "интеллект", "мышление", "ум" обозначают качественно разнородные психические процессы. Результаты наших собственных психодиагностических обследований, когда сравнивались уровни интеллектуального развития руководителей высшего и среднего звена аппарата управления финансовых организаций, говорят о том, что так называемый коэффициент интеллектуальности первых руководителей оказался на 10--20 единиц ниже, чем у менеджеров и ведущих специалистов.
Тут есть над чем задуматься. Довольно просто было бы объяснить наблюдаемое различие в интеллектуальном развитии тем признаваемым многими фактом, что при управлении людьми волевые качества играют несравненно более важную роль, чем качества ума. Но так ли это?
Особенность интеллекта делового человека в том и состоит, что ему приходится принимать решения и действовать в условиях дефицита времени и информации. Реальные финансово-хозяйственные ситуации не укладываются в жесткие алгоритмы схемы: каждая конкретная ситуация всегда уникальна, непредсказуема и неопределенна.
Человек, занятый организаторской работой, должен решать стоящие перед ним задачи без опоры на непосредственное восприятие предмета совместной деятельности, не имея возможности напрямую манипулировать им. Объекты его умственной деятельности -- это преимущественно взаимоотношения людей. Жесткие временные условия, действие фактов неопределенности, высокая ответственность - в таких сложных условиях приходится принимать правильные решения.
Процесс принятия решений включает в себя следующие функциональные этапы: познавательные процедуры, анализ, обобщение и структуризация исходной информации, провоз, оценка альтернатив и выбор окончательного варианта с последующей затем выработкой поведения и анализом возможных последствий. В сущности, те же самые этапы или функции присутствуют в любом мыслительном процессе.
Какие именно из перечисленных этапов процесса принятия решений наиболее соответствуют умственным процессам менеджеров? Обычно им приписывают такое свойство ума, как аналитичность. Распространена и более общая характеристика -- практичность ума, противоположность теоретическому уму ученого.
Вариантов решения всегда существенно меньше, чем разнообразия исходной информации, превышающего возможности осмысленного выбора. И в этом заключается одна из основных особенностей экономического мышления: большая сложность материала, подлежащего анализу, и простота, ясность, ограниченность результатов -- планов, комбинаций и действий, к которым стремится человек, принимающий решения.
Превращение сложного в простое с выделением наиболее существенного -- это квинтэссенция интеллектуальной деятельности талантливого финансового менеджера. Сведение сложного к простому -- это общая закономерность мышления всякого руководителя при управлении совместной деятельностью людей.
Собственно, в способности интуитивно отсечь все лишнее и построить абстрактную модель, а затем выделить несколько по возможности удовлетворительных вариантов и, сопоставляя их, найти хорошее или даже оптимальное решение -- в этом и заключается природа практического мышления.
Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить. Т. Эдисон.
Менеджеров можно разделить по типам экономического мышления. Тип мышления существенно определяет стиль и методы руководства.
К специфическим типам экономического мышления (экономического образа мышления. -- П. Хейни) относятся:
-- инновационный тип мышления: по П. Дракеру, это ориентация на "созидательное разрушение" с центральной идеей -- не приспосабливаться к неизбежным изменениям, а учиться их использовать. Если сущностью любого управленческого решения является неопределенность, то действия в условиях неопределенности предполагают систематизированную инновационную деятельность, основанную на кибернетическом методе проб и ошибок. При этом изменения воспринимаются как нормальное явление, а не помеха в работе, как благоприятные возможности для непрерывного роста и обновления. Особое значение в условиях, когда изменения становятся главным фактором экономической деятельности, приобретает такое качество личности, как адаптационная мобильность, т. е. способность жить и работать в атмосфере перемен, чувство нового, стремление учиться и учить других, интел-лектуальная, волевая и эмоциональная стрессоустойчивость при внезапных изменениях обстановки; умение отказаться от хорошего во имя лучшего. Инновационный тип мышления и адаптационная мобильность -- это характерные черты менеджера-новатора в противоположность консерватору;
-- адаптивный тип мышления: ориентация на стабилизацию, оптимизацию, совершенствование существующего; рационализация стремление к определенности, исключение непредвиденных ситуаций; в идеале -- это стремление к созданию алгоритмов управления, должностных инструкций, планов-законов, подчинение логике и знанию;
-- мышление, направленное на результат, нуждается в точно определенных целях, критериях успеха, упрощенных моделях действительности; менеджер с таким типом мышления -- человек исполнительный, обладает ограниченным видением проблем ("тоннельный взор"), мыслит на знаковом, символическом уровне сознания;
-- мышление, направленное на учет потерь и упущенных возможностей: ориентация на аналитические операции, способность к системному представлению действительности, умение видеть и просчитывать варианты. Некоторые авторы (например, П. Хейни) называют такой тип ориентации концептуальным мышлением и выдают его за образец современного экономического образа мышления;
-- мышление, направленное на анализ достижений: разбор причин успеха, случайного или непланируемого, его последствий и возможных вариантов использования в дальнейшей деятельности; сложность такого анализа -- в неопределенности причин эмерджентных достижений, кроме того, качественные параметры успеха, обязанные случаю, тактическим действиям или избранной стратегии, не находят отражения в обычных статистических данных и технико-экономических показателях производственно-хозяйственной деятельности;
-- технократический тип мышления: предпочтение отдается решению текущих инженерных задач, организации производственного процесса; менеджер - технократ предпочитает в качестве под чиненных иметь послушных исполнителей, людей-винтиков , несущих частичные функции производственного процесса и работающих по предписанным технологическим схемам;
-- бюрократический тип мышления: приоритет личных интересов над интересами дела, круговая порука и корпоративный дух техноструктуры, предприимчивость, ориентированная на личные интересы, состязательность в латентных структурах организации, проходящая по неписаным правилам игры, дихотомия коалиции, компромисса и конфликта.
Ум освещает путь воля, а воля повелевает действиями. Я. Коменский[20,с. 145].
О воле деловых людей можно прочитать скорее в литературных, чем научных произведениях. Обычно описывают сильные и неординарные характеры, говорят об умении подчинять себе людей, стойко держать удары судьбы, быть независимым и терпеливым.
Однако гораздо важнее установить, каким должно быть соотношение ума и воли менеджера. Здесь нужно отвергнуть распространенное заблуждение, согласно которому функцией ума считается выдвижение идей и составление планов, а функцией воли -- их исполнение. На самом же деле осуществление задуманных планов требует ума не меньше, чем воли, а кроме того, функция планирования в бизнесе практически неотделима от всех остальных управленческих функций и, что самое главное, от функций исполнения намеченных планов.
По-видимому, к деятельности менеджера - маркетолога применима теперь уже почти забытая "формула квадрата" Наполеона. [2,с. 156].
Он сравнивал дарование настоящего военачальника с квадратом, высота которого -- ум, а основание -- воля. Если воля превалирует над умом, то человек будет действовать решительно и мужественно, но неразумно. У человека с преобладанием ума будут хорошие замыслы и планы, но ему не хватит мужества для осуществления своих идей.
Таким образом, гармония воли и ума есть важнейшее требование к менеджеру. На свой страх и риск, реализуя собственные замыслы, ему остается рассчитывать только на органическое единство интеллекта и воли.
Сложность оценки организаторских способностей усугубляется тем, что, в отличие от природных задатков, эти способности проявляются и развиваются только непосредственно в процессе той деятельности, которая и требует от человека владения ими. Вероятно, отсюда и происходит тезис, до сих пор горячо отстаиваемый многими специалистами, что способности к руководству проявляются не ранее 3--5 лет работы, поэтому лиц, не имеющих достаточного стажа, нельзя назначать на руководящие должности. При этом упускается из виду тот очевидный факт, что после окончания учебного заведения начинающий специалист все свое время вынужден уделять исполнительским функциям, однако как бы хорошо он ни исполнял свои служебные обязанности, никак нельзя судить о его способностях к руководству совместной деятельностью. Хороший специалист не обязательно станет хорошим руководителем.
Мнение некоторых специалистов о том, что способности к руководству проявляются только после нескольких лет работы на должности специалиста, не выдерживает критики. Можно указать на человеческие качества, которые составляют психологическую основу организаторских способностей, навыков и умений руководить совместной деятельностью людей в финансовой организации. Эти качества существуют вне связи с опытом работника, и для того, чтобы оценить уровень их развития, совсем не обязательно возлагать на него функции руководства. Оценив же задатки работника к руководству, можно с некоторой уверенностью судить о том, насколько успешно он будет руководить трудовым коллективом. Возвращаясь к проблеме выбора менеджера, нужно подчеркнуть, что, для того чтобы требовать "от каждого по способностям", нужно уметь эти способности правильно оценить. Конечно, даже самые высокие оценки потенциальных организаторских способностей все же не позволяют принять окончательное решение о профессиональной пригодности их обладателя. Эти оценки представляют собой необходимое, но недостаточное условие менеджера.
Другое необходимое условие -- личный интерес. В обширной литературе по подбору и оценке руководящих кадров основное внимание уделяется двум фундаментальным проблемам: каким должен быть руководитель и кто может быть руководителем? Но существует и не менее острая проблема личного выбора, которая встает перед каждым человеком, выдвигаемым на руководящую должность: "Могу ли я быть руководителем, хочу ли я быть им и стоит ли мне заниматься этим делом?"
1.2.Сущность и определение карьеры
Карьера - это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности. Например, получение больших полномочий, более высо-кого статуса, престижа, власти, большего количества денег.
Карьера - это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся и т. п. Понятие карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии. Необходимо отметить также, что жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является ее частью.
Иначе говоря, карьера - это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.
Различают несколько видов карьеры:
Карьера внутриорганизационная -- означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в стенах одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
Карьера межорганизационная - означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в разных организациях. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
Карьера специализированная - характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется. Например, начальник отдела сбыта одной организации стад начальником отдела сбыта другой организации Такой переход связан либо с ростом размеров вознаграждения за труд, либо с изменением содержания, либо перспективами продвижения по службе. Еще пример, начальник отдела кадров назначен на должность зам. Директора по управлению персоналом организации, где он работает.
Карьера неспециализированная -- этот вид карьеры широко развит в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на 3 года. Считается вполне нормально, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специальных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через 5 лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.
Карьера вертикальная -- вид карьеры, с которым чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).
Карьера горизонтальная -- вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Понятие горизонтальной карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.
Карьера скрытая - вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Этот вид карьеры доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.
Карьера ступенчатая -- вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект. Такой вид карьеры встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.
Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия всех видов карьер. Это взаимодействие предполагает выполнение ряда конкретных задач, а именно:
- увязать цели организации и отдельного сотрудника;
- планировать карьеру конкретного сотрудника с учетом его специфических потребностей и ситуаций;
- обеспечить открытость процесса управления карьерой;
- устранять "карьерные тупики", в которых практически нет возможностей для развития сотрудника;
- повышать качество процесса планирования карьеры;
формировать наглядные и воспринимаемые критерии служебного роста, используемые в конкретных карьерных решениях;
- изучать карьерный потенциал сотрудников;
- использовать обоснованные оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;
- определять пути служебного роста, которые помогут удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.
Практика показывает, что часто работники не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.
Планирование и контроль деловой карьеры заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
В мире распространены две модели построения карьеры: американская и японская [11,с. 132].
Характеристики американской и японской моделей управления персоналом показывают разные схемы построения карьеры. Планирование карьеры в японских фирмах, ориентированных на пожизненный наем работников, предполагает, что все перемещения работника (смена сфер деятельности, горизонтальные и вертикальные перемещения) происходят в рамках одной фирмы.
Американские же фирмы расценивают переход работника в другую фирму как естественный вариант развития его карьеры. Такой подход называется диверсифицированным. С одной стороны, американские фирмы гордятся, что ушедшие от них сотрудники добились успеха в других местах. С другой, продолжительная работа в известной фирме является лучшей рекомендацией и гарантией получения новой работы.
Этапы карьеры |
Возраст, лет |
Потребности достижения цели |
Моральные потребности |
Физиологические и материальные потребности |
|
Предварительный |
до 25 |
Учеба, испытания на разных работах |
Начало самоутверждения |
Безопасность существования |
|
Становление |
до 30 |
Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста |
Самоутверждение, начало достижения независимости |
Безопасность существования, здоровье уровень зарплаты |
|
Продвижение |
до 45 |
Продвижение по служебной лестнице, рост квалификации |
Рост самоутверждения, достижение большей независимости, начало самовыражения |
Здоровье, высокий уровень оплаты труда |
|
Сохранение |
до 60 |
Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка к смене вида деятельности. |
Стабилизация независимости, самовыражения, рост уважения. |
Сохранения уровня зарплаты и интерес к другим источникам дохода. |
|
Пенсионный |
после 65 |
Занятие другими видами деятельности |
Самовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация уважения |
Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье |
|
1.3 Мотивация труда - основа формирования успешной карьеры
Говоря о стимулировании работников, надо учитывать и такое понятие как мотивация труда. Мотивация определяется двумя понятиями: потребность и вознаграждение. Потребности бывают первичные и вторичные. К первичным относятся физиологические потребности человека: еда, вода, одежда, жилище, отдых и т.п. Вторичные потребности являются по своему характеру психологическими: потребности в привязанности, уважении, успехе.
При стимулировании труда как предоставлении работнику вознаграждения за труд, которое он использует для удовлетворения своих потребностей, необходимо учитывать, что разные люди по-разному подходят к этому вопросу, определяя для себя различные ценности. Так, для человека высокого материального достатка лишнее время для отдыха может быть более значимо, чем дополнительный заработок, который он получил бы за сверхурочную работу. Для многих людей, например, работников, занимающихся интеллектуальным трудом, более значимыми будут уважение со стороны коллег и интересная работа, чем дополнительные деньги, которые он мог бы получить, займись торговлей или став коммерческим агентом.
Поэтому вознаграждение за труд может быть двух типов: внутреннее и внешнее.
Внутреннее вознаграждение - это удовольствие, получаемое человеком от работы, от уважения со стороны коллег, от причастности к коллективу.
Внешнее вознаграждение - это материальные выгоды, продвижение по служебной лестнице, повышение социального статуса.
Поэтому при стимулировании работников, не только материальном, руководителю необходимо выявлять потребности работников, чтобы потребности более низкого уровня удовлетворялись прежде, чем потребности более высокого уровня.
К сожалению, в современных российских условиях во многом утрачены стимулы в работе, формирующие у сотрудника ощущение внутреннего вознаграждения. Как показывают исследования, абсолютное большинство работников ставит во главу угла материальный фактор и лишь незначительное их число (в основном руководители) говорит о необходимости получения удовольствия от работы и ощущения своей значимости.
Поэтому, безусловно, одной из целей стимулирования наемных работников должно быть возвращение интереса к труду, воспитание сопричастности к общему делу в коллективе.
При решении вопросов стимулирования работников необходимо исходить из приоритетов в мотивации труда у работников. На различных уровнях социально-экономического развития общества различны и типы трудовой мотивации работников. При определенном материальном благополучии в обществе, уровне достатка, позволяющем не только удовлетворять первичные потребности, у работников повышенная мотивация к тому, чтобы труд приносил им удовлетворение, был значимым для них и общества. В условиях нестабильной экономической ситуации на первое место выходит удовлетворение первичных потребностей, желание заработать средства к существованию.
Система начисления бонусов становится более четкой, прозрачной, привязанной к результату -- это тенденция последнего времени. Во многих компаниях вводится система оплаты труда, зависящая от ключевых показателей эффективности деятельности. Если раньше премии руководителю выплачивались, как правило, по усмотрению собственника, были неформальными и бесструктурными и часто представляли собой лишь невыполненные обещания, то сейчас бонусные системы приобрели четкие очертания, они учитывают несколько факторов главных критериев в работе управленца, особенно в части переменной составляющей, и становятся одним из самых действенных стимулов.
Однако, по признанию менеджеров, здесь есть и свои подводные камни. Выплаты зависят от результатов деятельности, но для того, чтобы их оценить, необходимы четкая система управления, налаженная и прозрачная структура финансовой отчетности.
В противном случае прибыль может занижаться (что и делается в некоторых компаниях). Кроме того, часть дохода фирмы может быть использована для инвестирования внутренних направлений и тогда результат может быть высоким лишь через один-два года.
Действительно, довольно часто премии стимулируют руководителей к решению краткосрочных задач, иногда даже в ущерб развитию организации в длительной перспективе. При этом увеличение прибыли предприятия в текущем году, по результатам которого топ-менеджер получит хороший бонус, может отрицательно сказаться на рыночной стоимости компании.
Многие владельцы фирм стали это понимать, поэтому в современных системах стимулирования эти факторы учитываются. Появляется новая тенденция -- рост значимости мотивирования руководителей на долгосрочное развитие организации. Это связано с тем, что рыночная ситуация требует построения такой компании, которая могла бы зарабатывать большие деньги постоянно в течение длительного времени. В соответствии с этим необходимо стимулирование управленцев к работе, приводящей к увеличению стоимости фирмы, а не только к получению прибыли от реализации краткосрочных проектов. Эта задача решается с помощью опционов, которые дают право купить акцию фирмы по определенной цене в течение фиксированного периода.
Джим Коллинз, бизнес - гуру, автор книги-исследования «От хорошего к великому», вместе с коллегами провел эксперимент, целью которого являлось выявление соответствия между зарплатой высшего руководства и эффективностью его деятельности. Были проверены все аспекты компенсации управленцев: зарплата, бонусы, премиальные, акции компании и т.д. Результаты не показали искомой связи, не подтвердили предположение о том, что оплата труда главы компании является основным фактором ее перехода «от хорошего к великому». Единственным исключением стало то, что в развитых организациях примерно через десять лет после начала процесса преобразований меньшую часть дохода руководства составляла непосредственно зарплата, большую -- акции.
Материальный фактор по-прежнему является важным мотиватором для казахстанских управленцев. В опросе, проводимом специальной компанией, в котором приняли участие 93 руководителя, на вопрос: «Что может стимулировать вас к наилучшему выполнению своей работы?» -- были получены следующие ответы:
· участие в прибыли компании -- 19%;
· высокая заработная плата -- 18%;
· перспектива стать одним из собственников фирмы -- 16%;
· возможность получать бонусы за достижение результатов -- 14%;
· интересные задачи, удовлетворяющие амбиции -- 14%;
· опцион -- 10%;
возможность самореализации -- 9%[2,с. 158].
Принимая во внимание данную тенденцию, важно, чтобы зарплаты менеджеров были конкурентоспособными и адекватными современным рыночным условиям. Тем не менее, размер дохода руководства перестает играть существенную роль с повышением уровня развития компании. Более того, по мнению многих экспертов, денежное вознаграждение не столько стимулирует к хорошей работе, сколько привлекает в организацию стоящих специалистов.
ЗАО «Артель ТРУД» имеет самостоятельный баланс, расчетные счета в банках, печать с указанием своего наименования на казахском и русском языках, штампы, бланки.
Основными видами деятельности предприятия являются:
поиск, разведка и добыча рудных и нерудных полезных ископаемых, техногенных образований, а также подземных вод;
переработка минерального сырья;
проектные работы и внедрение научно-технических разработок и новых технологий по разведке, добыче и переработке минерального сырья;
транспортные услуги;
внешнеэкономическая деятельность и экспортно-импортные операции.
Предприятие аттестовано на право пользования недрами для ведения разведки и добычи полезных ископаемых, имеет:
Государственную генеральную лицензию № 0000161 от 26.04.2001г. на Проектирование эксплуатацию горных производств;
Государственную лицензию № 0002263 от 13.08.99г. на переработку минерального сырья;
Государственную лицензию ГСЛ № 002536 от 03.01.2001г. на выполнение проектных работ для капитального строительства.
Государственную лицензию серии OGT № 0004088 от 09.04.2001 г. на право перевозки опасных грузов.
Ежегодные Отчеты ЗАО «Артель ТРУД» по лицензируемым видам деятельности по квалификационным требованиям и о состоянии производственно-технической базы, для подтверждения дальнейшего действия выше указанных Государственных лицензии, за 1999г., 2000г.,2001г., 2002 г., 2003 г., 2004 г., своевременно приняты соответствующими органами лицензирования.
Все объемы вскрышных и горно-капитальных работ по строительству карьера и инфраструктуры на промышленной площадке месторождения выполнены хозяйственным способом, за счет собственных средств ЗАО «Артель ТРУД». За эти годы добыто и сдано государству более 5 тонн золота, в виде сырья, как флюсовые руды для металлургического передела на заводы цветной металлургии.
В 1998 году ЗАО «Артель ТРУД» для поддержания инфраструктуры на базе месторождения Большевик и загрузки имеющихся мощностей горно-технологического оборудования, а также для обеспечения работников оплачиваемой работой начал выполнять подрядные горно-вскрышные работы на других месторождениях Семипалатинского региона.
Предприятие укомплектовано квалифицированными инженерно-техническими работниками и горнотехническим персоналом, горнодобывающей техникой и технологическим транспортом и может выполнять любые виды геологоразведочных и горных работ с ведением буровзрывных работ, ежегодным объемом до 2 миллионов м3 горнорудной массы. А также может оказывать услуги по строительно-монтажным, погрузочно-разгрузочным, землеройным работам и транспортировке любых видов грузов, в том числе большегрузных и негабаритных.
В 2004 году были выполнены работы:
- горные работы с ведением БВР по вскрыше и добыче, а также строительство хвоста- хранилища на месторождении «Суздальское». Договор подряда с ОАО ФИК «Алел».
горные работы по вскрыше и добыче, а также по перевозке горной массы на месторождении «Жерек». Договор подряда с ТОО «Жерек».
горные работы по вскрыше и добыче, а также по перевозке горной массы на месторождении «Балажал». Договор подряда с АО «Балажал».
строительство дороги и хвостахранилища на руднике Риддер. Договор с ТОО «Востокметал».
В 2005 году предприятие выполняло следующие подрядные работы:
горные работы по вскрыше и добыче на месторождении «Жерек». Договор с ТОО «Жерек».
строительство площадки кучного выщелачивания, а также горные работы по вскрыше и добыче на месторождении «Найманжал». Договор с ТОО ФМЛ «Казахстан».
строительство площадки кучного выщелачивания на месторождении «Эспе». Договор с ТОО « Goldrise».
земляные и буровзрывные работы на строительстве новой железнодорожной линии станция Шар-Усть-Каменогорск. Договор с АО «Желдорстрой».
земляные работы и перевозка горной массы на руднике Риддер. Договор с АО «Казцинк».
Подрядные работы выполняются качественно с обеспечением безопасного ведения производства, согласно ежемесячного плана подрядных работ. Предприятие укомплектовано квалифицированными ИТР и горнотехническим персоналом, горнодобывающей техникой.
Таблица 2
Основные показатели деятельности за 2003-2005 года
№ п/п |
Наименование показателей |
2004г. |
2005г |
2006г |
2006г. |
||||
К 2004г. |
к 2005г. |
||||||||
Абс. |
отн. |
абс. |
отн |
||||||
1. |
Объем произведенной продукции, тыс.тг |
122263 |
127657 |
131164 |
+8901 |
+7,3 |
+3507 |
+2,7 |
|
2. |
Объем реализованной продукции, тыс. тг |
92080 |
107524 |
108613 |
+16533 |
+18 |
+1089 |
+1 |
|
3. |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. тг |
113210 |
118974 |
130498 |
+17288 |
+15,3 |
+11524 |
+9,7 |
|
4. |
Валовый доход, тыс. тг |
-21130 |
-11450 |
-21885 |
-755 |
-3,6 |
-10435 |
-91,1 |
|
5. |
Ср. списочная численность рабочих, чел. |
286 |
248 |
307 |
+21 |
+7,3 |
+59 |
+23,8 |
|
6. |
ФОТ, тыс. тг |
40425,3 |
42833,8 |
54212,4 |
+13787,1 |
+34,1 |
+11378,6 |
+26,6 |
|
7. |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. тг |
209453 |
216892 |
229398 |
+19945 |
+9,5 |
+12506 |
+5,8 |
|
8. |
Ср. оплата труда на 1 рабочего, тг |
141348 |
172716 |
200784 |
+59436 |
+42,1 |
+28068 |
+16,3 |
|
9. |
Дебиторская задолженность, тыс. тг |
25483 |
49079 |
39606 |
+14123 |
+55,4 |
-9473 |
-19,3 |
|
10 |
Кредиторская задолженность, тыс. тг |
60584 |
94075 |
99271 |
+38687 |
+63,8 |
+5196 |
+5,5 |
|
11 |
Производительность, тыс.тг |
427,5 |
514,7 |
485,8 |
+58,3 |
+13,6 |
-28,9 |
-5,6 |
|
12 |
Фондоотдача, тг |
0,58 |
0,59 |
0,57 |
-0,01 |
-1,7 |
-0,02 |
-3,4 |
|
13 |
Фондоемкость, тг |
1,17 |
1,69 |
1,74 |
+0,57 |
+48,7 |
+0,05 |
+2,9 |
|
14 |
Чистый доход или убыток, тыс. тг |
-30183 |
-20133 |
-22551 |
-7632 |
-25,3 |
+2418 |
+12 |
|
По данным таблицы 2 видно, что объем произведенной продукции и себестоимость реализованной продукции с каждым годом увеличивается, это можно объяснить тем, что из года в год увеличивается такой показатель, как среднегодовая стоимость ОПФ, соответственно увеличивается и износ основных средств, который входит в себестоимость выполненных работ и оказанных услуг, также увеличивается и фонд оплаты труда, который тоже входит в состав себестоимости.
В свою очередь повышение ОПФ можно объяснить тем, что в ЗАО «Артель ТРУД» постоянно пополняются учредителем основные средства в связи с производственной необходимостью. В связи с вводом в эксплуатацию новых объектов, соответственно увеличилось количество работников в штатном расписании, из-за чего и возросла за период с 2005года по 2006год среднесписочная численность рабочих и фонд оплаты труда, а два последних фактора повлияли на увеличение средней оплаты труда на одного рабочего.
Объем реализованной продукции с каждым годом увеличивается и это можно объяснить тем, что заключаются договоры с заказчиками. Но, несмотря на это, предприятие не имеет валового дохода, а напротив убыток, который увеличивается и это объясняется тем, что предприятие работает согласно тарифов, не смотря на понесенные расходы.
По данным таблицы видно, что в сравнении с 2004 годом дебиторская задолженность резко увеличилась на 55,4%, это произошло за счет увеличения задолженности коммунальных услуг населению. В сравнении с 2005 годом дебиторская задолженность уменьшилась на 19,3%, такое снижение произошло за счет снижения задолженности населения, так как в этом периоде предприятием были приняты все возможные меры по возмещению данной дебиторской задолженности.
По данной таблице видно, что за период с 2004г. по 2005 г. кредиторская задолженность резко увеличилась на 63,8%, на что повлияло резкое увеличение задолженности перед бюджетом, т.е. за данный период налоги практически не гасились. За период с 2004г. по 2005г. кредиторская задолженность тоже увеличилась, но на много меньше, чем в предыдущем периоде, это говорит о том, что предприятие постаралось за этот период погасить свои обязательства по максимальной возможности.
Нужно отметить, что задолженность по заработной плате заметно уменьшилась за счет того, что в этом периоде широко использовались взаимозачеты. Поэтому целесообразным было бы использование взаимозачетов и по другим обязательствам.
По данным таблицы видно, что на фондоотдачу и фондоемкость влияют два фактора: общий объем затрат и среднегодовая стоимость ОПФ. Уменьшение фондоотдачи и увеличение фондоемкости произошло за счет увеличения среднегодовой стоимости ОПФ. Увеличение общего объема затрат повлияло положительно, т.е. можно сделать вывод, что основные производственные фонда используются в производстве неэффективно, и какая-то часть фондов находится в простое. Для повышения фондоотдачи и снижения фондоемкости необходимо снизить среднегодовую стоимость ОПФ.
Также видно, что предприятие выходит каждый год на убыток, в отношении к 2003 убыток уменьшился на 25,3%, а в отношении к 2004г. убыток опять увеличивается на 12% , на это влияет увеличение общего объема затрат, в свою очередь положительно влияет увеличение себестоимости реализованной продукции. Так как предприятие находится в убытке, предприятие считается нерентабельным.
2.2 Оценка карьеры менеджера на объекте исследования
Выбирая менеджера, управляющий или комиссия должны быть полностью осведомлены о всех факторах влияющих на производительность менеджера, в современных казахстанских условиях образование (диплом) не всегда является решающим фактором при выборе менеджера., предъявляемых к современному специалисту, в тоже время кандидат должен уметь разбираться в соб-ственных природных задатках, способностях и желаниях, реально оценивать свой опыт и знания, кроме того, он обязательно должен иметь правильное представление о своих потенциальных организаторских способностях. Только при этих условиях его выбор будет действительно свободен и разумен.
Подбор менеджера представляет собой единый комплекс 5-ти форм его обеспечения:
Научно-методической,
Организационной,
Кадровой,
Материально-технической,
Программной.
Научно-методические принципы подбора менеджера это:
Комплексность,
Объективность,
Непрерывность,
Научность.
Процесс отбора менеджера состоит из нескольких этапов:
Определения требований к кандидату,
Привлечения кандидатов,
Отбор кандидатов,
Приём на работу,
каждый, из которых предполагает использование специальных методов.
Успех отбора в равной степени зависит от эффективности организации в реализации каждого его этапа в отдельности и способности управлять им как единым процессом.
Менеджеры -- это гарантия успеха компании. Это сокровище, которое нужно усердно искать и всячески оберегать.
На данном предприятии - ЗАО «Артель труд» специалисты менеджеры прошли специализацию по автоматизированным системам проектирования и широко применяют в проектах новейшие научные достижения, передовые отечественные и зарубежные технологии, технику и материалы, работают в тесном сотрудничестве с ВНИИцветмет, Казмеханобр, КазГИНалмаззолото, Института горного дела НАН РК, ведущими научно-исследовательскими институтами России.
Постоянно выписывается периодические отраслевые журналы, издания нормативных документов и передовой технологии по горнорудной промышленности.
Обеспеченность группы менеджеров оргтехникой и ЭВМ для производства расчетов и разработки графической части проектов:
-Компьютер Pentium IV |
-4 шт. |
|
-Компьютер Pentium III |
-8 шт. |
|
-Лазерный принтер brother HL -P2500 |
-2 шт. |
|
-Лазерный принтер HP LaserJet -6L |
-2 шт. |
|
-Принтер цветной HP Desk Jet 610C |
-1 шт. |
|
-Принтер цветной HP Desk Jet 1125C |
-1 шт. |
|
-Ксерокс А4 Canon FC 230 |
-1 шт. |
|
-Ксерокс А3 XEROX 5915 |
-1 шт. |
|
-Сканер HP LaserJet -1100 A |
-1 шт. |
|
-Сканер HP ScanIet -3200C |
-1 шт. |
|
-Кульман ПЧ |
-4 шт. |
|
-Модемы |
-4 шт. |
|
Менеджеры для качественной разработки и составлению документации обеспечены информационно - нормативной документацией:
Фондовые геолого-технические материалы и База данных по месторождениям полезных ископаемых;
Инструкции и методические указания по составлению Рабочих проектов и Отчетов на проведение геологоразведочных и горно-капитальных работ;
Типовые проекты по геологоразведочным и горным работам;
Протокола, согласования и экспертные заключения Территориальной и Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ТКЗ, ГКЗ);
Методические указания по составлению Технико-экономических обоснования (ТЭО) промышленных кондиции месторождении полезных ископаемых;
Инструкции, нормы и методические указания по составлению геологических, технических, технологических, общеинженерных, графических и сметных частей Рабочих проектов на разработку месторождений полезных ископаемых;
Справочники инженеров и технологов;
Единые правила охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых;
Единые правила безопасности (ЕПБ) при взрывных работах;
ЕПБ при разработке МПИ открытым и подземным способом;
ПТЭ электроустановок потребителей и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей;
Правила безопасности при геологоразведочных работах;
Справочник по природоохранным нормам, ГОСТам и правилам проектирования;
Единая система конструкторской документации (ЕСКД, ЕСПД);
СНиП для составления сметной документации проектов;
Инструкции по составлению объектных, локальных и сводных сметных расчетов;
Нормы расхода строительных материалов и ГСМ;
Технические характеристики и прайс-листы поставщиков лабораторного, горно-шахтного, горно-обогатительного оборудования и транспортных средств;
Система автоматизированного проектирования (САПР) AutoCAD;
Система автоматизированного проектирования трехмерной блочной модели месторождении SURPAC - 2000;
В связи с увеличением объема подрядных работ, в связи с проведением горных работ на трех участках - на каждом участке работ руководит начальник участка (менеджер), а основное руководство и контроль осуществляет главный инженер предприятия. Организация производств на горных участках основывается на вахтовом методе. Продолжительность одной вахты - 15 дней. В каждой вахте организованы две смены по 12 часов. Всего рабочих на всех трех горных участках 307 человек.
Приблизительная схема наличия рабочих горных участков:
Начальник горного участка - 1 чел. |
||||
Горные мастера - начальники смены - 1 х 2 х 2 = 4 чел. |
||||
Машинисты экскаватора ЭКГ-5 |
12 чел. |
|||
Пом. машиниста экскаватора ЭКГ-5 |
12 чел. |
|||
Машинист экскаватора RH - 30F |
4 чел. |
|||
Машинист экскаватора RH - 23,5 |
4 чел. |
|||
Машинист экскаватора ЭО - 5124 |
4 чел. |
|||
Машинист экскаватора ЭО - 4225 |
4 чел. |
|||
Машинист экскаватора ЭО - 4122 |
4 чел. |
|||
Машинист погрузчика |
4 чел. |
|||
Водитель автосамосвала БЕЛАЗ |
80 чел. |
|||
Машинист насосной станции |
3 чел. |
|||
Маш. Бурового станка |
16 чел. |
|||
Пом. бурильщика |
12 чел. |
|||
Итого рабочие горного участка |
159 чел. |
|||
Менеджерская служба предприятия осуществляет управление правильности разработки месторождения согласно Рабочего Проекта, плана развития горных работ, разработанных мероприятий, согласованных с Заказчиком объемов подрядных горных работ, а также в соответствии с действующими инструкциями и нормативными документами.
Ведется определение объемов выполненных горных работ, в том числе объемов добычи и потерь полезных ископаемых и полноты обработки запасов, а также учет состояния вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов полезных ископаемых.
Менеджеры обеспечены компьютерной сетью с подключением в Интернет, но не имеют современное программное обеспечение, что затрудняет производить выбор наиболее экономических и эффективных вариантов ведения горных работ, обогатительных и биогидрометаллургических процессов с учетом проблем экологии, экономии сырья, материалов энергоресурсов, механизации и автоматизации производства.
Таким образом, необходимо отметить, что каждый специалист и, прежде всего менеджер должен уметь не только ясно и четко экономически анализировать свой труд и его результаты, но и верно оценивать экономические процессы в стране, грамотно управлять трудовыми процессами.
Полноценная профессиональная подготовка специалистов экономических учебных заведений является гарантом процветания государства.
3.Направление совершенствования управления трудовой карьерой менеджера
3.1.Совершенствование модели профессионализации менеджера
Условием эффективности рынка труда становится непрерывное обучение и повышение квалификации работников, позволяющие планировать и строить их продвижение в фирме. В учебных центрах, создаваемых для этого, проводится разветвленная и тщательно организованная работа по целому ряду направлений:
* совершенствование горизонтального перемещения кадров, создание целевых рабочих групп и комитетов в целях обмена опытом и информацией;
* расширение бригадных форм работы («кружков качества» и т. п.) в целях реализации рационализаторских предложений и создания новой продукции;
* пересмотр трудовых функций работника с усилением его ответ-ственности за результаты, обогащение труда и т. п.
К недостаткам можно отнести ослабление конкуренции работников, так как при решении вопросов их продвижения основным критерием является не индивидуальные характеристики, а стаж работы в фирме.
Чтобы эффективно управлять своей деловой карьерой, необходимо составлять личные планы. На рис. 3 приводится примерная структура личного плана карьеры руководителя.
Рассмотрим содержание личного жизненного плана карьеры руководителя, который состоит из трех основных разделов:
-оценка жизненной ситуации
-постановка личных конечных целей карьеры
-частные цели и планы деятельности.
В организациях в рамках системы управления персоналом складываются подсистемы управления деловой карьерой и кадровым резервом, функции которых выполняют: дирекция, отдел кадров, начальники функциональных отделов аппарата управления организацией, профсоюзные комитеты, консультативные центры.
Под профессиональной пригодностью личности управленца понимается совокупность психологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения эффективности в деятельности менеджера. Оценка профессиональной пригодности в любой сфере осуществляется в трех формах.
В первом случае кандидат на должность оценивается с помощью разнообразных стандартизированных психологических методик на предмет выявления крайних степеней выраженности качеств, нежелательных для большинства профессий, например: нервно- психической неустойчивости, низкого уровня интеллекта, неадекватной мотивационной направленности. В этом случае диагностика производится безотносительно к содержанию конкретной деятельности. Такая форма психологической диагностики показала себя достаточно эффективной для ряда профессий. Она также становится единственной, когда нет возможности предварительного изучения деятельности, экспериментального определения наиболее прогностичных психодиагностических методик. Этот подход близок к медицинской диагностике и не решает всех задач в определении пригодности к конкретной деятельности, предъявляющей специальные требования к психологическим качествам специалиста.
Другие формы оценки профессиональной пригодности применяются при диагностике, ориентированной на конкретную специфику труда. Основная проблема психологического отбора может быть условно сведена к двум задачам: во-первых, установить совокупность требований, предъявляемых к свойствам личности конкретной профессиональной деятельности; во-вторых, определить такую психологическую методику, которая позволяла бы оценить эти свойства. Кроме того, может возникнуть необходимость определения критериев нормы отбора по показателям выбранных методик. Рассмотренный подход условно можно назвать подходом « от профессии».
Разработать еще один подход, который может быть назван подходом «от человека» и чья реализация начинается с комплексного психологического исследования представителей изучаемой специальности. Определяются лучшие и худшие специалисты, затем статистическая связь между психодиагностическими данными и показателями успешности группы исследованных лиц. После этого отбираются методики со значимой статистической связью, исследуемые в дальнейшем при реальном отборе кандидатов на данную специальность. Обычно подход «от человека» применим для отбора специалистов, достигающих успеха в работе за счет сложных психологических, внешне труднонаблюдаемых или многочисленных качеств.
Профессионально важными свойствами личности управленца также являются: эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, основанные на адекватной высокой самооценке; стремление к победе, базирующееся на мотивации достижения успеха. В соответствии с этим в процессе психологической диагностики целесообразно использование следующих опросниковых методик, оценивающих эмоционально - личностные свойства: тест Спилберга - Ханина, направленный на оценку эмоционального состояния в виде уровня реактивной и личной тревожности, а также опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова, который позволяет оценивать многие важные социально - психологические проявления темперамента.
В сфере управленческой деятельности к разряду специальных способностей личности управленца относятся: коммуникативные, организаторские и предпринимательские способности.
С целью повышения эффективности своего труда любой менеджер должен:
уметь определять важность и очередность решения возникающих проблем;
не поручать другим решение стратегических проблем, но второстепенные вопросы передавать заместителям;
быть требовательным к себе и другим, не допускать безответственности;
в чрезвычайных ситуациях действовать быстро и решительно, но избегать авантюрных решений;
с достоинством проигрывать;
быть последовательным и справедливым в своих действиях.
3.2. Применение средств автоматизации при управлении карьерой менеджера
В последнее время все больше предприятий сталкиваются с проблемой улучшения управляемости компании: улучшение контроля и ускорение бизнес- процессов, улучшение возможности их отслеживания и возможности получение метрик, характеризующих качество исполнения бизнес- процессов. Единственным способом реализации подобных задач является внедрение автоматизированной системы, выполняющие вышеуказанные функции. Однако в настоящее время попытка решения задачи внедрения такой системы наталкивается на существенные сложности, связанные с отсутствием на рынке адекватного предложения.
В современной организации руководитель сталкивается с необходимостью решать множество задач в условиях дефицита рабочего времени. Среди основных источников проблем в работе современного менеджера можно выделить следующие:
o Большое количество процессов, в которых задействован руководитель, исполняющий при этом разные роли: инициатора, ответственного исполнителя, контролера.
o Огромное количество документов, которые требуют согласования, уточнения, реакции, отслеживания, исполнения.
o Необходимость контролировать своевременное исполнение заданий и отслеживание взятых на себя обязательств.
o Постоянно растущие объемы дополнительной информации, необходимой для принятия управленческих решений.
С каждым днем все большее значение приобретает оперативность в принятии решений, контроль исполнения решений, рациональное использование накопленной информации и предыдущего опыта.
Тема автоматизации процессов документооборота становится в последнее время все более и более актуальной. Все больше компаний достигает необходимого уровня зрелости, и приходит к необходимости формализации бизнес процессов и внедрения средств для их автоматизации. С другой стороны к настоящему моменту компании прошли длительный путь по созданию своих информационных систем, что обеспечивает потенциальные возможности для реализации задач подобного уровня сложности. Однако менеджеры информационных систем сталкиваются с большими проблемами при определении методики и выборе программного обеспечения, которое способно обеспечить адекватные средства для реализации задач данного класса.
Исходя, из этого предлагаю внести в работу предприятия следующие мероприятия:
1.Обеспечивать единые механизмы хранения и доступа к данным.
В приложениях автоматизации управления используются данные, представленные в разном виде - в виде структурированной информации, файлов документов и их изображения, данных полнотекстовых индексов, справочной информации, а также записей каталога пользователей.
Подобное разнообразие данных, хранящихся в системе, предъявляет особые требования к обеспечению целостности хранимых данных. В том случае, если данные приложений не хранятся в едином централизованном хранилище, и система не обеспечивает единого унифицированного интерфейса взаимодействия с данными, то существенно усложняется обеспечение целостности данных системы, увеличиваются расходы на ее сопровождение, обеспечение резервного копирования и восстановления данных.
Система должна обеспечить единый механизм доступа ко всем данным системы. Все данные должны быть доступны только прикладному сервису системы и не могут быть модифицированными пользователями и приложениями непосредственно.
2.Поддерживать единые механизмы разграничения и управления правами доступа.
Система должна поддерживать единые механизмы аутентификации и разграничения прав доступа ко всей информации. В противном случае пользователю понадобится вводить множество паролей, а администратору - вести большое количество списков пользователей для разных приложений. На практике система должна обеспечивать единые средства аутентификации, интегрированные со средствами аутентификации Windows, а также обеспечивать возможность доступа к информации, как в локальной сети, так и при соединении с системой через Интернет.
С другой стороны, при раздаче прав на использование объектов системы, администраторы должны использовать унифицированный интерфейс управления правами доступа, в идеале - стандартный диалог управления безопасностью Windows.
3.Предоставлять пользователям общие средства навигации и доступа к данным.
Особенностью системы управления является то, что она реализует большое количество приложений на базе единой платформы. В связи с этим необходимо обеспечить пользователям системы унифицированные средства доступа к приложениям. В качестве такового могут быть использованы, Microsoft Windows Explorer, Microsoft Outlook, Internet Explorer или средства организации Internet портала, например Microsoft Share Point Portal Server.
Универсальное клиентское рабочее место должно обеспечивать динамическое управление табличными представлениями данных и отчетов.
4.Поддерживать общую структуру справочников.
Огромную проблему при внедрении приложений автоматизации управления создает отсутствие в организации единых справочных данных, как правило, дублируются в приложениях, внедряемых в компании, что приводит к существенному снижению эффективности использования информации, содержащихся в базах данных. Например, информация о контрагентах компании накапливается в системе управления контактами, базах данных рассылки, системе управления сбытом и бухгалтерской программе, что не позволяет воспользоваться информацией, накапливаемой в данных системах с единой точки зрения, например, проанализировать зависимость объема продаж от проведенной рекламной компании. То есть, справочная информация не может быть использована как источник для поиска и структурирования информации в системе. Кроме того, при централизации хранения и управления справочной информацией существенно снижается стоимость ее сопровождения.
5.Обеспечивать интегрированные средства поиска.
Ключевой вопрос успешного использования приложений автоматизации управления в качестве источника знаний о работе компании - наличие в них интегрированных средств поиска информации. Необходимо, чтобы средства поиска системы позволяли искать данные во всей системе, вне зависимости от приложений, в которых порождалась информация, и месторасположения информации. Необходимо обеспечить комбинированные средства поиска, включающие структурированные запросы, полнотекстовый поиск, поиск по классификаторам. Система должна обеспечивать сохранение типичных запросов в качестве шаблонов, а также возможность разграничения прав доступа на разные типы поисковых запросов.
6.Поддерживать единые средства управления жизненным циклом приложений и маршрутизации документов.
Приложения автоматизации управления и документооборота обеспечивают автоматизацию основных управленческих процедур компании. Данные, накапливаемые в них, содержат крайне важную информацию, которая позволяет судить об эффективности тех или иных бизнес процессов в организации. В связи с этим, крайне важно обеспечить интегрированные средства управления жизненным циклом приложений этой группы. Наличие таких механизмов обеспечит:
· Наблюдаемость процессов
· Накопление и доступ к информации об эффективности процессов
· Экономию за счет сокращения простоев
· Возможность организации схем распределенной обработки информации, включение клиентов компании в бизнес процесс
· Обеспечение удобства пользователей за счет использования унифицированного доступа к заданиям
7.Обеспечивать интегрированные средства управления и администрирования приложений.
Интегрированные средства управления приложениями обеспечивают существенное снижение совокупной стоимости владения информационной системой. Упрощается процесс внедрения каждого следующего приложения за счет сокращения сложности обучения администраторов, отсутствия необходимости инсталлировать дополнительное программное обеспечение, средств резервного хранения данных. Существенно упрощается аудит работы системы и изменение конфигурации приложений.
8.Обеспечивать общее пространство адресации всех объектов системы.
При внедрении приложений автоматизации управления крайне важно обеспечить возможности их интеграции с системами электронной почты и календарного планирования средствами управления контактами и другими базовыми приложениями, уже функционирующими в информационной системе организации. Подобного рода интеграция возможна в том случае, если приложения системы автоматизации управления обеспечивают средства адресации к объектам, таким как отдельные файлы документов и их версиям, учетным карточкам объектов, табличным представлениям и отчетам, папкам приложений и записям справочников.
9.Предоставлять унифицированные средства разработки (настройки) приложений и общего набора компонентов, используемых для встраивания в приложения.
Единые механизмы разработки приложений позволяют обеспечить преемственность при разработке и внедрении приложений на базе системы. Наличие подобных инструментов обеспечивает:
· Возможность экономии при расширении функциональности
· Однократное обучение разработчиков и специалистов по внедрению системы
· Предсказуемость развития системы
При внедрении приложений, обладающих указанным преимуществом, появляется возможность использования отдельных функций приложений управления, таких как хранение файлов и справочной информации, средств маршрутизации документов в других приложениях информационной системы. Например, появляется возможность добавить функции создания архива документов в ERP системы.
Сегодня существует два альтернативных подхода к автоматизации задач управления в организации. Первый заключается в последовательной реализации отдельных приложений, автоматизирующих отдельные процессы управления. Второй - во внедрении платформы для реализации комплексной системы автоматизации управления процессами и создание на ее базе приложений, интегрированных в единый комплекс.
10.Внедрение комплекса приложения, реализующие «фиксированную» функциональность.
Примерами такого рода приложений могут служить системы автоматизации канцелярии, средства автоматизации контроля исполнения, системы управления проектной документацией. Основным достоинством такого подхода является относительно невысокая стоимость и достаточно быстрое получение эффекта от внедрения приложений. Приложения данной группы идеально подходят для автоматизации специализированных рабочих мест ориентированных на выполнение рутинных операций изолированных от остальных участков автоматизации предприятия, например, таких как рабочее место менеджера в организации и горные мастера - начальники смены на участке.
Однако в современной организации в се чаще возникает необходимость комплексной автоматизации управления. Для решения этой задачи приложения должны охватывать множество рабочих мест. Причем, один пользователь может участвовать в разных процессах обработки документов в разных ролях. Например, пользователь может выполнять роль согласующего лица в системе согласования распорядительных документов, быть ответственным за формирование проектной документации в системе управления проектами, контролировать исполнение заданий в системе контроля исполнения.
Успешно решая изолированные задачи, конечные приложения не позволяют объединить все функции в единую систему управления документами и процессами в компании, что существенно ограничивает эффективность внедрения подобных приложений и ограничивает потенциальные возможности ее использования в будущем. Альтернативой подобному подходу является внедрение комплексной системы автоматизации управления на базе единой программной платформы.
11.Внедрение комплексного решения на базе платформы автоматизации управления имеют свои достоинства и недостатки.
Внедрение платформы автоматизации управления позволяет избежать проблем возникающих при "кусочной автоматизации" задач управления, но выбор базовой платформы автоматизации является нетривиальной задачей.
Таким образом, для ЗАО «Артель ТРУД» затраты на современное программное обеспечение составят:
Таблица 3
Затраты на программное обеспечение ЗАО «Артель ТРУД»
№ |
Наименование |
Стоимость, тенге |
|
1 |
Покупка комплексной системы |
5000 |
|
2 |
Установка программы |
3000 |
|
3 |
Методическое обеспечение за год |
6000 |
|
4 |
Итого |
14000 |
|
При ручном способе решения исследуемых задач затраты определяется по формуле
Зд = [(Вуч / Др ? ds) ? (Ом + П + Осн) ] / 2,
где Р - число работников, участвующих в решении задач ручным способом в течение года (2 чел.);
Вуч - время участия каждого работника в решении задач ручным способом в течение года, в часах.
При расчёте времени для решения задачи предположим, что в месяц у менеджера уходит 2 недели (8 ? 14 = 112 часов), при этом в течении месяца менеджер тратит время на оформление документов (2 ? 21 = 42 часа). Для ввода информации потребуется ориентировочно месяц, т.к. информацию придётся набивать дважды, для различных программ выданных в данных структурах (8 ? 20 = 160 часов).
Итого: (112 +42) ? 12 = 1848 + 160 = 2008 часов
П - премия, предусмотренная для работников, участвующих в решении задач, принято брать в размере 30% от ОТ, т. е.2333 тенге.;
Осн - отчисления на социальные нужды (20%),
10% - пенсионный фонд;
Затраты ручным методом = [ (2008 / 8 ? 20) ? (6358 + 2333 + 3773) ] / 2 = 31 128
Эг = 31 128 - 14 000 = 17128 тенге
Данное мероприятие позволит производить выбор наиболее экономических и эффективных вариантов ведения горных работ, обогатительных и биогидрометаллургических процессов с учетом проблем экологии, экономии сырья, материалов энергоресурсов, механизации и автоматизации производства.
Таблица 4
Предложенное мероприятие |
Цель |
Экономический эффект |
|
Применение средств автоматизации при управлении карьерой менеджера |
Наблюдаемость процессов;Накопление и доступ к информации об эффективности процессов;Экономию за счет сокращения простоев;Обеспечение удобства пользователей за счет использования унифицированного доступа к заданиям |
17128 тенге |
|
Заключение
Желание человека оптимизировать карьерное развитие с помощью управления связано еще и с особенностями нынешней ситуации в развитии казахстанского общества. Демократизация способствует созданию условий для свободного самоопределения, самореализации каждого человека, самостоятельного выбора им путей своего движения в социальной структуре, социальном пространстве общества. Но эта свобода порождает конкуренцию, которая ставит перед каждым человеком проблему его конкурентоспособности, достижения личных успехов на фоне опережения других.
Управление карьерой затрагивает такие важные проблемы, как удовлетворенность персонала работой в организации и связанную с этим производительность труда; преемственность профессионального опыта и культуры корпорации; обеспечение бесперебойного и рационального замещения ключевых должностей; адаптивность и маневренность в условиях быстрых изменений в содержании и разделении труда, в условиях кризисов; наконец, оно связано с вопросами внутреннего приращения профессионального потенциала и внешнего роста предприятия в среде.
Прежде всего, следует заметить, что хотя в управлении карьерой заинтересован и менеджер, и организация, инициатором должна выступать организация как носитель карьерного пространства, без которого развитие человека так и останется просто развитием, не проявившись во внешнем движении, не обретя тем самым качества карьеры. Безусловно, без желания и готовности человека карьера тоже не состоится, но тем не менее создать мотивацию к карьерному росту гораздо проще, чем карьерное пространство.
Общее целенаправленное воздействие на характер протекания и содержание процесса карьерного развития человека должно реализовываться посредством объединения усилий по управлению карьерой со стороны организации и самоуправлению карьерой со стороны человека, а также при содействии со стороны государства.
Для обеспечения в организации успешного управления карьерным процессом в целом и индивидуальной карьерой каждого менеджера требуется разработка специальной концепции управления карьерным процессом, которая бы вобрала в себя весь предшествующий положительный опыт, а также перечисленные и другие конструктивные подходы и принципы. Только при условии следования такой концепции можно в полном объеме реализовать миссию управления карьерой - достижение гармонии между интересами организации и потребностями человека.
К настоящему моменту ЗАО «Артель ТРУД» прошло длительный путь по созданию своих информационных систем, что обеспечивает потенциальные возможности для реализации задач подобного уровня сложности. Однако менеджеры информационных систем сталкиваются с большими проблемами при определении методики и выборе программного обеспечения, которое способно обеспечить адекватные средства для реализации задач данного класса. Таким образом считаю, что предложенное мероприятие позволит решать множество задач в условиях дефицита рабочего времени.
Список литературы:
1.Аширов Д.А., Егоров А.С., «Управление карьерой в организации», Москва 2003
2.Алексеенко Е. // Качественное профессиональное образование как фактор роста конкурентоспособности предприятия. Транзитная экономика № 5-6, 2005г.
3.Базаров Т.Ю. Управление персоналом организации. Учебник для вузов. М.: Экономика и финансы. 2001.
4.Бляхман Л.С., Галенко В.П., Минкин А.В. Введение в менеджмент.-Учебное пособие. - СПб.: СПбУЭФ, 1994г.
5.Вудкок М., Фрэнсис Д. “Раскрепощенный менеджер”.
6.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. Спец. Вузов. -- М.: Высш. шк., -- 1994
7.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
8.Десслер Г. «Управление персоналом», М.: БИНОМ, 1997
9.Каменская В. Г. Социально - психологические основы управленческой деятельности: Учеб. Пособие - М.: «Академия», 2002
10.Колесник М. Менеджмент (конспект лекций). - М., Приор, 2001г.
11.Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент - СПб.: Питер, 2001г.
12.Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы // Человек и труд. - 2003. - №10
13.Лафта Дж.К. менеджмент. Учебник. - М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2002
14.Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. Инфа-М, 2000 г.
15.Резник С. Д., Соколов С. Н., Удалов Ф. Е., Бондаренко В. В. «Персональный менеджмент» М. : ИНФРА - М, 2002.
16.Травин В.В. Дятлов В.А. «Менеджмент персонала предприятия» М.: Дело, 2000.
17.Трейси Д. “Менеджмент с точки зрения здравого смысла”, “Автор” 1993г.
18Травин В.В. Дятлов В.А. «Менеджмент персонала предприятия» М.: Дело, 2000.
19.Экономика: Учебник / Под. ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Издательство БЕК, 1997
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |