98
Содержание
В условиях фактически сложившейся рыночной экономики, планирование хозяйственной деятельности предприятия является залогом его эффективного функционирования. Для гибкого реагирования всех структурных подразделений предприятия на изменение рыночной ситуации требуется не просто оперативное планирование.
Руководство любого предприятия все время ощущает необходимость выбора. Оно должно осуществить выбор оптимальной цены реализации, величины объема продукции, принимать решения в области кредитной и инвестиционной продукции и многое другое. Чтобы обеспечить возможность принятия экономически обоснованных решений, на предприятии производятся и анализируются расчеты альтернативных предложений и описываются ожидаемые результаты экономической деятельности. Правда, руководители многих предприятий (особенно небольших) склонны считать, что не стоит тратить время на так называемое «формальное планирование» (т.е. подробно фиксировать на бумаге всю схему действий), поскольку экономическая ситуация так быстро меняется, что приходится постоянно вносить изменения и дополнения в первоначальную схему действий.
Однако ученые, а также руководители крупных предприятий относят планирование к деятельности высшего порядка и считают, что формальное планирование предоставляет немало выгод:
- помогает руководству предприятия мыслить перспективно;
- способствует четкой координации предпринимаемых предприятием усилий;
- формирует систему целевых показателей деятельности для последующего контроля;
- готовит предприятие к возможным внезапным рыночным переменам;
- демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц;
- способствует также привлечению инвестиций в производство и организации совместных предприятий с зарубежными фирмами.
В условиях быстрых изменений в экономике для управляющих очень важно своевременно принимать соответствующие меры реагирования. Неоценимую помощь здесь оказывает планирование, позволяющее проанализировать весь комплекс будущих операций бизнеса. Именно на основе планирования дальнейшего развития предприятия появляется реальная возможность минимизировать внутренние и часть внешних рисков компании, сохранить гибкость управления производством. Если работа без плана является вынужденной реакцией на уже произошедшие события, то деятельность на основе плана -- управленческая реакция на ожидаемые и запланированные явления. Современная хозяйственная ситуация вынуждает бизнес особенно внимательно относиться к внутрифирменному планированию. Именно бизнес-план является наиболее прогрессивной формой подобного планирования. Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от понимания состояния дел на данный момент, четкого представления того, что бизнес намерен достичь, и планирования процесса перехода из одного состояния в другое.
Данная работа освещает вопросы бизнес-планирования. Актуальность темы исследования заключается в том, что бизнес-планирование необходимый элемент управления предприятием в условиях рыночной экономики. Бизнес-план -- документ, где анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель и определяются основные способы их решения. Именно с помощью бизнес-плана менеджер способен оценить, какие потрясения рынка способен выдержать бизнес, и достойно встретить появление многих неожиданных проблем. Нереально, конечно, исключить все ошибки, но бизнес-планирование позволяет оценить возможные дальнейшие действия, осуществлять контроль за состоянием и развитием бизнеса, а не просто специально реагировать на события.
Бизнес-план - объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время - необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. В ней описываются основные аспекты будущего коммерческого предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Следовательно, бизнес-план - одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная (предпроектная) работа. Именно бизнес-планирование помогает предпринимателям реально оценить свои сильные и слабые стороны, рассмотреть возможность альтернативы, предложить своевременные меры по предотвращению рисков, что обеспечит успех задуманного дела и поможет обойти конкурентов.
Целью работы является раскрытие сущности бизнес-планирования и применение теоретических основ при разработке бизнес-плана торговой организации.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Раскрыть теоретические основы бизнес-планирования, их специфику в торговых организациях.
2. Дать экономическую характеристику предприятия, оценку основных экономических параметров.
3. Рассмотреть особенности процесса разработки и внедрения бизнес-планирования на конкретном предприятии (сущность проекта, экономическая целесообразность проекта, финансовое планирование).
Объектом исследования является деятельность торгового предприятия ООО «Валга-ТЭК», осуществляющего оптовую продажу горюче-смазочных материалов и топлива.
Дипломная работа содержит введение, три главы и заключение.
Методологической основой для написания работы послужили нормативные акты, труды отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, отчетности предприятия.
1. Теоретические основы бизнес-планирования
Бизнес-план это важнейший шаг на пути превращения намерений, связанных с производством товаров и услуг, в реальное процветающее предприятие. Предприниматель сможет планировать, если сумеет правильно оценить [29, С. 302]:
- потенциальный рынок для своего предприятия;
- потенциальные расходы на удовлетворение потребностей такого рынка;
- потенциальные сложности в организации работы предприятия;
- первые признаки успеха или спада.
Подготовка бизнес-плана требует тщательности, опоры на факты и закладывает основы благополучия предприятия. По большому счёту планирование представляет собой принятие решения о том, что, как и когда делать. Оно имеет чрезвычайное значение для успеха предприятия. Об этом интересно высказался один зарубежный предприниматель:
Сам процесс составления бизнес - плана заставляет предпринимателя обдумывать все необходимые действия со дня, когда он решил начать свое дело, и на протяжении всего того времени, пока есть силы им заниматься. По существу, бизнес- план может выполнять функцию оперативного плана, после того как предприятие начало свою деятельность.
Во многих отношениях бизнес-план напоминает географическую карту, подсказывая любому как начинающему, так и более опытному предпринимателю, как лучше добраться до намеченного пункта. Однако предпринимателю может прийти в голову вполне закономерный вопрос: зачем терять время на составление бизнес-плана? Ответ прост: без него не обойтись. В такой сложной экономике, как российская, подобный план просто необходим. Было время, когда человек мог открыть предприятие и преуспеть только благодаря способности много работать и продавать свою продукцию по ценам, намного превышающим её себестоимость. В век космоса можно преуспеть, объединив здравый смысл с новейшими методами. Невозможно запустить космический корабль с людьми на борту без плана полёта, точно также невозможно запустить новое предприятие без бизнес-плана.
Не существует стандарта на разработку бизнес-плана из-за различия целей бизнеса и бесконечного множества вариаций среды, в которой он действует. Следовательно, требуются навыки и усидчивость, чтобы описать перспективу развития бизнеса, особенно в быстро меняющихся экономических условиях. Поэтому значительной частью любого бизнес-плана будут разделы планомерного контроля и регулирования бизнеса.
Хотя бизнес-план в целом считается инструментом для получения кредита, он служит и другим целям [27, С. 254]:
- выявлению целей бизнеса;
- оказанию содействия выработке стратегии и оперативной тактики для достижения целей бизнеса;
- созданию системы измерения результатов деятельности;
- предоставлению инструментария управления бизнесом;
- предоставлению средств оценки сильных и слабых сторон бизнеса, а также выявления альтернативных стратегий выживания.
98
Название организации |
Покупаемые нефтепродукты |
|
ДЭП-146-ФГУ |
-бензин,-дизельное топливо |
|
ООО “Булгар” |
-дизельное топливо |
|
ООО “ВЕК” |
-дизельное топливо |
|
ОАО “Волгодорстрой” |
-дизельное топливо,-битум дорожный,- бензин |
|
ООО “Восток” |
- бензин,-дизельное топливо |
|
ООО “Дорсервис” |
-битум дорожный |
|
ООО “Промтехнострой” |
-дизельное топливо |
|
ООО “Ресурс-ОЙЛ” |
-бензин,-дизельное топливо |
|
ООО “Паларэкс” |
-битум дорожный |
|
Наименование организации |
Достоинства |
Недостатки |
|
ОАО Чувашнефтепродукт” |
Развитая сеть оптовых складов по Чувашии |
Громоздкая система управления |
|
ООО “Волганефть Холдинг” |
Развитая сеть рыночной реализации ГСМ |
Не сопоставимы |
|
ЧФ ОАО “Лукойл” |
Развитая сеть рыночной реализации ГСМ |
Не сопоставимы |
|
Показатель |
Годы |
Отклонение, +/- |
Темп изменения, % |
|||||
2005 |
2006 |
2007 |
2006г. от 2005 г. |
2007г. от 2006 г. |
2006г. от 2005 г. |
2007г. от 2006 г. |
||
Общий валовой объем деятельности-в действующих ценах-в сопоставимых ценах |
6785667856 |
7662269029 |
8946371570 |
+8766+1173 |
128415051,6 |
112,9112,9 |
116,7103,7 |
|
Видовая структура, доля в % к объему деятельности:-торговой |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
- |
- |
|
Индекс цен |
- |
1,11 |
1,25 |
- |
- |
|||
Исходя из данных таблицы 3, можно сделать вывод, что объем деятельности увеличился. За исследуемый период общий объем деятельности в действующих ценах вырос на 16,7 % и достиг 89463 тыс. руб., в сопоставимых ценах прирост составил 3,7 %. Весь удельный вес в совокупном обороте занимает оптовая торговля. Оборот оптовой торговли предприятия в большей степени достиг за счет роста цен на ГСМ.
Деятельность любого предприятия основана на использовании ресурсов. От их наличия, условий пополнения, эффективности использования зависит результат деятельности хозяйствующего субъекта. К экономическим ресурсам предприятия относятся основные фонды, оборотные фонды, расходы на оплату труда. В таблице 4 представлены основные показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия ООО “Волга-ТЭК”.
Приведенные в таблице данные свидетельствуют о значительных темпах роста основных параметров предприятии - выручки, затрат, прибыли и ресурсов.
Таблица 4 Основные экономические показатели ООО “Волга-ТЭК” за 2005-2007 гг.
Показатели |
Годы |
Темп изменений, % |
||||
2005 |
2006 |
2007 |
2006г. к 2005г. |
2007г. к 2006г. |
||
1.Объем деятельности, тыс.руб. -в действующих ценах -в сопоставимых ценах |
67856 67856 |
76622,0 69029 |
89463,0 71570 |
112,9 101,7 |
116,7 103,7 |
|
2. Индекс цен |
- |
1,11 |
1,25 |
- |
- |
|
3. Прибыль, тыс.руб. |
996 |
1336 |
4796 |
131,1 |
в 3,6 раза |
|
4. Затраты, тыс.руб. |
66860 |
75739 |
85976 |
113,3 |
113,5 |
|
Средняя стоимость основных средств, тыс.руб. |
1254,5 |
1537,5 |
2668,5 |
122,5 |
173,5 |
|
Фондоотдача, руб. |
54,1 |
49,8 |
33,5 |
92,0 |
67,3 |
|
Фондоемкость,руб |
0,02 |
0,02 |
0,03 |
- |
150,0 |
|
Фондорентабельность, руб. |
1,47 |
0,87 |
1,79 |
59,2 |
в 2 раза |
|
Фондовооруженность, тыс.руб. |
54,5 |
61,5 |
95,3 |
112,8115,5 |
154,9 |
|
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб. |
2874 |
3319 |
8329 |
115,5 |
в 2,5 раза |
|
Оборачиваемость оборотных средств, дни |
15,2 |
15,8 |
33,9 |
103,9 |
в 2,0 раза |
|
Оборачиваемость оборотных средств, раз |
23,6 |
23,1 |
10,7 |
97,9 |
- |
|
Среднесписочная численность работников, чел |
23 |
25 |
28 |
108,7 |
112,0 |
|
Расходы на оплату труда, тыс.руб. |
1104 |
1500 |
1786,4 |
135,9 |
119,1 |
|
Средняя месячная заработная плата, руб. |
4000 |
5000 |
5300 |
125,0 |
106,3 |
|
Производительность труда, тыс. руб.: - в действующих ценах. - в сопоставимых ценах |
2950,3 2950,3 |
3064,9 2761,2 |
3195,1 2556,1 |
103,9 93,6 |
104,2 83,3 |
|
Доля расходов на оплату труда в затратах, % |
1,65 |
3,9 |
3,3 |
- |
- |
|
Уровень расходов на оплату труда, в % к объему деятельности |
1,6 |
3,7 |
3,2 |
- |
86,5 |
|
Прибыль в расчете на : -1 работника , тыс.руб. -1 руб. расходов на оплату труда, руб. |
43,3 0,9 |
53,4 0,6 |
171,3 1,1 |
123,3 66,7 |
в 3,2 раза 183,3 |
|
Объемы деятельности (выручки от продажи продукции, работ, услуг) в действующих ценах за анализируемый период возросли на 12,9 (в 2006г.) и 16,7 % (в 2007г.), достигнув более 89 млн. руб. оборота оптовой торговли. В тоже время следует отметить, что в сопоставимых ценах объемы выручки от продаж возросли менее существенными темпами 1,7 и 3,7 соответственно в 2006 и в 2007 гг. Затраты предприятия также увеличились, однако следует отметить, что темпы роста выручки опережают темпы роста затрат, что подтверждается данными рисунка 2. Данные тенденции оказали положительное влияние на показатели прибыли, которая по итогам работы предприятия за 2007 г. составила 4796 тыс.руб. Причем если в 2006 г. по сравнению с данными за 2005 г. темпы роста прибыли возросли 31,1 %, то в 2007 г. по сравнению с данными за 2006 г. - более чем в 3,6 раза, что свидетельствует о том, что предприятие ООО “Волга-ТЭК” стало осуществлять свою деятельность более эффективно.
Рис. 2 Темпы роста основных экономических показателей деятельности ООО “Волга-ТЭК”
Оценивая эффективность использования ресурсов можно сделать вывод о том, что при росте объемов деятельности ООО “Волга-ТЭК” на 12841 тыс.руб. или 16,7%, значительно увеличилась стоимость ресурсов (в 2 раза), используемая в процессе осуществления основного вида деятельности - оптовой торговли ГСМ. Это привело к тому, что ухудшились показатели использования ресурсов. Как известно, ресурсы включают в себя стоимость основных фондов, оборотных средств и величину расходов на оплату труда. Рассматривая динамику изменения различных элементов отметим, что в 2007 г. значительно увеличилась среднегодовая стоимость основных фондов (на 1131 тыс. руб. 73,5 %), что свидетельствует о том, что ООО “Волга-ТЭК” большое внимание уделяет техническому перевооружению, положительной оценки также заслуживает увеличение показателей фондорентабельности - на 0,93 процентных пункта, а также фондовооруженности - на 33,8 тыс.руб. Однако отметим, что в 2007 г. ухудшились показатели эффективности использования основных средств: фондоотдача снизилась на 16,3 руб., т.е. с каждого рубля вложенного в основные фонды предприятие стало получать на 16,3 руб. выручки меньше чем в 2006 г., увеличилась фондоемкость - на 0,01 руб.
Рассматривая динамику следующего элемента ресурсного обеспечения предприятия оборотными средствами, можно сделать вывод о том, что предприятие в достаточном количестве имеет в распоряжении оборотные средства, величина которых по состоянию на 31 декабря 2007 г. составила 13121 тыс. руб., что в 3,7 раза больше, чем на конец 2006 г. Пополнение оборотных средств произошло за счет краткосрочных и долгосрочных кредитов банков. Значительную часть в структуре оборотных средств составляет дебиторская задолженность, на ее долю приходится 74,1%. В целом, можно сказать, что оборотные средства стали использоваться в ООО “Волга-ТЭК” значительно хуже, так в 2007 г. увеличилась длительность оборота оборотных средств - на 18 дней, при этом сократилась оборачиваемость оборотных средств, выраженная в оборотах, на 12,7 оборотов.
В 2006-2007 гг. возросла численность работающих с 23 до 28 чел., что вызвано производственной необходимостью. Увеличение численности работников привело к увеличению расходов на оплату труда в 2007 г. на 19,1 %, при этом увеличился уровень расходов на оплату труда к объему деятельности возрос на 0,23 %. Оценивая показатели ООО “Волга-ТЭК” по труду за 2006-2007 гг. можно сделать вывод о том, что опережающими темпами возросла среднемесячная заработная плата (увеличилась на 6,3 %) и составила 5,8 тыс. руб. по сравнению с темпами роста производительности труда работников (увеличилась на 4,2 %). Такие тенденции отрицательно характеризуют деятельность предприятия, т.к. не соблюдается правило, смысл которого сводится к тому, что производительность труда должна расти более быстрыми темпами, по сравнению с темпами роста заработной платы.
В процессе анализа производственно-хозяйственной деятельности необходимо провести анализ финансовых результатов деятельности предприятия. В таблице 5 представлены показатели формирования финансовых результатов в ООО “Волга-ТЭК”.
Таблица 5 Формирование финансовых результатов ООО Волга-ТЭК” за 2006-2007гг.
Показатели |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
Отклонение по сумме, +/- |
|||||
сумма, тыс.руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс.руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс.руб. |
уд. вес, % |
2006г. к 2005г. |
2007г. к 2006г. |
||
Выручка от продажи товаров |
67856 |
100,0 |
76622 |
100,0 |
89463 |
100,0 |
+8766 |
+12841 |
|
Себестоимость проданных товаров |
62531 |
92,15 |
70174 |
91,58 |
77897 |
87,07 |
+7643 |
+7723 |
|
Коммерческие расходы |
2789 |
4,11 |
3137 |
4,09 |
6979 |
7,80 |
+348 |
+3842 |
|
Управленческие расходы |
1540 |
1,55 |
1870 |
2,44 |
- |
- |
+330 |
-1870 |
|
Прибыль от продажи |
996 |
1,47 |
1441 |
1,88 |
4587 |
5,13 |
+445 |
+3146 |
|
Проценты к уплате |
17 |
0,02 |
25 |
0,03 |
67 |
0,07 |
+8 |
+42 |
|
Прочие доходы |
1246 |
1,84 |
8586 |
11,21 |
14862 |
16,61 |
+7340 |
+8572 |
|
Прочие расходы |
1547 |
2,28 |
8666 |
11,31 |
14586 |
16,30 |
+7119 |
+5899 |
|
Прибыль до налогообложения |
678 |
1,0 |
1336 |
1,74 |
4796 |
5,36 |
+658 |
+3460 |
|
Налог на прибыль |
163 |
0,24 |
455 |
0,59 |
1033 |
1,15 |
+292 |
+578 |
|
Чистая прибыль |
515 |
0,76 |
881 |
1,15 |
3763 |
4,21 |
+366 |
+2882 |
|
Как видно из таблицы 5, в 2007 г. выручка от продажи продукции возросла на 16,7 %, при этом себестоимость увеличилась на 11,1 %. Это вызвало увеличение прибыли в 3,5 раза. Положительным является то, что в 2007 г. в отличие от 2006 г. ООО “Волга-ТЭК” получена прибыль от продаж 4587 тыс. руб., что в 3,2 раза выше показателя 2006 г. Причиной роста рентабельности предприятия стало увеличение физической массы реализуемых товаров, позволившей нарастить сумму доходов, а так же проведенные коммерческие работы, в сумме по сравнению с 2006 г. коммерческие расходы возросли на 3842 тыс. руб., т.е. в 2,2 раза. На рис. 3 приведена динамика показателей прибыли предприятия за 2006-2007 гг.
Рис. 3. Динамика показателей прибыли ООО “Волга-ТЭК”
за 2006-2007 гг.
Дополнительным источником финансовых ресурсов в ООО “Волга-ТЭК” являются прочие доходы. В 2007 г. прочие доходы возросли на 73,3 % и составили 14862 тыс. руб. Прочие доходы превышают прочие расходы на 375 тыс.руб., что является хорошим показателем для предприятия. В результате осуществления прочих операций предприятие получило прибыль до налогообложения в размере 4796 тыс. руб. за счет продажи товаров и активной прочей деятельности. После выплаты налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей результатом от обычной деятельности предприятия стала чистая прибыль в сумме 3763 тыс. руб., что выше прошлогоднего показателя в 4,3 раза.
Одним из обобщающих показателей эффективности функционирования предприятия являются показатели рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными показателями и определяются как отношение прибыли к стоимости используемых предприятием ресурсов. Динамика показателей рентабельности ООО “Волга-ТЭК” представлена в таблице 6.
Таблица 6 Показатели прибыли и рентабельности ООО “Волга-ТЭК” за 2005-2007 гг.
Показатели |
Годы |
Темп изменений, % |
||||
2005 |
2006 |
2007 |
2006г. к 2005г. |
2007г. к 2006г. |
||
1.Прибыль, тыс. руб. -от продажи -до налогообложения -чистая |
996 678 515 |
1441 1336 881 |
4587 4796 3763 |
+445 +4118 +366 |
+3146 +3460 +2882 |
|
Рентабельность, в % к: а) объему деятельности от: -продаж, -общая (до налогообложения) -рассчитанная по чистой прибыли б) ресурсам в) активам (на конец года) |
1,47 1,0 0,76 19,15 17,02 |
1,88 1,74 1,15 21,02 18,14 |
5,13 5,36 4,21 37,04 37,22 |
+0,41 +0,74 +0,39 +1,87 +1,12 |
+3,25 +3,62 +3,06 +16,04 +19,08 |
|
Данные таблиц 6 свидетельствуют о том, что ООО “Волга-ТЭК” в 2007г. по всем финансовым показателям работало успешнее по сравнению с итогами 2006 г. В 2007 г. прибыль от продажи товаров увеличилась в 3,18 раза и составила 4587 тыс. руб., что на 3146 тыс.руб. выше предшествующего показателя. Чистая прибыль предприятия увеличилась в 4,3 раза и составила 3763 тыс. руб. Доля прибыли в оптовой цене товара на предприятии в 2007 году составила 5,13 %, что в 2 раза выше, чем в 2006 г. Каждый рубль, вложенный в ресурсы предприятия, принес 0,37 руб. прибыли, что на 0,16 руб. больше предыдущего показателя. Эффективность средств, вложенных в активы на конец 2007 г. составила 30,12 %.
В таблице 7 обобщены показатели оценки финансового состояния предприятия. Из данных таблицы 7 видно, что ближайшее время ООО “Волга-ТЭК” способно погашать за счет денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений 0,3 части текущей краткосрочной задолженности. Мобилизовав все оборотные средства, предприятие может погасить 1,23 части текущих обязательств по кредитам и расчетам.
Таблица 7
Оценка платежеспособности ООО “Волга-ТЭК” за 2005-2007 гг.
Показатели |
Годы |
Нормальное ограничение |
|||
|
2005 |
2006 |
2007 |
||
1. Коэффициент текущей ликвидности |
0,72 |
0,77 |
1,22 |
Опт. знач. 1,5 |
|
2. Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,03 |
0,008 |
0,003 |
? 0,5: 1,5 |
|
3. Коэффициент критической ликвидности |
0,62 |
0,46 |
0,94 |
? 0,1: 0,7
|
|
3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,08 |
-0,16 |
-0,08 |
? 0,1 |
|
4. Доля оборотных средств в активах, % |
85,17 |
55,38 |
75,43 |
||
5.Доля запасов в оборотных активах, % |
20,44 |
32,54 |
19,40 |
||
6. Коэффициент маневренности функционирующего капитала |
0,15 |
1,29 |
1,28 |
Уменьшение показателя - положительный факт |
|
7. Коэффициент общей платежеспособности |
0,54 |
0,42 |
0,58 |
?1 |
|
В 2007 г. в запасах и долгосрочной дебиторской задолженности обездвижена 1,28 часть функционирующего капитала. Уменьшение этого показателя в динамике является положительным результатом функционирования предприятия.
Доля запасов в оборотных активах в 2007 г. занимает 15,10 %, что выше показателя 2006 г. на 7,91 %. За анализируемый период в ООО “Волга-ТЭК” отсутствуют собственные оборотные средства, а величина заемного капитала более чем в 2,5 раза превышает величину собственного капитала.
Значение коэффициента общей платежеспособности равное 0,58 свидетельствует о том, что предприятие не в состоянии еще отвечать по своим обязательствам в полном объеме, но увеличение этого показателя в динамике - положительный фактор.
Далее проведем анализ финансовой устойчивости ООО “Волга-ТЭК”, т.е. с помощью расчета различных коэффициентов дадим оценку степени независимости от заемных источников финансирования (таблица 8).
Таблица 8
Оценка финансовой устойчивости ООО “Волга-ТЭК” за 2005-2007 гг.
Показатели |
Нормальное ограничение |
Годы |
|||
|
2005 |
2006 |
2007 |
||
Коэффициент капитализации (плечо финансового рычага), U1=заемный капитал/ собственный капитал |
Не выше 1,5 |
2,74 |
3,37 |
2,29 |
|
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования, U2= Собственный к.- внеоборотные активы/ оборотные активы |
Нижняя граница 0,1; opt ? 0,5 |
-0,08 |
-0,16 |
0,18 |
|
Коэффициент финансовой независимости, U3= собственный капитал/ валюта баланса |
0,4?U3?0,6 |
0,26 |
0,22 |
0,30 |
|
Коэффициент финансирования U4=собственный капитал/ заемный капитал |
U4? 0,7 opt= 1,5 |
0,37 |
0,30 |
0,43 |
|
Коэффициент финансовой устойчивости U5= собственный капитал+долгосрочные обязательства/валюта баланса |
U5?0,6 |
0,24 |
0,28 |
0,38 |
|
Табличные данные свидетельствуют о том, что в 2007 г. ООО “Волга-ТЭК” на 1 руб. вложенный в активы собственных оборотных средств, привлекла 2,05 руб. заемных средств, этот показатель снизился на 1,1 руб. по сравнению с данными за 2006г. За счет собственных источников финансируется 0,18 часть оборотных активов. Удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования на конец года составил 0,33 пункта, что больше показателя на начало года на 0,09 пункта. За счет собственных средств на конец года финансировалось 0,48 часть деятельности предприятия. Этот показатель в динамике за год так же вырос. За счет устойчивых источников финансируется 0,33 часть актива.
В таблице 9 представлены показатели деловой активности ООО “Волга-ТЭК”. ООО “Волга-ТЭК” недостаточно устойчиво и финансово зависимо от внешних источников, однако за 2007г. произошли следующие позитивные тенденции, характеризующие деловую активность предприятия: рост производительности труда работающих на 130,23 тыс.руб., увеличение показателей фондоотдачи.
Таблица 9
Оценка деловой активности ООО “Волга-ТЭК” за 2005-2007 гг.
показатели |
Годы |
|||
2005 |
2006 |
2007 |
||
1. Производительность труда, тыс.руб. |
2950,3 |
3064,88 |
3195,11 |
|
2. Фондоотдача, тыс. руб. |
54,1 |
49,83 |
33,52 |
|
3. Оборачиваемость оборотных активов, обороты |
3319 |
23,08 |
10,74 |
|
4. Период оборота оборотных активов, дни |
15,8 |
15,60 |
33,50 |
|
5. Оборачиваемость производственных запасов, обороты |
107 |
66 |
35 |
|
6. Период оборота производственных запасов, дни |
3,4 |
5,4 |
10,6 |
|
7. Оборачиваемость товаров, обороты |
172,2 |
112,0 |
45,2 |
|
8. Период оборота товаров, дни |
2,1 |
3,2 |
8,0 |
|
9. Оборачиваемость дебиторской задолженности, обороты |
35,6 |
36,2 |
9,2 |
|
10. Период оборота дебиторской задолженности, дни |
10,1 |
9,9 |
39,1 |
|
11. Оборачиваемость денежных средств, обороты |
440,6 |
2071 |
299 |
|
12. Период оборота денежных средств, дни |
0,8 |
0,17 |
1,2 |
|
13. Оборачиваемость кредиторской задолженности, обороты |
24,4 |
30,0 |
8,6 |
|
14. Период оборота кредиторской задолженности, дни |
14,7 |
12,0 |
42,0 |
|
15. Оборачиваемость собственного капитала, обороты |
74,4 |
52,5 |
17,1 |
|
16. Период оборота собственного капитала, дни |
4,8 |
6,8 |
21,0 |
|
Негативными тенденциями являются: увеличение продолжительности оборота дебиторской и кредиторской задолженности, производственных запасов, собственного капитала. Таким образом, можно сказать, что в настоящее время ООО “Волга-ТЭК” - это предприятие, обладающее значительным потенциалом развития, что подтверждается данными о темпах роста объемов деятельности предприятия, однако несколько настораживает снижение показателей финансового состояния, уровня ликвидности и платежеспособности предприятия.
2.2 Анализ существующей системы бизнес-планирования ООО «Волга-ТЭК»
Охарактеризуем систему бизнес-планирования на предприятии. В основе принятия решений в области бизнес-планирования лежат инвестиционные качества самого проекта, те доходы, которые получит предприятие в будущем. Специфический механизм проектного финансирования включает анализ технических и экономических характеристик инвестиционного проекта и оценку связанных с ним рисков, а базой возврата вложенных средств являются доходы проекта, остающиеся после покрытия всех издержек. В 2006 г. был разработан и внедрен проект, направленный на расширение ассортимента товара (начиная с 2007 г. в ассортимент расширился за счет осуществления продажи газа).
Этапами проектного цикла в банке являются: предварительный отбор проектов; оценка проектных вложений; ведение переговоров; принятие проекта к финансированию; контроль за реализацией проекта; ретроспективный анализ.
Технико-экономическое обоснование (бизнес-план) является основным документом инвестиционного проекта, на основе которого принимается окончательное решение о реализации проекта и его финансировании. Управление инвестиционным проектом проводится по результатам анализа выполнения плана, представленного в технико-экономическом обосновании. Окончательное решение принимает генеральный директор ООО “Волга-ТЭК”. Бизнес-план состоит из нескольких разделов, рассмотренных ниже.
1. Описание фирмы. Для кредиторов важно получить как можно больше сведений о предприятии, поэтому они проявляют большой интерес к его истории. Должны быть указаны статус фирмы, ее организационно-правовая форма, дата и место регистрации, ее владельцы и управленческий персонал со всеми изменениями перечисленных позиций за последние 5 лет. Описание фирмы было представлено в предыдущем параграфе.
В начале основного раздела бизнес-плана дается краткое описание бизнеса: направление деятельности (производство, торговля, услуги); состояние отрасли в целом и место, которое данная фирма в ней занимает; кто является потребителем продукции фирмы; является ли бизнес сезонным, ориентирован ли он на производство небольшого количества высококачественных товаров (услуг) или на массовое производство дешевых. Здесь же обычно кратко излагаются цели бизнес-плана: какие средства хочет получить предприниматель, на какие цели и в какие сроки, какая ожидается прибыль от вложений. Этот раздел дает еще один шанс обратить внимание инвесторов на наиболее привлекательные черты данного предприятия.
Согласно Устава организации основными видами деятельности ООО “Волга-ТЭК” являются: перевозка опасных грузов (горюче-смазочные материалы), погрузо-разгрузочные работы, транспортно-экспедиционные работы и услуги; оптовая торговля; розничная торговля; посреднические услуги при купле-продаже товаров народного потребления и др. Отметим, что оптовая торговля ООО “Волга-ТЭК” базируется на продаже горюче-смазочных материалов: бензин, дизельное топливо, битум.
2. Описание товара или услуги. В этом небольшом разделе ООО “Волга-ТЭК” описывает продукцию своего предприятия: обрисовать ее физические свойства, объяснить, какие потребности удовлетворяют его товары (услуги), что отличает данный товар или услугу от других, имеющихся на рынке, каковы его преимущества и недостатки и что выигрывает потребитель, приобретая именно этот товар. ООО “Волга-ТЭК” осуществляет продажу на основе лицензии и патенты на право продажи горюче-смазочных материалов.
3. Цели и стратегия предприятия. Управление стратегией предусматривает выбор миссии, определение стратегии, анализ ее качества, реализацию стратегии. Понятие качества присутствует на всех этапах управления стратегией. Прежде всего необходимо выявить эффективность деятельности предприятия в результате выбранной стратегии. На этапе управления стратегией одной из главных задач является управление ее качеством. Миссия предприятия ООО “Волга-ТЭК” - поставка широкого ассортимента горюче-смазочных материалов в любой регион России.
Стратегическая цель предприятия - стать лидерами на рынке горюче-смазочных материалов. Подцелями являются: 1) расширение ассортимента реализуемых товаров; 2) увеличение объемов деятельности и прибыли; 3) повышение конкурентоспособности предприятия; 4) выход на новые рынки (рынки соседних регионов). С учетом расширения ассортимента - стратегия предприятия наступательная, направленная на расширение рынка сбыта.
4. План маркетинга. План маркетинга составляется на основе маркетинговых исследований, состоящих из сбора, обработки и анализа информации. При их проведении рынок делится на сегменты, выбираются наиболее подходящие из них и проводится позиционирование товара на выбранных сегментах. Позиционирование подразумевает выделение своего товара из ряда конкурентных, формулировку его преимуществ и отличительных черт с точки зрения покупателя. Позиционирование - это причина, по которой покупатель выбирает данную продукцию.
Приведем данные маркетингового исследования. Потребителей можно объединить в следующие группы: автозаправочные станции, розничные предприятия горюче-смазочные материалы, мелкие оптовые предприятия. Выделим параметры позиционирования: на основе цены; на основе имиджа; на основе высокого качества; на основе комбинации выгод; на основе использования товара; на основе решения специфических проблем. Применительно к деятельности ООО “Волга-ТЭК” можно отметить следующие атрибуты: позиционирование на основе цены (в исследуемой организации установлены более низкие цены по сравнению с крупными конкурентами); на основе высокого качества.
Далее проведем анализ конкурентоспособности продукции. Анализ проведем с помощью экономических показателей, так как объектом исследования являются товары для перепродажи. Так, как реализуемые товары используются в автомобильном транспорте (имеющем техническое назначение), то при расчете конкурентоспособности продукции будем использовать бальную систему (таблицу 10). Следует отметить, что в ООО “Волга-ТЭК” реализуется продукция известных фирм. Проведем анализ конкурентоспособности бензина. В настоящее время реализуется три марки бензина: А 76, А92, А 95. Цену на продукцию не превышает цены конкурентов, качество бензина - высокое. Уровень обслужив ания покупателей достаточно высокий. Для крупных оптовых покупателей предоставляются скидки (в зависимости от объема закупок). Горюче-смазочные материалы поступают от заводов-производителей. Отношения строятся на основании хозяйственных договоров.
Таблица 14
Результаты оценки конкурентоспособности ГСМ
Показатель |
бензин |
дизтопливо |
битум |
Максимальное значение |
|
Оценка изделий в баллах |
7,8 |
6,9 |
6,5 |
10 |
|
Оценка изделий в % |
88 |
75 |
74 |
100 |
|
Средняя цена, за тонну |
12500 |
9800 |
24000 |
- |
|
Таким образом, можно сказать, что ООО “Волга-ТЭК” продаваемая продукция достаточно конкурентоспособна, что позволяет Общество занять свою нишу на рынке. Проведем анализ конкурентоспособности предприятия. Далее проведем сравнительный анализ отдельных параметров исследуемого предприятия и предприятия-конкурента (таблица 15).
Таблица 15
Сравнительный анализ ООО “Волга-ТЭК” и предприятия-конкурента
Наименование параметров |
ООО “Волга-ТЭК” |
ООО «Лукойл-Трейд» |
|
1. Месторасположение оптовых складов (баллы) |
10 |
9 |
|
2. Средняя стоимость 1 т ГСМ (тыс. руб.) |
13,51 |
13,65 |
|
3. Поставщики (баллы) |
10 |
9 |
|
4. Широта ассортимента (баллы) |
8 |
7 |
|
5. Глубина ассортимента (баллы) |
5 |
6 |
|
6. Разнообразие форм продаж (баллы) |
9 |
8 |
|
7. Ставка за пользование кредитами, % |
18 |
20 |
|
8. Объем товарооборота (тыс.руб.) |
76622 |
56891 |
|
9. Имидж организации (баллы) |
9 |
9 |
|
10. Используемая реклама |
(радио, газеты) |
газеты |
|
11. Маркетинговые исследования |
Посредством опроса |
Посредством опроса |
|
12. Послепродажное обслуживание |
Используется |
нет |
|
13. Стимулирование работников отдела продаж |
Повременно-премиальная форма оплаты труда |
Сдельная форма оплаты труда |
|
14. Качество продукции (баллы) |
84 |
83 |
|
15. Торговая наценка, % |
25 |
28 |
|
Сравнительный анализ предприятия ООО “Волга-ТЭК” и конкурирующего предприятия ООО «Лукойл-Трейд» показал, что исследуемое более конкурентоспособно по таким параметрам как: местоположение, стоимости, объемам оборота оптовой торговли, формы продажи товаров и др.
Маркетинговая стратегия. Этот раздел должен строиться исходя из самого понятия маркетинговой стратегии, означающего планирование и организацию сил и средств предприятия и использование их в наиболее выгодных и перспективных направлениях. В этом разделе ООО “Волга-ТЭК” детализирует цели маркетинга по продаже конкретных товаров, определяет рынки, на которые его фирмы будут ориентироваться, основные сегменты рынков по каждому отдельному виду товаров, тактику конкурентной борьбы, бюджет маркетинга и т.д. После этого определяется конкретная маркетинговая стратегия для достижения указанных целей.
Анализ рынка. Этот раздел должен начинаться с анализа состояния отрасли, к которой относится данное предприятие. Анализ отрасли выявляет основных конкурентов и показывает остроту конкуренции, сильные и слабые стороны конкурентов, а также их предполагаемое воздействие на данное предприятие. Результаты сравнительного анализа конкурентов часто бывают представлены в виде таблиц или диаграмм. Иногда специфика рынка позволяет на основе анализа не только выявить настоящих конкурентов, но и дать прогноз развития конкуренции в будущем. Большое значение на деятельность оптового звена, осуществляющего реализацию горюче-смазочных материалов, оказывает колебания уровня цен на мировом рынке. Так, например, рассматривая динамику цен на нефть на мировом рынке, отметим, что ежегодный рост цен на нефть, используемую в качестве сырья, составляет в среднем за год 15-25%. Отметим, что реализация отечественной нефти составляет одну из самых доходных частей государственного бюджета и составляет основу формирования резервного фонда РФ.
Помимо конкурентов на развитие рынка оказывают влияние и другие внешние факторы, такие как государственное регулирование, политика поставщиков, политическое положение в стране и общественное мнение. Если какой-то из этих факторов играет для данного производства особо важную роль, его следует рассмотреть подробным образом.
Здесь также может быть рассчитан предполагаемый объем продаж. Целесообразно рассчитать долю рынка и сделать не один, а несколько вариантов расчетов и прогнозов: консервативный, наиболее вероятный и оптимистический. Результаты дополним планируемым уровнем закупок и расчетов прибыли (таблица 16).
Таблица 16
Прогнозируемый объем продаж газа в ООО “Волга-ТЭК” на 2007 г.
Показатели |
Прогноз, тыс.руб. |
|||
консервативный |
наиболее вероятный |
оптимистический |
||
Объем продаж газа |
5000 |
6000 |
7000 |
|
Величина затраты, связанных с продажей газа |
4500 |
5300 |
6000 |
|
Прибыль |
500 |
700 |
1000 |
|
Приведенные в таблице 16 данные свидетельствуют о том, что при консервативном сценарии предполагаемый уровень прибыли составит 500 тыс. руб., наиболее вероятном сценарии - 700 тыс. руб.; оптимистическом сценарии - 1000 тыс. руб. На рис. 4 приведены данные сравнительного анализа финансовых результатов от продажи газа по различным сценариям.
Рис. 4. Данные сравнительного анализа финансовых результатов от продажи газа по различным сценариям в ООО “Волга-ТЭК”
Ценообразование. При анализе ценообразования рассматривается общий подход фирмы к ценовой политике, ее ценовая стратегия. Наиболее распространенные варианты обычно включают принцип ценообразования в зависимости от: качества продукции - чем выше качество, тем выше цена; издержек производства - чем они ниже, тем ниже цена; цен конкурентов.
Любая фирма, претендующая на привлечение внешнего финансирования, должна провести предварительное исследование относительно возможной реакции потребителей на повышение или понижение цены (рассчитать эластичность спроса по цене), а также рассмотреть комплекс мер, которые следует принять в случае изменения цен конкурентов. Отметим, что цены на горюче-смазочные материалы достаточно эластичны, т.е. чем выше цена тем ниже продажи и, наоборот.
При определении ценовой стратегии обычно исходят из целей фирмы, поэтому для различных стадий жизненного цикла товара ценовая политика может быть различной. В настоящее время цели ценовой политики ООО “Волга-ТЭК” связаны с обеспечением заданной величины объема продаж (наступательная стратегия).
Схема продвижения товаров/услуг. Сюда относятся разработка оптимальных схем логистики (вопросы транспортировки и складирования), создание каналов сбыта (магазинов, посредников, дилерской сети) и методов стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания, рекламная кампания и формирование общественного мнения.
5. Финансовый план. В финансовом плане все изложенное в предыдущих разделах находит цифровое выражение: оперативные планы (отчеты) за каждый период и по каждому товару и рынку; планы (отчеты) о доходах и расходах по производству товаров, которые показывают, получает ли предприятие прибыль или терпит убытки; план (отчет) о движении денежных средств показывает поступление и расходование денег в процессе производственной деятельности предприятия; балансовый отчет, подводящий итоги деятельности.
Важнейшим пунктом финансового плана является расчет показателей эффективности инвестиционного проекта. Расчет этих показателей подробным образом приведен во второй части статьи.
6. Инвестиционный план. Инвестиционный план предназначен для систематизации информации о затратах инвестиционной стадии. Инвестиционный план содержит информацию об инвестиционных мероприятиях, представленных в календарном плане. К таким мероприятиям можно отнести организационные и другие издержки подготовительного периода (все издержки до момента пуска предприятия и сбыта продукции и услуг), приобретение участков земли, приобретение и строительство зданий и сооружений, приобретение и изготовление оборудования. Таблицы мероприятий содержат номер этапа, наименование этапа, дату начала этапа, длительность этапа в днях, курс руб./долл., стоимость работ в руб./долл.
7. Производственный (организационный) план. Основной целью составления производственного плана является доказательство потенциальным партнерам способности предприятия качественно и в надлежащий срок производить товар, т.е. эффективность предприятия. Степень детализации производственного плана связана с характером производства: чем выше технологическая сложность производственных процессов, тем подробнее производственный план.
Обычно производственный план включает разделы с описанием технологии производства, ресурсов предприятия и менеджмента.
Технология производства. В этом разделе описывается процесс разработки продукта, особенно нового, и результат в виде производственных патентов, лицензий, товарных знаков. Здесь описывается поставщик, планируемый объем закупок, планируемый объем и сроки перечисления денежных средств на поставленные товары.
Можно также описать производственный процесс: последовательность операций, особенности производства (экологичность, безопасность), структуру издержек производства, перспективу их снижения и организацию сервиса.
Внешние факторы, оказывающие влияние на производственную деятельность. К их числу относятся: доступ к экономическим ресурсам, поставщики, клиенты, изменения в технологии, а также изменения в федеральном и местном законодательстве.
Риски. Здесь необходимо описать виды рисков и меры по их снижению. Более подробно о присущих деятельности ООО “Волга-ТЭК” рисках будет рассмотрено в следующем параграфе.
Ресурсы. Как правило, в бизнес-плане рассматриваются материальные и человеческие ресурсы предприятия. К материальным ресурсам в ООО “Волга-ТЭК”относятся производственные помещения, транспортные средства, машины и оборудование, сырье и материалы, запасы готовой продукции.
В контексте бизнес-плана рассматриваются местоположение предприятия, наличие транспортной и коммуникационной инфраструктур, производственные площади, количество и технический уровень оборудования.
Наибольший интерес для инвесторов представляет анализ человеческих ресурсов и прежде всего управленческого аппарата. Отдельно рассматриваются такие группы, как сотрудники на ключевых постах (директора по производству, маркетингу, кадрам, финансам и др.), юрисконсульт, члены совета директоров и др.
В настоящее время численность персонала ООО “Волга-ТЭК” составляет 28 чел. Организационная схема управления предприятием показывает, как взаимодействуют службы, кто и чем занимается, как осуществляются координация и контроль за различными видами деятельности.
Таковы особенности бизнес-планирования на предприятии. Следует также отметить, что в основе принятия решений в области бизнес-планирования лежат инвестиционные качества самого проекта, те доходы, которые получит предприятие в будущем. Важнейший этап бизнес-планирования - расчет показателей его эффективности.
98
Такой диапазон мнений относительно сущности бюджетирования чаще всего продиктован либо не знанием общей методологии создания данного процесса, его задач, и результатов, которые можно получить в процессе внедрения этих технологий, либо попыткой внедрить зарубежные методики без адаптации их к российским условиям хозяйствования.
Среди встречающихся определений следующая формулировка понятия «бюджетирование» является наиболее точной и полной, это связано с тем, что в ней указано его истинное назначение на предприятии: «Бюджетирование - это процесс составления и принятия бюджетов, с одной стороны, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений».
В нашей стране под бюджетированием часто понимают так называемое казначейское бюджетирование, то есть регламент управления денежными средствами, используемыми в операционной (основной) деятельности коммерческой организации. В мировой практике бюджетирование - это элемент менеджмента, ориентированный на управление коммерческой организацией (в денежных показателях), представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов. Таким образом, по отношению к нему казначейская функция является вторичной.
В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:
планирования и принятия управленческих решений в компании;
оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании;
укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.
При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования в зависимости, как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий.
Бюджетирование - сложная система включающая:
· совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых с обоснованной степенью детализации показателей отражена планируемая деятельность, как отдельных центров финансовой ответственности (ЦФО), так и всего предприятия;
· управленческие воздействия на центр финансовой отчетности (ЦФО), ориентированные на минимизацию отклонений от бюджета с учетом изменений внешней среды;
· отчетность ЦФО, позволяющая оперативно, с определенным временным интервалом, анализировать и контролировать выполнение бюджетов отдельными ЦФО и достижение запланированных финансовых результатов предприятием в целом.
Бюджетирование как система имеет достаточно глубокие исторические корни. Его происхождение связывают с возникновением камеральной бухгалтерии, имеющей целью «схематическое, легко контролируемое определение хода производства и его результатов на основе предварительно составленной сметы и бюджета». Уже в то время (камеральная бухгалтерия появилась в позднем средневековье) считалось, что учету доходов и расходов должен предшествовать предварительный расчет их ожидаемой величины и специалисты по камеральному учету в зарубежных странах уделяли этому большое внимание.
Методика бюджетирования в общем виде приведена в большинстве источников экономической литературы и содержит стандартные процедуры формирования как генерального, так и операционного бюджетов.
В то же время методики бюджетирования, предлагаемые подавляющим большинством ученых, ориентированы на производственные предприятия и носят в некоторой степени упрощенный характер, поскольку не учитывают отраслевых особенностей промышленных организаций.
Александров О.А. разработал методику бюджетирования на основе анализа многочисленных учебно-практических и научных разработок в области планирования, управленческого учета, бюджетирования, адаптированную для торговых организаций независимо от масштаба их деятельности и сферы торговли (оптовая, розничная торговля, посреднические организации) [14, С. 11]. Бюджетирование торговых организаций следует разделить на три этапа:
1) формирование операционного бюджета путем составления различных бюджетов в строгой последовательности;
2) построение генерального бюджета торговой организации на основе сбора и обобщения укрупненных финансово-экономических показателей;
3) проведение бюджетного анализа в целях выявления отклонений фактически достигнутых показателей от заданных параметров и разработки практических рекомендаций по совершенствованию бюджетирования.
В рамках первого этапа формируется операционный бюджет торговой организации на основе разработки бюджета продаж. Такой подход объясняется зависимостью большинства показателей (объем товарных запасов, величина издержек обращения, прибыль, рентабельность и др.) от величины товарооборота или продаж. Этой стадии предшествует подготовительная работа, включающая исследование товарного рынка, определение динамики спроса и предложения, выбор и анализ потенциальных покупателей, отбор каналов сбыта и многие иные мероприятия в области маркетинга. Поэтому очевидна необходимость сотрудничества бухгалтера-аналитика, менеджеров и маркетологов, специалистов по сбыту товаров.
Бюджет продаж, как отмечают В.Э. Керимов, В.Б. Ивашкевич, Е.В. Иванова и другие экономисты, формируется как сверху вниз на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и снизу вверх с учетом объема потребностей на виды товаров. При этом основным источником информации являются данные об объемах потребностей покупателей в натуральных и стоимостных показателях отдела маркетинга (отдела сбыта).
Ниже приведена предлагаемая форма бюджета продаж (розничного товарооборота), в целях упрощения рассмотренная на примере реализации нескольких видов товаров (таблица 17).
Таблица 17
Бюджет продаж ООО “Волга-ТЭК” (на июнь 2008 г.)
Наименование товара |
Стоимость, тыс.руб. |
Объем оборота оптовой торговли |
||
Количество, т. |
Стоимость, тыс.руб. |
|||
Битум |
15 |
100 |
1 500 |
|
ГАЗ |
7 000 |
6 |
42 000 |
|
Дизельное топливо |
4 500 |
12 |
54 000 |
|
В приведенной форме бюджета отражены фактические показатели, не сравниваемые с планируемыми (прогнозными), поэтому такой бюджет может быть использован как статичный вариант предоставления информации о продажах товаров. Затем определяется бюджет товарных запасов, который служит информационной базой бюджетов закупок, трудовых затрат и условно-переменных издержек обращения. Отметим, что бюджет товарных запасов должен строиться с учетом нормирования ресурсов и лимитов остатков товаров в каждом конкретном предприятии. Традиционно в отечественной практике управления оборотными запасами товарный запас делится на три части: текущая, подготовительная и страховая части. Вместе с тем, как пишет видный практик в области нормирования оборотных средств Р.А. Радионов, сегодня пропагандируются зарубежные логистические методы управления запасами, абсолютно не адаптированные под сложившуюся практику нормирования товарных запасов в российских предприятиях.
Возвращаясь к процессу формирования бюджета товарных запасов, отметим, что данный бюджет отражает расчет потребности торговой организации в товарах на определенный период, скорректированный на отклонения. Ниже представлена взаимосвязь товарооборота и товарных запасов в виде балансовой формулы:
Тзн + П = ОТО+ Т зк , (7)
где Тзн, Тзк - объем товарных запасов на начало и конец отчетного периода (месяца, квартала и т.д.); П - объем закупок товаров; ОТО - величина оптового товарооборота.
Расчет показателей товарного баланса в ООО “Волга-ТЭК” показан в таблице 18.
Таблица 18
Показатели |
Годы |
Темп изменения, % |
||||
2005 |
2006 |
2007 |
2006г. к 2005г. |
2007г. к 2006г. |
||
Остатки товаров на начало |
501 |
394 |
684 |
78,6 |
173,6 |
|
Поступило товаров |
67749 |
76912 |
87759 |
113,5 |
114,1 |
|
Итого: |
68250 |
77306 |
88443 |
113,3 |
114,4 |
|
Реализовано товаров |
67856 |
76622 |
89463 |
112,9 |
116,7 |
|
Остатки товаров на конец |
394 |
684 |
1980 |
173,6 |
в 2,9 раза |
|
Итого: |
68250 |
77306 |
88443 |
113,3 |
114,4 |
|
Дадим подробную характеристику структуре оборота оптовой торговли ООО “Волга-ТЭК” (табл. 19). Из табл. 19 видно, что в состав оптового оборота предприятия включаются горюче-смазочные материалы: бензин, дизельное топливо, битум дорожный.
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
||||
сумма, тыс.руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс.руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс.руб. |
уд. вес, % |
||
Оборот оптовой торговли - всего, в т.ч. по товарам:-бензин (+ в 2007 г. газ)-дизельное топливо-битум |
67856165473640614903 |
100,0024,3853,6521,97 |
76622192304012617266 |
100,0025,0952,3722,54 |
89463286654339017408 |
100,0032,0448,5019,46 |
|
В 2008 г. ассортимент реализуемых горюче-смазочных материалов расширился - газ (пропан). В 2007 г. оборот оптовой торговли ООО “Волга-ТЭК” по сравнению с 2006 г. увеличился на 16,7 %, или 12841 тыс.руб. Динамика продажи товаров в размере товарных групп приведена на рис. 7.
Рис. 7. Динамика торговли в размере товарных групп ООО “Волга-ТЭК”
В структуре оборота наибольший удельный вес приходится на дизельное топливо. Его удельный вес в 2007 г. составил 48,5 % в общем обороте торговли. Объем продаж данного вида топлива в 2007 г. увеличился на 3264 тыс. руб. или 8,13 %.
В теории и практике управления товарными запасами используются различные способы их планирования, которые разделяются на статистические, технико-экономические и экономико-математические. Наиболее простыми способами планирования, не требующими математической подготовки и больших трудовых затрат, являются статистические способы, в том числе абсолютные и относительные показатели. Абсолютными показателями выступают объем оптового товарооборота, общая стоимость товарных запасов и т.д. К относительным показателям относится уровень товарных запасов в днях оборота, рассчитываемый в виде соотношения объема товарных запасов на установленную дату и однодневного товарооборота.
Данный коэффициент свидетельствует об обеспеченности товарными запасами процесса торговли в организации и характеризует число дней, на которое рассчитан планируемый объем товарных запасов.
На величину товарных запасов влияет товарооборачиваемость, отражающая интенсивность их использования в сфере обращения. Анализ эффективности использования товарных запасов ООО “Волга-ТЭК” за 2006-2007 гг. проведем на основе данных таблиц 20.
Товарные группы |
Средние товарные запасы, тыс.руб. |
Однодневный оборот оптовой торговли, тыс.руб. |
Товарообора-чиваемость,Дни |
Изменение товарообора-чиваемости,(+,-), дни |
||||
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
|||
Бензин |
124,0 |
401,0 |
53,4 |
79,6 |
2,3 |
5,0 |
2,7 |
|
Дизельное топливо |
148,0 |
653,0 |
111,4 |
120,5 |
1,3 |
5,4 |
4,1 |
|
Битум |
77,0 |
278,0 |
47,9 |
48,3 |
1,6 |
5,7 |
4,1 |
|
Всего товаров |
349,0 |
1332,0 |
212,8 |
248,5 |
1,6 |
5,4 |
3,8 |
|
Рис. 8. Обеспеченность торговли товарных запасами в ООО “Волга-ТЭК” за 2006-2007 гг.
Оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы в целом по предприятию за исследуемый период замедлилась на 2,4 дня и составила 5,4 дня. Вследствие увеличения периода реализации товаров предприятие было вынуждено привлечь дополнительно оборотные средства в размере 596,4 тыс.руб. Данный показатель свидетельствует о том, что руководство предприятия допустило некоторые ошибки в формировании ценовой и товарной политики, а так же не учло изменение спроса покупателей. Замедление произошло по всем видам горюче- смазочных материалов, особенно по дизельному топливу на 4 дня и битуму - 4 дня.
Как отмечалось ранее, в состав операционного бюджета включаются бюджет закупок и бюджет товарных запасов. Их разделение целесообразно в бюджетировании хозяйственной деятельности крупных торговых организаций, где есть потребность в расчетах больших объемов товарных запасов, определении бюджетов закупок по центрам ответственности (по магазинам, лоткам и пр.).
В средних торговых организациях эти бюджеты следует объединить в сводный бюджет закупок товаров (товарной продукции). Пример сводного бюджета закупок и товарных запасов ООО “Волга-ТЭК” приведен в табл. 21.
Таблица 21
Сводный бюджет закупок и товарных запасов ООО “Волга-ТЭК” на июнь 2008 г.
№ |
Показатель |
Наименования товарных |
Итоговая |
|||
Бензин |
Дизельное топливо |
Битум |
||||
1 |
Объем товарных запасов на конец отчетного периода (года) |
1 500 |
560 |
240 |
2 300 |
|
2 |
Объем товарооборота |
18 000 |
400 000 |
44 000 |
462 000 |
|
3 |
Прочее выбытие товаров |
- |
3 000 |
- |
3 000 |
|
4 |
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |