65
Содержание
Идеалы организации |
ВИДЕНИЕ -- это руководящая философия бизнеса, обоснование существования фирмы. Это то, что видится менеджеру относительно места своей фирмы на рынке, идеальная картина того, что компания собирается делать и чем собирается |
||
Кто мы? |
|||
3) перспективы роста бизнеса. |
|||
Для кого и для чего мы? |
|||
Общие и конкретные цели |
|||
Что мы хотим достичь? |
|||
Это эффективная деловая концепция бизнеса, дополненная набором реальных действий для достижения реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время |
|||
Как этого можно достичь? |
|||
На ООО «Менделеевсказот» применятся стратегия концентрированного (интенсивного) роста
Эта стратегия св язана с изменением либо продукта, либо рынка. Ее предложил американский ученый Игорь Ансофф в 1961г. Матрица “продукт - рынок” показана на рис.2.1.
Рынки Продукты |
ИМЕЮЩИЕСЯ |
НОВЫЕ |
|
ИМЕЮЩИЕСЯ |
Обработки рынка Р=50% З=50% |
Развитие рынка Р=20% З=400% |
|
НОВЫЕ |
Развитие продукта Р=33% З=800% |
Стратегии диверсификации Р=5% З=1600% |
|
З- затраты, Р - вероятность успеха
Рис.2.1. Матрица “продукт - рынок”
1. Стратегия обработки рынка.
Основана на усилении мероприятий маркетинга для имеющихся продуктов на традиционных рынках фирмы с целью стабилизации или расширения рынка.
Необходимое условие: растущий перспективный рынок, высокая репутация фирмы, низкая конкуренция.
Пути достижения: увеличение потребления через снижение цен, увеличение объема упаковки, намеренное ухудшение качества, привлечение показателей конкурирующих продуктов.
2. Стратегия развития рынка. Традиционный товар на новом рынке.
Необходимые условия: низкий уровень конкуренции, относительно высокий спрос на аналогичную продукцию.
3. Стратегия развития продукта (инновация). Новый продукт на традиционном рынке.
Понятие инновация охватывает следующие возможности:
- Подлинные инновации, то есть товары принципиально новые на рынке;
- квазиновые продукты, являющиеся модификациями известных продуктов;
- инновации “me too”, продукты новые только для данного предприятия.
Следующим этапом разработки стратегии является анализ внутренней и внешней среды предприятия. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
На основе анализа факторов, характеризующих внутреннюю среду ООО «Менделеевсказот», с учетом результатов исследования внешней среды можно оценить состояние компании, ответив при этом на следующие вопросы.
1. Насколько эффективна действующая стратегия?
2. Каковы сильные, слабые стороны компании, какие у нее есть возможности и что представляет для нее угрозу?
3. Являются ли цены и издержки компании конкурентоспособными?
4. Насколько прочна конкурентная позиция компании?
5. С какими стратегическими проблемами сталкивается компания?
Чтобы ответить на эти вопросы, можно использовать аналитические инструменты, к которым, в частности, относится SWOT-анализ. SWOT-анализ представляет собой оценку внутренней среды фирмы (ее силы и слабости), а также внешних возможностей и угроз.
Применяемый для анализа среды метод СВОТ (англ. SWOT) - сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) - является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Методология СВОТ предполагает сна-чала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем мо-гут быть использованы для формулирования стратегии.
Проведем SWOT-анализ как инструмент обеспечения устойчивости организации в конкурентной среде, который представлен в виде табл. 2.1
Таблица 2.1
Сильные и слабые стороны ООО «Менделеевсказот»
Сильные стороны (преимущества) |
Слабые стороны (недостатки) |
|
- Рыночная ориентация - Наличие эффективных каналов сбыта (широкая дистрибьюторская сеть, институт ТП) - Продуманная система договоров, скидок, вознаграждений дистрибьютору - Сильные позиции на рынке, лидирующее положение Востребованность товара по всей РФ |
- Низкие условия складских помещений - Неритмичность отгрузок - Предельная загрузка мощностей в периоды повышенного спроса - Слишком маленькая ассортиментная линейка - Текучесть кадров вследствие влияния человеческого фактора Неэффективная рекламная политика |
|
При осуществлении планирования на ООО «Менделеевсказот» необходимо учитывать сильные и слабые стороны. Стратегия формируется также с учетом слабых и сильных сторон.
Наиболее слабой стороной является низкий уровня экспорта - сложно выйти на мировой рынок минеральных удобрений, поделенный крупнейшими монополиями - традиционными производителями минеральных удобрений,- из-за низкой конкурентоспособности наших удобрений, довольно высокой цены, несоответствия требованиям, предъявляемым заказчиками и т.д. «Европейское Сообщество ограничивает доступ российских продуцентов минеральных удобрений на рынки стран - членов Союза».
С помощью проведенного анализа возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон можно установить, что предприятие имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего развития на территории РФ и РТ. Он обладает многолетним опытом производства товаров химии и наличием необходимых производственных мощностей. К тому же продукция, выпускаемая заводом, хорошего качества и пользуется спросом потребителей.
Сведения, полученные в результате анализа внешней среды, и аналитические данные внутренней диагностики предприятия были положены в основу предлагаемой стратегии развития ООО «Менделеевсказот». Перечислены некоторые из факторов внутренней и внешней среды, с учетом которых были определены основные направления развития предприятия.
Глава 3. Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности разработки стратегии развития предприятия.
Эффективное управление предприятием (система BSC) понимается как оптимизация критерия времени достижения требуемого показателя деятельности предприятия, а прозрачность -- как доступность функционирования, распределения ресурсов и контроля.
В последнее десятилетие прошлого века в США, Европе и развитых азиатских странах начали широко применять новый инструмент стратегического управления бизнесом Balanced ScoreCard (BSC), в российской практике получивший название «Сбалансированная система показателей -- Сбалансированные счетные карты». BSC -- это система взвешенных взаимосвязанных показателей, позволяющих находить и оценивать критические факторы текущего и будущего развития бизнеса. В результате ее использования деятельность предприятия становится более эффективной и финансово успешной.
Структура BSC содержит четыре ключевые составляющие: финансы, маркетинг, внутренние бизнес-процессы, обучение и рост.
Финансовые результаты как основной критерий оценки эффективности бизнеса предприятия - это увеличение рентабельности, т. е. денежного дохода и чистой прибыли.
Как известно, основным показателем эффективности маркетинга считается удовлетворенность покупателей, приобретение новых клиентов, доли рынка в целевых сегментах и др.
Во внутренних бизнес-процессах основными показателями эффективности служат процессы, вносящие основной вклад в достижение намеченных финансовых результатов и удовлетворение покупателей.
Основным показателем эффективности текущей деятельности объекта экономики является его штатная структура, обеспечивающая рост в долгосрочной перспективе (инвестиции в повышение квалификации сотрудников и информационные технологии, освоение новых рынков и т.д.).
BSC как рабочий инструмент звена управления используется для определения перспективных целей, анализа и реализации инициатив. При этом в качестве критерия распределения ресурсов используются не только финансовые, но и нефинансовые показатели эффективности управления.
Недостаток BSC заключается в том, что предприятие представляется и оценивается как одноуровневый замкнутый четырехкомпонентный конгломерат разнородных агрегатов, таких как технологии, рынки, процессы, ресурсы, показатели, потребители и др., которые по-разному влияют на основной показатель деятельности объекта. Вследствие этого названные четыре компонента не могут считаться составляющими одного уровня, Более того, при оперировании такими разнородными агрегатами обеспечить прозрачность деятельности объекта не представляется возможным.
Как показывает опыт, объединение разнородных агрегатов затрудняет разграничение полномочий менеджеров, заставляет применять всевозможные направления статистического анализа для поиска тех составляющих ресурса, которые отрицательно влияют как на основной показатель, так и на развитие и безопасность деятельности предприятия, бизнеса. Это приводит к усложнению экспертизы принимаемых и выработки новых управленческих решений (дополнительные совещания, согласования распределения ресурсов, распределение кадров, документооборот и т. д.).
Достоинство BSC состоит в предоставлении возможности рядовому сотруднику напрямую обращаться к высшему звену управления с предложениями по совершенствованию деятельности предприятия.
Недостатка BSC становится возможной при декомпозиции объекта экономики, т. е. представлении предприятия в виде многоуровневой иерархической структуры или, что то же самое, эквивалентного набора составляющих уменьшающейся сложности. В основе этого подхода лежит принцип централизованного управления предприятием, основным показателем деятельности которого может быть как финансовый, так и нефинансовый успех.
Верхний (отраслевой) уровень управления объекта содержит два агрегата: функцию и ресурс, что взаимно и однозначно связывает показатель деятельности объекта с необходимыми ресурсами. С некоторым предположением ее можно называть производственной функцией. «Ресурс» -- это возможности или потенциал для осуществления производственной функции и средство такого осуществления. Поэтому ее можно называть производственным ресурсом. «Функция» включает в себя составляющие назначения и управления, а «ресурс» -- такие ресурсы, как коммуникативный, среды, технический, человеческий, времени, денежный (финансовый) и защиты.
На последующих уровнях каждая из названных составляющих включает в себя более простые и специализированные компоненты. Важно то, что каждая из составляющих функции «комбинируется» с принадлежащим или выделенным ей набором составляющих ресурса. Так способом комбинации создается среда выполнения составляющей производственной функции объекта, а такой специфический набор ресурсов является средством осуществления только определенной составляющей функции.
Практика представления предприятий в виде многоуровневой иерархической структуры показывает, что достаточными являются лишь четыре уровня декомпозиции. На последнем уровне находятся «атомные» (элементарные) составляющие функции, ресурса и показателя деятельности объекта: производственное задание («атомная» составляющая показателя деятельности предприятия), рабочее место («атомная» составляющая технического ресурса объекта), исполнитель («атомная» составляющая людского ресурса объекта), подчиненности исполнителя по административной и организационной линии, необходимые для выполнения задания («атомная» составляющая коммуникативного ресурса), оборудование, которым оснащено рабочее место исполнителя («атомная» составляющая технологического ресурса), длительность исполнения задания («атомная» составляющая ресурса времени), стоимость продукции, произведенной на этом рабочем месте («атомная» составляющая денежного ресурса объекта), сертифицированные средства безопасного выполнения производственного задания на рабочем месте («атомная» составляющая ресурса защиты объекта), стоимость комплектующих изделий, используемых для выполнения производственного задания на рабочем месте («атомная» составляющая денежного ресурса), и т. д.
Иными словами, на каждом уровне декомпозиции объект может быть представлен как среда выполнения той или иной функции с целью достижения определенного «атомного» показателя деятельности.
Некоторые составляющие ресурса в настоящее время могут быть описаны средствами известных информационных технологий: денежный ресурс -- пакетом «1С:Бухгалтерия»; ресурс среды -- пакетом «ГИС» (геоинформационная система); людской -- пакетом «1С:Кадры» и т. д. Эти пакеты должны быть адаптированы под иерархическое представление одно- именных ресурсов объекта. Некоторые средства (например, «Систему охраны ресурсов объекта экономики») предстоит разработать индивидуально.
Представление предприятия в виде многоуровневой иерархической структуры позволило на каждом уровне сформулировать цель функционирования и определить задачи для использования каждой ресурсной составляющей, рассчитывать эффективность каждой из составляющих ресурса на рассматриваемом уровне и сравнивать результат расчета с интервалом допустимых значений. Это и служит главным отличием системы BSC и разработанного на ее основе инструмента управления.
Кроме того, такое представление объекта позволило в ряде случаев рассчитать потребность количества исполнителей для достижения требуемых показателей предприятия.
От системы показателей - к стратегическому управлению.
Формализовав стратегию можно создать основу для создания системы управления реализации стратегии:
- разработать планы действия на всех уровнях управления;
- определить показатели оценки эффективности этих действий;
- внедрить систему мотивации поддерживающую реализацию планов;
- согласовать стратегические цели с бюджетами, что позволит обеспечить ресурсами инициативу компании.
Однако система показателей «не работает» сама по себе. Для проведения стратегии в действии необходимо разработать действующую на постоянной основе систему планирования мониторинга, распределить ответственность, обеспечить мотивацию. Данный подход к созданию систему стратегического управления предусматривает следующие этапы:
1. создание условий для внедрения;
2. стратегический анализ окружения компании её сильных и слабых сторон, возможностей и угроз;
3. разработка ССП на корпоративном уровне - определение горизонта планирования, выбор проекции, определение базовых целей компании, разработка, согласование и документирование целей всех проекций, выбор критериев достижения и определения нормативов, подготовка плана стратегических действий, согласование его по срокам и ресурсам, разработка регламента и структур для отслеживания и контроля показателей, разработка регламента, пересмотр стратегии;
4. каскадирование ССП на нижние уровни управления в плоть до личных планов - определение структуры по которой будет происходить каскадирование, и методов, которые будут при этом использоваться; проведение каскадирования, согласование и документирования стратегических карт
5. реализация стратегии и мониторинг исполнения.
Система сбалансированных показателей помогает реализовать глобальные задачи:
- понимание стратегической линии компании всеми ее сотрудниками с определением роли каждого из них в реализации данной стратегии;
- распределение ресурсов для оптимальной реализации корпоративной стратегии;
- контроль над реализацией стратегии посредством отслеживания ряда показателей.
Такая система переводит общую стратегию компании в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень достижения данных установок в рамках четырех основных проекций: финансов, маркетинга, внутренних бизнес-процессов, обучения и роста (см. рис. 3.1), которые должны способствовать реализации единой стратегии организации.
Рис. 3.1 Проекции Balanced Scorecard и взаимосвязь показателей эффективности
Она обеспечивает системный подход к учету показателей, отражающих цели и эффективность ведения бизнеса в конкретной компании, позволяет «связать» стратегические цели компании с бизнес-процессами и повседневными действиями сотрудников на каждом уровне управления,
Процессно-ориентированное управление является системным интегрированным подходом, который заставляет менеджеров сконцентрировать свое внимание на производственных процессах, а не на ресурсах, затраченных для производства продукта, что позволяет сделать процессы, существующие на предприятии, прозрачными для руководства компании. Метод учета затрат по видам деятельности, лежащий в основе процессно ориентированного управления, дает возможность руководству подходить к вопросам управления с точки зрения стоимости, качества и производительности выполняемых действий, а также оценивать связанные с ними риски. На основании такой информации топ-менеджмент способен принимать обоснованные управленческие решения как стратегического, так и оперативного характера.
Кроме того, использование Activity based costing -- операционно -ориентированной альтернативы традиционным финансовым подходам -- позволяет установить тесную связь организации производства и финансовых результатов бизнеса. Благодаря этому проектируются возможные пути улучшения финансовых показателей фирмы или корпорации.
Таким образом, использование инструментов Activity based costing, процессно-ориентированного управления и системы сбалансированных показателей позволит компании структурировать бюджет с учетом оценочных индикаторов эффективности распределения затрат по видам работ и группам продукции.
Организационной особенностью проекта по разработке и внедрению ССП в ООО ««Менделеевсказот»» стало участие нескольких действующих сил:
--проект по разработке и внедрению ССП в ООО ««Менделеевсказот»» осуществлялся проектной командой, «вооруженной» методикой консалтинговой компании (ГК«ИНТАЛЕВ»);
--консультантом проекта со своей концепцией внедрения была выбрана компания «Большой четверки» Deloitte & Touche;
--аудитором поэтапных результатов проекта стала ГК «ИНТАЛЕВ»;
--методологическую помощь по разработке методик описания стратегических бизнес-процессов составляющих перспективы «Обучение и развитие» оказывал представитель компании CIFT Е. В. Синицын.
Во время проведения проекта происходили организационные изменения у заказчика. Изменились структура управления и подчиненность структурных подразделений: вместо генерального директора компании появился единый исполнительный орган -- управляющая компания. Соответственно поменялись уровни и сферы ответственности в ООО ««Менделеевсказот»», ведущие к изменению уровней декомпозиции карты ССП, существенной перестройке карты показателей ССП.
Все эти изменения значительно влияли на ход и сроки реализации проекта, на статус проекта в компании.
Опыт и особенности реализации проекта, Начальным этапом проекта стало построение стратегической карты верхнего уровня (СКВУ). Основное назначение СКВУ -- предоставить исчерпывающее видение результатов стратегических изменений а уровне компании в целом на основе ключевых факторов успеха (КФУ) и связей между ними.
При составлении стратегической карты верхнего уровня в рамках принятой стратегии были выявлены ключевые факторы успеха (цели), распределенные по четырем классическим перспективам: Финансы», «Клиенты», «Внутренние процессы»; «Обучение и развитие», отмечены наиболее характерные для компании взаимосвязи КФУ по перспективам. Генерирование КФУ СКВУ и их взаимосвязь осуществлялись с помощью техники Мозгового штурма» членами рабочей команды в рамках разработанной конкурентной стратегии и с участием консультантов. Результатом работы стал первый вариант СКВУ.
Непосредственно аудит проекта консультантами ГК «ИНТАЛЕВ» начался после согласования и подписания сторонами пакета договорной документации, закрепляющей предмет и условия договора об оказании консультационных услуг по проверке результатов разработки ССП.
На первом этапе аудита были проанализированы выделенные объекты стратегического управления, даны рекомендации по принципам формирования стратегий и возможным вариантам их совмещения на одной карте:
-- стратегия близости к клиенту требует точного описания потребительской ценности. В противном случае она нереализуема. Ключевыми бизнес-процессами будут в числе прочего процессы удовлетворения потребительской ценности;
--для корректного отражения стратегии операционного совершенства на начальной стадии разработки карты необходимо конкретизировать понятие операционных и технологических рисков.
В результате аудита разработанной консультантом стратегической карты верхнего уровня был дан ответ на вопрос: почему стратегии близости к клиенту и операционного совершенства не могут быть совмещены на одной карте ССП?
Таблица 3.1
Различие стратегий операционного совершенства и близости к клиенту, выбранных в первой карте ССП
Операционное совершенство |
Близость к клиенту |
|
Компании, наладившие совершенный производственный процесс, предлагают своим клиентам такое сочетание качества, цены и простоты приобретения товара/услуги, которое не может обеспечить никто на данном рынке |
Компании, которые доставляют ценность посредством близости к потребителям, создают с ними связи в духе «доброго соседства» |
|
Новых продуктов или услуг не предлагается. Особые нетрадиционные отношения с потребителями не культивируются |
Поставляется не то, чего хочет рынок, а то, что требуется конкретному потребителю. Компании делают бизнес на знании своих клиентов и их нужд, постоянно адаптируют свои товары/услуги к запросам конкретных клиентов, причем за разумную цену |
|
Конкурентное преимущество состоит в исключительном качестве работы, а предложение потребителям гарантирует низкую цену и/или безусловное, по первому требованию, обслуживание |
Используется девиз: «Мы заботимся о вас и о ваших потребностях» или «Мы даем вам наилучшее общее решение». Величайший актив фирмы -- приверженность потребителей |
|
Из табл. 3.1 видно, что операционное совершенство предполагает унификацию продукта в широком смысле, фокусировку на выполнении стандартных требований, стремление к снижению себестоимости продукции. В этом случае клиенты приобретают продукцию, руководствуясь прежде всего фактором цены. Близость к клиенту подразумевает увеличение расходов, во-первых, на маркетинг, во-вторых -- на реализацию индивидуального подхода к клиенту. Поэтому в рамках одной карты ССП эти стратегии неизбежно входят в противоречие друг с другом.
Синергия стратегических бизнес-единиц (СБЕ), использующих столь разные методы, допускается только за счет общего влияния на финансовый результат, так как даже на уровне перспективы обучения и развития могут возникнуть противоречия.
Для операционного совершенства требуются:
--процессное мышление;
--бюрократическая культура;
--мотивация к соблюдению регламентов;
--механизм координации в операционном комплексе «механистическая бюрократия».
Для близости к клиенту требуются:
--конкурентная культура;
--мотивация к достижению результата;
--механизм координации -- продуктовая или профессиональная бюрократия.
В результате аудиторами были предложены два варианта выхода из этого положения:
Вариант 1: должны быть созданы две СКВУ, которые можно объединить на одной карте, но при этом ветки должны носить выраженную причинно-следственную направленность и практически не пересекаться.
Вариант 2: пересмотреть одну из стратегий и получить СБЕ с одним типом потребления и конкурентной стратегией, что и было сделано в новом варианте СКВУ.
При проектировании показателей использовался следующий принцип: каждому КФУ соответствует не менее одного ключевого показателя эффективности (КПЭ), определяющего степень достижения соответствующей цели. Использовались два вида показателей -- итоговые и опережающие. После переработки карты (из соображений конфиденциальности информации схема не приводится) были пересмотрены КПЭ для КФУ, проведена проверка причинно-следственных связей КФУ и КПЭ «Снизу вверх» (вертикальная сбалансированность). Эта работа проводилась проектной командой совместно с консультантами и аудиторами при мозговом штурме.
Следующий этап проекта -- разложение КФУ и подбор для них КПЭ структурных подразделений по одному из вариантов: «по формуле», «по причинно-следственным связям», «сам на себя», выработка и утверждение карт руководителей и подразделений.
Успех стратегической карты заключался в декомпозиции на цели уровня вице-президентов, дирекций, управлений и самостоятельных отделов в виде деревьев целей. Для каждой цели были подобраны показатели эффективности соответствующего уровня. Все деревья целей и показателей согласовывались с соответствующими подразделениями.
Таким образом, было выделено три уровня декомпозиции, декомпозировались цели (КФУ), а к ним подбирались показатели.
Критерием построения системы управления по показателям являлась прямая зависимость между выполнением КПЭ СКВУ и КПЭ руководителей подразделений. Логика системы заключалась Е том, что для выполнения КПЭ СКВУ должны быть выполнены КПЭ руководителей подразделений.
Следующая особенность проекта -- разработка паспортов показателей.
Для каждого показателя был разработан и согласован с ответственным руководителем паспорт, включающий следующие параметры:
--полное наименование КПЭ;
--код в реестре КПЭ;
--единица измерения;
--тип показателя по виду ответственности (контрольный или индикативный);
--соответствие КФУ;
--смысл показателя;
--периодичность расчета;
--ответственный руководитель;
--формула расчета фактического значения показателя;
--источник информации;
--срок предоставления отчетности.
Пример паспорта показателя «Загрузка производства заказами» представлен на рис. 3.2. Особо стоит отметить, что здесь разделяется ответственность за достижение показателя и сбор соответствующих данных.
Паспорт ключевого показателя эффективности |
||
1- Полное наименование КПЭ - |
ВП4.1-1 Загрузка производства заказами. |
|
2. Код в реестре КПЭ - |
ВП4.1-1 |
|
3. Единица измерения - |
%. |
|
4. Тип показателя - |
Контрольный. |
|
5. Соответствие КОУ - 6. Смысл показателя - 7. Периодичность расчета - |
ВП4.1 Своевременная и а полном объеме загрузка производства заказами Своевременное и полное обеспечение заказами производственных мощностей. Год, квартал, месяц. |
|
8. Ответственный руководитель - |
Директор по сбыту Дирекция ООО ««Менделеевсказот»». |
|
9. Расчет фактического значения показателя- |
Стр 1/стр.2*100. |
|
№ |
Наименование показателя |
Ед. изм |
Источник фактической информации |
Срок предоставления отчетности |
|
1 |
Обьем принятых заказов к 1 числу текущего месяца |
тн. |
Анализ исполнения заказов на внугреннем рынке за отчетный период |
5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом |
|
2 |
Плановый объём производства товарной продукции |
тн. |
СКМ УЗ (ПЭО) -10-0 Основные производственные показатели ООО «МА» |
5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом |
|
Рис. 3.2 Паспорт показателя «Загрузка производства заказами»
Для каждого набора КФУ/КПЭ был разработан комплекс мероприятий. При аудите и анализе этой части проекта было выявлено, что некоторые мероприятия сформулированы в общем виде. Информация в представленном файле имела структуру: ответственный за цель/показатель -- мероприятие. Возникало противоречие: руководитель, ответственный за показатель, не всегда может быть ответственным за реализацию мероприятий. Поэтому аудиторами была предложена новая структура представления мероприятий с их конкретизацией (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Форма представления мероприятий
Стратеги-ческая цель |
Показатель |
Мероприятия |
Ответственный |
Бюджет |
Срок начала реализации |
Срок окончания реализации |
|
Развивать индивиду-альный подход к клиенту |
Средний объем реализации продукции на одного клиента |
1. Освоение новых видов продукции: расширение сортамента гнутых профилей |
Начальник ЛПЦ-7 |
БДР НИОКР |
15.06.2007 |
31.08.2007 |
|
2. Разработка и утверждение единой стратегии продаж |
Начальник УВП |
БДР продаж |
01.06.2007 |
01.07.2007 |
|||
Еще одна отличительная особенность проекта -- формирование перспективы «Обучение и развитие» на основе описания внутренних процессов. В ней были выделены три основные цели, согласующиеся с выбранной стратегией:
организационный капитал;
человеческий капитал;
информационный капитал.
Оценка проводилась по каждому стратегическому бизнес-процессу (БП). Определение стратегических БП осуществлялось на основе анализа деятельности ООО ««Менделеевсказот»», ведущей к достижению показателей перспективы «Внутренние процессы» и клиентской перспективы, неохваченной внутренними процессами.
На первом этапе рассматривались БП уровня управлений и самостоятельных отделов, ведущие к достижению соответствующих КПЭ и КФУ, так как именно в этих процессах выделяются необходимые информационные ресурсы, ключевые исполнители, функции подразделений, мотивационные механизмы и элементы оргкультуры (ресурсы БП). Тогда же были обнаружены отсутствующие и неформализованные БП, необходимые для ССП.
На втором этапе по имеющимся методикам было оценено текущее состояние всех капиталов по каждому БП и по системе в целом, выявлены недостатки и составлен план мероприятий по их устранению.
Аудит этого этапа проекта заключался в проверке ключевых процессов достижения целей ССП. Цель данного этапа заключалась в оценивании логичности и внутренней непротиворечивости выделения ключевых процессов разработанным целям, ключевым факторам успеха и ключевым показателям эффективности перспективы «Внутренние процессы» ССП.
Результаты аудита этого этапа проекта таковы:
1)выявлены процессы, в рамках которых не формируются КПЭ, являющиеся индикаторами достижения цели ССП;
2)выявлены процессы, недостигающие цели;
3)выявлены процессы, в рамках которых затрагивается несколько направлений деятельности и которые преследуют разные цели, что затрудняет их автоматизацию;
4)была отмечена необходимость сопоставить и определить взаимодействие процессов;
5)были выявлены процессы, в которых не определен порядок формирования документов;
6)выявлены разрывы в логике отдельных процессов.
Таким образом, разработка системы была завершена. Следующие этапы -- автоматизация, внедрение и постановка управления.
Используя производственные мощности ООО «Менделеевсказот, его базовые технологии, производимую им химические продукцию, а также доступность источника сырья, организовать промышленное производство ПВ-85 для дальнейшего использования его в технологическом процессе предприятия и создание нового завода по производству аммиака в сотрудничестве с Японскими партнерами.
Благодаря высокому содержанию активного кислорода, перекись водорода может применяться как окисляющий, гидроксиметилирующий и эпоксидирующий агент в химических производствах. Уникальные свойства перекиси водорода позволяют использовать ее в космической науке, электронной, медицинской и других отраслях промышленности.
Основные области применения высококонцентрированной перекиси водорода марки ПВ-85:
- в ракетно-космической технике
- в военно-морском вооружении.
Основной целью проекта является: получение прибыли в результате производства ПВ-85 и получение собственного аммиака для увеличение объемов производства и высокий уровень качества продукции. Так же, занять лидирующее позиции на рынке высококонцентрированной и особо чистой перекиси водорода на территории Р.Ф. Основным потребителем является Министерство обороны РФ в лице Роскосмоса и ВМФ РФ. По данным Роскосмоса спрос на ПВ-85 в России в 2008 году составит 200-300т. Производство ПВ-85 позволит удовлетворить потребность Роскосмоса в ракетном топливе, так как данный продукт является сопутствующим.
Задача проекта поставить производство ПВ-85 до необходимого объема, с целью того, чтобы полностью обеспечить потребителя в данном продукте.
Мы планируем достичь поставленных целей за счет качества нашего товара, большего объёма производства. Основной упор делается на наличие уникальных свойств товара, качественные показатели, которые полностью отвечают требованиям ГОСТ. Сочетание факторов, способствующих осуществлению проекта:
Внешних
- наличие внешнего рынка потребителей в лице МО РФ и Роскосмоса;
- отсутствие конкурентов, невысокая цена.
Внутренних
ООО «Менделеевсказот» располагает:
- производственными мощностями, используемыми для получения перекиси водорода;
- службами эксплуатации пожаровзрывоопасных производств;
- транспортными коммуникациями для вывоза потребителю;
- инфраструктурой, обеспечивающей производство водорода, природным газом, электроэнергией, теплом и т.д.
Все это создает благоприятные предпосылки для производства водорода.
Химическая промышленность, являясь носителем научно-технического прогресса и крупным поставщиком сырья, полупродуктов, различных материалов и изделий (пластмассы, химические волокна, шины, лаки и краски, красители, минеральные удобрения) во все отрасли промышленности, сельского хозяйства, в сферу услуг, торговлю, науку, культуру и образование, оборонный комплекс, оказывает сильное воздействие на масштабы, направления и эффективность их развития.
Насыщение внутреннего рынка социально ориентированной продукцией (синтетические моющие средства, строительные материалы, лаки и эмали, пластмассовые изделия, бытовая химия, шины, одежда, обувь, лекарства и т.д.) улучшает условия, обеспечивает комфортность и качество жизни человека. Велико значение отрасли в обеспечении экономической и оборонной безопасности страны. Её компоненты являются сопутствующими в ракетном топливе.
В отрасли сосредоточено около 9-11% основных фондов промышленности страны. По объему товарной продукции занимает пятое место в структуре промышленности России, уступая топливно-энергетическому комплексу, металлургии, машиностроению и пищевой промышленности. Объем товарной продукции в структуре промышленности России показан на рисунке 3.3.
Рис. 3.3 Диаграмма «Объем товарной продукции в структуре промышленности России»
По данным Роскосмоса спрос на ПВ-85 в России в 2008 году составит 200-300т. В ближайшие годы рост спроса может составить 50-100 % благодаря увеличению федерального военного бюджета и внедрению ряда космических и военно-морских программ. Анализ ситуации в военно-промышленном комплексе России дает основания для позитивной оценки перспектив развития рынка высококонцентрированного перекиси водорода ПВ-85.
Инвестиционная привлекательность отрасли -- это первая контрольная точка для стратега. Инвестиции для реализации проекта будут осуществляться за счет компании ЗАО «Татгазинвест» и других организаций.
Для реализации предлагаемой стратегии потребуется концентрация всех имеющихся у ООО «Менделеевсказот» ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, интеллектуальных).
В итоге реализации проекта по развитию планируется достичь следующих результатов:
- Получение дополнительной прибыли за счет производства новых высо-коконцентрированных марок перекиси водорода
- Освоить производство перекиси водорода марки ПВ-85 в объеме 250-300 тонн в год.
Эффект от таких мероприятий будет выражаться только в том случае, если на предприятии будет происходить стабильная бесперебойная работа базовых производственных мощностей, обеспечивающих весь технологический комплекс предприятия основными видами сырья. Экономический эффект по предлагаемому проекту может быть достигнут за счет:
- получения государственного заказа на поставку высококонцентрированной перекиси водорода
- использования производства высококонцентрированной перекиси водорода для получения особо чистых марок перекиси водорода (ОСЧ, ЧДА, пищевая, косметическая, МЭ)
- оснащение предприятия современным оборудованием также позволит снизить производственные затраты, расходные нормы сырья и энергии, обеспечит экологическую безопасность производства, в соответствии с мировыми стандартами.
- Увеличение продаж возможно за счет развития космических программ в России и за счет замены стратегического запаса ПВ-85 МО РФ. Складывающаяся конъюнктура внутреннего рынка продукта может быть охарактеризована устойчивым ростом спроса и прогнозируемым повышением цены.
Мы считаем, что производственно-технологическая и инновационная политика предприятия должна быть нацелены на:
- минимизацию издержек производства;
- приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей;
- повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства;
- создание принципиально новых продуктов и производств.
Для минимизации рисков следует провести переговоры с Роскосмосом и МО РФ с целью выработки долгосрочных соглашений о сотрудничестве.
С моей точки зрения, резервы роста производства продукции можно достичь:
- за счет улучшения использования трудовых ресурсов: создания дополнительных рабочих мест, сокращения потерь рабочего времени, за счет повышения уровня производительности труда
- за счет улучшения использования основных фондов: приобретение дополнительных машин и оборудования, более полное использование рабочего времени, за счет повышения производительности работы .
- за счет улучшения использования сырья и материалов: дополнительное приобретение сырья и материалов, сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов, сокращение расходных норм сырья и материалов на единицу продукции.
В результате планирования показателей плана производства и реализации продукции должны быть существенно уменьшены возможные риски производственно хозяйственной деятельности предприятия, а также обеспечено снижение степени неопределенности проведения хозяйственной политики. Должен быть сбалансирован рост объемов производства по всей производственно-технической цепочке при равномерной загрузки технологического оборудования. Должно осуществляться эффективное стимулирование в процессе реализации своей продукции потребителям.
Для того чтобы решить выше поставленные задачи эффективного планирования производства и реализации продукции должно строиться на следующих принципах:
Гибкость - т.е. своевременно учитывать и реагировать на все изменения внешней среды и по всей производительно-технологической цепочке.
Адаптация - т.е. планирование в условиях неопределенности должно обеспечивать приспособление производства к реальным условиям функционирования производства продукции и достичь эффективного компромисса между качествами управления и устойчивостью всей системы.
Перспективность - т.е. планирование производства и реализации продукции в обязательном порядке должно учитывать общие перспективы развития отрасли, возможности повышения эффективности их работы, преодоление конкуренции.
Глава 4. Социально-экономическая оценка эффективности разработанных рекомендаций и мероприятий
В результате предложенных мероприятий и рекомендаций в главе 3 рассмотрим степень и оценку риска не осуществления данных мероприятий..
Каждое новое предприятие или новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, угрожающими его существованию. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес. Главные рискованные моменты, перед которыми может оказаться бизнес, должны быть описаны просто и объективно. Полезно заранее выработать стратегию поведения и предложить пути выхода из вероятных рискованных моментов в случае их внезапного возникновения.
Для нашего проекта могут возникнуть следующие риски: нарушение ритма работы предприятия, низкое качество сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента и технологической оснастки, низкий уровень квалификации рабочих, техническая неисправность оборудования.
Политические риски - связаны с политической ситуацией в стране и с деятельностью государства. Могут выражаться как:
- Изменение валютных курсов;
- Значительное увеличение цен на энергоносители.
Производственные риски связаны с различными нарушениями в процессе производства или поставки сырья. Мерами по снижению производственных рисков являются:
- действенный контроль хода производственного процесса и поиск наиболее надежных поставщиков;
- сокращению потерь от брака способствуют комплексная система управления качеством как исходного сырья, так и изготовляемой продукции, моральное и материальное стимулирование без дефектного изготовления продукции;
- минимизировать контакты с малоизвестными поставщиками сырья.
Угроза может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров:
- контроль за соответствием квалификации рабочих, уровню квалификации выполненных ими работ;
- обучение работников, проверка теоретических и практических знаний;
- создание гибкой системы поощрений, что стимулировало бы труд работающих, вызывая заинтересованность в результатах своей деятельности.
Коммерческие риски связаны с реализацией продукта на рынке из-за снижения спроса или появления новых конкурентов. Меры по их снижению:
- Постоянное изучение тенденций развития ранка;
- Мониторинг конкурентов;
- Активная реклама (встречи с руководителями различных предприятий с целью заключения договоров на поставку продукции, объявления по Интернету)
Вредность производства может выявить вероятность выбросов в атмосферу и сбросу в воду. Меры по снижению: переговоры с руководством областного экологического фонда, дополнительная разработка проектов, позволяющих улучшить экологические характеристики предприятия, за счет утилизации отходов (электрощелока), реконструкция установок по переработке отходов. Наличие альтернативных программ и стратегий в глазах потенциального инвестора будут свидетельствовать о том, что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее к ним готов. Для минимизации рисков по нашему проекту следует провести переговоры с Роскосмосом и МО РФ, с целью выработки долгосрочных соглашений о сотрудничестве.
Реализация данного проекта требует определенных капиталовложений, поэтому для рассмотрения эффективности данного проекта в дальнейшем, сейчас необходимо провести детальный анализ затрат на его реализацию. Для расчета себестоимости продукции необходимо определить все затраты, которые имеют место в процессе производства. Расход денежных средств будет производиться на приобретение сырья и вспомогательных материалов, выплаты заработной платы основным производственным рабочим, оплату за энергоносители, а так же на дополнительные затраты, связанные с организацией и осуществлением деятельности предприятия. Ниже приведем расчет составляющих себестоимости изделия, который составлен на основе затрат на производства других марок перекиси водорода.
Таблица 4.1.
Расчет себестоимости производства единицы продукции 1 т.
№ п/п |
Статьи затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Обоснование |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Сырье и основные материалы
Общая стоимость работ = Плановая себестоимость + Прибыль (плановая) 20 % от плановой себестоимости + Налог на прибыль (35 % от прибыли) Общая стоимость работ = 357.8 + 71.6 + 25.1 = 454.5 тыс. рублей Себестоимость переработки = Плановая себестоимость - Затраты на материалы - Затраты на работы сторонних организаций Себестоимость переработки = 357.8 ( 12 из таблицы 4.1. ) - 90 ( 1 из таблицы 4.1. ) - 100 ( 2 из таблицы 4.1.) - 25 ( 3 из таблицы 4.1. ) = 142.8 тыс. руб. 65 Рис. 4.1. Статьи затрат на производство ПВ-85.(тыс.руб) Сводный прогноз составляется на три года, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает такие показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованных товаров и различные статьи расходов. Для составления планов доходов и расходов на первый год необходимо рассчитать объемы продаж по месяцам. Данные для подобных расчетов можно получить из специальных исследований рынка, из прогнозов или опытном путем. Для составления прогноза использовались такие методы, как опросы потребителей, консультации с экспертами, анализ временных рядов. Таблица 4.2. Прогноз объемов производства и реализации продукции
В ходе реализации бизнес-плана реальный выпуск, в силу действия различных факторов, таких как срыв поставки, выход из строя станка и так далее, будет отличаться от планового, но на этапе планирования трудно учесть влияние всех факторов и поэтому при расчетах будем пользоваться значением именно планового объема выпуска продукции. Планирование себестоимости осуществляется при разработке перспективных (пятилетних) и текущих (годовых) планов (техпромфинпланов) промышленных предприятий. Годовые планы по себестоимости промышленной продукции составляются, как правило, с подразделением по кварталам, а при необходимости - и по месяцам. При выпуске предприятием одного вида продукции себестоимость единицы является показателем, характеризующим уровень и динамику затрат на ее производство. Таблица 4.3 Прогноз выручки от реализации продукции
В рыночной экономике ведущее место занимает уровень отпускных цен. Свободные цены устанавливаются в зависимости от спроса на продукцию на рынке, определяются непосредственно самим предприятием. Они могут меняться на одну и ту же продукцию в зависимости от объема продаж или от условий оплаты. Как правило, чем больше объем продаж приходится на одного потребителя, тем ниже отпускная цена единицы продукции. Применение более низких цен позволяет предприятию заинтересовать выгодного потребителя в своей продукции и за счет большего объема выручки решать свои производственные и финансовые задачи. Общая сумма затрат может измениться из-за объема выпуска продукции, ее структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов. Известно, что себестоимость с увеличением объема выпускаемой продукции понижается, но при нарушении ритмичности производства она может и возрастать (за счет оплаты сверхурочных работ в конце отчетного периода). Здесь затраты представляются, как и в вышеприведенной ситуации, нелинейной функцией от объема производства. Здесь затраты представляются, как и в вышеприведенной ситуации, нелинейной функцией от объема производства. Таблица 4.4. Вспомогательная таблица расчетов новой себестоимости
Расчет новой себестоимости проводился по формуле С нов = С стар [ j Aст/Анов + ( 1- j ) ] где А - объем производства j - Доля условно - постоянных затрат ( 3 % ) Цена за единицу = Полная себестоимость + Прибыль (20 % от полной себестоимости ) + Налог на прибыль ( 35 % от прибыли ) = = 373.3 + 75 + 26.25 = 475 тыс. рублей Рассчитаем выручку от реализации нашей продукции: В = Ц * Vвыпуска В= 16*475000= 7,6 млн. руб. В 2007=7,6+11,268+14,905=33,773 млн.руб. В 2008 =240*465,8=111,79 млн. руб. В 2009=312*465,8=145,14 млн. руб. Рассчитаем прибыль от реализации: П 16т = (475-373,3)*16= 1,627 млн. руб. П 2007=1,627+2,397+3,168=7,192 млн. руб. П 2008=(465,8-369,9)*240=23,016 млн. руб. П 2009=(465,8-369,9)*312=29,920 млн. руб. Рассчитаем чистую прибыль (прибыль - налог на прибыль(35%)): Пч 2007 = П - 0,35*П = 7,192 - 0,35*7,192 = 4,675 млн. руб. Пч 2008=23,016-0,35*23,016=14,96 млн. руб. Пч 2009=29,920-0,35*29,920=19,44 млн.руб. Таблица 4.5. Счет прибылей /убытков на 2007 год
Вывод: в ходе расчета прибыли и убытков были рассчитаны: балансовая прибыль, налог на прибыль и чистая прибыль. Все показатели рассчитаны на год. По итогам расчетов, чистая прибыль оказалась положительным числом, это означает, что производство продукта рентабельно, поскольку приносит доход. Расчет коэффициентов финансовой оценки Оценка экономической эффективности проекта - заключительный этап проведения исследований, основывается на информации, полученной и проанализированной на всех предшествующих этапах работы. Первым мерилом успехом в деятельности предприятия является размер получаемой прибыли. Для сравнительной оценки деятельности необходимо дополнить оценку показателя рентабельности. - Рентабельность продукции = Прибыль реализации / Полная себестоимость = 7.192 / 26.6 = 0.27 - Рентабельность производства = Прибыль реализации / Себестоимость переработки = 7.192 / 10.28 = 0.7 - Рентабельность продаж = Балансовая прибыль/Выручка = 7.192 / 33.772 =0.21 - Норма прибыли = Чистая прибыль / Инвестиции = 4.675 / 26.63 = 0.18 Норма прибыли (соответственно рентабельность активов) ясно характеризует эффективность деятельности фирм. Период окупаемости представляет собой интервал времени, необходимый для покрытия затрат по проекту. В нашем случае, делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение 3х лет. Сумма инвестиций в проект 26,63 млн. рублей. Процентная ставка 10% (r). Для того чтобы отразить, уменьшение абсолютной величины чистого дохода от реализации проекта в результате снижения «ценности» денег с течением времени, используется коэффициент дисконтирования, который производится по годам и рассчитывается по формуле: где r -- норма дисконтирования (норма дисконта) т.е. норма доходности, величина которой в долях единицы может быть принята в соответствии с депозитным процентом в банке. t -- порядковый номер временного интервала получения дохода. Предположим банковский процент r= 10 % тогда, - К1 года(2007) = 1 / (1 + 0.1 ) = 0.91 - К2 года(2008) = 1 / ( 1 + 0.1 ) * ( 1 + 0.1 ) = 0.826 - К3года(2009) = 1 / ( 1+ 0.1 ) * ( 1+ 0.1 ) * ( 1 + 0.1 ) = 0.751 PV 2007 год = Чистая прибыль * К1года = 4.675 * 0.91 = 4.254 млн. руб. PV 2008 год = Чистая прибыль *К2года = 14.96 * 0.826 =12.36 млн. руб. PV 2009 год = Чистая прибыль *К3года =19.44 * 0.751=14.6 млн. руб. Доходы за 2007-2008 года =4.254 + 12.36 =16.614 млн. руб. Остаток инвестиций 26.63 - 16.614 = 10.02 млн. руб. 10.02 / 14.6 = = 0.68 3-го года Следовательно, срок окупаемости проекта 2 года 7 месяцев. Оценка показателей эффективности проекта. Для оценки эффективности инвестиционного проекта используются следующие основные показатели, определяемые на основе денежных потоков проекта и его участника: чистый доход (ЧД; Net Value -- NV), чистый дисконтированный доход (ЧДД- NPV), индексы доходности (PI), срок окупаемости. Для признания проекта эффективным, с точки зрения инвестора, необходимо, чтобы его ЧДД был положительным. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам: , где, Р - денежные потоки k-го периода IC-инвестиции r - ставка дисконтирования Таким образом, чистая текущая стоимость за годы реализации проекта равна: PV= 4,25+12,36+14,6=31,21млн. руб. NPV=31,21-26,6 = 4,61млн. руб. Известно, что если: NPV > 0, то проект следует принять; NPV < 0, то проект следует отвергнуть; NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный. Следовательно, рассматриваемый нами проект выгоден, так как доход больше, чем первоначальные инвестиции в проект. Индекс прибыльности (PI) рассчитывается по формуле: . PI=31,21/26,6=1,2 Известно, что если: РI > 1, то проект следует принять Если NPV > 0, то PI > 1, и проект эффективен. Выводы: Полученные результаты указывают на экономическую целесообразность данного проекта. О степени доходности проекта судят по следующим основным показателям: прибыль, рентабельность продукции, производства. Расчеты показали, что производство нашей продукции экономически целесообразно, поскольку приносит прибыль и имеет хорошую рентабельность (70%). Норма прибыли 18%. Эффективность проекта: Проект рассматривался в интервале 3-х лет (36 месяцев). Ставка дисконтирования была прията равной 10%. При этом были получены следующие интегральные показатели эффективности проекта: - Период окупаемости - 31месяц. - Индекс рентабельности- 1,2 - Чистый приведенный доход - 4,61 млн.руб. Полученные показатели свидетельствуют о эффективности проекта, его привлекательности для инвесторов. Глава 5. Нормативно-правовое обеспечение предложенных рекомендаций
Основные цели законодательства о банкротстве: 1. Сохранить жизнеспособность фирмы, т.е. с помощью юридических механизмов помочь фирме, переживающей тяжелые времена, оставаться в деле, когда это более благоприятно для ее собственников, чем уход из бизнеса. 2. Обеспечить защиту интересов кредиторов, удовлетворив оптимальным образом их требования по отношению к данной фирме. Нетрудно заметить, что две эти цели противоречат друг другу, поэтому в мировой практике законодательство о банкротстве принято делить на продолжниковое, т.е. защищающее интересы должника, и на прокредиторское, направленное на максимально возможное удовлетворение требований кредиторов. Российское законодательство о банкротстве сочетает в себе элементы и прокредиторского, и продолжникового законодательства. 3. В качестве дополнительной, но довольно значимой цели, можно назвать обеспечение наблюдения за сохранностью и наиболее эффективным использованием активов корпорации, испытывающей финансовые трудности, в процессе самого банкротства. Основным юридическим документом, регламентирующим вопросы банкротства, является Закон о банкротстве. Кроме того, процедуры банкротства регулируются: --Гражданским кодексом РФ (ч. 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, 4.2 от 26 января 1996 г. №14-ФЗ); --Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ (введен в действие с 1 сентября 2002 г.); --Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ; --Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ; --Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (действует до 1 января 2005 г., после чего вступает в действие параграф 6 главы 9 нового закона о банкротстве "Банкротство субъектов естественных монополий"); --Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". В соответствии с Законом о банкротстве, несостоятельность (банкротство) -- это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Из законодательства о банкротстве вытекают следующие положения: 1. Должник может быть признан банкротом только на основании решения арбитражного суда или объявить себя банкротом сам (в случае добровольной ликвидации). 2. Критерием несостоятельности должника является его неплатежеспособность, когда должник не может полностью расплатиться по своим долгам. Причем, закон не делает различия между задолженностью перед кредиторами по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и кредиторами по другим обязательствам Признаками банкротства являются: --неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения; в течение одного месяца для кредитных организаций; в течение 6 месяцев для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса и для стратегических предприятий и организаций; --сумма задолженности (за исключением начисленных штрафов и пеней) на день обращения в суд должна быть не менее: --100 тысяч рублей (по Закону о банкротстве 1998 г. --500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для юридического лица); --10 тысяч рублей (по Закону о банкротстве 1998 г. -- 100 МРОТ) для гражданина; а также сумма обязательств должника-гражданина должна быть больше стоимости принадлежащего ему имущества; --50 000 МРОТ для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, а также сумма задолженности должна превышать балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования (с 1 января 2005 г. -- 500 тысяч рублей); --независимо от размера кредиторской задолженности при банкротстве отсутствующего должника; --не менее 1000 МРОТ для кредитной организации. Не подлежат банкротству в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, казенные предприятия. Закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" 1992 г. не выделял никаких особых категорий должников, вследствие чего ко всем применялись единые нормы. Закон 2002 г. предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников: градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций (страховых организаций, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и др. Процедуры банкротства можно разделить на внесудебные (добровольные) и судебные, осуществляемые и рамках судебного процесса. К внесудебным процедурам относятся: досудебная санация и иные меры по предупреждению банкротства. К судебным процедурам, осуществляемым в рамках судебного процесса, относятся: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Судебное разбирательство может быть начато по заявлению как самого должника, так и конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Конкурсное производство приводит к ликвидации организации, все остальные процедуры -- к ее финансовому оздоровлению и в конечном счете -- к нормальному состоянию. Таким образом, процесс по делу о банкротстве не всегда приводит к ликвидации должника. Предупреждение банкротства. Законом о банкротстве 2002 г. предусмотрено проведение мер по предупреждению банкротства организаций (ст. 30) и досудебной санации (ст. 31). Учредители (участники) должника, собственник имущества должника -- унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по предупреждению банкротства организаций. До момента подачи заявления о признании должника банкротом меры по его финансовому оздоровлению могут принимать не только учредители (участники), собственники имущества, но и кредиторы и иные лица на основании соглашения с должником Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, применяемые собственником имущества должника -- унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация осуществляется в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника-предприятия. В законе не регламентируется ни порядок, ни сроки, ни ответственность участников процедуры, ни контроль за проведением процедуры досудебной санации. Фактически все эти меры осуществляются в рамках антикризисного управления, т. е. управления, направленного на вывод предприятия из кризисного состояния и на предотвращение появления такого состояния. Основными этапами антикризисного управления являются разработка бизнес-плана финансового оздоровления на основе оценки и диагностика финансового состояния фирмы, а также выбор и реализация антикризисных процедур. Дела о банкротстве находятся в компетенции арбитражного суда, который рассматривает дела о банкротстве юридических лиц и граждан по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. С 1 сентября 2002 г. вступил в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс № 95-ФЗ от 4 июля 2002 г., в котором предусмотрена гл. 28 "Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)". Вынесенные определения суда, обжалование которых предусмотрено законодательством, могут быть обжалованы в арбитражном суде, апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения. Рассмотрение дел о несостоятельности производится по месту нахождения должника -- юридического лица или по месту жительства гражданина. Особенностью процесса банкротства является то, что в нем отсутствуют истец и ответчик, а есть только заявитель, которым может быть должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы. От имени должника выступает руководитель должника -- юридического лица или арбитражный управляющий (в соответствии с законодательством) и должник-гражданин, соответственно. Руководитель юридического лица управляет должником до суда и во время процедур наблюдения и финансового оздоровления. Во время этих двух процедур его функции ограничены, действия контролируются управляющим, назначенным арбитражным судом Во время конкурсного производства и внешнего управления функции по управлению переходят к арбитражному (конкурсному или внешнему) управляющему. После заключения мирового соглашения и при благополучном для предприятия исходе финансового оздоровления и внешнего управления руководство организацией вновь переходит к его руководителю, прежнему или вновь назначенному. От имени собственника имущества, учредителей, участников должника в процессе может участвовать представитель. В качестве арбитражного управляющего арбитражным судом может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель, обладающее специальными знаниями и опытом работы. С 1 марта 1999 г. арбитражные управляющие действовали на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству. Лицензия была своего рода страховкой от неправомерных действий арбитражных управляющих, поскольку эту лицензию можно было отозвать в случае неисполнения арбитражным управляющим своих обязанностей. По новому Закону (2002 г.) регулированием и обеспечением деятельности арбитражных управляющих должны заниматься специально созданные некоммерческие организации -- саморегулируемые организации арбитражных управляющих, членом хотя бы одно из которых должен быть арбитражный управляющий. Закон о банкротстве содержит права и обязанности арбитражного управляющего. Возможны случаи, когда деятельность арбитражного управляющего приводит к убыткам. В связи с этим новый Закон о банкротстве в качестве финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего обязует его заключить договор страхования ответственности на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок в сумме не менее 3 млн. руб. в год. Оплата услуг арбитражного управляющего производится в виде вознаграждения, ежемесячный размер которого определяется собранием кредиторов и утверждается арбитражным судом. Его размер, как правило, приблизительно равен размеру заработной платы руководителя организации должника и не может составлять менее 10 тыс. руб. Вознаграждение выплачивается за счет имущества должника вне очереди. При возбуждении дела о банкротстве не делается различия между задолженностью в бюджет и внебюджетные фонды и задолженностью другим кредиторам (поставщикам и подрядчикам, персоналу по оплате труда и т. д.), поскольку с заявлением в суд могут обращаться как кредиторы, так и налоговые органы и органы государственных внебюджетных фондов. Однако в процессе судебного разбирательства не все кредиторы оказываются в равных условиях. Во-первых, Закон о банкротстве делит всю задолженность на денежные обязательства кредиторам и на обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Во-вторых, в соответствии с Законом о банкротстве во время конкурсного производства кредиторы делятся на несколько очередей, согласно которым и происходит удовлетворение их требований при ликвидации должника. Логично было бы предположить, что с точки зрения государства в первую очередь необходимо расплатиться по обязательным платежам Однако законодатели поставили на первое место социальный аспект: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за вред, причиненный их жизни и здоровью, а во вторую -- задолженность по оплате труда работникам, выплата вознаграждения по авторским договорам. Если сравнивать с другими государствами, то законодательство различных стран по-разному защищает интересы работников. Например, в Германии при ликвидации предприятия в рамках процесса банкротства неудовлетворенные требования работников погашаются за счет особой кассы, формирующейся из взносов всех работников. Российским законодательством работники (как кредиторы) поставлены в привилегированное положение, поскольку: --задолженность работникам по заработной плате, авторским договорам, выходные пособия, выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью, выплачиваются раньше всех остальных долгов; --мировое соглашение заключается только после погашения Задолженности первой и второй очереди; --после признания мирового соглашения недействительным кредиторы первой и второй очередей не обязаны возвращать полученные ими средства. Поэтому работники не относятся к конкурсным кредиторам, не имеют права голоса на собрании кредиторов. Однако там их интересы может отстаивать представитель (без права голоса). Представителями работников в соответствии со ст. 29-- 31 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ являются профсоюзы и их объединения, а также иные избранные работниками на общем собрании (конференции) представители в том случае, если в организации отсутствует профсоюзная организация или она объединяет менее половины работников. Участвующие в деле о банкротстве конкурсные кредиторы -- это кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника -- юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия. Заключение
Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. Но так как единой для всех предприятий стратегии не существует и поэтому каждое предприятие, желающее выжить в жестких условиях рынка, вырабатывает свою собственную стратегию на основе анализа внешней среды, собственного потенциала, основываясь на целях и миссии организации. Выработка стратегии организации - не самоцель стратегического управления. Эта сложная и трудоемкая работа приобретает смысл, только в том случае, если стратегия в дальнейшем успешно реализуется. Для того чтобы контролировать процесс реализации стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей, руководители организации вынуждены разрабатывать планы, программы, проекты и бюджеты, мотивировать процесс, т. е. управлять им. Стратегическое управление предусматривает не только тщательную проработку всех его направлений, что само собой становится очевидным, но обязательное участие в его разработке менеджеров всех уровней управления. Планирование стратегии - вид управленческой деятельности, требующий значительных усилий и затрат времени. Главное же условие эффективного функционирования системы стратегического планирования - это постоянное внимание к нему со стороны высших руководителей, умение их доказать необходимость планирования привлечь к выработке и реализации стратегии широкий круг сотрудников. Одним из основных результатов проектов перспективного планирования является разработка стратегии развития. Выработка и реализация стратегии, которая могла бы лучше соответствовать быстро изменяющимся внешним условиям, стала исключительно важной частью деятельности руководства большинства компаний. Следует иметь в виду, что в современном мире выработка и реализация стратегических планов ведётся с учётом внутренних и внешних факторов. Стратегические планы не являются незыблемой догмой, они должны постоянно корректироваться в соответствии с динамическим изменением ситуации и среды, в которой приходится действовать предприятию или организации. Это изменение, корректировка планов так же является одним из основных направлений работы менеджеров. Будущее любого предприятия прямо и непосредственно зависит от того, насколько адекватно отвечают его действия потребностям рыночной экономики. Вовремя и правильно ответить на эти запросы и есть главная задача предприятий и, в то же время гарантия их преуспевания. В данной дипломной работе я попыталась рассмотреть различные направления в развитии предприятия ООО «Менделеевсказот», так же был проведен анализ деятельности предприятия, его внешнего и внутреннего окружения, выявлены все возможности, опасности, сильные и слабые стороны его деятельности, и в качестве одной из мер, направленных на развитие, предложен проект производство перекиси водорода марки ПВ-85. Целью проекта является построение стратегии развития предприятия на примере ООО «Менделеевсказот». В результате, предприятие может рассчитывать на получение дополнительной прибыли за счет производства высококонцентрированной перекиси водорода марки ПВ-85 и собственного цеха по производству аммиака. Задача проекта состоит в том, чтобы освоить производство марки ПВ-85 в объеме 250-300 тонн в год и тем самым, полностью обеспечить потребителя в данных продуктах. В рамках этого проекта открывается возможность по наращиванию производства новых марок перекиси водорода, востребованных на рынке: пищевая, косметическая и другие. При выполнении данных мероприятий ООО «Менделеевсказот» полностью удовлетворяет потребность Министерства обороны РФ и РТ в высококонцентрированной перекиси водорода, предлагая продукт с более низкой ценой, чем у конкурентов. Предложенный проект полностью вписываются в разработанную стратегию развития предприятия и затрагивает все основные направления его будущей политики. Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития -- это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне. Задачи, поставленные перед предприятием, требуют от руководства не только широты знаний, но и чувства ответственности за экономические, социальные, экологические, нравственные последствия деятельности, в свою очередь оно должно повышать эффективность работы и делать все возможное для неё. Библиография
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. 2. Ансофф. Стратегическое управление: Электронный учебник - http://strategy.bos.ru/books.phtml. 3. Баринов В.А. Антикризисное управление: Учебное пособие. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. -- 488 с. 4. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. -- М., ИНФРА-М, 1997.- 420с. 5. Бримсон Дж. Процессно-ориентированное планирование: Внедрение нового инструмента управления стоимостью компании / Пер. с англ. В.Д. Горюновой; Под общ. ред. В.В. Неудачина. М., 2007 6. Гурков К.Б. Стратегический менеджмент организации: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2004. 7. Джонсон Д. Процессы управления стратегическими изменениями: Хрестоматия «Управление изменением». М: МЦДО «ЛИНК», 1996. 8. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб: Питер, 1999. 9. Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Филинъ, 1997. 10. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: учебник - 4-е изд.,испр. - М.: Омега-Л, 2007. - 356с. 11. Круглова Н.Ю., Круглое М.И. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. М.: Издательство РДЛ, 2003. 12. Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство «Экзамен», 2005г. - 288с. 13. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии: Учебное пособие. М.: ПРИОР, 2001. 14. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004. 15. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб.: Питер, 2001. 16. Оуэн А. Как осуществлять стратегию: Хрестоматия «Управление изменением». М.: МЦДО «ЛИНК», 1996. 17. Парахина В.Н, Федоренко Т.М. Теория организации: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2004. 18. Таль Г.К. Антикризисное управление: Учеб.пособие: В2т. Т.2.: Экономические основы.- М.: ИНФРА-М, 2004. - 1027с. 19. Антикризисное управление: Учебник. - 2е изд., доп. И перераб./ Под ред. Проф. Э.М.Короткова. - М.:ИНФРА-М, 2006. - 620с. 20. Стратегический менеджмент: планирование, контроллинг, учет рисков: Учебное пособие./ Под редакцией Петрова А.Н. - С-П.: Издательство «Питер», 2006г. 21. Стратегическое планирование: Учебник./ Под ред. Уткина Э.А.-М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «Экмос», 1999.-440 с. 22. Моисеева Н.В. Планирование процесса финансового оздоровления предприятия. // Экономический анализ: теория и практика №6 (63) - 2006г. 23. Бердюгина Л.А. Стратегическое планирование в антикризисном управлении // Антикризисное и внешнее управление №2 - 2006г. 24. Аналитические данные компании КПМГ // http://www. kpmg. ru/index.thtml/ru/press/library/surveys/mergers/index.ritml. 25. http://www.gaurt.ru/analitika.htm#nmz |
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |