Тема: Разработка проекта по внедрению новой продукции и его коммерческая оценка (на примере ОАО " Петмол")
Содержание
Введение
Одной из важнейших сфер деятельности любого предприятия является инвестиционная, то есть операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию проектов, которые будут обеспечивать получение предприятием выгод в течение определенного периода времени.
В коммерческой практике принято различать следующие типы инвестиций:
- инвестиции в основные средства;
- инвестиции в нематериальные активы;
- инвестиции в денежные активы.
Для осуществления инвестиционной деятельности предприятия вырабатывают инвестиционную политику. Эта политика является частью стратегии развития предприятия и общей политики управления прибылью. Она заключается в выборе и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала с целью расширения объема операционной деятельности и формирования инвестиционной прибыли.
Именно поэтому, инвестиционная политика предприятия является частью стратегии предприятия. Этим объясняется ее огромное значение для развития предприятия и его эффективной деятельности. Поэтому тема инвестиций и инвестиционной деятельности предприятия особенно актуальна для его деятельности в современных условиях хозяйствования [18]. Для реализации инвестиционной политики предприятиями разрабатывается инвестиционная программа, которая представляет собой совокупность реальных инвестиционных проектов, сгруппированных по отраслевым, региональным и привлекательным для инвестиций (инвестиционная привлекательность) признакам. Программа представляет собой единый объект управления.
Нововведения в технологии, производстве и реализации продукции, эксплуатации оборудования, использовании материалов и в различных видах услуг обеспечивают рынок новыми конкурентоспособными товарами, создают условия для эффективной деятельности и развития фирм и предприятий. Нововведения - инновации требуют специальной организации работ, вложений капитала и управления производственными и финансовыми ресурсами. В настоящее время выбор эффективных для компании нововведений и управление на предприятиях процессами обновления технологии, производимой продукции или услуг базируются на методологии коммерческой оценки проектов.
Коммерческая оценка проектов показывает, насколько эффективен тот или иной проект, насколько результаты его внедрения позитивно отразятся на общих конечных результатах компании в целом, насколько компания будет эффективно осуществлять свою деятельность в условиях рынка. Поэтому данная тема особенно актуальна в современных условиях хозяйствования[12,с.121].
Цель дипломной работы ставится проведение коммерческой оценки проекта по производству нового молочного продукта-пахты.
Для достижения намеченной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Провести исследование рынка молочной продукции Санкт-Петербурга с целью определения тенденции и приоритетов его развития.
2. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия ОАО "Петмол",оценить положение на рынке, обозначить основных конкурентов.
3. Произвести коммерческую оценку производства пахты по нескольким вариантам.
Методологией работы послужили труды отечественных авторов по теме исследования, результаты маркетинговых исследований рынка молочной продукции Санкт-Петербурга и данные бухгалтерской отчетности предприятия.
1.Теоретические аспекты необходимости внедрения нового продукта
1.1 Анализ рынка молочной продукции Санкт-Петербурга
В последние годы отечественная молочная промышленность становится все более конкурентоспособной. Сегодня мы имеем на рынке очень широкий ассортимент молочных продуктов, выпускаемых российскими предприятиями. Рынок молочной продукции можно разделить на следующие сегменты: молоко, кефир, сметана, сливки, кисломолочные продукты (ряженка, простокваша, варенец), йогурты, обогащенная биопродукция (биокефиры, биойогурты), творог, десерты, сливочное масло. По данным Молочного союза России, по всему ассортименту молочной продукции, за исключением сливочного масла и классического творога, в течение 2007-2008 годов наблюдалась устойчивая динамика роста общих объемов, как производства, так и потребления.
В 2008 году на рынке молочной продукции в структуре продукции Санкт-Петербурга произошли в сравнении с 2007 годом изменения. Изменения произошли за счет снижения доли молока. Если в 2007 году в сетевой рознице молоко занимало 15% от общего предложения молочной продукции, то в 2008 году этот показатель составил только 9%. По несетевой рознице в 2007 и 2008 году аналогичные показатели составили соответственно 12 и 2,5%.
Основными характеристиками, позволяющими структурировать предложение молока в розничных торговых предприятиях города, можно считать жирность и наличие/отсутствие дополнительных вкусов. Наибольшую долю на прилавках Санкт-Петербурга занимает молоко 2,5-3,5% жирности - 48,4% всех ассортиментных позиций. На втором месте располагается молоко жирностью 3,5-5% -на его долю приходится 24,3% ассортиментных позиций.
Молоко жирностью 2,5-3,5%, пользующееся наибольшим спросом и характеризующееся наибольшим предложением, имеет самую низкую цену - в среднем она составляет 27,7 рубля за килограмм. Менее жирное молоко, которое считается более полезным, стоит в среднем 29,1 рубля за килограмм, а более жирное молоко, которое считается более вкусным, - 31,5 рубля. Можно также отметить, что спрос на молоко постепенно переключается с молока высокой жирности на молоко средней и низкой жирности.
При этом выросли доли молочных коктейлей и кисломолочных продуктов. Также необходимо отметить значительное увеличение доли глазированных сырков и творожных десертов в розничном предложении молочной продукции. Если в 2007 году доля сырков и десертов составляла примерно 6%, то в 2008 году - уже более 10%. Это позволило данному виду продукции перейти с 6-го на 3-е место в розничном предложении.
В 2007-2008 годах в первую очередь пользуются спросом натуральные йогурты без фруктов (более 40% в продажах). Производители йогуртов класса "люкс" обратились к продукции без ароматизаторов и добавок. Существует большой потенциал формирования устойчивого спроса именно в данном сегменте. Исследования, проводимые различными компаниями и исследовательскими агентствами, показывают, что предпочтения по покупкам йогурта существенно отличаются от других молочных продуктов. Одной из важных причин является более высокая покупательная способность социального слоя населения, приобретающего йогурт на постоянной основе. Покупатели из этой категории свои покупки совершают прежде всего в современных форматах розничной торговли - супер и гипермаркетах, универсамах. Наибольшая доля приходится на различные продовольственные магазины, расположенные недалеко от дома или работы покупателей, а также гастрономы.
По сравнению с 2007 годом, предложение молочной продукции в розничной продаже существенно изменилось. Это связано, прежде всего, с политикой петербургских властей в отношении "малых" форм торговли: ларьков, отдельно стоящих киосков и киосков на рынках, - для которых характерен небольшой ассортимент. Доля этих торговых форматов существенно уменьшилась, уступив место сетевым и несетевым супермаркетам, где представлен гораздо более широкий ассортимент молочной продукции. Широта ассортимента в супермаркетах достигается за счет большого количества как производителей-брендов, так и дополнительных продуктов этой категории, например варенца, ряженки, ацидофилина, бифидо-продуктов, творожных десертов, глазированных сырков. В связи с этим, как показывает проведенное исследование, в 2008 году в петербургской рознице снизилась доля традиционных молочных продуктов - молока, кефира, сливок. В результате, лидирующую позицию в розничном предложении заняли йогурты.
В предложении молочной продукции все более значимая доля приходится на сетевые супермаркеты: в 2007 году их доля составляла 38% предложения, а в 2008-м - уже 53%. В 2007 году сетевая розница напрямую конкурировала с обычными супермаркетами/универсамами, то есть несетевыми магазинами большой площади с самообслуживанием, которые занимали 34% всего предложения. В 2008 году доля несетевых магазинов самообслуживания снизилась до 10%. В результате основным конкурентом сетевой розницы стали обычные продовольственные магазины с обслуживанием через прилавок. В 2008 году доля этого формата торговли в розничном предложении молочной продукции составила 21%. Примерно одинаковые доли в этот период приходились на мелкооптовые рынки и торговые павильоны/лотки/палатки - соответственно 7 и 6,9%. Доля мини-рынков, расположенных у метро и остановок общественного транспорта, в 2008 году составила 1,7%.
На рисунке 1.1. представлено распределение долей молочной продукции, реализуемой в различных торговых форматах. По сравнению с 2007 годом, в 2008-м доля молока в розничном предложении уменьшилась с 34 до 20%. В результате первую позицию по представленности в рознице заняли йогурты - доля этой продукции составила 23,8%. В 2007 году йогурты находились на втором месте - на их долю приходилось менее 20% розничного предложения.
Рисунок 1.1. Распределение долей молочной продукции, реализуемой в различных торговых форматах Санкт-Петербурга в 2008 году.
Ассортимент молочной продукции в сетевых и несетевых супермаркетах/универсамах гораздо более насыщен, по сравнению с киосками: в среднем, соответственно 150 и 113 наименований наиболее популярных видов продукции против 40. По сравнению с 2007 годом, в 2008-м ассортимент молочной продукции в одной торговой точке - независимо от формата - в среднем увеличился почти в 2 раза.
В качестве одной из тенденций стоит отметить, что практически все ведущие производители уделяют особое внимание именно увеличению сроков хранения выпускаемой продукции - за счет новых технологий термической обработки молока, новой упаковки, а также ее продвижению, что позволяет благоприятно оценивать перспективы развития такого торгового формата, как мелкооптовый рынок. В целом 38% поставок приходится на молочную продукцию в упаковке Tetra Pack (рисунок 1.2.), именно в ней выпускают свою продукцию лидеры молочной индустрии Санкт-Петербурга - ОАО "Петмол" и ЗАО "Санкт-Петербургский завод "Пискаревский".
Как видно из рисунка 1.2. Tetra Pack является основной упаковкой для таких молочных продуктов как молоко и сливки. Сметана, творог и творожные десерты в основном продаются в пластиковых коробках, а молочные коктейли и питьевые йогурты - в пластиковых бутылочках.
Анализ рынка по цене показывает следующее - наиболее дорогими видами молочной продукции на петербургском рынке являются творог и творожные десерты - в 2008 году средняя розничная цена на эти продукты составляла соответственно 117 и 112 рублей за килограмм. В 2007 году в число наиболее дорогих молочных продуктов входили сметана и йогурт (рисунок 1.3.).
Рисунок 1.2. Структура розничного предложения молочной продукции в 2008 году в зависимости от вида упаковки
За период с 2007 по 2008 год наибольший рост цен - на 50% - наблюдался по таким продуктам, как кефир и ряженка. Средний уровень роста цен - соответственно на 30 и 23% - был зафиксирован по йогурту и сметане. В наименьшей степени выросли цены на молоко - на 13%.
Рисунок 1.3. Средние розничные цены на молочную продукцию по Санкт-Петербургу в 2008 году.
Наибольший разброс цен наблюдается по таким продуктам, как йогурты и молоко: по йогуртам - от 19 рублей за килограмм (продукция ЗАО "Великолукский молочный комбинат", г. Великие Луки Псковской области) до 300 рублей за килограмм (продукция Dr. August Oetker Nahrungsmittel KG, Германия); по молоку - от 10 рублей за килограмм (продукция Великолукского молочного комбината и ОАО "Тихвинский молочный завод", г. Тихвин Ленинградской области) до 318 рублей за килограмм (продукция Group Lactalis, Франция). Наименьший разброс цен характерен для творожных десертов и простокваши.
На Петербургском розничном рынке молочной продукции представлено более 160 марок от 80 производителей. Основные производители молочной продукции Санкт-Петербурга представлены в таблице 1.1. В течение 2005-2008 года лидирующее положение занимают компании ОАО "Петмол" и ЗАО "Санкт-Петербургский завод "Пискаревский".
Таблица 1.1. Перечень предприятий-производителей молочной продукции Санкт-Петербурга
Наименование предприятия |
Расположение |
|
ЗАО ВАЛИО |
199178, 18-я линия, 47 |
|
Компания "ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН", Филиал в Санкт-Петербурге |
194044, Санкт-Петербург Б. Сампсониевский пр., 32 |
|
ДАНОН |
Октябрьская наб., 104/41 |
|
ДАНОН-ИНДУСТРИЯ |
197342, Красногвардейский пер., 23, корп. 10, литера Л |
|
МЗ "Лесное" |
198035, г. Санкт-Петербург, Двинская ул., 3 |
|
МОЛОЧНЫЙ АЛЬЯНС САНКТ-ПЕТЕРБУРГ |
193079, Октябрьская наб., 104, корп. 41, литер Л |
|
ООО НЕВЕЛЬСКИЙ МКК, молочный комбинат |
г. Санкт-Петербург, ул. Крупской, 55 |
|
ОАО "Петмол" |
196084, Санкт-Петербург, Московский пр., 65 |
|
ОАО ПЕТРОЛАКТ, молочный завод |
191036, г. Санкт-Петербург, Миргородская ул., 1, лит. Б |
|
ООО ПИСКАРЕВСКИЙ, молочный завод |
195253, г. Санкт-Петербург, Лапинский пер., 3 |
|
ООО ПРЕСТИЖ, фабрика мороженого |
197110, г. Санкт-Петербург, Петровский пр., 22 |
|
ОАО САЛОЛИН, масложировой завод |
192102, г. Санкт-Петербург, ул. Салова, 36 |
|
ООО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЗАВОД ПЛАВЛЕННЫХ СЫРОВ |
194223, г. Санкт-Петербург, ул. Курчатова, 10 |
|
ЗАО ЭСТАКАДА МОРОЖЕНОГО, комбинат |
196084 г. Санкт-Петербург, Черниговская ул., 15 |
|
ООО ЯНИНО, молочный завод |
191036 г. Санкт-Петербург, Миргородская ул., 1, лит. Б |
|
По маркам молочной продукции, представленной в петербургской розничной торговле лидирующие позиции занимают "Чудо", "Веселый молочник" (ОАО "Вимм-Билль-Данн продукты питания", Москва) и "Петмол" ("Петмол") - в сумме на них приходится 22,6% розницы. Также значимые доли принадлежат маркам "Пискаревское", "Клевер" ("Санкт-Петербургский завод "Пискаревский") и "Активиа" (ООО "Данон-Индустрия", Москва).
В 2008 году можно отметить, что примерно половина представленной в рознице молочной продукции не содержит вкусовых добавок (рис. 1.4.). Без добавок продается сметана и 98% сливок. По молоку этот показатель составляет 87%, а по ряженке, кефиру, ацидофилину и творогу - соответственно 79, 71, 69 и 52%. Чаще всего с добавками выпускаются йогурты, молочные коктейли, пудинги и творожные десерты. Среди добавок преобладают фруктово-ягодные - на их долю приходится 35% розничного предложения молочной продукции.
Рисунок 1.4. Структура продукции молочного рынка Санкт-Петербурга с добавками в 2008 году
В настоящее время молочный рынок после достаточно длительного периода спада потребительского спроса-с конца 2007 по ноябрь 2008 года, на протяжении текущих месяцев 2009 года демонстрирует состояние стабилизации и роста потребления молока и молочной продукции
1.2 Обоснование целесообразности разработки и внедрения новых видов продукции
Проведенный маркетинговый анализ рынка молочной продукции Санкт-Петербурга позволяет выявить основные тенденции в развитии рынка и группы продуктов, которые будут пользоваться максимальным спросом.
Опрос потребителей молочной продукции Санкт-Петербурга, проведенный консалтинговой компанией "CVS Consulting" в июле 2008 года выявил, что большинство потребителей на рынке слабо представляют себе, какую молочную продукцию они употребляют. Многие не знают элементарных вещей, например, в чем разница между пастеризованным и стерилизованным молоком, не говоря уже об информированности относительно продукции йогуртно-десертной группы, обогащенной биопродукции. После анализа данных опроса специалисты "CVS Consulting" сделали вывод, что существует острая необходимость планомерной работы с потребителем, направленной на увеличение потребительского спроса на молочную продукцию и информирование потребителя о свойствах молочной продукции.
В перспективе эксперты прогнозируют отнесение к числу наиболее востребованных покупателем продуктов в прогнозном периоде развития рынка -увеличение доли кисломолочных и диетических молочных продуктов, а также йогуртов.
К числу кисломолочных и диетических молочных продуктов относятся продукты, потребляемые покупателями среднего и пожилого возраста, имеющих лечебное и профилактическое значение.
К числу покупателей йогурта следует отнести покупателей разного возраста. Преимущественными конкурентными отличиями данной группы продукции является вкусовые качества и яркость упаковки.
Кисломолочные и диетические молочные продукты, а также йогурты будут продолжать иметь повышенный спрос на рынке молочной продукции.
Для роста объема продаж производителям молочной продукции следует уделить внимание разработке новых технологий, освоению производства и выпуска новых видов продукции кисломолочной и диетической группы продуктов, обладающих свойствами полезности для здоровья, применительно для диетического питания, основными конкурентными преимуществами которых будут являться качество и умеренные цены. Кроме того, данные виды продуктов должны быть рентабельны для производителя.
Кроме того, следует в дальнейшем развивать производство и продажу йогуртов различных видов, имеющих повышенный спрос покупателей.
1.3 Характеристика предприятия ОАО "Петмол". Положение на рынке. Конкуренты
В качестве объекта исследования в работе выбрано предприятие Открытое Акционерное общество - ОАО "Петмол". Юридический адрес предприятия: Россия, 196084, Санкт-Петербург, Московский пр., 65. ОАО "Петмол" наделен имуществом и действует на основании положений, утвержденных Советом директоров.
ОАО "Санкт-Петербургский молочный комбинат N 1 "Петмол" - производитель молочных продуктов на Северо-Западе и России. Завод перерабатывает около 400 т молока в сутки. ОАО "Петмол" входит в состав холдинга ОАО "Юнимилк". ООО "Компания Юнимилк" была основана в 2002 году как подразделение продовольственного холдинга "Планета Менеджмент". В 2004 году компания вышла из состава холдинга и стала работать самостоятельно. В 2005 году "Юнимилк" консолидировала молочные активы в рамках холдинга.
Холдинг объединяет 12 молочных предприятий России и Украины, выпускающих около 612 тыс. тонн продукции в год. Среди крупнейших предприятий холдинга: ОАО "Петмол" (Санкт-Петербург), ОАО "Милко" (Красноярск), ОАО "Самаралакто" (Самара), ОАО "Галактон" (Киев). "Юнимилк" приобретает предприятия, которые владеют серьезными рыночными позициями в своем регионе, либо обладают высоким потенциалом роста в ближайшем будущем. По данным компании, на российском рынке "Юнимилк" занимает 4,6%. Годовой оборот молочного бизнеса группы в 2007 году составил более $360 млн. Общий объем инвестиций в 2007 году превысил $40 млн. Контроль над ОАО "Петмол" был установлен в середине 2003 года. ООО "Компания Юнимилк" выкупила крупные пакеты акций предприятия у компании "Петмол-Инвест", подконтрольной менеджменту молкомбината, а также у итальянской компании Parmalat и консолидировала 89% акций "Петмола".
В настоящее время ОАО " Петмол" известен как один из лидирующих производителей молочных продуктов Санкт-Петербурга.
Для производства молочной продукции на предприятии имеются цеха с необходимым технологическим оборудованием. Основные виды деятельности согласно Уставу Общества:
-Закупка молока и молочных продуктов;
-Переработка молока и молочных продуктов;
-Производство молочной продукции;
-Разработка проектов технологии и оборудования для молочной промышленности;
-Внешнеэкономическая деятельность, связанная с реализацией уставных задач, валютно-финансовые операции;
-Выполнение комплекса работ по организации комплексного строительства и проектирования перерабатывающих предприятий;
-Строительство и реконструкция объектов гражданского и промышленного назначения;
-Осуществление реконструкции, восстановления и реставрации зданий и сооружений, памятников архитектуры, представляющих историко-архитектурную деятельность;
-Оказание услуг по транспортному обслуживанию;
-Организация торговли и общественного питания, в том числе собственной сети столовых, ресторанов, магазинов;
-Реклама, маркетинг продукции и услуг российских и зарубежных предприятий и организаций с предоставлением посреднических услуг по организации сбыта (реализации) и сервисного обслуживания.
Предприятие выпускает следующие виды молочной продукции:
1. Ряженка
Кисломолочный продукт приготовляется на чистых культурах термофильных молочнокислых стрептококков.
Продукт со своеобразным приятным вкусом, что достигается томлением молока при высоких температурах. Оказывает весьма благоприятное влияние на пищеварение и обмен веществ.
Консистенция: сгусток ненарушенный, или нарушенный при резервуарном способе производства без газообразования. На поверхности ряженки допускается незначительное наличие сыворотки (не более 3 % от массы продукта) и молочных пенок по всей массе. Вкус и запах: выраженный привкус пастеризации.
Цвет: светло-кремовый.
Кислотность: 70 - 100 °Т (градусов Тернера).
2. Кефир
Кисломолочный продукт приготовляется на закваске из кефирных грибков, имеющих в своем составе, кроме молочнокислых бактерий еще и дрожжи.
Играет важную роль в питании человека, так как улучшает обмен веществ, благодаря вкусовому и химическому составу, стимулирует выделение желудочного сока, способствует усилению перистальтики кишечника, возбуждает аппетит и подавляет гнилостную микрофлору в кишечнике.
Консистенция: однородная, с нарушенным сгустком или ненарушенным сгустком. Допускается газообразование в виде отдельных глазков, вызванное нормальной микрофлорой. На поверхности кефира допускается выделение сыворотки (не более 2 % от массы продукта).Вкус и запах: кисломолочный, освежающий, слегка острый.Кислотность: 85 - 120 °Т.
3. Сметана
Кисло-молочный продукт, изготовляемый сквашиванием сливок чистыми культурами лактококков или смеси чистых культур лактококков и термофильных молочно-кислых стрептококков в соотношении (0,8…1,2):1.
В ассортименте сметана с жирностью 20%, 15% и 10% в упаковке 500 г, а также сметана "Санкт-Петербург" с жирностью 20% и 15% в полипропиленовых стаканчиках по 450 г и 250 г.
4. Биопродукты
Биопродукты ОАО "Петмол" незаменимы в экологически неблагоприятных районах, крупных промышленных центрах, зонах с повышенной радиацией. Бифидобактерии, содержащиеся в этих продуктах, помогают справиться с дисбактериозом и повышают иммунитет.
"Бифилайф" - уникальный по своим лечебным и профилактическим свойствам кисломолочный продукт; выпускается в упаковке 0,5 литра.
"Бифидок" - снижает остроту аллергических явлений, рекомендован как лечебно-профилактическое средство. Выпускается в упаковке 1,0 литра.
5. Йогурты
Диетический продукт йогурт вырабатывается путем сквашивания специально подобранными заквасками.
Йогурт вырабатывается из пастеризованного молока с добавлением сахара, натуральных фруктовых ароматических добавок и натуральных плодово-ягодных наполнителей.
Йогурт обладает высокими вкусовыми и питательными свойствами вследствии обогащения их натуральными фруктовыми наполнителями, содержащими значительное количество витаминов C и Р.
Йогурт имеет приятный вкус и аромат, слегка вязкую консистенцию, богат белками, которые легко усваиваются организмом и являются жизненно необходимыми. Йогурт улучшает работу желудка, почек, печени, повышает тонус организма.
Консистенция: однородная, в меру вязкая, с нарушенным сгустком, с наличием мелких частиц плодов и ягод для йогурта с натуральными наполнителями. Допускается незначительная мучнистость. На поверхности допускается незначительное выделение сыворотки.
Вкус и запах: чистый, кисломолочный, с соответствующим вкусом и ароматом внесенного наполнителя. Кислотность: не более 160 °Т.
6. Группа продуктов с брендом " из Простоквашина"
ОАО "Петмол" продолжает осуществлять свою политику, направленную на выпуск высококачественных натуральных молочных продуктов без консервантов. В связи с этим с весны 2004 года осуществляется выпуск новой серии молочных продуктов под брендом "Продукты из Простоквашино". Все продукты из этой группы отличаются высоким качеством, которое обеспечивает сырье лучших молочных хозяйств Ленинградской области и страны. По своему вкусу все продукты серии максимально приближены к традиционным, деревенским молоку, сметане и пр. Можно по праву называть продукты "из Простоквашино" мостиком между традициями русской деревни и современными высокими городскими технологиями. На данный момент продукты "Простоквашино" насчитывает более 20 видов, в нее кроме традиционного молока, молока топленого, ряженки, кефира и сметаны различной жирности вошли так же и йогурты с натуральными протертыми фруктами.
Основными конкурентными преимуществами продуктов "Простоквашино" перед другими молочными продуктами являются:
* высококачественное натуральное исходное молочное сырье, подвергнутое многоступенчатым проверкам и контролю на всех стадиях производства;
* отсутствие консервантов,
* только натуральные ингредиенты (в том числе протертые натуральные фрукты для серии йогуртов);
*сохранение "традиционного" привычного вкуса при применении современнейших технологий производства и упаковки. В том числе использование линии детского питания, обеспечивающей высочайшее качество при производстве, например, кефира, использование специального сепаратора для удаления бактерий, гомогенизация и деаэрация при производстве всех продуктов, применение упаковки (фольга, крышка, пюр-пак и пр.), исключающей попадание посторонних включений или болезнетворных микробов;
* при высоком качестве, продукты "из Простоквашино" значительно дешевле аналогичной продукции конкурентов.
7. Молоко.
В настоящее время на "Петмоле" выпускается широкая гамма молочных продуктов, удовлетворяющих требованиям самых взыскательных покупателей. Прежде всего, это, конечно же, молоко. Его на "Петмоле" выпускается более 20 видов. Это молоко длительного хранения в различной упаковке, а также пастеризованное молоко.
Наиболее известным продуктом комбината является молоко "Петмол" длительного срока хранения в "пятнистой" упаковке. Для этого продукта используется только молоко высшего сорта, поставляемое лучшими молочными хозяйствами. За счет современной технологии в молоке "Петмол" сохраняются витамины, белки и другие питательные вещества без использования консервантов. Молоко "Петмол" выпускается с жирностью 3,5%, 1,8% и 0,5% (с витамином С), в упаковке по 1,0 и 0,5 литра. Пастеризованное молоко марки "Луговое" и "Российское" предназначено как для обычного, так и для диетического потребления, выпускается с различным содержанием жира, в упаковке емкостью 1,0 и 0,5 литра.
Кислотность: пастеризованного коровьего молока не должна быть выше 21 °Т, а белкового - 25 °Т.
8. Фруктовое молоко.
Молоко "Петмол" с фруктовым вкусом вобрало в себя лучшие черты молока "Петмол" в "пятнистых" пачках. Фруктовое молоко "Петмол" содержит натуральные фруктовые наполнители, что придает ему вкус свежих фруктов. Это молоко имеет 5 разных вкусов: клубничный, ванильный, малиновый, банановый и вкус дыни. Фруктовое молоко выпускается в упаковках по 0,5 и 0,2 литра, жирность этого молока -1,5%.
9. Прочие молочные продукты
ОАО "Петмол" сотрудничает с поставщиками - хозяйствами Ленинградской области - всего их около 40. Завод работает со всеми "живыми" предприятиями Ломоносовского района, а также с Кингисеппским, Волховским, Лужским, Приозерским, Гатчинским и Волосовским районами. Перечень поставщиков молока приведен в таблице 1.2.Приложения 1
К концу 2008 года имело место дефицит сырья, связанный со снижением поставок от хозяйств молока в связи с финансовым кризисом. Сейчас в Ленобласти работает более 140 молочных хозяйств, из них более половины находится в сложном финансовом состоянии. Наиболее крупные хозяйства с хорошими показателями по надоям - это "Рабитицы", "Детскосельское", "Рапти", "Нива", "Ополье", "Агро-Балт", "Племзавод Гражданский", "Раздолье", "Петровский", "Красноармейский. Ситуация пока не критическая. Ленинградская область - передовой регион по надоям и валовому производству молока.
Динамика производства продукции представлена в таблице 1.3. и на рисунке 1.5
Таблица 1.3. Динамика производства продукции ОАО "Петмол" за 2005-2008 годы в натуральных показателях
Производство продукции |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
|
Молоко (тонн) |
9047 |
10856 |
13027 |
15632 |
|
Ряженка (тонн) |
6333 |
7599 |
9119 |
10943 |
|
Кефир (тонн) |
9057 |
10866 |
13037 |
15642 |
|
Сметана (тонн) |
4528 |
5433 |
6518 |
7821 |
|
Фруктовое молоко (тонн) |
3170 |
3803 |
4563 |
5475 |
|
Биопродукты (тонн) |
1585 |
1902 |
2281 |
2737 |
|
Йогурт (тонн) |
7245 |
8693 |
10430 |
12514 |
|
Итого (тонн) |
70765 |
||||
Рисунок 1.5. Динамика производства продукции ОАО "Петмол" в натуральных показателях
Приведенные данные свидетельствуют о наличии тенденции стабильного роста производства всех видов продукции предприятия к 2008 году в натуральных показателях.
В связи с темой исследования представляет интерес проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, исследование положения на рынке и основных конкурентов.
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Петмол"
2.1 Организационная структура предприятия
Открытое акционерное общество ОАО "Петмол" зарегистрировано Регистрационной палатой мэрии Санкт-Петербурга 29.12.1992года, регистрационный № 2099. Уставной капитал на 01.01.2004 г. составляет 91905-00 (девяносто одна тысяча девятьсот пять рублей 00 копеек
1 марта 1934 года был принят в эксплуатацию Молочный комбинат №1, 29 декабря 1992 года был преобразован в Открытое Акционерное Общество "Санкт-Петербургский молочный комбинат "Петмол"" сокращенное название ОАО "Петмол"). В 1992 году проведена приватизация предприятия, основным владельцем стал глава предприятия Валентин Поляков. С 2000 года в акционерах компании побывали такие крупные зарубежные компании, как шведский концерн Arla (компании принадлежало 26% акций) и итальянская компания Parmalat (33%). В 2003 году 89% акций "Петмола" консолидировала "Группа Планета", созданная бывшими менеджерами "Сибнефти". "Петмол" вошел в молочное подразделение группы "Юнимилк", который был выкуплен менеджментом предприятия в 2004 году. Около 85% продукции завода реализуется в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.ОАО Петмол имеет три филиала. Они наделены имуществом и действуют на основании положений, утвержденных Советом директоров. В настоящее время ОАО " Петмол" известен как один из лидирующих производителей молочной продукции России.
-Основные виды деятельности согласно Уставу Общества:
-Закупка молока и молочных продуктов;
-Переработка молока и молочных продуктов;
-Производство молочной продукции;
-Разработка проектов технологии и оборудования для молочной промышленности;
-Внешнеэкономическая деятельность, связанная с реализацией уставных задач, валютно-финансовые операции;
-Выполнение комплекса работ по организации комплексного строительства и проектирования перерабатывающих предприятий; Строительство и реконструкция объектов гражданского и промышленного назначения;
-Осуществление реконструкции, восстановления и реставрации зданий и сооружений, памятников архитектуры, представляющих историко-архитектурную деятельность;
-Оказание услуг по транспортному обслуживанию;
-Организация торговли и общественного питания, в том числе собственной сети столовых, ресторанов, магазинов;
-Реклама, маркетинг продукции и услуг российских и зарубежных предприятий и организаций с предоставлением посреднических услуг по организации сбыта (реализации) и сервисного обслуживания;
-Представительство иностранных фирм на территории РФ и третьих стран.
Численный состав персонала по состоянию на 01.01.2009 года составляет 1569 чел. Организационная структура предприятия приведена на рисунке 2.1. Структура линейного типа, многоуровневая. Несмотря на то, что структура предприятия многоуровневая, она является достаточно гибкой и прекрасно соответствует функциональному назначению предприятия и всех его звеньев. Количество уровней сложилось исторически с момента возникновения предприятия и система взаимосвязей по уровням отработана до автоматизма. Управляет предприятием топ-менеджер - генеральный директор на условиях найма. Генеральный директор осуществляет права и исполняет обязанности единоличного исполнительного органа Общества в объеме и с ограничениями, установленными Уставом Общества, иными внутренними
Рисунок 2.1. Организационная структура ОАО "Петмол"
документами Общества, принятыми или одобренными Общим собранием акционеров Общества и соответствующими действующему законодательству РФ.На него возложено решение задач, связанных с общими направлениями деятельности предприятия, в том числе - проведение финансовой политики, к которой можно отнести определение лимитов расходов на содержание персонала, предельных ассигнований на административные и хозяйственные нужды, вопросы закупочной политики и т.д. Также он занимается организацией рабочего процесса и контролирует работу подчиняющихся ему служб. Генеральный директор несет ответственность за своевременность, достоверность и полноту сведений, содержащихся в представляемых на утверждение Общему собранию и Совету директоров Общества отчетах и балансах, а также за достоверность и полноту данных о деятельности Общества, представляемых налоговым органам от имени Общества, представляет интересы Общества, издает приказы и распоряжения по Обществу.
Ключевые службы, подчиненные генеральному директору:
1. -Служба коммерческого директора,
1. Реализация производимой продукции.
2. Снабжение всех подразделений предприятия материальными ресурсами.
3. Маркетинг и реклама продукции
4. Приобретение сырья для выпуска продукции.
5. Решение вопросов таможенного оформления.
2. -Служба директора по производству.
Функции службы:
1. Производство продукции.
2. Проектно-конструкторские исследования.
3. Контроль и качество продукции и сырья.
4. Технологические разработки продукции.
5. Испытания продукции.
3.Служба технического директора.
Функции службы:
1. Текущий ремонт помещений, устранение неисправностей.
2. Обеспечение производства электроэнергий и водоснабжением.
3. Контроль за работой энергосистем.
4. Контроль системы связи.
4.Служба заместителя генерального директора по соблюдению режима.
Функции службы:
1. Круглосуточная охрана объекта.
2. Выписка ,учет и продажа пропусков.
3. Контроль въезда-выезда большегрузной техники.
4. Ведение учета мобилизационной подготовки Е.Служба финансового директора.
Функции службы:
1. Ведение бухгалтерского учета предприятия.
2. Контроль движения денежных средств.
3. Расчет цены продажи продукции, услуг.
4. Экономические расчеты текущего и прогнозного характера, бизнес-планы.
5.Служба заместителя генерального директора по управлению персоналом.
Функции службы:
1. Кадровое делопроизводство: ведение личных дел, оформление приема на работу и увольнения с работы. Выдача справок. Оформление трудовых книжек, приказов по предприятию. Прочие обязанности по учету кадров.
2. Системное обеспечение всех служб и отделов предприятия.
3. Проведение аттестаций персонала, набор кадров.
6.Служба АХО
Функции службы:
Административно-хозяйственные функции: уборка территории и помещений, обеспечение канцелярскими принадлежностями.
В направлении темы исследования особый интерес представляет проведение анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью оценки его финансового состояния.
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Петмол"
В соответствии с поставленной целью работы проведем оценку финансового состояния предприятия за 2007-2008 годы по следующим направлениям:
1. Анализ финансовых результатов.
2. Анализ рентабельности.
3. Оценка финансовой устойчивости.
Для анализа финансовой деятельности ОАО "Петмол" используем данные годовой бухгалтерской отчетности: форму №1-"Бухгалтерский баланс" и форму №2 "Отчет о прибылях и убытках" (приведены в Приложении 2)
1.Анализ финансовых результатов.
Анализ финансовых результатов предприятия приведен в таблице 2.1. Приведенные данные показывают:
1.Рост выручки в 2008 году в сравнении с 2007 годом на 115527 тыс.руб., или на 7,8%.
2.Рост прибыли от продаж в 2008 году в сравнении с 2007 годом на 11,0% (или на 16092 тыс.руб.).
3.Рост чистой прибыли в 2008 году в сравнении с 2007 годом на 37,2% (или на 42573 тыс.руб.).
Данные анализа финансовых результатов за 2007-2008 годы предприятия показывают стабильный рост валовой прибыли, прибыли от продажи чистой прибыли. Данные анализа финансовых результатов показывают позитивную тенденцию деятельности предприятия.
Таблица 2.1 Анализ финансовых результатов ОАО "Петмол" за 2007-2008 годы
Наименование показателей |
За 2007год тыс.руб |
За 2008год тыс.руб |
% 2008 год к 2007 году |
Откл. (+,-) тыс.руб |
|
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
1489576 |
1605103 |
107,8 |
115527 |
|
Себестоимость продукции |
1328372 |
1426652 |
107,4 |
98280 |
|
Валовая прибыль |
161204 |
178451 |
110,7 |
17247 |
|
Прибыль (убыток) от продаж |
146308 |
162400 |
111,0 |
16092 |
|
Прочие доходы и расходы |
3101 |
26430 |
23329 |
||
Прибыль (убыток) до налогообложения |
149410 |
188830 |
126,4 |
39420 |
|
Чистая прибыль (убыток) |
114583 |
157156 |
137,2 |
42573 |
|
2.Анализ рентабельности.
Анализ эффективности использования капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью)- отношением сумма прибыли к стоимости имущества. Для детального анализа результативности работы предприятия проанализируем показатели рентабельности. Расчеты приведем в таблице 2.2. Формулы расчета также приведены в таблице 2.2. Рентабельность предприятия определяется прибылью, которую оно получает. Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность (прибыльность) предприятия, измеряемую в долях (или процентах) по отношению к затратам или капиталу. Рентабельностью капитала показывает окупаемость вложенных средств. Этот показатель является основным при оценке акций предприятия на бирже. Данные расчетов показывают динамику роста рентабельности активов в целом, внеоборотных и оборотных активов, что свидетельствует об эффективном использовании капитала предприятия. . Рентабельность активов в целом составляет 20%,что показывает их эффективное использование.
Таблица 2.2 Анализ рентабельности ОАО "Петмол" за 2007-2008 годы
№ |
Показатели (по балансу-средние значения) |
Алгоритм расчета |
2007г. |
2008г. |
изменен. за год(+,-) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
Ф.№2стр.010 |
1489576 |
1605103 |
115527 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
Ф.№2стр.020 |
1328372 |
1426652 |
98280 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Валовая прибыль |
Ф.№2стр.029 |
161204 |
178451 |
17247
К 2008 году при росте выручки имеет место рост рентабельности продаж, производства и чистой рентабельности в сравнении с 2007 годом, но показатели ниже установленного норматива нормальной рентабельности для производственных предприятий-15% и выше, что свидетельствует что необходимости пересмотра в сторону снижения затрат предприятия, в частности уделить внимание поиску более дешевых поставщиков сырья, вводу в производство уникальных высокорентабельных продуктов, пользующихся спросом на рынке, что позволит поднять уровень выручки и прибыли. Анализ рентабельности предприятия показывает, что предприятие развивается по эффективному направлению: имеет место улучшение показателей к концу 2008 года. 3. Анализ структуры капитала. Для анализа структуры капитала сформирован аналитический баланс ОАО "Петмол" по состоянию на начало и конец 2008 года(таблица 2.3.). Анализ структуры капитала представлен в таблице 2.4. Таблица 2.3 Анализ структуры баланса ОАО "Петмол"
Таблица 2.4 Анализ структуры капитала ОАО "Петмол"
Приведенные данные показывают рост собственного капитала предприятия к концу 2008 года на 157156 тыс.руб.и незначительное снижение удельного веса в валюте баланса и рост заемного капитала на 44352 тыс.руб. и незначительное увеличение в валюте баланса. В целом, предприятие развивается за счет собственного капитала, что характеризует устойчивость его финансового положения. Наглядно это представлено на рисунках 2.2. и 2.3. Рисунок 2.2.Динамика капитала ОАО"Петмол" за 2008 год. На начало 2008 года На конец 2008 года Рисунок 2.3.Структура капитала ОАО"Петмол" на начало и конец 2008 года. 4. Анализ финансовой устойчивости Используя данные баланса, проведем анализ финансовой устойчивости предприятия с помощью абсолютных показателей, определив трехкомпонентный показатель финансовой устойчивости ОАО "Петмол" на начало и конец 2008 года.(таблица 2.5.) Приведенные данные показывают 1.На начало 2008 года: [142876;147196;159196] и S = [1, 1, 1] 1.На конец 2008 года: [306082,311912,363456] или S = [1, 1, 1] Приведенные данные показывают, что по расчету абсолютных показателей финансовой устойчивости положение ОАО "Петмол" за 2004-2006 можно охарактеризовать как финансово устойчивое , при котором денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность организации и прочие оборотные активы покрывают заемный капитал. Таблица 2.5 Анализ финансовой устойчивости ОАО "Петмол" по абсолютным показателям
Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости показывает, что ОАО "Петмол" за 2008 год имело: 1. Достаточность собственных оборотных средств; 2. Достаточность перманентного капитала; 3. Достаточность всех источников. Анализ финансовой устойчивости предприятия по относительным показателям представлен в таблице 2.6. Приведенные расчетные данные показывают следующее: 1. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств ниже нормативного значения - менее 0,7, что свидетельствует о полной внешней независимости капитала предприятия: Начало 2008 года-0,10; Конец 2008 года- 0,10. 2. Коэффициент долга (коэффициент концентрации привлеченных средств) ниже нормативного значения - менее 0,4, что свидетельствует о развитии предприятия за счет собственных источников: Начало 2008 года-0,07; Конец 2008 года- 0,10. 3. Коэффициент маневренности в пределах нормативного значения - 0,2-0,5, что свидетельствует о нормальной степени мобильности собственных средств. Начало 2008 года-0,5; Конец 2008 года- 0,5. 5. Коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками имеет стабильно высокое значение , что свидетельствует о том, что все оборотные активы финансируются за счет собственных источников. Начало 2008 года-0,9; Конец 2008 года- 0,8. Таблица 2.6 Анализ финансовой устойчивости ОАО "Петмол" по относительным показателям
6.Коэффициент структуры покрытия долгосрочных вложений имеет тенденцию незначительного увеличения. Коэффициент показывает, что незначительная часть основных средств и прочих внеоборотных активов ОАО "Петмол" профинансирована внешними инвесторами, т.е. в переносном смысле принадлежит им, а не владельцам предприятия. Начало 2008 года-0,001; Конец 2008 года- 0,002; Таким образом, из проведенного анализа финансовой устойчивости ОАО "Петмол" по абсолютным показателям можно сделать следующие выводы: 1.Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости показывает, что тип финансовой устойчивости по обеспеченности источниками процесса формирования запасов и затрат за 2008 год можно охарактеризовать как - устойчивое финансовое состояние, при котором предприятие полностью обеспечивает свои потребности собственными со средствами. 2. Анализ относительных показателей финансовой устойчивости предприятия за 2008 год показывает: 1.Полную независимость предприятия от привлеченных источников финансирования с тенденцией к позитивному изменению показателей к концу 2008 года. 2. Все оборотные активы предприятия за 2008 год финансируются за счет собственных источников. 3. Высокую степень мобильности собственных средств. В целом финансовое положение ОАО "Петмол" можно оценить как устойчивое с позитивными изменениями к концу 2008 году. 2.3 Анализ конкурентной среды предприятия на рынке молочной продукции
Доля "Петмола" на рынке Санкт-Петербурга в последние годы уменьшилась. В2005году она была 40%, в 2008 году -29%. Основным конкурентом ОАО "Петмол" является ЗАО "Санкт-Петербургский завод "Пискаревский",занимающий в настоящее время 45% рынка. Было время, когда "Петмол" считался самым сильным игроком на петербургском рынке. Затем пришел "Вимм-Билль-Данн" и другие компании такого уровня, очень сильные соперники, ситуация усложнилась -каждый отвоевал какую-то долю. Предприятие пытается восстановить прежние позиции на рынке за счет кропотливой работы над качеством продукции, упаковкой и маркетингом, и это приносит результаты. "Петмол" постепенно увеличивает свое присутствие: за 1 квартал 2009 года по сравнению с 2008 годом прошлым годом доля ОАО "Петмол" выросла на4%. К концу 2009 года планируется выйти на 40% рынка. В настоящее время ОАО"Петмол" может поставить на рынок товары разных ценовых сегментов как за счет продукции, привезенной с других комбинатов холдинга "Юнимилка", так из асчет увеличения доли товаров той или иной категории, производимых на самом "Петмоле". Во-вторых, Предприятие готово конкурировать за счет высокого качества -используется только натуральное сырье для производства продукции федеральных брендов, а именно они составляют большую часть продуктового портфеля. К тому же"Петмол" может конкурировать с другими заводами по цене продукции. В 2009 году за счет модернизации производства планируется повысить производительность труда более чем в два раза, что сократит затраты на производство. 2.4 Разработка предложений по развитию предприятия на рынке
В соответствии с выбранной стратегий- стратегия роста и развития, планируется освоение доли рынка молочной продукции Санкт-Петербурга и Ленинградской области: в 2010 году-45%;в 2011 году-55%; к 2012 году-60%.Для этого необходимо решить вопрос с загрузкой имеющихся производственных мощностей, поставками среднего по цене и качественного сырья; производством дешевой и качественной продукции, а также уникальной дорогостоящей продукции, пользующейся спросом. В настоящее время завод загружен не на полную мощность, сырья хватает. Дефицит покрывается закупками молока в странах Балтии. Вдальнейшем, когда потребуется увеличить мощности предприятия, необходимо расширять количество поставщиков. В планах предприятия- сотрудничать с хозяйствами -поставлять им современное оборудование по лизинговым схемам. Кроме того, предполагается, что вскоре острота сырьевой проблемы на Северо-Западе снизится. Не все молокоперерабатывающие компании смогут пережить финансовый кризис, пострадают в первую очередь мелкие и средние производители. Многие компании уже сейчас не могут оплачивать услуги фермеров, и хозяйствам ничего не остается, кроме как искать платежеспособных клиентов. Предположительно, что за счет уменьшения числа переработчиков освободится большое количество молока. "Петмол" планируется ориентировать на производство детского питания и высоко-маржинальной продукции, потому что сырье в Ленинградской области достаточно качественное. Таким сырье мне обладает ни один российский регион. Выпускать продукцию эконом-класса из него абсолютно невыгодно. Основная затратная часть для переработчиков -сырье. Его стоимость составляет порядка 70% себестоимости продукции. При такой цене на молоко (в Санкт-Петербурге она достигает 17рублей за литр, в то время как средняя цена сырья по России -11рублей) предприятию необходимо производить продукты, которые будут рентабельны для компании. Хотя высоко-маржинальная продукция производилась на заводе и раньше, оборудование для выпуска некоторых ее видов появилось только сейчас, например для густых йогуртов и творожных десертов. Основными молочными брендами на заводе станут "Биобаланс" и"Простоквашино". Будет расширена также линейка детского питания под маркой "Тёма", появится продукция на основе сыворотки, а также инновационные продукты. Некоторые инновационные продукты уже появились -это марка "Биобаланс", мы намерены расширять ассортиментный ряд этого бренда. "Петмол" ориентирован прежде всего намассовый спрос. Предполагается, что спрос на высокорентабельную продукцию будет расти. Для этого есть все предпосылки. До недавнего времени росли доходы потребителей, иони постепенно переключались на более дорогие продукты. А производителей высоко-маржинальной продукции на рынке немного. Основные -"Данон", Ehrmann, "Вимм-Билль-Данн" и"Юнимилк". Это объективно: мелкие и средние производители не могут себе позволить закупать оборудование для производства продукции класса "премиум", это требует очень больших инвестиций. Так что чрезмерной тесноты в верхнем ценовом сегменте молочного рынка пока не ожидается. С другой стороны, есть опасения, что в связи с кризисом оптимистичные прогнозы по расширению спроса на высоко-маржинальную продукцию не оправдаются. Но в любом случае кризис может повлиять только на темпы роста спроса, сам спрос сохранится. Однако процентное соотношение продукции классов "премиум" и"эконом" в продуктовом ассортименте "Петмола" -не догма, оно может меняться в зависимости от спроса. Предполагается, что в случае снижения спроса на высоко-маржинальную продукцию можно оперативно переключиться навыпуск продукции низко-маржинальной, так как предприятие располагает мощностями для производства всей продуктовой линейки "Юнимилка". 3. Коммерческая оценка проекта по внедрению нового продукта на ОАО "Петмол"
3.1 Характеристика нового продукта - пахты. Позиционирование нового вида продукции и оценка потенциальных потребителей
Редко употребляемое сейчас слово "пахтать" означает сбивать масло из сливок или сметаны. Образующуюся при этом мутную, слегка кисловатую жидкость и называют пахтой. Сбивание масла, как известно, сводится к разрушению белковых оболочек вокруг жировых шариков, которые переходят в пахту. По химическому составу к ней близка сыворотка, получаемая при створаживании молока для сыра или творога. Когда внимательно изучили состав этих продуктов, то оказалось, что в них, а не в масле сконцентрированы многие биологически активные вещества. Пахта содержит до 3,3 г% белков, 1,0 г% жиров, 4,7 г% молочного сахара -- лактозы, 0,7 г% свободных органических кислот (калорийность -- 40 ккал в 100 г продукта); 50 мг% калия, 30 мг % натрия, 120 мг % кальция, 18 мг% магния, 88 мг% фосфора, 0,1 мг% железа; 0,03 мгУ0 витамина В,, 0,15 мг% витамина В2, 0,14 мг% витамина РР и даже некоторые количества витамина С. Сравнительно много в пахте липотропных -- холина и лецитина. Поэтому пахта сама по себе и обогащенные ею блюда способствуют образованию относительно легкорастворимых соединений холестерина, а стенки кровеносных сосудов при таком питании приобретают большую эластичность. В пахте содержится много лецитина, который играет большую роль в регуляции холестеринового обмена в организме. Помимо лецитина в пахте содержится значительное количество ненасыщенных жирных кислот, которые способствуют переводу холестерина в легкорастворимые соединения и выведению его из организма. Эти кислоты оказывают положительное действие на кровеносные сосуды, повышая их эластичность и предупреждая тем самым закупорку. Все это делает пахту хорошим лечебным средством. Ее часто употребляют для утоления жажды. Пьют обычно свежую пастеризованную пахту, полученную при производстве сладко-сливочного масла. Готовый продукт содержит не менее 0,5% жира и 8% сухих веществ. Основная ценность этого продукта в высокой биологической ценности её состава и в низкой калорийности. Кроме того,пахта содержит высокоценный белок, аминокислоты, витамины: В1, В2, В12, С, Е, а также все минеральные вещества и микроэлементы цельного молока. Пахта может применяться как лечебное средство при заболевании почек, печени и желудочно-кишечного тракта, для предупреждения сердечно-сосудистых заболеваний. Пахта рекомендована для всех возрастов, а особенно для детей и пожилых. В состав пахты входят: -молочный сахар - 4,5-5% -белки - 3,2-3,5% ; -жиры - 0,2-0,5% жира; -минеральные вещества - 0,5-0,7%; -витамины - А, В. D, Е, биотип, РР, холин; -фосфатиды - в том числе лецитин, который регулирует холестериновый обмен. Пахта - низкокалорийный продукт. Калорийность пахты - 330-440 ккал в 1кг .Пахта употребляется в пищу в натуральном виде, а также используется для приготовления кисломолочных продуктов и напитков, входит в состав некоторых диетических сыров. Пахта используется в хлебопекарной и кондитерской промышленности. Пахта -- традиционный ингредиент для ирландского хлеба на соде, ее часто используют в выпечке кексов. В результате реакции кислоты с разрыхлителем и питьевой содой выделяется двуокись углерода, и хлеб поднимается, становится пышным. Благодаря использованию пахты лепешки, пирожные и оладьи получаются нежнейшими. Пахту также можно добавлять в холодные супы и в заправки для салатов, она вполне может заменить более жирную сметану. Потребителями пахты по маркетинговым оценкам рынка могут быть достаточно разные социальные слои населения. В-основном, учитывая полезность данного продукта для снижения холестерина и активизации функций желудочно-кишечного тракта, предполагается, что это будет возрастная группа от 30 до 50 лет, преимущественно женщины, т.к. продукт является уникальным в плане снижения веса. Уникальные вкусовые качества и средняя цена продажи в сочетании с высоким качествам позволят покупать продукт всем социальным слоям населения. Для реализации продукта планируется применить метод прямых продаж. Позиционирование продукта - "здоровье и красота". Проведем оценку коммерческой эффективности проекта по производству пахты. 3.2 Расчет потребных ресурсов для реализации проекта нового вида продукции. Совершенствование существующего производственного процесса под выпуск нового вида продукции
Проектом предусматривается организация нового цеха предприятия по производству нового вида продукции-пахты. Для организации цеха необходимы помещения- производственное помещение площадью 50 м2 для организации процесса производства и установки производственного оборудования и помещение площадью 30 м2 для склада готовой продукции. Предприятие располагает значительной территорий, арендуемой у КУГИ и производственными постройками в собственности, часть производственных площадей может быть выделена под организацию нового цеха и склада без оплаты. Затраты на организацию производства также не предусматриваются, ввиду того, что предприятие функционирует давно, зарегистрировано, имеет необходимые лицензии и сертификаты тна производство молочной продукции. Для организации процесса производства пахты необходимо закупить новое оборудование. В комплект необходимого оборудования включается 2 поточные линии, представляющие из себя мини-предприятие, где полностью механизирован процесс приготовления и упаковки пахты (рисунок 3). В состав линий входит: *Приемная емкость, *Ванна длительной пастеризации (ВДП), *Роторно-пленочный испаритель, *Охладитель трубчатый, *Насос центробежный, насос винтовой, *Вакуум-насос, *Установка моечная Рисунок 3. Производственные линии для производства пахты Такие линии в России поставляются предприятием ЗПО "Ростон", юридический адрес Россия, 249052, Калужская обл., Малоярославецкий р-н,п. Оболенское .Завод пищевого оборудования "Растон" был создан в 1998 г. группой ученых и инженеров. Компания образовалась в городе Обнинске, известном в стране как первый наукоград России.За эти годы создана мощная производственная база, завод стабильно увеличивает обьемы и ассортимент выпускаемой продукции. Кадровая политика предприятия позволила создать дружный сплоченный коллектив профессионалов высокого уровня."Ростон" производит емкостное, насосное, фасовочное, нестандартное и другоеоборудование для изготовленияпищевой, косметической, химической, фармацевтической продукции. Это оборудование используется в производстве молочных продуктов, консервированных овощей, фруктов, безалкогольных и алкогольных напитков, а также для изготовления парфюмерно - косметических и других средств. Завод обладает большим объемом собственных конструкторских и технологических разработок, касающихся тематики различных отраслей промышленности. Производство современного оборудования, отвечающего реальным потребностям рынка-- одна из основ коммерческого успеха завода "Растон". Производительность линий ЗПО "Ростон" для производства пахты составляет 6600 тыс. кг продукта в год при загрузке оборудования на 90%. На Западе есть аналог подобных линий по производству пахты. Производитель-фирма "Hatson",в Баварии. Производительность линий составляет 10000 тыс.кг продукта в год при загрузке оборудования на 90%. Качество выпускаемого продукта превосходит качество продукта, выпускаемого на оборудовании российского производителя Для организации процесса производства требуется дополнительный штат персонала. В случае приобретения оборудования российского производителя требуется, учитывая производительность работы оборудования, организация работы цеха в 2 смены, в случае приобретения импортного оборудования требуется по производительности работы оборудования, организация работы цеха в 3 смены Сырье для производства пахты планируется закупать у российских поставщиков, с которыми у ОАО "Петмол" налажены долговременные хозяйственные связи по поставке молока. В работе планируется рассмотреть два проекта организации производства пахты-с использованием российского оборудования-1 вариант, и с использованием импортного оборудования-2 вариант, осуществить расчеты и осуществить коммерческую оценку проектов. Срок проекта устанавливается 3 года. Шаг проекта-1 год. В (0) год планируется приобрести, установить и осуществить наладку оборудования и нанять необходимый штат персонала. Начиная с 1-го года проекта планируется осуществить производство пахты. Маркетинговыми исследованиями рынка потребителей Санкт-Петербурга и области по пессимистичному варианту возможно реальное потребление продукта в 2009-2010 годах -до 5000 тыс.кг к год. В проектах предусматривается поэтапное увеличение объема продаж: -1 год- 1250 тыс.кг пахты с ягодными наполнителями и 1250 кг пахты диетической, всего пахты-2500 кг; 2год- 1750 тыс.кг пахты с ягодными наполнителями и 1750 кг пахты диетической, всего пахты-3500 кг; 3 год-2500 тыс.кг пахты с ягодными наполнителями и 2500 кг пахты диетической, всего пахты-5000 кг. Цена продажи продукта устанавливается с учетом спроса рынка и уникальности продукта (аналогов в настоящее время не выпускается)- на пахту с ягодными наполнителями-39 руб.за кг,на пахту диетическую-37 руб. за кг. Цена установлена с ориентиром на оптовую стоимость 1 л молока -17 руб. за 1л (кг). Продукт предлагается продавать в расфасовке 1 л (кг). 3.3 Оценка затрат по реализации проекта
1.Расчет выручки от реализации продукции представлен в таблице 3.1. 2.Расчет сырья по технологическим нормам и действующим ценам на производство 1000 кг пахты представлен в таблицах 3.2. и 3.3. 3.Расчет затрат на сырье и энергоресурсы для работы оборудования (переменных затрат) представлен в таблице 3.4. 4.Расчет штата персонала и затраты на оплату труда по варианту 1 представлены в таблице 3.5.Предусматривается установить фиксированные оклады с ежемесячной премией за выполнение месячного планового задания. 5.Расчет постоянных затрат по варианту 1 представлен в таблице 3.6. Таблица 3.1. Расчет выручки от продажи пахты
Таблица 3.1. Расчет затрат на сырье для производства 1000 кг пахты с ягодными наполнителями
Таблица 3.2. Расчет затрат на сырье для производства 1000 кгдиетической пахты
Таблица 3.4. Расчет переменных затрат для производства пахты на годовой объем продаж
Таблица 3.5. Расчет штата персонала и затрат на оплату труда персонала с ЕСН по варианту 1
Таблица 3.6. Расчет постоянных затрат на год по варианту 1тыс.руб
По варианту 2 выручка от объема продаж и переменные затраты аналогичны варианту 1 (таблицы 3.1,3.2,3.3). 6.Расчет штата персонала и затраты на оплату труда по варианту 2 представлены в таблице 3.7.Предусматривается установить фиксированные оклады с ежемесячной премией за выполнение месячного планового задания. 7.Расчет постоянных затрат по варианту 2 представлен в таблице 3.8. Таблица 3.7. Расчет штата персонала и затрат на оплату труда персонала с ЕСН по варианту 2
Таблица 3.8. Расчет постоянных затрат на год по варианту 2
Для коммерческой оценки проекта по двум вариантам необходимо определить инвестиционные затраты. В соответствии с вариантом 1 приобретается российское оборудование, с производительностью 6600 тыс.кг продукта в год при загрузке 90% производственной мощности. Качество продукта- среднее. Инвестиционные затраты приведены в таблице 3.9. Таблица 3.9. Инвестиционные затраты на приобретение оборудования по варианту 1
В соответствии с вариантом 2 приобретается импортное оборудование, с производительностью 10000 тыс.кг продукта в год при загрузке 90% производственной мощности. Качество продукта- высокое .Инвестиционные затраты приведены в таблице 3.10. Таблица 3.10. Инвестиционные затраты на приобретение оборудования по варианту 2
Кроме того, для начала работы цеха необходимы оборотные средства: -на приобретение месячного запаса сырья: 32178:12=2681,5(тыс.руб.) -на выплату месячной заработной платы персоналу: 6758:12=563,2 (тыс.руб.)-по 1 варианту. 11581:12=965,1 (тыс.руб).-по 2 варианту; Всего инвестиции по 1 варианту составят: 563,2+2681,5+40431=42335 (тыс.руб.) Всего инвестиции по 2 варианту составят: 965,1+2681,5+66670= 70317 (тыс.руб.) Следующим этапом является определение источников финансирования. Для каждого варианта предлагается рассмотреть 2 пути финансирования: привлечение только заемного капитала с годовой ставкой 28% годовых и смешанное финансирование -с привлечением заемного капитала и использования собственного капитала: По 1 варианту: 20000т.р.-заемные средства по годовой ставке-28%; 22435 т.р- собственные средства по рентабельности активов-20%. Среднее значение: (20000х0,28+22435х0,22):42435х100=24% По 2 варианту: 35000т.р.-заемные средства по годовой ставке-28%; 35317 т.р- собственные средства по рентабельности активов2008 года -20%. Среднее значение: (35000х0,28+35317х0,22):70317х100=24% При расчете условно принимаем при варианте смешанного финансирования, что процент рентабельности активов является процентом "собственного" банка. Расчет годовых процентов к уплате: 1 вариант. Привлечение заемного капитала: 42335 х0,28=11854(тыс.руб.) Смешанное финансирование. 42335х0,24=10160 (тыс.руб.) 2 вариант. Привлечение заемного капитала: 70317 х0,28=19689 (тыс.руб.) Смешанное финансирование. 70317х0,24=16876 (тыс.руб.) Расчет чистой прибыли по годам проекта по вариантам приведен в таблицах 3.11 -3.14. Таблица 3.11. Расчет чистой прибыли по варианту 1-привлечение заемных средств для приобретения российского оборудования (тыс.руб.).
Таблица 3.11. Расчет чистой прибыли по варианту 1-привлечение заемных и собственных средств для приобретения российского оборудования(тыс.руб.).
Таблица 3.13. Расчет чистой прибыли по варианту 2- привлечение заемных средств для приобретения импортного оборудования(тыс.руб.).
Таблица 3.14. Расчет чистой прибыли по варианту 2- привлечение заемных и собственных средств для приобретения импортного оборудования(тыс.руб.).
Приведенные данные показывают незначительное расхождение в показателях чистой прибыли к3 году проекта. Следующим этапом является расчет коммерческой оценки проекта. 3.4 Оценка экономической эффективности проекта по внедрению пахты
В процессе экономической оценки для принятия решений по проекту рассчитываются два простых показателя эффективности [8,с.226]: - простой срок окупаемости единовременных вложений (инвестиций), - дисконтированный срок окупаемости единовременных вложений (инвестиций), - чистая текущая стоимость по проекту или чистого дисконтиpованного дохода (чистая прибыль плюс амортизация) за весь "срок жизни проекта" - NPV, - внутpенней ноpмы пpибыли проекта или норма прибыли дисконтированного денежного потока по проекту - IRR. - индекс рентабельности инвестиции - PI . 1.Срок окупаемости относится к числу наиболее часто используемых показателей эффективности инвестиций. Цель его расчета состоит в определении продолжительности периода, в течение которого проект будет работать, что называется, "на себя". При этом весь объем генерируемых проектом денежных средств, главными составляющими которого являются чистая прибыль и сумма амортизационных отчислений (то есть чистый эффективный денежный поток), засчитывается как возврат на первоначально инвестированный капитал [9,с.205]. 2. Метод определения дисконтированного срока окупаемости инвестиций в целом аналогичен методу расчета простого срока окупаемости, однако свободен от одного из недостатков последнего, а именно - от игнорирования факта не равноценности денежных потоков, возникающих в различные моменты времени. Условие для определения дисконтированного срока окупаемости может быть сформулировано как нахождение момента времени, когда текущая стоимость доходов, получаемых при реализации проекта, сравняется с объемом инвестиционных затрат. Показатель срока окупаемости с учетом дисконтирования показывает, в течение какого срока накопленные дисконтированные чистые денежные потоки по проекту становятся положительные, т.е. за сколько лет проект окупает вложения и обеспечивает на них требуемую норму доходности. Важнейшим из возможных вариантов интерпретации расчетной величины дисконтированного срока окупаемости является его трактовка как минимального срока погашения инвестиционного кредита, взятого в объеме полных инвестиционных затрат проекта, причем процентная ставка кредита равна ставке дисконтирования [1,с.301]. Показатель чистой текущей стоимости входит в число наиболее часто используемых критериев эффективности инвестиций. В общем случае методика расчета NPV заключается в суммировании пересчитанных на текущий момент времени (дисконтированных на нулевой момент) величин чистых эффективных денежных потоков по всем интервалам планирования на всем протяжении периода исследования. При этом, как правило, учитывается и ликвидационная или остаточная стоимость проекта, формирующая дополнительный денежный поток за пределами горизонта исследования. Для пересчета всех указанных величин используются коэффициенты приведения, основанные на выбранной ставке сравнения (дисконтирования) [3,с.117]. Под чистой приведенной стоимости (NPV) понимают чистый прирост к потенциальным активам фирмы за счет реализации проекта. Иными словами, NPV определяется как разность между приведенной стоимостью PV средства и суммой вложенных инвестиций (С0): (1) 4.Внутренняя норма доходности (IRR). Представляет собой расчетную ставку дисконтирования, при которой чистая приведенная стоимость проекта равна нулю. Внутренняя норма доходности находится путем решения следующего уравнения[7,с.301]: (2) Расчет внутренней ставки доходности (IRR) осуществляется методом итеративного подбора такой величины ставки дисконтирования, при которой чистая текущая стоимость инвестиционного проекта обращается в ноль: . (3) При расчете показателя IRR предполагается полная капитализация всех получаемых доходов.Такое уравнение решается методом итерации. Для расчета IRR можно воспользоваться специально запрограммированными калькуляторами или программами для ЭВМ. Правило внутренней нормы доходности: принимать необходимо те проекты, у которых издержки упущенной возможности капитала меньше внутренней нормы доходности проекта (r < IRR). 5.Рассматриваемый показатель тесно связан с показателем чистой текущей стоимости, но, в отличие от последнего, позволяет определить не абсолютную, а относительную характеристику эффективности инвестиций. Индекс рентабельности инвестиций (PI) рассчитывается по следующей формуле[7,с.314]: , (4) где TIC - полные инвестиционные затраты проекта. Правило индекса рентабельности заключается в следующем: принимать необходимо только те проекты, у которых величина индекса рентабельности превосходит единицу. Это, по сути, отдача единицы инвестиций. При оценке двух или нескольких проектов, имеющих положительный индекс рентабельности, следует останавливать выбор на том, который имеет более высокий индекс рентабельности. Индекс рентабельности показывает, сколько получает инвестор на вложенный рубль[12,с.201]. Рассчитаем показатели коммерческой оценки всех рассматриваемых вариантов проекта. Вариант 1. Приобретение российского оборудования. Использование только заемных средств. Ставка дисконтирования равна процентной ставке по кредитам банка-28%.Расчеты приведены в таблице 3.15. 1.Простой срок окупаемости данного проекта равен: 1+ (8424):51691=1,16(лет) 2.Коэффициент дисконтирования рассчитывается следующим образом: 1 год:: 1:1,28=0,781; 2 год: 0,781:1,28=0,610; 3 год:0,610:1,28=0,477 Таблица 3.15 Расчет эффективности проекта при использовании только заемных средств при приобретении российского оборудования Ставка дисконтирования-28%.
Дисконтированный срок окупаемости проекта равен: 1+ (15842):31550=1,50(лет) Дисконтированный денежный поток каждого года рассчитывается как произведение чистого денежного потока на коэффициент дисконтирования. Накопленный денежный поток рассчитывается как сумма дисконтированных денежных потоков за прошедший период. 3.NPV к 3-ему году проекта составит: При величине дисконта 28% в год чистый дисконтированный доход проекта становится положительным к 2-му году проекта. К концу 3-его года проекта накопленный дисконтированный денежный поток составляет 53078 т.р. руб., т.е. чистая текущая ценность проекта (NPV)к 3-му году проекта равна 53078 тыс.руб. -42335+26493+31550+37371=53078(тыс.руб.) 4. Индекс доходности (Pl) показывает, в какую сумму денежного дохода превратится в результате реализации проекта 1 ед.денежных вложений при приведении доходов и вложений к сопоставимой ценности по фактору времени путем дисконтирования по требуемой норме доходности. 53078:42335+1=2,25(руб.) 5.Внутрення норма доходности определена с помощью компьютерной программы по функции eksel : ВСД(-42335:78373) =93% Вариант 1. Приобретение российского оборудования. Использование заемных и собственных средств . Ставка дисконтирования равна среднему значению процентной ставке по кредитам банка и рентабельности активов-24%.Расчеты приведены в таблице 3.16. Таблица 3.16 Расчет эффективности проекта при использовании заемных и собственных средств при приобретении российского оборудования Ставка дисконтирования-24%.
1.Простой срок окупаемости данного проекта равен: 1+ (7137):52978=1,13(лет) 2.Коэффициент дисконтирования рассчитывается следующим образом: 1 год:: 1:1,24=0,806; 2 год: 0,806:1,24=0,650; 3 год:0,650:1,24=0,524 Дисконтированный денежный поток каждого года рассчитывается как произведение чистого денежного потока на коэффициент дисконтирования. Накопленный денежный поток рассчитывается как сумма дисконтированных денежных потоков за прошедший период. 3.NPV к 3-ему году проекта составит: -42335+28385+34455+41781=62286(тыс.руб.) 4. Индекс доходности (Pl) показывает, в какую сумму денежного дохода превратится в результате реализации проекта 1 ед.денежных вложений при приведении доходов и вложений к сопоставимой ценности по фактору времени путем дисконтирования по требуемой норме доходности. 62286:42335+1=2,47(руб.) 5.Внутрення норма доходности определена с помощью компьютерной программы по функции eksel : ВСД(-42335:79660) =96% Вариант 2. Приобретение импортного оборудования Использование только заемных средств. Ставка дисконтирования равна процентной ставке по кредитам банка-28%.Расчеты приведены в таблице 3.17. 1.Простой срок окупаемости данного проекта равен: 1+ (41735):46362=1,90лет) 2.Коэффициент дисконтирования рассчитывается следующим образом: 1 год:: 1:1,28=0,781; 2 год: 0,781:1,28=0,610; 3 год:0,610:1,28=0,477 3.NPV к 3-ему году проекта составит: -70317+22329+28297+34830=15139(тыс.руб.) Таблица 3.17 Расчет эффективности проекта при использовании только заемных средств при приобретении импортного оборудования Ставка дисконтирования-28%.
4. Индекс доходности (Pl) : 15139:70317+1=1,22(руб.) 5.Внутрення норма доходности определена с помощью компьютерной программы по функции eksel : ВСД(-70317:73044) =40% Вариант 2. Приобретение импортного оборудования. Использование заемных и собственных средств . Ставка дисконтирования равна среднему значению процентной ставке по кредитам банка и рентабельности активов-24%.Расчеты приведены в таблице 3.18. 1.Простой срок окупаемости данного проекта равен: 1+ (39598):48499=1,82 (лет) 2.Коэффициент дисконтирования рассчитывается следующим образом: 1 год:: 1:1,24=0,806; 2 год: 0,806:1,24=0,650; 3 год:0,650:1,24=0,524 3.NPV к 3-ему году проекта составит: -70317+24773+31542+39432=25430(тыс.руб.) 4. Индекс доходности: 25430:70317+1=1,36(руб.) 5.Внутрення норма доходности определена с помощью компьютерной программы по функции eksel : ВСД(-70317:75181) =44% Сравнительные данные вариантов расчета приведены в таблице 3.19 Таблица 3.18 Расчет эффективности проекта при использовании заемных и собственных средств при приобретении импортного оборудования Ставка дисконтирования-24%.
|
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |