В дипломной работе на тему "Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики (на примере Кемеровской области) были рассмотрены следующие вопросы. В первой главе работы были рассмотрены теоретические основы рынка труда. Во второй главе был проведен анализ социально-экономического положения региона и рассмотрены основные показатели за период 1998-2000гг. Рассмотрены вопросы занятости пищевой промышленности. В третьей главе предложены мероприятия по регулированию рынка труда Кемеровской области.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . 7
1 НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА . . . . 10
1.1 Понятие трудовых ресурсов . . . . . . 10
1.2 Структура и виды рынка труда . . . . . . 14
1.3 Спрос и предложения на рынке труд . . . . . 25
1.4 Регулирование рынка труда в современных условиях . . 35
1.4.1 Государственное регулирование рынка труда . . . 35
1.4.2 Государственная политика в области занятости . . . 42
1.5 Социальное партнерство . . . . . . . 45
2 АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ПЕРИОД
1998-2000гг. . . . . . . . . . 51
2.1 Социально-экономическое положение региона . . . 51
2.2 Ситуация на рынке труда Кемеровской области . . . 72
2.3 Ситуация в пищевой промышленности . . . . 100
2.3.1 Пищевая промышленность в России . . . 100
2.3.2 Пищевая промышленность в Кемеровской области . . 102
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ . . . . . . 109
3.1 Мероприятия на федеральном уровне . . . . 109
3.2 Мероприятия на региональном уровне . . . 114
3.3 Мероприятия направленные на улучшение ситуации в пищевой промышленности . . . . . . . 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 127
Введение
Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа перехода российской экономики к рыночным отношениям является проблема безработицы. По данным Госкомстата Российской Федерации и федеральной службы занятости, число полностью безработных, зарегистрированных в службе занятости и получивших статус безработного, на 1 июля 2000 г. составило 1,17 млн. или 1,4 % от общей численности экономически активного населения. Следует, однако, иметь в виду, что кроме зарегистрированных, официально признанных безработных, существует контингент лиц наемного труда, не имеющих работы и активно ищущих ее самостоятельно, без помощи Государственной службы занятости.
Особо следует отметить такой социально значимый фактор, как увеличения продолжительности безработицы. В 1995 г., например, 18 % от общего числа зарегистрированных безработных не имели работы в период от 8 месяцев до 1 года, а 14 % - более года. Учитывая весьма серьезные недостатки существующей в России системы учета безработицы, можно предположить о весьма приблизительном отражении статистикой реального положения дел в этой сфере экономической жизни общества. Так вызывают сомнения данные о численности ищущих работу безработных, не зарегистрированных в органах государственной службы занятости; не учитывается скрытая безработица, нет методики ее пересчета в полную безработицу; не подсчитываются фактические размеры безработицы; официальная статистика оперирует только среднемесячными данными.
Безработица оказывает негативное воздействие на все стороны жизни общества - экономику, политику, социальные отношения. Она влечет за собой резкое ухудшение материального положения семей безработных, рост заболеваемости и преступности, обострение социальной напряженности в обществе. В силу этого проблема безработицы в России приобретает исключительную актуальность и требует самого пристального внимания российской экономической науки, равно как и других обществоведческих наук; эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем экономическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижения безработицы до минимального, социально допустимого уровня, элиминацию ее негативных социально-экономических последствий.
Появление работ на эту тему свидетельствует о том, что внимание ученых к проблеме безработицы в условиях рыночных отношений в России усиливается. Многогранность ее проявления вынуждает экономистов, социологов, политологов всесторонне изучать причины и формы безработицы в экономической и социальной жизни российского общества, прогнозировать тенденции развития и предлагать меры по нейтрализации и ослаблению ее разрушительных последствий.
Изменение социально-политической ситуации в нашей стране, переход от планово-административной системы управления к рыночной, постепенное вхождение России в систему международного разделения труда обусловили в девяностых годах появление рынка труда и внесли совершенно новые явления в сферу занятости населения.
Хорошую перспективу в российских условиях имеют активные меры, направленные на комплексное регулирование спроса и предложения труда. К таким мерам относятся прежде всего следующие: рациональное использование гибких форм занятости, частичная занятость на основе гибких графиков. Важнейшим направлением политики занятости должна стать поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. Это направление является очень перспективным для России, однако требует не только солидных финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб.
Сложность выработки обоснованной макроэкономической политики объясняется новизной и масштабностью проблем в связи со сменой принципиально разных экономических систем, переходом от планово-распорядительной экономики к развитой рыночной.
Период становления рынка в бывших социалистических странах небольшой, и не накоплен еще сколько-нибудь существенный опыт научного обобщения тенденций и закономерностей развития рыночных отношений. Еще не создана универсальная надежная правовая база развитого рынка. Медленно идет процесс формирования в общественном сознании рыночной культуры цивилизованного типа. Отставание в этих областях приводит к бюрократизации российского общества и криминализации его политико-экономической сферы. Российский рынок приобретает весьма деформированные формы. Положение усугубляется грубыми просчетами, допущенными в проведении экономической реформы и сильным давлением социально-политических факторов на экономику, которое не идет ни в какое сравнение с политическим влиянием на экономику в странах Запада.
Вместе с тем следует отметить, что прямое перенесение зарубежного опыта на отечественные реалии вряд ли целесообразно и возможно.
Применение опыта других стран имеет для России некоторые ограничения. От опыта рыночно развитых стран в чистом виде придется, очевидно, оказаться, так как там принципиально иная ситуация, совершенно другой тип наемного работника. Очевидно, что подходы к регулированию рынка труда в России не должно копировать ни одну из существующих моделей регулирования занятости в развитых странах. При этом следует иметь в ввиду, что создание единой модели для России в целом невозможно и неправомерно. Все они должны исходить из понимания многовариантности форм и методов регулирования региональных и локальных ситуаций в сфере занятости с учетом специфики интересов отдельных территориальных образований и их общих интересов как субъектов федерации в целом.
По ряду причин рынок труда в России формируется прежде всего на уровне регионов. При этом каждый регион характеризуется целым рядом социально-экономических, природно-географических, исторических, этнических и прочих условий, которые определяют особенности его развития. В связи с этим формирование и функционирование рынка труда в регионе должно характеризоваться не только общими, но и специфическими чертами, определяющими особенности социально-экономического развития конкретного региона.
Региональное регулирование занятости позволяет учитывать многие особенности развития региона и на их основе разрабатывать целенаправленные мероприятия по созданию условий занятости в зависимости от формы собственности, размеров предприятий и т.д.
Особое внимание на местах уделяется развитию кооперативного движения и мелкого предпринимательства, самостоятельно действующих на рынке и создающих возможность для трудоустройства значительной части трудоспособного населения, не имеющего работы. В целях создания благоприятных условий для развития такого рода самодеятельного предпринимательства, органы представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований принимают в пределах своей компетенции соответствующие нормативно-правовые акты, роль и значение которых для расширения местных рынков труда трудно переоценить.
В данной дипломной работе рассмотрены проблемы регулирования рынка труда Кемеровской области в условиях реформирования экономики за период 1998-2000гг. Первая глава посвящена теоретическим и методологическим аспектам функционирования рынка труда. Во второй главе было рассмотрено социально-экономическое положение Кузбасса и основные показатели рынка труда за период 1998-2000гг. также были рассмотрены вопросы занятости в пищевой промышленности. В третьей главе предложены мероприятия по регулированию рынка труда на федеральном и региональном уровне. На Западе в последние годы наметилась тенденция к дерегултрованию. В России же регулирование рынка труда появилось совсем недавно. По мнению ряда исследователей, в настоящее время в нашей стране не проводится эффективной политики на рынке труда и в сфере занятости как на уровне государства в целом, так и на уровне его территориальных образований.
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА
1.1 Понятие трудовых ресурсов
Трудовые ресурсы - одна из форм выражения понятия “человеческие ресурсы”. Трудовые ресурсы - это население страны, обладающее физическим развитием и умственными способностями, необходимыми для трудовой деятельности.
Трудовые ресурсы представляют собой экономическую форму фактора производства, предшествующую его превращению в рабочую силу. В количественном аспекте в их состав входит трудоспособное население, занятое независимо от возраста в различных сферах общественного хозяйства, кооперативной и индивидуально-трудовой деятельности, а также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в общественном труде, но занятые по различным причинам в домашнем и личном подсобном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, в составе вооруженных сил и т.д. В их состав входят и лица трудоспособного возраста, которые в данный момент по каким-то причинам не работают. Следовательно, в структуре трудовых ресурсов с точки зрения участия в общественном производстве можно выделить две составляющие: активную, т.е. функционирующую в процессе производства; пассивную, т.е. не принимающую по каким-то причинам участие в производственном процессе в данных конкретных социально-экономических условиях. Соотношение между этими двумя частями трудовых ресурсов формируется под воздействием совокупности множества факторов, характеризующих развитие, как производительных сил, так и производственных отношений, и имеет ярко выраженную территориальную специфику. С его помощью можно оценить степень занятости трудоспособного населения в общественном производстве на данном этапе его развития применительно к различным региональным образованиям (город, район, область, республика и т.д.). 14
В России в соответствии с законодательством к нему относятся мужчины 16-59 лет и женщины 16-54 года. Из их состава исключаются неработающие инвалиды 1 и 2 групп и пенсионеры, получающие пенсии по старости на льготных условиях (мужчины 50-59 лет и женщины 45-54 года). К трудовым ресурсам также относятся фактические работающие пенсионеры и подростки моложе 16 лет.
Исторически границы трудоспособного возраста менялись в нашей стране по социальным и экономическим причинам. Верхняя граница трудоспособного возраста, естественно, определяется правом на получение пенсии по возрасту; в России она одна из самых низких в мире. Нижняя граница составляет 15 и даже 14 лет, что расширяет интервал между верхней и нижней границами, увеличивая долю граждан, находящихся в трудоспособном возрасте. В США границы трудоспособного возраста для мужчин и женщин находятся в пределах 16 - 64; в Канаде и Японии - 15-64; в Великобритании для мужчин - 16-64, для женщин - 16-59 лет.
О структуре населения России по возрастным группам и изменениях, произошедших за последние десятилетия, можно судить по данным таблицы 1.1
Таблица 1.1“Структура населения России по возрастным группам (по данным переписей и статистики, в %)”.
Годы |
Все население. |
Из общей численности население в возрасте: |
|||
Моложе трудоспособного. |
В трудоспособном |
Старше трудоспособного |
|||
1939 |
100 |
38,8 |
52,6 |
8,6 |
|
1959 |
100 |
29,8 |
58,4 |
11,8 |
|
1970 |
100 |
28,6 |
56,0 |
11,8 |
|
1979 |
100 |
23,3 |
60,4 |
16,3 |
|
1989 |
100 |
24,58 |
57,0 |
18,5 |
|
1996 |
100 |
22,5 |
57,0 |
20,5 |
|
1997 |
100 |
21,5 |
57,0 |
20,8 |
|
2000 |
100 |
20,1 |
59,6 |
20,3 |
|
Наиболее существенной характеристикой качества трудового потенциала выступает интеллектуальная составляющая - накопление знаний и опыта по различным аспектам развития природы и общества, научно-технических, экономических и культурных достижений. Накопление знаний осуществляется в социально-культурной, духовной сфере. Ядром знаний выступают образование и научные исследования. Эти две области тесно связаны между собой через основные объекты их деятельности. С одной стороны, - через информационные потоки, с другой, - через учащихся, преподавателей, научные кадры.
Образовательный потенциал рабочей силы и населения непосредственно характеризуется данными об уровне образования. Эти показатели широко используются в каждой стране и для международных сравнений.
Социальная составляющая трудового потенциала. Трудовой потенциал человека зависит от социальной среды, социальной справедливости и социальной защищенности. В дореформенный период социальные гарантии были не достаточно высокими, но более надежными: желающие обеспечивались работой; существовала бесплатная форма образования, медицинского обслуживания и получения жилья; устойчивая система пенсионного обеспечения; широкая сеть детский дошкольных учреждений. Наиболее острыми проблемами считались уравнительность и остаточный принцип финансирования.
С середины 1993 года в российской статистике осуществлен переход на рекомендуемую международной организацией труда (МОТ) классификацию населения на экономически активное и неактивное население.
Экономически активное население (рабочая сила) есть часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных и измеряется по отношению к обследуемому периоду.
Уровень экономической активности населения - это доля экономически активного населения в общей численности населения.
К занятым относятся лица обоих полов в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
Выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу, самостоятельно либо у отдельных граждан, независимо от сроков получения непосредственной оплаты или доходов за свою должность. Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, а также учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений;
Временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы; ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов; возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (что имеет место при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребёнком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска;
Выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
Не имели работы (доходного занятия);
Занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятий, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела;
Были готовы приступить к работе.
При отнесении к безработным должны быть соблюдены одновременно все три критерия, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, в соответствии с критериями, заложенными выше. 22
Рабочая сила присуща любому обществу независимо от этапа его развития, его общественной формы. Под рабочей силой понимают физические и умственные способности к труду, которыми обладает человек и которые он использует при производстве материальных и духовных благ. Однако только на определенной ступени исторического развития общества это понятие приобрело конкретный экономический смысл. Способность к труду - рабочая сила - стала товаром. Это знаменовало собой возникновение нового общественного строя, нового способа производства - капитализма.
Понятие “рабочая сила” охватывает только используемые в конкретном труде способности занятых в экономике на принципах найма. В это понятие включаются также способности к труду безработных, ищущих работу, а также ближайшего трудового резерва, которые будет использоваться в качестве наемной рабочей силы. Подобное разграничение необходимо потому, что в современной экономике следует выделять предпринимательские способности в качестве самостоятельного фактора производства.
Рабочая сила является неотъемлемой принадлежностью ее носителя - человека, способного к выполнению определенных трудовых функций. Однако люди в трудоспособном возрасте в реальной действительности являются не только работниками, но и членами семей, жителями населенных пунктов, потребителями различных материальных и духовных благ и т.д. Рабочая сила, рассматриваемая в единстве с ее носителем - трудоспособным населением, выражается понятием "трудовые ресурсы". Следовательно, понятия "трудовые ресурсы" шире, многограннее, чем понятие "рабочая сила". Соотношение между ними определяется тем, что трудовые ресурсы представляют собой определенную совокупность людей, в то время как рабочая сила - это свойство последних. 14
1.2. Структура и виды рынка труда
Рынок труда - это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).
В структуре рынка труда можно выделить следующие компоненты:
субъекты рынка труда;
экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;
рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);
безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
рыночная инфраструктура.
Совокупность названных компонентов и их взаимосвязь между собой вполне достаточны для возникновения функционирования рынка труда в современных условиях.
Основные характеристики компонентов рынка труда:
Субъекты рынка труда - это наемные работники (и их объединения - профсоюзы), работодатели и их союзы, государство и его органы.
Наемные работники - это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства - менеджеру профессиональной подготовки. Абсолютное большинство занятых (около 90 %) это наемные работники, поэтому характеристика всех занятых в том или ином разрезе дает представление о качестве рабочей силы, способности и готовности индивидуумов участвовать в рыночных отношениях и выбирать способы этого участия.
Работодатель - это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. Статистика пока не дает точной численности и не анализирует качественный состав работодателей. На малом предприятии работодатель обычно собственник средств производства. В крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях работодатель сам является наемным работником акционеров или государства. В акционерном обществе работодателем выступает менеджер, который может иметь часть акций предприятия. На унитарном государственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства.
Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта оно выполняет следующие функции:
социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест в всех секторах экономики;
законодательные, связанные с разработкой основных юридических норм и правил;
регулирования рынка труда косвенными методами;
защиты прав всех субъектов рынка труда;
ролевые (функции работодателя на государственных предприятиях).
Степень выполнения указанных функций зависит от экономических, политических, социальных факторов, и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.
Второй компонент - юридические нормы и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы предусмотрены в Конституции Российской Федерации, и в Законе “О занятости населения Российской Федерации”, других законах. Данные нормы конкретизируются в Указах Президента Российской Федерации, решениях правительства в ежегодно, или на 2 года принимаемых Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, в коллективных договорах, заключаемых на предприятиях.
Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др.
Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия третьего компонента рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию.
Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, - четвертый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсации при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др.
Рыночная инфраструктура (пятый компонент) - это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.
Основной элемент инфраструктуры рынка труда - государственная служба занятости, включающая в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости.
Фонды занятости, также структурированные по уровням (от федерального до районного), формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов с заработка работающих. Дополнительными источниками служат ассигнования из бюджетов соответствующих уровней, субсидии и субвенции вышестоящих фондов занятости для нижестоящих, добровольные взносы предприятий и граждан, другие поступления.
Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, способствуют более быстрому вхождению безработных в состав занятого населения.
Все компоненты рынка труда призваны в совокупности обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, на определенную социальную защиту. В конечном счете взаимодействие всех компонентов нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.
Рынок труда в России окончательно в развитом виде не сформировался, но имеются все его основные компоненты. Поэтому можно утверждать, что рынок труда, хотя и несовершенный в России есть. 22
Соотношение отдельных категорий трудоспособного населения, вовлекаемых в разнообразные формы рыночных социально-трудовых отношений представлено на рисунке 1.1
Категории трудоспособного населения, в т.ч. |
|||||||||
Занятые |
Безработные |
Потенциальные способности к труду, планируемые к трудовому использованию в течение ближайшего года |
Способности к труду, не вовлеченные в профессиональный труд |
||||||
Лица свободных профессий |
Работодатели, в т.ч. предприниматели и др. |
Наемные работники |
Активно ищущие работу |
Учащиеся всех видов учебных заведений: выпускные классы |
Военнослужащие, подлежащие демобилизации, сокращении |
Лица, освобожденные из мест лишения свободы |
домохозяйки |
Лица, нигде не работающие и незанятые учебой |
|
Рабочая сила в т.ч. потенциальная |
|||||||||
Рынок труда в узком смысле |
Рынок рабочей силы в узком смысле |
Потенциальный рынок - рынок трудового резерва в узком смысле |
|||||||
Рынок труда в широком смысле |
|||||||||
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |