38
Содержание
Введение…………………………………………………………..………..…3
Глава 1. Теоретические основы оценки и отбора кандидатов при приеме на работу………………………….……5
1.1. Понятие и особенности оценки кандидатов для приема на работу……....5
1.2. Собеседование, как основной метод оценки кандидатов……………..….14
1.3. Зарубежный опыт найма, оценки и отбора работников, и пути построения эффективной модели оценки кандидатов при приеме на работуeft">1. При подготовке к беседе важно быть уверенным, что любой человек, причастный к принятию решения, включен в состав собеседников. Следует составить список пунктов и вопросов, которые нужно проработать с кандидатом. После каждого вопроса должно быть оставлено достаточно места, чтобы делать заметки.
2. Все собеседования должны быть естественно откровенными и дружелюбными по отношению к кандидату, которого следует пригласить в офис и сделать собеседование как можно более комфортабельным.
3. В предварительной информации опишите кандидату в позитивной, но честной манере данные о бизнесе компании и ее статусе; опишите также культуру подразделения, где предстоит работать кандидату, придавая особое значение тому, как это способствует деловым достижениям и морали служащих.
4. Чем более ясно и точно вы сможете представить работу, тем более вероятно, что ваш новый служащий будет удовлетворен ею. Если кандидат обнаруживает, что работа, на которую он согласился, не соответствует той работе, которую ему описали, ему будет трудно найти побудительные мотивы для ее исполнения. Помните, что вы, по существу, начинаете управлять будущим служащим с момента начала первой беседы.
5. Не следует задавать "запрещенных" вопросов, все критерии отбора должны быть объективны и связаны с работой. Поэтому вопрос к молодой женщине, например, о ее повседневной жизни, может заставить ее думать, что вы очень не профессиональны, как интервьюер.
6. Непременно тщательно опросите кандидата о его персональных достижениях на всех предыдущих работах. Когда использование кандидатом слова "мы" может указывать, что он является "командным игроком", не позволяйте ему спрятаться за групповыми усилиями. Пытайтесь узнать точные персональные достижения кандидата, даже если это потребует большого количества вопросов.
7. Прежде чем закончить беседу, дайте кандидату возможность сформулировать спорные вопросы по его делу. Когда вы завершите с этим, вежливо закончите собеседование, сказав кандидату, что ему ожидать дальше, но ни при каких обстоятельствах не делайте заявлений, которые не могут быть строго выполнены.
1.3. Зарубежный опыт найма, оценки и отбора работников, и пути построения эффективной модели оценки кандидатов при приеме на работу
Персонал является мотором любой организации. Японские менеджеры подчеркивают, что если исчезнут станки, то вскоре организация возникнет с еще лучшим оборудованием, но если исчезнут люди, останутся только станки и организация прекратится.
В словаре по экономике и финансам на интернет-сайте Глоссарий.ру управлению персоналом дано следующее определение: это сфера деятельности руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, направленная на повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности работы с ее сотрудниками психологическими, правовыми, экономическими и другими методами.
Управление персоналом заключается в:
· формировании системы управления персоналом;
· планировании кадровой работы;
· проведении маркетинга персонала;
· определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале.
Традиционно в индустриальных структурах стран, подобных Канаде и США, как малые, так и крупные фирмы придерживались открытой политики «входа-выхода», означавшей, что процедуры подбора кадров не были слишком сложными, так как рабочий мог быть уволен или перемещен, если этого требовали экономические обстоятельства Данные с сайта о решении проблем руководства трудовым персоналом на предприятии http://www.angelsplus.net/Upravlenie.html. Предполагалось, что внедрение новых технологий может быть спланировано без особого учета отношения к ним рядовых работников.
В силу изложенных взглядов политика управления персоналом ограничивалась такими инструментами, как наем и увольнение работников, зарплата, надзор, регулирование условий труда. Значительно меньшее внимание уделялось мотивационным и социальным факторам, среди которых признание заслуг, распределение ответственности, система поощрения. Конкурентный успех фирмы при данном подходе зависел главным образом от решений в области технологии и маркетинга, а характеристики кадрового потенциала имели второстепенное значение.
Руководители низового и среднего звена управления фирмами, загруженные работой по оперативному руководству производственным процессом, все в большей степени вынуждены были делегировать наверх не только вопросы стратегического плана, но и решение текущих проблем. Характерной особенностью управления становилась ситуация, при которой небольшая группа высших управляющих принимала решения, которые становились обязательными для «серой массы» исполнителей -- рядовых работников фирм. Соответственно сформировался определенный стиль поведения этой категории работников -- нежелание проявлять инициативу, брать на себя ответственность, рисковать. Работник как бы прятался за спину всей организации, растворялся в массе, получал возможность уйти от личной ответственности. Обратной стороной этой позиции исполнителей стало усиливающееся противоборство отношений «управляющие -- рабочие», «управляющие -- исполнители». Однако наряду с этими негативными чертами «рыночный» подход к управлению персоналом вооружал работодателей эффективным средством управления численностью работников, позволявшим компенсировать издержки, связанные с конкуренцией на рынке труда, высоким оборотом кадров и сопротивлением технологическим переменам.
Все прояснилось, когда японские фирмы стали вытеснять американские на внешнем рынке главным образом из-за высокого качества своих товаров. Оправившись от шока, американские ученые и менеджеры стали углубленно изучать причины создавшегося положения. Оказалось, секрет прост -- японский менеджмент в передовых фирмах базируется в первую очередь на учете человеческого фактора.
Япония первой в мире стала развивать современный менеджмент с «человеческим лицом», вовлекая всех работников в дела предприятий и фирм, в изготовление качественной продукции с низкими издержками. На многих предприятиях Японии управленческий персонал и рабочих призывают к тому, чтобы исполнитель каждой операции рассматривал исполнителя последующей операции как своего потребителя и поэтому выполнял свою часть производственного процесса особенно тщательно.
Эти качественные изменения в менеджменте на многих японских предприятиях, учитывающие психологию людей и их социальный статус, не могли не дать толчка кардинальному совершенствованию традиционных методов управления кадрами в других странах с развитой экономикой.
В крупных фирмах ФРГ кадровая политика проводится специальными службами, численность которых зависит от числа занятых: на 130--150 работников -- один сотрудник. В подавляющем большинстве фирм кадровые службы занимаются не только кадровыми вопросами: им вменены в обязанности и некоторые экономические функции, например расчет заработной платы. В последнее время наметилась тенденция к росту численности аппарата кадровых служб на предприятиях Управление персоналом предприятия под ред. А. А. Крылова, Ю. В. Прушинского. - М.: ЮНИТИ: Единство, 2002. - 344 с.
.
Немецкое общество по управлению кадрами ежегодно проводит традиционный опрос представителей различных фирм по вопросам, связанным с деятельностью кадровых служб на предприятиях.
Совершенствование профессиональной подготовки кадров рассматривается во многих фирмах ФРГ как непрерывный процесс: происходящие повсеместно изменения в области экономики и в других областях постоянно побуждают работников стремиться соответствовать новым требованиям.
Автоматизация, как отмечают руководители и специалисты фирм многих капиталистических стран, вызывает беспокойство у персонала предприятий, поскольку влечет за собой значительные изменения в организации производства. Мастера и бригадиры боятся потерять превосходство над рабочими-операторами. И здесь кадровым службам необходимо помочь преодолеть психологический барьер, вести разъяснительную работу среди персонала, организовывать его обучение.
Во Франции система переподготовки и повышения квалификации кадров на предприятии строится, как правило, следующим образом:
четко устанавливаются цели и задачи обучения, которые увязываются с общей стратегией фирмы.
организуется обучение руководителей подразделений.
обучение носит практический характер.
обучение проводится оперативно, его результаты периодически оцениваются.
устанавливается баланс между продолжительностью обучения и степенью охвата учебой производственного персонала различных категорий (по мнению специалистов, следует ежегодно повышать квалификацию не менее 30% персонала из каждой профессиональной группы) Экономика предприятия: Учебник для вузов/под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара - 4-е изд, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 670 с
.
В американских корпорациях еще в 70-е годы сложилось соотношение между численностью кадровой службы и общим числом занятых 1:100. Однако в последнее десятилетие изменился качественный состав кадровой службы. Из каждых 10 работников 6--7 -- специалисты, а не технические исполнители. При этом в крупнейших корпорациях более 30% специалистов имеют дипломы магистров, что свидетельствует о высоком уровне подготовки. В профессиональном отношении преобладают психологи, выпускники педагогических вузов, школ бизнеса Экономика организации (предприятия): Учебник / под ред. Н. А. Сафронова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2004. - 274 с..
Среди наиболее значимых нововведений последнего периода:
измерение затрат на «человеческие ресурсы» и их эффективность;
компьютеризация кадровых служб;
развитие форм оплаты на основе оценки результатов труда руководителей и специалистов;
поиск оптимальных организационных структур управления;
разработка новых форм и методов работы с резервом и комплектование штата руководителей.
Основными рычагами, используемыми американскими корпорациями в работе с кадрами, и в первую очередь с персоналом управления, являются:
тщательный отбор кандидатов на управленческие должности;
систематическая оценка персонала;
непрерывное обучение, профессиональная подготовка и тренинг;
развитие сети специализированных фирм, профессиональных обществ и межфирменной кооперации;
усиление реальной ответственности руководителей за выявление и использование потенциала своих подчиненных.
Пути построения эффективной модели оценки персонала при найме на работу.
Прежде всего следует начать с того, что интернет и рекрутинговые агентства должны стать основным методом набора персонала в РФ, поскольку зарубежная практика менеджмента приема персонала свидетельствует о наибольшей эффективности именно этих методов привлечения персонала, что облегчает последующую оценку персонала при приеме на работу.
В качестве альтернативы СМИ можно предложить также уделять внимание кандидатам - выпускниками вузов и специальных учебных заведений. Это молодежь, а, следовательно - перспективные соискатели на должности. Для работы с ними целесообразно проводить работу по долгосрочному планированию ротации кадров. Эта работа может начаться с отбора среди тех, кто, закончив высшие учебные заведения, возможно, придет на работу в сферу торговли. Во время учебы в специальном учебном заведении и ВУЗе отобранным слушателям может быть предоставлена возможность прохождения практики в магазине. Среди преимуществ молодых сотрудников можно выделить энергичность, более легкую обучаемость и позитивное отношение к любому новаторству.
Также не стоит пренебрегать поиском кандидатов среди знакомых и знакомых знакомых. Это дало бы возможность привлечь надежные с точки зрения безопасности кадры, что немаловажно для любого предприятия, где продавцы ежедневно имеют дело с большими материальными ценностями.
Улучшение отбора персонала
Прежде всего, руководству предприятия следует по возможности брать на постоянную работу или временно привлекать специалиста по набору персонала. Если же такая возможность отсутствует, руководству следует отправить на курсы обучения работника ответственного за этот участок работы.
Во-вторых, следует изменить действующие на большинстве фирм РФ систему проведения собеседований.
При отборе кандидатов для работы в фирме необходимо проводить два этапа собеседования. Первый этап должен проходить в отделе кадров, и включать в себя собеседование и проверку рекомендаций. Есть несколько ключевых факторов, на которые необходимо обращать внимание: это то, заинтересован ли кандидат в работе как таковой, что привлекает в предложении фирмы, и соответствуют ли его личностные и деловые качества специфике работы в соответствующей сфере .
На первом этапе необходимо оценить уровень стрессоустойчивости - важнейшее качество, необходимое для работы в сфере услуг. Персонал всегда должен вести себя сдержанно, действия работников в любой ситуации должны соответствовать стандартам поведения, которые приняты в конкретной сфере . Стандарты включают в себя: знание основ психологии и общения, обслуживания клиента, правила ведения переговоров, порядок оформления покупки, и пр. Важно, чтобы кандидата не тяготила жесткая регламентация его деятельности.
Чтобы проверить стрессоустойчивость кандидата, сотрудники кадровой службы должны ставить его в неловкие ситуации или задавать провокационные вопросы. Например, неожиданно прерывают собеседование и спрашивают кандидата, может ли он подождать некоторое время, перенести встречу или подъехать еще раз. Нормальная реакция соискателя в подобной ситуации - предложить какие-то альтернативные варианты, если ему не подходят условия. Если же он начинает нервничать и возмущаться, это говорит о том, что у него недостаточно выдержки и в общении с покупателем он поведет себя точно так же. То же и с провокационными вопросами: если кандидат начинает раздражаться, тем более грубить в ответ на заданный заведомо неприятный вопрос, касающийся, например, личной жизни, становится очевидно, что он не сможет общаться с покупателями, которые также могут вызвать раздражение своим поведением или словами.
Оценка вопросов соискателя. По вопросам, которые задает кандидат в конце собеседования, всегда можно определить его ожидания, понять, насколько он мотивирован к работе в компании. Нормально, если кандидат интересуется конкретными вещами: графиком работы, порядком оплаты, социальным пакетом и т.п., это говорит о его готовности к работе. Если же человек приходит в надежде получить легкие деньги, да еще по возможности чем-то "поживиться", то он тоже проявит себя, задавая вопросы: будет интересоваться системой безопасности, учетом рабочего времени, контроля и т.п. В свою очередь кандидат, который вовсе не задает вопросов, либо очень волнуется, что говорит о его низкой стрессоустойчивости, либо совершенно не заинтересован в предлагаемой работе.
Учет рекомендаций. Достаточно большое значение в отборе имеет репутация кандидата, поэтому автор исследования считает обязательным запрашивать у соискателей письменные рекомендации с предыдущих мест работы. Однако отсутствие рекомендаций не может служить основанием для отказа в приеме на работу.
Второй этап собеседования должен проводить начальник службы, в которую устраивается новый сотрудник, и его будущий непосредственный руководитель. Они оценивают профессиональные навыки:
- владение техниками продаж, навыками ведения переговоров;
- стрессоустойчивость, креативность, умение находить выход из сложных ситуаций, способность к самостоятельной работе;
- мотивация на профессиональное развитие и лояльность по отношению к компании;
- способность к логическому анализу, высокая обучаемость;
- умение убеждать, умение выстраивать партнерские отношения.
После того как все, кто проводил отбор кандидатов, сравнивают свои мнения, может приниматься окончательное решение о выходе кандидата на работу или об отказе ему в трудоустройстве.
В отдельных сферах особенно важно не допустить к работе определенный контингент работников, пребывание которых в организации крайне нежелательно или попросту недопустимо. Особенно это касается тех кандидатов, которые имеют склонность к различным формам криминального поведения (от физического насилия до хищения ценностей). Избежать возможных неприятных последствий можно, внимательно изучив трудовую книжку кандидата, проанализировав длительность пребывания кандидата на каждом месте работы. Необходимо посмотреть, понижали ли его в должности, по каким статьям были оформлены увольнения, особое внимание обращается на перерывы в работе. И, наконец, если у человека проблемы с трудовой книжкой - утеряна, заведена новая, нет записей с последнего места работы, также есть повод задуматься. В то же время, все перечисленные факты не могут служить основанием отказа в приеме на работу. Отказать кандидату можно, только если он не соответствует требованиям по личностным и деловым качествам.
Групповое собеседование. Отбирая кандидатов на массовые целесообразно подготовить и провести групповое собеседование. Этот вариант отбора кандидатов очень удобен, если претендентов на вакансии достаточно много. В группе проще определить преимущества одних кандидатов перед другими, особенно при оценке коммуникативных навыков. Можно провести ролевые игры типа "менеджер - клиент" и т.п. После того как будет проведен первичный отбор, можно провести индивидуальное собеседование с каждым из кандидатов. Таким образом, значительно сократится процедура отбора.
Тестирование. Так как на большинстве предприятий не существует никакой системы тестирования при приеме на работу, можно предложить достаточно простой в обработке тест, разработанный А.Г. Шмелевым и В.С. Бабиной. Этот тест позволяет выявить уровень агрессии кандидата, склонность к алкоголю, наличие материальных проблем, проблемы сексуального характера, отсутствие интереса к работе и пр.
Процедура проведения проста и оперативна. На стол кладутся карточки с названиями тем:
o агрессия-самозащита;
o взаимоотношения полов;
o пристрастие к алкоголю;
o деньги, карьера;
o мода;
o семейные неурядицы и социальные проблемы;
o бездарность в искусстве;
o человеческая глупость.
Затем кандидату предлагается набор из 100 карточек, на каждой из которых написана какая-либо юмористическая фраза, например:
N 28. "Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла"
Соискатель должен прочитать каждую фразу, определить, к какой, по его мнению, из перечисленных тем она относится, и положить карточку с фразой на карточку с темой. Значения 40 фраз однозначны, а значения 60 фраз многозначны, и человек улавливает в каждой из них именно тот смысл, который для него актуален. В результате количество карточек по одной теме значительно превышает количество карточек по другой. Чем больше карточек, тем выше вероятность того, что у испытуемого есть проблемы в этой сфере, например, у него повышенный уровень агрессии.
Также можно порекомендовать методику PARLA, которая считается наиболее оптимальной для проведения интервью. Это западная техника интервьюирования, которая направлена на оценку ключевых компетенций кандидата на должность. Расшифровывается аббревиатура следующим образом: Problem - Action - Result - Learned - Applied и представляет собой алгоритм проведения интервью, состоящий из пяти этапов Технологии кадрового менеджмента: учебно-практическое пособие./под ред. И. В. Мишуровой. - М.: ИКЦ «Март», 2004.- 274 с.
На первом этапе Problem (в переводе с англ. - проблема) кандидату предлагают вспомнить и описать какую-либо проблемную ситуацию, с которой он сталкивался в прошлом. Затем следует Action (в переводе с англ. - действие): кандидату предлагают описать свои действия в этой ситуации. После этого следует Result (в переводе с англ. - результат, вывод): кандидат должен описать полученные результаты и оценить их. Потом идет этап Learned (от англ. to learn - научиться, узнать) - кандидату предлагают рассказать о том, какой опыт он получил благодаря описанной проблемной ситуации. И наконец, заключительный этап Applied (от англ. to apply - применять, использовать), на котором кандидат должен описать, как он применил полученный опыт на практике, в своей последующей работе.
Таким образом, методика позволяет понять, какие ситуации кандидат считает проблемными, какие методы решения проблем выбирает, может ли взять на себя ответственность, умеет ли делать выводы, учиться на своих ошибках и т.д. Самое cложное в применении этой техники - искусство задавания вопросов. Этому можно научиться на специально организованных тренингах работы по методике PARLA.
Автором работы разработана анкета, которая в наибольшей степени помогает найти подходящих соискателей на должность продавца.
Итак, анкета (фр. еnquete -- расследование) -- опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Несмотря на то, что она является одним из основных документов личного дела, утвержденной формы анкеты не существует. Это всегда собственная разработка компании Саакян А. М, Зайцев А. П., Лашманова О. Н. Управление персоналом в организации.- СПб.: Питер, 2001. - 505 с.
Приступая к разработке анкеты, необходимо обозначить цель, то есть определить, какую помощь должно оказать ее использование в работе -- хочу ли я формально соблюсти требования кадрового делопроизводства или же мне нужен дополнительный инструмент для наиболее полной оценки качеств соискателя. Мы будем исходить из второго предположения и постараемся продумать, какая информация нужна фирме и с помощью каких вопросов мы сможем ее получить. Определившись с целями, рассмотрим содержание анкеты.
3. Информация об образовании
§ «Образование» -- это один из стандартных разделов анкеты. Образование. Когда и какие учебные заведения окончили?
§ Дополнительное образование (курсы, семинары, тренинги, пр.).
4. Информация об опыте работы
Очень важный раздел. Именно на основе данных этого раздела делаются выводы о соискателе: как часто меняет место работы; по какой причине покидает компании; меняет ли кардинальным образом сферу приложения усилий; насколько легко сообщает сведения о прошлых местах работы, телефоны и имена бывших руководителей. Кадровику, даже с минимальным опытом, наблюдающим за процессом заполнения пунктов этого раздела становятся ясными многие психологические особенности соискателя.
Для этого необходимо попросить соискателя описать в обратном хронологическом порядке его трудовую деятельность по следующим направлениям:
· Период работы.
· Название компании.
· Сфера деятельности компании.
· Должность или профессия.
· График работы.
· Выполняемые обязанности.
· Уровень (размер) заработной платы.
· Причина увольнения.
· Место расположения компании.
· Ф.И.О. руководителя.
· Контактный телефон.
5. Информация о рекомендациях
Из числа соискателей на рекомендательные письма предоставляют не более 5 %. Тот факт, что человек указывает своих потенциальных рекомендадателей (он же еще не знает о чем их будут спрашивать, и что они ответят), можно расценивать как умение «мирно» расставаться со своим бывшим руководством.
Для этого внесем в анкету следующие вопросы:
· Кто из Ваших бывших коллег и руководителей может дать Вам устную рекомендацию или рекомендательное письмо?
· Адрес, телефон организации и должностного лица.
6. Информация о хобби, увлечениях
В анкетах большинства компаний для ее получения выделяется одна-две строчки. «Ваше хобби» -- примерно так звучит этот вопрос. Представьте себя на месте соискателя. Скорее всего, в ответе мы бы поставили «спорт, чтение». Навряд ли эти слова сильно помогут раскрыть личность. Попробуем уточнить вопрос и поставим несколько дополнительных условий. Анкетируемый, либо раскроется, рассказывая о своем любимом занятии, либо мы сразу же поймем, что ему нечего сообщить.
Для этого в анкету целесообразно включить следующие вопросы:
· Как Вы отдыхаете чаще всего?
· Отметьте то, что Вам интереснее всего:
Книги
Театр
Кино
Выставки
Музеи
Спорт
Путешествия
другое
· Поделитесь своими впечатлениями от последнего увиденного Вами спектакля, кинофильма, прочитанной книги, пр.
7. Информация о самооценке
Так как ранее уже было предложено использование психологического теста, ограничимся парой-тройкой вопросов о характере. Это даст нам дополнительную информацию к размышлению.
· Укажите 5 своих положительных качеств.
· Укажите какие 3 отрицательные качества Вам присущи.
· От каких качеств своего характера Вы хотели бы избавиться?
8. «Маркетинговая информация»
Зададим один вопрос, который поможет нам скорректировать бюджет на поиск и привлечение персонала в будущем.
· Где Вы взяли информацию об открытой вакансии?
Дата собеседования, время |
Контактное лицо |
||
Должность |
Результат |
Подпись |
|
|
|||
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации. предприятие обладает правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки, товарный знак.
Магазин №17 осуществляет торгово-закупочную деятельности, в т.ч. оптово-розничную торговлю, организует общепит; проводит операции, связанные с инвестированием средств, полученных от прибыли, в ценные бумаги, депозиты, применением в хозяйственном обороте долговых обязательств и других ценных бумаг, эмитируемых государством и другими организациями.
Организует хозяйственную, информационную деятельность. оказывает маркетинговые, автотранспортные, посреднические услуги.
В структуре предприятия выделяются отделы и другие структурные подразделения, деятельность которых регламентируется Положением о подразделении.
Численность работников в магазинах сохраняется примерно на одном и том же уровне - 18 - 20 штатных единиц - при перемещении работников вакантные места занимают специалисты более низких уровней или проводится внешний конкурсный набор.
Персонал предприятия подразделяется на следующие категории: административно-управляющий персонал, специалисты, вспомогательный персонал.
Административно-управляющий персонал: директор, заместитель, администраторы.
Специалисты: бухгалтерия, менеджеры по продаже, кассиры.
Вспомогательный персонал: водители, уборщицы, охрана.
Работниками предприятия являются лица, осуществляющие деятельность на основании заключаемого трудового договора.
Работниками предприятия является граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, исполняющие в порядке, определенном трудовым договором, обязанности по должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств предприятия.
Трудовая деятельность на предприятии осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственной власти Москвы и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом предприятия.
Для характеристики фирмы следует более подробно остановиться на анализе ее трудового состава, ведь именно благодаря усилиям всего коллектива фирма достигла значительных успехов в сфере оптовой торговли. Структура персонала магазина приведена в таблице 4.
Таблица 4. Показатели, характеризующие структуру персонала «Магазина №17»
Показатель |
Величина показателя |
Откл. % |
||||
в 2005 г. |
в 2006 г. |
|||||
чел. |
% |
чел. |
% |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. Среднесписочная численность персонала предприятия, всего |
15 |
100 |
18 |
100 |
0 |
|
2. Образовательный уровень персонала: - неполное среднее - общее среднее - среднее специальное - незаконченное высшее - высшее |
4 6 3 |
- 26,7 40,0 20,0 13,3 |
- 3 8 4 3 |
- 16,7 44,4 22,2 16,7 |
- -10,0 4,4 2,2 3,4 |
|
Таким образом, исходя из анализа данных о составе персонала «Магазин №17» за 2005 и 2006 года следует, что среднесписочная численность персонала в 2006 году по сравнению с 2005 выросла на 3 человека и составила 18 работников. Рост численности был обусловлен открытием нового отдела в Москве.
Если обращаться к анализу качественного состава персонала, то, исходя из образовательного уровня, можно сделать вывод о том, что на фирме за все время не было специалистов, имеющих неполное среднее образование. Превалируют специалисты со средним специальным образованием, причем их удельный вес в 2006 году вырос по сравнению с 2005 годом на 4,4 процентных пункта. В 2006 году по сравнению с предыдущим годом также увеличился удельный вес специалистов, имеющих незаконченное высшее и высшее образование, в то время как доля персонала с неполным средним образованием наоборот уменьшилась на 10 процентных пункта. Это свидетельствует о целенаправленной работе кадровой службы фирмы, направленной на увеличение образовательного уровня сотрудников магазина.
Динамика гендерного состава «Магазин №17» показывает сохраняющееся превосходство числа мужчин над числом женщин в течение 2006 года. Среднее соотношение за год: 55% к 45%. На наш взгляд, данное соотношение является оптимальным.
Оцениваемый показатель, характеризующий трудо-вой потенциал работни-ков |
Количество работников, чел |
||||
Не отвечает требованиям к должности |
Отвечает требованиям к должности |
Превышаетуровеньтребований кдолжности |
Значительнопревышаеттребования кдолжности |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Уровень квалификации |
1 |
15 |
2 |
- |
|
Уровень образования |
3 |
10 |
5 |
- |
|
Профессиональная под-готовка |
5 |
10 |
2 |
1 |
|
Средний показатель: |
3 |
11 |
3 |
1 |
|
Внешние источники |
Внутренние источники |
|
Учебные заведения различных ступе-ней и уровней подготовки;коммерческие учебные центры;посреднические фирмы по подбору персонала;центры обеспечения занятости (биржи труда);профессиональные ассоциации и объе-динения;родственные организации;свободный рынок труда. |
Высвобождение персонала в связи с изменениями номенклатуры и объе-мов производства;механизацией и автоматизацией технологических процессов;снятие продукции с производства;переподготовка персонала;перемещение персонала с участков работы. |
|
Методы набора персонала |
Государственные центры занятости |
|||||
Разме-щениеобъявле-ний вместной газете |
Рекрут-скоеагент-ство |
Объяв-ление о наборе по радио |
Исполь-зование интер-нета |
|||
Количество работников, набранных с помощью указанного метода, чел. |
12 |
3 |
9 |
9 |
4 |
|
Из них работников, уволившихся в течение одного года |
9 |
0 |
7 |
5 |
3 |
|
Количество работников, продвинувшихся по службе в течение одного года |
0 |
1 |
0 |
3 |
0 |
|
Метод набора |
Прямые затраты, тыс.руб. |
Количество обратившихся, чел. |
Косвенные затраты, тыс.руб. |
Численность работников, нанятых при использовании метода |
Коэффициент качества набора |
Затраты на единицу труда, тыс.руб. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Объявленияв газете |
12 |
52 |
87,9 |
12 |
0,32 |
26,0 |
|
Рекрутское агентство |
45 |
3 |
5,1 |
3 |
0,76 |
21,9 |
|
Объявлениепо радио |
108 |
28 |
47,4 |
9 |
0,31 |
55,7 |
|
Интернет |
7,2 |
15 |
25,4 |
9 |
0,57 |
6,35 |
|
Гос.центы занятости и биржи труда |
- |
20 |
33,8 |
4 |
0,31 |
27,3 |
|
Всего |
- |
118 |
199,6 |
37 |
|||
Показатель |
Средняя оценка группы работников, набранных с помощью метода, балл |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 Квалификация _ |
3,4 |
4,8 |
3,4 |
4,5 |
3,3 |
|
2 Знание работы |
3,5 |
4,9 |
3,8 |
4,7 |
3,5 |
|
3 Обучаемость |
3,4 |
4,5 |
3,5 |
4,8 |
3,4 |
|
4. Дисциплина |
3,5 |
4,7 |
3,6 |
4,7 |
3,5 |
|
5. Психологическая совместимость с группой |
4,0 |
4,4 |
4,0 |
4,9 |
4,0 |
|
6. Адаптированность к специфике работы |
3,3 |
5 |
3,3 |
4,6 |
3,3 |
|
Сумма средних оценок |
21,2 |
28,3 |
21,7 |
28,4 |
21,0 |
|
Конкретной задачей любого анализа трудовых ресурсов предприятия является нахождение слабых мест, связанных с использованием рабочей силы, а его целью - выработка таких рекомендаций, которые не позволят организации снизить объема предоставляемых услуг.
Проанализировав методы и принципы ведения кадровой политики ООО «Магазин №17» можно сделать вывод, что на предприятии применяются не все методы набора и отбора персонала, а оценка кандидатов на вакантные должности не достаточно эффективна.
Поиск менеджеров и другого персонала фирмы производится главным образом посредством СМИ.. При отборе кандидатов для работы в магазине проводится всего один этап собеседования с заместителем директора, который, как отмечалось выше, частично выполняет функции менеджера по персоналу. Собеседование носит неформальный характер и длится примерно 15 минут. В ходе собеседования выясняются личные данные кандидата, опыт его работы, причину увольнения с последнего места работы. Особое внимание уделяется внешнему виду претендента и умению грамотно и дружелюбно общаться. Анкетирование или тестирование не проводится. Также не производится анализ вопросов соискателя. Рекомендации с предыдущего места работы не требуются.
Для эффективного управления персоналом предприятие нуждается в целостной системе работы с кадрами, позволяющей управлять ими от момента приема на работу до завершения карьеры. Определив требования к кандидату, сотрудники службы управления персоналом приступают к привлечению кандидатов, используя несколько методов:
1. Поиск внутри организации. Прежде чем выйти на рынок труда, сначала пробуют искать среди своих сотрудников, обращаясь к начальникам подразделений с просьбой выдвинуть кандидатов и анализируя личные дела с целью подбора сотрудников с требуемыми характеристиками.
2. Объявления в средствах массовой информации. Для привлечения кандидатов размещает объявления в специализированных газетах и рубриках. Преимуществом данного метода является широкий охват населения при относительно низких первоначальных издержках. А недостатком является обратная сторона преимущества: огромный наплыв кандидатов, большинство из которых не обладает требуемыми характеристиками.
В ходе написания работы автором было установлено, что наиболее эффективными методами набора персонала в условиях ООО «Магазин №17» является использование интернета и рекрутских агентств, поскольку в первом случае затраты на единицу труда составили 26 тыс.руб., а во втором всего 6,35 тыс.рублей. Наиболее неэффективным методом набора на фирме исходя из выполненных расчетов является размещение объявлений по радио. В данном случае затраты на единицу труда составили 55,7 тысяч рублей.
В результате анализа действующей системы найма и оценки персонала в ООО «Магазин №17», произведенного во второй главе, автором работы были отмечены следующие недостатки, препятствующие развитию компании:
1.В компании отсутствует менеджер по набору персонала, в настоящее время набором персонала занимается заместитель директора совместно с начальниками подразделений, которые и нуждаются в новом сотруднике.
2. Основу системы отбора претендентов на вакантную должность составляет одноэтапное собеседование.
3. На фирме отсутствует анкетирование и тестирование.
4. В качестве критерия отбора не применяется практика работы с рекомендациями с предыдущих мест работы, отсутствие проверки претендентов службой безопасности.
5. Если обращаться к анализу качественного состава персонала, то, исходя из образовательного уровня, можно сделать вывод о том, что на фирме за все время превалируют специалисты со средним специальным образованием, причем их удельный вес в 2006 году вырос по сравнению с 2005 годом, в то время как в целом по стране наблюдается тенденция на увеличение удельного веса тех работников, кто имеет высшее образование.
6. Следует отметить и тот факт, что в 2006 году по сравнению с предыдущим годом увеличился удельный вес специалистов, имеющих незаконченное высшее и высшее образование, но этот рост был незначительным и явно недостаточным для планомерного укрепления позиции фирмы на рынке оптовой торговли.
7. В условиях ООО «Магазин №17» средний показатель количества работников, которые не соответствуют требованиям занимаемой ими должности составляет 3 человека, главным критерием данного несоответствия послужили недостаточный уровень профессиональной подготовки уровень образования. Тот факт, что 3 человека не соответствуют занимаемой должности говорит о том, что необходимо искать пути подбора новых людей на эти должности. А то обстоятельство, что 3 человека из 18 сотрудников, то есть 16,7% от общей среднесписочной численности работников, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним, говорит о том, что процесс управления подбором персонала имеет явные недостатки и нуждается в определенного рода корректировках
8. Следует также отметить и тот факт, что СМИ, в частности объявления по радио в местных газетах являются источником привлечения тех сотрудников, которые увольняются менее, чем через год работы в магазине. Это говорит о том, что данный канал отбора персонала является лишь причиной текучки кадров, что, несомненно, отрицательно сказывается на работе всей компании.
При отборе кандидатов для работы в фирме необходимо проводить два этапа собеседования. На первом этапе необходимо оценить уровень стрессоустойчивости - важнейшее качество, необходимое для работы в сфере услуг.
Второй этап собеседования должен проводить начальник службы, в которую устраивается новый сотрудник, и его будущий непосредственный руководитель. Они оценивают профессиональные навыки
Наряду с этим руководству ООО «Магазин №17» целесообразно внедрять новые методы эффективного отбора персонала:
1. Групповое собеседование
2. Тестирование., которое позволит выявить уровень агрессии кандидата, склонность к алкоголю, наличие материальных проблем, проблемы сексуального характера, отсутствие интереса к работе и пр.
Должна быть разработана анкета, включающая следующие разделы:
ь Общая информация;
ь Информация о перспективах работы в компании;
ь Информация об образовании;
ь Информация об опыте работы;
ь Информация о рекомендациях;
ь Информация о хобби, увлечениях;
ь Информация о самооценке;
ь «Маркетинговая информация»;
ь Информация о прохождении собеседований и принятии на работу.Список использованной литературы
1. Алавердов А. Р. Управление предприятием в коммерческом банке. - М.: Соминтэк, 1999. - 306 с.
2. Андреев А.Ф., Гришина Н.В., Лопатина С.Г. Основы кадрового менеджмента, М.: «Юрайт», 2001. - 354 с.
3. Бизюкова И. В. Кадры управления: подбор и оценка: Учебное пособие. - М.: Экономика, 1998. - 450 с.
4. Вартанян И.П. О работе с персоналом // Деньги и кредит, 10/1998.
5. Веснин В. Р. Управление персоналом: учебное пособие. - М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2006. - 407 с.
6. Веснин Н. Р. Практический менеджмент персонала, М.: «Юристъ», 2003. - 548 с.
7. Гупалов В.К. Управление рабочим временем, М.: «Финансы и статистика», 2002. - 430 с.
8. Диана Мак Ноттон, Дональд Дж. Карисон, Клайтон Таунсенд Дитц Кадры современных организаций, М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2004. - 549 с.
9. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник. - 3-е изд. - Н.Новгород: Нимб, 1999. - 430 с.
10. Жуков Е.Ф. Управление кадрами предприятия, М.: Издательское объединение «ЮНИТИ», 2005. - 288 с.
11. Журавлев П. В., Карташов С. А., Маусов Н. К. Персонал. Словарь понятий и определений. - М.: Экзамен, 2000. - 318 с.
12. Королевский М. И. Поиск и отбор персонала. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. - 296 с.
13. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М., 2005. - 339 с.
14. Петров А.В. Обучению - опережающий характер // Деньги и кредит 6/1999
15. Попов Л.А. Анализ и моделирование трудовых показателей, М.: Экономика, 1999. - 366 с.
16. Пошерстник Н. В., М.С.Мейксин. Кадры предприятия. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2002. - 296 с.
17. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации: Учебник. - М: Аспект Пресс, 2001. - 359 с.
18. Саакян А. М, Зайцев А. П., Лашманова О. Н. Управление персоналом в организации.- СПб.: Питер, 2001. - 505 с.
19. Сагитдинов М.Ш. Кадровая политика: время диктует новые подходы // Деньги и кредит, 1/2000.
20. Самоукина Н.В. Искусство управления персоналом организации, М.: Русская Деловая Литература, 1997. - 560 с.
21. Смирнов Б. М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. - М.: Варяг, 1999. - 267 с.
22. Технологии кадрового менеджмента: учебно-практическое пособие./под ред. И. В. Мишуровой. - М.: ИКЦ «Март», 2004.- 274 с
23. Токарева А.Б. Поговорим о кадрах // Деньги и кредит 3/1998
24. Управление персоналом в организации под ред. А. Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 275 с.
25. Управление персоналом под общей ред. А. С. Турчинова. - М.: Изд. РАГС, 2002. - 321 с.
26. Управление персоналом под ред. С. И. Самыгина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 298 с.
27. Управление персоналом предприятия под ред. А. А. Крылова, Ю. В. Прушинского. - М.: ЮНИТИ: Единство, 2002. - 344 с.
28. Управление персоналом: учебник для вузов под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина.- М.: ЮНИТИ, 1998. - 469 с.
29. Управление песоналом под ред. К. И. Сербиновского, С. И. Самыгина. - М.: Приор,1999. - 381 с.
30. Хучек М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятия. - М.: Прогресс-Универс, 2000. - 315 с.
31. Чижов Н.А. Персонал предприятия: технология управления и развития, М.: Издательский центр «Анкил», 2003. - 275 с.
32. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам, М.: Издательская группа «НОРМА-ИНФРА-М», 1998. - 471 с.
33. Экономика организации (предприятия): Учебник / под ред. Н. А. Сафронова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2004. - 274 с.
34. Экономика предприятия: Учебник для вузов/под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара - 4-е изд, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 670 с.
35. www.angelsplus.net/Upravlenie.html
Приложение 1
Макет бланка для беседы
Дата ___________
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Рейтинг (оценка)_______________________________________
Комментарии _________________________________________ ________________________________________________________
Беседу проводил_______________________________________ ________________________________________________________
На вакантную должность _____________________________ ________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество. Дата рождения
Адрес, номер телефона
Работаете ли Вы сейчас? Если да, то как скоро сможете приступить к выполнению обязанностей? Каковы отношения с фирмой, где Вы сейчас работаете?
Почему вы хотите занять данное вакантное место? (какова основная причинна - престиж, безопасность, заработок?)
Опыт работы.
ПОСЛЕДНЕЕ ИЛИ НАСТОЯЩЕЕ МЕСТО РАБОТЫ:
Компания.
Город.
С____по____ (время работы)
Как Вы устроились на работу? (высказал ли заявитель уверенность в себе относительно получения мест работы?)
Сущность работы вначале? (можно ли использовать опыт работы кандидата на прежних местах работы для работы на данной должности?) Какую зарплату Вам платили вначале?
Как менялась работа со временем? (какой прогресс был у заявителя на той работе?)
Чем Вы занимались на работе к моменту увольнения? (какую ответственность нес заявитель?) Зарплата в момент увольнения?
Начальник __________ Его должность__________ Что он собой представляет? (как у кандидата складывались отношения с начальством?) Сколь пристально он наблюдал за Вами? Какую власть вы имели (имеете)?
Сколько человек было под Вашим началом? Чем они занимались? (лидер ли заявитель?)
В какой мере Вы могли использовать свою инициативу и суждения? (активно ли кандидат искал ответственности?)
Приложение 2
Анкета.
1. Личная информация.
Фамилия, имя, отчество_____________________________________
Дата рождения______________________________________________
Место рождения_____________________________________________
Адрес постоянной регистрации_______________________________
Адрес проживания___________________________________________
Телефон (домашний, контактный)_____________________________
Семейное положение_________________________________________
Дети (количество, возраст)____________________________________
2.
Работаете ли Вы в настоящее время____________________________
Если Вы работаете сейчас, то, что не устраивает на данный момент?________________________________________________________
Сколько времени Вы добирались до нашего офиса?______________
Сколько времени Вы готовы тратить на дорогу до работы?
______________________________________________________________
Сколько времени Вам необходимо, чтобы приступить к работе на новом месте?____________________________________________________
Какой график работы Вас устроит?______________________________
Есть ли у Вас возможность работать вечерами и в выходные?__________________________________________________________
Ваши материальные ожидания на испытательный срок и от постоянной работы.____________________________________________________
Проранжируйте приведенные ниже характеристики, исходя из Ваших предпочтений (1 -- наиболее важно, 10 -- наименее важно):
Хороший коллектив
Престиж компании
Достойная зарплата
Гибкий рабочий график
Возможность самореализации
Перспективы роста
Близость от дома
Стабильность работы
Решение сложных задач
Получение новых навыков
Какие параметры являются для Вас важными при выборе места работы? ________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Образование.
Образование. Когда и какие учебные заведения окончили?_____________________________________________________________
Дополнительное образование (курсы, семинары, тренинги, пр.). ________________________________________________________________
4. Информация о трудовой деятельности (в обратном хронологическом порядке).
Период работы__________________________________________________
Название компании______________________________________________
Сфера деятельности компании____________________________________
Должность или профессия________________________________________
График работы________________________________________________
Выполняемые обязанности_______________________________________
Уровень (размер) заработной платы_______________________________
Причина увольнения____________________________________________
Место расположения компании___________________________________
Ф.И.О. руководителя____________________________________________
Контактный телефон____________________________________________
5. Рекомендации.
Кто из Ваших бывших коллег и руководителей может дать Вам устную рекомендацию или рекомендательное письмо?
_______________________________________________________________
Адрес, телефон организации и должностного лица._________________
_______________________________________________________________
6. Хобби, увлечения.
Как Вы отдыхаете чаще всего?___________________________________
Отметьте то, что Вам интереснее всего:
Книги
Театр
Кино
Выставки
Музеи
Спорт
Путешествия
другое
7.
Укажите 5 своих положительных качеств. ________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите какие 3 отрицательные качества Вам присущи. ________________________________________________________________
От каких качеств своего характера Вы хотели бы избавиться? ________________________________________________________________________________________________________________________________
8.
Где Вы взяли информацию об открытой вакансии?
________________________________________________________________
Дата_____________________ Подпись______________________
Заполняется сотрудником предприятия.
Дата собеседования, время |
Контактное лицо |
||
Должность |
Результат |
Подпись |
|
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |