127
Рынок совершенной конкуренции |
Рынок стоматологическихуслуг |
|
|
Число продавцов ограничено, существуют ограничения входа на рынок. |
|
|
Неоднородность стоматологической услуги, ее индивидуальность, уникальность. |
|
Хорошая информированность покупателей. |
Информационная «ассиметрия». |
|
Возможность сопоставления цены товара и его качества. |
Невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества. |
|
Производители стремятся к максимизации прибыли. |
Наличие большого числа государственных,частных. |
|
|
В большинстве случаев требуется участие «третьей стороны» - компетентного посредника, который и оплачивает значительную часть медицинских услуг. |
|
3.5. Организация общественного движения "Здоровые общины","Здоровые города»
Анализ действующей организационной структуры Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (по состоянию на 1.02.2006.)
Ее соответствие или несоответствии избранной стратегии управления
Организационная структура МЗСР ЧР представлена в приложении 3.
В 1999 году из штата Министерства были выведены главные специалисты, в нашем случае - главный стоматолог Чувашской Республики. В настоящее время главные специа-листы функционально подчиняются начальнику управления организации медицинской помощи населению МЗСР ЧР, административно -- главному врачу республиканской клинической больницы (РКБ)и руководителю республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДОМ (главному эпидемиологу).
Организационная структура МЗСР ЧР характеризуется следующими показателями:
Число уровней управления: представлена двухуровневой системой управления: министр - заместитель министра - начальник управления (отдела). Отсутствуют управления имеющие в своем составе отделы. Оргструктура по типу приближается к плоской.
Диапазон управляемости - количество подчиненных, приходящихся на одного руководителя колеблются от 7 человеку министра, от 2до 7 человек у заместителя министра. Эти диапазоны не превышают нормы управляемости, составляющие 6-8 человек на руководителя.
Сфера контроля руководителя:
Оценка централизации и децентрализации в управлении
Оценка элементов системы управления. Соблюдается баланс функций и ответственности при их распределении между структурными подразделениями.
Оценка уровня управления
Оценка содержания управления. Не выявлено случаев дублирования функций различными структурнымиподразделениями.Полномочия соответствуют ответственности. Нет разрывов в горизонтальных связях между подразделениями. Отсутствуют случаи двойного подчинения
Оценка функциональной специфики. Соблюдается баланс функций и ответственности при их распределении между структурными подразделениями.
Характер взаимосвязеймежду элементами системы управления. Достаточно четкое разграничение обязанностеймежду руководителями, отсутствуют сложности в отношении регламентации предоставленных полномочий, отсутствие конфликтов между различными подразделениями.
В целях координации деятельности между МЗСП ЧР и муниципальными органами управления здравоохранением в штате МЗСП предусмотрен институт «кураторства» -за сотрудниками министерства закрепляются определенные муниципалитеты. Главные специалисты МЗ постоянно выезжают в муниципалитет с целью оказания организационно-методической помощи муниципальным образованиям, а также медико-консультативной помощи врачам муниципальных учреждений.
К основным проблемам организационной структуры Министерства относятся следующие.
Функционально-организационные проблемы
Функции методической помощи по правовым, экономико-управленческим вопросам, а также по вопросам внедрения оргтехники не полностью обеспечены специалистами соответствующего профиля.
Отсутствует структурная единица, отвечающая за работу с письмами и
жалобами, в то время как эта деятельность отнимает много времени, в
первую очередь -- у руководителей.
Проблемы внутреннего механизма управления:
По мнению не большого числа опрошенных, проблемой внутреннего механизма управления является излишняя централизация управления. Она проявляется в том, что:
- распоряжения руководителям подразделений отдаются напрямую, минуя соответствующего заместителя министра;
- заместителям министра не предоставляются полномочия по принятию решений, входящих в их компетенцию. Заместители министра боятся последующей ответственности
Двойное подчинение мешает инициативности руководителей.
Организации труда главных специалистов
Основные проблемы управления региональной системой здравоохранения
В результате проведенного анализа в качестве основных проблем управления здравоохранением на республиканском и муниципальном уровнях могут быть названы следующие:
- разрыв административной вертикали управления здравоохранением;
- недостаточность у республиканского МЗСР ЧР экономических рычагов воздействия на муниципальные органы управления здравоохранением;
- отсутствие механизмов административного воздействия на муниципальные органы управления здравоохранением и ЛПУ; сохраняющаяся практика согласования назначения руководителей нормативно не подкреплена; имеются случаи освобождения от должности главных врачей вопреки позиции МЗСР ЧР Министерство не имеет реальной власти наказания тех руководителей, которые не выполняют распоряжения и инструкции министерства;
- отсутствие подчинения Минздраву муниципальных органов управления здравоохранением и механизмов воздействия на них приводит к тому, что последние могут принимать решения, противоречащие республиканской Концепции развития здравоохранения; это в первую очередь относится к таким направлениям совершенствования организации медицинской по-мощи, как перераспределение части ее объемов из стационарного сектора в амбулаторный, рациональная реструктуризация коечного фонда и др.;
- частичное дублирование функций республиканских и муниципальных органов управления здравоохранением. Это объясняется принятым Зако-ном о местном самоуправлении, который, с одной стороны, приветствует самоуправление и самостоятельность принятия решений муниципальных органов управления здравоохранением; с другой стороны, создает сложности в организации непосредственной вертикальной подчиненности вышестоящим республиканским органам управления здравоохранением;
- финансирование медицинских учреждений из различных источников, отсутствие единых критериев финансирования медицинских учреждений приводят к нерациональному использованию имеющихся средств;
- отсутствие системы централизованных закупок медикаментов (даже жизненно важных, таких как инсулин, противотуберкулезные препараты и др.) и оборудования; подобный механизм позволил бы значительно снизить цены на приобретаемые товары, а также способствовал бы улучшению качества закупаемых товаров;
- проблема в организации медицинской помощи в ЛПУ разного уровня дублирование медицинской помощи в республиканских и муниципальных ЛПУ (отсутствие строгого разграничения потоков пациентов);
- отсутствие подчиненности ведомственных ЛПУ (таких как медицинских учреждения МПС и др.) МЗ ЧР затрудняет руководство республиканским программами, т.к. эти учреждения не предоставляют необходимо Министерству информации о ходе реализации этих программ;
- несогласованность действий МЗСР ЧР и Медицинского факультета Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (находится в ведении Министерства образования): количество подготовленных молоды, специалистов, врачей различных специальностей значительно больше требуемого практическому здравоохранению числа;
- отсутствие финансовых ресурсов, необходимых для реализации принимаемых решений; в частности, принятая Правительством республики
программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной
медицинской помощью практически не может быть выполнена в полном
объеме в связи с дефицитом финансовых средств.
Таким образом. МЗСР ЧР несет ответственность за состояние здравоохранения в Республике, но не в полной мере имеет необходимые финансовые и административные рычаги воздействия на этот процесс. На муниципальном уровне управления одной из основных проблем является не совладение интересов органов местного самоуправления и органов управления здравоохранением. Наличие разных интересов у органов самоуправления
Анализ действующих органов, осуществляющих регулирование рынка стоматологических услуг в Чувашской Республике
Система государственного регулирования рынка стоматологических услуг в Чувашской Республике
Государство должно задавать свойства рынка стоматологических услуг - каким рынок стоматологических услуг должен быть.
Идеальная МОДЕЛЬ рынка стоматологических услуг?
Цель рынка стоматологических услуг - удовлетворение потребности в стоматологической помощи.
В чем оценить УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ?
Отл хор уд неуд
Что понимается под ПОТРЕБНОСТЬЮ в стоматологических услуг?
- Гарантированность
- Качество
- Цена
- Срок оказания помощи
- Надежность
- Эффективность
- ?
Что такое ПОТРЕБНОСТЬ номинальная?
Реальная?
Государство должно с уменьшением государственного сектора вводить более жесткие механизмы регулирования, как то: квоты на количество выдаваемых ежегодно лицензий; отказ в выдаче лицензий организациям, у которых она была отозвана в связи с нарушениями действующего законодательства и прочее. Должен ли существовать такой механизм или рынок сам всё отрегулирует?
Первое - государство должно регулировать рынок, но только экономическими методами. Например, государство хочет улучшить качество стоматологической помощи населению. В то же время, оно видит, что часть населения не может получать качественную помощь, потому государственный сектор не в состоянии обеспечить это качество в силу неразвитости некоторых видов помощи, а обслуживаться в негосударственном секторе эта часть населения не может из-за отсутствия финансовых возможностей. Государство в этом случае может выделить какие-то средства для адресной дотации населения, и за счет этих денег население сможет получить более качественную стоматологическую помощь в негосударственном секторе. То есть, речь идет о системе социального госзаказа.
Второй способ регулирования рынка заключается в дифференциации лицензий по качеству помощи. Мы знаем, что, во многом, качество стоматологической помощи зависит от помещения, в котором оказываются стоматологические услуги, от оборудования и квалификации персонала. Оценить все эти факторы государство не в состоянии, поскольку данный вопрос находится исключительно в компетенции профессионалов. А вот с помощью таких организаций, какой является Ассоциация, сделать это возможно. Мы можем оценить необходимые условия для обеспечения того или иного уровня качества стоматологической помощи. И вот этот раздел может быть включен в лицензирование. Но лишь при условии, что оценка будет производиться только профессионалами. Тогда и отношение к Ассоциации со стороны стоматологической общественности изменится, и с государства будет снята несвойственная ему функция. Вот тогда можно будет не просто выдавать лицензию на вид деятельности, но и дифференцировать лицензии в зависимости от тех факторов, о которых мы говорили выше. Это способ регулирования позволит практически «отрезать» некомпетентную часть рынка, которая только в Москве, по нашим оценкам, составляет от 20 до 25%! Это та «плавающая», неподконтрольная часть рынка, где клиники постоянно открываются и закрываются. С помощью дифференциации лицензий этот процесс можно будет регулировать грамотно.
Необходим, на наш взгляд, и государственный контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований. Не следует, в то же время, забывать, что многие из них устарели. Имеющиеся нормы должны подвергаться постоянной ревизии на предмет их соответствия новым технологиям, технике и знаниями. В этом вопросе мы заинтересованы в тесном сотрудничестве и с санитарно-эпидемиологической, и с противопожарной службами. Однако у проблемы есть и обратная сторона. Дело в том, что упомянутые организации являются абсолютными монополистами. В итоге мы постоянно находимся под «присмотром» и грубым давлением со стороны этих двух организаций. Мы знаем весь негативизм такого положения, приведший и к возникновению коррупции, и к процветанию системы поборов, о которой все знают. Наша задача найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. В одиночку, без помощи государства мы не можем этого сделать. Нам остается только соглашаться или не соглашаться с его решениями. Мы готовы финансировать процесс пересмотра норм, если он будет проводиться осмысленно, целенаправленно и только на должной научной основе. А во всем остальном я вижу регулирование рынка стоматологических услуг исключительно экономическими, рыночными методами.
1.4 Зарубежный опыт функционирования рынка стоматологических услуг
Профессиональные ассоциации есть во всем мире, и действительно играют достаточно важную роль в развитии стоматологии как отрасли медицины.
1.4.1 Опыт Германии
В Германии очень хорошо развита государственная медицина. Государственные лечебные учреждения составляют примерно 45% всех лечебных учреждений. Так же как и в других странах, государство ввело в каждой области квоту количества врачей на количество населения. Получается, что в среднем, в области может работать приметно 3 - 4 госпиталя. С учетом этих квот и образуются медицинские центры. Госпиталем или клиникой может называться лечебное учреждение, где есть не менее 100 коек. Все учреждения, где коек меньше, называются "частные практики". При этом в госпиталях, не только в государственных, но и частных, как таковой стоматологии нет. Госпиталь оказывает услуги только по челюстно-лицевой хирургии. Терапевтическая стоматологическая помощь есть только в специальных "учебных" клиниках при университетах. Но нельзя сказать, что многие хотят там лечиться у стоматолога. Хотя там оказывают квалифицированную помощь. Кстати, после обучения и практики в университете, молодой стоматолог обязан отработать 4 года ассистентом врача.Для того чтобы открыть свою частную практику в Германии необходимо, во-первых, обязательно быть стоматологом. Вы не сможете владеть частной медицинской практикой, если вы экономист, юрист или вольный предприниматель. Во-вторых, необходимо получить степень «Fach Artz», то есть стать врачом высшей категории и к моменту открытия практики пройти повторное обучение и аттестацию. Если в области нет перенасыщения врачей на количество пациентов, и врач получил все необходимые документы, можно открыть свою практику, которая, конечно, требует очень значительных вложений.
В Германии категорически запрещена реклама медицинских учреждений. И поэтому вопрос привлечения клиентов достаточно сложный. Разрешено только дать объявление об открытии частной стоматологической практики. Там можно указать только адрес, телефон и часы работы. В России, все частные практики называются клиниками и имеют имена собственные. Даже о дипломах и сертификатах сообщать нельзя.
Основа нашей частной медицины - это страховой бизнес. В Германии есть частные и государственные страховые компании. Например, есть специальная государственная организация, в которую входят все стоматологи страны. Она называется "Kassenzahnartztfereinigung" (Союз зубных врачей для страховой медицины). Эта организация продает в наши клиники страховки. Это очень удобно и практике, и пациенту. Пациент не платит за лечение живыми деньгами. Как правило, начиная с 35 лет, немцы предпочитают именно эту государственную страховку. Обычно на медицинскую страховку отчисляется 12-15% своей заработной платы. Молодые, напротив, обычно страхуются в частных страховых компаниях. Это несколько усложняет процесс. Так как они отдают в практику живые деньги, но только после того, как их частная страховая компания проверит все документы, счета и выдаст деньги. Здесь приходится очень долго ждать оплаты. В частных компаниях цена страховки зависит от возраста и количества болезней, а не от заработной платы. "Союз зубных врачей для страховой медицины" старается стимулировать обращение населения к стоматологу. Он занимается не только пропагандой здорового образа жизни, но и мотивирует своих клиентов, наших пациентов, материально. Например, в среднем зубной протез в Германии стоит около 1000 DM. Если пациент посещает стоматолога не меньше 4-х раз в год, то страховая компания оплатит ему 65% стоимости зубного протеза, если не менее 2 раз в год, то 35% стоимости. Пациентам становится выгодно проходить регулярную профилактику у стоматолога. Кроме того, "Kassenzahnartztfereinigung" (Союз зубных врачей для страховой медицины) очень строго следит за качеством лечения в частных практиках. Скажем, если больной не доволен лечением, он обращается в эту организацию с жалобой. После этого обязательно начинается очень серьезное разбирательство. Если на частную практику поступает 3 жалобы, врача могут лишить диплома, а практику продать или закрыть. "Kassenzahnartztfereinigung" также следит за тем, чтобы врач, владелец частной практики, регулярно, не менее 1-го раза в три года, проходил обучение и аттестацию.
1.4.2 Опыт Великобритании
1.4.3 Опыт Японии
1.4.4 Опыт Израиля
Все стоматологи Израиля автоматически являются членами Британской Королевской Ассоциации стоматологов. Звучит странно, но вполне объяснимо. Израиль когда-то был подмандатной территорией старушки Британии. Поэтому и по сей день стоматологи, действительные члены ассоциации этой европейской страны. Кстати хочу сказать, что Британская Королевская Ассоциация ведет очень активную просветительскую работу. Ею ведется очень большой объем корреспонденции от ассоциации, где-то порядка 50 пакетов. Как правило, это бывают приглашения на семинары и конференции. Участия в них для нас бесплатно. Мы оплачиваем только билеты и проживание. Свои конференции Британская ассоциация проводит по всему миру и это не только обучение, но и общение с коллегами, некий информационный обмен. Помимо приглашений на конференции мне присылают много профессиональной литературы, касающейся новых технологий или новых материалов. Британская ассоциация, с моей точки зрения, аккумулирует всю современную научную и техническую мысль в нашей области. Я уверен, что её членам приятно постоянно быть в курсе событий. Я имею достаточно значительный опыт работы стоматологом в Америке и, по моим ощущениям, американские ассоциации, такие как, например, «Dentist», ведут менее активную работу со своими членами.
В Соединенных Штатах работать было значительно проще. Там 100 % страховая медицина. В задачу владельца входит лишь заключение удачного договора со страховой компанией. Уже страховая компания продает твои услуги или пакет твоих услуг конкретному потребителю. Ну, например, пакет «только терапия» или пакет «терапия + хирургия». При этом в Штатах страховая компания незамедлительно оплачивает владельцу проведенное лечение. При том, что, по сути, привлечением клиентуры занимается страховая компания, владелец частной практики еще может разместить свое объявление в специализированной газете. Это там очень принято. В этой газете врач рассказывает о себе, о своей учебе, где стажировался, какие технологии применяет. В Соединенных Штатах, в этом смысле, более комфортные условия работы. В Израиле работа врача стоматолога организованна совершенно иначе. Во-первых, нет никаких специализированных газет и объявлений. Все, что может себе позволить частный кабинет - это вывеска на входе. Вся остальная реклама категорически запрещена. Да, термин «частный кабинет» у нас используется только по отношению, например, к массажным кабинетам. В Израиле даже одна стоматологическая установка гордо называется клиникой. У нас, как и в моем случае, принято давать клиникам имена собственные. По-моему, такое можно встретить только в России и в Израиле. Думаю, что сходс тво в этом вопросе наших стран вполне объяснимо. Что же касается страховой медицины, то она существует и в Израиле. Однако далеко не все владельцы клиник спешат работать со страховщиками. Это связанно, в первую очередь, с очень жесткими условиями работы.
Скажем, например, к тебе приходит пациент, который нуждается в протезировании. Разумеется это недешевое удовольствие. В Израиле это стоит в среднем от 120 у.е. до 1500 у.е. Сразу оговорюсь, что цены колеблется не от уровня клиники, а от материалов, которые при протезировании используются. У нас нет, в отличие от России понятие «супер закрытой», «супер - элитной», «супер дорогой» стоматологии или, наоборот, «супер дешевой» и для простого народа. Так вот, ты как врач, конечно, хочешь сделать работу лучше, что часто означает «более дороже». Но, если ты работаешь со страховым пациентом, ты обязан послать все рентгеновские снимки, все материалы осмотра, планы лечения в страховую компанию. Там уже специальная комиссия должна установить правильность выбранного будущего лечения и, соответственно, оплатить его или не оплатить. При этом выплаты могут тянуться очень долго. Поэтому нам не всегда выгодно работать с таким скупым и тяжелым посредником. Легче договориться напрямую с пациентом и, в конце концов, если мои услуги ему сейчас не по карману, я с удовольствием даю ему кредит. Надо отметить, что в Израиле нет государственной, в смысле бесплатной, стоматологии. И это абсолютно правильно. Стоматология идеологически не может быть бесплатной. Ведь её сфера не касается жизненно важных функций человеческого организма. Это не сердце, не почки, не пулевое ранение. Ну, вспомните, даже советские времена, разве наша стоматология была бесплатной? В Израиле даже в Государственных больничных кассах, а это учреждение можно сравнить с советскими государственными поликлиниками (не по уровню медицины и обслуживанию, конечно), стоматология платная. Причем, цены там могут быть и выше, чем скажем, в маленькой клиники.
Говоря о профессиональных сообществах Израиля, конечно нельзя не рассказать об очень влиятельной организации «Профсоюз зубных врачей». Это Дамоклов меч и верный товарищ израильских врачей стоматологов. В эту организацию автоматически входят все стоматологи страны. Организация эта государственная и имеет достаточно рычагов власти. Все врачи через профсоюз и страховую компанию застрахованы от профессиональной ошибки. В случае если в течение года на врача не было подано ни одной жалобы, врач набирает так называемые бонусы и сумма его страховки растет. Я, например, практически рекордсмен. У меня здесь за десять лет практики не было ни одного страхового случая. Страшно сказать, но сумма моей страховки с бонусами составляет 5,5 миллионов фунтов стерлингов. Не дай Бог конечно, но смерть троих пациентов вследствие врачебной ошибки - обойдется дешевле. Кстати, о врачебной ошибке. Если, например, мой пациент недоволен лечением - он пишет жалобу именно в Профсоюз зубных врачей. Профсоюз организует комиссию, которая проводит тщательное расследование. Если комиссия устанавливает, что пациент высказывает обоснованные претензии - ему выплачивается компенсация. А меня, в свою очередь, Профсоюз лишает лицензии. Ведь вопрос лицензирования входит в его прерогативу. Профсоюз так же регулирует «концентрацию» стоматологических клиник на один квадратный километр. Конечно, эта организация занята не только жалобами пациентов. Профсоюз очень серьезно следит за профессиональной подготовкой врачей стоматологов. Он в обязательном порядке и бесплатно проводит обучение и переквалификацию врачей. Именно Профсоюз, совместно с компаниями - производителями, проводит для нас презентации новых материалов, паст, вплоть до презентаций ополаскивателей для полости рта. Что же касается государственных профилактических оздоровительных программ… Понимаете, Израиль - страна, в которой соседствует множество очень разных культур. Например, африканские евреи. Они не склонны посещать стоматолога регулярно. Они идут к врачу только, когда боль становится невыносимой и уже необходимо хирургическое вмешательство. Или наши с вами бывшие соотечественники из небольших провинциальных городков. Доложу вам, что профилактика заболеваний им тоже незнакома. Поэтому, видимо, государство решило, что единой программы быть просто не может. Государство хоть как-то вмешивается в проблемы стоматологии своих граждан, только когда граждане (женщины и мужчины) служат в армии и проходят регулярные осмотры. Самые дисциплинированные пациенты - это бывшие москвичи и ленинградцы. Они действительно ходят к стоматологу каждые пол года. И, кстати, это моя самая стабильная клиентура, для которой важнее всего - мнение пролечившегося у меня пациента, «сарафанное радио», так сказать. Здесь это «срабатывает» на все 100 процентов.
Сравнивая ситуацию с профессиональными ассоциациями в России и в Израиле, можно сказать однозначно, что в Израиле, конечно, работа построена на совершенно других принципах. В Израиле эти организации обладают реальными полномочиями и реальной властью и решают реальные задачи. Остается только пожелать моим российским коллегам удачи в создании мощных и деятельных профсоюзов и ассоциаций.
Израильтяне считают медицину условно бесплатной. Не принимая во внимание различие социальных систем, можно с уверенностью отнести ее к одной из лучших в мире и, следовательно. заслуживающей
внимательного рассмотрения. Предоставление и оплата медицинских услуг в Израиле осуществляется в рамках государственной программы обязательного медицинского страхования (ОМС). Медицинское
страхование, так же, как и Национальное (Социальное)страхование, является обязательным и гарантирует предоставление услуг здравоохранения для всех граждан Израиля. Право на получение большинства
страховых пособий обусловлено выплатой страховых взносов, которые граждане страны обязаны ежемесячно выплачивать (начиная с 18 лет, кроме домохозяек). Эти выплаты перечисляются в службу
Национального страхования. Ответственность за отчисление средств на организацию медицинской помощи населению лежит на работодателе. Аналогом российских фондов ОМС в Израиле выступают несколько так
называемых больничных касс. У каждой из них имеются свои незначительные отличия, но принципы, лежащие в основе их организации, одинаковые.
Четыре существующие в Израиле больничные кассы не являются государственными, но находятся под его жестким контролем. Каждая больничная касса связана договорами со своими, как правило
самоокупаемыми, лечебными учреждениями, и выбор одной из них во многом определяется удобным месторасположением как самой кассы, так и сети ее клиник в разных городах для клиента. Качество
медицинского обслуживания в различных кассах фактически одинаково и мало влияет на предпочтение в выборе. В поликлиниках Израиля население может получить бесплатно практически все виды
амбулаторного медицинского обслуживания, оформить бюллетень, пройти комиссию для получения прав на вождение автотранспорта и профпригодность, сдать анализы, а также пройти полное обследование в
случае заболевания, не требующего госпитализации. Хотя иногда и приходится платить небольшие взносы при проведении сложных анализов. Поликлиники Израиля прекрасно оборудованы и укомплектованы
квалифицированным персоналом. Практически все компьютеризировано. Каждый клиент поликлиники имеет свою личную магнитную карточку, без которой не обходится даже простой прием у врача. Клиентам
предоставляется право выбора и замены любого лечащего врача. Следует отметить, что услуги врача педиатра ("семейного врача") дополнительно оплачиваются клиентами раз в три месяца на приеме, так как
не учитываются медицинской страховкой. При отсутствии необходимости посещения врача в течение длительного времени данные платежи не являются обязательными. Но при всех достоинствах системы
медицинской помощи в Израиле не существует такой услуги, как вызов врача на дом, за исключением случаев, когда старики прикованы к постели или в очень тяжелом состоянии. Лечащий врач только раз в
три месяца обходит своих хронических больных. Для большинства людей, в принципе здоровых, это недоступно. Какая бы ни была температура у больного, у него есть выбор: пойти на прием к семейному
врачу или, если совсем плохо, вызвать "Скорую помощь". Конечно, большую часть расходов берет на себя государство, но для больного она тоже обойдется в немалую сумму. Кроме этого, в медицинскую
страховку не входят услуги стоматолога. Они в большей степени частные и их услуги стоят недешево. Например, удаление зуба стоит 80-130 шекелей, лечение без удаления нерва 100-170 шекелей, лечение с
удалением нерва 150-250 шекелей. В организации всей государственности Израиля и медицины, в частности, лежит национальная ментальность.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РЫНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ И МЕХАНИЗМА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1 Внешний анализ рынка стоматологических услуг Чувашской республики
К факторам внешней макросреды относятся: социальные -численность населения, возрастной состав населения, естественный прирост,заболеваемость, смертность и т.д.; технологические -уровень научно-технического прогресса, позволяющий внедрить новые технологии и на базе этого производить новые виды продукции, стандарты в области производства и потребления;экономические - ориентация и структура хозяйства, состояние финансовой системы, уровень инфляции, конвертируемость денежной единицы, покупательная способность населения; политические - социально-политический строй, особенности законодательной системы и ее исполнения.
2.1.1 Анализ дальнего окружения
Изучение непосредственного окружения направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыминаходится в непосредственном взаимодействии.
1. Социально-демографические факторы
Динамика основных демографических процессов в 2004 г. сохра-нила сформировавшиеся в 2002 г. положительные тенденции: про-должился рост рождаемости, зарегистрировано снижение смертности, естественная убыль сократилась на 17,2%, впервые за 10 лет зареги-стрировано снижение темпов убыли населения в сельских районах Чувашской Республики (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Основные показатели демографической ситуации Чувашской Республики
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
||
Численность населения на конец года, тыс. человек: |
|||||
все население |
1346,3 |
1339,4 |
1305,0 |
1299,3 |
|
городское |
826,6 |
825,2 |
794,8 |
791,2 |
|
сельское |
519,7 |
514,2 |
510,2 |
508,1 |
|
Естественное движение населения, на 1 тыс. человек населения: |
|||||
рождаемость |
9,7 |
10,1 |
10,5 |
? |
|
смертность |
14,8 |
15,3 |
14,9 |
? |
|
естественный прирост, убыль (-) населения |
-5,1 |
-5,2 |
-4,4 |
? |
|
Из общей численности населения: |
|||||
мужчины |
629,2 |
625,7 |
604,3 |
601,3 |
|
женщины |
717,1 |
713,7 |
700,7 |
698,0 |
|
Из общей численности населения - население в возрасте, тыс. человек: |
|||||
дети 0-14 лет |
249,6 |
236,3 |
220,6 |
211,1 |
|
подростки 15-17 лет |
74,8 |
76,4 |
76,4 |
73,7 |
|
женщины 15-49 лет |
371,1 |
373,2 |
368,9 |
368,8 |
|
моложе трудоспособного |
275,5 |
262,3 |
245,2 |
234,3 |
|
трудоспособном |
809,7 |
818,2 |
805,3 |
812,4 |
|
старше трудоспособного |
261,1 |
258,9 |
254,5 |
252,6 |
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет: |
|||||
все население |
66,05 |
66,09 |
66,31 |
? |
|
мужчины |
59,77 |
59,72 |
59,97 |
? |
|
женщины |
72,86 |
73,03 |
73,18 |
? |
|
Численность постоянного населения ЧР на 1 января 2005 г. со-ставила 1299,3 тыс. человек, сократившись за последний год на 5678, или на 0,4%.
Динамика численности населения в разрезе городов и районов определяется комплексом факторов, основными являются естествен-ное движение населения, состояние внутренних и межрегиональных миграционных процессов, социально-экономической привлекательно-стью административных территорий.
Прогрессирующее старение населения и связанный с этим высо-кий уровень смертности населения, миграция наиболее активной час-ти трудоспособного населения привели к устойчивому сокращению численности в Алатырском, Вурнарском, Красноармейском, Красночетайском, Порецком, Шумерлинском и Ядринском районах, убыль населения в которых в 2-3 раза превысила средне республиканский показатель (приложение 4). В городах Чебоксары и Новочебоксарске прирост населе-ния обусловлен ростом рождаемости, снижением смертности, мигра-цией молодого поколения сельчан.
Из числа проживающих в ЧР 60,9% являются горожанами, 39,1% -сельскими жителями (РФ - 27,0%). С момента проведения переписи структура населения изменилась в сторону увеличения удельного веса городских жителей (приложение 5).
В среднем по ЧР плотность населения на 1 января 2005 г. соста-вила 71,0 человек на 1 км2 (РФ - 8,4). Наибольшая плотность отмечается на территории городов Новочебоксарск, Шумерля, Канаш, Чебоксары и Алатырь (1305,8-2654,1 человек на 1 км2), наименьшая - в Алатырском, Порецком, Шумерлинском районах (менее 15 человек на 1 км2).
Возрастно-половой состав является одной из основных харак-теристик населения, от которого в значительной степени зависят уровни рождаемости, смертности, брачности, миграции. Значитель-ные изменения в нем влияют на характер и уровень распространенно-сти заболеваний и учитываются при формировании адекватной сис-темы здравоохранения.
Средний возраст жителей ЧР за прошедший трехлетний период увеличился на 0,63 года и составил на начало 2004 г. 37,23 года (РФ -37,94 года). Среди мужчин и женщин средний возраст составил соот-ветственно 34,72 и 39,39 года. Основной тенденцией возрастной струк-туры населения является рост доли лиц трудоспособного возраста (61,7% в 2004 г.), что связано со вступлением в трудоспособный воз-раст поколения середины 80-х годов, когда наблюдались высокие пока-затели рождаемости. Указанные тенденции определяют благоприятные перспективы социально-экономического развития республики.
В сельской местности выраженный характер носит процесс ста-рения населения: доля лиц старше трудоспособного возраста в 1,6 раза выше, чем в городе (25,7 и 15,6%). Наибольший удельный вес старших возрастных групп отмечается в Шумерлинском, Порецком, Алатырском и Красночетайском районах (более 30% всего населе-ния).
На 1 января 2004 г. численность мужчин в Чувашии составила 604,3 тыс. (46.3%), женщин - 700,7 тыс. (53,7% всего населения). Преобладание в структуре населения женщин отмечается с 30-летнего возраста, все более увеличиваясь с возрастом, что в значительной сте-пени обусловлено преждевременной смертностью мужчин.
Продолжается рост числа женщин фертильного возраста, что оп-ределяет потенциальную возможность дальнейшего улучшения демо-графической ситуации в республике (2004 г. - 368856, удельный вес в общей численности женского населения - 52,6%).
Естественное воспроизводство. В 2004 г. в республике родилось 13734 младенца. Показатель рождаемости за три года увеличился на 8,2% и составил в 2004 г. 10,5 на 1 тыс. населе-ния. Наибольшее число родившихся (более 11 на каждую 1000 чел.) зарегистрировано в Аликовском, Батыревском, Канашском, Красноармейском и Моргаушском районах, в г. Канаше и Новочебоксарске.
В 2004 г. впервые за последний пятилетний период в ЧР зареги-стрировано снижение общей смертности населения на 2,6%, которая составила 14,9 на 1 тыс. населения. Относительно низкий уровень смертности (менее 15 чел. на каждую 1000) отмечается в Комсомоль-ском районе и г.Чебоксары, Канаше и Новочебоксарске. Максималь-ное число умерших (более 22 человек на 1 тысячу жителей) - в Алатыр-ском, Красночетайском, Порецком и Шумерлинском районах.
Ожидаемая продолжительность жизни, как интегрированное отражение демографических процессов и состояния здоровья населе-ния ЧР, увеличилась в 2003 г. до 66,09 года, в том числе для мужчин -59,72, для женщин - 73,03. Разрыв в продолжительности жизни муж-чин и женщин Чувашии составил в 2004 г. 13,31 года (ПФО - 13,56 года).
Анализ состояния, тенденций демографических процессов и их причин свидетельствует о возможности благоприятного развития рынка стоматологических услуг на территории Чувашской республики.
Потребность в стоматологических услугах на территории Чувашской Республики
Таблица 1.5
Динамика потребности в стоматологической помощи населения Чувашской Республики*
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
|
Потребность в стоматологической помощи, % населения ЧР |
63,4 |
64,3 |
65,4 |
|
Получили стоматологическую помощь из числа нуждавшихся, % населения ЧР |
85,8 |
86,1 |
85,2 |
|
* по данным
Таблица 1.6
Показатели работы стоматологической службы по административным территориям Чувашской Республики
Административные территории |
Количество пломб в день, шт. |
Получили стоматологическую помощь из числа нуждающихся, % населения |
|||||
2002 |
2003 |
2004 |
2002 |
2003 |
2004 |
||
Алатырский |
8,8 |
10,1 |
12,2 |
89,2 |
74,8 |
76,6 |
|
Аликовский |
11,1 |
12,5 |
11,1 |
83,7 |
81,8 |
83,5 |
|
Батыревский |
11,5 |
11 |
10,4 |
82 |
83,8 |
82 |
|
Вурнарский |
10 |
8,4 |
8 |
84,3 |
89 |
90,7 |
|
Ибресинский |
8,2 |
7,1 |
6,4 |
67 |
78,1 |
75,1 |
|
Канашский |
13 |
10,2 |
9,8 |
83,6 |
73,1 |
82,4 |
|
Козловский |
12,6 |
10,1 |
8,8 |
91,4 |
86,4 |
86 |
|
Комсомольский |
9,8 |
8,6 |
8,9 |
81,6 |
69,3 |
74,1 |
|
Красноармейский |
9,7 |
10,3 |
9,8 |
72,5 |
84,4 |
72,9 |
|
Красночетайский |
14,4 |
12,8 |
15,5 |
49,7 |
78,3 |
71,5 |
|
Марпосадский |
8,7 |
10,2 |
8,5 |
75,1 |
80 |
75 |
|
Моргаушский |
10,6 |
11,4 |
11,8 |
82,6 |
86,8 |
82,2 |
|
Порецкий |
12,6 |
12 |
11,3 |
74,3 |
79,5 |
81,8 |
|
Урмарский |
14,9 |
12,9 |
11,9 |
92 |
92,5 |
93 |
|
Цивильский |
9 |
8,5 |
10 |
77,9 |
83,2 |
85,2 |
|
Чебоксарский |
10,6 |
11,4 |
10,8 |
79,1 |
83,6 |
78,4 |
|
Шемуршинский |
8 |
7,9 |
7 |
58,3 |
48 |
43,7 |
|
Шумерлинский |
13,2 |
8,3 |
13,2 |
71,3 |
73,3 |
74,3 |
|
Ядринский |
11,2 |
11,1 |
10,6 |
69,4 |
83,1 |
82,9 |
|
Яльчикский |
13,2 |
12,8 |
13,5 |
92 |
91,9 |
95,8 |
|
Янтиковский |
7,1 |
5,6 |
6,5 |
62,1 |
84,8 |
90 |
|
г. Алатырь |
12,5 |
11,1 |
9,7 |
87,7 |
92,4 |
91,5 |
|
г. Канаш |
11 |
11,7 |
12 |
94,8 |
95,5 |
90 |
|
г. Чебоксары |
10,5 |
9 |
9,8 |
85,2 |
90,4 |
90,5 |
|
г. Новочебоксарск |
11,8 |
9,8 |
8,2 |
88,9 |
83,6 |
87 |
|
Итого по республике |
10,9 |
10,8 |
10,1 |
84,7 |
86,1 |
85,8 |
|
Город |
10,7 |
10,8 |
9,9 |
85,3 |
96 |
89 |
|
Село |
11,6 |
10,7 |
9,8 |
83,6 |
64,1 |
79,9 |
|
Состояние стоматологической службыЧувашской Республики
Стоматологическая служба Чувашской Республики представлена государственными, муниципальными и частными учреждениями здравоохранения. Число учреждений отражено в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Распределение стоматологических учреждения здравоохранения Чувашской Республики по форме собственности:
Форма собственности учреждения здравоохранения |
Количество |
Доля,% |
|
Государственные учреждения здравоохранения, оказывающие стоматологические услуги |
28 |
21,2% |
|
Муниципальные учреждения здравоохранения, оказывающие стоматологические услуги |
38 |
28,8% |
|
Частные стоматологические практики |
66* |
50,0% |
|
* учитывалось количество частных стоматологических практик по зарегистрированному месту осуществления деятельности.
Для облегчения понимания ситуации на рынке стоматологических услуг ЧР под частными стоматологическими практиками мы будем пониматьчастные учреждения здравоохранения, где оказывается стоматологическая помощь на основе выданной лицензии предпринимателям,как с образованиемюридического лица, так и без образованияюридического лица.
Таблица 2.4
Структура стоматологических учреждений ЧР по форме собственности и видам деятельности
Структура стоматологических учреждений ЧР |
Кол-во |
Доля |
|
1. Учреждения, находящиеся в федеральной собственности, оказывающие только стоматологические услуги в рамках обязательного медицинского страхования; |
4 |
3% |
|
2. Учреждения, находящиеся в федеральной собственности, оказывающие хозрасчетные стоматологические услуги |
1 |
0,8% |
|
3. Учреждения, находящиеся в федеральной собственности, оказывающие одновременно стоматологические услуги в рамках обязательного медицинского страхования и хозрасчетные услуги |
1 |
0,8% |
|
4. Учреждения, находящиеся в собственности субъекта РФ, оказывающие только стоматологические услуги в рамках обязательного медицинского страхования; |
16 |
12,0% |
|
5. Учреждения, находящиеся в собственности субъекта РФ, оказывающие одновременно стоматологические услуги в рамках обязательного медицинского страхования и хозрасчетные услуги; |
5 |
3,8% |
|
6. Учреждения, находящиеся в собственности субъекта РФ, оказывающие только хозрасчетные услуги |
1 |
0,8% |
|
5. Учреждения, находящиеся в муниципальной собственности, оказывающие только услуги в рамках обязательного медицинского страхования по стоматологии; |
нет |
нет |
|
6. Учреждения, находящиеся в муниципальной собственности, оказывающие одновременно услуги обязательного медицинского страхования по стоматологиии хозрасчетные услуги; |
38 |
28,8% |
|
7. Учреждения, находящимися в частой собственности, оказывающие стоматологические услуги на основе возмездного договора. |
66* |
50,0% |
|
* учитывалось количество частных стоматологических практик по месту осуществления деятельности
Только 20 (15%) стоматологических учреждений работают только в рамках обязательного медицинского страхования, причем в федеральной собственности находятся 4 (66,7%) учреждения, находящиеся в собственности ЧР -16 (72,7%) учреждений.
Одновременно оказывают услуги хозрасчетные и в рамках обязательного медицинского страхования44 (33,3%) стоматологических учреждений. Из них38 (100%) муниципальных учреждений,5 (%) учреждений, находящихся в собственности ЧР, 1 (16,7%) - в федеральной собственности.
Исключительно платные стоматологические услуги населению оказывают 68 (51,1%) учреждений, включающиевсе частные стоматологические практики, 1 (16,7%)учреждение федеральной собственности, 1 (4,5%) учреждение, находящееся в собственности ЧР.
Таблица 2.4
Стоматологические учреждения Чувашской Республики
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
||
Число самостоятельных стоматологических поликлиник (бюджетных и хозрасчетных) |
12 |
12 |
11 |
11 |
|
из них детские поликлиники |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Число лечебно-профилактических учреждений, имеющих стоматологические отделения (кабинеты) |
112 |
107 |
112 |
112 |
|
Число зубопротезных отделений (кабинетов) - самостоятельных ине входящих в состав лечебно-профилактических учреждений |
12 |
12 |
13 |
13 |
|
Число выданных лицензий на стоматологические работы и услуги |
21 |
51 |
69 |
85 |
|
Таблица 1.7
Обеспеченность врачами стоматологами административных территорий Чувашской Республики
Административные территории |
Стоматологи |
||||||
абс. число |
на 10 тыс. |
||||||
2002 |
2003 |
2004 |
2002 |
2003 |
2004 |
||
Алатырский и г.Алатырь |
9 |
11 |
11 |
1,4 |
1,7 |
1,7 |
|
Аликовский |
7 |
7 |
6 |
3,3 |
3,3 |
2,8 |
|
Батыревский |
7 |
8 |
6 |
1,8 |
1,9 |
1,5 |
|
Вурнарский |
4 |
4 |
5 |
0,9 |
1 |
1,2 |
|
Ибресинский |
7 |
7 |
8 |
2,5 |
2,5 |
2,8 |
|
Канашский |
4 |
3 |
4 |
0,9 |
0,7 |
0,9 |
|
Козловский |
5 |
5 |
6 |
2 |
1,9 |
1,4 |
|
Комсомольский |
4 |
5 |
5 |
1,4 |
1,8 |
1,8 |
|
Красноармейский |
2 |
2 |
2 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
|
Красночетайский |
3 |
3 |
3 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
|
Марпосадский |
4 |
3 |
2 |
1,5 |
1,1 |
0,7 |
|
Моргаушский |
11 |
11 |
10 |
3 |
3 |
2,7 |
|
Порецкий |
2 |
1 |
1 |
1,1 |
0,6 |
0,6 |
|
Урмарский |
5 |
4 |
5 |
1,7 |
1,4 |
1,8 |
|
Цивильский |
6 |
6 |
6 |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
|
Чебоксарский |
14 |
13 |
14 |
2,4 |
2,2 |
2,4 |
|
Шемуршинский |
3 |
2 |
4 |
1,9 |
1,2 |
2,4 |
|
Шумерлинский и г.Шумерля |
11 |
11 |
11 |
2,1 |
2,3 |
2,3 |
|
Ядринский |
8 |
8 |
9 |
2,3 |
2,4 |
2,7 |
|
Яльчикский |
3 |
3 |
3 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
|
Янтиковский |
4 |
4 |
4 |
2,1 |
2,2 |
2,2 |
|
г. Канаш |
17 |
15 |
17 |
3,2 |
3 |
3,5 |
|
г. Новочебоксарск |
43 |
48 |
53 |
3,5 |
3,8 |
4,2 |
|
г. Чебоксары |
221 |
230 |
235 |
4,7 |
5,1 |
5,1 |
|
Итого по республике |
510 |
521 |
539 |
3,8 |
4 |
4,1 |
|
Таблица 1.8
Обеспеченность медицинскими кадрами
Наименование должностей |
2003 |
2004 |
2005 |
|
стоматологи-ортодонты |
10 |
10 |
10 |
|
стоматологи-детские |
53 |
66 |
53 |
|
стоматологи-терапевты |
225 |
223 |
204 |
|
стоматологи-ортопеды |
8 |
10 |
10 |
|
стоматологи-хирурги |
62 |
61 |
49 |
|
стоматологи |
63 |
60 |
51 |
|
зубные врачи |
163 |
166 |
149 |
|
зубные техники |
25 |
25 |
24 |
|
ВСЕГО |
609 |
621 |
550 |
|
Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием по специальности «Стоматология»
Подготовкой специалистовс высшим профессиональным образованием по специальности «Стоматология» занимается стоматологический факультет Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова. Ежегодно наблюдается увеличение числа студентов, с одновременнымуменьшением бюджетных мест (таблица 2.9).
Таблица 2.9
Подготовка специалистов на стоматологическом факультете Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова
2002/03 |
2003/04 |
2004/05 |
2005/06 |
||
Принято студентов |
69 |
85 |
135 |
142 |
|
Число бюджетных мест |
35 |
35 |
35 |
35 |
|
2001/02 |
2002/03 |
2003/04 |
2004/05 |
||
Выпущено специалистов |
44 |
58 |
62 |
71 |
|
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |