Дипломная работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Управление капиталом, вложенным в имущество предприятия железнодорожного транспорта


Реферат

Дипломный проект содержит листов пояснительной записки, таблиц, 37 источников литературы.

Тема: «Управление капиталом, вложенным в имущество предприятия железнодорожного транспорта».

Цель дипломного проекта: повышение эффективности управления капиталом, вложенным в имущество структурного подразделения железнодорожного транспорта

Задачи дипломного проекта: провести оценку управления капиталом, вложенным в имущество предприятия, исследовать показатели эффективности использования имущества, разработать направления по улучшению эффективности использования капитала, вложенного в имущество.

Дипломный проект выполнен на основе финансовой отчетности Кавказского локомотивного депо структурного подразделения Краснодарского отделения СКЖД филиала ОАО «РЖД» за период с 2005 по 2007 годы.

Один из разделов посвящен вопросам охраны труда и охраны окружающей среды.

Введение

В настоящее время, происходящее реформирование железнодорожной транспорта непосредственным образом сказывается на работе структурных подразделений отрасли, поэтому вопросам эффективного вложения капитала и, прежде всего, в имущество предприятий придается особое внимание. Получение прибыли сегодня это результат грамотных управленческих решений о пропорциях вложения капитала в основные и оборотные средства, принятых еще до начала операционной деятельности или скорректированных в течение текущей деятельности предприятия. Эффективное управление основным и оборотным капиталом предполагает ясное представление о специфике его функционирования и воспроизводства.

Управленческая деятельность в современных условиях выступает как один из важнейших факторов функционирования предприятий и организаций. Именно в сложных экономических условиях должно реализовываться грамотное и целенаправленное управление капиталом, вложенным в имущество предприятия.

Результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия формируются посредством процесса управления активами, в том числе таким активом как основной капитал, то есть капиталом, вложенным в имущество предприятия.

Такие результаты могут быть как положительными, так и отрицательными. Либо имущество предприятия в процессе деятельности позволяет получать прибыль, что приводит к платежеспособности предприятия, либо имущество становится бременем, оттягивающим значительные средства предприятия на себя, что может привести к убыткам.

Основными задачами дипломного проекта является рассмотрение условий функционирования депо в рыночных условиях, определение основных факторов, влияющих на эффективное управление капиталом, вложенным в его имущество, оценка показателей эффективности управления основным капиталом и разработка предложений по совершенствованию управления капиталом, вложенным в имущество депо.

В дипломном проекте рассматривается деятельность локомотивного депо Кавказская, основными целями которого являются:

- обеспечение дороги исправными локомотивами для выполнения плана перевозок;

- организация на основе передовой технологии обслуживания и ремонта локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава;

- создание условий для соблюдения установленного порядка труда и отдыха локомотивных бригад.

В связи со значительным износом основных фондов предприятия, влекущего за собой увеличение расходов на различные виды ремонтов, вопросы эффективного управления капиталом, вложенным в имущество депо, являются достаточно актуальными.

Теоретической базой исследования капитала предприятия и путей повышения эффективности его использования послужили работы следующих авторов: Белова И.В., Терешиной Н.П., Айзинбуда С.Я., Хасина Л.Ф., Маслакова С.С., Жданова С.А., Ильина А.И., Ковалева В.В.

В дипломном проекте рассмотрен раздел «Безопасность и экологичность решений проекта»

1. Основы управления капиталом, вложенным в имущество предприятия

1.1 Классификация и основные положения системы управления капиталом

Сложившееся экономическая ситуация, в настоящий момент, требует от руководителей предприятий особенно взвешенных решений и постоянного, целенаправленного руководства в области финансов, инвестиций, распределении капитала, в том числе вложенным в имущество предприятия.

Рыночные отношения предоставляют достаточные возможности для эффективного управления, но реальное положение дел в экономике часто сводят на нет все усилия в области повышения качества управления предприятием.

Происходящее реформирование железнодорожной транспорта непосредственным образом сказывается на работе каждого структурного подразделения отрасли. Создание новых дочерних акционерных обществ изменение условий перевозочной работы, появление частных локомотивов и вагонов, как основных конкурентов использования имущества ОАО «РЖД», привело к пониманию необходимости более эффективного управления капиталом, вложенным в имущество.

Управленческая деятельность в современных условиях выступает как один из важнейших факторов функционирования предприятий и организаций. Именно в сложных экономических условиях должно реализовываться грамотное и целенаправленное управление капиталом.

Результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия формируются посредством процесса управления активами, в особенности такими как основной и оборотный капитал. Такие результаты могут быть как положительными, так и отрицательными. Либо имущество предприятия в процессе деятельности позволяет получать прибыль, что приводит к платежеспособности предприятия, либо имущество становится бременем, оттягивающим значительные средства предприятия на себя, что может привести к убыткам. Сделанный выбор и принятые управленческие решения будут иметь финансовые последствия, которые необходимо прогнозировать. Следовательно, эти прогностические финансовые последствия способны оказаться критерием выбора (отбраковки) тех или иных вариантов управления капиталом, вложенным в имущество предприятия.

Именно имущество обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность. Для того, чтобы разработать пути улучшения эффективности использования имущества предприятия в целях получения наибольшей прибыли необходимо четко представлять технологический процесс работы предприятия, знать какие основные фонды применяются в процессе производства, какие характеристики им свойственны.

В связи с этим теоретическая основа управления основным капиталом представляется достаточно актуальной темой, требующей подробного рассмотрения.

Прежде всего, необходимо определить базовые положения системы управления капиталом, вложенным в имущество.

Система управления собственностью железнодорожного транспорта в части объектов имущества базируется на:

· знаниях о составе объектов корпоративной собственности ОАО «РЖД»;

· определении рыночной стоимости объектов имущества и прав пользования ими;

· создании единого банка данных корпорации обо всех имущественных объектах;

· применении всего разрешенного законодательством инструментария при использовании объектов имущества;

· полноценной защите имущественных прав корпорации;

· достижении максимальной доходности имущественных объектов.

Модель управления имуществом предприятия имеет особенность, определяемую в основном спецификой использования корпоративной собственности (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Модель управления имуществом предприятия

В понятие финансового контроля входят такие элементы как финансовый учет, инвентаризация, мероприятия внесения изменений в реестр, структуризация и определение основных характеристик учитываемого имущества. Это отправные точки процесса управления, формирующие предпосылки для определения вариантов дальнейшего использования капитала, вложенного в имущество предприятия. Дальнейшие этапы управления во многом зависят от особенностей структуры и классификации капитала предприятия.

Капитал в материально-вещественном воплощении подразделяется на основной и оборотный капитал. К основному капиталу относятся материальные факторы длительного пользования, такие, как здания, сооружения, машины, оборудование и т.п. Оборотный капитал расходуется на покупку средств для каждого производственного цикла (сырья, основных и вспомогательных материалов и т.п.), а также на оплату труда. Основной капитал служит в течение ряда лет, оборотный - полностью потребляется в течение одного цикла производства (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 - Структурные элементы капитала предприятия

Основной капитал в большинстве случаев отождествляется с основными фондами (основными средствами) предприятия, однако понятие основного капитала шире, так как кроме основных фондов (зданий, сооружений, машин и оборудования), представляющих его значительную часть, в состав основного капитала включается также незавершенное строительство и долгосрочные инвестиции - денежные средства, направленные на прирост запаса капитала.

Долгосрочные активы, или основной капитал, - это вложение средств с долговременными целями в недвижимость, облигации, акции, запасы полезных ископаемых, совместные предприятия, нематериальные активы и т.д./13/.

Основные производственные фонды занимают, как правило, основной удельный вес в общей сумме основного капитала предприятия. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия: выпуск продукции, ее себестоимость, прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния.

Основные производственные фонды предприятия - это стоимостное выражение средств труда. Главным определяющим признаком основных фондов выступает способ перенесения стоимости на продукт - постепенно, т.е. в течение ряда производственных циклов; частями, т.е. по мере износа.

Износ основных фондов учитывается по установленным нормам амортизации, сумма которой включается в себестоимость продукции. После реализации продукции начисленный износ накапливается в особом амортизационном фонде, который предназначен для новых капитальных вложений.

Таким образом, единовременная авансированная стоимость в уставный капитал в части основного капитала совершает постоянный кругооборот, переходя из денежной формы в натуральную, в товарную и снова в денежную. В этом состоит экономическая сущность основных фондов.

Закон воспроизводства основного капитала выражается в том, что в нормальных экономических условиях его стоимость, введенная в производство, полностью восстанавливается, обеспечивая возможность для постоянного технического обновления средств труда. При простом воспроизводстве за счет средств амортизационного фонда предприятия формируют новую систему орудий труда, равную по стоимости изношенным./15/.

Для расширения производства требуются новые вложения средств, привлекаемые дополнительно из прибыли, взносов учредителей, эмиссии ценных бумаг, кредита и др. При больших масштабах используемого основного капитала крупные и крупнейшие предприятия имеют возможность за счет средств амортизационного фонда финансировать не только простое, но и в значительной мере расширенное воспроизводство средств труда.

Наиболее общим классификационным делением основных фондов является их структура по сферам деятельности: производственные, функционирующие в материальном производстве, составляют около восьмидесяти процентов и непроизводственные, обслуживающие жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, просвещение, науку, культуру - более двадцати процентов. Непроизводственные основные фонды, находящиеся на балансе предприятия, не воспроизводят свою стоимость, она утрачивается. Их содержание и развитие осуществляется, в основном, из прибыли.

Для управления основным капиталом на всех уровнях хозяйствования первостепенное значение имеет функционально-видовая группировка средств труда. Она позволяет получить информацию о важнейших качественных изменениях, происходящих в экономическом потенциале предприятий. Динамика видовой структуры отражает изменения в технической оснащенности производства, темпах внедрения инноваций, развитии специализации, концентрации и комбинировании и др. /16/.

Действующая классификация объединяет основные фонды в 10 групп:

- здания (из них выделяются жилые здания);

- сооружения;

- передаточные устройства;

- машины и оборудование;

- транспортные средства;

- инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь;

- многолетние насаждения;

- другие, не перечисленные выше виды основных фондов.

Каждая группа состоит из множества разнообразных средств труда.

В группе «Здания» учитываются здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. В группу «Сооружения» включаются инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения технических функций. К передаточным устройствам относятся трубопроводы, водопроводы и канализация, электропередача, связь и т.д.

Особо многочисленный и разнообразный состав имеет четвертая группа "Машины и оборудование". Сюда включаются силовые машины и оборудование (турбины, электродвигатели, генераторы, теплотехническое оборудование и прочее); рабочие машины и оборудование (металлорежущие станки, кузнечно-прессовые машины, литейное и электротехническое оборудование, подъемно-транспортные машины и др.); измерительные и регулирующие приборы и лабораторное оборудование.

Доля транспортных средств - автомобили, автобусы, электрокары, автодрезины и т.п. - имеет постоянную тенденцию к возрастанию. В составе основных фондов учитываются только те инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, которые служат более одного года.

Прогрессивность изменений в видовой структуре производственных фондов выражается в увеличении доли их активной части, т.е. средств труда, непосредственно участвующих в создании продукта (машины, оборудования, транспортные средства, приборы, инвентарь и другие).

К пассивной части фондов, как правило, относятся первые две группы: здания и сооружения, т.е. фонды, обеспечивающие условия осуществления производственного процесса. Чем выше доля активной части фондов, тем большими возможностями располагает предприятие по увеличению выпуска продукции.

С развитием рыночных отношений и наращиванием экономического потенциала расширяется инвестиционная деятельность предприятий. Вкладывая капитал в какой-либо инвестиционный проект, предприятие планирует не только возместить вложенный капитал, но и получить определенную сумму прибыли.

Любое инвестиционное решение основывается на оценке:

а) финансового состояния предприятия и целесообразности участия его в инвестиционной деятельности;

б) размера инвестиции и источников финансирования;

в) выгодности различных инвестиционных проектов.

Предприятия могут вкладывать инвестиции в дочерние общества, совместные предприятия, другие организации, предоставлять займы другим хозяйственным субъектам и государству и т.д.

К нематериальным активам относятся патенты, торговые марки и товарные знаки, права на пользование природными и иными ресурсами, программные продукты для ЭВМ с исключительным авторским правом, новые технологии и технические решения, приносящие выгоду в процессе хозяйственной деятельности. Инвестиции в нематериальные активы окупаются в течение определенного периода за счет дополнительной прибыли, полученной предприятием в результате их применения, и за счет амортизационных отчислений. С развитием рыночных отношений увеличивается экономический интерес в повышении доходности предприятия за счет использования исключительного права предприятия на результаты интеллектуальной деятельности.

Эффективное управление основным капиталом предполагает ясное представление о специфике их функционирования и воспроизводства.

При оценке эффективности вложений предприятия в основные средства, анализа их эксплуатации и воспроизводства необходимо исходить из следующих принципиальных положений:

функциональная полезность основных средств сохраняется в течение ряда лет, поэтому расходы по их приобретению и эксплуатации распределены во времени;

момент физической замены (обновления) основных средств не совпадает с моментом их стоимостного замещения, в результате чего могут возникнуть потери и убытки, занижающие финансовые результаты деятельности предприятия;

эффективность использования основных средств оценивается по-разному в зависимости от их вида, принадлежности, характера участия в производственном процессе, а также назначения.

Поскольку основные средства обслуживают не только производственную сферу деятельности предприятия, но и социально-бытовую, эффективность их использования определяется не только экономическими, но и социальными, экологическими и другими факторами./16/.

Основной капитал и долгосрочные инвестиции в него оказывают многоплановое и разностороннее влияние на финансовое состояние и результаты деятельности предприятия. Характер этого влияния представлен в таблице 1.1.

Непременным условием для осуществления предприятием хозяйственной деятельности является наличие оборотного капитала. Оборотный капитал - это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Сущность оборотных средств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения ими производственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения. В отличие от основных фондов, неоднократно участвовавшие в процессе производства, оборотные средства функционируют в одном производственном цикле и независимо от способа производственного потребления полностью переносят свою стоимость на готовый продукт. /29/.

Оборотный капитал предприятия существует в сфере производства и в сфере обращения. Оборотные производственные фонды и фонды обращения подразделяются на различные элементы, составляющие материально-вещественную структуру оборотных средств.

Таблица 1.1 - Влияние основного капитала на финансовое состояние и результаты деятельности предприятия

Содержание операции

Влияние на финансовое состояние и результаты деятельности предприятия

1

2

Приобретение основных средств за плату

Увеличиваются внеоборотные средства предприятия, изменяется структура капитала предприятия. В целом замедляется оборот всего капитала, сокращаются размеры наиболее ликвидных активов, снижается платежеспособность. На величину расходов по доставке и монтажу объектов уменьшается чистая прибыль. Оборотные средства увеличиваются на сумму уплаченного НДС.

Долгосрочная аренда основных средств

Увеличивается сумма внеоборотных активов и сумма задолженности перед арендодателями. Периодически уменьшается денежная наличность на сумму арендной платы и процента за аренду. На сумму процента уменьшается чистая прибыль.

Текущая аренда основных средств

Увеличивается сумма внеоборотных активов и сумма задолженности перед арендодателями. Периодически уменьшается денежная наличность на сумму арендной платы и процента за аренду. На сумму процента уменьшается прибыль.

Безвозмездная аренда основных средств

Выбытие основных средств

Чистая прибыль, или нераспределенная прибыль прошлых лет уменьшается на величину остаточной стоимости переданных основных средств плюс расходы по выбытию, плюс НДС. Уменьшается величина основных средств.

Внесение вклада в уставный капитал дочернего предприятия

Вклад по цене соглашения выше остаточной ведет к росту внереализационных доходов предприятия. В противном случае убытки относят на уменьшение чистой прибыли.

Продажа основных средств

Формируется финансовый результат (прибыль или убыток) от прочей реализации, который увеличивает (уменьшает) балансовую прибыль предприятия. Уменьшается размер основных средств, повышается ликвидность баланса, ускоряется оборот всего капитала.

Ликвидация основных средств, подлежащих списанию

Финансовый результат выявляется по каждому ликвидируемому объекту. Собственные источники предприятия уменьшаются на сумму недовнесенного в бюджет НДС и на сумму недоамортизации ликвидируемого объекта.

Получено безвозмездно от юридических и физических

лиц

Поступление основных средств

Увеличивается размер собственного капитала предприятия. С одной стороны, это ведет к росту устойчивости финансового положения, с другой - к повышению удельного веса амортизационных отчислений и расходов на ремонт в себестоимости продукции, что при низкой фондоотдаче безвозмездно полученных основных средств может привести к уменьшению прибыли и рентабельности. Увеличиваются внереализационные доходы

предприятия на величину первоначальной или остаточной стоимости. Одновременно на сумму износа увеличиваются внереализационные расходы (убытки).

Оборотные производственные фонды включают:

- производственные запасы;

- незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления;

- расходы будущих периодов.

Большое влияние на производственные результаты и финансовое состояние предприятие оказывает качество производственных запасов.

Производственные запасы - это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс. В их состав можно, в свою очередь, выделить следующие элементы: сырье, основное и вспомогательное материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тара и тарные материалы, запасные части для текущего ремонта.

Значительный удельный вес в текущих активах на многих предприятиях занимает незавершенное производство. Увеличение остатков незавершенного производства может свидетельствовать, с одной стороны, а с другой - о замедлении оборачиваемости капитала в связи с увеличением продолжительности производственного цикла.

Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления - это предметы труда, вступившие в производственный процесс; материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, незаконченные полностью производства в одних цехах и подлежащее дальнейшей переработке в других цеха того же предприятия.

Расходы будущих периодов - это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода.

После окончания производственного процесса оборотные фонды из сферы производства попадают в сферу обращения, связанную с реализацией готовой продукции и получением материальных ресурсов. Процесс обращения обслуживают фонды обращения, которые включают:

- готовую продукцию на складах;

- готовую продукцию отгруженную, но еще не оплаченную заказчиком;

- денежные средства, находящиеся на расчетном счете в банке, в кассе;

- средства в расчетах с потребителями продукции (дебиторская задолженность).

На многих предприятиях большой удельный вес в текущих активах занимает готовая продукция. Увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия приводит к длительному замораживанию оборотного капитала, отсутствию денежной наличности, потребности в кредитах и уплаты процентов по ним, росту кредиторской задолженности поставщикам, бюджету, работникам предприятия по оплате труда и т.д.

Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, и на финансовое состояние предприятия в целом оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности. Рост дебиторской задолженности всегда оценивается отрицательно, но необходимо различать нормальную и просроченную задолженность. Наличие последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и др. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала./16/.

Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения долгов и уменьшение прибыли. Поэтому каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей. Ускорить платежи можно путем совершенствования расчетов, своевременного оформления расчетных документов, предварительной оплаты, применения вексельной формы расчетов и т.д.

Рисунок 1.3 - Управление движением денежных потоков

Управление денежными средствами имеет такое же значение, как и управление запасами и дебиторской задолженностью. Сумма денежных средств, которая необходима хорошо управляемому предприятию, - это по сути дела страховой запас, предназначенный для покрытия кратковременной несбалансированности денежных потоков (рисунок 1.3). Поскольку денежные средства, находясь в кассе или на счетах в банке, не приносят дохода, их нужно иметь в наличии на уровне безопасного минимума. Наличие больших остатков денег на протяжении длительного времени может быть результатом неправильного использования оборотного капитала./13/.

Для того, чтобы деньги работали на предприятие, необходимо их пускать в оборот с целью получения прибыли:

- расширять свое производство, прокручивая их в цикле оборотного капитала;

- инвестировать в доходные проекты других субъектов хозяйствования с целью получения выгодных процентов;

- уменьшать величину кредиторской задолженности с целью сокращения расходов по обслуживанию долга;

- обновлять основные фонды, приобретать новые технологии и т.д.

Денежная наличность на счетах в банке обусловливается уровнем несбалансированности денежных потоков, то есть притоком и оттоком денег. Превышение притоков над оттоками увеличивает остаток свободной денежной наличности, и наоборот, превышение оттоков над притоками приводит к нехватке денежных средств и увеличению потребности в кредите.

Оборотные фонды и фонды обращения возобновляются после каждого производственного цикла. Между ними существует тесная связь - оборотные превращаются в процессе производства в фонды обращения (готовую продукцию, затем в денежные средства), а денежные средства, вырученные от реализации продукции, превращаются в элементы оборотных фондов - сырье, топливо и т.п.

Основное назначение средств, авансированных в оборотные производственные фонды, заключается в обеспечении непрерывного и ритмичного процесса производства предприятия. Основное назначение фондов обращения состоит в обеспечении ресурсами процесса обращения.

1.2 Показатели эффективности управления капиталом, вложенным в имущество предприятия

Бизнес в любой сфере деятельности начинается с капитала, т.е. определенной суммы денежной наличности, за счет которой приобретается необходимое количество ресурсов, организовывается процесс производства и сбыта продукции.

Капитал в процессе своего движения проходит последовательно три стадии кругооборота: заготовительную, производственную и сбытовую.

На первой стадии предприятие приобретает необходимые ему основные фонды, производственные запасы, на второй - часть средств в форме запасов поступают в производство, а часть используется на оплату труда работников, выплату налогов, платежей по социальному страхованию и другие расходы. Заканчивается эта стадия выпуском готовой продукции. На третьей стадии готовая продукция реализуется и на счет предприятия поступают денежные средства, причем, как правило, больше первоначальной суммы на величину полученной прибыли от бизнеса.

Следовательно, чем быстрее капитал совершит кругооборот, тем больше предприятие получит и реализует продукции при одной и той же первоначальной сумме капитала за определенный отрезок времени. Задержка движения средств на любой стадии ведет к замедлению оборачиваемости капитала, требует дополнительного вложения средств и может вызвать значительное ухудшение финансового состояния предприятия./15/.

Достигнутый в результате ускорения оборачиваемости эффект выражается в первую очередь в увеличении выпуска продукции без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, за счет ускорения оборачиваемости капитала происходит увеличение суммы прибыли, так как обычно к исходной денежной форме он возвращается с приращением.

Если производство и реализация продукции являются убыточными, то ускорение оборачивается средств ведет к ухудшению финансовых результатов и "проеданию" капитала. Отсюда следует, что необходимо стремиться не только к ускорению движения капитала на всех стадиях кругооборота, но и к его максимальной отдаче, которая выражается в увеличении суммы прибыли на один рубль капитала.

Повышение доходности капитала, вложенного в имущество предприятия, достигается рациональным и экономным использованием всех ресурсов, недопущением их перерасхода, потерь на всех стадиях кругооборота. В результате капитал вернется к своему исходному состоянию в большей сумме, то есть с прибылью.

Таким образом, эффективность использования капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью) - отношением суммы прибыли к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Для характеристики интенсивности использования капитала рассчитывается коэффициент его оборачиваемости (отношение выручки от реализации продукции, работ и услуг к среднегодовой стоимости капитала).

Обратным показателем коэффициента оборачиваемости капитала является капиталоёмкость (отношение среднегодовой суммы капитала к сумме выручки)./16/.

Взаимосвязь между показателями рентабельности совокупного капитала и его оборачиваемости выражается следующим образом:

Иными словами, рентабельность активов (ROA) равна произведению рентабельности продаж (Rрп) и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб):

ROA = Коб Rрп (1.2)

Рентабельность капитала, характеризующая соотношение прибыли и капитала, используемого для получения этой прибыли, является одним из наиболее ценных и наиболее широко используемых показателей эффективной деятельности субъекта хозяйствования. Этот показатель позволяет аналитику сравнить его значение с тем, которое было бы при альтернативном использовании капитала. Он используется для оценки качества и эффективного управления капиталом предприятия; оценки способности предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции; прогнозирования величины прибыли.

Основная концепция расчета рентабельности довольно проста, однако существуют различные точки зрения относительно инвестиционной базы данного показателя.

Прибыль на общую сумму активов наилучший показатель, отражающий эффективность деятельности предприятия. Он характеризует доходность всех активов, вверенных руководству, независимо от источника их формирования.

В ряде случаев при расчете ROA из общей суммы активов исключают непроизводственные активы (избыточные основные средства и запасы, нематериальные активы, расходы будущих периодов и др.). Это исключение делают для того, чтобы не возлагать на руководство ответственность за получение прибыли на активы, которые явно этому не способствуют. Данный подход полезен при использовании ROA в качестве инструмента внутреннего управления и контроля и не годится для оценки эффективности предприятия в целом. Акционеры и кредиторы вверяют свои средства руководству предприятия не для того, чтобы оно вкладывало их в активы, которые не приносят прибыли. Если же есть причины, чтобы вложить капитал в такие активы, то нет повода исключать их из инвестиционной базы при расчете ROA.

Существуют разные мнения и о том, следует ли амортизируемое имущество (основные средства, нематериальные активы) включать в инвестиционную базу при расчете ROA по первоначальной или остаточной стоимости. Несомненно, если оценивать эффект только основного капитала, то среднегодовая сумма амортизируемого имущества должна определяться по первоначальной стоимости. Если же оценивать эффективность всего совокупного капитала, то стоимость амортизируемых активов в расчет надо принимать по остаточной стоимости, так как сумма начисленной амортизации находит отражение по другим статьям баланса (остатки свободной денежной наличности, незавершенного производства, готовой продукции, расчеты с дебиторами по неоплаченной продукции).

Второй вопрос, который возникает при определении рентабельности капитала - какую прибыль брать в расчет: балансовую (валовую), прибыль от реализации продукции или чистую прибыль. В данном случае также надо учитывать инвестиционную базу капитала.

Если определяем рентабельность всех активов, то в расчет принимается вся балансовая прибыль, которая включает в себя прибыль от реализации продукции, имущества и внереализационные результаты (доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, от участия в совместных предприятиях и прочих финансовых операций).

Соответственно и выручка при определении оборачиваемости всех активов должна включать в себя не только ее сумму от реализации продукции, но и выручку от реализации имущества, ценных бумаг и т.д.

Для расчета рентабельности функционирования капитала в основной деятельности берется прибыль только от реализации продукции, работ и услуг, а в качестве инвестиционной базы - сумма активов за вычетом долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, не установленного оборудования, остатков незаконченного капитального строительства и т.д.

Рентабельность производственного капитала рассчитывается отношением прибыли от реализации продукции к среднегодовой сумме амортизируемого имущества и материальных текущих активов.

Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств служат показатели рентабельности (отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов), фондоотдачи (отношение стоимости произведенной или реализованной продукции после вычета НДС, акцизов к среднегодовой стоимости основных производственных фондов), фондоемкости (обратный показатель фондоотдачи), удельных капитальных вложений на один рубль прироста продукции./29/. Рассчитывается также относительная экономия основных фондов:

± Эопф = ОПФ1 ? ОПФ0 IВП, (1.3)

где ОПФ0,ОПФ1-соответственно среднегодовая стоимость основных производственных фондов в базисном и отчетном годах;

IВП - индекс объема производства продукции.

Наиболее обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондорентабельность. Ее уровень зависит не только от фондоотдачи, но и от рентабельности продукции. Взаимосвязь этих показателей можно представить следующим образом:

Rопф = или(1.4)

Rопф = ,(1.5)

где Rопф - рентабельность основных производственных фондов;

П - прибыль от реализации продукции;

ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

ВП, РП - стоимость произведенной или реализованной продукции;

ФО - фондоотдача;

Rвп, Rрп - рентабельность произведенной продукции.

На изменение уровня фондоотдачи капитала, вложенного в имущество, в свою очередь оказывает влияние ряд факторов.

Размер производственных запасов в стоимостном выражении может изменяться как за счет количественного, так и стоимостного (инфляционного) факторов.

Расчет влияния количественного (К) и стоимостного (У) факторов на изменение суммы запасов (З) по каждому виду осуществляется способом абсолютных разниц:

Зк = (К1 ? К0 ) Ц0 , ДЗц = К11 ? Ц0). (1.6)

Период оборачиваемости запасов (сырья и материалов) равен времени хранения их на складе от момента поступления до передачи в производство. Чем меньше этот период, тем меньше при прочих равных условиях производство - коммерческий цикл. Он определяется следующим образом:

средняя величина стоимости запасов дни периода

Пз =

величина стоимости использования запасов

Продолжительность нахождения капитала в готовой продукции (П г.п.) равна времени хранения готовой продукции на складах с момента поступления их производства до отгрузки покупателя:

средняя величина готовой продукции дни периода

Пгп =

стоимость выпущенной из производства готовой продукции

Продолжительность производственного цикла равна времени, в течение которого из сырья производятся готовые товары:

средняя величина стоимости производства дни периода

Пнп =

себестоимость реализованной продукции

Оценивая состояние текущего капитала важно изучить качество и ликвидность дебиторской задолженности. Одним из показателей, используемых для этой цели, является период оборачиваемости дебиторской задолженности (Пд.з.), или период инкассации долгов. Он равен времени между отгрузкой товаров и получением за них наличных денег от клиентов:

среднее остатки дебиторской задолженности дни периода

Пдз =

сумма уменьшения задолженности дебиторов

Для характеристики дебиторской задолженности определяется и такой показатель, как доля резерва по сомнительным долгам в общей сумме дебиторской задолженности. Рост уровня данного коэффициента свидетельствует о снижении качества последней./16/.

Период нахождения капитала в денежной наличности определяется следующим образом:

средние остатки денежной наличности дни периода

Пдн =

сумма расходования денежной наличности

В результате ускорения оборачиваемости определенная сумма оборотных средств предприятия высвобождается. Абсолютное высвобождение оборотных средств происходит, если фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков оборотных средств за предшествующий период при сохранении или увеличении объема реализации за этот период.

Относительное высвобождение оборотных средств происходит в тех случаях, когда оборачиваемость оборотных средств ускоряется с ростом объема производства на предприятии. Относительное и абсолютное высвобождение оборотных средств имеют единую экономическую основу и означают для хозяйствующего субъекта дополнительную экономию средств.

Процесс воспроизводства основного капитала представляет собой основу жизнедеятельности и эффективности производства. Его движение регулируется и контролируется на всех уровнях управления хозяйством.

Важнейшими воспроизводственными характеристиками оборота основных фондов являются показатели их прироста, обновления и выбытия.

Коэффициент прироста отражает увеличение основного капитала за рассматриваемый период и исчисляется как отношение вновь введенных основных фондов к их стоимости на начало периода. Степень обновления производственного аппарата измеряется коэффициентом обновления - отношением стоимости введенных основных фондов к их общей стоимости на конец рассматриваемого периода. Показатели прироста и обновления основного капитала - взаимосвязанные величины: чем выше доля прироста, тем выше уровень обновления, и наоборот.

Существенные коррективы в эту взаимосвязь может внести коэффициент выбытия фондов, представляющий собой отношение выбывших из эксплуатации основных фондов в данном периоде к их стоимости на начало периода./15/.

Коэффициент обновления (КОБН), характеризующий долю основного капитала в общей стоимости на конец года:

стоимость поступившего основного капитала

КОБН =

стоимость основного капитала на конец периода

Срок обновления основного капитала (ТОБН):

стоимость основного капитала на начало периода

ТОБН =

стоимость поступившего основного капитала

Коэффициент выбытия (К В):

стоимость выбывшего основного капитала

К В =

стоимость капитала на начало периода

Коэффициент прироста (КПР):

сумма прироста основного капитала

КПР =

стоимость их на начало периода

Коэффициент износа (КИЗН):

сумма износа основного капитала

КИЗН =

первоначальная стоимость основного капитала

Коэффициент годности (КГ):

остаточная стоимость основного капитала

КГ =

первоначальная стоимость основного капитала

Точный расчет потребности предприятия в оборотном капитале ведется из расчета времени пребывания оборотного капитала в сфере производства и в сфере обращения.

Оборачиваемость оборотного капитала тесно связана с его рентабельностью и служит одним из важнейших показателей, характеризующих интенсивность использования средств предприятия и его деловую активность.

Скорость оборачиваемости капитала характеризуется следующими показателями:

Коэффициентом оборачиваемости (Коб):

выручка от реализации продукции

Коб =

среднегодовая стоимость капитала

Продолжительностью одного оборота (Поб):

среднегодовая стоимость капитала х Д

Поб =

выручка от реализации продукции

где Д - количество календарных дней в отчетном периоде.

Продолжительность одного оборота капитал будет измеряться соответственно в днях.

1.3 Инвестиционная программа ОАО «РЖД» - инструмент управления имуществом локомотивного хозяйства

По инвестиционной программе на локомотивное хозяйство отрасли в 2006-2008 году предусмотрены инвестиции в размере 2906,0 млн руб., что составляет 2,4% от всего объема инвестиционной программы железнодорожного транспорта.

На основе анализа мощностей локомотиворемонтных предприятий и потребности локомотивного парка на сети в разрезе основных транспортных направлений запланировано выделить 52 базовых локомотивных депо из 189, имеющихся в наличии, и представляющих наиболее крупные и технологически оснащенные депо, на которых будет сконцентрировано выполнение ремонтов локомотивов.

Переоснащение позволит увеличить ремонтные мощности базовых депо и программу среднего ремонта в условиях депо на 15%, улучшить качество ремонта ТПС, увеличить межремонтные пробеги.

Более 43% применяемого технологического оборудования в локомотивных депо выработало свой срок службы, морально и физически устарело. Для обеспечения высокого качества ремонта локомотивов и безопасности движения необходима замена указанного оборудования на новое, отвечающее современным требованиям. Реализация программы рассчитана на 2007-2008 годы.

В 2008 году в результате оптимизации ремонтной базы уровень загрузки базовых депо возростет до 70%, численность ремонтного персонала, занятого на текущих видах ремонта сократится на 17-20%, пробеги между тяжелыми видами ремонта увеличатся до 400-440 тыс. км. /35/.

Экономический эффект от оптимизации ремонтной базы, совершенствования системы ремонта и повышения его качества составит 1457 млн. руб. в расчете на год за счет снижения отказов узлов тягового подвижного состава (ТПС), повышения коэффициента готовности и топливной экономичности /28/.

Сложившаяся схема пунктов технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ) насчитывает 350 единиц на сети железных дорог. Анализ мощностей ПТОЛ, оптимизация участков работы локомотивов и локомотивных бригад, повышение веса поезда и увеличение скоростей в грузовом и пассажирском движении на основных направлениях, позволил определить ряд базовых ПТОЛ, на концах тяговых плеч и оптимизировать их количество на сети до 64 ед.

Переход на обслуживание локомотивов базовыми ПТОЛ позволит улучшить качество предрейсовой подготовки локомотивов, обеспечить надежность их работы в пути следования за счет использования средств диагностики, сократить количество отказов тягового подвижного состава и заходов на неплановые виды ремонта. В настоящее время укомплектованность технологическим оборудованием составляет 57%, при этом износ оборудования - 65%. Программа дооснащения сетевых ПТОЛ рассчитана на период 2005-2008 годы.

Также за 2007-2008 год планируется приобретение грузового подвижного состава с использованием инструмента лизинга (таблица 1.2).

Таблица 1.2 - Программа лизинга грузового подвижного состава на 2008 год

Номенклатура

Количество, штук

Сумма, млн руб.

Новые полувагоны

5728

5138,0

Модернизированные полувагоны

5095

2139,9

Модернизированные цистерны

520

296,4

Грузовые локомотивы (электровозы)

107</ p>

2162,3

Итого

-

9736,6

В рамках Подпрограммы приобретения и модернизации грузовых локомотивов предусмотрены средства на закупку и капитальный ремонт с продлением срока службы грузового подвижного состава в размере 3819,4 млн рублей, что составляет 3,2% объема капитальных вложений железнодорожного транспорта на 2007-2008 годы. Дополнительно в 2008 году планируется приобретение 107 модернизированных грузовых электровозов с использованием механизма возвратного лизинга на сумму - 2162,3 млн руб.

Локомотивное хозяйство характеризуется относительно высокой капиталоемкостью, на него приходится 12,5% стоимости основных фондов железных дорог. При этом основной составляющей (до 85%) является стоимость тягового подвижного состава. Износ основных средств локомотивного хозяйства составляет около 74,4% и является самым высоким в отрасли. Эксплуатируемый подвижной состав железных дорог устарел не только физически, но и морально. Все типы локомотивов требуют относительно высоких расходов на обслуживание и ремонт и потребляют больше энергии, чем техника нового поколения. Необходимо отметить, что после распада СССР, основные производственные мощности по выпуску локомотивов остались за пределами России, что привело к отсутствию возможности эффективного пополнения парка и ускоренному его старению.

В таблицах 1.3-1.4 представлена возрастная структура и потребность парка грузовых локомотивов /35/.

Приведенный потребный парк грузовых локомотивов существенно превышает существующий парк локомотивов с невыработанным нормативным сроком службы. Для освоения прогнозируемых объемов перевозок, требуется значительное пополнение парка за счет поставок новых локомотивов, а также проведение в период до 2006-2010 года модернизации существующего тягового состава с продлением срока его полезного использования на 15-20 лет.

Проведение модернизации позволит улучшить технические характеристики локомотивов, повысить их межремонтные пробеги и, тем самым, снизить эксплутационные затраты. Срок окупаемости модернизации локомотивов в среднем составляет 7,5 лет. Экономический эффект по данной программе достигается за счет снижения эксплуатационных расходов на 730 млн. руб.

Таблица 1.3 - Возрастная структура парка грузовых локомотивов, проценты

Локомотивы

Истечение срока службы (процент от инвентарного парка)

Просрочены

до 2005 г.

до 2010 г.

до 2015 г.

до 2020 г.

до 2025 г.

Электровозы постоянного тока

11,9

44,0

70,7

87,9

98,0

100,0

Электровозы переменного тока

18,0

26,6

38,4

69,2

92,4

99,9

Магистральные тепловозы

30,6

58,3

92,8

99,9

100,0

-

Маневровые тепловозы

29,2

51,7

71,1

93,8

99,9

100,0

Таблица 1.4 - Прогноз потребного парка грузовых и маневровых локомотивов, единиц

Наименование

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Электровозы постоянного тока

2 098

2 088

2 074

2 064

2 045

2 020

1 989

Электровозы переменного тока

2 383

2 391

2 389

2 387

2 375

2 375

2 331

Электровозы двойного питания

14

18

27

36

45

53

61

Тепловозы магистральные

2 314

2 320

2 323

2 313

2 303

2 283

2 267

Тепловозы маневровые

4 815

5 022

5 199

5 372

5 524

5 651

5 754

Отказ от принятия срочных мер по обновлению локомотивного парка приведет к тому, что к 2010 году выработают свой срок службы 70,7% электровозов постоянного тока, 38,4% электровозов переменного тока, 92,8% магистральных тепловозов и 71,1% маневровых тепловозов.

В перспективе возникает угроза сокращения объемов перевозок, из-за физического отсутствия тягового подвижного состава. Среднесрочными рисками отказа от финансирования будут являться прогрессивное нарастание расходов по ремонту подвижного состава и падение грузооборота на железнодорожном транспорте по причине дефицита тягового подвижного состава.

Для освоения в России производства современных локомотивов и технологий по изготовлению их комплектующего оборудования, а также сокращения сроков освоения производства модернизации локомотивов с использованием передовых прогрессивных технических решений, отрасль ориентирована на координацию действия отечественной отраслевой и академической науки по созданию новых узлов и систем локомотивов и подключение к реализации поставленных задач заводов военно-промышленного комплекса с развитым наукоёмким производством.

Одним из приоритетов инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2006-2008 годы является развитие и обновление инфраструктуры транспортных направлений /35/.

В частности, разработаны три новых инвестиционных проекта: Кузбасс -Дальневосточный транспортный узел, Кузбасс -Азово-Черноморский транспортный узел, Кузбасс -Северо-Запад. Эти три направления охватывают более 50% основного грузопотока, который будет сформирован к 2008 году, от общего объема перевозок по сети российских железных дорог.

Вывоз грузов из Кузбасса в восточные регионы страны и на экспорт через восточные порты и пограничные переходы в 2007 году составил 21,3 млн. тонн, в том числе на долю угля и черных металлов приходилось 68% от общего объема перевозок в этом направлении. По сравнению с 2006 годом вывоз грузов увеличился на 8%.

В перспективе рост грузовых перевозок в направлении Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел в значительной мере будет связан с реализацией ряда инвестиционных проектов (строительство трубопровода Тайшет-Находка, освоение Эльгинского месторождения полезных ископаемых). Поэтому ОАО «РЖД» необходимо провести ряд реконструктивных мероприятий на этом направлении. Прирост объемов перевозок - порядка 20% к уровню 2007 года.

Второе направление - «Кузбасс - Азово-Черноморский транспортный узел» - это значительные грузопотоки нефтяных грузов, которые следуют с нефтеперерабатывающих заводов и пунктов налива с нефтепроводов Поволжья, Самарской области и Башкирии в основном на экспорт через порты Азово-Черноморского бассейна. Размеры грузопотоков на подходах к южному региону в 2009 году увеличатся более чем в 2-4 раза по отношению к 2006 году. Это связано как с увеличением мощностей портов, так и с открытием новых (Железный Рог), а также с возобновлением паромного сообщения через порт Кавказ, а также в связи со строительством Олимпийской «деревни» в Сочи.

Третье направление - Кузбасс - порты Северо-Запада (порты Усть-Луга, Санкт-Петербург, Высоцк). Предполагается, что к 2009 году грузопотоки на выходах Кузбасса на западном направлении увеличатся на 6% по отношению к 2007 году. На реализацию проекта Кузбасс - Северо-Запад в период с 2007 по 2008 год уже направлено порядка 47 млрд. рублей, в частности, в 2007 году - 20,4 млрд. рублей /28/.

По расчетам разработчиков, сроки окупаемости составят от 8 до 11 лет, норма доходности по инвестиционной программе составит 9% годовых.

Ещё одним приоритетным направлением программы является приобретение и модернизация подвижного состава. В 2008 году ОАО «РЖД» планирует обновить 7% пригородного подвижного состава, 13% парка полувагонов, 10% парка пассажирских составов.


В соответствии с инвестиционным проектом на 2006-2009 годы, общий объем капиталовложений, включая развитие и обновление инфраструктуры, приобретение и модернизацию подвижного состава, обновление объектов здравоохранения, строительство технологического жилья, обновление основных фондов функциональных филиалов, в 2008 году составят 158 млрд. рублей, в 2009 году - 175 млрд. рублей, в 2010 году - 198 млрд. рублей.

2 Оценка управления капиталом, вложенным в имущество локомотивного депо Кавказская за период 2005-2007 годы

2.1 Характеристика локомотивного депо Кавказская

Локомотивное депо Кавказская входит в состав Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», которое является его вышестоящим органом управления и в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, внутренними документами открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») и Северо-Кавказской железной дороги.

Локомотивное депо не имеет статуса юридического лица и осуществляет свою деятельность от имени ОАО «РЖД».

Основными целями деятельности локомотивного депо являются:

- обеспечение дороги исправными локомотивами для выполнения плана перевозок;

- организация на основе передовой технологии обслуживания и ремонта локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава;

- создание условий для соблюдения установленного порядка труда и отдыха локомотивных бригад.

Для достижения вышеуказанных целей локомотивное депо в порядке установленном федеральными законами и иными нормативными актами, а также в соответствии с принятой на дороге планово-предупредительной системой ремонта и обслуживания тягового подвижного состава выполняет все виды текущего ремонта (ТР), технического обслуживания (ТО), экипировку локомотивов.

Немаловажным для локомотивного депо является проведение, с учетом развития рыночных отношений, эффективной экономической политики, применение прогрессивных методов хозяйствования, направленных на снижение эксплуатационных, расходов и улучшение социального положения работников.

Также в локомотивном депо осуществляют деятельность по оказанию платных услуг населению и организациям. Руководство предприятия постоянно уделяет внимание рациональному использованию материальных и топливно-энергетических ресурсов.

Финансово-хозяйственная деятельность локомотивного депо планируется и осуществляется в соответствии с внутренними документами ОАО «РЖД», СКЖД, Краснодарского отделения по финансово-экономическим отношениям.

Организационно-производственная структура управления Кавказским локомотивным депо представлена на рисунке 2.1, на котором схематично изображена иерархия управления данным предприятием и его основные структурные отделы, цеха и участки.

2.2 Оценка показателей производственной деятельности предприятия

К основным количественным показателям работы локомотивного депо Кавказская относятся:

- количество перевезенных тонн груза на определенное расстояние (тонно-километры брутто), в том числе по видам тяги (электротяга и теплотяга);

- эксплуатируемый парк локомотивов;

- количество тяжеловесных поездов;

- простой локомотивных бригад, измеряемый в часах;

- сверхурочные часы локомотивных бригад.

Таблица 2.1 - Основные производственные показатели объема работы депо

Показатель

Годы

2005

2006

2007

Величина

Величина

2006 г. к 2005 г., проценты

Величина

2007 г. к 2006г., проценты

Ткм брутто, млн., в том числе:

5772,3

6847,2

118,6

8280,7

143,5

Электротяга, млн.

5357,4

6471,8

120,8

7405,6

138,2

в т.ч. пассажирское движение, млн.

622,3

695,4

111,7

616,2

99,0

грузовое движение, млн.

4526,4

5579,2

123,3

6604,6

145,9

хозяйственное движение, млн.

26,2

27,2

103,8

24,1

92,0

электросекции, млн.

182,5

170

93,2

160,7

88,1

Теплотяга, млн.

414,9

375,4

90,5

875,1

210,9

в т.ч. грузовое движение, млн.

17,8

23,4

131,5

507,8

2852,8

хозяйственное движение, млн.

397,1

352

88,6

367,3

92,5

Исследование объемных показателей работы депо выявило тенденцию роста их величины за период. В целом тонно-километры брутто увеличились на 43,5%, достигнув к 2007 году уровня 8289,7 млн.ткм.бр. Из них электротяга составляет 7405,6 млн.ткм.бр., при этом увеличение составило 138,2%. На долю теплотяги приходится 875,1 млн.ткм.бр. и увеличение за период составляет 210,9%. В свою очередь ткм брутто в электротяге подразделяются на пассажирское, грузовое и хозяйственное движение. Электротяга в в пассажирском движении несколько снизилась и составила 99,0% к уровню 2006 года при этом на ее долю приходится 616,2 млн.ткм.бр. Электротяга в грузовом движении увеличилась до 145,9% к 2006 году и составила соответственно 6604,6 млн.ткм.бр. Теплотяга в грузовом движении увеличилась до 507,8 млн.ткм.бр., а в хозяйственном движении - до 367,3 млн.ткм.бр. за исследуемый период.

На рисунке 2.1 представлена динамика количественного показателя работы локомотивного депо, измеряемого в тонно-километрах брутто.

Рисунок 2.1 - Объемные показатели работы депо, ткм брутто

К качественным показателям работы локомотивного депо относятся: среднесуточная производительность локомотива, техническая скорость движения, среднесуточный пробег локомотива, процент неисправных локомотивов, средняя масса поезда.

Все вышеперечисленные показатели и их динамика на протяжении 2005-2007 годов представлена в таблице 2.2

Таблица 2.2 - Основные производственные показатели качества работы депо

Показатель

Годы

2005

2006

2007

Величина

Величина

2006 г. к 2005 г., проценты

Величина

2007 г. к 2005 г., проценты

Среднесуточная производительность локомотива, тыс.ткм бр

1096

1100

100,4

1134

103,5

Среднесуточный пробег локомотива, км/сут.

346

353

102,0

360

104,0

Средний вес поезда, т.

3347

3323

99,3

3345

99,9

Техническая скорость, км/час.

37,6

38,6

102,7

39,4

104,8

Расход электроэнергии на тягу, тыс.кв-час.

66862

81071

121,3

89220

133,4

Расход топлива на тягу, т.

8764

8196

93,5

8692

99,2

Инвентарный парк тепловозов, ед.

43

43

100,0

43,71

100,1

Основным качественным показателем работы локомотивного депо является среднесуточная производительность локомотива. За исследуемый период наблюдается тенденция ее увеличения, т.е. с 1096 тыс.ткм бр до 1134 тыс.ткм бр. или на 3,5%. Среднесуточный пробег локомотива также постоянно увеличивается и в 2007 году составил 360 км/сут или 104,0% к уровню 2005 года. Техническая скорость стабильно увеличивается и достигает в 2007 году 104,8%. Расход электроэнергии на тягу поездов значительно увеличился за исследуемый период и составил 133,4% в связи с ростом объема работ депо по электротяге. Инвентарный парк тепловозов составляет 43 единицы.

На рисунке 2.2 представлена динамика среднесуточной производительности локомотива.

Рисунок 2.2 - Среднесуточная производительность локомотива, проценты

На рисунке 2.3 представлена динамика среднесуточного пробега локомотива.

Рисунок 2.3 - Среднесуточный пробег локомотива, км/сут.

Следующими производственными показателями работы локомотивного депо являются различные виды ремонтов локомотивов. В целом по депо ремонт локомотивов учитывают в условных локомотивах.

Таблица 2.3 - Программа ремонтов локомотивов в депо

Показатель

Годы

2005

2006

2007

Величина

Величина

2006 г. к 2005 г., проценты

Величина

2007 г. к 2005 г., проценты

Ремонт в приведенных единицах, прив.ед.,

в том числе:

922

1066

115,6

1121

121,6

полное осв. колесных пар

567

548

96,6

564

99,5

средний ремонт

22

30

136,4

8

36,4

ТР-3 тепловозов

52

54

103,8

73

140,4

ТР-2 тепловозов

10

16

160,0

29

290,0

ТР-1 тепловозов

49

68

138,8

49

100,0

ТО-3 тепловозов

269

285

106,0

322

119,7

Процент неисправных тепловозов, процент.

4,4

3,7

84,1

3,5

79,5

Внеплановый ремонт:

количество случаев, ед.

3

2

66,7

1

33,4

часы настоя, час.

295

173

58,6

63

21,4

Программа ремонта локомотивов по депо выполнена в 2007 году на уровне 1121 привед ед., что составляет 121,6% к 2005 году. Из них полное освидетельствование колесных пар составляет 564 единицы или 99,5% к 2005 году, средний ремонт - 8 единиц или 36,4%, текущий ремонт тепловозов ТР-3 - 73 единицы или 140,4%, ТР-2 - соответственно 29 единиц или 290%, ТР-1 - 49 единиц или 100%. Текущее обслуживание тепловозов составило к 2007 году 322 приведенные единицы или 119,7%. При этом, процент неисправных тепловозов равен 3,5% и имеет тенденцию к снижению за исследуемый период, т.е. 79,5% к 2007 году. Внеплановый ремонт тепловозов подразумевает количество произошедших случаев и часы настоя в ремонте. К 2007 году эти показатели значительно снижены: до 33,4% и 21,4% соответственно (рис. 2.4).

Рисунок 2.4 - Динамика ремонта локомотивов, проценты

Контингент Тихорецкого локомотивного депо к 2007 году составил 1183 человека или 112,0% относительно уровня 2005 года. Из них на перевозки приходится 1030 человек, численность локомотивных бригад составляет 508 человек, численность по текущему ремонту - 313 человек, а ПВД - 153 человека. При этом, наибольшее увеличение контингента наблюдается по текущему ремонту и составляет 126,2% к уровню 2005 года, по перевозкам и локомотивным бригадам темп роста составляет 111,2% и 112,6% за исследуемый период.

Кроме того, выявлен значительный прирост производительности труда в целом по депо, который составляет 128,9% к 2005 году или 8040 тыс.ткм брутто. Простой локомотивных бригад снижен до 84,6%. Среднемесячная заработная плата в целом по депо стабильно увеличивается и составляет в 2007 году 10192 рубля или 146,4% к 2005 году.

Таблица 2.4 - Трудовые показатели локомотивного депо

Показатель

Годы

2005

2006

2007

Величина

Величина

2005 г. к 2005 г., проценты

Величина

2007 г. к 2005 г., проценты

Контингент, всего, чел.,

в том числе:

1057

1140

107,9

1183

112,0

перевозки

926

1060

114,5

1030

111,2

локомотивных бригад

451

482

106,9

508

112,6

текущий ремонт

248

320

129,0

313

126,2

подсобно-вспомогательная деятельность

131

80

61,1

153

116,8

Производительность труда, тыс.ткм брутто

6234

6460

103,6

8040

128,9

Простой локомотивных бригад, час.

4378

3187

72,8

3706

84,6

Среднемесячная заработная плата, руб.

6962

8806

126,5

10192

146,4

в том числе перевозки

7444

9088

122,1

10867

146,0

Динамика численности персонала депо отражена на рисунке 2.5. Важным условием экономической стабильности предприятия является выполнение следующих условий: темп роста производительности труда должен быть выше темпа роста среднемесячной заработной платы. Данное соотношение представлено на рисунке 2.6.

Рисунок 2.5 - Динамика численности персонала депо, проценты

Рисунок 2.6 - Соотношение темпов роста производительности труда и среднемесячной заработной, проценты

Исследование показало, что темп роста среднемесячной заработной платы значительно опережает темп роста производительности труда по Кавказскому депо, т.е. 146,4% и 128,9% соответственно, что является негативным явлением. Вместе с тем, разрыв в величине соотношения по сравнению с 2005 годом сократился, т.е. 22,9% в 2006 году и 17,5% в 2007 году.

Таблица 2.5 - Эксплуатационные расходы депо по элементам затрат тысяч рублей

Наименование расходов

Годы

2005

2006

2007

Величина

Величина

2006г. к 2005г., процент

Величина

2007г. к 2005г., процент

Материальные затраты

Топливо

Электроэнергия

Затраты на оплату труда

Отчисления на

социальные нужды

Пр.мат.затраты

Амортизация

Прочие затраты

Всего по элементам затрат

51929

46289

66262

85402

30204

20828

25047

1280

327241

85203

48986

92061

116626

37352

40908

24098

1953

447187

164,1

105,8

138,9

136,6

123,7

196,4

96,2

152,6

136,7

66393

70439

111657

138796

34273

38614

34350

2823

497345

127,9

152,2

168,5

162,5

113,5

185,4

137,1

220,5

152,0

Динамика эксплуатационных расходов отражена на рисунке 2.7.

Рисунок 2.7 - Динамика эксплуатационных расходов депо, проценты

Исследование, проведенное за период 2005-2007 годы выявило следующие тенденции изменения эксплуатационных расходов.

Общая сумма расходов увеличилась за три года на 52,0%, составив к 2007 году 497345 тыс.руб. В основном данное увеличение связано со следующими причинами: индексация заработной платы, вместе с нехваткой персонала на перевозках в связи с увеличением объема работы привели к значительному росту такого элемента как фонд оплаты труда, который увеличился за три года на 62,5%. В связи с тем, что отчисления на социальные нужды непосредственно зависят от суммы фонда оплаты труда, следовательно увеличение данного элемента затрат на 13,5% объяснимо.

Следующий элемент затрат - материалы. Его рост вызван как значительным износом основных фондов предприятия, что постоянно требует замены тех или иных запасных частей, так и увеличением стоимости самих материалов, необходимых для производственных нужд. Увеличился данный элемент затрат на 27,9% к уровню 2005 года. В связи с тем, что основной работой локомотивного депо является перевозка грузов и пассажиров именно с помощью электрической тяги, следовательно рост цен на электроэнергию напрямую влияет на рост такого элемента затрат как электроэнергия. Данный показатель на тягу поездов увеличился на 68,5%.

Основной расход топлива происходит на маневровых работах на станциях, входящих в зону действия депо, так как на маневровых работах используются тепловозы, работающие на дизельном топливе, темп роста затрат по топливу составил 152,2%. Достаточно резкое увеличение затрат на ремонт подвижного состава, включаемых в категорию прочие материальные затраты, связан с увеличением программы ремонта локомотивов на базе Тихорецкого локомотивного депо, темп прироста составил 85,4%. Отчисления на амортизацию занимают значительную долю в затратах депо. В 2007 году эта величина составила 34350 тыс.руб., т.е. темп прироста - 37,1% к уровню 2004 года. В таблице 2.6 представлена структура эксплуатационных расходов по элементам затрат.

Таблица 2.6 - Структура эксплуатационных расходов по элементам затрат

Наименование расходов

Годы

2005

2006

2007

тыс.руб.

процент

тыс.руб.

процент

тыс.руб.

процент

Материальные затраты

Топливо

Электроэнергия

Затраты на оплату труда

Отчисления на социальные

нужды

Пр.мат.затраты

Амортизация

Прочие

затраты

Всего по

элементам затрат

51929

46289

66262

85402

30204

20828

25047

1280

327241

15,9

14,1

20,2

26,1

9,2

6,4

7,7

0,4

100

85203

48986

92061

116626

37352

40908

24098

1953

447187

19,1

10,9

20,6

26,1

8,4

9,1

5,4

0,4

100

66393

70439

111657

138796

34273

38614

34350

2823

497345

13,3

14,2

22,4

27,9

6,9

7,8

6,9

0,6

100

Рисунок 2.8 - Структура эксплуатационных затрат депо по элементам, проценты

Максимальный удельный вес в структуре эксплуатационных расходов приходится, как и у большинства предприятий железнодорожного транспорта, на фонд оплаты труда - 27,9%, отчисления на социальные нужды составили как следствие 6,9% в 2007 году. Расходы по электроэнергии и топливу на тягу поездов составляют 22,4% и 14,2% соответственно. Амортизация составляет в общих расходах предприятия 6,9%, а прочие материальные затраты - 7,8% (рис. 2.8).

2.3 Оценка эффективности управления имуществом Кавказского локомотивного депо

В условиях продолжающегося реформирования железнодорожного транспорта большое значение приобретают вопросы эффективного вложения капитала и, прежде всего, в имущество предприятия. Получение прибыли от эффективного вложения капитала - это результат правильных решений о пропорциях вложения капитала в основные и оборотные фонды. При этом эффективное управление капиталом, вложенным в имущество предприятия, предполагает наличие представления о показателях, которые дают количественную оценку использования основных и оборотных фондов.

Целью оценки эффективности использования основных средств, оценки физического состояния основных средств железнодорожного транспорта является выработка стратегии в области обновления и развития материально-технической базы в целом ОАО «РЖД», его филиалов и отдельно структурных подразделений.

Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление. Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;

- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, в том числе затраты на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования /34/.

В соответствии с Федеральным законом от 27.02.2004г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 года, первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в уставный капитал ОАО «РЖД», признается их остаточная стоимость по данным бухгалтерского учета, по которым они числились на балансах организаций федерального железнодорожного транспорта на момент подписания сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД».

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Начисление амортизации в Тихорецком локомотивном депо производится линейным способом. При этом способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств исчисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Сроки полезного использования внесенных в уставный капитал ОАО «РЖД» и принимаемых к бухгалтерскому учету в ОАО «РЖД» основных средств определяются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1.01.2002г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», указанием МПС России от 2.04.2002 № И-283у с учетом их физического износа.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности предприятия в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода. Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете. Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, подлежит списанию. Анализ наличия и движения основных фондов на любом предприятии железнодорожного транспорта производится согласно приложению к бухгалтерскому балансу - формы № 5.

Таблица 2.7 - Движение основных средств депо за 2005 год тысяч рублей

Наименование показателя

Остаток на начало года

Поступило

Выбыло

Остаток на конец года

Здания

37069

93

162

37000

Сооружения

58697

0

108

58589

Машины и оборудование

84270

9947

2750

91467

Транспортные средства

12919

0

0

12919

Производственный инвентарь

889

296

323

862

Всего основных средств, в том числе

193844

10336

3343

200837

производственные

189607

10336

3343

196600

непроизводственные

4237

0

0

4237

В 2005 году наличие на начало года основных средств составляло 193844 тысяч рублей, в результате движения основных средств (поступления и выбытия), на конец 2004 года первоначальная стоимость основных средств составила 200837 тысяч рублей. Поступление в целом составило 10336 тыс.руб., выбытие - соответственно 3343 тыс.руб. Наибольшее движение имущества наблюдалось по категории машин и оборудования, которых поступило на сумму 9947 тыс.руб и выбыло - 2750 тыс.руб. (таблица 2.7).

Таблица 2.8 - Движение основных средств депо за 2006 год тысяч рублей

Наименование показателя

Остаток на начало года

Поступило

Выбыло

Остаток на конец года

Здания

42193

0

679

41514

Сооружения

69700

43

3627

66116

Машины и оборудование

113434

7401

1124

119711

Транспортные средства

21651

215

11557

10309

Производственный инвентарь

1566

115

78

1603

Всего основных средств, в том числе

248544

7774

17065

239253

производственные

245131





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем дипломную работу самостоятельно:
! Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
! Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
! Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
! Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
! Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
! Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.

Особенности дипломных работ:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике Для студентов педагогических специальностей.
по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией.
технических дипломов Для студентов технических специальностей.

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.

Другие популярные дипломные работы:

Дипломная работа Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби"
Дипломная работа Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Дипломная работа Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса
Дипломная работа Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края
Дипломная работа Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
Дипломная работа Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС"
Дипломная работа Разработка системы менеджмента качества на предприятии
Дипломная работа Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
Дипломная работа ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ»
Дипломная работа Психическая коммуникация

Сейчас смотрят :

Дипломная работа Сделки с недвижимостью
Дипломная работа Совершенствование депозитной политики банка на примере Сберегательного Банка Российской Федерации
Дипломная работа Організація обліку розрахунків з бюджетом по податку на додану вартість в Державному комунальному підприємстві "Шляхрембуд"
Дипломная работа Развитие творческих способностей учащихся среднего звена школы через работу в кружке "Лоскутная мозаика"
Дипломная работа Особенности общественного питания в Санкт-Петербурге
Дипломная работа Социальная защита инвалидов
Дипломная работа Дроби
Дипломная работа Бухгалтерский учет выпуска и реализации готовой продукции
Дипломная работа Психолого-педагогічне визначення готовності дитини шестирічного віку до школи
Дипломная работа Кадровая политика
Дипломная работа Проектирование станции технического обслуживания для грузовых автомобилей
Дипломная работа Оценка и анализ современных инновационных процессов на предприятии
Дипломная работа Діяльність транснаціональних компаній в Україні
Дипломная работа Разработка мероприятий по улучшению финансово – хозяйственной деятельности предприятия
Дипломная работа Психологическая готовность ребенка к школьному обучению