Дипломная работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Резервы повышения эффективности производства в столярном цехе ООО "Сакура"


5

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

1.1. Сущность экономической эффективности производства

1.2. Показатели оценки экономической эффективности

1.3. Пути повышения экономической эффективности

2 АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «САКУРА»

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ООО «Сакура»

2.3.Анализ эффективности производства

3. РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

3.1. Поиск и подсчет резервов роста выпуска продукции

3.2. Технические резервы повышения производительности труда

3.3. Предложения по материальному стимулированию работников

3.4. Предложение по совмещению профессий

4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «САКУРА»

4.1. Анализ условий труда при работе

4.2. Разработка мероприятий по обеспечению безопасных и здоровых условий труда

4.3. Расчет освещенности цеха

4.4. Меры по охране окружающей среды

4.5. Меры пожарной безопасности

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Актуальность темы дипломного проекта обусловлена тем, что рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемерное повышение эффективности производства. Однако и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов, определяющих рост эффективности производства, методов его определения.

Целью работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности производства столярного цеха ООО «Сакура».

В рамках поставленной цели решались следующие задачи:

1. Теоретическое обоснование повышения эффективности производства предприятия.

2. Изучение технико-экономических показателей деятельности предприятия.

3. Характеристика деятельности ООО «Сакура».

4. Проведение анализа производственно-хозяйственной деятельности.

5. Разработка мероприятий по повышению эффективности производства предприятия.

7. Определение расчетной эффективности проекта.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют фундаментальные положения, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых по экономике, управлению, социологии, проблемам взаимодействия органов власти и управления с бизнес-структурами.

Объектом исследования данного дипломного проекта является - ООО «Сакура».

Предмет исследования - повышение эффективности производства в столярном цехе ООО «Сакура».

В процессе работы, при сборе и обработке собранного материала использован широкий арсенал методов исследования систем: абстрактно-логический, экономико-статистический метод исследования взаимодействия факторов. Данная работа носит междисциплинарный характер и основывается на применении теории и методологии таких экономических наук, как предпринимательство, менеджмент, экономика предприятия, государственное регулирование экономики, финансы предприятий и других.

1. ТеоретическОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

1.1. Сущность экономической эффективности производства

Проблема эффективности производства находит отражение в исследованиях многих авторов. 3, 7, 14, 16 Выбор касается того, что производить, какие виды продукции, каким способом, как их распределить и какой объем ресурсов использовать для текущего и будущего потребления.

При этом Балабанов И.Т. 3 считает, что уровень эффективности оказывает влияние на решение целого ряда социальных и экономических задач, таких как быстрый экономический рост, повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, улучшение условий труда и отдыха.

Вся целесообразная деятельность человека так или иначе связана с проблемой эффективности. В основе этого понятия лежит ограниченность ресурсов, желание экономить время, получать как можно больше продукции из доступных ресурсов.

Эффективность от латинского слова «effectus» - исполнение, действие. Вначале понятие эффективности относили к технике и технологии. При этом под эффективностью понимали меру выполненной работы по отношению к затраченной энергии или соотношение между фактическим и потенциальным результатом любого процесса. Однако, что подразумевается под работой? Паровой двигатель считается менее эффективным, чем дизельный, поскольку в первом больший процент энергии затрачивается впустую. Но с физической точки зрения потерянная энергия тоже выполняет работу, которая кому-то нужна. Это значит, что эффективность не является чисто объективным или технологическим свойством, а неизбежно зависит от оценок и является оценочной категорией.

Позднее стали применять понятие эффективности к экономической деятельности, рассматривая эффективность производственного процесса как отношение того, что произведено к тому, что необходимо для производства, в частности, отношение выпуска продукции к затратам ресурсов.

Эффективность экономической деятельности ещё более четко подчеркивает оценочный характер категории «эффективность». Она всегда связана с отношением ценности результата к ценности затрат и может меняться с изменением оценок.

В примере с паровым двигателем и дизелем рост ценности нефти по сравнению с ценностью угля может изменить все так, что работающий на угле паровой двигатель станет эффективнее дизеля. Дизелем просто не будут пользоваться из-за дороговизны. Не существует такого процесса, машины, устройства, настолько эффективного, чтобы его нельзя было сделать неэффективным (или настолько неэффективного, чтобы его нельзя было сделать эффективным) при соответствующем изменении ценностей. Все зависит от того, какая цель должна быть достигнута в результате производственной, экономической или любой другой целесообразной деятельности. Подчеркнем эту особенность категории эффективности - ее оценочный характер.

Экономическая эффективность - важнейшая социально-экономическая категория, для которой характерны свойства динамичности и историчности. Эффективность производственной деятельности присуща различному уровню развития производительных сил каждой общественной формации. На всех этапах исторического развития общество всегда интересовал вопрос: ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат. Следовательно, исходная модель количественной оценки эффективности представляет собой соотношение между экономическими результатами и затратами, ресурсами. Максимизация конечных результатов с единицы затрат и ресурсов или минимизация затрат и ресурсов на единицу конечного результата - такова первичная цель общества, трудового коллектива, отдельной личности (работника). Викентьев И.Л. 7 считает, что цель, метод ее достижения, пути и резервы повышения экономической эффективности (их классификация и количественная оценка) являются содержанием экономической науки и экономических дисциплин (отраслевых и функциональных).

Исходные принципы измерения эффективности производства для всех общественных формаций аналогичны. Безусловно, имеются и различия, обусловленные местом, временем и практическим назначением конкретного метода измерения, в конечном итоге - характером экономических отношений, в том числе организацией управления экономикой.

В условиях перехода к рыночной экономике и ее становления изменяется трактовка и иерархия критериев эффективности, их содержания и характеристики. Поскольку основой рыночной экономики и предпринимательства является прибыль, доход, то в качестве первичного критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат и ресурсов при высоком качестве продукции, работ и услуг, обеспечения их конкурентоспособности. Сохраняется в новых условиях и общенациональный критерий эффективности: максимизация национального дохода, валового национального продукта на единицу затрат и ресурсов при повышающемся уровне благосостояния жизни народа. Такая иерархия критериев эффективности логична и отражает положение в рыночной экономике, ибо общенациональная эффективность производства зависит от эффективности производственной деятельности первичных ячеек производства (предприятий, объединений, акционерных обществ, совместных предприятий). Чем эффективнее производственная деятельность первичных звеньев, тем выше и эффективность общенациональной экономики в целом, тем больше у общества, государства ресурсов для решения социальных и экономических задач.

Различают общую (абсолютную) и сравнительную (относительную) эффективность. Общая эффективность необходима для оценки и анализа общеэкономических результатов и эффективности на различных уровнях экономики (макро - и микроуровнях) за определенный период времени и в динамике для сопоставления уровня эффективности по предприятиям и регионам.

Сравнительная эффективность рассчитывается и анализируется при обосновании принимаемых производственно-хозяйственных, технических и организационных решений, для отбора из альтернативных вариантов наилучшего (оптимального). Такой отбор осуществляется на основе сопоставления (сравнения) по вариантам системы технико-экономических показателей, расчета срока окупаемости или коэффициента эффективности дополнительных капитальных вложений, величины экономического эффекта.

Викентьев И.Л. 8 считает, что сущность экономической эффективности наряду с ее критериями конкретизируется на основе классификации экономического эффекта (результата), а также затрат и ресурсов.

Реальность информации об уровне эффективности всего связана с классификацией и формами выражения экономического эффекта. Оценка экономического эффекта, как правило, включает три группы показателей: объемные, конечные и социальные результаты.

Объемные показатели экономического эффекта являются исходными и включают в себя натуральные и стоимостные показатели объема произведенной продукции и услуг: объем производства продукции в натуральных измерителях, валовую, товарную продукцию, объем строительно-монтажных работ, нормативную стоимость обработки и др.

Следующая группа показателей эффекта отражает конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности на различных уровнях управления, удовлетворение потребностей рынка, качественную структуру производства. К ним относятся: национальный доход, чистая продукция, валовой национальный продукт, прибыль, экономия от снижения себестоимости, объем продаж в соответствующих ценах, ввод в действие производственных мощностей и фондов, качество продукции и услуг. Объемные результаты учитываются при расчете дифференцированных показателей эффективности, а конечные экономические результаты- при расчете обобщающих (комплексных) показателей эффективности.

Важное место в оценке эффективности производства принадлежит социальным результатам, выражающим соответствие результата производственно-хозяйственной деятельности социальным целям общества, коллектива, приоритетность человеческого (личностного) фактора в развитии экономики. Социальные результаты выражают все, что связано с жизнедеятельностью людей, как в сфере производства, так и вне ее. Экономические интересы производителей находятся в тесной взаимосвязи с социальными результатами: чем выше экономические результаты, тем выше должны быть и социальные результаты и наоборот. Социальные результаты отражаются в таких показателях, как повышение уровня жизни (рост оплаты труда, реальных доходов, прожиточный минимум, обеспеченность жильем, уровень медицинского обслуживания, общеобразовательный и профессиональный уровень работников), свободное время и эффективность его использования, условия труда (сокращение травматизма, текучесть кадров, занятость населения), состояние экологии и влияние производства на экологическую обстановку в стране и регионе. Следует отметить, что социальные результаты и их влияние на экономические результаты не всегда поддаются точной количественной оценке, широко распространена их косвенная оценка, ранжирование целей.

Классификация затрат и ресурсов в мировой практике универсальная, в ней выделяются следующие основные виды затрат и ресурсов: затраты живого труда (отработанное время, фонд заработной платы), материальные затраты (затраты сырья, материалов, топлива, энергии), производственные фонды (основные производственные фонды, оборотные фонды, фонды обращения), капитальные вложения, инвестиции (затраты на расширенное воспроизводство основных фондов и прирост оборотных фондов), природные ресурсы (земля, запасы полезных ископаемых, леса, воды), информационные ресурсы (знания, результаты научных исследований, изобретения и рационализаторские предложения), время, как экономическая категория (рабочий период, время производства, сроки реализации инвестиций, инноваций, внедрения новой техники). Все затраты и ресурсы подразделяются на текущие (издержки производства и обращения) и единовременные (капитальные вложения) затраты, потребленные и применяемые ресурсы, единичные и совокупные.

Затраты - это потребленные в течение года производственны ресурсы в виде трудовых и материальных затрат. Производственные ресурсы - это накопленные за ряд лет материальные и финансовые средства, фонды (основные фонды и оборотные средства), а также потенциальные людские ресурсы (трудовые ресурсы) с количественной и качественной характеристиками.

Текущие затраты представляют собой постоянные материальные расходы и трудовые затраты, необходимые для производства продукции и услуг в течение года, единовременные затраты - это авансируемые на ряд лет финансовые и материально-технические средства (инвестиции), необходимые для расширенного воспроизводства производственных фондов, технического совершенствования производства. В отличие от текущих затрат, которые приносят эффект, как правило в течение года, единовременные затраты дают эффект через определенный период времени, как правило, больше года, после ввода в действие производственных мощностей.

1.2. Показатели оценки экономической эффективности в современный период

Для оценки и анализа экономической эффективности производства применяются дифференцированные и обобщающие показатели эффективности. Эффективность использования какого-либо одного вида затрат и ресурсов выражается в системе дифференцированных показателей эффективности. К ним относятся: производительность труда или трудоёмкость, материалоотдача или материалоёмкость продукции, фондоотдача или фондоёмкость, капиталоотдача или капиталоёмкость. Дифференцированные показатели эффективности рассчитываются как отношение выпуска продукции к отдельным видам затрат или ресурсов или наоборот - затрат или ресурсов к выпуску продукции.

Для оценки экономической эффективности в целом по республике, региону, предприятию применяются обобщающие (комплексные, интегральные) показатели эффективности. Эти показатели позволяют более полно и во взаимосвязи учесть многие факторы и составляющие, которые оказывают влияние на уровень и динамику эффективности. В основе формирования обобщающих показателей находятся два условия: учёт конечного, качественного результата и отражения совокупной величины затрат и ресурсов (например, издержки производства и обращения, суммарная величина производственных фондов). К основным обобщающим показателям экономической эффективности относятся следующие: национальный доход (НД), валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения; производительность общественного труда, коэффициент общей эффективности, затраты на рубль товарной продукции, прибыль, рентабельность производства и рентабельность продукции.

Главным обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда.

Производительность общественного труда измеряется отношением произведенного национального дохода к средней численности работников, занятых в отраслях материального производства:

Побщ = НД/чм, (1.1.)

где, НД - доход, тыс. руб.,

чм - средняя численность работников, чел.

Важнейшими показателями экономической эффективности общественного производства служат трудоемкость, материалоемкость, капиталоемкость и фондоемкость.

Одним из показателей экономической эффективности производства является трудоемкость продукции - величина, обратная показателю производительности живого труда, определяется как отношение количества труда, затраченного в сфере материального производства, к общему объему произведенной продукции:

t = T/Q (1.2.)

где, T - количество труда, затраченного в сфере материального производства;

Q - общий объем произведенной продукции (как правило валовой продукции).

Материалоемкость продукции предприятия определяется как отношение материальных затрат к общему объему произведенной продукции:

m = M/Q, (1.3.)

где m - уровень материалоемкости продукции;

M - общий объем материальных затрат на производство продукции в стоимостном выражении;

Q - общий объем произведенной продукции (как правило валовой).

В известной степени близки между собой показатели капиталоемкости и фондоемкости продукции.

Показатель капиталоемкости продукции показывает отношение величины капитальных вложений к определяемому ими приросту объема выпускаемой продукции:

KQ = K / DQ , (1.4.)

где KQ - капиталоемкость продукции;

K - общий объем капитальных вложений;

DQ - прирост объема выпускаемой продукции.

Фондоемкость продукции исчисляется как отношение средней стоимости основных производственных фондов предприятия к общему объему произведенной продукции:

f = F/Q , (1.5.)

где f - фондоемкость продукции;

F - средняя стоимость основных производственных фондов предприятия;

Q - общий объем произведенной продукции (как правило, валовой продукции).

В народном хозяйстве, в ее отдельных отраслях, например, в промышленности, широко применяется показатель фондоотдачи, обратный показателю фондоемкости:

Fотд=Q/F (1.6.)

К дифференцированным показателям эффективности относятся также показатели, характеризующие относительную экономию отдельного вида затрат и ресурсов. Так, относительная экономия живого труда (относительное высвобождение численности работников (Эт) определяется по формуле:

Эт = Чб*Кп - Чо, (1.7.)

где Чб - численность работников предприятия в базисном периоде,

Кп - индекс роста производства продукции, работ или услуг;

Чо - численность работников в плановом или отчётном периоде.

По такой же методике определяется и относительная экономия материальных затрат, производственных фондов.

Важнейшими показателями конечных результатов и совокупной эффективности производства в условиях рыночной экономики являются прибыль и рентабельность (прибыльность). Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль) находятся в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок. Уровень рентабельности зависит прежде всего от величины прибыли и размера затрат и применяемых ресурсов. Прибыль в условиях рынка- это конечная цель и движущий мотив производства на предприятии. Оптимальным дополнением к показателю прибыли явилось бы выделение в том числе удельного веса увеличения прибыли, полученной за счет снижения себестоимости. Следует также отметить, что по мере формирования цивилизованных рыночных отношений у предприятия останется лишь один путь увеличения прибыли - увеличение объема выпуска продукции, снижение затрат на ее производство.

При оценке величины прибыли различают валовую (балансовую) прибыль, прибыль от реализации продукции, чистую (расчетную) прибыль.

Валовая (балансовая) прибыль определяется по результатам всей производственно-хозяйственной деятельности на основе баланса доходов и расходов как алгебраическая сумма прибыли от реализации продукции основной деятельности; прибыли (убытков) от прочей реализации товаров и услуг, продукции подсобного сельского хозяйства, реализации излишних товарно- материальных ценностей, а также реализации работ и услуг непромышленного характера (автотранспорта, лесозаготовок, реализации на сторону электроэнергии и др.); прибыли (убытков) от внереализационных операций - штрафы, пени, неустойки, убытки от списания безнадежных долгов, стихийных бедствий и т. п.; доходы от реализации ценных бумаг (акций, облигаций).

Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между величиной реализованной продукции в действующих оптовых ценах и затратами на ее производство и реализацию, включаемыми в себестоимость.

Чистая (расчетная) прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется как разность между балансовой прибылью или прибылью от реализации за вычетом арендной платы, налогов и процентов за долгосрочный кредит.

Комплексным, интегральным показателем экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия выступает рентабельность. Рентабельность выражает абсолютный или относительный (в процентах) размер полученной прибыли на 1 рубль текущих затрат или на 1 рубль используемых ресурсов (основных производственных фондов, оборотных средств, собственного и заемного капитала). Расчет выполняется по формуле:

Р= П/З*100 (1.8.)

где П - прибыль,

З - размер текущих затрат или используемых ресурсов.

Различают прежде всего общую (совокупную) и расчетную рентабельность. Общая рентабельность определяется как отношение балансовой (валовой) прибыли к стоимости производственных ресурсов (основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств), расчетная рентабельность - как отношение чистой (расчетной) прибыли к сумме основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Кроме того, при планировании, оценке и анализе эффективности производства рассчитывается рентабельность текущих затрат, рентабельность используемых (накопленных) производственных ресурсов, рентабельность капитальных вложений (инвестиций).

Рентабельность производственных ресурсов (Рр) отражает эффективность использования имеющихся в распоряжении предприятия производственных фондов, имущества, собственного и заемного капитала. Этот показатель определяется:

Рр = (П*100)/(ОПФ+НОС), (1.9)

где ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов; НОС - среднегодовые остатки нормируемых оборотных средств.

Рентабельность капитальных вложений характеризует размер прироста чистой прибыли на 1 рубль капитальных вложений в мероприятие, срок окупаемости - период времени, в течение которого капитальные вложения компенсируются, перекроются годовым приростом чистой прибыли. Коэффициент рентабельности капитальных вложений в целях обоснования их экономической целесообразности сопоставляется с банковским процентом по долгосрочным депозитам.

Приведенные выше показатели имеют ограниченный характер использования, все они, кроме показателя производительности общественного труда и рентабельности, не дают полного, всестороннего представления об экономической эффективности производства и затрат, а характеризуют лишь использование определенного вида ресурсов.

Для полного представления об общей эффективности затрат нужна обобщенная характеристика стоимостных и натуральных показателей. Этой цели служат общая и сравнительная экономическая эффективность затрат.

В планировании и проектировании общая экономическая эффективность определяется как отношение эффекта к капитальным вложениям, а сравнительная - как отношение разности текущих затрат к разности капитальных вложений по вариантам. При этом общая и сравнительная экономическая эффективность дополняют друг друга.

Если один из сравниваемых вариантов для своей реализации требует меньше капитальных вложений и одновременно обеспечивает более низкую себестоимость, то при прочих равных условиях он признается экономически более выгодным. В этом случае достигается двойной эффект: экономия от снижения себестоимости (текущих затрат) и экономия на капитальных вложениях. Однако нередко повышение производительности труда, снижение себестоимости, эксплуатационных затрат достигается ценой дополнительных капитальных вложений.

1.3. Пути повышения экономической эффективности в современный период

Переход к рыночным отношениям требует глубоких сдвигов в экономике - решающей сфере человеческой деятельности. Необходимо осуществить крутой поворот к интенсификации производства, переориентировать каждое предприятие, организацию, фирму на полное и первоочередное использование качественных факторов экономического роста. Должен быть обеспечен переход к экономике высшей организации и эффективности со всесторонне развитыми производительными силами и производственными отношениями, хорошо отлаженным хозяйственным механизмом.

При обосновании и анализе всех показателей экономической эффективности учитываются факторы повышения эффективности производства по основным направлениям развития и совершенствования производства. Эти направления охватывают комплексы технических, организационных и социально- экономических мер, на основе которых достигается экономия живого труда, затрат и ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности продукции. По мнению Гольмана И.А., 14 - важнейшими факторами повышения эффективности производства здесь выступают:

ускорение научно- технического прогресса, повышение технического уровня производства, производимой и осваиваемой продукции (повышение ее качества), инновационная политика;

структурная перестройка экономики, ее ориентация на производство товаров народного потребления, конверсия оборонных предприятий и отраслей, совершенствование воспроизводственной структуры капитальных вложений (приоритет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий), ускоренное развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей;

совершенствование развития диверсификации, специализации и кооперирования, комбинирования и территориальной организации производства, совершенствование организации производства и труда на предприятиях и в объединениях;

разгосударствление и приватизация экономики, совершенствование государственного регулирования, хозяйственного расчета и системы мотивации к труду;

усиление социально - психологических факторов, активизация человеческого фактора на основе демократизации и децентрализации управления, повышения ответственности и творческой инициативы работников, всестороннего развития личности, усиления социальной направленности в развитии производства (повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников, улучшение условий труда и техники безопасности, повышение культуры производства, улучшение экологии).

Среди всех факторов повышения эффективности и усиления интенсификации производства решающее место принадлежит разгосударствлению и приватизации экономики, научно-техническому прогрессу и активизации человеческой деятельности, усилению личностного фактора (коммуникации, сотрудничество, координация, приверженность делу), повышению роли людей в производственном процессе. Все другие факторы находятся во взаимозависимости от этих решающих факторов.

В зависимости от места и сферы реализации пути повышения эффективности подразделяются на общенациональные (государственные), отраслевые, территориальные и внутрипроизводственные. В экономической науке стран с развитыми рыночными отношениями эти пути подразделяются на две группы: внутрипроизводственные и внешние или факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны фирмы и неконтролируемые факторы, к которым фирма может только подстроиться. Вторая группа факторов - это конкретные рыночные условия, цены на продукцию, сырье, материалы, энергию, курсы валют, банковский процент, система госзаказов, налогообложение, льготы по налогам и т.д.

Наиболее многообразна группа внутрипроизводственных факторов в масштабе предприятия, объединения, фирмы. Их количество и содержание специфичны для каждого предприятия в зависимости от его специализации, структуры, времени функционирования, текущих и перспективных задач. Они не могут быть унифицированы и едины для всех предприятий.

Количественная оценка внутрипроизводственных факторов дается в плане технического и организационного совершенствования производства - снижение трудоемкости и рост производительности труда, уменьшение материалоемкости и экономия материальных ресурсов, экономия от снижения издержек производства и прирост прибыли и рентабельности, прирост производственных мощностей и выпуска продукции, экономический эффект от реализации мероприятий, а также конкретные размеры капитальных затрат и сроки реализации мероприятий.

Управление эффективностью и рентабельностью производства в условиях рынка предполагает как разработку и реализацию текущих планов, так и разработку прогнозов, контроль и анализ их реализации. При этом важно учитывать фактор времени: время, которое необходимо, чтобы новый продукт или услуги вышли на рынок; время, необходимое для освоения и реализации новых идей, изобретений и рационализаторских предложений, освоения производства новой продукции и ее снятие с производства и замены новой или существенно модернизированной продукцией.

Переход к рыночной экономике вносит ряд существенных корректив в теорию и практику оценки экономической эффективности, отбора и реализации оптимальных вариантов производственно- хозяйственных решений.

Во-первых, существенно повышается экономическая ответственность за принимаемые производственно-хозяйственные решения по сравнению с обоснованием эффективности принимаемых решений в условиях тотального огосударствления экономики, когда преобладало безвозмездное финансирование капитальных вложений и предприятия по существу не несли материальной ответственности за достоверность оценки и фактическую эффективность технических и организационных мероприятий, соответствие проектной и фактической эффективности.

Совершенно другое положение в условиях рыночной экономики, когда собственник средств несет полную материальную ответственность за конечные финансовые результаты производственной деятельности, т.е. происходит персонализация материальной и финансовой ответственности. В этих условиях расчеты и обоснование экономической эффективности уже не носят формального характера, как это имело место в централизованно управляемой экономике, когда, как правило, проектная и фактическая эффективность принимаемых решений не совпадали.

Во-вторых, усиление ответственности за принимаемые решения тесно связано и с повышением степени риска в инвестиционной деятельности и развитии производства, когда регулятором производства главным образом выступают рыночные отношения, здесь уже необходима целая система страхования, независимой экспертизы проектов, использование услуг консультативных фирм.

В-третьих, учитывая динамичность производства и инвестиций, усиливается значение оценки фактора времени при обосновании и достижении финансовых результатов на основе дисконтирования (формулы сложных процентов).

В-четвертых, в отличие от командно- административной системы управления в условиях рыночных отношений и многообразия форм собственности взамен единых, централизованно утверждаемых экономических норм и нормативов эффективности, применяются индивидуальные нормативы, формирующиеся под влиянием рынка. При этом индивидуальные нормы весьма динамичны, они изменяются во времени под влиянием рынка. Они и учитываются при экономическом обосновании эффективности принимаемых решений (нормы прибыли по предприятиям, нормы амортизации, нормы расхода сырья и материалов).

Рис. 1.1. Схема путей повышения экономической эффективности

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, приведем все основные пути повышения эффективности в виде схемы:

Важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства, обеспечение высокой его эффективности был и остается научно-технический прогресс. До последнего времени НТП проистекал эволюционно. Преимущество отдавалось совершенствованию уже существующих технологий, частичной модернизации машин и оборудования. Такие меры давали определенную, но незначительную отдачу. Недостаточны были стимулы разработки и внедрения мероприятий по новой технике. В современных условиях формирования рыночных отношений нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений - коренное перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники. Важнейшие направления НТП:

широкое освоение прогрессивных технологий

автоматизация производства

создание использование новых видов материалов

В условиях перехода к рыночной экономике, ее начального этапа очень важны мероприятия научно-технического характера. Коллективы предприятий, их руководители главное внимание уделяют материальному стимулированию труда. Большая часть прибыли после уплаты налогов направляется в фонд потребления. Такое положение ненормально. Очевидно, по мере развития рыночных отношений предприятия начнут уделять должное внимание развитию производства на перспективу и будут направлять необходимые средства на новую технику, обновление производства, на освоение и выпуск новой продукции.

Помимо того, необходимо создать организационные предпосылки, экономические и социальные мотивации для творческого труда ученых, конструкторов, инженеров, рабочих. Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создадут предпосылки для значительного повышения производительности труда. Предстоит обеспечивать внедрение новейшей техники и технологии, широко применять на производстве прогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать его нормирование, добиваться роста культуры производства, укрепление порядка и дисциплины, стабильность трудовых коллективов. Хотя, все выше сказанное крайне важно и необходимо для современных предприятий, но нужно учитывать реалии сегодняшней жизни. Подобные меры смогут внедрить, наверное, очень нескоро и очень немногие предприятия из-за сложившегося и недавно обострившегося экономического, социального кризиса. Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущей потребности в топливе, энергии, сырье и материалах. В решении всех этих вопросов важная роль принадлежит промышленности. Предстоит создать и оснастить народное хозяйство машинами, оборудованием, обеспечивающую высокую эффективность использования конструкционных и других материалов, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, создание и применение высокоэффективных малоотходных и безотходных технологических процессов. Поэтому так необходима модернизация отечественного машиностроения - решающее условие ускорения НТП, реконструкции всего народного хозяйства. Нельзя забывать и об использовании вторичных ресурсов. В условиях перехода от командно-административной к рыночной экономике основными направлениями повышения экономической эффективности производства остаются разгосударствление и приватизация. Рыночная экономика не совместима с преобладанием одной - государственной формы собственности. Она требует множественности субъектов и форм собственности. В государственной экономике ни один производитель не имеет права полновластно распоряжаться средствами производства и готовым продуктом. Рыночная экономика требует того, чтобы предприятия как самостоятельные субъекты хозяйствования несли полную ответственность за конечные результаты деятельности. В государственной же экономике фиктивному праву владения имуществом соответствует фиктивная ответственность. Поэтому результаты убыточной работы перекладываются на общество. Кроме того, рыночная и экономика базируется на разных мотивах и стимулах деятельности. В первом случае движущим мотивом являются экономические интересы субъектов, реализующиеся через механизмы конкуренции и ценообразования. Во втором - собственность функционирует через административное принуждение приказными методами.

В условиях формирования рыночных отношений существенно расширяются возможности действия всех факторов повышения эффективности производства. Осуществляются структурная перестройка народного хозяйства, переориентация его на потребителя; модернизация важнейших отраслей народного хозяйства- промышленности, строительства, транспорта и связи на основе высоких технологий; преодоление отставания от мирового научно-технического уровня; продуманная конверсия военного производства; переход к смешанной экономике, в которой создаются на равных правах различные формы собственности; свободное развитие всех коллективных и частных форм хозяйствования; финансовое оздоровление экономики; органичное включение страны в глобальные хозяйственные связи. В результате этого сформируется регулируемое, цивилизованное рыночное хозяйство, которое явится действенным средством, стимулирующим рост производительности труда, повышение эффективности всего общественного производства, приумножение общественного богатства в интересах повышения благосостояния народа, считает Горфинкель В. Я. 13 Однако все не так просто. И не так легко выполнить все поставленные здесь задачи. Причины могут быть разного характера - от общего кризиса до закостенелого сознания руководителей предприятий и фирм.

2 Анализ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «САКУРА»

2.1 Общая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Сакура» было создано в 2004 году частными предпринимателями и зарегистрировано в соответствии с требованиями российского законодательства.

ООО «Сакура» (далее - Общество) является хозяйственным Обществом, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Общество создано как юридическое лицо с момента его государственной регистрации. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения Общества. Общество имеет штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Юридический адрес Общества: 162622, Российская Федерация, Вологодская область, город Череповец, Ленина, дом 81. Предприятие занимается производством мебели из натуральных материалов по индивидуальным проектам. Оно может изготовить корпусную мебель, шкафы купе, детскую мебель, журнальные и письменные столы, кухни, спальни, прихожие, офисную мебель и др.

Миссия данной компании сформулирована так: «Только по-настоящему красивая, высококачественная мебель, созданная из натуральных материалов, может быть функциональной, удобной и приносящей тепло и уют в ваш дом. Наша задача изготавливать и продавать только такую «Настоящую» мебель». ООО «Сакура» - это предприятие о котором говорят:

- потребители: предприятие «Сакура» г. Череповца это мебель из натуральной древесины;

- партнеры: предприятие «Сакура» г. Череповца - это высокое качество и надежность;

- сотрудники: предприятие «Сакура» г. Череповца - это фирма, которой мы гордимся».

На рисунке 2.1. представлена организационная структура ООО «Сакура».

5

Рис. 2.1. Организационная структура ООО «Сакура»

Структура организации линейно-функциональная, так как каждая единица в организации выполняет определенные функции на основании должностных инструкций, разработанных в зависимости от выполняемых работ и внутренних документов организации (правил внутреннего трудового распорядка и других локальных нормативных актов).

Плюсы организационной структуры ООО «Сакура»

- глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;

- освобождение руководителя ООО от анализа и решения оперативных проблем. В его обязанности входит контроль работы предприятия, т.е. он должен следить за работой персонала (соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, выполнение функций), за исправностью оборудования (соответствующие указания рабочим), порядком в цехе, достаточным ассортиментом.;

- возможность привлечения к работе ведущего специалиста и дизайнера.

Минусы организационной структуры ООО «Сакура»

- отсутствие тесных взаимосвязей между производственными отделениями;

- недостаточно четко определена ответственность, так как дизайнер подготавливая тот или иной образец мебели, не участвует в его дальнейшей реализации,

- чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно - подчинение по иерархии управления, Это затрудняет оперативность действий, так как сначала нужно найти того, кто сможет решить возникшую проблему, объяснить ее суть, затем дождаться когда все обсудят и дадут окончательный ответ. Если нужного человека на месте не оказалось, то возникает еще одна проблема: как его найти.

Организацию можно назвать достаточно формализованной. Здесь разработаны документы, стандартизирующие процессы производства и четко закрепляющие обязанности сотрудников всех уровней. Это сделано с целью минимизации субъективного фактора в процессе функционирования организации, четкого распределения функций каждой единицы.

В целом, можно сделать вывод о том, что существующая в ООО «Сакура» организационная структура и система управления персоналом, характерна для большинства малых предприятий, но не достаточна для существующего предприятия и требует введения дополнительной штатной единицы менеджера по сбыту.

В ООО «Сакура» г. Череповец работает 18 человек. Профессии (должности) сотрудников по состоянию на 1 января 2008 года представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Список должностей и профессий ООО «Сакура», на 01.01.2008 г.

Профессия (должность)

Количество штатных единиц

Учредитель

2

Директор

1

Ведущий специалист

1

Бухгалтер

2

Менеджер торгового зала

3

Дизайнер по мебели

2

Рабочий

6

ИТОГО

18

Штат полностью укомплектован.

По уровню образования работники со средним-специальным образованием составляют 70%, что соответствует потребностям компании в сотрудниках рабочих специальностей. Кроме того, необходимые теоретические знания и практические навыки работники получают непосредственно на производстве. Обучение вне организации проходят бухгалтера, дизайнер по мебели, менеджер торгового зала.

Ценности ООО «Сакура» - это:

- ориентация на потребителя;

- доверие;

- постоянное совершенствование качества;

- лидерство;

- результативность.

Ориентация на потребителя - это основа репутации компании, ее уровня развития и конкурентоспособности. Это источник благосостояния и самоуважения сотрудников фирмы и наших партнеров.

Доверие - это уверенность в том, что наши договоренности с вами будут выполнены, независимо от того зафиксированы они документально или нет. Соблюдение договорных обязательств и полный контроль на всех этапах работы - это важнейшие принципы работы ООО «Сакура».

Постоянное совершенствование качества - непрерывное развитие технологий, создание новых образцов высококачественной мебели, повышение уровня обслуживания наших клиентов.

Лидерство - способность видеть стратегическую перспективу, умение правильно определять приоритеты и концентрировать усилия на наиболее важных направлениях.

Результативность - это безусловное выполнение поставленных задач в заданные сроки и в полном объеме.

Индивидуальный подход к каждому клиенту - один из основополагающих принципов отношений с нашими партнерами. Мы учитываем все потребности клиента, стремимся предугадать их, предлагая различные варианты сотрудничества.

2.2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ООО «Сакура»

Главной целью ООО «Сакура» является увеличение прибыли. Анализ показателей деятельности представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Динамика показателей деятельности ООО «Сакура»

Наименование показателя

2006 год

2007 год

2008 год

Отклонения, +/-

2007 от 2006

2008 от 2007

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

166 172

226 535

288 058

+60 363

+61 523

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

142237

203352

259392

+61 115

+56 040

Валовая прибыль

23935

23183

28666

-752

+5483

Коммерческие расходы

2227

1067

-1693

+532

Управленческие расходы

16476

17325

21005

+849

+3680

Прибыль (убыток) от продаж

5232

5324

6594

+92

+1270

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

1798

813

1894

-985

+1081

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

48

57

499

+9

+442

Как показывают данные таблицы 2.1, выручка предприятия растет высокими темпами за счет увеличения объема продаж (рис. 2.1.)

Рис. 2.1. Динамика показателей деятельности ООО «Сакура»

В 2007 году по сравнению 2006 годом выручка увеличилась на 60 363 руб.( на 36,32%), в 2008 году - на 61 523 руб. ( на 27,16 %) за счет увеличения объема продаж. Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг также увеличивается, в связи увеличением стоимости материалов, сырья и полуфабрикатов. (см. рисунок 2.1.)

Прибыль от продаж предприятия увеличилась в 2007 году на 92 тыс. руб. (на 1,75%), в 2008 году - на 1 270 тыс. руб. ( на 23,85%),

Приведем расчет показателей рентабельности деятельности ООО «Сакура».

Рентабельность продаж (Рпр) определяется как отношение балансовой прибыли к выручке от реализации по формуле (2.1):

Рпр = БП/Вреал , (2.1.)

где БП - балансовая прибыль, тыс. руб.,

Вреал - выручка от реализации, тыс. руб.

Рпр05 = 3 168 / 166 172 * 100% = 1,91%

Рпр06 = 3 247 / 226 535 * 100% = 1,43%

Рпр07 = 3 745 / 288 058 * 100% = 1,30%

2. Рентабельность капитала (Рк) определяется как отношение балансовой прибыли к общей сумме капитала предприятия по формуле (2.2):

Рк = БП/К, (2.2.)

где БП - балансовая прибыль, тыс. руб.,

К - общая сумма капитала, тыс. руб.

Рк05 = 3 168 / 76 326 * 100% = 4,15%

Рк06 = 3 247 / 79 415 * 100% = 4,09%

Рк07 = 3 745 / 108 730 * 100% = 3,44%

3. Рентабельность внеоборотного капитала (Рвк) определяется как отношение балансовой прибыли к сумме оборотного капитала (2.3):

Рвк = БП/ОК, (2.3.)

где ОК - сумма оборотного капитала, тыс. руб.

Рвк05 = 3 168 / 20 149 * 100% = 15,73%

Рвк06 = 3 247 / 19 557 * 100% = 16,60%

Рвк07 = 3 745 / 23 148 * 100% = 16,18%

4. Рентабельность собственного капитала (Рск) определяется как отношение балансовой прибыли к сумме собственного капитала предприятия:

Рск = БП/СК, (2.4.)

где СК - сумма собственного капитала, тыс. руб.

Рск05 = 3 168 / 3 666 * 100% = 86,42%

Рск06 = 3 247 / 3 745 * 100% = 86,70%

Ркс07 = 3 745 / 4 243 * 100% = 88,26%

Данные расчетов сведем в таблицу 2.2.

Таблица 2.2. Динамика показателей рентабельности ООО «Сакура», 2006-2008гг.

Показатели

2006 год

2007 год.

2008 год

Отклонения, +/-

2007 от 2006

2008 от 2007

Рентабельность продаж

1,91

1,43

1,30

-0,48

-0,13

Рентабельность всего капитала

4,15

4,09

3,44

-0,06

-0,65

Рентабельность внеоборотных активов

15,73

16,60

16,18

+0,87

-0,42

Рентабельность собственного капитала

86,42

86,70

88,26

+0,28

+1,56

Анализ динамики показателей рентабельности ООО «Сакура» представим графически на рисунке 2.2.

Рис. 2.2. -Динамика показателей рентабельности

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходиться на единицу реализуемой продукции. На нашем предприятии этот коэффициент снижается за анализируемый период на - 0,13%. Это свидетельствует о росте затрат на производство.

Рентабельность всего капитала снижается, что явилось следствием увеличения общей суммы капитала.

Рентабельность собственного капитала в ООО «Сакура» увеличивается на 1,58%. Этот показатель отражает, сколько прибыли приходиться на единицу собственного капитала предприятия.

Таким образом, на основании произведённых расчётов можно сделать вывод, что в целом финансовое состояние ООО «Сакура» можно охарактеризовать как финансово устойчивое. Малое предпринимательство, в частности ООО «Сакура», представляет собой существенную структурную часть рыночной экономики, ее массовую базу и интегральный элемент конкурентного рыночного механизма. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.

Соответственно, недооценка роли малого предпринимательства, игнорирование его значительных технико-производственных и социально-экономических потенций приобретают в современных условиях характер крупномасштабного стратегического просчета. Вместе с тем, теоретические разработки, посвященные современной системе оценки и регулирования деятельности малого бизнеса, не в полной мере учитывают возможности системного подхода к повышению эффективности функционирования малого предпринимательства.

При использовании зарубежного опыта не учитывается российская специфика, инновационный потенциал, что в свою очередь затрудняет адаптацию российского малого бизнеса в глобальные процессы интеграции и повышения конкурентоспособности.

2.3. Анализ эффективности производства

Изучая динамику выпуска и реализации продукции, (табл. 2.3.) наблюдаем, что за исследуемый период происходит рост производства продукции в сравнении с 2006 годом на 73,3% в 2007 году и на 78,6% в 2008 году.

Таблица 2.3. Динамика производства и реализации продукции

Год

Объем производства продукции, тыс. руб.

Темп роста, %

Объем реализации, тыс. руб.

Темп роста, %

2006

166 172

100

165117

100

2007

226 535

173,3

224500

173,5

2008

288 058

178,6

287000

178,2

Темпы роста производства и реализации продукции приблизительно совпадают. Это свидетельствует о незначительном накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.

Характеристика материально-ресурсной базы ООО «Сакура» по состоянию на 1 января 2008 года представлена в таблице 2.4.

Таблица 2.4.Характеристика материально-ресурсной базы ООО «Сакура»

Материальные ресурсы

Характеристика

Офис

60 м2 (ул. Набережная, 60). Оборудован: офисной мебелью; персональными компьютерами; принтерами; телефонами; факсом.

Производственные помещения

90м2 (ул. Гоголя 60)Производственное помещение, помещение для отдыха персонала.

Складское помещение

60 м2 для хранения готовой продукции

Сверлильный станок,

Сверлильно-присадочный станок,

Фрезерный станок,

Шлифовальный станок,

Форматно-раскроечный станок.

Для сверления отверстий,

Для фрезерования кромок, выборки пазов и гребней,

Для шлифовки поверхностей древесины,

Для распиловки пиломатериалов по размерам

Принудительная вентиляция

Установлена на оборудование для удаления древесной пыли и стружки

Автотранспортные средства

а/м «ГАЗель ООО «Сакура» располагает производственными линиями по изготовлению мебели, оснащенными современным оборудованием от мировых лидеров.


(фургон) - 1 единица

Таблица 2.5. Оборудование ООО «Сакура»

Наименование оборудования

Год выпуска

Изношенность, %

Сверлильный станок

2001

50

Сверлильно-присадочный станок

2003

10

Фрезерный станок

2004

55

Шлифовальный станок

2005

55

Форматно-раскроечный станок

2005

50

Данного оборудования бывает недостаточно, так как заказов у ООО «Сакура» большое количество.

Из-за высокой степени востребованности оборудование используется в полную меру без технологических перерывов, из-за этого часто находится в ремонте. В этом случае срываются сроки доставки товара клиентам и тот объем товара, который можно было продать в случае своевременной поставки, теряется. Кроме упущенной выгоды организация несет затраты на ремонт оборудования. В таблице 2.6. представлен расчет потерь от простоев оборудования за 2008 год.

Таблица 2.6. Расчет потерь от простоев оборудования

Месяц

Простои, дни

Затраты на ремонт, руб.

Не отправленные своевременно объемы товара, ед.

Упущенная выгода, руб.

Январь

0

0

0

0

Февраль

1

575

3

80 000

Март

1

615

2

86 000

Апрель

0

0

0

0

Май

2

852

3

100 000

Июнь

2

713

5

90 000

Июль

1

337

2

45 000

Август

1

952

3

32 000

Сентябрь

0

0

0

0

Октябрь

2

423

4

116 000

Ноябрь

1

517

5

96 800

декабрь

1

400

2

84 800

ИТОГО:

12

5384

53

730600

Из таблицы видно, что в результате изношенности оборудования компания несет убытки. Потери в прибыли рассчитаем по формуле (2.5.):

ПП= Зр+Ув (2.5.)

где ПП - потери в прибыли;

Зр - затраты на ремонт;

Ув - упущенная выгода.

Потери в прибыли в 2008 году составили:

ПП 2007=5384+730600=735 984 руб.

Это подтверждает необходимость приобретения дополнительного оборудования. Таким образом, производственная база ООО «Сакура» не соответствует потребностям компании в производственном оборудовании, оборудовании для хранения, транспортировки сырья и готовой продукции.

Исходя из специфики деятельности, имеющихся ресурсов, а, также, учитывая характер конкуренции и перспективы развития отрасли, ООО «Сакура» позиционирует себя как череповецкий производитель, осуществляющий производство и оптовую продажу большого ассортимента мебельной продукции. Динамика производства продукции за последние три года представлена в таблице 2.7.

Таблица 2.7.Объемы производства продукции ООО «Сакура», 2005-2007 гг.

Вид продукции

2006 год

2007год

2008год

Мебель для прихожей

10

13

16

Мебель для кухни

13

15

18

Мебель для гостиной

12

14

17

Мебель для работы и учебы

10

12

15

Мебель для спальни

20

23

26

Мебель для детской

15

17

19

Согласно таблице 2.7., объемы производства мебели в 2008 г. увеличились по сравнению с 2007 годом на 23%. Это Ассортиментная политика предприятия представлена в таблице 2.8.

Таблица 2.8.Виды продукции ООО «Сакура»

Ассортимент продукции

Характеристика

Мебель для прихожей

Компактная, вместительная, кроме открытой вешалки имеет шкаф с выдвижной штангой для хранения верхней одежды и встроенную тумбу для обуви. Опоры на которые установлена мебель регулируется по высоте.

Мебель для кухни

Наборы мебели выпускаются в широкой световой гамме, табуреты фигурные с мягкой обивкой, обеденные группы (все предметы входящие в набор продаются отдельно), кухонные угловые комплекты различной комплектации от Этюда до Модерна.

Мебель для гостиной

Стильные наборы мебели с успехом подходят для любой гостиной, функциональны, в которых предусмотрены ниши для установки теле-и видеоаппаратуры, множество выдвижных ящиков, закрытые секции с полками, узкие пеналы со стеклянными дверцами.

Мебель для работы и учебы

Укомплектованы надстройкой с держателями для CD-дисков, в нишу, образованную надстройкой, устанавливается монитор. Выкатная панель для клавиатуры снабжена шариковыми направляющими. На нижней полке предусмотрено место для системного блока

Мебель для спальни

Глубокий 4-х створчатый шкаф-купе с широкой угловой секцией идеально подходит для спальни. У него две ниши с горизонтальными штангами для хранения одежды, справа секция для белья. Есть верхние и нижние полки. Двери навесные, движутся по верхней направляющей, центральные двери снабжены зеркалами.

Комод выглядит добротным и солидным благодаря фасадам. Широкие и глубокие ящики снабжены роликовыми направляющими. Кровать выпускается в нескольких вариантах. В нашем ассортименте двуспальная кровать с двумя спинками. С одной спинкой кровать может быть односпальной, полутораспальной и двуспальной. Спинки кровати из массива дуба. Количество ящиков во всех вариантах сохраняется. Глубина ящиков 90 см. С обеих сторон кровати расположено по три выдвижных ящика на роликовых направляющих. Кроме постельного белья, в них можно убрать и другие вещи. Угловые полочки, закрепленные на спинке у изголовья, предназначены для настольных ламп. Под полочками есть выдвижные ящички для необходимых мелочей.

Рис. 2.3. Динамика объемов производства в процентном соотношении.

Увеличение произошло за счет роста спроса на продукцию, так как увеличились объемы жилищного строительства и покупательная способность населения.

Структура ассортимента продукции в зависимости от доли в товарообороте фирмы представлена на рисунке 2.4.

Рис. 2.4. Структура ассортимента мебели в зависимости от доли в товарообороте фирмы

Наибольшей популярностью у клиентов пользуются мебель для спальной комнаты, для прихожей и для гостиной. Также очень популярна мебель для детской комнаты, мебель для кухни. На третьем месте по популярности - мебель для работы и учебы.

Каждый вид мебели соответствует требования ГОСТ (например, мебель для кухни: ГОСТ 1129-93 п.п. 2.2.1-2.2.5, 2.3.2.-2.3.4,2.5; ГОСТ Р 51074-97 р.3 п. 4.15) и имеет «Сертификат соответствия» и «Удостоверение качества и безопасности».

Товарная политика ООО «Сакура» направлена на расширение ассортимента предлагаемой покупателям продукции за счет:

- предложения новых видов мебели (в 2007 г. выпущены следующие новые виды мебели: прихожая Аэлита -3, Тумба для обуви Астра-9, вешалки для верхней одежды, модульные наборы для прихожей «Орфей», «Рандеву», шкафы-купе «Антей-8»);

- расширение ассортимента за счет предложения нового дизайна мебели.

Ассортиментный портфель ООО «Сакура» включает более 20 наименований (Приложение 1)

Основной целью ценовой политики ООО «Сакура» является установление такого уровня отпускных цен, который обеспечит:

- низкий уровень розничных цен;

- рост объемов продаж;

- уровень рентабельности не ниже 30%.

Ценовая стратегия в ООО «Сакура» до настоящего времени не разрабатывалась. Тем не менее, в своей ценовой политике руководство компании ориентировалось на лидерство среди продукции конкурентов по цене, поскольку на рынке функционирования ООО, цена является одним из основных факторов выбора продукции.

Используемый метод ценообразования в ООО - затратный на основе полных издержек, поскольку цена на конечный продукт напрямую зависит от цен поставок.

Механизм затратного метода основан на определении полных издержек (себестоимость плюс наценки). Сначала рассчитываются совокупные издержки (как сумма переменных и постоянных затрат), к ним прибавляется ожидаемая прибыль и полученный результат (ожидаемый доход от реализации) делится на планируемое количество выпускаемой продукции.

Каналы сбыта ООО «Сакура»:

- оптовый канал;

- личные продажи. Поиск клиентов, информирование потенциальных клиентов, ведется через торговые залы.

Для стимулирования своих клиентов ООО пока не использует какие-либо стимулирующие маркетинговые мероприятия.

3. РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Для достижения более высокого уровня эффективности производства в ООО «Сакура» возможно по следующим направлениям:

1. Совершенствование технологии производства и освоение новых видов изделий.

2. Сокращение затрат на производство продукции.

3. Увеличение объема выпускаемой продукции за счет повышения квалификации рабочих.

Конкретно по указанным направлениям были разработаны следующие мероприятия:

- внедрение модернизированного фрезерного станка,

- повышение уровня квалификации плотников,

- приобретение погрузчика.

3.1. Внедрение модернизированного фрезерного станка с ЧПУ модели ГФ2171С5

Станок с ЧПУ предназначен для фрезерной, сверлильной обработки деталей в замкнутом полуавтоматическом цикле.

Целью модернизации данного станка, которая может производиться на базе имеющегося у предприятия аналогичного станка в производстве, является полное восстановление механических характеристик станка и замена на более современную системы управления станком.

Представим в таблице 3.1. техническую характеристику станка.

Таблица 3.1.Техническая характеристика станка

Техническая спецификация станка

Единицы измерения

6М13СН2

Количество управляемых координат

3

Размеры рабочей поверхности стола

мм

400х1600

Количество позиций в инструментальном магазине

12

Частота вращения шпинделя

об/мин

40 -2000

Мощность электродвигателя главного привода

КВТ

7,5

Габариты станка

мм

3690х4170х3150

Необходимость внедрения фрезерного станка в производственный процесс деревообработки ООО «Сакура» очевидна, так как это позволит достигнуть следующих целей:

1. Сократить степень использования ручного труда при переработке и уменьшить трудозатраты.

2. Повысить качество готовой продукции и степень соответствия установленным государственным стандартам.

3. Увеличить объем производства продукции.

4. Сократить потери рабочего времени.

Ориентировочная рыночная стоимость установки составляет 1 456 000 руб., затраты на транспортировку, монтаж и подключение составляют 218400 руб. (табл. 3.2.).

Таблица 3.2.Планируемый объем капитальных вложений при внедрении фрезерного станка

Наименование затрат

Планируемый уровень затрат, руб.

Стоимость станка

1 456 000,00

Стоимость перевозки станка

97 000,00

Затраты по монтажу и подключению станка

121 400,00

ИТОГО:

1 674 400,00

Дополнительные затраты с участием станка составят 479698 руб. (табл. 3.3.)

Таблица 3.3.Дополнительные затраты, связанные с внедрением фрезерного станка

Наименование затрат

Сумма, руб.

Планируемая среднегодовая потребность в электрической энергии при эксплуатации фрезерного станка

154320

Планируемая среднегодовая зарплата работников

84000

Отчисления от ФОТ (26%)

21840

Планируемый рост расходов, связанных с продвижением производимой продукции на рынке (коммерческие расходы)

39755

Рост амортизационных расходов

97000

Планируемый рост прочих расходов

82783

ИТОГО:

479698

Себестоимость продукции после внедрения проекта составит 259871,698 тыс. руб.

Таблица 3.4Эффективность внедрения фрезерного станка

Показатели

До внедрения

После внедрения

Отклонения (+,-)

Выручка от реализации продукции, руб.

288 058 000

319 744 380

31 686 380

Себестоимость продукции, руб.

259 392 000

259 871 698

479 698

Прибыль от реализации в руб.

28 666 000

59 872682

31 206 682

Рентабельность всей реализованной продукции, %

0,10

0,18

0,08

Рентабельность продаж, %

0,11

0,23

0,12

Показатель рентабельности всей реализованной продукции повысится на 0,08 %, и составит 0,18%, иными словами 0,18 руб. приходится на 1 единицу реализованной продукции. Рентабельность продаж на 0,12, т.е. на 0,23 руб. предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Рассчитаем срок окупаемости затрат по внедрению фрезерного станка как отношение капитальных затрат на внедрение проекта к размеру прироста ожидаемой прибыли, полученной при эксплуатации объекта.

Ток = 1 674 400,00/31 206 682 = 0,05 = 0,64 года.

По результатам произведенных расчетов можно сделать вывод о целесообразности внедрения проекта в производство и полной окупаемости его в течение 0,64 года.

3.2. Повышение уровня квалификации плотников

Постоянная потребность предприятия в повышении производительности труда, для этого в первую очередь необходима качественная рабочая сила. Поэтому важнейшим фактором эффективной работы предприятия является непрерывная переподготовка персонала. Между квалификацией работника и эффективностью его труда существует прямая зависимость: чем выше его разряд, тем выше производительность его труда.

На выполнение одной и той же работы у квалифицированных работников уходит значительно меньше времени, чем у менее квалифицированных. Более квалифицированные работники быстрее и эффективнее осваивают новую технику, технологию, методы организации труда. Благодаря своей высшей образовательной и профессиональной подготовке, такие работники получают возможность технологически «видеть» значительно больше своих непосредственных обязанности в процессе производства. Именно это во многом предопределяет более высокую степень удовлетворения своим трудом.

Подготовка персонала представляет собой процесс приобретения работниками теоретических знаний и практических навыков в объеме требованной квалификационной характеристики начального уровня квалификации.

Переподготовка персонала - означает обучение квалификационных работников с целью изменения их профессионального профиля для достижения соответствия квалификации кадров требованиям.

Повышение квалификации персонала - это процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоение передовой техники и технологии, ориентации труда, производства и управления.

В современных предприятиях практикуется непрерывная система профессионального обучения работников, а количество ступеней обучения зависит от сложности профессии и специальности. Такая непрерывная подготовка необходима потому, что в мировом хозяйстве насчитывается свыше 400 тыс. видов деятельности, объединенных по 48 тыс. профессий и это обстоятельство требует непрерывного совершенствования системы обучения.

Переподготовка кадров во многих случаях носила формальный характер, так как повышать квалификацию работники посылались часто потому, что по плану надо было побывать на курсах один раз в 5 лет.

Значение обучения и переподготовки кадров на предприятии широко признано во всем деловом мире. Существует целый ряд причин, вызывающих необходимость обучения, переподготовки. Главными из них являются:

- увеличение стоимости рабочей силы как производственного ресурса;

-давление конкурентов требует сокращение затрат, а следовательно большего эффективного использования трудовых ресурсов;

-технические изменения, требующие овладение новейшими знаниями;

-нехватка достаточно квалифицированных работников на национальном уровне;

-подготовка работников к занятию более высокой должности;

-развитие потенциала работников, удовлетворения потребностей высших уровней;

-социальная ответственность предприятия за своих работников;

-появление новых производственных работников.

Для анализируемого предприятия в настоящее время прослеживается необходимость в повышении квалификации основной категории рабочих - плотников.

Стоимость обучения 1 плотника составляет 1800 руб., общие затраты на обучение составят 4300*40=172000 руб.

Планируемый результат от повышения квалификации рабочих - увеличение выработки на 15% (погашение затрат на обучение и возможности увеличения заработной платы плотников), из-за чего показатель выручки повысится на руб.

Плотникам после получения пятого разряда планируется повысить заработную плату на 10%, что приведет к росту себестоимости продукции на 4 902 508 руб.

Таблица 3.5.Повышение себестоимости продукции, вызванное ростом заработной платы после присвоения работникам 5 разряда

Показатели

До повышения квалификации

После повышения квалификации

Отклонения

Себестоимость продукции, руб.

259 392 000

264 294 508

4902508

В т.ч.

Материальные затраты,

амортизация

Заработная плата, руб.

159 532 749

19 156 767

38 908 800

159 532 749

19156 767

42 799 680

-

-

3 890 880

Отчисления с ФОТ

10 116 288

11 127 916

1 011 628

Прочие расходы

11 452 894

11 452 894

-

Коммерческие расходы

3 758 400

3 758 400

-

Управленческие расходы

6 353 851

6 353 851

-

Полная себестоимость, руб.

269 504 251

274 406 759

4 902 508

В целом, осуществление мероприятия по повышению квалификации плотников приведет к приросту прибыли на (табл. 3.6.)

Рассчитаем экономическую эффективность от данного мероприятия:

Эп = (38 306 192/172 000)*100% = 222%

Период окупаемости проекта составляет:

Ток = 172 000/38 306 192 = 0,04 года

Судя по результатам расчетов, экономическая эффективность предлагаемого мероприятия достаточно велика, через 0,04 года проект полностью окупится.

Таблица 3.6.Изменение показателей производственно-хозяйственной деятельности после осуществления мероприятия по повышению квалификации плотников

Показатели

До повышения квалификации

После повышения квалификации

Отклонения

Выручка от реализации продукции, руб.

288 058000

331 266 700

43 208 700

Себестоимость продукции, руб.

259392000

264 294 508

4 902 508

Прибыль от реализации продукции, руб.

28 666 000

66 972 192

38 306 192

Рентабельность всей реализованной продукции, %

0,10

0,20

0,10

Рентабельность продаж, %

0,11

0,25

0,14

Размеры получаемой прибыли от производственной деятельности дают возможность предприятию внедрить предлагаемые мероприятия одновременно.

Общим результатом от внедрения послужит прирост прибыли от реализации в размере

3.3. Приобретение погрузчика

Приобретение одного погрузчика для механизации погрузочно-разгрузочных работ позволит снизить затраты времени на погрузку до 40 минут, разгрузку - до 1 часа, снизить нагрузки на персонал, даст возможность сокращения штата.

Необходим погрузчик со следующими характеристиками: грузоподъемность - 1,5 тонны, высота подъема - 5 м, длина вил - 1,2 м.

Таблица 3.7.Планируемый объем капитальных вложений при внедрении погрузчика

Наименование затрат

Планируемый уровень затрат, руб.

Рыночная стоимость погрузчика

756 000

Затраты на перевозку от предприятия-производителя

25 000

Затраты на монтаж

16 000

ИТОГО:

797 000

Дополнительные затраты, связанные с приобретением погрузчика составят 247 300 руб.

Таблица 3.8.Дополнительные затраты, связанные с приобретением погрузчика

Наименование затрат

Сумма, руб.

Среднегодовая зарплата оператора погрузчика, руб.

160 000

Отчисления от ФОТ (26%), руб.

41 600

Рост амортизационных отчислений, руб.

45 700

ИТОГО:

247 300

При внедрении проекта в производство планируется сократить расходы на 25 939 200 руб.

Таблица 3.9. Расчет затрат на приобретение погрузчика

Показатели

До приобретения погрузчика

После приобретения погрузчика

Отклонения

Себестоимость продукции, руб.

259 392 000

233 452 800

-25 939 200

Коммерческие расходы, руб.

3 758 400

3 758 400

-

Управленческие расходы, руб.

6 353 851

6 353 851

-

Полная себестоимость, руб.

269 504 251

243 565 051

25 939 200

Ожидаемый уровень себестоимости после приобретения погрузчика составит 233 452 800 руб.

В целом прибыль от реализации продукции после приобретения погрузчика составит руб. (табл. 3.10.)

Таблица 3.10 Изменение показателей производственно-хозяйственной деятельности после приобретения погрузчика

Показатели

До приобретения погрузчика

После приобретения погрузчика

Отклонения (+ -)

Выручка от реализации продукции, руб.

288 058000

288 058 000

-

Себестоимость продукции, руб.

259392000

233 452 800

-25 939 200

Прибыль от реализации продукции, руб.

28 666 000

54 605 200

-25 939 200

Рентабельность всей реализованной продукции, %

0,10

0,19

0,09

Рентабельность продаж, %

0,11

0,23

0,12

Показатель рентабельности продукции повысится на 0,09% и составит 0,19%

Рассчитаем экономическую эффективность при реализации предложенного мероприятия, учитывая, что объем продаж не изменялся.

Эп = (25 939 200/797 000)*100% = 325,4%

Полученный результат свидетельствует о высокой степени отдачи предлагаемого проекта.

Эффективность капитальных вложений зависит от периода их окупаемости

Рассчитаем период окупаемости предлагаемого мероприятия:

Ток= 797 000/25 939 200 = 0,03 года.

Значение показателя окупаемости предлагаемого мероприятия показывает, что проект окупится через 0,03 года.

По проведенным в третьей части дипломной работы мероприятиям можно сказать, что они дадут эффект для предприятия. Сведем все расчеты в общую таблицу 3.11.

Таблица 3.11.Комплексная экономическая оценка проектируемых мероприятий

Показатели

До внедрения мероприятия

После внедрения мероприятия

Изменение (+ -)

1. Внедрение модернизированного фрезерного станка

Прибыль от реализации в руб.

28 666 000

59 872682

31 206 682

Рентабельность всей реализованной продукции, %

0,10

0,18

0,08

Рентабельность продаж, %

0,11

0,23

0,12

2. Повышение уровня квалификации плотников

Прибыль от реализации продукции, руб.

28 666 000

66 972 192

38 306 192

Рентабельность всей реализованной продукции, %

0,10

0,20

0,10





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем дипломную работу самостоятельно:
! Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
! Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
! Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
! Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
! Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
! Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.

Особенности дипломных работ:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике Для студентов педагогических специальностей.
по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией.
технических дипломов Для студентов технических специальностей.

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.

Другие популярные дипломные работы:

Дипломная работа Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби"
Дипломная работа Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Дипломная работа Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса
Дипломная работа Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края
Дипломная работа Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
Дипломная работа Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС"
Дипломная работа Разработка системы менеджмента качества на предприятии
Дипломная работа Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
Дипломная работа ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ»
Дипломная работа Психическая коммуникация

Сейчас смотрят :

Дипломная работа Організація роботи та документне забезпечення районної Ради
Дипломная работа Проблемы совершенствования бухгалтерского учета контроля и управления в современных условиях
Дипломная работа Организация потребительского кредитования на примере ОАО ВУЗ-Банк
Дипломная работа Оценка опасных и вредных факторов на рабочем месте учителя химии
Дипломная работа Живопись. Пейзаж
Дипломная работа Разработка информационной системы учета призывников в администрации на примере администрации
Дипломная работа Корпоративное кредитование в России
Дипломная работа Состояние и перспективы развития ипотечного кредитования
Дипломная работа Маркетинговая деятельность организации
Дипломная работа Мотивация и стимулирование работников в организации
Дипломная работа Пути повышения финансовой устойчивости предприятия
Дипломная работа Кредитование субъектов малого предпринимательства
Дипломная работа План мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район"
Дипломная работа Потребительский кредит
Дипломная работа Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников