108
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра экономики народного хозяйства
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Тема:
Применение нормативного метода планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) для выявления путей снижения себестоимости продукции (на примере «Дирекции по обслуживанию пассажиров » - Калининградской железной дороги - Филиала ОАО «Российские железные дороги») |
|
Автор дипломного проекта |
|
Специальность 06.11.00 « Менеджмент » |
|
Специализация « Стратегический менеджмент » |
|
Руководитель проекта Л.Б.Самойлова |
|
кандидат экономических наук , доцент |
|
Калининград
2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития рыночных отношений перед производственными предприятиями встает проблема такой организации учета затрачиваемых ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), которая позволила бы не только эффективно и оперативно отражать текущее состояние предприятия, но и проводить стратегическое планирование с целью повышения эффективности производства, увеличения конкурентоспособности продукции, получения максимально возможной прибыли.
Подход к учету затрат в соответствии с практикой западных стран имеет определенные отличия от принятого в нашей экономике до сих пор. Как для финансового, так и для управленческого учета принято обособлять затраты, связанные с производством продукции, услуг, и затраты, обеспечивающие функционирование предприятия, процесс реализации. В состав производственной себестоимости входят только три компонента - прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и общепроизводственный расходы. Именно по такой неполной производственной себестоимости в западной практике отражаются в бухгалтерском балансе остатки незавершенного производства и готовой продукции; себестоимость проданных товаров, продукции, услуг в отчете о прибылях и убытках также представляет собой производственную себестоимость реализованной продукции.
Коммерческие расходы и управленческие (общехозяйственные) расходы рассматриваются в западной практике как периодические расходы. Считается, что эти расходы в большей степени связаны не с объемом производства, а с периодом времени. Поэтому эти расходы полностью списываются на уменьшение финансовой прибыли, они не попадают на остатки незавершенного производства и готовой продукции.
Вопрос формирования себестоимости является одним из наиболее важных для любого предприятия. От величины себестоимости зависит, какой налог на прибыль будет платить предприятие, какова будет оценка его рентабельности. Состав себестоимости регламентируется государством. Законодательством четко определяются затраты, включаемые в себестоимость продукции, и затраты, производимые за счет соответствующих источников финансирования.
Традиционно используются два показателя себестоимости - производственная и полная, последняя отличается от производственной себестоимости на величину коммерческих расходов. В состав производственной себестоимости входят как прямые затраты, так и косвенные - общепроизводственные и общехозяйственные.
В управленческом учете решается проблема калькулирования себестоимости единицы продукции как основы для принятия управленческих решений. Наиболее сложным вопросом в данном случае является распределение косвенных расходов по видам продукции, очень сложно выбрать базу их распределения, чтобы каждый вид продукции получил адекватную величину косвенных расходов. Неправильный выбор базы распределения означает некорректную величину себестоимости единицы продукции, что может привести к очень большим управленческим ошибкам. Если для общепроизводственных расходов сравнительно легко подобрать обоснованную базу распределения, то для общехозяйственных расходов это сделать намного труднее, поскольку нет тесной связи этих расходов с производством продукции. Вероятность ошибки особенно велика для компаний, у которых сфера деятельности очень разнообразна: торговля - производство - оказание услуг, что характерно для больших холдинговых компаний.
Важнейшая характеристика западных систем управленческого учета - оперативность учета затрат. С этой точки зрения учет затрат подразделяется на учет фактических (прошлых) затрат и учет затрат по системе "стандарт - кост". Система "стандарт - кост" включает разработку стандартов на затраты труда, материалов, накладных расходов, составление стандартной калькуляции и учет фактических затрат с выделением отклонений от стандартов с целью контроля за формированием фактической себестоимости и активного управления процессом ее формирования.
Цель данного исследования - на практическом примере (анализе показателей финансового состояния «Дирекции по обслуживанию пассажиров » - Калининградской железной дороги - Филиала ОАО «Российские железные дороги») показать эффективность применения управленческого метода стандарт-кост, как дающего более оперативную объективную оценку ситуации, нежели методы, основанные на учете полных издержек. В данной работе нами будет проведен анализ планирования затрат на капитальный ремонт подвижного состава с применением нормативного метода для минимизации себестоимости единицы продукции (капитального ремонта) и эффективного распределения финансовых средств на эти затраты.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ( РАБОТ, УСЛУГ)
1.1. Теоретические аспекты себестоимости продукции
Нормативными документами (ПБУ и НК) [1] предусмотрено, что затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
1. Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
3) расходы на освоение природных ресурсов;
4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
5) расходы на обязательное и добровольное страхование;
6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
2. Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) суммы начисленной амортизации;
4) прочие расходы.
Расходы, подлежащие отнесению на затраты производства и включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), регламентируются ПБУ 10/99 [Приложение Г]. В частности, эти расходы учитываются по таким направлениям:
затраты, связанные с расходами по сырью, материалам, полуфабрикатам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, по воспроизводству основных фондов и нематериальных активов (в форме амортизационных отчислений); расходы, связанные с изобретательством и рационализацией; затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; затраты на оплату труда; расходы по обслуживанию производственного процесса; расходы, связанные с управлением производством; затраты на подготовку кадров; расходы по транспортировке работников к месту работы и обратно; плата за пользование кредитом и обслуживание банков; расходы на рекламу; расходы на строительство и ремонт автомобильных дорог и др.
Все эти затраты подразделяются на переменные и постоянные. При рассмотрении организации системы управленческого учета необходимо учитывать: соотношение затрат и объема производства, т. е. как изменяются затраты в зависимости от величины объема производства.
Следует иметь в виду, что не всегда увеличение объема производства ведет к росту затрат. В ряде случаев роет затрат в процентном отношении будет меньше, чем соответствующий рост объема производства. Такую ситуацию предполагает концепция переменных и постоянных издержек.
Переменные издержки - издержки, общая сумма которых изменяется прямо пропорционально изменению объема производства (выпуску). Типичным примером являются издержки на расходуемые материалы, сырье, полуфабрикаты. Переменные издержки возрастают или уменьшаются автоматически с ростом или уменьшением объема производства (выпуска).
Постоянные издержки - часть затрат, общая сумма которых не изменяется при изменении объема производства за определенный период. Примером постоянных издержек могут быть арендная плата за помещение, заработная плата менеджеров предприятия и т. п. Такие расходы могут возрасти с течением времени, но они не изменяются прямо пропорционально изменениям объема производства. Например, арендная плата за помещение из-за инфляции в следующем периоде может быть выше, чем в текущем. Но в течение года арендная плата не зависит от ежедневных изменений в деятельности предприятия. Если общая сумма постоянных издержек не изменяется, то сумма постоянных издержек на единицу продукции уменьшается при увеличении объема производства и возрастает при его уменьшении.
Следует особо указать, что термин "постоянные расходы" не означает, что затраты вообще не изменяются: они не изменяются автоматически с изменениями объема производства. Постоянные расходы могут изменяться по другой причине, например, ввиду какого-либо управленческого решения.
Существуют так называемые частично переменные расходы. Они представляют сумму переменных и постоянных затрат. Общая сумма частично переменных затрат изменяется, но не прямо пропорционально изменению объема производства. Примером частично переменных издержек является плата за телефон: постоянная часть - абонентская плата за пользование телефоном, переменная часть - плата за междугородные переговоры. Другим важным теоретическим и методологическим вопросом в организации системы управленческого учета при определении издержек производства и исчислении себестоимости продукции является обоснование включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг). В указанном выше Положении и последующих изменениях и дополнениях четко разграничены расходы, производимые: за счет издержек производства, т. е. включаемые в себестоимость продукции; за счет финансовых результатов предприятия до налогообложения; за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (т. е. за счет чистой прибыли).
Так, к расходам и потерям, производимым за счет финансовых результатов предприятия до налогообложения, относятся, например, затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции; потери от уценки производственных запасов и готовой продукции; суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, а также отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством (рисковый фонд); судебные издержки и арбитражные расходы; не компенсируемые потери от стихийных бедствий; не компенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, вызванных экстремальными ситуациями, и др.
К расходам, осуществляемым за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций, и других целевых поступлений, относятся, в частности, затраты по содержанию объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта; расходы по оказанию помощи сельскохозяйственным предприятиям в строительстве объектов на селе и приобретении оборудования для них; выплата всех видов налогов, которые по действующему законодательству Правительства Российской Федерации и местных органов власти осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; взносы в создание объединенных инвестиционных фондов и т. п.
1.2. Методы планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
Одним из основных показателей работы предприятия является себестоимость продукции. Исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции, работ или услуг и всей товарной продукции называется калькуляцией. Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную (или фактическую) калькуляции[9].
Плановой калькуляцией определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и нормы расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановых являются сметные калькуляции, которые составляют на разовые изделия или определение цен, расчетов с заказчиками и других целей.
Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало года, месяца, норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным мощностям предприятия на данном этапе его работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, ниже. Поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше, а в конце года - ниже.
Отчетные или фактические калькуляции составляют по данным бухгалтерского отчета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и не планируемые непроизводственные расходы.
Калькулирование себестоимости произведенной продукции осуществляют различными методами. Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой продукции.
На промышленных предприятиях применяют нормативный, позаказной, попередельный, попроцессный (простой) методы планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции.
1.3. Особенности расчета себестоимости продукции нормативным методом
1.3.1. Сущность нормативного метода
Словари определяют термин норматив как определенный уровень соответствия требуемому, желаемому или возможному. В учете под нормативами понимают финансовые материальные затраты на единицу продукции.
Норматив устанавливается из заранее определяемых затрат рабочего времени, материалов и машинного времени, которые потребляются в производстве кухонного стола. Нормируются все элементы затрат, т. е. устанавливаются нормативы труда, расхода материалов и накладных расходов. Нормативные затраты по каждому элементу складываются вместе для определения единого норматива на выпуск единицы продукции.
Исходя из этого, нормативные затраты отражают заранее определяемые затраты для достижения целей в условиях эффективного производства. Эта категория отличается от сметных затрат: смета относится ко всей деятельности, норматив представляет собой ту же информацию, но на единицу продукции. Поэтому норматив отражает ожидания, связанные с производством единицы продукции, а смета -- с общим объемом производства.[8]
Нормативный метод учета затрат на производство или калькулирования себестоимости продукции применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции.
Сущность его заключается в следующем: отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Фактическая себестоимость продукции определяется алгебраическим сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм:
Зф=Зн+О+И,
Где: Зф - затраты фактические;
Зн -- затраты нормативные;
О -- величина отклонений от норм;
И -- величина изменений норм.
При этом фактическую себестоимость изделия можно установить двумя способами. Если объектом учета производственных расходов являются отдельные виды продукции, то и отклонения от норм, а также их изменения можно отнести на эти виды продукции прямым путём. Фактическую себестоимость этих видов продукции определяют способом прямого расчёта по приведенной формуле.
Если субъектом счёта производственных расходов являются группы однородных видов продукции, то фактическую себестоимость каждого вида продукции устанавливают распределением отклонений от норм и изменений норм пропорционально нормативным затратам на производство отдельных видов продукции.
Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет расходов по обслуживанию производства и управлению. На предприятиях, отличающихся относительной стабильностью технологических процессов, нормы затрат изменяются редко, поэтому плановая себестоимость мало отличается от нормативной. На этих предприятиях вместо нормативных калькуляций можно использовать плановые.
Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования или инвентарным методом.
Текущий учет затрат по нормам и отклонений от них ведут, как правило, только по прямым расходам (сырье и материалы, заработная плата). Отклонения по косвенным расходам распределяют между видами продукции по истечении месяца. Аналитический учет затрат на производство продукции осуществляют в карточках или особого рода оборотных ведомостях, составляемых по отдельным видам или группам продукции.
1.3.2. Действие системы нормативного учета затрат
Система нормативного определения затрат больше всего подходит организации, чья деятельность состоит из ряда одинаковых или повторяющихся операций. Поэтому ее использование уместно в промышленных фирмах, так как операции часто имеют циклический характер. Систему нормативного учета затрат можно применить и к непромышленным видам деятельности, для которых свойственны повторяющиеся операции. Гораздо труднее ее использовать в деятельности, где операции не цикличны, так как не существует базы для наблюдения и нельзя установить нормативы. Система нормативного учета затрат может быть применена организацией, которая производит разнообразные товары и производственный цикл которой состоит из ряда последовательных операций. К примеру, если на фабрике применяются пять видов операций, то на их основе можно производить широкий ассортимент различных товаров. Иными словами, можно произвести много разнообразных товаров, применяя небольшое количество операций. Поэтому нормативные издержки следует применять к повторяющимся операциям. Нормативные издержки продукта вычисляются простым сложением нормативных затрат на все операции, необходимые для производства товара.[7] Приведем пример в таблице 1.1:
Таблица 1.1 Нормативные затраты операций, необходимые для производства товара
Нормативные издержки, анализируемые по операциям и по продуктам |
||||||||||||
Центры ответственности |
№ операции |
Нормативные издержки на операцию (руб) |
Продукция |
Общие нормативные издержки, руб. |
Фактические издержки, руб |
|||||||
500 |
501 |
502 |
503 |
504 |
505 |
506 |
||||||
А |
1 |
50 |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
300 |
|||
В |
2 |
60 |
* |
* |
* |
180 |
||||||
С |
3 |
70 |
* |
* |
* |
210 |
||||||
D |
4 |
80 |
* |
* |
* |
* |
320 |
|||||
Нормативные издержки на единицу продукции, руб. |
200 |
190 |
150 |
110 |
120 |
110 |
130 |
1010 |
||||
Предположим, что нормативные затраты по четырем операциям 50 , 60, 70 и 80 руб. соответственно. Нормативная себестоимость продукции 500 (200) вычисляется путем сложения 50 на операцию 1; 70 и 80 на операции 3 и 4. Нормативные издержки других продуктов вычисляются подобным способом. Кроме того, рассчитываются нормативные затраты общего выпуска продукции по каждой операции. Например, операция 1 применяется при производстве шести видов продукции, что в сумме дает 300 (6 х50); операция 2 используется при изготовлении трех товаров, что составляет 180 (3 х 60) и т.д.
Из таблицы 1.1 видно, что каждый центр ответственности отвечает за определенную операцию. Нет смысла с точки зрения контроля за себестоимостью сравнивать фактические затраты на производство продукта 500 с нормативными издержками в 200, так как три разных центра (А, С и D) несут ответственность за отклонения. Ни один из центров не является единственным ответчиком за отклонения. Эффективный контроль за издержками предполагает передачу информации о нормативных и фактических издержках за период менеджеру, который отвечает за операцию. Следовательно, если фактические затраты центра А сравниваются с нормативными затратами в 300 на выпуск шести видов продукции, менеджер этого подразделения будет отвечать за всю сумму отклонений. Заметьте, что термин "отклонения" используется для обозначения разницы между нормативными и фактическими издержками. Эффективный контроль может быть достигнут только путем сравнения общих фактических издержек с нормативными затратами за период по каждому центру ответственности. Сравнение нормативных и фактических затрат на единицу продукции не способно установить, на каком этапе производства были допущены отклонения. Анализ отклонений затрат на производство единицы продукции не подходит для эффективного контроля за издержками.
На рис. 1.1 изображена общая схема действия системы нормативного учета затрат. Видно, что нормативные затраты на фактически выпущенный объем продукции за определенный период рассматриваются по каждому центру ответственности (Центр ответственности -- это подразделение организации, которое управляется менеджером, отвечающим за результат работ) отдельно. Фактические затраты за тот же период также записываются на счет центра ответственности. Путем сравнения нормативных и фактических издержек выявляются отклонения. К примеру если фактические затраты на выпуск шести видов продукции, производимых в центре А за период составляют 450, а нормативные затраты 300 (см. таблицу 1.1), то отклонение составит 150 руб.
Рис. 1.1 . Схема действия системы нормативного учета затрат
Действие системы нормативного учета затрат дает возможность детально проанализировать отклонения. К примеру, отклонения для каждого центра ответственности можно выявить по элементам затрат (материалы, труд, накладные расходы), а затем каждый элемент затрат проанализировать с позиции нормативного расходования ресурсов и нормативных цен на ресурсы. Бухгалтер помогает менеджерам, указывая на возникающие отклонения, а менеджер может принять необходимые меры для выявления их причин. Например, бухгалтер мог бы определить причину отклонения по использованию материалов как излишнее потребление материала в определенной операции, в то время как менеджер подразделения должен исследовать весь процесс и выявить реальные причины, вызвавшие перерасход. Результатом такого расследования будут корректирующие мероприятия. Если обнаружится, что причиной отклонения является постоянное изменение внешней среды, то норматив следует пересмотреть.
Можно поспорить о том, что нет смысла сравнивать фактические издержки с нормативными, потому что такое сравнение возможно только после завершения какой-либо операции. Однако, если человек заранее знает, что результаты его работы будут сравниваться с нормативами, он будет работать по другому, чем если бы он знал, что его работа не будет оцениваться вовсе. Даже если для менеджера не представляется возможным изменить результаты работы после окончания операции, показатель, насколько хорошо человек справился с работой в прошлом, подскажет как работнику, так и его начальнику пути получения лучших результатов в будущем.[7]
1.3.3. Установление нормативных затрат
Контроль над затратами наиболее эффективен в момент возникновения этих затрат. Поэтому нормативы по количеству потребляемых материалов, труда и услуг следует устанавливать на единицу продукции, а не заранее определять общие нормативные затраты на весь объем производства. Отклонения должны показывать причину своего возникновения. Нормативные затраты на производство продукции рассчитываются путем суммирования нормативных издержек всех операций, необходимых для производства определенного продукта. Если снова обратиться к таблице 1.1, будет видно, что нормативные издержки продукта 500 -- 200 руб. Это число получается путем сложения нормативных издержек по операциям 1, 3 и 4. Существует 2 подхода, которые можно применить для расчета нормативных затрат. Во-первых, для оценки потребности в труде и материалах можно использовать записи прошлых лет. Во-вторых, нормативы можно установить, основываясь на инженерном исследовании. При инженерном исследовании на основе спецификации материалов, труда и оборудования осуществляется пристальное наблюдение за ходом каждой операции. Если для установления нормативов используются записи прошлых лет, существует опасность, что нормативы будут отражать прошлую неэффективность производства. Нормативы устанавливаются на основе опыта прошлых лет по одинаковым или подобным операциям. Излишнее потребление труда или материалов следует сократить, можно также ужесточить нормативы произвольным процентным уменьшением требуемого количества ресурсов. Недостатком этого метода является то, что в отличие от инженерного исследования он не ищет наилучшую комбинацию ресурсов, производственных методов и качества продукта.
2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «ДИРЕКЦИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ » - КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ - ФИЛИАЛА ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
Предприятие «Дирекция по обслуживанию пассажиров » - Калининградской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» зарегистрировано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 585 от 18 сентября 2003 года.
Установленный капитал 203000 рублей. Место нахождения: г. Калининград, ул. Киевская, 3.
Исследуемое предприятие имеет два вида деятельности: эксплутационная и подсобная.
Эксплутационная деятельность - обеспечение, организация перевозок пассажиров и деловой ремонт вагонов. Доходом по основной деятельности является право по эксплуатации, получаемое централизованно от управления железной дороги.
К подсобной деятельности относится база обслуживания пассажиров, зарядка огнетушителей, реализация товарно-материальных ценностей бывших в употреблении и непригодных для эксплуатации в пассажирских вагонах и других цехах депо, реализация излишних и неиспользуемых товарно - материальных ценностей по договорным ценам и другое. По подсобной деятельности выручка от реализации работ, услуг определяется по моменту поступлению оплаты.
Организационная структура ДОП представляет собой иерархическую схему. Организационная структура в целом соответствует масштабам и специфике деятельности предприятия, ориентирована на рыночные условия. Соблюдается разделение между различными служащими таких функций, как:
- непосредственный доступ к активам предприятия
- разрешение на осуществление операций с активами
- непосредственное осуществление хозяйственных операций
- отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
Применяемый на предприятии стиль работы руководства не соответствует желаемому, является слабым местом в системе внутреннего контроля. Система внутреннего контроля включает в себя:
- систему бухгалтерского учета
- контрольную среду
- отдельные средства контроля
Под контрольной средой понимают осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.
Кадровая политика ДОП направлена на создание постоянных квалифицированных кадров. При найме на работу определяют испытательный срок - 3 месяца. При несоответствии работника занимаемой должности, нарушения трудовой дисциплины, руководство принимает соответствующие меры, вплоть до увольнения.
На предприятии ежегодно проводится инвентаризация остатков материальных ценностей. Недостача списывается на финансовый результат, либо удерживается из заработной платы материально-ответственного лица.
Ежегодно, перед составлением годовой отчетности, проводится инвентаризация основных средств.
С работниками предприятие в лице директора заключило двухсторонний «договор о материальной ответственности». В случае причинения ущерба виновная сторона обязана возместить его стоимость.
Анализ хозяйственной деятельности организации состоит из управленческого анализа и финансового анализа.
К управленческому анализу можно отнести внутрихозяйственный производственный анализ и внутрихозяйственный финансовый анализ, которые заключаются в исследовании следующих аспектов деятельности организаций:
- обоснованность и реализация бизнес-планов;
- маркетинг;
- эффективность деятельности организации;
- условия производства;
- использование производственных ресурсов;
- производство продукции;
- экономическая эффективность производства и реализации прибыли.
К финансовому анализу относятся внутрихозяйственный финансовый анализ и внешний финансовый анализ, которые заключаются в исследовании следующих аспектов деятельности организаций:
- абсолютные показатели по прибыли;
- рентабельность производства и реализации;
- ликвидность, платежеспособность и финансовая устойчивость;
- использование собственного капитала;
- эффективность использования заемных средств.
Вышеуказанный перечень не является исчерпывающим при проведении организацией анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Необходимо иметь в виду, что на финансовые показатели организации оказывают влияние не только технические, организационные и природные условия самого процесса производства, но и те социальные условия производственного коллектива, финансово-экономические условия организации, так как от степени этих условий зависит степень использования производственных ресурсов, средств и предметов труда, то есть фондоотдача, материалоемкость продукции, производительность труда.
Реализация задач организации осуществляется посредством совместной деятельности людей. Чтобы она достигла своей цели, ее нужно координировать, направлять в нужную сторону, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия между участниками.
Так, ни одна задача не будет решена с должным качеством и минимальными затратами, если работники-руководители и исполнители- не будут в этом заинтересованы. От сюда вытекает важнейшая функция менеджмента - мотивационная. Она заключается в определении потребностей людей, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную активность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.
Результаты деятельности организации и ее сотрудников необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции менеджмента, которой в «Дирекции по обслуживанию пассажиров» уделяется большое внимание.
Организационная структура управления ДОП определяется назначением предприятия, его местоположением, спецификой работы и другими факторами. Она является отражением полномочий и обязанностей, возложенных на каждого работника. Обязанности руководителя «Дирекции по обслуживанию пассажиров» исполняет начальник ДОП как высший менеджер. В его подчинении находятся основные производственные структуры, как видно на рис 2.1
Рис. 2.1 Организационная структура управления ДОП
Эта структура позволяет быстро и оперативно принимать решения и обеспечивать их выполнение, не прибегая к системе стимулов. Вместе с тем эта структура имеет ряд минусов: недостаточная компетентность отдельных руководителей, келейность при принятии решения, кастовый подбор кадров. В практике нынешнего российского менеджмента это чаще всего выражается в чрезвычайной семейственности как производства, так и государственного строительства.
Среди методов, применяемых в менеджменте, различают массу узконаправленных: методы постановки целей, принятия решений, прогноза, планирования и т.д. В месте с тем и достаточно общие, связанные с ведущей функцией менеджмента, управления. Функции управления реализуются с помощью определенных методов: организационных, административных, экономических и социально-психологических.
В условиях необходимости оперативно решать самые разнообразные проблемы «Дирекции по обслуживанию пассажиров», административные методы, сковывающие инициативу исполнителей, перестали соответствовать реальным потребностям управления. Нужны методы, позволяющие рядовым работникам на основе материальной заинтересованности самим проявлять инициативу и отвечать за результаты принимаемых ими решений. И такие методы, получившие название экономических, начали внедряться в 2001 году в ДОП. В отличие от административных, экономические методы предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Непосредственным исполнителем устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается различного рода денежными выплатами, которые являются не только заслуженными, а заработанными, например, за счет экономии или дополнительной прибыли, полученной вследствие проявления личной инициативы. Поскольку размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении.
2.2. Экономические показатели
Доходами предприятия являются: комиссионный сбор, получаемый от продажи билетов пассажирам, доходы от временного хранения багажа, от реализации газет, журналов, канцелярских товаров, платный туалетов, реализации постельных принадлежностей и кондитерских изделий, доходы от продажи бывших в употреблении и неходовых товарно- материальных ценностей по договорным ценам, реализация металлолома, перевозки корреспонденции, сдачи имущества в аренду: комнаты отдыха, услуги носильщика.
Доходы от услуг предоставляемых пассажирам на вокзале, доходы от подсобно - вспомогательной деятельности вокзала ст. Пассажирская, доходы от услуг предоставляемых пассажирам в поездах за 2002 год можно проанализировать к 2001 году.
Таблица 2.1 Доходы от услуг, предоставляемых пассажирам на вокзале
Наименование |
2001г. |
2002г. |
к 2001г |
|
Камера хранения |
186,3 |
272,6 |
146% |
|
Багажное отделение |
194,1 |
518,5 |
276% |
|
Услуги носильщика |
11,2 |
25,7 |
22,9% |
|
Комната отдыха |
219,7 |
396,7 |
181% |
|
В т.ч. проживания |
261,7 |
401,9 |
185% |
|
Справочное бюро |
11,9 |
51,3 |
431% |
|
Сервис центр |
315,6 |
|||
Комиссионный сбор всего: |
2531 |
3368 |
133% |
|
В т.ч. международные кассы |
366,7 |
287,9 |
79% |
|
Всего: |
3154,2 |
4948,4 |
157% |
|
Таблица 2.2 Доходы от подсобно вспомогательной деятельности вокзала
Наименование |
2001г. |
2002г. |
к 2001г. |
|
Киоск газетный |
1372 |
|||
Киоск книжный |
451,7 |
|||
Платный туалет |
122,1 |
|||
Доход от аренды |
751 |
414 |
55% |
|
Всего: |
751 |
2359,8 |
||
Таблица 2.3 Доходы от услуг предоставляемых пассажирам в поездах
Наименование |
2001г. |
2002г. |
к 2001г. |
|
Реализация постельных принадлежностей |
6315,7 |
9110,1 |
144% |
|
реализация кондитерских изделий |
2671,2 |
5298,3 |
198% |
|
В том числе реализация пива |
1309,1 |
|||
Комиссионный сбор |
11,6 |
16,5 |
142% |
|
Реализация пакетов |
1101,3 |
1391,0 |
126% |
|
Реализация книг |
27,7 |
306,5 |
1106% |
|
Реализация одноразовой посуды |
11,1 |
54,4 |
490% |
|
Всего: |
10138,6 |
16176,8 |
160% |
|
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуется суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности.
Прибыль - часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Расчет прибыли по дирекции исследуемого предприятия в 2002 году показан в табл.
Таблица 2.4 Финансовый результат по «Дирекции обслуживания пассажиров»
Наименование |
Сумма |
|
доходы |
142147 |
|
расходы |
128240 |
|
прибыль |
13907 |
|
в том числе: |
|
|
доходы от перевозки пассажиров |
126130 |
|
расходы от перевозки пассажиров |
112772 |
|
прибыль от перевозки пассажиров |
|
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |