4
Содержание
Введение
1. Теоретические основы формирования и использования прибыли
1.1 Роль прибыли в деятельности предприятия
1.2 Аспекты формирования прибыли на предприятии
1.3 Предпосылки и факторы роста прибыли на предприятии
2. Анализ деятельности Бурятского филиала ОАО «Сибирьтелеком» за 2005-2007 годы
2.1 Анализ работ и предоставляемых услуг
2.2 Анализ производственного потенциала
2.3 Анализ затрат
2.4 Анализ финансовых результатов
3. Исследование путей повышения прибыли в Бурятском филиале ОАО «Сибирьтелеком»
3.1 Повышение прибыли телекоммуникационных услуг на основе
разработки Программы повышения эффективности производства
3.2 Пути повышения прибыли на предприятии
3.3 Расчет экономического эффекта за счет внедрения предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В условиях рыночной экономики прибыль является основой экономического развития, важнейшим показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому достоверность исчисления и распределения положительного финансового результата (бухгалтерской прибыли) становится важнейшей задачей предприятий.
При формирующихся рыночных отношениях ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности. В современной России, при становлении и развитии коммерческих предприятий, проблема правильности учета и распределения прибыли становится наиболее актуальной. Учет, прогнозирование и планирование финансового результата предприятия необходимо на любой стадии производства.
Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия. В рыночной экономике особое место отводится получению прибыли (или обеспечению прибыльности деятельности предприятия).
В условиях рынка постоянно возникают вопросы, требующие своего решения. Какова роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия? Есть ли пути увеличения прибыли? Каково влияние распределения прибыли на общее финансовое состояние предприятия?
Ввиду того, что современная экономическая жизнь предприятий крайне сложна, на такие важные показатели, как прибыль и рентабельность, влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов, причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности» и видно даже неспециалистам, то влияние многих других не так очевидно, и грамотно оценить их влияние может только тот человек, который в совершенстве владеет методикой экономического анализа.
Значимость экономического анализа таких важнейших показателей, как прибыль и рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия.
Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Вышеизложенная проблема определила главные задачи и содержание исследования. Предметом исследования является процесс формирования и использования прибыли предприятия. В качестве объекта исследования выступает Бурятский филиал ОАО «Сибирьтелеком».
Исходя из актуальности темы, целью дипломной работы является повышение уровня прибыли и рентабельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. определить сущность прибыли, как экономической категории;
2. охарактеризовать механизм формирования и использования прибыли;
3. рассмотреть возможные резервы роста прибыли на предприятии;
4. на основе проведенного анализа разработать рекомендации по увеличению прибыли и выявить резервы повышения прибыльности предприятия.
Методологической основой исследования в дипломной работе явились общенаучные и экономические методы исследования. Информационная база исследования: статистическая и годовая отчетность Бурятского филиала ОАО «Сибирьтелеком».
Исходя из целей и задач, определена структура работы. Она состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, приложений
1. Теоретические основы формирования и использования прибыли
1.1 Роль прибыли в деятельности предприятия
Конечной целью и движущим мотивом предпринимательской деятельности является прибыль. В общем виде под прибылью понимается разница между доходами и издержками производства.
Экономическая природа прибыли трактуется по-разному различными представителями экономической науки. Следует отметить, что эта категория интересовала экономистов с начала формирования самой экономической науки. Так, меркантилисты искали источник прибыли в сфере обращения, причем именно во внешней торговле. Представители классической политэкономии определяли ее как избыток стоимости над заработной платой.
К. Маркс, рассматривая прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости, а последнюю - как результат присвоения неоплаченного труда наемных работников капиталистом.
В неоклассической теории прибыли объединяет все виды доходов, полученных от производительного использования различных факторов производства их владельцами [25, стр. 45].
Прибыль - главная цель предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений - это превращенная форма прибавочной стоимости. Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйственная деятельность.
По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для общества трудом работника материального производства [19, стр. 56].
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.
На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит сто в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство [11, стр. 23].
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Из приведенного определения следует, что ее происхождение связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат - представляет собой форму чистой продукции предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними показана на рис. 1.
Валовой доход |
|||
Материальные затраты |
Оплата труда |
Прибыль |
|
Издержки производства (себестоимость) |
Чистый доход |
||
Объем реализации |
|||
Рис. 1. Себестоимость, валовой доход и прибыль предприятия
Трудовой коллектив заинтересован как в повышении оплаты труда, так и в росте прибыли, поскольку последняя в условиях конкуренции является источником не только выживания, но и расширения производства, а следовательно, и роста благосостояния работников предприятия, их жизненного уровня. Из этого также следует, что масса прибыли и валового дохода характеризует не что иное, как размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты, хозяйствования, после реализации продукции. Только после продажи, продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования [32, стр. 34].
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции (рисунок 2).
Рисунок 2. Функции прибыли
Результативная функция прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:
- первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или(и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;
- второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;
- третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли [11, стр. 49].
В практическом плане прибыль представляет собой обобщающий показатель результатов хозяйственной деятельности предприятий любой формы собственности.
Различают прибыль бухгалтерскую и экономическую.
Экономическая прибыль - это разница между выручкой и всеми издержками производства (внешними и внутренними).
В бухгалтерском смысле прибыль - это разница между общей выручкой и внешними издержками.
В бухгалтерской практике различают и в процессе анализа хозяйственной деятельности используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от вне реализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от вне реализационных операций.
Чистая прибыль - прибыль, остающаяся у предприятия, исчисляется как разница между балансовой прибылью и величиной уплаченных в бюджет налогов из прибыли.
Льготируемая прибыль - часть балансовой прибыли, не подлежащая налогообложению по действующему законодательству.
Налогооблагаемая прибыль - прибыль, подлежащая налогообложению по установленным ставкам [6, стр. 35].
1.2 Аспекты формирование и распределения прибыли на предприятии
Формирование и распределение прибыли предприятия в настоящее время осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», а также Инструкциями Государственной налоговой службы Российской Федерации.
В отрасли связи используется несколько показателей прибыли. Главный из них - прибыль от реализации услуг (Преал), определяется как разница между доходами от основной деятельности (До.д.) и эксплуатационными расходами (Э), т.е.
Преал = До.д. - Э (1)
Поскольку кроме основного вида деятельности по предоставлению услуг связи предприятия осуществляют другие виды работ коммерческого характера, их общая (валовая прибыль) включает также прибыль или убытки от прочей деятельности П(У) проч. и прибыль или убытки от внереализационных операций П (У) внереал., т.е.:
Побщ = Преал. + Ппроч. (-Упроч.) + Пвнереал. (-Увнерел.) (2)
Прибыль или убытки от прочих работ и внереализационных операций определяется как разница между доходами от соответствующих видов деятельности, не связанных с передачей сообщений, и сопутствующими им расходами. Так, к прочим видам деятельности относится прибыль о предоставления непрофильных услуг, сдачи в аренду и продажи лишнего имущества, доходы от работ, выполняемых находящимися на балансе предприятия мастерских, автобаз и т.п., прибыль, связанная с получением доходов по процентам и дивидентам на ценные бумаги, принадлежащие предприятию. Здесь же учитываются результаты деятельности собственных объектов социально-бытовой сферы (детских садов, клубов, пансионатов, баз отдыха и пр.) и ведомственного жилого фонда, которые, как правило, приносят убытки.
Внереализационная прибыль (убытки) включают в основном штрафы, пени и прочие виды денежных санкций, получаемых от других хозяйствующих субъектов или выплачиваемых предприятием за различные виды нарушений.
Получаемая предприятием прибыль подлежит налогообложению, при котором определенная ее часть перечисляется в федеральный и местный бюджеты в соответствии с действующим законодательством. Оно предусматривает наличие определенных льгот, которые освобождают некоторую долю прибыли от уплаты налога. Так, от налогооблажения освобождается прибыль, идущая на финансирование нормативных затрат по содержанию объектов социальной сферы, спонсорские и благотворительные цели. При этом общая сумма налоговых льгот не должна более, чем на 50% снижать общую сумму налоговых отчислений без их учета. При расчете налогооблагаемой прибыли из общей ее величины отчетного периода вычитается также резервный фонд, пределы и организационно-правовые формы которого устанавливаются законодательством, а также те суммы, которые облагаются по другой ставке или другому принципу, например дивиденды.
В общем случае сумма налогооблагаемой прибыли определяется как:
Пнал. = Побщ. - Пнеобл. (3),
где Пнеобл. - сумма прибыли, имеющая льготы по налогооблажению или облагаемая по другим принципам.
Оставшаяся после уплаты налогов прибыль поступает в распоряжение предприятия и часто называется чистой прибылью. Она определяется по формуле:
Пчист. = Побщ. - ПналНнал., (4),
где Ннал. - действующая норма налога на прибыль.
Чистая прибыль предприятия расходуется на различные цели, которые определяются коллективом предприятия или собранием акционеров. Наиболее общим направлением использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является формирование за ее счет фондов накопления и потребления. Фонд накопления предназначен для финансирования строительства, приобретение нового оборудования, пополнения запасов собственных оборотных средств.
Прибыль, идущая в фонд потребления расходуется на предоставление работникам предприятий различных трудовых и социальных льгот. К их числу относятся, например, оплата дополнительных отпусков (сверх предусмотренных законодательством) работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей: надбавки к пенсиям и единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда; стипендии студентам и учащимся, направленным организациями на учебу в высшие и средние специальные учебные; оплата путевок работникам и их детям на лечение, экскурсии и путешествия; компенсация удорожания стоимости питания вы столовых и буфетах предприятия; материальная помощь, в том числе для первоначального взноса на жилищное строительство; средства на погашение ссуд, выделенных работникам для улучшения жилищных условий; оплата жилья, квартирной платы, мест в общежитии; оплата проезда к месту работы и обратно: страховые взносы, уплачиваемые предприятиями по договорам личного и имущественного страхования в пользу своих работников и др.
В акционерных обществах электросвязи за счет чистой прибыли образуется резервный фонд и специальный фонд акционирования работников, что закрепляется уставом АО. Резервный фонд предназначается для покрытия убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа его акций.
Из чистой прибыли осуществляется также выплата дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям. Решение о размере прибыли, направляемой на выплату дивидендов, принимается общим собранием акционеров по рекомендации Совета директоров АО.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, может использоваться непосредственно по целевому назначению без образования специальных фондов. Если к концу отчетного периода (года или квартала) расходуется не вся прибыль предприятия, то оставшаяся ее часть называется нераспределенной и рассматривается как источник собственных средств компании.
Прибыль характеризует результативность хозяйственной деятельности предприятия в абсолютном выражении, т.е. она определяет эффект его работы как разницу между полученными доходами и средствами, израсходованными в процессе создания услуг. Для того, чтобы определить эффективность производства, необходимо сопоставить полученный эффект с теми затратами или ресурсами, которые были использованы для получения данной прибыли. Такой относительный показатель называется рентабельностью и является обобщающим критерием экономической эффективности производства.
Существует несколько показателей рентабельности, методика расчета которых зависит от того, какими показателями выражаются эффект и затраты или ресурсы. Наиболее часто употребляемым является показатель рентабельности производственных затрат, который определяется по соотношению прибыли от реализации услуг связи (или чистой прибыли предприятия) и эксплуатационных расходов, выраженном в процентах:
Р э = (Преал. / Э) /100 (5).
В целом по отрасли связи рентабельность затрат в 1997 году составила 24,1%, в том числе по электросвязи 31,5%, по почтовой связи 3,4%. В последние годы наметилась тенденция к некоторому снижению рентабельности отрасли, что объясняется более высокими темпами роста расходов предприятий над темпами увеличения прибыли. Это обусловлено в основном тем, что тарифы связи, а следовательно, и доходы, служащие источником образования прибыли, начиная с момента либерализации экономики, росли менее быстрыми темпами, чем цены в сопряженных отраслях, потребителями продукции и услуг которых являются операторы связи. Здесь следует учитывать также то, что в последние годы связь развивалась достаточно высокими темпами на базе внедрения прогрессивного дорогостоящего оборудования. Это, с одной стороны, привело к повышению суммы амортизационных отчислений в составе эксплуатационных затрат, а, с другой, - не всегда сопровождалось соответствующей отдачей, поскольку низкая платежеспособность потребителей и снижение спроса на ряд услуг не обеспечивали полное использование потенциала вновь введенных основных фондов и производственных мощностей.
В условиях акционерной формы хозяйствования важное значение имеет показатель рентабельности собственного капитала, определяемый как процентное отношение суммы чистой прибыли к собственным средствам АО, т.е. к стоимости вложенного капитала. Под собственным капиталом понимаются финансовые средства отдельного хозяйствующего субъекта, принадлежащие ему на правах собственности и используемые для формирования определенной части его активов. Эти средства включают уставный капитал, добавочный капитал, фонд накопления, целевое финансирование и нераспределенную прибыль.
Этот показатель служит для акционеров и инвесторов индикатором эффективности вкладываемых в телекоммуникационную компанию средств. Рентабельность собственного капитала в среднем по АО электросвязи составляет примерно 12%, что соответствует международному уровню. Это делает отечественный сектор телекоммуникаций привлекательным для инвесторов и обеспечивает высокую котировку акций АО электросвязи на внутреннем и зарубежном рынках ценных бумаг.
1.3 Предпосылки и факторы роста прибыли на предприятии
Изменение социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводит к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности.
Важнейшими факторами роста прибыли на предприятиях связи является рост объема предоставляемых услуг. В условиях рыночной экономики эффективная работа предприятий не возможна без ориентации на максимальное удовлетворение спроса на создаваемую продукцию и услуги. Поэтому одним из важнейших аспектов деятельности предприятий становится исследование рынка услуг связи, главная цель которого состоит в оценке существующей ситуации (конъюнктуры), сложившейся на рынке, и разработке прогноза его развития на перспективу.
Под рынком услуг связи в общем случае понимается совокупность экономических отношений по поводу производства и потребления услуг, а также механизм взаимодействия между производителями услуг и их потребителями, основанный на отношении спроса и предложения.
Многономенклатурный характер производства в телекоммуникационном секторе обусловливает правомерность использования понятия «рынок услуг» применительно к отдельным подотраслям и конкретным услугам, которые в своей совокупности и образуют общий рынок услуг связи. Так, рынок услуг электросвязи делится на более мелкие рынки (телеграфной, междугородной телефонной связи, местной телефонной связи и др.), в рамках каждого из которых могут быть выделены сегменты или самостоятельные так называемые товарные рынки, характеризующие соотношения спроса и предложения на конкретные услуги.
Комплексное исследование рынка услуг связи - сложная экономическая проблема, решаемая в рамках маркетинговой деятельности предприятий. В основе ее решения лежит проведение специальных исследований услуг, характера производства, сегмента пользователей и других факторов. Программа проведения исследования рынка услуг связи, как правило, включает следующие направления:
- анализ общих характеристик рынка, определение его потенциальной емкости по отдельным видам традиционных и новых услуг;
- изучение потребителей, их поведение на рынке и отношения к конкретным видам услуг;
- анализ рыночной сегментации по различным признакам и сферам применения услуг;
- оценка существующего и прогнозируемого спроса, изучение факторов, определяющих его величину;
- анализ условий конкуренции и деятельности альтернативных операторов.
Для получения объективной информации о конъюнктуре рынка необходимо использовать отчетные статистические данные предприятий связи, статистических и финансовых органов в регионах, отчетные и прогнозные материалы Госкомсвязи и МАП России, Министерства экономики и Министерства финансов РФ. Однако этих данных как правило бывает недостаточно для прогнозирования состояния рынка в будущем периоде, поэтому маркетинговые исследования предусматривают социологические обследования в общем состоянии рынка. Такая информация, полученная непосредственно от потребителей, называется «первичной», тогда как данные, собранные из статистических источников, относятся к «вторичной» информации.
Группы главных потребителей в каждом сегменте рынка являются объектом исследования спроса. Целью исследования спроса является определение требуемого объема услуг конкретного вида, которое предприятие связи должно произвести в определенные промежутки времени текущего и перспективного периода, с тем, чтобы все услуги нашли своих потребителей, а производитель, реализуя их, мог эффективно работать и развиваться.
Горизонты прогнозирования могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. При краткосрочном прогнозе (квартал, полугодие) необходимо учитывать все факторы, влияющие на спрос - от временных и случайных, до постоянных и циклических.
При среднесрочном прогнозе (год, два года) можно пренебречь сезонными, временными и случайными воздействиями. Наибольшее внимание при этом следует уделять внутренним факторам, которые должны согласовываться с изменением внешних условий развития спроса. Целесообразно при этом проанализировать прогнозируемое потребление и влияние тарифов на спрос среди взаимозаменяемых и взаимодополняемых услуг.
Для долгосрочного прогноза (более двух лет) потребуется отказаться от учета циклических факторов, оставив в программе обследования лишь наиболее общие, усредненные, относительно усредненные во всем прогнозируемом периоде из них.
Рост прибыли зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.
Затраты на производство и реализацию продукции, определяющие ее себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат.
Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношении материальных и трудовых затрат и других факторов.
Затраты на производство и реализацию продукции - один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности.
Одним из направлений экономии затрат на производство услуг связи на данный момент является оптимизация численности персонала. Совершенствование технологий в области эксплуатации сетей и реорганизация процессов продаж и обслуживания - достаточно капиталоемкие направления, однако именно по ним ожидается наибольшая экономия затрат на персонал.
С целью повышения эффективности деятельности Бурятского филиала разработана программа по оптимизации численности на период 2007-2009 год.
Являясь частью национального производственно-экономического потенциала, связь Российской Федерации за годы перехода к рыночным отношениям испытывала на себе все трудности, связанные с реформированием экономической и политической системы, негативные последствия острых социальных проблем, которые привели к снижению спроса на многие виды услуг связи из-за низкой платежеспособности потребителей.
Документальная электросвязь развивается в направлении совершенствования процессов передачи сообщений улучшения их качества. Телеграфная сеть общего пользования переведена на систему коммутации сообщений. В настоящее время на территории Российской Федерации действует 14 центров коммутации сообщений на базе ЕС ЭВМ, расположенных в крупных городах страны. Разветвленность этой сети обеспечивается малыми центрами и концентраторами коммутации сообщений, которых насчитывается более 150.
Сеть абонентского телеграфа (АТ) базируется в основном на координатных станциях, не обеспечивающих достаточный уровень качества, предъявляемый абонентами делового сектора. В последние годы введено в эксплуатацию 12 электронных коммутационных станций, заменивших морально устаревшее коммутационное оборудование. Для удовлетворения потребностей абонентов АТ услугами международной связи во всех регионах страны проведена работа по объединению сетей абонентского телеграфа и службы «Телекс».
Служба передачи данных включает коммутируемую сеть, насчитывающую около 100 тыс. абонентов, и службу передачи данных с коммутацией пакетов. Последняя базируется на сетях «Спринт, «Роспак», «Роснет», «Инфотел» и других и насчитывает примерно 30 тыс. абонентов.
Междугородная телефонная связь Российской Федерации, включая международную, представляет собой современный стабильно функционирующий телекоммуникационный комплекс, технический уровень которого в основном соответствует предъявляемым к нему требованиям международным стандартам. В настоящее время на телефонной сети общего пользования функционирует 126 автоматических междугородных телефонных станций (АМТС) и узлов автоматической коммутации (УАК), в том числе 60 цифровых. Протяженность междугородных телефонных каналов на магистральных и внутризоновых сетях достигает 420 млн. кан.-км, почти половина из которых образована цифровыми системами передачи. Если в 1991 г. Весь бывший СССР имел только одну международную телефонную станцию (МНТС) емкостью 4 тыс. каналов и 1100 международных каналов связи, то в настоящее время международную связь обеспечивает 10 цифровых МНТС общей монтированной емкостью около 110 тыс. каналов, а техническая емкость международных линий, которой располагает страна, превышает 70 тыс. цифровых каналов. По оценке специалистов, вопросы доступа абонентов к международной связи полностью решены не только в отношении текущего спроса, но и на ближайшие 10….15 лет.
Важнейшим перспективным направлением развития данной подотрасли является создание цифровой сети связи общего пользования (ЦСС ОП), наложенной на существующую телефонную коммутируемую сеть. Она должна обеспечить пользователям разговорные тракты высокого качества для осуществления междугородных разговоров, обмена различными видами документальных сообщений. Совершенствование технико-технологической базы телефонной связи позволит перейти к качественно новому уровню обслуживания потребителей - созданию интеллектуальной сети (ИС). Такие сети образуются в результате добавления к сетям электрической связи системы «интеллектуальных» узлов, оборудованных мощными ЭВМ, которые имеют широкие возможности обработки информации. Имея доступ к ИС, абонент получает возможность пользоваться большим количеством новых услуг, а также может сам управлять предоставляемыми услугами, заказывать их на определенное время, изменять по своему усмотрению некоторые параметры обслуживания.
Преимущества, заложенные в современных средствах междугородной связи, могут быть в полной мере реализованы только в случае достаточного развития местных телефонных сетей. Сеть местной (городской и сельской) телефонной связи Российской Федерации является одной из крупнейших в мире. В то же время по телефонной плотности, характеризующейся количеством телефонных аппаратов на 100 жителей, Россия значительно отстает от промышленно развитых стран. Еще одной проблемой, остро стоящей перед местной телефонной связью, является наличие в эксплуатации большого количества морально и физически устаревшего оборудования и аппаратуры, часто выработавшего свой срок службы. Доля станций декадно-шаговой и координатной систем на местных телефонных сетях составляет в настоящее время более 80%, примерно такая же ситуация имеет место и по линейным сооружениям. Модернизация местных телефонных сетей, так же и их дальнейшее развитие, требует значительных капиталовложений. В то же время действующая система тарификации услуг не обеспечивает операторам электросвязи возмещение расходов, связанных с расширением и эксплуатацией местных телефонных сетей, особенно в сельской местности, что снижает темпы их развития и не позволяет в полной мере осуществлять мероприятия по улучшению качества услуг.
В качестве одной из задач ближайших лет следует выделить переход местных телефонных сетей на систему повременного учета стоимости разговоров. Такая система, широко применяемая в странах с развитыми сетями телекоммуникаций, в России используется только в 21-м городе, при этом оборудованием, позволяющим осуществлять повременный учет, снабжено только 27% монтированной емкости. Преимущества повременного учета продолжительности местных разговоров состоят в том, что эта система позволяет улучшить сетевой контроль качества обслуживания, диагностику оборудования местных телефонных сетей, обеспечить защиту от незаконных подключений, ввести научно обоснованную систему расчетов с потребителями.
Ускоренными темпами развиваются пункты общего пользования местной телефонной связи - таксофоны. Их количество составляет около 200 тыс., в том числе почти 3 тыс. универсальных, с помощью которых предоставляются услуги местной, междугородной и международной связи.
Высокая конкуренция в рассматриваемом секторе рынка услуг связи приводит к постоянному и ощутимому снижению тарифов, делает подвижную связь все более доступной для абонентов, а использование на телефонных сетях общего пользования оборудования беспроводной связи поможет более успешно решать проблемы телефонизации.
Являясь транспортной системой информационного пространства, система телекоммуникаций должна соответствовать предъявляемым к ней требованиям высококачественной и бесперебойной передачи информации. При этом следует учитывать, что развитие рыночных структур, создание в стране большого числа совместных предприятий, зон свободного предпринимательства, приток иностранного капитала повышают потребность в средствах и услугах связи, имеющих повышенные потребительские свойства. Органы управления и регулирования в отрасли связи строят техническую политику в области развития телекоммуникаций России с учетом этих требований. Наиболее полное выражение они нашли в Концепции Программы Российской Федерации в области связи до 2010 г., основными положениями которой являются:
- обеспечение приоритетности развития отрасли связи и установление поощрительной государственной политики в этой области;
- создание правовых основ развития связи в стране, а также правовых гарантий, обеспечивающих привлечение к инвестиционной деятельности отечественных и иностранных предпринимателей;
- использование всех форм собственности в отрасли и регулируемая демонополизация в предоставлении услуг связи, создание условий для добросовестной конкуренции;
- совершенствование тарифной политики на услуги связи;
- внедрение новых механизмов взаиморасчетов между предприятиями связи за взаимно предоставляемые сетевые ресурсы и услуги.
Реализация этой программы будет способствовать стабилизации и росту количественных и качественных показателей деятельности связи, привлечению в развитие сетей значительных объемов инвестиций, в том числе и иностранных. Это обеспечит сокращение разрыва между потребностями общества в высококачественных услугах связи и возможностями предприятий отрасли по их удовлетворению. Высокими темпами будет снижаться отставание российских телекоммуникаций от сетей связи промышленно развитых странах, а применение отечественных сетях современных технологий обеспечит их гармоничное вхождение в мировое телекоммуникационное пространство. Все эти мероприятия будут способствовать росту прибыли на предприятиях связи и ее дальнейшему развитию.
Таким образом, изучив теоретические основы формирования и использования прибыли предприятия, перейдем к анализу формирования и использования прибыли. Для анализа формирования и использования прибыли предприятия используем статистическую и годовую отчетность предприятия в нашем случае Бурятского филиала ОАО «Сибирьтелеком»
2. Анализ деятельности бурятского филиала ОАО «Сибирьтелеком» за 2005-2007 годы
2.1 Анализ работ и представляемых услуг
В 2002 году произошла реорганизация юридического лица: до 1 декабря 2002 г. ОАО «Электросвязь» РБ существовало как самостоятельное юридическое лицо, с 1 декабря 2002 г. ОАО «Электросвязь» РБ было присоединено к ОАО «Сибирьтелеком» с центром управления в г. Новосибирске. Также к ОАО «Сибирьтелеком» было присоединено 11 компаний электросвязи, начиная с Омска и заканчивая Читой.
Филиал состоит из 11 структурных подразделений, 7 из которых имеют в свою очередь ещё 10 подразделений. По каждому структурному подразделению составлено положение о его юридическо-правовом статусе.
В компетенцию регионального Филиала входит:
- организация правового обеспечения деятельности Филиала,
- осуществление взаимодействия от имени Общества с органами власти, организациями, предприятиями и учреждениями в регионе по вопросам, вытекающим из деятельности из деятельности Филиала, представление интересов Общества в арбитражном суде и судах общей юрисдикции,
- взаимодействие с другими Филиалами Общества.
Руководство Филиалом осуществляет Заместитель Генерального директора - Директор Филиала, назначенный решением Совета директоров по представлению Генерального директора Общества. Трудовые отношения Директора Филиала с Обществом регулируются трудовым договором. Руководит деятельностью Филиала в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Обществом, действует по доверенности, выдаваемой Обществом, в пределах полномочий, определённых Положением о региональном филиале и контрактом. Директор Филиала непосредственно подчиняется Генеральному Директору Общества. Решения Собрания акционеров, Совета директоров, Правления Общества, указания Генерального директора, изданные в пределах их полномочий, обязательны для Филиала.
В отсутствии Директора Филиала его обязанности возлагаются по согласованию с Генеральным директором Общества на одного из заместителей директора Филиала. Передача полномочий осуществляется, в случае необходимости, доверенностью за подписью Генерального Директора Общества.
Директор Филиала действует в пределах полномочий, определяемых Положением о региональном филиале и другими решениями Общества, обеспечивает выполнение решений органов управления Общества, касающихся деятельности Филиала; обеспечивает соблюдение законодательства РФ, издает приказы и указания, обязательные для всех работников Филиала; от имени Общества совершает действия, необходимые для государственной регистрации прав Общества на недвижимое имущество и сделок с ним, подписывает необходимые документы и принимает участие в работе органов управления этих организаций; заключает и расторгает договоры, включая трудовые, открывает счета в банках, выдаёт доверенности, подписывает в пределах своих полномочий финансовые и иные документы; представляет интересы Общества как собственника автотранспортных средств в отношениях с ГИБДД, иными государственными органами.
Директор Филиала несет ответственность за:
- выполнение Филиалом своих функций, а также обязанностей, вытекающих из целей его деятельности,
- состояние и результаты финансово-хозяйственной деятельности Филиала,
- защиту охраняемых законом сведений и обеспечение безопасности информации, обрабатываемой техническими средствами Филиала,
- эффективное использование закреплённого за Филиалом имущества, его сохранность и учёт,
- за соблюдение законодательства о труде, выполнение требований соглашений по трудовым и социально-экономическим вопросам, а также обязательств по коллективному договору.
Контроль финансово-хозяйственной деятельности Филиала осуществляет ревизионная комиссия Общества, контрольно-ревизионный отдел Общества, внешний аудитор, назначенный либо привлечённый Обществом. Проверки результатов финансово-хозяйственной деятельности Филиала ревизионной комиссией Общества производятся по поручению общего Собрания акционеров или Совета директоров Общества, а также по инициативе акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций Общества, либо по собственной инициативе. Проверки результатов финансово-хозяйственной деятельности Филиала контрольно-ревизионным отделом Общества производятся по приказу Генерального директора Общества, а также на основании решения Совета директоров и Правления Общества. Составленное по результатам проверки деятельности Филиала заключение направляется Генеральному директору, Директору Филиала, а также инициатору проведения проверок. Ревизионная комиссия составляет заключение по итогам финансового года отдельно по Филиалу и Обществу в целом.
Бурятский филиал ОАО «Сибирьтелеком» осуществляет свою деятельность на основании лицензии №23236, согласно которой предоставляет на территории Республики Бурятия практически все виды услуг электросвязи, включая местную, междугородную и международную телефонную связь, документальную связь, радиотелефонную связь и услуги проводного вещания. Основные показатели работы приведены в таблице 1.
Таблица 1. Основные показатели работы за 2005-2007 годы
№ |
Наименование показателя |
ЕИ |
2005 год |
2006 год |
2007 г. |
Отн 2007 к 2005 % |
|
1 |
Выручка начисленная |
т. руб. |
401887,1 |
559576,0 |
789543 |
196,5 |
|
2 |
Затраты на производство |
т. руб. |
301552,0 |
402752,0 |
543715 |
180,3 |
|
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |