Дипломная работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Оценка финансового положения и перспектив развития предприятия


81

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИЛАЛ

ФАКУЛЬТЕТ: «БАНСКОВСКОЕ ДЕЛО, ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «060400 - ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

Студент: Пителин Андрей Сергеевич

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Оценка финансового положения и перспектив развития предприятия

РЯЗАНЬ 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение____________________________________________________________2

1.Финансы предприятия_______________________________________________5

1.1. Основы организации финансов предприятий__________________________5

1.2. Планирование финансов__________________________________________10

1.2.1. Понятие планирования__________________________________________10

1.2.2. Цели планирования_____________________________________________12

1.2.3. Организация планирования______________________________________14

1.2.4. Процесс планирования__________________________________________15

1.3. Управление финансами___________________________________________16

1.3.1. Управление активами___________________________________________16

1.3.2. Управление текущими активами__________________________________17

1.3.3. Управление основными активами_________________________________18

2. Сущность, цели и виды оценки финансового положения предприятия_____20

2.1 Порядок оценки финансового состояния_____________________________24

3. Анализ финансового положения_____________________________________27

3.1 Цели и задачи анализа финансового положения экономических субъектов_27

3.2. Методы и приемы анализа финансового состояния___________________32

3.3 Оценка и анализ финансовых результатов, состояния и деятельности предприятия________________________________________________________39

3.3.1 Определение налогооблагаемой прибыли и распределение финансовых результатов предприятия_____________________________________________39

3.3.2 Анализ уровня динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия____________________________________________44

3.3.3 Анализ финансового состояния предприятия________________________45

3.3.4 Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса___47

3.3.5 Анализ состояния запасов и затрат_________________________________52

3.3.6 Анализ финансовой устойчивости предприятия______________________53

3.3.7 Анализ ликвидности баланса______________________________________59

3.3.8 Анализ финансовых коэффициентов_______________________________62

Заключение_________________________________________________________70

Список литературы__________________________________________________72

Глоссарий__________________________________________________________77

Приложение 1_______________________________________________________78

Приложение 2_______________________________________________________79

Приложение 3.______________________________________________________81

Введение

Оценка финансового положения предприятия является в определенной мере новым явлением в отечественной экономической теории и практике. Эта необходимость обусловлена в первую очередь переходом нашей экономики на рыночные отношения.. В области оценки экономической эффективности коммерческой организации уже наработан определенный опыт как в теории, так и на практике.

Цель любой коммерческой организации -- получение максимальной прибыли, но это «узкое» толкование цели. На мой взгляд, в более широком понимании под основной целью деятельности коммерческой организации следует понимать обеспечение ее устойчивого финансового положения, а получение максимальной прибыли является основой для достижения данной цели.

В современных условиях правильное определение реального финансового состояния предприятия имеет огромное значение не только для самих субъектов хозяйствования, но и для многочисленных акционеров, особенно будущих потенциальных инвесторов.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных от-ношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния как своего предприятия так и существующих потенциаль-ных конкурентов. Финансового положения - важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. В этом одного умения реально оценивать финансовое положение недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.

Финансовое положение предприятия характеризуется размещением и использованием средств предприятия. Эти сведения представляются в балансе предприятия. Основными факторами, определяющими финансовое положением, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборота капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое положением, выступает платежеспособность предприятия, под которой подразумевают его способность вовремя удовлетворять платежные требования, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет.

Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств. Наконец, предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово- хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной предприятиям самостоятельности и необходимости финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той доли прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать такую экономическую среду, в условиях которой выгодно производить товары, получать прибыль, снижать издержки. В этом и заключается вся актуальность моей дипломной работы Все вышеизложенное и побудило меня написать дипломную работу именно на данную тему.

1.Финансы предприятия.

1.1. Основы организации финансов предприятий.

В соответствии с Законом "0 предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР" от 25 декабря 1990г. предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

Как правило, предприятие выступает юридическим лицом, что определяется совокупностью признаков: обособленностью имущества, ответственностью по обязательствам этим имуществом, наличием расчетного счета в банке, выступлением от своего имени. Обособленность имущества выражается наличием самостоятельного бухгалтерского баланса, на котором числится имущество предприятия.

Финансовые отношения предприятия возникают тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия, его доходов, привлечение заемных источников финансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой деятельности, их использование на цели развития предприятия.

Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего финансового обеспечения, т.е. первоначального капитала, который образуется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму уставного капитала. Это важнейший источник формирования имущества любого предприятия. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно - правовой формы предприятия.

При создании предприятия уставной капитал направляется на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно - хозяйственной деятельности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использование которых является важным доходообразующим фактором "Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой". Под общей редакцией проф. д.э.н. А.П. Градова и проф. д.э.н. Б.И. Кузина СПБ, Специальная литература, с 278

. Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежную форму - форму выручки от реализации произведенных товаров, которая поступает на расчетный счет предприятия.

Выручка - это еще не доход, но источник возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В результате использования выручки из нее выделяются качественно разные составные части созданной стоимости.

Прежде всего это связано с формированием амортизационного фонда, который образуется в виде амортизационных отчислений после того, как износ основных производственных фондов и нематериальных активов примет денежную форму. Обязательным условием образования амортизационного фонда является продажа произведенных товаров потребителю и поступление выручки.

Поскольку материальную основу создаваемого товара составляют сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных производственных фондов, заработной платой работников составляют издержки предприятия по производству продукции, принимающие форму себестоимости. До поступления выручки эти издержки финансируются за счет оборотных средств предприятия, которые не расходуются, а авансируются в производство. После поступления выручки от реализации товаров оборотные средства восстанавливаются, а понесенные предприятием издержки по производству продукции возмещаются.

Обособление издержек в виде себестоимости дает возможность сопоставить полученную от реализации продукции выручку и произведенные затраты. Смысл инвестирования средств в производство продукции состоит в получении чистого дохода, и если выручка превышает себестоимость, то предприятие получает его в виде прибыли.

Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми они распоряжаются самостоятельно. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе.

Назначение амортизационных отчислений - обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов и нематериальных активов. В отличие от амортизационных отчислений прибыль не остается полностью в распоряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет, что определяет еще одну сферу финансовых отношений, которые возникают между предприятием и государством по поводу распределения созданного чистого дохода.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия - это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия.

Амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на накопление, составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно - техническое развитие, формирование финансовых активов - приобретение ценных бумаг, вклады в уставной капитал других предприятий и т. п. Другая часть прибыли, используемая на накопление, направляется на социальное развитие предприятия. Часть прибыли используется на потребление, в результате чего возникают финансовые отношения между предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на предприятии.

В современных условиях хозяйствования распределение и использование амортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегда сопровождается созданием обособленных денежных фондов. Амортизационный фонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распределении прибыли в фонды специального назначения оставлено в компетенции предприятия, но это не меняет сущности распределительных процессов, отражающих использование финансовых ресурсов предприятия.

Поскольку финансы предприятия как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятий. Исходя их этого, принципы организации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятельность в области финансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты, контроль за финансово - хозяйственной деятельностью предприятия.

Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита, если речь идет о текущих затратах, и долгосрочных банковских кредитов, используемых на капитальные вложения.

Хозяйственная деятельность предприятия неразрывно связана с его финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая их в производство продукции в целях получении прибыли.

Финансовые ресурсы предприятия, направляемые на его развитие, формируются за счет: Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. М.: Дело и сервис, 1999,169с.

· амортизационных отчислений;

· прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности;

· дополнительных паевых взносов участников в товариществах;

· средств, получаемых от выпуска облигаций;

· средств, мобилизуемых с помощью выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов;

· долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме облигационных займов);

· других законных источников (например, добровольных безвозмездных взносов предприятий, организаций, граждан).

Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию с высокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам. К ним относятся предприятия жилищно - коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия, получающие ассигнование из бюджета. То же характерно и дпя предприятий оборонного значения, хозяйственная деятельность которых не может считаться предпринимательской и финансируется за счет средств, полученных от реализации продукции.

1.2. Планирование финансов

1.2.1. Понятие планирования

Финансовое планирование - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.

Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.

Руководство предприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и инвестиционной политики и много другое.

Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

Невозможно выработать общие правила, устанавливающие степень детализации бюджета. В первую очередь она зависит от того, насколько высок уровень надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий.

1.2.2. Цели планирования

Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

Бюджет как экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Как указывалось в предыдущем параграфе, группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.

Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.

1.2.3. Организация планирования.

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Как показано п.1.2.2, бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов); по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-uр (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается "сверху", т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

1.2.4. Процесс планирования.

Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования.

Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводить планирование использование как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.

Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.

Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.

1.3. Управление финансами

1.3.1. Управление активами

Существуют следующие основные направлен расходования фондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги. Увеличение активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля - все это активы. Любое увеличение активов означает использование фондов. Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.

Платежи собственникам. В частных предприятиях и товариществах все, что осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит владельцам. В корпорациях капитал, который предприятие не используют на себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.

1.3.2. Управление текущими активами.

Под текущими активами понимаются активы, которые предприятие может держать в пределах года.

Цикл оборотного капитала. Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:

· - планирования закупок необходимых материалов;

· - введения жестких производственных систем;

· - использования современных складов;

· - совершенствования прогнозирования спроса;

· - быстрой доставки.

Второй путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредитной политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

1.3.3. Управление основными активами

К основным активам относятся те, которые фирма использует больше года. Ламыкин И.А. Бухгалтерский учетю Учебник. - М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, Ригант, 2000. - 520 с

Они включают основной капитал и природные ресурсы. Одной из обязанностей финансистов является выбор варианта использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование.

Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку "плюсы" добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет.

То обстоятельство, что главным для финансистов является основной капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления недвижимостью.

(Классификация активов представлена в приложении 1).

2. Сущность, цели и виды оценки финансового положения предприятия

В настоящее время финансовое положением хозяйственных субъектов трактуется с различных позиций, при этом отсутствует единый методологический подход к его определению, что затрудняет построение универсальных практических методик анализа.

Во-первых, финансовое положение понимается как точечная характеристика процесса кругооборота капитала по оси времени, отражающая, также способность предприятия к дальнейшему развитию. Финансовое положением предприятия - это экономическая категория, отражающая положением капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени. Финансовое положение предприятия характеризуется составом и размещением средств, структурой их источников, скоростью оборота капитала, способностью предприятия погашать свои обязательства в срок и в полном объеме, а также другими факторами.

Во-вторых, финансовое положение рассматривается как характеристика размещения средств предприятия, его инвестиционной деятельности, особо здесь подчеркивается планово - контрольный аспект данной категории. Финансовое положение предприятий характеризует размещение и использование средств предприятия. Оно обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота производственных фондов и особенно оборотных средств.

В-третьих, финансовое положение может трактоваться как платежеспособность предприятия. Финансовое положение предприятия - обеспеченность или необеспеченность предприятия денежными средствами для обеспечения его хозяйственной деятельности.

В-четвертых, финансовое положение рассматривают как составную часть экономического потенциала организации, отражающую финансовые результаты деятельности организации. Выделяют две стороны экономического потенциала: имущественное положение коммерческой организации и ее финансовое положение. Финансовое положение определяется достигнутыми за отчетный период финансовыми результатами и, кроме того, описывается некоторыми статьями баланса, а также соотношениями между ними. При этом с позиции краткосрочной перспективы говорят о ликвидности и платежеспособности организации, а в долгосрочном плане - о финансовой устойчивости.

В-пятых, финансовое положением понимают как характеристику инвестиционной привлекательности предприятия, его конкурентоспособности на финансовом рынке. Финансовое положением хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

В-шестых, существует учетный подход к определению финансового состояния как совокупности показателей финансовой отчетности предприятия. Финансовое положение характеризуется определенной совокупностью показателей, отраженных в балансе по состоянию на определенную дату (начало и конец квартала, полугодия, девяти месяцев, года) как остатки по конкретным счетам или комплексу счетов бухгалтерского учета. Финансовое положение организации характеризует, в самом общем виде, изменения в размещении средств и источниках их покрытия (собственных или заемных) на конец периода по сравнению с их началом.

Таким образом, для целей данной работы финансовое положение предприятия можно определить как комплексную экономическую категорию, характеризующую на определенную дату наличие у предприятия различных активов, размеры обязательств, способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться в изменяющейся внешней среде, текущую и будущую возможность удовлетворять требования кредиторов, а также его инвестиционную привлекательность.

Из различных трактовок понятия финансового состояния вытекают различные цели его оценки. С точки зрения бизнес - диагностики, результатом анализа финансового состояния является определение оптимальной величины резервов предприятия, которая должна быть достаточной для обеспечения нормальной платежеспособности предприятия и сводить к минимуму издержки финансового риска, и, в то же время, не отвлекать избыточные оборотные ресурсы из текущей хозяйственной деятельности.

Существует также ориентация анализа на поиск и устранение внутрифирменных проблем:

Главной целью анализа финансового состояния является оценка и идентификация внутренних проблем компании для подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений, в том числе в области развития, выхода из кризиса, перехода к процедурам банкротства, покупки-продажи бизнеса или пакета акций, привлечения инвестиций (заемных средств).

Поставленные цели обусловили необходимость решения ряда аналитических задач. В отечественной литературе выделяют следующие основные группы задач внутреннего анализа финансового состояния предприятия:

1. Идентификация финансового положения.

2. Выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе.

3. Выявление основных факторов, вызвавших изменения в финансовом состоянии.

4. Своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

5. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

6. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

Содержание внешней оценки финансового состояния во многом определяется сферой экономических интересов пользователей (Приложение 2).

Оценка финансового состояния может проводиться с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Выделяют три основных типа моделей, дескриптивные, предикативные и нормативные.

Дескриптивные модели, известные также, как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.

Предикативные модели - это модели предсказательного, прогностического характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа.

Нормативные модели позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей.

В зависимости от заданных направлений анализ финансового состояния может проводиться в следующих формах:

1. Ретроспективный анализ (предназначен для анализа сложившихся тенденций и проблем финансового состояния компании, при этом считается, что достаточно квартальной отчетности за последний отчетный год и отчетный период текущего года).

2. Перспективный анализ (необходим для экспертизы финансовых планов, их обоснованности и достоверности с позиций текущего состояния и имеющегося потенциала).

3. План - фактный анализ (требуется для оценки и выявления причин отклонений отчетных показателей от плановых).

2.1.. Порядок оценки финансового состояния

Как правило, основной информационной базой для финансового анализа являются формы годовой и квартальной бухгалтерской отчётности, аналитические отчёты, данные полученные независимой экспертизой.

Общий качественный анализ является одним из начальных этапов оценки финансового состояния организации. На данном этапе оценивается достоверность предоставленной отчетности, качество бухгалтерского учета, организованного на предприятии, изучается степень соответствия денежной оценки активов и обязательств их реальным рыночным величинам, с качественных позиций оценивается нематериальная сфера предприятия: деловая репутация, устоявшиеся хозяйственные связи, уровень подготовки и организации менеджмента, текучесть и профессионализм кадров, перспективы развития отрасли и целевых рынков предприятия, стадии жизненного цикла основных товаров предприятия и т.д. Подобные процедуры могут проводиться с использованием методов SWOT - анализа, построением матриц сравнительных конкурентных преимуществ предприятия и локальных проблемных областей, «узких мест». Так же может производится на этом этапе вертикальный и горизонтальный финансовый анализ.

Коэффициентный анализ представляет собой расчёт коэффициентов по различным направлениям

- Показатели оценки имущественного положения.

- Показатели оценки ликвидности и кредитоспособности.

- Показатели оценки финансовой устойчивости.

- Показатели деловой активности.

- Показатели оценки рентабельности.

Данное направление традиционно занимает основную роль в аналитических процедурах при оценке финансового состояния предприятия. Переход от абсолютных показателей к относительным обусловлен следующими факторами:

- устраняется влияние размера фирмы на итоговые показатели, появляется возможность оценивать не только размер, но и эффективность функционирования предприятия;

- так как числитель и знаменатель выражены в одних единицах, нивелируется влияние инфляционных процессов и курсов валют, становится возможным проводить сравнения предприятий различных стран;

- относительные показатели позволяют оценивать оптимальность структуры активов, источников финансирования, а также их соотношение на различных временных горизонтах.

Базой сравнения для оценки того или иного финансового показателя могут выступать:

1. Регламентируемые документами и законодательными актами коридоры нормативных значений.

2. Научно-обоснованные оптимальные значения показателей.

3. Среднеотраслевые значения показателей.

4. Характеристики предприятий-аналогов.

5. Динамика собственных показателей за предыдущие периоды.

Влияние проблемных ситуаций, возникающих при интерпретации финансовых коэффициентов, в известной мере позволяют нивелировать интегральные модели оценки финансового состояния основанные на расчете небольшого числа финансовых показателей сводимых в комплексную оценку. При этом данные модели позволяют отнести предприятие к той или иной группе, с соответствующим набором характеристик. На основе подобного анализа появляется возможность абсолютной оценки финансового положения предприятия на определенную дату, а не только изучения его изменений и сравнительного анализа. Также интегральные методики удобны для экспресс-анализа финансового состояния, так как не требуют значительных затрат времени и ресурсов.

В общем блоке интегральных методик можно выделить следующие концептуальные направления:

1. Статистически обоснованные модели прогнозирования возможного банкротства. Здесь используется показатели Альтмана (известные так же как Z счёт, Z показатель или индекс кредитоспособности), Модель Лиса, Модель Таффлера, Модель ИГЭА, Модель Фулмера, Модель Спрингейта и другие (Приложение 3).

2. Методики определения рейтинга организации в целях кредитования. Здесь используется методики, разработанные различными коммерческими банками. Примерами может служить модели разработанные Сбербанком РФ, Московским индустриальным банком, а так же метод Credit-men

3. Методики ранжирования организаций. Здесь используется метод суммы мест, метод средней геометрической, метод коэффициентов значимости и метод расстояний

На основании данных полученных в ходе оценки финансового состояния предприятия экспертная группа делает заключение о финансовом состоянии организации.

3. Анализ финансового положения

3.1 Цели и задачи анализа финансового положения экономических субъектов

Под финансовым положением предприятия понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресур-сами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Финансовое положение предприятия может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое положением предприятия зависит от результатов его произ-водственной, коммерческой и финансовой деятель-ности. Если производственные и финансовые планы успешно выполняются, то это положи-тельно влияет на финансовое положением предприятия , и, наоборот, в результате невыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себе-стоимости, сни-жается выручка и сумма прибыли, следовательно, ухудшается финансовое положением предприятия и его плате-жеспособность.

Устойчивое финансовое положен ие в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресур-сами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности на-правлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, вы-полнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заем-ного капитала и наиболее эффективного его использования. Главной целью финансовой дея-тельности является решение, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффектив-ного развития производства и получения максимальной прибыли. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. М.: Дело и сервис, 1999,169с.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по со-ставу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные и заемные сред-ства. Следует знать и такие понятия рыночной экономики как деловая активность, ликвид-ность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас фи-нансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и дру-гие, а также методику их анализа.

Поэтому финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита, Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности повышения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения. В последние годы появилось достаточно много серьезных и актуальных публикаций, посвященных финансовому анализу. Активно осваивается зарубежный опыт финансового анализа и управления предприятиями, банками, страховыми организациями и т.д. Вместе с тем следует отметить, что наличие большого числа интересных и оригинальных изданий по различным аспектам финансового анализа не снижает потребности и спроса на специальную методическую литературу, в которой последовательно, шаг за шагом воспроизводилась бы комплексная логически целостная процедура финансового анализа.

Цель анализа состоит не только в том, чтобы установить и оценить финансовое положение предприятия, но и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового положения предприятия показывает, по каким направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные ас-пекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия. В соответствии с этим результаты анализа дают от-вет на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятель-ности. Но главной целью анализа является своевременно выявлять и устранять недостатки в финан-совой деятельности и находить резервы улучшения финансового положения предприятия и его платежеспособности. Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется целая система показа-телей, характеризующих измене-ния:

· структуры капитала предприятия по его размещению к источникам образования;

· эффективности и интенсивности его использования;

· платежеспособности и кредитоспособности предприятия;

· запаса его финансовой устойчивости.

Показатели должны быть такими, чтобы все те, кто связан с предприятием эконо-мичес-кими отношениями, могли ответить на вопрос, насколько надежно предприятие как парт-нер а, следовательно, принять решение об экономической выгодности продолжения отноше-ний с ним. Анализ финансового положения предприятия основывается главным образом на относительных показателях, т. к. абсо-лютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в со-поста-вимый вид. Относительные показатели можно сравнивать с:

общепринятыми “нормами” для оценки степени риска и прогнозирования возмож-ности банкротства;

аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и сла-бые стороны предприятия и его возможности;

аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.

Основные задачи анализа:

своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности;

прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;

разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.


Анализом финансового состояния предприятия занимаются не только руководители и соответствующие службы пред-приятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ре-сурсов, банки для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т. д.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое положением предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия - это лишь “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации, необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному, но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Введение нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывает необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности.

Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности предприятия является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами- пользователями информации о деятельности предприятия.

В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа.

Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:

1) анализа финансовых результатов деятельности предприятия;

2) анализа финансового состояния;

3) анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия (форма N1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (форма N 2 годовой и квартальной отчетности). Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит приложение к балансу (форма N 5 годовой отчетности).

3.2. Методы и приемы анализа финансового состояния

Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов.

Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.

К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.

Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.

Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

Основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.

Горизонтальный (временный) анализ - сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования.

Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.

Многие математические методы: корреляционный анализ, регрессионный анализ, и др., вошли в круг аналитических разработок значительно позже.

Методы экономической кибернетики и оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа.

Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.

В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем.

Основная цель анализа финансового состояния -- это не только оценка текущего положением предприятия, но и отслеживание тех или иных тенденций в изменении основ-ных финансовых показателей, выявление слабых позиций, проведение целенаправленной работы на улучшение этих показателей.

При исследовании применяются основные статистические методы: группировок, средних и относительных величин, графический, индексный, а также ме-тод сопоставления.

Главная цель анализа финансового состояния -- проследить динамику и структуру изменений финансового состояния предприятия посредством оценки изме-нения основных финансовых показателей.

При этом используются следующие методы статистического исследования:

* построение динамических рядов, как фактических показателей, так и в со-поставимых (относительных) показателях;

* расчет показателей динамических рядов;

* построение трендовых и регрессионных моделей;

* расчет индексов.

Главенствующее место при анализе финансового состояния занимает:

1) изучение структуры того или иного показателя;

2) характеристика динамики показателя;

3) оценка и исследование факторов, влияющих на изменения основных показателей, их состав и динамику изменения.

В последнее время, в связи с повсеместным внедрением вычислительной техники процесс анализа финансового положения коммерческого предприятия значительно упростился. Любой грамотный экономист использует стан-дартные электронные таблицы и в состоянии написать программы расчета финансовых показателей и тем самым избавить себя от монотонной расчетной части и сосредоточит-ся непосредственно на анализе и прогнозе.

Здесь следует отметить, что успех анализа и прогноза в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации.

Методика анализа финансового состояния предназначена для обеспечения управления финансовым положением предприятия и оценки финансовой устойчивости его деловых партнеров в условиях рыночной экономики. Она включает элементы, общие как для внешнего, так и внутреннего анализа.

Методика включает следующие блоки анализа: общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период; анализ финансовой устойчивости предприятия; анализ ликвидности баланса, анализ деловой активности и платежеспособности предприятия.

Оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период по сравнительному аналитическому балансу, а также анализ показателей финансовой устойчивости составляют исходный пункт, из которого должен логически развиваться заключительный блок анализа финансового состояния. Анализ ликвидности баланса должен оценивать текущую платежеспособность и давать заключение о возможности сохранения финансового равновесия и платежеспособности в будущем. Сравнительный аналитический баланс и показатели финансовой устойчивости отражают сущность финансового состояния. Ликвидность баланса характеризует внешние проявления финансового состояния, которые обусловлены его сущностью. Углубление анализа на основе данных учета приводит к задачам, относящимся преимущественно к внутреннему анализу. Так, исследование факторов финансовой устойчивости вызывает необходимость внутреннего анализа запасов и затрат, а уточнение оценки ликвидности баланса производится с помощью внутрен-него анализа состояния дебиторской и кредиторской задолжен-ности.

В ходе анализа для характеристики различных аспектов фи-нансового состояния применяются как абсолютные показатели, так и финансовые коэффициенты, представляющие собой отно-сительные показатели финансового состояния. Последние рас-считываются в виде отношений абсолютных показателей фи-нансового состояния или их линейных комбинаций.

Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда требуется определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель финансового состояния составляет от итога включающей его группы абсолютных показателей. Коэффици-енты распределения и их изменения за отчетный период, как будет показано ниже, играют большую роль в ходе предвари-тельного ознакомления с финансовым положением по сравни-тельному аналитическому балансу-нетто.

Коэффициенты координации используются для выражения от-ношений разных по существу абсолютных показателей финан-сового состояния или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл.

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значении с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базис-ных величин используются усредненные по временному ряду значения показателей данного предприятия, относящиеся к прошлым благоприятным с точки зрения финансового состоя-ния периодам, среднеотраслевые значения показателей, значения показателей, рассчитанные по данным отчетности наиболее удачливого конкурента. Кроме того, в качестве базы сравнения могут служить теоретически обоснованные или полученные в результате экспертных опросов величины, характеризующие оп-тимальные или критические с точки зрения устойчивости фи-нансового состояния значения относительных показателей. Та-кие величины фактически выполняют роль нормативов для фи-нансовых коэффициентов, хотя методики их расчета в зависи-мости, например, от отрасли производства пока не создано, по-скольку в настоящее время не устоялся и поэтому лишен полно-ценной системной упорядоченности набор относительных пока-зателей, применяемых для анализа финансового состояния предприятия. Зачастую предлагается избыточное количество по-казателей. Для точной и полной характеристики финансового состояния предприятия и тенденций его изменения достаточно сравнительно небольшого количества финансовых коэффици-ентов. Важно лишь, чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансового состояния.

Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

3.3 Оценка и анализ финансовых результатов, состояния и деятельности предприятия.

3.3.1 Определение налогооблагаемой прибыли и распределение финансовых результатов предприятия.

Различные стороны производств бытовой снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщено, наиболее важные показатели финансовых результатов делят предприятие представленные в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. К ним относятся: прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуги), прибыль (убыток) от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций, балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль и др.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которые в условиях рыночной экономики составляют основу экономического развития предприятия, характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия .

По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы конкретного предприятия.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия- это балансовая прибыль или убыток, которая представляет собой алгебраическую сумму результата от реализации продукции ( работ, услуг ), результаты от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

Рбр Р пр Р вн ( 1 )

где,

Рб- балансовая прибыль или убыток.

РР - результат ( прибыль или убыток ) от реализации продукции ( работ, услуг ).

РПР- результат от прочей реализации.

РВР- сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

Используя исходные данные, получаем следующий расчет:

Рб=2497 + 46 - 65 = 2478

Результат от реализации продукции ( работ, услуг ) определяется следующим расчетом:

РРР- SР- РНДС - РА ( 2 )

где,

ВР- выручка от реализации продукции.

SР- затраты на производство продукции.

РНДС- налог на добавленную стоимость.

РА - акцизы и экспортные пошлины.

Используя исходные данные, получаем следующий расчет:

РР = 136 - 8411 - 2727 = 2498

Исходным моментом в расчете показателей прибыли является оборот предприятия по реализации продукции

Выручка от реализации продукции ( работ, услуг ) характеризуют завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Изменение в реализации продукции показывают наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому финансовый отдел должен организовать ежедневный оперативный контроль за процессом отгрузки и реализации. Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия является принятая для всех предприятий независимо от формы собственности , единая модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли в условиях рыночных отношений, которая является моделью формирования и распределения финансовых результатов. Она отражает присущее всем предприятиям целей деятельности, единство показателей фактических результатов, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения.

Модель хозяйствования в условиях рыночной экономики содержит ряд расчетов:

1) Определение прибыли от реализации продукции (работ, услуг ) и иных материальных ценностей ( прочая реализация).

Прибыль от реализации продукции без НДС и анализов к затратам на производство и реализацию , включается в себестоимость.

П = В - Затр.

П = 4040 - 3115 = 925 ( тыс. руб. )

В себестоимость продукции при определении прибыли включают:

- материальные затраты с учетом затрат связанных с использованием сырья;

амортизационные отчисления на полное восстановление основного фонда;

оплата труда за производственные результаты в пределах нормирования (включая премии всем категориям );

отчисления на государственное, социальное страхование;

обязательное страхование имущества;

платежи по кредитам банков в пределах ставки, установленной законодательной; кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам, полученным на восстановление оборотных средств, на приобретение основных средств и не материальных активов;

расходы по всем видам ремонта;

другие затраты на производство и реализацию.

В себестоимость не включается выплаты в денежных и материальных формах, которые производятся за счет прибыли остающейся в распоряжении предприятия и специальных источников. Выплаты не связанные с оплатой труда.

Прибыль от реализации основных фондов и иных материальных ценностей определяется как разница между продажной ( рыночной ) ценой имущества и первоначальной или остаточной стоимости имущества.

2) определение балансовой ( валовой ) прибыли.

Балансовая ( валовая ) прибыль представляет собой прибыль:

Бал П = П реал. + П пр + П вп

Бал П = 2497 + 46 - 65 2489 ( тыс. руб. ).

В состав доходов ( расходов ) от внереализованных операций включают:

доход, полученный от долевого участия в совместном предприятии;

суммы полученные в виде экономичных санкций и возмещения убытков:

другие доходы и расходы не связанные с производством и реализации продукции. ( При этом , платежи внесенные в бюджет в виде санкций производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и не включаются в состав расходов от внереализованных операций.)

Ключевым вопросом анализа является формирования показателя общей балансовой прибыли.

Прогрессивным фактором влияния на формирование прибыли является:

снижение себестоимости продукции;

рост объема реализации продукции

повышение качества;

улучшение ассортимента продукции

снижение цен и тарифов;

нарушение установленных стандартов и т. д.

3) Определение величины облагаемой налогом балансовой прибыли. Для исчисления облагаемой прибыли балансовая прибыль корректируется :

на сумму доходов, полученных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащих предприятию.

На сумму дохода, полученного от долевого участия в других предприятиях ( кроме доходов полученных за пределами РФ)

4) Определение величины налога на прибыль.

Сумма налога определяется исходя из величины облагаемой прибыли с учетом предоставленных льгот ставки налога на прибыль.

Налоги на прибыль от других видов доходов и прибылей:

· Дивиденды и проценты по денежным бумагам принадлежащим предприятию;

· Доходы от долевого участия на территории России;

· Доходы от аренды;

· Прибыль от проведения концертов и другие взимаются с источника этих доходов

Подробно порядок исчисления и уплаты налога на прибыль определяется инструкциями государственной налоговой службы РФ

В соответствии с законом РФ “ О налоге на прибыль предприятий и организаций” для отдельных видов плательщика устанавливаются льготы по налогообложению . Полная информация о размере уплаченного и начисленного налога представляется в разделе 2 отчета предприятия о финансовых результатах.

5) Определение и распределение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Чистая прибыль предприятия определяется как разница между облагаемой налогом прибылью и величиной налога с учетом льгот .

Р чист. = Р бал. - Н с уч. льгот

Р чист. = 2478 - 743 = 1735 ( тыс. руб. )

Направления использования прибыли определяется предприятием самостоятельно. После определения прибыли и налога идет процесс анализа основных показателей.

3.3.2 Анализ уровня динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование :

1) изменение каждого за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ);

2) исследование структуры соответственных показателей и их изменения ( вертикальный анализ );

3) изучение динамики изменения показателей финансовых резервов за ряд отчетных периодов ( трендовый анализ ).

Для анализа оценки уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляют таблицу, в которой используем данные отчетности предприятия из формы №2

Таблица 1 . Анализ уровня динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия.

Показатель

За прошлый период

За отчетный период

В процентах к базисному

1

2

3

4

Выручка от реализации продукции ( работ, услуг ) без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей

5419

10908

201

Затраты на производство и реализацию продукции ( работ, услуг).

4336

8411

194

Прибыль ( убыток ) от реализации продукции( работ, услуг )

1083

2497

231

Результат от прочей реализации

19

-

-

Сальдо доходов и расходов от внереализованных операций

+10

-19

-190

Балансовая прибыль или убыток отчетного периода

1112

2478

223

Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

978

1735

223

По сравнению с предыдущим годом выручка от реализации продукции увеличилась почти в два раза и составляет 4040 тыс. руб. Затраты на производство продукции росли меньше и увеличились на 194 %, зато балансовая прибыль выросла более чем в два раза и составила 918 тыс. руб. Еще больше в абсолютном выражении, почти в три раза увеличилась чистая прибыль и составила 597 тыс. руб.

3.3.3 Анализ финансового состояния предприятия

Анализ финансового состояния включает следующие блоки анализа:

Общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период

Анализ финансовой устойчивости предприятия

Анализ ликвидности баланса, а так же анализ деловой активности платежности.

Оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период по сравнительному аналитическому балансу, а так же анализ показателей финансовой устойчивости составляют исходный пункт, из которого логичнее разбивается анализ финансового состояния .

Анализ ликвидности баланса оценивает тянущую платежеспособность и дает заключение о возможности сохранения финансового равновесия и платежеспособности в будущем.

Сравнительный аналитический баланс и показатели финансовой устойчивости отражают сущность финансового состояния, а ликвидность баланса, характеризует внешнее проявление финансового состояния.

Углубление анализа на основе данных отчета приводит к задачам относящимся преимущественно к внутреннему анализу. Так исследование факторов внутренней устойчивости вызывает необходимость внутреннего анализа запасов и затрат, а уточнение оценки ликвидности баланса производится с помощью внутреннего анализа платежеспособности и ликвидности.

Для характеристики различных аспектов финансового состояния применяются как абсолютные, так и относительные показатели ( финансовые коэффициенты ). Относительные коэффициенты ( k ) подразделяются на k распределения и k координации.

Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда требуется определить какую часть абсолютный показатель финансового состояния составляет от итога группы абсолютных показателей

Коэффициенты координации используются для выражения отношения различных по существу абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл.

Анализ финансовых k заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а так же в изучении их динамики за отчетный период и ряд лет.

3.3.4 Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса.

Финансовое положением предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источников их формирования (собственного капитала и обязательств т.е. пассивов).

Основными факторами определения финансового состояния являются

выполнение финансового плана и пополнение оборотного капитала за счет прибыли.

Скорость оборачиваемости оборотных средств (активов).

Главным показателем, в котором проявляется финансовое положением выступает платежеспособность предприятия , под которой подразумевается способность вовремя удовлетворят платежные требования поставщиков в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, производить оплату труда, вносить платежи в бюджет. Поскольку выплачивание финансового плана зависит от результатов производной и хозяйственной деятельности в целиком, то и финансовое положение соответственно определяется всей совокупностью хозяйственных факторов.

Для исследования структуры и динамики финансового состояния предприятия используем сравнительный аналитический баланс. Он получается из исходного баланса, путем дополнения его показателями структуры, динамики вложений и источников средств предприятия за отчетный период .

Обязательными показателями сравнительного аналитического баланса является:

Абсолютные величины по статьям исходного отчетного баланса на начало и конец периода;

Изменяется абсолютных величинах ;

Изменения в удельных весах;

Изменения в процентах , величинах на начало периода ( темп прироста стать баланса );

Изменения баланса в процентах с изменениями валюты баланса ( темп прироста структурных изменений - показатель динамики структурных изменений );

Цена одного процента роста валюты баланса и каждой статьи - отношение величины абсолютного изменения к проценту абсолютного изменения на начало периода.

Сравнительный баланс включает показатели горизонтального и вертикального анализа. В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период, а целью вертикального анализа являются вычисления удельного веса НЕТТО.

Все показатели сравнительного баланса можно разбить на три группы :

Показатели структуры баланса ;

Показатели динамики баланса;

Показатели структурной динамики баланса.

Для общей картины изменения финансового состояния важны показатели структурной динамики баланса, т. к. сопоставляя структуры изменений в активе и пассиве можно сделать вывод о том, через какие источники приток новых средств и какие активы в эти новые средства вложены.

Для общей оценки динамики финансового состояния предприятия сгруппируем статьи баланса в отдельные специфические группы по признаку ликвидности ( статьи активы ) и прочности обязательств ( статьи пассива).

На основе баланса осуществляется анализ структуры имущества предприятия , который проводится по следующей форме:

Актив

Т. р.

Пассив

Т. р.

1.имущество

9828

1. источники имущества

9828

1.1 иммобилизованные активы

5322

1.1 собственный капитал

8721

1.2 мобильные оборотные средства

4506

1.2 заемный капитал

410

1.2.1 запасы и затраты

2791

1.2.1 долгосрочные обязательства

0

1.2.2 дебиторская задолженность

351

1.2.2 краткосрочные кредиты и займы

135

1.2.3 денежные средства и ценные бумаги

1364

1.2.3 кредиторская задолжность

972

Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния предприятий, к которым относятся :

Общая стоимость имущества предприятий равная валюте или итогу баланса (3640);

стоимость иммобилизованных активов ( т.е. основных и прочих внеоборотных средств) равный итогу раздела I актива баланса плюс убытки ( 19.71);

стоимость оборотных ( мобильных) средств равная итогу раздела II актива ( 1669)

стоимость материальных оборотных средств равная сумме строк 210 + 220 (1974);

величина дебиторской задолжности ( включая авансы, выданных поставщиками и подрядчиками) равная сумме строк 230 + 240 раздела II актива баланса (130);

сумма свободных денежных средств; так называемых банковских активов равная 250 + 260 ( 505) ;

стоимость собственного капитала равняется разделу IV пассива баланса и сумме строк разделу IV пассиву бака и сумме строк 630 / 660 (3230 );

величина заемного капитала равна итогу раздела IV пассива баланса без суммы строк 630/660 (410 );

величина долгосрочных кредитов и займов, предназначенных для формирования основных средств, и др. внеоборотных активов равна итогу раздела IV пассива баланса (0);

величина краткосрочных кредитов и займов, предназначенных для формирования оборотных активов равна значению строки 610 раздела VI пассива баланса (50 );

величина кредиторской задолжности в широком смысле слова равна сумме строк 620 + 670 раздела VI пассива баланса (360 ).

Суммы строк 630/660 показывает задолженность предприятий как бы самому себе т. е. речь идет о собственных средствах предприятия, поэтому суммы по этим сторонам прибавляют к собственному капталу.

Горизонтальный ( динамический ) анализ показателей позволяет установить их абсолютные приращения и темпы роста, что важно для характеристики финансового состояния предприятий.

Динамика стоимости имущества предприятия дает дополнительную к величине финансовых результатов информацию о мощи предприятия. Не меньшее значение для оценки финансового состояния имеет вертикальный, структурный анализ актива и пассива баланса, приведенных в таблицах 2 и 3 .

Таблица 2. Аналитическая группировка к анализу статей актива баланса

Актив

На М. Г.

На К.Г.

Аб. Откл.

Темп роста

баланса

Т.р.

В % к итогу

Т.р.

В % к итогу

Т. р.

%

1

2

3

4

5

6

7

имущество

6805

100

9828

100

3023

144

Иммобилизованные активы

3092

45

5322

54

2230

172

Оборотные активов

3712

55

4506

46

793

121

Запасы (210+220)

2471

67

2791

62

320

113

Дебит. задолж.

324

8

351

8

27

108

Денежные средства

918

25

1364

30

446

146

Таблица3. Аналитическая группировка и анализ статей пассива баланса

Пассив

На Н.Г.

На К.Г

Аб. Отк

Темп роста

Баланса

Т. р.

В% к итогу

Т. р.

В% к итогу

Т.р.

%

1

2

3

4

5

6

7

Источник имущества

6804

100

9828

100

3024

144

Собственный капитал

6356

93

8721

89

2365

137

Заемный капитал

448

7

1107

11

659

Долгосрочные обязательства

0

0

0

0

0

0

Краткосрочные кредиты и займы

135

30

135

12

0

100





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем дипломную работу самостоятельно:
! Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
! Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
! Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
! Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
! Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
! Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.

Особенности дипломных работ:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике Для студентов педагогических специальностей.
по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией.
технических дипломов Для студентов технических специальностей.

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.

Другие популярные дипломные работы:

Дипломная работа Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби"
Дипломная работа Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Дипломная работа Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса
Дипломная работа Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края
Дипломная работа Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
Дипломная работа Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС"
Дипломная работа Разработка системы менеджмента качества на предприятии
Дипломная работа Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
Дипломная работа ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ»
Дипломная работа Психическая коммуникация

Сейчас смотрят :

Дипломная работа Фальшивомонетничество и борьба с ним
Дипломная работа Деятельность Сберегательного банка на рынке ценных бумаг на примере ОАО Уральский Сберегательный
Дипломная работа Мероприятия по сокращению просроченной задолженности по кредитам юридических лиц
Дипломная работа Доходность и ликвидность коммерческого банка
Дипломная работа Розвиток умінь розв’язувати задач на пропорційне ділення у початковій школі
Дипломная работа Формирование службы маркетинга на предприятии
Дипломная работа Методика застосування наочних засобів навчання у шкільному курсі фізичної географії
Дипломная работа Обучение фонетической стороне иноязычной речи в средних общеобразовательных учреждениях
Дипломная работа Проект грузового автотранспортного предприятия на 300 автомобилей
Дипломная работа Контрольные задания для заочников по математике
Дипломная работа Договор купли-продажи недвижимости
Дипломная работа Прибыль предприятия: факторы, влияющие на ее величину (на примере СП ООО "Данинвест")
Дипломная работа Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (на материале обучения детей ручному творчеству)
Дипломная работа Технологический процесс изготовления вала ступенчатого
Дипломная работа Совершенствование управления пассивами банка на примере ОАО Банк Москвы