33
Содержание
Введение
Инфляция - сложное явление, характерное для стран с рыночной экономикой. Инфляция - это обесценивание денег, снижение их покупательной способности. Тем не менее, это не новое явление. Инфляция наблюдалась еще и в Древнем Риме и Древнем Китае. Введение неразменных на серебро "ассигнаций" Екатериной II, "континентальных денег" во время борьбы английских колоний в Америке за независимость, "гринбеков" во время Гражданской войны в США, выпуск бумажных ассигнаций в период буржуазной революции во Франции вызывали вспышки инфляции [5, с.257].
На протяжении столетий с изменением форм собственности, типов ценообразования, денежных систем изменялись причины, следствия, формы проявления инфляционного процесса.
Неизменной оставалась лишь сущность инфляции - обесценение денег. В течение столетий изменялись и причинно-следственные связи, вызывающие к жизни инфляционный процесс. В период господства в денежном обращении металлических денег инфляция была нетипична.
Она возникала только как следствие нарушения законов денежного обращения - замены металлических денег (золота или серебра) символами - испорченными монетами или бумажными деньгами, которые не только не обеспечивали денежной системы, но и вводились правительствами в исключительных случаях - во время войн, революций или других чрезвычайных обстоятельствах. Как правило, имело место злоупотребление правилом эмиссии, что довольно быстро приводило к расстройству денежного обращения.
Приведенные исторические примеры доказывают, что инфляция не является порождением современности, а имела место и в прошлом.
Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и не денежных факторов [7, с.99].
Инфляция - это процесс, о механизме которого нужно знать как можно больше, с которым необходимо бороться.
Этим и характеризуется выбор темы курсовой работы, которая несомненно является одной из самых актуальных для нашего времени.
Цель работы - влияние экономического развития в Российской Федерации.
Для этого были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать инфляцию с экономической точки зрения;
раскрыть основные причины ее возникновения;
дать краткую характеристику различным видам инфляции;
выявить социально-экономические последствия инфляции;
раскрыть основные пути преодоления этих последствия;
проанализировать инфляционные процессы, характерные для российской экономики;
рассмотреть прогноз развития инфляции в России.
1. Инфляция: понятие и ее характеристика
1.1 Определение инфляции и основные причины ее возникновения
Инфляция - феномен, присущий исключительно бумажно-денежному обращению. По сути своей она представляет собой процесс обесценивания бумажных денег из-за переполнения ими каналов денежного обращения.
В условиях, когда бумажные деньги потеряли связь с золотом, их количество в обращении приобретает исключительное значение: если денежная масса превышает потребности товарного обращения (денег в обращении больше, чем стоимостная емкость товарного рынка), то покупательная способность денег снижается.
Это очевидно в ситуации, когда единственной естественной сферой бумажных денег остается сфера обращения. Так, например, если денежная масса увеличится в два раза по сравнению со стоимостью товарной массы, то за одну товарную единицу придется платить не одну (как до увеличения денежной массы), а две денежные единицы.
Таким образом, под "инфляцией" понимается дисбаланс спроса и предложения (форма нарушения общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен [10, с.307]. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
Инфляцию можно еще определить как "непрерывный общий рост цен". И в этом случае ключевыми словами при ее определении будут следующие: "непрерывный", т.е. рост цен происходит постоянно, и "общий", т.е. повышение цен охватывает все рынки и это характерно для экономики в целом.
Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции и приводит к ней. Так цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ограниченности факторов производства, изменения общественных потребностей, перепадов рыночной конъюнктуры.
В мировой экономической литературе обычно выделяются следующие общие для всех стран причины инфляции.
Во-первых, рост государственного сектора и вмешательства государства в экономику. Все это ведет к несбалансированности государственных расходов и доходов, которая выражается в дефиците госбюджета. Финансирование последнего за счет займов в Центральном банке, т.е. не контролируемой денежной эмиссии, неизбежно приводит к росту массы денег в обращении. Аналогичные последствия может вызвать и непроизводительное потребление национального дохода (например, на военные цели или осуществление "проектов века").
Военные расходы создают дополнительный платежеспособный спрос, ведущий к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия [10, с.308].
Во-вторых, появление крупных институтов частной власти в лице крупнейших фирм и транснациональных корпораций, с одной стороны, и профсоюзов, с другой. Любой монополист или олигополист заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров), который позволяет ему поддерживать высокий уровень цен. Аналогичным образом действуют и профсоюзы, ссылаясь на необходимость поддержания жизненного уровня своих членов. Таким образом, совместные усилия заставляют цены и зарплату двигаться только вверх.
В-третьих, становление сервисно ориентированной экономики при более медленном росте производительности труда в сфере услуг, чем в производстве товаров, что, впрочем, не сказывается на оплате труда занятых в ней работников.
В-четвертых, широкое распространение механизмов индексирования доходов. Последние существенно меняют принципы функционирования экономики. Более высокие цены не удерживают потребителей от покупок, а делают их ожидания и позиции гораздо более агрессивными.
Правительство, руководствуясь благой целью обеспечения социальной стабильности и сдерживания рецессии, удовлетворяет растущие требования маргинальных слоев общества и тем самым фактически усиливает инфляцию.
В-пятых, рост открытости национальных экономик и расширение мирохозяйственных связей увеличивает опасность "импортируемой" инфляции, т.е. той, которая является следствием роста цен на зарубежные ресурсы и колебаний курсов валют [10, с.309].
В-шестых, отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег. Это неизбежно приводит к появлению на рынке денежной массы, не обеспеченной товарами. В результате цены на товары начинают расти на всех рынках, создавая основу инфляционного процесса.
Таковы основные причины возникновения инфляции.
1.2 Показатели инфляционных процессов
Итак, инфляция проявляется как устойчивое повышение среднего (общего) уровня цен. Следовательно, измерение инфляции - это измерение темпа роста цен. Чаще всего для этих целей используются показатели, характеризующие динамику последних. Базовыми показателями при этом служат индексы цен.
В самом общем смысле под ними понимается процентное отношение средневзвешенных цен одного периода к средневзвешенным ценам базового периода. В мировой практике применяются следующие из них: индексы оптовых цен, индексы розничных (потребительских) цен, индексы цен - дефляторы валового национального продукта, индексы экспортных и импортных цен [9, с.430].
Индекс оптовых цен (индекс цен производителей) включает три группы товаров - конечные товары, готовые для использования, но не проданные потребителям, промежуточные товары, а также сырье, подготовленное для дальнейшей переработки [10, с.316]. Он показывает изменение среднего уровня продажных цен промышленных и строительных предприятий и компаний, а также продукции ферм.
При исчислении индекса оптовых цен рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемых в производстве.
Индекс потребительских (розничных) цен рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя. Иногда этот индекс называют "индексом стоимости жизни". В общем виде его можно представить так:
ИЦП =.
Индекс потребительских цен используется при расчете минимальной заработной платы, от него зависит уровень заработной платы.
Под индексами цен, используемыми в роли дефляторов валового национального продукта, понимается группа индексов, характеризующих изменение рыночных цен на важнейшие компоненты конечной продукции и услуг. Они отличаются от индекса потребительских цен тем, что оценивают стоимость текущего объема производства в текущих ценах. Кроме того, дефлятор связан с товарами и услугами, которые его образуют, тогда как индекс потребительских цен - лишь с теми, которые входят в потребительскую корзину. Он выглядит следующим образом [9, с.431]:
Дефлятор ВНП
=.
Для количественной оценки масштабов экспорта и импорта инфляции на макроуровне обычно используется показатель условий торговли, представляющий собой отношение индекса средней стоимости единицы экспорта к индексу средней стоимости импорта (умноженное на 100%). Причем, если он больше 100%, страна экспортирует инфляцию, если меньше - импортирует. Кроме вышеуказанных, в западной практике используются также формулы Ласпейреса и Паше [10, с.317].
Следует учитывать, что любой из приведенных индексов не свободен от недостатков. Идеальных статистических индикаторов пока не существует.
1.3 Виды инфляции
Существует несколько критериев выделения разновидностей инфляции.
Так, с точки зрения проявления различают "открытую" и "подавленную" инфляцию [1, с.511].
Открытая инфляция характерна для стран с рыночной экономикой, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.
Подавленная инфляция - это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами [9, с.432]. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешне цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.
Существует три направления развертывания подавленной инфляции:
разрыв между административно установленными ценами и рыночными ценами или ценами равновесия;
отсутствие ценовых стимулов для расширения производства и увеличения предложения, что вызывает недопроизводство тех товаров и услуг, которые пользуются спросом;
сочетание подавленной инфляции с инфляцией, вызванной формированием части цен рыночным механизмом и оказывающей существенное влияние на рост затрат [7, с.255].
В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.
Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется "черный рынок" - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления [7, с.257]. "Черный рынок" в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.
Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:
умеренная, когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства;
галопирующая инфляция - рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты "привязываются" к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер;
гиперинфляция - цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену [9, с.433].
Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.
По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную [1, с.512].
При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях [9, с.434].
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.
Несбалансированность инфляции - большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы - лидеры роста цен - останутся лидерами и в ближайшем будущем.
Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.
С точки зрения четвертого критерия - точности прогноза агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним, различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под "ожидаемой" инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, "неожидаемая" - наоборот [1, с.511].
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
1.4 Механизм современной инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения
В современных условиях хозяйствования выделяют инфляцию спроса и инфляцию предложения [8, с.387].
Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: "Слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров" [9, с.436].
Но соотношения между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен, с другой стороны, гораздо сложнее.
Предположим, что совокупный спрос начал расти, это приведет к росту производства, снижению безработицы, уровень цен будет очень медленно повышаться (это объясняется тем, что существует огромное количество незадействованных трудовых и материальных ресурсов: ведь вчерашние безработные не будут сразу требовать повышения заработной платы).
По мере дальнейшего роста спроса растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее и труднее находить необходимые экономические ресурсы. Ведь привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и, соответственно, цен.
Далее - экономика характеризуется полной занятостью, достигнут максимальный валовой продукт, т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос, - это рост цен.
Таким образом, условия инфляции спроса:
рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;
увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;
рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов) [7, с.289].
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют - "инфляцией издержек производства".
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.
Основными источниками инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей.
2. Последствия инфляции и антиинфляционная политика
2.1 Социально-экономические последствия инфляции
Некоторые экономисты считают, что невысокий уровень инфляции оживляет экономическую конъюнктуру. Однако следует отметить, что пагубность даже небольшого уровня инфляции заключается в искажении ценового сигнала. Экономические решения, учитывающие искаженную ценовую информацию, пусть даже они принимаются по всем правилам рациональности, становятся все менее и менее эффективными.
Цены, учитывающие искаженную информацию, углубляют диспропорции в экономике и, при прочих равных условиях, темпы инфляции могут перейти на более высокий уровень.
В мировой практике социально-экономические последствия инфляции выражаются в: [9, с.442]
перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими субъектами, между должниками и заемщиками;
обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов, средств государственного бюджета;
постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;
неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в различных отраслях;
искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценивающиеся деньги в товары и валюту;
закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;
обесценении амортизационных фондов;
активном развитии теневой экономики;
снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;
обострении социальных противоречий в обществе.
Остановимся на некоторых из этих последствий более подробно.
По мере углубления инфляции усиливается социально-экономическая неустойчивость в стране. Гиперинфляция несет в себе огромные социально-экономические издержки. Она приводит к перераспределению национального дохода и богатства между различными группами общества, экономическими и социальными институтами произвольным и неподдающимся прогнозированию образом.
Средства перераспределяются от частного сектора (фирмы, домохозяйства) к государству. Дефицит государственного бюджета, являющийся одним из факторов инфляции, покрывается через инфляционный налог. Его уплачивают все держатели реальных денежных остатков.
Другой канал перераспределения доходов в пользу государства возникает из монопольного права печатать деньги. Разница между суммой номиналов дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их печатание называется сеньоражем. Он равен количеству реальных ресурсов, которое может получить государство взамен на напечатанные деньги. Сеньораж равен инфляционному налогу, когда население поддерживает постоянной реальную стоимость своих денежных остатков [7, с.291].
Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения реальных доходов. Группы, получающие индексированные доходы, защищены от инфляции настолько, насколько система индексации доходов позволяет сохранить реальный заработок.
Продавцы товаров и ресурсов, занимающих монопольное положение на рынке, могут увеличить свой реальный доход.
Владельцы реальных активов (недвижимости, антиквариата, произведений искусства, драгоценностей) наиболее защищены от инфляции, поскольку рост цен на эти товары обгоняет общий уровень инфляции в стране.
При неизменной процентной ставке в результате неожиданной инфляции всегда проигрывают кредиторы и выигрывают заемщики. Пытаясь уменьшить потери, банки повышают ставку ссудного процента. Это в свою очередь уменьшает объем инвестиций в производство. Сохранение такой ситуации в долгосрочном аспекте приводит к сокращению реального объема валового национального продукта и ускорению инфляции.
При прогрессивной системе налогообложения инфляция способствует повышенному изъятию средств у домохозяйств. Поскольку инфляция приводит к обесценению накоплений в денежной форме, то осуществляется перераспределение накопленных доходов от старых к молодым членам общества.
Инфляция отвлекает капиталы из сферы реального производства в сферу обращения, где они быстрее оборачиваются и приносят огромные прибыли; приводит в расстройство товарооборот страны, в связи с нарушением закона денежного обращения; ведет к деформации потребительского спроса, к "бегству от денег" к любым товарам, независимо от реальной потребности в них; искажает нормальную структуру соотношения спроса и предложения; усиливает спекулятивную торговлю; отрицательно влияет на кредит и кредитную систему; вызывает глубокое расстройство денежной системы.
Таким образом, инфляция ведет к нарушению процесса воспроизводства во всех звеньях - как в сфере производства, так и в сфере обращения.
Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения.
Во-первых, рост цен означает внутреннее обесценение валют, падение их покупательной способности. Обесценение валют порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам ниже мировых.
Во-вторых, инфляция повышает уровень мировых цен. Под воздействием инфляции цены на мировом рынке по темпам роста не только сравниваются с темпами роста внутренних цен, но и превышают их, что эксперты МВФ связывают с ростом экспортных цен на нефть.
В-третьих, рост цен ослабляет конкурентоспособность экспортной продукции [9, с.443]. Подрывая конкурентоспособность национального производства, инфляция тем самым усиливает рост внешнеторгового дефицита, затрудняет уравновешивание платежных балансов.
В-четвертых, неравномерность падения покупательной способности валют усиливает неэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизацию валютных курсов, делает необходимым пересмотры курсовых соотношений.
Таким образом, инфляция стала не только внутренней проблемой, но и основной разрушительной силой в международных валютных отношениях.
2.2 Адаптационная политика как часть антиинфляционной политики
Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.
Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами [8, с.396].
Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента.
Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса [7, с.315].
Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности.
Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг.
Это приводит к росту доли заемных средств, относительно собственных, и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.
В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение.
С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.
История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х годах XX в. в Англии и в других странах внедрялась политика "стоп-вперед", т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения [9, с.445].
В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951-1952 гг., в Финляндии в 1967-1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной [9, с.446].
Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий "структурной инфляции" и "экономики предложения" в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.
2.3 Антиинфляционные меры
Другим вариантом государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер.
Существуют два основных варианта антиинфляционных мер: ортодоксальный и гетеродоксальный [10, с.323].
Ортодоксальный вариант предполагает:
либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынке;
введение свободных цен;
постепенное сокращение сферы деятельности государства в экономике, ограничение ее пределов решением проблем сбалансированности бюджета и поддержания темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства [10, с.323].
Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности для рыночных регуляторов, наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой программы служит программа Международного валютного фонда, принятая в России в 90-ые годы ХХ века.
Гетеродоксальный вариант предусматривает:
меры по стимулированию предпринимательства и сбережений населения, прежде всего посредством снижения налогового бремени;
регулирование внешней торговли и валютных отношений;
развитие рыночной инфраструктуры и поддержку жизненно важных отраслей и производств [10, с.324].
Необходима и профилактика инфляции. В долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение потенциального валового национального продукта с помощью структурной и научно-технической политики. Причем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, а созданию экономических стимулов для повышения производительности труда, внедрения новых технологий и создания новых производств, преобразования старых отраслей на новой технической базе.
Для проведения таких преобразований в стимулируемых отраслях необходимо создать систему льгот в налогообложении и условиях кредита (включая налоговые каникулы, увеличение нормы амортизации, госзаказ на конкурсной основе).
Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно. Нарушение алгоритма антиинфляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо противоположным результатам.
На практике в борьбе с высокой инфляцией в различных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени учитываются рекомендации обеих программ.
Итак, основной принцип борьбы с инфляцией - уничтожение ее источников. При этом необходимо иметь в виду, что временные шаги в принятии политических решений и их лоббирование - это причины монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению ценового сигнала.
Инерционность производства, связанная с эффектом акселератора, дискретность и неравномерность появления и внедрения новых технологий, скачкообразное развитие экономической системы - это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане.
Следовательно, если существуют объективные причины возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо.
3. Особенности и прогнозное развитие инфляционных процессов в России
3.1 Анализ инфляционных процессов в России в 2006 году
Проанализируем специфику за 2006 год инфляции на потребительском рынке составила 9% против 10,9% в 2005 году [3, с.32].
В структуре инфляции за 2006 год отмечено снижение темпов роста цен по всем основным товарным группам (рис.1).
Рис - 1. Динамика цен в отдельных сегментах потребительского рынка (прирост цен, в % к декабрю предыдущего года)
Темпы роста цен на продовольственные товары снизились до 8,7% против 9,6% за 2005 г. Такая ситуация в значительной мере обусловлена отставанием предложения продуктов, особенно отечественного производства, от растущего спроса населения (особенно с низким уровнем доходов), который компенсировался импортом (за 2006 г. производство пищевых продуктов увеличилось на 5,4%, импорт готовых продовольственных товаров за январь-ноябрь - на 12%, сырья - на 41%), а также низким уровнем конкуренции в товаропроводящей сети, особенно на рынках плодоовощной продукции [3, с.33].
На непродовольственные товары темпы прироста цен в 2006 году замедлились до 6% против 6,4% за 2005 год, прежде всего, вследствие сдерживающего влияния укрепления курса рубля и роста объемов импорта, несмотря на растущий платежеспособный спрос населения.
В отдельных секторах потребительского рынка динамика цен была следующей.
На рынке продовольственных товаров прирост цен на плодоовощную продукцию за 2006 г. снизился до 10,3% по сравнению с 14,3% за 2005 г. (несмотря на то, что в I квартале 2006 г. рост был крайне высоким - 29,3%) в результате принятых мер в середине года по увеличению импортных поставок продукции, которая не производится в России или производится в недостаточных количествах, а также начавшейся в конце года кампании по нормализации ситуации на рынках сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем, по итогам за год продолжал дорожать картофель - на 11,4% (за 2005 г. - 18,8%), несмотря на увеличение его валового сбора на 3,3%; фрукты и цитрусовые - на 10,4% (8,1%); овощи - на 9,2% (21,6%). Сохраняющийся высокий рост цен на плодоовощную продукцию объясняется растущей монополизацией каналов заготовки и реализации данной продукции на региональных рынках [3, с.35].
На продовольственные товары без плодоовощной продукции прирост цен за 2006 г. составил 8,5% против 9,1% за 2005 г. На отдельные товары рост цен был более высоким.
Значительно подорожал сахар - на 14,9% (в 2005 г. - снижение на 0,1%). В течение года динамика цен имела разнонаправленные тенденции. В начале года повышение цен в 1,5 раза было связано с поступлением в производство импортного сахара-сырца, который на мировом рынке подорожал вдвое, и ожиданиями дальнейшего роста этих цен.
С конца февраля цены на мировых рынках стабильно снижались (за период с февраля 2006 г. по январь 2007 г. - на 36%), кроме того, в продажу начал поступать сахар, произведенный из сахарной свеклы, прирост цен на которую на 15,2% за 2006 г. - в 4-5 раза ниже по сравнению с сахаром-сырцом (производство свекловичного сахара за год выросло в 1,3 раза), что повлекло за собой снижение внутренних цен - за апрель-декабрь на 22,8%, при этом с сентября по декабрь цены упали на 18,8 процента [3, с.36].
В 2006 году ускоренными темпами росли цены на хлеб и хлебобулочные изделия (прирост на 11,1%) из-за роста цен на зерно (цены на пшеницу за 2006 г. выросли на 34,9%, в том числе нового урожая - на 16,4%). Также высокими темпами росли цены на муку (на 7,9%), макаронные и крупяные изделия (на 8,7 процента) [3, с.37].
Динамика цен на мясо (кроме мяса птицы) в течение года имела затухающий характер - прирост за год составил 10% против 18,8% за 2005 г. Прирост цен на свинину (кроме бескостного мяса) в 2,3 раза ниже, чем в 2005 году (7,9% против 18,2%) вследствие превышения предложения над спросом. Более высокими темпами росли цены на говядину (кроме бескостного мяса) - прирост на 13,3% (23,6 процента).
За 2006 г. снизились темпы роста цен на молоко и молочную продукцию (прирост на 8,7% против 10,5% за 2005 г), масло сливочное (6,8% и 8,2%), сыр (4,2% и 12%), рыбу и морепродукты (7,8% и 12,7%), колбасные изделия и копчености (7,7% и 10,1%) и др. Цены на масло подсолнечное снизились на 1,2% вследствие увеличения объемов производства [3, с.38].
Темпы роста цен на непродовольственные товары в 2006 году в 1,4 раза ниже, чем на продовольственные товары, что связано с высокой конкуренцией со стороны импортной продукции вследствие продолжающегося укрепления курса рубля.
На бензин автомобильный за 2006 год цены выросли на 10,9%, и хотя прирост ниже, чем в 2005 г. (на 15,8%), он остается выше общего уровня инфляции под давлением быстро растущего внутреннего спроса.
Темпы прироста цен на остальные непродовольственные товары за 2006 г. (на 5,7%) были почти такими же, как и в 2005 году (5,9 процента).
В 2006 году более высокими темпами росли цены на товары повседневного спроса: на одежду и белье (прирост на 7,8%), трикотажные изделия (на 8%), обувь (на 7,1%) и др. В ноябре-декабре повысились темпы роста цен на табачные изделия в преддверии повышения акцизов и принятия мер по ограничению их потребления - за год прирост цен составил 8,1% (год назад - на 5,3 процента) [3, с.40].
С августа 2006 г. ускорились темпы роста цен на строительные материалы, и за год прирост цен составил 11,5% (в 2005 году - на 9,1%). Значительно подорожал цемент (на 29%), кирпич (на 20,1%), стекло (на 19,4%), пиломатериалы (на 14,7%).
В 2006 году на замедлении темпов роста цен (тарифов) на платные услуги, оказываемые населению, сказалось как более низкое повышение регулируемых тарифов, так и тарифов, устанавливаемых в рыночном секторе.
Динамика регулируемых тарифов на услуги была следующей.
В результате введения в 2006 году предельных параметров повышения тарифов жилищно-коммунального хозяйства по субъектам Российской Федерации, за год темпы роста на них снизились в среднем по России в 1,8 раза по сравнению с 2005 годом - прирост составил 17,9% (предельное - 20%).
Прирост тарифов за оплату жилищных услуг снизился до 17,7% (36,1%), коммунальных - до 18% (31,5%). Цены на газ сетевой повысились на 14% против 26,7% в 2005 году, плата за электроэнергию увеличилась на 16,7% (18 процентов).
Темпы роста цен (тарифов) на платные услуги населению, оказываемые в рыночном секторе, в 2006 году замедлились - прирост на 13,6% против 14,9% в 2005 году. Вместе с тем их уровень по-прежнему остается высоким в связи с ростом спроса на платные услуги по мере роста доходов населения при недостаточно развитой сфере услуг. Так, услуги дошкольного воспитания подорожали на 28,5% (в 2005 году - на 32,1%), санаторно-оздоровительные - на 15,2% (11,2%), медицинские - на 13,6% (18,7%), бытовые - на 13,2% (15,3%) [3, с.41].
За 2006 год прирост цен производителей промышленных товаров составил 10,4% (за 2005 г. - 13,4%). По расчету Минэкономразвития России, цены на неторгуемые товары за год в среднем выросли на 10,6% (за 2005 г. - на 9,4%). На торгуемые товары в 2006 году прирост цен составил 9,6% (годом ранее - 20,7 процента).
Динамика цен по отдельным видам экономической деятельности была следующей.
Прирост цен на продукцию добычи полезных ископаемых за 2006 год составил 1,6% (в 2005 году - 31%) и в значительной мере был подвержен изменениям конъюнктуры на мировых рынках.
Высокими темпами росли цены на продукцию добычи железных руд (прирост на 57,6%), руд цветных металлов (на 42,2 процента).
Цены на добытую нефть, продаваемую на рынке, за год снизились на 8,7%, на российскую нефть на мировом рынке - повысились на 3% (за 2005 г. внутренние цены выросли на 40,9%, на мировом рынке - на 46,4 процента).
Цены на уголь для коксования за год снизились на 10% (за 2005 г. - прирост на 19,6%), на уголь энергетический каменный - выросли на 3,1% (8,9 процента).
За 2006 г. прирост цен на продукцию обрабатывающих производств составил 13,3% (за 2005 г. - 8,1%).
За 2006 г. темпы роста цен на продукцию химических производств более высокие (14,3%), чем годом ранее (10,8%) и в основном формировались под влиянием конъюнктуры мировых рынков.
Цены на нефтепродукты в среднем за год выросли на 3,1% против 26,7% в 2005 году. В 2006 году были разработаны и приняты меры по снижению налоговой нагрузки как непосредственно на цены на нефтепродукты, так и на оборудование для их производства, что способствовало сдерживанию цен и развитию отрасли в целом. При этом сдерживающее влияние на уровень цен механизма установления экспортных пошлин, привязанного к ценам мирового рынка, снижается.
Прирост цен на бензин автомобильный составил 15,2% (за 2005 г. - на 2,3%), что выше, чем на мировых рынках (5,4%). При этом внутренние цены производителей стали выше биржевых (с исключением вывозных пошлин) в 1,11 раза.
За 2006 г. прирост цен в производстве строительных материалов (продукция прочих неметаллических минеральных продуктов) составил 19% (за 2005 г. - 16,7%). Производство цемента за год подорожало на 27,6%, товарного бетона - на 23,7% и др., несмотря на значительное повышение цен в 2005 году (на 39,2% и 27,9%, соответственно) вследствие роста спроса и усиления монополизма производителей в отдельных регионах [3, с.43].
На машиностроительную продукцию прирост цен, по расчету Минэкономразвития России, за 2006 год составил в среднем 11,3% (за 2005 г. - 8,5%). В производстве машин и оборудования цены выросли на 10,5% (10,4%), при этом повышенный рост цен (на 12,7-36,4%) наблюдался на ряд инвестиционных товаров (машины и оборудование для текстильного и швейного производства, для сельского хозяйства, для металлургии).
В производстве электрооборудования прирост цен составил 15,2% (6,5%), в частности, цены на изолированные провода и кабели выросли на 64%, что связано с высоким ростом цен на цветные металлы. В производстве транспортных средств прирост цен был более умеренный - на 8,3% (8,4%) в связи с более высокой конкуренцией со стороны импорта.
3.2 Прогноз развития инфляции в России на среднесрочную перспективу
По прогнозам развития инфляции, предполагалось, что целевые параметры инфляции, с учетом предельного повышения уровня цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, определяются Минэкономразвития России на 2008 год 6-7%, 2009 год - 5,5-6,5%, 2010 год - 5-6% (таблица 1). Снижение инфляции до верхней и особенно до нижней границы предполагает значительное снижение базовой инфляции в результате ужесточения денежной политики и нейтрализации роста инфляционных ожиданий населения и экономических агентов рынка [4, с.15].
Таблица 1. Прогноз инфляции на 2008-2010 годы, прирост цен (декабрь к декабрю предыдущего года), в %
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
|
Прогноз |
|||||
Инфляция (ИПЦ) |
9,0 |
7-8 |
6-7 |
5,5-6,5 |
5-6 |
|
Базовая инфляция (БИПЦ) |
7,8 |
6,2-7 |
5,3-6,1 |
4,7-5,5 |
4,1-4,9 |
|
Продовольственные товары |
8,7 |
6,8 |
5,3 |
5,2 |
4,8 |
|
Непродовольственные товары |
6,0 |
5,6 |
4,9 |
4,3 |
3,9 |
|
Платные услуги населению |
13,9 |
13,5 |
12,5 |
11,3 |
10,3 |
|
услуги ЖКХ |
17,9 |
15 |
17 |
18-19 |
18-19 |
|
прочие услуги |
11,5 |
12,2-12,7 |
10,5-10 |
7,4-7,9 |
6-6,5 |
|
Сдерживание инфляции будет обеспечиваться растущим предложением отечественных товаров, усилением конкуренции и снижением монополизма на локальных товарных рынках.
В прогнозном периоде ожидается существенное замедление роста цен на продовольственные товары.
Сдерживать рост цен будет развитие конкурентной среды в сфере производства и реализации товаров, прогнозируемое снижение реальных цен на бензин, дальнейшее укрепление реального курса рубля.
Реализация мер приоритетного национального проекта "Развитие АПК" позволит создать условия для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, свободного доступа сельхозтоваропроизводителей на рынок продовольственных продуктов, что будет способствовать сдерживанию темпов роста цен на продовольствие.
На непродовольственные товары темпы прироста цен в течение прогнозного периода сохранятся относительно низкими. Рост цен в первую очередь будет сдерживаться акти вным расширением производства товаров иностранными компаниями в России и отечественным бизнесом.
В то же время в структуре инфляции будет расти компонента платных услуг населению, в том числе рыночного сектора, вследствие быстрого роста спроса на услуги по мере повышения доходов населения.
Достижению целевых параметров снижения инфляции соответствует снижение темпов роста денежной массы (М2) с 48,8% в 2006 году до 17-19% в 2010 году, с учетом замедления скорости оборачиваемости денег. В этих условиях монетизация экономики (ее насыщенность деньгами) может повыситься с 28,1% ВВП в 2006 году до 44-46% в 2010 году, что создает благоприятные финансовые условия для продолжения экономического роста [4, с.18].
Вместе с тем в 2009-2010 годах из-за сокращения прироста валютных резервов может возникнуть недостаток ликвидности в экономике. Для его преодоления необходима активизация рефинансирования банков со стороны Банка России, а также смягчение бюджетной политики по сравнению с предшествующим периодом.
Для выполнения поставленной задачи дальнейшего снижения инфляции, наряду с инструментами денежной политики, важную роль играют меры структурной политики, направленные на рост производства и предложения товаров и услуг и развитие конкуренции на оптовых и розничных рынках.
Темпы роста цен на основные товары естественных монополий в 2008-2010 гг. будут более высокими, чем в 2004 - 2007 годах.
Ускоренный рост цен и тарифов на энергоносители в прогнозный период связан с возрастающим дефицитом газа и электроэнергии на внутреннем рынке, и в связи с этим необходимостью обеспечения инвестиционных ресурсов для модернизации существующих и введения новых мощностей в добыче и транспортировке газа, производстве электроэнергии и повышения эффективности использования газа и электроэнергии у потребителей и стимулирования сбережения энергоресурсов.
Оптовые цены на газ будут повышены в 2008 г. - на 25%, в 2009-2010 гг. - на 27,7% ежегодно с выходом в 2010 году на уровень 98,6 долл. США за 1000 куб. метров [4, с. 19].
На электроэнергию регулируемые тарифы будут увеличены в 2008 году на 12%, в 2009 году - до 12,5%, в 2010 году - 13,5%. В прогнозный период продолжится постепенная поэтапная либерализация рынка электроэнергии для промышленных потребителей - доля рынка с 5-10%в2007 году к концу 2010 года достигнет 80%. В связи с растущим спросом на электроэнергию фактически складывающиеся индексы цен на электроэнергию на розничном рынке превысят предельные размеры повышения регулируемых (утвержденных) тарифов.
Предельный размер повышения тарифов на услуги коммунального комплекса, в значительной мере определяемый ростом тарифов на товары и услуги естественных монополий, составит: в 2008 г. - 17%, в 2009-2010 гг. - 18-19% [4, с. 20].
При этом рост размера платы населением за жилищно-коммунальные услуги в среднем по Российской Федерации будет превышать предельный размер роста тарифов на услуги ЖКХ, вследствие необходимости доведения уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в ряде регионов до 100 процентов.
Заключение
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином.
Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий.
Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.
Список используемой литературы и источников
1. Курс экономической теории: Учебник под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой - Киров: "АСА", 2005 г.
2. Мигунов Д. Неправильная инфляция. // Новые известия. 2007. № 11. с.17
3. Основы экономической теории: Учебник под ред.Л.М. Куликова - М.: "Финансы и статистика", 2004 г.
4. "Основы экономической теории", Сажина М.А., Чибриков Г.Г., М, Экономика, 2002г.
5. О текущей ситуации в экономике Российской Федерации. - Минэкономразвития России. - М., 2007 г. http://www.fin-izdat.ru/
6. "Общая экономическая теория" курс лекций, Шагинян Г. А., М. 2001г.
7. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2008 год, параметры прогноза на период до 2010 года. - Минэкономразвития России. - М., 2007 г.
8. Современная инфляция: истоки, причины, противоречия. М.: Мысль, 2003.
9. Экономика: Учебник под ред.А.С. Булатова. - М.: "Экономистъ", 2006 г.
10. Экономика: Базовый курс лекций для вузов. Под редакцией С.С. Носова, А.А. Талахадзе - М.: "Гелиос АРВ", 2004 г.
11. Экономическая теория: Учебник под ред.А.Г. Грязновой, Т.Ч. Чечеловой - М.: "Экзамен", 2004 г.
12. Экономическая теория: Учебник под ред.А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича - СПб.: "Питер Паблишинг", 2005 г.
13. Экономическая теория: Учебник под ред.В.Д. Камаева. - М.; "Юристъ", 2002 г.
14. Экономическая теория: Учебник для вузов под ред. И.П. Николаевой. - М.: "Проспект", 2002 г.
15. Экономическая теория: Учебник для вузов под ред. А.Ф. Шишкина - М.: "Владос", 2002 г.
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |