5
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский Государственный Университет водных коммуникаций
Кафедра международного бизнеса, менеджмента и туризма
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: "Анализ финансового состояния предприятия
на примере мини-отеля "Ардо"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исполнитель: Комарова Ирина Сергеевна
Руководитель: Кандидат экономических наук,
Профессор Калинина Алла Павловна
Консультант: К.э.н., доцент кафедры МБМиТ
Смирнов Антон Борисович
"К защите допускаю"
Заведующий кафедрой _____________________
(подпись)
Кандидат экономических наук,
Профессор Смирнова Лариса Ильинична
"____"_______________2008 г.
САНКТ - ПЕТЕРБУРГ
2008
предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;
характеристика имущества предприятия: основных и оборотных средств и их оборачиваемости;
характеристика источников формирования имущества предприятия: собственных и заемных;
расчет показателей ликвидности и платежеспособности;
анализ финансовой устойчивости предприятия;
анализ прибыли и рентабельности предприятия;
разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия.
Анализ финансового состояния предприятия основывается на данных финансовой отчетности, которая является по существу "лицом" фирмы. Она представляет собой систему обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансовой деятельности.
Анализ финансового состояния предприятия индустрии гостеприимства будет проводиться по данным бухгалтерской отчетности общества с ограниченной ответственностью "Ардо" за 2006 и 2007 год.
Для решения вышеперечисленных задач в данной работе была использована бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс - форма № 1 - за исследуемый период 2007 года; отчет о прибылях и убытках - форма № 2) и различные методические источники. Основными источниками при написании первого раздела (теории) будут служить: издания под редакцией В.В. Ковалева, Г.В. Савицкой. По В.В. Ковалеву рассматривались такие понятия как финансы предприятия; финансовое состояние; основные приемы и методы, используемые в финансовом анализе, а также виды финансового анализа. Издание под редакцией Г.В. Савицкой послужило источником для написания информационной основы финансового анализа. Основой для написания системы финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, т.е. второго раздела (практики), будет служить бухгалтерский баланс и издание под редакцией В.Р. Банка, С.В. Банка и А.В. Тараскиной "Финансовый анализ".
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава 1. Сущность и методика анализа финансового состояния предприятия
· определение финансового положения;
· выявление изменений финансового состояния в пространственно-временном разрезе;
· выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
· прогноз основных тенденций финансового состояния.
Таким образом, основная задача анализа финансового состояния заключается в своевременном выявлении и устранении недостатков финансовой деятельности и нахождении резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
"В основе комплексного анализа финансового состояния лежит анализ финансовой отчетности организации. Анализ бухгалтерской отчетности - это процесс, при помощи которого оценивается прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации. При этом главной целью является оценка финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации относительно будущих условий существования" [5, с.11]
Суть такого анализа заключается в изыскании финансовых источников развития предприятия, а также определении направлений наиболее эффективного инвестирования, использования ресурсов и принятия решений по самым разнообразным вопросам управления предприятием; внутренние аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок в отчетности предприятия; аналитики определяют направления финансового анализа.
При проведении внутреннего финансового анализа наряду с данными финансовой (бухгалтерской) отчетности используется информация, содержащаяся в регистрах бухгалтерского учета предприятия, а также управленческого учета и управленческой отчетности. Поэтому управленческий анализ является наиболее глубоким и полным видом исследования и оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
"Особенностями управленческого анализа являются:
- ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия;
- использование всех источников информации для анализа;
- отсутствие регламентации анализа со стороны государственных органов;
- комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
- интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;
- максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны" [26, с.164]
"Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами, инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности). Этот финансовый анализ использует в качестве информационного источника только финансовую отчетность. Его цель - установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери. Внешний анализ имеет ряд вопросов, которые являются результатом отбора, оценки, анализа и интерпретации финансовой отчетности" [5, с.12]
Структура комплексного анализа финансового состояния предприятия:
· оценка динамики структуры и состава активов, их состояния и движения;
· оценка динамики структуры и состава источников собственного и заемного капитала, их состояния и изменения;
· оценка платежеспособности хозяйствующих субъектов и оценка ликвидности баланса;
· анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости предприятия, оценка изменения ее уровня;
· оценка эффективности использования средств и ресурсов предприятия.
Таким образом, главная цель финансовой деятельности предприятия сводится к одной стратегической задаче - увеличению активов. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособность и финансовую устойчивость, а также оптимальную структуру актива и пассива.
· отраслевой анализ - анализ, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.);
· межотраслевой анализ - анализ, который является теоретической и уровень результативных показателей. Детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями;
· маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные;
· экономико-математический анализ - это анализ, с помощью которого находится наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются
· затратами на экологию. Его проводят органы охраны окружающей среды и экономические службы предприятия;
· маркетинговый анализ - это анализ, которым занимается служба маркетинга предприятия или объединения. Маркетинговый анализ применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
Информационное обеспечение финансового анализа.
Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к анализу, имеют определяющую роль в обеспечении действительности анализа хозяйственной деятельности. Анализ не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию. Все источники данных для анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные.
К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, хозрасчетные задания, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.
Источники и информация учетного характера - это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная информация.
Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты.
Изучения передового опыта, полученные из разных источников информации (Интернет, радио, телевидение, газеты и т.д.);
Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография и т.д.);
Уставная информация" [5, с.35]
По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней (данные статистического, бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные и т.д.) и внешней (данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т.д.).
По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную.
По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется на регулярную (плановые и учетные данные) и эпизодическую (формируется по мере необходимости).
Регулярная информация в свою очередь подразделяется на постоянную (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и т.д.), условно-постоянную (показатели плана, нормативы) и переменную (отчетные данные на определенную дату).
По отношению к процессу обработки информацию можно отнести к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичной (отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.).
К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований: аналитичность информации, ее объективность, единство, оперативность, рациональность и др.
Информационная база, заключение, подтверждающее ее достоверность. Прочая информация, данные производственного и финансового учета, представляющие коммерческую тайну, не публикуются, только руководство предприятия в отдельных случаях может расширить информацию, предоставленную для анализа.
"Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам" [5, с.37]
Балансу и отчету о прибылях и убытках:
а) отчета об изменениях капитала (форма № 3);
б) отчета о движении денежных средств (форма № 4);
в) приложений к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
г) отчета о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
д) пояснительной записки;
е) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту (в настоящее время перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, установлен Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности").
Годовая бухгалтерская отчетность дает широкие возможности для всестороннего анализа деятельности предприятия, и наиболее информативной ее частью является бухгалтерский баланс (форма № 1). Он отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств предприятия на определенную дату.
Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемного капитала, а также эффективность их привлечения.
На основе изучения баланса внешние пользователи могут: принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов и т.д.
При анализе бухгалтерского баланса необходимо в первую очередь установить, какие изменения произошли в его активе и пассиве за анализируемый период, и дать оценку этим изменениям.
"Термин "баланс" (от лат. bis - дважды и lanx - чаще, что значит буквально "двучашие") употребляется как символ равновесия, равенства. Он не является специфическим бухгалтерским термином и так же широко используется в других разделах экономической науки, политике и повседневной жизни. В бухгалтерском учете слово "баланс" имеет несколько значений: а) равенство итогов при проведении записей по счетам и группировке средств хозяйствующего субъекта в различных разрезах; б) итог основной отчетной формы; в) наименование основной отчетной формы" [5, с.38]
"Значение баланса как основной отчетной формы исключительно велико, так как этот документ позволяет получить достаточно наглядное и непредвзятое представление об имущественном и финансовом положении предприятия. В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах: а) по составу (виду); б) по источникам формирования, т.е. одна и та же сумма средств, которые находятся в распоряжении предприятия, представлена двояко, что дает возможность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия (актив баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса). В нашей стране традиционно баланс представлен в виде двусторонней таблицы, в левой части которой размещаются активы предприятия, а в правой - его пассивы; в этом случае общие итоги по активу и пассиву баланса совпадают. В российской учетно-аналитической практике принято итог баланса называть валютой баланса" [5, с.38]
"Поскольку одно из предназначений баланса состоит в характеристике изменений в финансовом состоянии предприятия за отчетный период, он содержит две колонки показателей - на начало года и конец периода (например, квартала, баланс и хорошо владеть методикой его анализа. Уметь читать баланс - значит знать содержание каждой его статьи, способы ее оценки и взаимосвязь с другими статьями баланса, характер возможных изменений по каждой статье и их влияние на финансовое положение предприятия, его платежеспособность.
Основными факторами, определяющими финансовое состояние предприятия, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность предприятия, под которой подразумевают его способность вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов производственной и хозяйственной деятельности в целом, то можно сказать, что финансовое положение определяется наиболее обобщающим показателем. Следовательно, отчет о прибылях и убытках также привлекается для анализа финансового состояния.
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения являются валовая (балансовая) прибыль или убытки за период. Отчет о прибылях и убытках состоит из двух разделов. В первом разделе отражают этапы расчета финансовых результатов (валовой прибыли или убытков), во втором разделе показывают направления использования прибыли предприятия в отчетном периоде: на уплату налогов, образование резервного и специальных фондов, начисление дивидендов и т.д.
Отчет о прибылях и убытках дает представление о тенденциях развития фирмы, ее финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.
Для инвесторов и аналитиков отчет о прибылях и убытках - во многих отношениях документ более важный, чем баланс предприятия, поскольку в нем содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности.
Отчет о движении капитала (форма № 3) состоит из двух разделов, а также справочной информации. В разделе I "Собственный капитал" отражают наличие и движение всех видов источников собственных средств организации: уставного (складочного) капитала, добавочного капитала, резервного фонда, нераспределенной прибыли прошлых лет, фондов накопления, фонда социальной сферы. Здесь же показывают средства целевых финансирования и поступлений, полученных из бюджета и из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов.
В разделе II "Прочие фонды и резервы" отражают наличие и движение фондов потребления, резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов.
Отчет о движении денежных средств (форма № 4) дополняет бухгалтерский баланс. Если бухгалтерский баланс отражает финансовое положение организации на определенный момент (конец отчетного периода), то отчет о движении денежных средств поясняет изменения, происшедшие с одним из компонентов финансовой отчетности - денежными средствами от одной даты составления бухгалтерского баланса до другой. Информация о движении денежных средств и нематериальных активов, составе дебиторской и кредиторской задолженности.
В отчете о целевом использовании полученных средств (форма № 6) отражают остатки целевых средств, полученных некоммерческими организациями в виде вступительных, членских, добровольных взносов и других источников.
Глава 2. Анализ финансового состояния мини-отеля "Ардо"
Директор |
|
Бухгалтер |
Служба приема и размещения |
Менеджер по работе с клиентами |
Кухня |
||||
Хозяйственный отдел |
Инженерный отдел |
Служба безопасности |
|||
Управление предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью. Управление предприятием осуществляется на базе определенной бухгалтер. Вместе с директором он несет ответственность за финансовое состояние предприятия.
К финансовой отчетности предприятия, предусмотренной Законом, относятся: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам, подписываемые руководителем и бухгалтером предприятия.
Целью составления отчета о финансовых результатах является предоставление пользователям полной, правдивой и непредвзятой информации о доходах, расходах, прибылях и убытках о деятельности предприятия за отчетный период.
Как и баланс, форма "Отчет о финансовых результатах" не содержит примера заполнения. Основными определениями, которые используются в отчете о финансовых результатах, являются:
доходы - увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, которые ведут к росту собственного капитала (кроме увеличения капитала за счет взносов собственников);
расходы - уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, которые ведут к уменьшению собственного капитала (кроме уменьшения за счет его изъятия или распределения собственниками); одним из главных разделов в работе предприятия. Поэтому выдача заработной платы работникам также входит в обязанности бухгалтера.
Служба приема и размещения, в которую входит администратор, - одно из главных подразделений отеля. Находится служба на 1 этаже, в вестибюле, осуществляет регистрацию прибывающих гостей, распределение номерного фонда, выписку и расчеты с клиентами, прием телефонных звонков, соединение с номерами гостей, передачу различного рода информации и многое другое. Это место является по существу центром контроля за предоставляемыми услугами и разрешением технических и организационных проблем. Кроме того, в случае
дневную - 9.00-21.00ч.
ночную - 21.00-9.00ч.
Регистрация гостей - основная функция службы приема. Здесь происходит процесс оформления аренды номеров, сопровождающийся регистрационными записями. Эти записи содержат информацию о госте, включая его или ее домашний адрес и телефон, данные паспорта, дату въезда и предполагаемую дату выезда, способ оплаты (наличный расчет, по кредитной карте или безналичный расчет).
Менеджер по работе с клиентами занимается планированием загрузки отеля, заключением договоров с контрагентами.
Кухня (столовая), т.е. повара, несет ответственность за количество и устранением неполадок, обеспечением пожарной безопасности в отеле.
Служба безопасности создана для защиты гостей, их имущества, а также защиты имущества отеля от гостей; отслеживает нежелательных гостей и профессиональных жалобщиков; занимается патрулированием служебного входа и проверкой дверей.
Администраторам подчиняется хозяйственный и инженерный отделы, а также служба безопасности. В нашем отеле работает два администратора, три повара, три уборщицы и два охранника. Все вместе имеют общую цель - удовлетворение потребностей клиентов.
Отель придерживается политики привлечения молодых специалистов. Необходимые требования при этом - опыт работы и знание иностранного языка.
Информационные технологии на предприятии:
Достижения технического прогресса в области информационных технологий конца XX века прочно завоевали свои позиции в туристской индустрии, в корне изменив процедуру формирования, продвижения и реализации туристских услуг. С появлением национальных и международных систем бронирования, компьютерной сети Интернет, мультимедийных каталогов работы, для быстрого ответа на запрос клиента, ведь заставляя его ждать, мы рискуем потерять, может быть постоянного, клиента. Но технической базы не всегда хватает и тут уже нужны квалифицированные менеджеры, хорошо знающие свой отель и умеющие рассказать о нем больше, чем турист может узнать из Интернета или брошюр.
Группа активов |
Наименование группы |
Сумма на начало года, тыс. руб. |
Сумма на конец периода, тыс. руб. |
Группа пассивов |
Наименование группы |
Сумма на начало года, тыс. руб. |
Сумма на конец периода, тыс. руб. |
|
А1 |
Наиболее ликвидные активы |
802 |
1079 |
П1 |
Наиболее краткосрочные обязательства |
2392 |
3003 |
|
А2 |
Быстрореализуемые активы |
2979 |
2318 |
П2 |
Краткосрочные пассивы |
1439 |
884 |
|
А3 |
Медленно реализуемые активы |
2213 |
3865 |
П3 |
Долгосрочные пассивы |
0 |
0 |
|
А4 |
Труднореализуемые активы |
31829 |
31106 |
П4 |
Постоянные пассивы |
33992 |
34481 |
|
Мерилом финансовой устойчивости предприятия является степень покрытия внеоборотных активов капиталом и резервами, которые не могут быть затребованы кредиторами обратно, т.е. собственным капиталом. Исходя из этого, степень финансовой независимости будет высокой, если основные средства полностью покрыты уставным капиталом. В отеле "Ардо" основные средства полностью покрыты уставным капиталом на начало и на конец отчетного периода.
Оценка относительных показателей ликвидности и платежеспособности:
Для качественной оценки платежеспособности и ликвидности предприятия, кроме анализа ликвидности баланса, необходим расчет коэффициентов ликвидности. Показатели ликвидности применяют для оценки способности предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства. Они дают представление о платежеспособности предприятия не только на данный момент, но и в случае чрезвычайных происшествий.
Финансовые коэффициенты, применяемые для оценки ликвидности предприятия:
Коэффициент текущей ликвидности (покрытия): дает общую оценку платежеспособности. Он показывает, сколько денежных единиц текущих активов приходится на одну денежную единицу текущих обязательств. Если соотношение меньше, чем 1: 1, то текущие обязательства превышают текущие активы. Если коэффициент покрытия высокий, то это может быть связано с замедлением оборачиваемости средств, вложенных в запасы, неоправданным ростом дебиторской задолженности, нерациональным использованием ресурсов.
Ее величина должна быть в пределах 45-60% величины текущих обязательств.
Ккл0,8-1 Низкое значение указывает на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов.
Формула расчета: Ккл=(А1+А2) / (П1+П2), т.е. отношение денежных средств и КФВ плюс суммы мобильных средств в расчетах с дебиторами к текущим пассивам.
Кнг=(802+2979) / (2392+1439) =3781/3831=0,99
Ккп=(1079+2318) / (3003+884) =3397/3887=0,87
Фактические значения коэффициента критической оценки в отеле "Ардо" находятся в указанном интервале, а к концу отчетного периода имеет место уменьшение значения данного коэффициента на 0,12, что говорит о необходимости постоянной работы с дебиторами с целью обеспечения возможности обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов.
Коэффициент абсолютной ликвидности: является наиболее жестким критерием платежеспособности и показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время (немедленно). Величина его должна быть не ниже 0,2. Данный коэффициент характеризует платежеспособность предприятия на дату составления баланса и интересует, прежде всего, кредиторов.
Кал0,2-0,5 Низкое значение указывает на снижение платежеспособности предприятия.
Формула расчета: Кал=А1 / (П1+П2), т.е. отношение денежных средств и КФВ к текущим пассивам.
Кнг=802 / (2392+1439) =802/3831=0,21
Ккп=1079 / (3003+884) =1079/3887=0,28
Анализ фактических значений коэффициента абсолютной ликвидности показал, что насколько производственные запасы покрывают долгосрочные обязательства.
Рост данного показателя в динамике трудно оценить однозначно.
Формула расчета: Кпп=П3/А3, т.е. отношение долгосрочных кредитов и заемных средств к величине запасов, НДС, дебиторской задолженности (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочих оборотных активов.
Кнг=0/2213=0
Ккп=0/3865=0
Значения коэффициента перспективной ликвидности свидетельствуют о том, что у отеля "Ардо" предстоящие поступления превышают будущие платежи, т.е. долгосрочные обязательства, которые у анализируемого предприятия отсутствуют.
Коэффициент задолженности: показывает, сколько долгосрочных обязательств приходится на 1 руб., вложенный в активы предприятия. Другими словами, определяет, какая часть активов предприятия в случае необходимости, понадобится для покрытия его долгосрочных обязательств.
Кз<0,38 Чем ниже Кз, тем меньше надо средств для погашения долгосрочных платежей.
Формула расчета: Кз=П3 / (А1+А2+А3+А4), т.е. отношение величины долгосрочных обязательств к активам предприятия.
Кнг=0 / (802+2979+2213+31829) =0
Ккп=0 / (1079+2318+3865+31106) =0
Результаты коэффициента задолженности говорят о том, что долгосрочные отеля "Ардо" и продажи имущества все внешние обязательства будут покрыты.
Динамика показателей ликвидности ООО "Ардо" представлена диаграммой на рисунке 6:
Рис.6. Динамика показателей ликвидности за 2006-2007 гг. (%).
Данные, отраженные диаграммой, свидетельствуют об улучшении ситуации в отношении ликвидности предприятия - увеличились значения всех коэффициентов ликвидности, за исключением коэффициента критической ликвидности. Последний снизился на 0,12, коэффициент текущей ликвидности увеличился на 0,31, коэффициент абсолютной ликвидности - на 0,07, общий коэффициент ликвидности - на 0,04. Платежная готовность предприятия остается достаточно высокой, на это, в частности, указывают значения коэффициентов, находящиеся в соответствии с нормативными.
Значения всех показателей ликвидности ООО "Ардо" для удобства сведены в таблицу 2 (см. Приложение 7).
Показатели ликвидности и платежеспособности взаимодополняют друг
вероятный кандидат в банкроты. Преодолеть финансовую неустойчивость весьма не просто: необходимо время и инвестиции. Для хронически "больного" предприятия, потерявшего финансовую устойчивость, любое негативное стечение обстоятельств может привести к роковой развязке - банкротству.
Анализ финансовой устойчивости предприятия:
Одной из основных задач анализа финансово-экономического состояния предприятия является исследование показателей, характеризующих его финансовую устойчивость. Она определяется степенью обеспечения запасов и затрат собственными и заемными источниками их формирования, соотношением объемов собственных и заемных средств и характеризуется системой абсолютных и относительных показателей.
Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости:
Наряду с собственными оборотными средствами предприятие использует еще и заемные средства. Анализируя соответствие или несоответствие средств для формирования запасов и затрат, определяют абсолютные показатели финансовой устойчивости:
Источники собственных средств: увеличение собственных средств способствует усилению финансовой устойчивости предприятия.
Формула расчета: Ис= [стр.490+стр.640, 650 пассива баланса]
Инг=33992 тыс. руб.
Икп=34481 тыс. руб.
К концу отчетного периода источники собственных средств отеля "Ардо" увеличились по сравнению с началом года на 489 тыс. руб., что способствует расчета: Ед=Ес+Кд
Енг=2702 тыс. руб.
Екп=3905 тыс. руб.
Краткосрочные кредиты и займы: выявленная тенденция к увеличению краткосрочных заемных средств, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков, а с другой - об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику.
Формула расчета: Кк= [стр.610 раздела V баланса "Краткосрочные обязательства"]
Кнг=1439 тыс. руб.
Ккп=884 тыс. руб.
Общая величина основных источников средств для формирования запасов и затрат: рациональное формирование запасов и затрат за счет общей величины основных источников средств оказывает положительное влияние на ход.
Нормальная финансовая устойчивость определяется условиями:
S=0; 1; 1, т.е. Ес<0, Ед0, Е0.
При нормальной устойчивости, гарантирующей платежеспособность, предприятие оптимально использует свои собственные и кредитные ресурсы, текущие активы и кредиторскую задолженность.
Неустойчивое финансовое состояние определяется условиями:
S=0; 0; 1, т.е. Ес<0, Ед<0, Е0.
Оно характеризуется нарушением платежеспособности: в этом случае предприятие вынуждено привлекать дополнительные источники покрытия запасов и затрат.
Кризисное (критическое) финансовое состояние определяется:
S=0; 0; 0, т.е. Ес<0, Ед<0, Е<0.
В этой ситуации наблюдаются наличие просроченной кредиторской и дебиторской задолженности и неспособность погасить ее в срок. Денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже кредиторской задолженности и просроченных ссуд.
Определю тип финансовой устойчивости в отеле "Ардо" на конец отчетного периода:
Ес=-490 тыс. руб., т.е. Ес<0.
Ед=-490 тыс. руб., т.е. Ед<0.
Е=394 тыс. руб., т.е. Е>0.
Анализ и оценка финансовой устойчивости отеля "Ардо" показал, что он находится в неустойчивом финансовом состоянии, которое характеризуется нарушением платежеспособности. В этом случае предприятию необходимо привлекать дополнительные источники покрытия запасов и затрат. Такое заключение сделано на основании следующих выводов:
· запасы и затраты не покрываются собственными оборотными средствами (см. п.9);
· негативным моментом является неудовлетворительное использование на предприятии внешних заемных средств. Долгосрочные кредиты и займы не привлекаются, краткосрочные обязательства возрастают, но не намного (+ 56 тыс. руб. на конец отчетного периода по сравнению с началом года), т.е. предприятие не желает, не умеет или не может использовать заемные средства для деятельности.
Из результатов расчета трехмерного показателя типа финансовой устойчивости следует вывод, что данное предприятие имеет недостаток собственных оборотных средств.
Значение показателя 10, т.е. излишка или недостатка собственных и отражает уровень риска деятельности организации и ее зависимость от заемного капитала. По результатам расчетов финансовой устойчивости можно сделать выводы об интенсивности использования заемных средств, степени зависимости от краткосрочных обязательств, уровне долговременной устойчивости организации без заемных средств. Для этого необходимы расчет и анализ относительных показателей, существенно дополняющих оценку финансовой устойчивости, сделанную на основе абсолютных величин.
Анализ относительных показателей финансовой устойчивости:
Финансовая устойчивость предприятия характеризуется состоянием собственных и заемных средств и анализируется с помощью системы финансовых коэффициентов с установленными базисными величинами, а также изучения динамики их изменений за определенный период.
Финансовые коэффициенты, применяемые для оценки финансовой устойчивости предприятия:
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами: показывает наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Является критерием для определения неплатежеспособности (банкротства). Чем выше показатель, тем лучше финансовое состояние предприятия, тем больше у него возможностей проведения независимой финансовой политики.
Интервалы оптимальных значений: Ко0,1.
Формула расчета: Ко=Ес/Обс=(Ис-Ос) /Обс, т.е. отношение собственных оборотных средств к общей величине оборотных средств предприятия.
Кнг=2702/6533=0,41
Ккп=3905/7792=0,5
Коэффициент обеспеченности производства, малоценных и быстроизнашивающихся предметов к валюте баланса.
Кнг=(29774+1309+1516) /37823=32599/37823=0,86
Ккп=(30332+2972+244) /38368=33548/38368=0,87
Коэффициент имущества производственного назначения: показывает долю имущества производственного назначения в общей стоимости всех средств предприятия. В случае снижения значения показателя ниже критической границы целесообразно привлечение долгосрочных заемных средств для увеличения имущества производственного назначения, если финансовые результаты в отчетном периоде не позволяют существенно пополнить источники собственных средств.
Интервалы оптимальных значений: Кп. им. 0,5
Формула расчета: Кп. им. =(З+Ос) /ВБ, т.е. отношение суммы внеоборотных активов и производственных запасов к итогу баланса.
Кнг=(2752+31290) /37823=34042/37823=0,9
Ккп=(4395+30576) /38368=34971/38368=0,91
Коэффициент автономии: характеризует независимость предприятия от заемных средств. Показывает долю собственных средств в общей сумме всех средств предприятия. Превышение рекомендуемого значения свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия, снижении риска финансовых затруднений в будущие периоды, расширении возможности привлечения средств со стороны. Тенденция роста коэффициента автономии с точки зрения кредиторов повышает гарантии погашения предприятием своих обязательств.
Интервалы оптимальных значений: Ка>0,5 показывает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами. Выполнение данного ограничения важно не только для самого предприятия, но и для его кредиторов.
Формула расчета: Ка=Ис/ВБ, т.е. отношение общей суммы всех средств предприятия к источникам собственных средств.
Кнг=33992/37823=0,9
Ккп=34481/38368=0,9
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств: указывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб., вложенный в активы собственных средств. Превышение указанной границы означает зависимость предприятия от внешних источников средств, потерю финансовой устойчивости (автономности).
Интервалы оптимальных значений: Кз/с<0,7
Формула расчета: Кз/с=(Кд+Кк) /Ис, т.е. отношение всех обязательств к собственным средствам.
Кнг=(0+1439) /33992=1439/33992=0,04
Ккп=(0+884) /34481=884/34481=0,03
Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств: показывает, сколько внеоборотных средств приходится на 1 руб. оборотных прибыли от хозяйственной деятельности. Такая задача является стратегической в финансовой политике предприятия.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что финансовая устойчивость - это определение состояния счетов хозяйствующего субъекта, гарантирующего постоянную платежеспособность. Поток хозяйственных операций и соответственно поток средств формируют соответствующую финансовую устойчивость. Управление потоками средств в ходе торгово-производственной деятельности ведет к улучшению финансового состояния предприятия, повышению его финансовой устойчивости.
Анализ рентабельности и деловой активности предприятия:
Относительными характеристиками финансовых результатов предприятия являются показатели рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют эффективность предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д.
Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность):
Рентабельность продаж: показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.
Формула расчета: R1=
R1 отч. =
R1 пред. =
Считать положительной тенденцией: рентабельность продаж R1 возросла на 2,04 пункта, или на 20,61%, что говорит об увеличении прибыли на единицу реализованной продукции; экономическая рентабельность R2 увеличилась на 65,43% и это свидетельствует об увеличении прибыли с каждого рубля, вложенного в активы; значительный рост рентабельности внеоборотных активов R4 (на 71,81%), вызванный увеличением чистой прибыли и сокращением стоимости внеоборотных активов, говорит о более эффективном их использовании.
Частным показателем рентабельности внеоборотных активов является фондорентабельность R7, увеличение которой на 65,05% свидетельствует о росте прибыли, приходящейся на единицу стоимости основных средств.
Возросший уровень рентабельности собственного капитала R3 (на 65,69%) отражает увеличившуюся отдачу средств, сформированных за счет вкладов собственников, а увеличившаяся в отчетном периоде на 23,38% рентабельность основной деятельности (окупаемость издержек) R5 показывает, что прибыль с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, возросла, и вызвано это опережающими темпами роста прибыли от реализации над темпами роста себестоимости реализованной продукции.
Значения всех показателей рентабельности ООО "Ардо" для удобства сведены в таблицу 4 (см. Приложение 9).
Наряду с абсолютными и относительными показателями прибыльности предприятия эффективность работы предприятия характеризуют показатели деловой активности.
"Деловая активность - это результативность работы предприятия относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства. Деловая активность проявляется в динамичности развития хозяйствующего субъекта, достижении им поставленных целей, а также скорости оборота средств" [5, с.135]
Показатели, используемые для анализа деловой активности предприятия:
1. Производительность труда: характеризует эффективность использования трудовых ресурсов.
Формула расчета: =, руб.
отч. ==559,93 руб.
пред. ==550,82 руб.
2. Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств: показывает скорость оборота запасов и затрат, т.е. число оборотов за отчетный период, за который материальные оборотные средства превращаются в денежную форму.
Формула расчета: Ом. ср=
Оотч. ==2, 19
Опред. ==1,7
3. Средний срок оборота материальных средств: показывает продолжительность оборота материальных средств за отчетный период, показывает скорость превращения запасов из материальной в денежную форму.
Формула расчета: См. ср=, дни
Сотч. ==166,67 дней
Спред. ==214,71 дней
4. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности: показывает число оборотов за период коммерческого кредита, предоставленного предприятиям. При ускорении оборачиваемости происходит снижение значения показателя, что свидетельствует об улучшении ситуации в расчетах с дебиторами.
Формула расчета: Од/з=
Оотч. ==2,96
Опред. ==2,29
10. Средний срок
……………………………………………
Оотч. ==0,23
Опред. ==0,18
5. Продолжительность операционного цикла: характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы находятся в материальных средствах и дебиторской задолженности. Необходимо стремиться к снижению значения данного показателя.
Формула расчета: Цо=Сд/з+См. ср, дни
Цотч. =123,31+166,67=289,98 дней
Цпред. =159,39+214,71=374,1 дня
6. Продолжительность финансового цикла: показывает время, в течение которого финансовые ресурсы отвлечены из оборота. Цель управления оборотными средствами - сокращение финансового цикла, т.е. сокращение операционного цикла и замедление срока оборота кредиторской задолженности до приемлемого уровня.
Формула расчета: Цф=Цо-Ск/з, дни
Цотч. =289,98-125,43=164,55 дня
Цпред. =374,1-162,22=211,88 дней
По результатам анализа показателей деловой активности, представленного выше, можно сделать следующие выводы.
Из расчета коэффициента общей оборачиваемости капитала в отеле "Ардо" видно увеличение общей оборачиваемости имущества (активов, ресурсов), т.е. наблюдается увеличение общей ресурсоотдачи имущества и снижение среднего срока оборота капитала в отчетном периоде по сравнению с предыдущим на 543,15 дня. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств указывает на увеличение оборачиваемости всех оборотных средств отеля. Оборачиваемость материальных средств и уровень их использования увеличивается. Определение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности указывает на то, что оборачиваемость средств в расчетах увеличивается. Оборачиваемость кредиторской задолженности также увеличивается. Срок оборачиваемости кредиторской задолженности сократился на 36,79 дней, что является благоприятной тенденцией с позиции соблюдения платежной дисциплины. Оборачиваемость собственного капитала тоже увеличивается. Это имеет положительное значение в первую очередь для учредителей и участников предприятия.
Одной из причин достаточно невысокой прибыли на предприятии ООО "Ардо" является высокая себестоимость. В следующей главе данной работы рассмотрим пути снижения себестоимости в отеле и их влияние на конечный результат деятельности предприятия.
Глава 3. Методические рекомендации по совершенствованию деятельности мини-отеля "Ардо"
· всего четвертый год работы отеля на рынке туристских услуг;
· высокая себестоимость;
· низкая цена относительно конкурентов.
По результатам анализа финансового состояния ООО "Ардо" я пришла к выводу, что есть резервы снижения себестоимости за счет повышения заполняемости отеля. В данном отеле заполняемость в летние месяцы 100%, а в остальные - лишь 40%. Рассчитаю среднюю заполняемость отеля за год следующим образом:
=55%
Таким образом, получилось, что средняя заполняемость в отеле "Ардо" составляет 55%. Повысить ее можно с помощью службы маркетинга.
Я считаю нужным рекомендовать предприятию проведение следующих мероприятий, которые позволят ему укрепиться на рынке туризма и привлечь новых туристов, что в конечном итоге приведет к снижению себестоимости:
Реклама;
Качественное обслуживание;
Поиск новых поставщиков.
Реклама. В практике гостиничного бизнеса широко используется как прямая, так и косвенная реклама. Задача прямой рекламы привлечь как можно больше клиентов путем непосредственного посещения клиентов (прямые продажи). Стать отдельным направлением рекламной деятельности, подкрепленным специальной статьей бюджета (престижная сувенирная продукция, деловые подарки, поздравления и т.д.).
Относительно косвенной рекламы. Почти все отели международного класса претендуют на то, чтобы быть не только "местом для ночлега", но и стремятся к "паблисити". Атмосферу и престиж отеля создают события, проводимые в его стенах, а также рестораны. Среди "светских" мероприятий гостиницы можно отметить юбилеи и презентации известных артистов и банков в ресторанах. Список подобных мероприятий следует расширять (например, показ мод, проведение аукционов, конкурсов красоты и др.).
Хорошей косвенной рекламой отеля служит проведение в его интерьерах кино - и видеосъемок. Однако к проведению съемок нужно подходить очень дифференцированно. Рекламный отдел должен давать разрешение на съемки клипа, рекламы или фильма исходя из их культурной и эстетической значимости.
Привлекательным рекламным ходом может быть: небольшие подарки с символикой отеля в честь национального праздника гостя, подарки для тысячного гостя и т.д., бесплатное вино в номер по случаю праздников (Рождество, Новый год, например) или комплиментарная шоколадка в VIP-номера.
Большие резервы повышения имиджа отеля содержатся в улучшении дизайнерского оформления: нужно отказаться от искусственных цветов, обеспечить фирменное оформление информационных стендов на входе, плакатов, объявлений, вывесок и т.д. в интерьерах. Оформление интерьеров к праздникам обязательно должно быть фирменным. Необходимо изучить варианты рождественского и пр. оформления высококлассных гостиниц и закупить соответствующие оформление.
Качественное обслуживание. В производстве и потреблении гостиничных услуг важнейшую роль играют вопросы качества. Без качественного обслуживания гостиничное предприятие не способно добиваться своих главных целей. История развития различных гостиничных корпораций и цепей, как о себе и своем продукте на созданном специально для этих целей сайте, и связь с этим производителем возможна в течение нескольких секунд.
Проведя маркетинговые исследования, установила, что цены в отеле "Ардо" в среднем на 10% ниже, чем у конкурентов. Это видно из таблицы 5.
Стоимость обслуживания за номер в сутки в рублях.
Таблица 5.
Наименование отеля |
Категория номера |
Октябрь-май |
Июнь-сентябрь |
|
Мини-отель "Ардо" |
2х-мест.1-комн. "полулюкс" |
800 |
1350 |
|
2х-мест.2-комн. "люкс" |
980 |
1550 |
||
Отель "Ольгино" |
2х-мест.1-комн. |
880 |
1490 |
|
2х-мест.2-комн. |
1080 |
1710 |
||
Отель "ТаймАут" |
2х-мест.1-комн. |
850 |
1430 |
|
2х-мест.2-комн. |
1050 |
1690 |
||
Отель "Белые ночи" |
2х-мест.1-комн. |
910 |
1530 |
|
2х-мест.2-комн. |
1100 |
1720 |
||
В стоимость включено проживание и 3-х разовое питание.
Наглядно цены за обслуживание в отеле "Ардо" и у его конкурентов представлены диаграммами на рисунках 7 и 8.
Рис.7. Стоимость обслуживания в различных отелях в период с октября по май.
Рис.8. Стоимость обслуживания в различных отелях в период с июня по сентябрь.
В следующем разделе посчитаю, как предложенные выше рекомендации повлияют на конечный финансовый результат деятельности мини-отеля "Ардо".
3.2. Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций и их влияние на конечный финансовый результат деятельности мини-отеля "Ардо".
Рассмотрим, как увеличится прибыль отеля "Ардо" за счет предложенных выше мероприятий.
В первом разделе данной главы я определила, что в настоящее время средняя заполняемость в отеле составляет лишь 55%. Чтобы прибыль предприятия возросла, руководству отеля нужно увеличивать его заполняемость до 95%, т.е. на 40%. Это вполне можно осуществить, проведя мероприятия,
…………………………………………24%=1519 тыс. руб.
Тогда чистая прибыль на предприятии ООО "Ардо" составит:
ЧП=6331-1519=4812 тыс. руб.
Таким образом, чистая прибыль в отеле увеличится на 4029 тыс. руб., т.е. в 6 раз.
Посчитаю себестоимость на единицу продукции в общей сумме выручки:
до проведения мероприятий: Сс===88%;
после проведения мероприятий: Сс==54%.
Таким образом, себестоимость на единицу продукции сократилась на 34%, что было достигнуто за счет повышения заполняемости отеля, а прибыль при этом увеличилась в 6 раз.
За счет повышения цен в отеле "Ардо" до цен конкурентов можно также увеличить имеющуюся прибыль. Посмотрим, на сколько увеличится прибыль отеля, если мы поднимем цены на 10%.
мероприятий: С/с===88%;
после повышения цен: С/с==80%.
Таким образом, себестоимость на единицу продукции сократилась на 8%, что было достигнуто за счет повышения цен в отеле, а прибыль при этом увеличилась в 1,8 раза.
За счет всех предложенных мероприятий себестоимость на единицу продукции в общей сумме выручки составит:
С/с==51%
Т. е. себестоимость на единицу продукции сократилась на 37%, что было достигнуто за счет повышения заполняемости отеля до 95% и поднятия цен на 10%.
Итак, за счет всех предложенных мероприятий можно увеличить прибыль в отеле "Ардо" на 4625 тыс. руб., и в конечном итоге она составит 5408 тыс. руб., что в 7 раз выше чистой прибыли за отчетный год.
Наглядно рост прибыли можно увидеть на следующем графике (см. рис.9):
Федеральный Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с последующими изменениями и дополнениями).
Приказ Минфина России от 13 января 2000 г. № 4 "О формах бухгалтерской отчетности организаций": Приложение к приказу "Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности", "Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности" // Экономика и жизнь. 2000. № 8.
Приказ Минфина России от 28 июня 2000 г. № 60н "О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации": Приложение к приказу "Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций" // Экономика и жизнь. 2000. № 31.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В. Финансовый анализ: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. - 344 с.
Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 240с.
Богомолов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. - М.: Академия, 2005. - 192 с. - (Высшее профессиональное образование).
Быстров С.А. Финансовый менеджмент в туризме. - М.: Герда, 2007. - 240с.
Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник. - М.: Андреевский Издательский дом, 2006. - 448 с. - (Библиотека менеджера).
Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: учебник. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 368 с.
Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика: учеб. пособие. - СПб.: Бизнес-пресса, 2004. - 304 с.
Ковалев В.В. Финансовый анализ. Методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 560 с.
Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. - 424 с.
Любушин Н.П. Анализ финансового состояния организации. - М.: Эксмо, 2007. - 256 с. - (Высшее экономическое образование).
Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 448 с.
Максютов А.А. Экономический анализ. - М.: Юнити-Дана, 2005. - 544 с.
Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: учебник. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 408 с.
Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: учеб. пособие д/вузов. - М.: Академический проект, 2004. - 576 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. - М.: Инфра-М, 2008. - 512 с. - (Высшее образование).
Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 640 с.
Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия: учебник. - М.: Инфра-М, 2007. - 304 с. - (Высшее образование).
Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 160 с.
Тронин Ю.Н. Анализ финансовой деятельности предприятия. - М.: Альфа-Пресс, 2005. - 208 с.
Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб. пособие д/вузов. - Изд.3-е, доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 384 с. - (Высшее образование).
Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2008. - 208с.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий: учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2005. - 343 с. - (Высшее образование).
Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства: учеб. пособие. - М.: РДЛ, 2007. - 328 с.
http: // portnews. ru/laws/law/110/
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |