Дипломная работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Анализ кризисных тенденций в деятельности организации


1

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

На тему: «Анализ кризисных тенденций в деятельности организации»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Современное состояние организации ОАО «ИЭМЗ «Купол»

1.1. История создания и развития, организационно-правовая форма, цели и виды деятельности

1.2. Характеристика выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг)

1.3. Оценка технологии производства

1.4. Структура управления

1.5. Персонал и оплата труда

1.6. Внешнее окружение и маркетинг в организации

2. Экономический анализ деятельности предприятия

2.1. Динамика основных экономических показателей

2.2. Анализ структуры и динамики имущества предприятия и источников его финансирования

2.3. Анализ себестоимости продукции

2.4. Анализ финансового состояния

2.5. Анализ прибыли и рентабельности

3. Проблемы кризисных тенденций и пути их решения

3.1. Теоретические вопросы определения кризисных тенденций в деятельности организации

3.2. Выявление основных причин кризисных тенденций в организации и построение «дерева проблем»

3.3. Разработка вариантов управленческих решений по кризисным тенденциям в организации

4. Выбор и обоснование решения по кризисным тенденциям в организации

4.1. Расчет потребности в ресурсах для реализации предлагаемых решений

4.2. Источники формирования ресурсов для реализации решений

4.3. Анализ достоинств и недостатков предлагаемых решений

4.4. Выбор управленческого решения (проекта ) и возможности улучшения финансового состояния

4.5. План реализации

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Развитие российской экономики на современном этапе характеризуется неоднозначной и динамично меняющейся экономической средой, наличием сложных управленческих проблем. Многие предприятия испытывают трудности и находятся в кризисной ситуации, сформировавшейся под влиянием рыночной экономики переходного периода.

В условиях спада производства и постоянно растущего уровня инфляции сложился финансово-долговой тип предпринимательства, характеризующийся замещением производственных активов - финансовыми, собственных средств - привлеченными, что проявляется, прежде всего, в недостатке собственных оборотных средств предприятий и доступных источников их формирования. Проблемы укрепления платежной дисциплины, вывода экономики из кризиса платежей и стабилизации уровня промышленного производства являются наиболее актуальными для российской экономики, а значит и для конкретного предприятия.

В современных условиях экономической и социально-политической нестабильности в России возможность попасть в число неплатежеспособных предприятий весьма велика, поэтому правительство в специальном постановлении отменило необходимость принятия системы антикризисных мероприятий, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Введение в действие Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19. 11. 1992 г. положило начало созданию правовой базы банкротства. В настоящее время опубликовано большое количество постановлений, распоряжений, указов по вопросам несостоятельности (банкротства) предприятий, антикризисному управлению. Под руководством Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ проводится обучение в экономических и юридических вузах страны специалистов по антикризисному управлению. По данной проблематике с каждым годом выходит большое количество теоретического материала: учебников, статей. Однако до настоящего времени не создан механизм управления, который обеспечил бы не только выход из кризиса и состояния банкротства российских предприятий, но и их финансовое оздоровление и дальнейшее развитие.

Основной внешней причиной частого возникновения кризисов предприятий и организаций, их короткого жизненного цикла является высокая нестабильность условий среды, в которой они действуют. Изменения факторов внешней среды приводят к необходимости изменения существующих и созданию новых стратегий организаций.

Финансовая стратегия компании представляет собой сложную многофакторно - ориентированную модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала компании.

Чем сильнее стратегическое и финансовое положение организации, тем более вероятна, что ее стратегия хорошо продуманна и четко реализуется. Хотя есть свои полосы в оценке стратегии с качественной точки зрения (ее полнота, внутренняя согласованность, логическое обоснование и то, насколько она соответствует ситуации), лучшим свидетельством того, насколько эффективна выбранная стратегия, является стратегическое и финансовое положение организации за последнее время.

В условиях массовой неплатежеспособности предприятия и практического применения ко многим из них процедуры банкротства объективная и точная оценка их финансово-экономического состояния, оперативность в принятии необходимых управленческих решений приобретает первостепенное значение. Главными критериями оценки финансово-экономического состояния являются технико-экономические показатели, показатели платежеспособности и финансовой устойчивости. Чтобы выжить в этих условиях ОАО «ИЭМЗ «Купол» необходимо решить задачи совершенствования системы финансово-экономического анализа, менеджмента, организации производства, а так же системы информационного обеспечения, внедрения новых и совершенствование уже используемых на предприятии автоматизированных систем обработки информации с целью повышения качества обработки аналитической и другой информации, для принятия оперативных управленческих решений.

Цель дисциплины:

? Изучение теории и практики антикризисного управление предприятием.

? Выработка навыков принятия решений по предотвращению и преодолению кризисов.

Задачи изучения дисциплины:

? Изучение теоретических основ антикризисного управления, выявление закономерностей протекания экономических кризисов на уровне национальной экономики, их влияния на деятельность конкретных субъектов хозяйствования.

? Определение признаков, особенностей и механизма развития кризисных процессов на уровне предприятия, позволяющих своевременно выявлять негативные тенденции и разрабатывать адекватные антикризисные меры.

? Выработка навыков диагностики экономического кризиса и банкротства предприятия на основе информации из типовой финансовой отчетности и других источников.

? Выработка навыков принятия и экономического обоснования стратегических и оперативных решений по выходу из кризиса и предотвращения банкротства предприятия, в том числе рассмотрение таких антикризисных мер, как реструктуризация долгов, управление дебиторской задолженностью, планирование и регулирование издержек, реинжиниринг бизнес-процессов и другие.

? Изучение специальных технологий создания и управления антикризисной командой, использования антикризисных коммуникаций.

В первом разделе дано описание организационной характеристики деятельности ОАО «ИЭМЗ «Купол», также дана характеристика выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, рассмотрели структуру управления ОАО “ИЭМЗ “Купол” и внешнее его окружение. Также в этом разделе дано описание организации производственных процессов (укрупненное описание технологических и производственных возможностей предприятия).

Во втором разделе проведен финансово-экономический анализ и дана расшифровка финансово-экономических показателей. На эти показатели прежде всего влияет общее экономическое положение в стране, кризис реального сектора экономки, ослабление банковской системы и особенности крупного государственного оборонного предприятия. Рассмотрены такие основные показатели, как прибыль и рентабельность. В условиях рыночной экономики значение прибыли для предприятия огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует предприятие на увеличение объема реализации продукции, нужной потребителю, снижение затрат на реализацию. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль выполняют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств и сбыта продукта. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по техническому и социально-экономическому развитию предприятий торговли, увеличение фонда оплаты труда его работников. Также дана характеристика использования основных и оборотных средств и провидён анализ динамики основных экономических показателей деятельности предприятия.

Третий раздел посвящён разработке управленческих решений. Формулировка набора альтернатив или альтернативных решений является принципиально важным моментом.. В этой главе мы выявляем проблемы, которые существенно влияют на состояние организации с точки зрения выбранной темы дипломного проекта, здесь же построили “дерево проблем”. Из выявленного комплекса проблем выбраны наиболее актуальные для организации и разработаны варианты решения избранных проблем.

Четвёртый раздел даёт обоснование выбранных управленческих решений, которые основаны на доказательствах в пользу принимаемого решения, приведены сильные и слабые стороны принимаемых решений. Здесь же проводиться детальный анализ допустимых альтернатив с точки зрения достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям реализации альтернатив. Конечным результатом работы является вынесение суждения о предпочтительности выбранных альтернатив.

При помощи всей собранной информации производиться выбор наилучшего способа достижения целей. После принимается окончательное решение, оно является конечным результатом работ. Конечный результат работ для процесса подготовки, принятия и реализации решения - это полное достижение целей решения в установленные сроки в рамках отпущенных ресурсов.

1. Современное состояние организации ОАО «ИЭМЗ «Купол»

1.1. История создания и развития, организационно-правовая фор

ма, цели и виды деятельности

Открытое Акционерное Общество «Ижевский электромеханический завод» образован 29 июня 1957 года как предприятие Министерства радиопромышленности СССР, предназначенное для выпуска особо сложной оборонной техники. Юридический адрес: Удмуртская Республика, 426069, г. Ижевск, ул. Песочная, 3.

Предприятие зарегистрировано решением Исполнительного комитета Октябрьского совета народных депутатов г. Ижевска 27 января 1992 года № 24/7, свидетельство о регистрации № 66.

18 января 1999 года «Ижевский электромеханический завод» было переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Ижевский электромеханический завод «Купол»».

На данный момент ОАО «ИЭМЗ» состоит из головного завода «Купол» и имеет два филиала - завод «Старки» и завод «Метеор». Кроме филиалов ОАО «ИЭМЗ «Купол» создало 8 дочерних предприятий, которые, в основном, занимаются реализацией продукции завода. Например, филиал «Потэк-202» распространяет оборудование для нефтяной промышленности.

По состоянию на 01.01.2006 года на предприятии работают около 8 300 человек.

Согласно Уставу ОАО «ИЭМЗ «Купол», предметом деятельности и главными задачами предприятия являются:

- производство продукции специального назначения (спецтехники), проведение НИРОКР;

- разработка и производство товаров народного потребления, продукции для медицинской, легкой и перерабатывающей промышленности, а так же продукции производственно-технического назначения;

- разработка и производство инструмента, средств измерения, нестандартного и специального оборудования;

- производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;

- производство и реализация полиграфических работ;

- выполнение строительно-монтажных работ и услуг;

- осуществление брокерских операций на биржах и посреднической деятельности;

- др. работы, не запрещенные законом.

Продукция специального назначения, производимая ОАО «ИЭМЗ «Купол», - это система ближнего боя, которая служит для поражения высокоточного оружия (ракеты, управляемые бомбы), вертолетов и самолетов. Выпускаются в разных модификациях два основных изделия «ОСА» и «Тор». «Тор» существенно превосходит западные зенитно-ракетные комплексы по тактико-техническим характеристикам.

Спецтехника ОАО «ИЭМЗ «Купол» составляет более 90% объема производимой продукции, она реализуется по двум каналам через:

- Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная компания «Росвооружение» (поставки на внешние рынки);

- Министерство обороны (госзаказ).

Реализация через ГК «Росвооружение» на экспорт более рентабельна, чем поставки Министерству Обороны, объем которых в последнее время значительно снизился и осуществляется в основном на условиях зачета долгов федеральному бюджету.

За время своего существования предприятием созданы современные производства практически по всем направлениям, указанным в уставе, - от механообработки до автомонтажа. ОАО «ИЭМЗ «Купол» способно изготавливать радиоэлектронную аппаратуру любой сложности на современной элементной базе, узлы и системы точной механики, агрегаты и механизмы, монтируемые на колесных и гусеничных самоходных шасси. Все изделия на предприятии изготавливаются по предметно-замкнутому циклу с минимальным привлечением поставщиков входящих в изделие деталей, узлов и сборок.

ОАО «ИЭМЗ «Купол» входит наряду с другими предприятиями и научно-исследовательскими организациями, производящими системы противовоздушной обороны, в состав АООТ «Промышленная компания «Концерн «Антей» (на основании Постановления Правительства РФ № 1309 от 01.12.94 г. «О создании акционерного общества открытого типа «Промышленная компания «Концерн «Антей»). Концерну, созданному для поддержки интересов производителей вооружения в органах власти России, дано право самостоятельно экспортировать наряду с ГК «Росвооружение» вооружение и военную технику, выполнять работы и оказывать услуги военного назначения.

Общий спад в экономике, стихийно осуществляемая «реформа» Вооруженных Сил, достаточно серьезно сказались на производственно-хозяйственной деятельности предприятия, что нашло выражение в снижении основных производственных показателей, увеличении затрат на производство продукции, и, как следствие, в росте себестоимости и повышении цен на продукцию ОАО «ИЭМЗ «Купол».

Последние годы принесли много перемен на предприятие: существенное уменьшение государственных закупок спецтехники, увеличение объема экспорта, развитие производства товаров гражданского характера предопределили необходимость изменения основных подходов к ведению финансово-хозяйственной деятельности на предприятии. За последний год существенно изменилась и продолжает меняться организационная структура, было принято решение об акционировании ОАО «ИЭМЗ «Купол», были введены новые методы финансового планирования и учета, появились новые подразделения, был взят курс на внедрение методов стратегического управления развитием предприятия. Предпринимаемые меры очень своевременны и необходимы, так как призваны реально улучшить основные показатели производственно-финансовой деятельности предприятия и сохранить его уникальный производственный потенциал, обладающий возможностью реализовывать единичные проекты с использованием высоких технологий.

1.2. Характеристика выпускаемой продукции

Основа деятельности ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол» - производство вооружения, пользующегося достаточно высоким спросом. Именно это определяет относительно устойчивые финансовые результаты деятельности предприятия и обеспечивает его конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке по сравнению с другими российскими предприятиями ВПК.

Спецтехника ОАО «ИЭМЗ Купол», как уже было сказано выше, реализуется по двум каналам - ГК «Росвооружение» (экспортные поставки) и Министерство обороны (поставки для российской армии). Продажа спецтехники на экспорт не только исключительно рентабельна, но и приносит «живые» деньги. Продажа Министерству обороны (МО) менее рентабельна и осуществляется только на условиях зачета долгов федеральному бюджету, однако она дает возможность лоббирования своих интересов в федеральных органах государственного управления.

Однако зависимость предприятия от слабо поддающихся прогнозу внешнеполитических факторов и объемов финансирования российской армии оказывает негативное воздействие на положение ОАО «ИЭМЗ «Купол» на рынке.

Не менее важным направлением поставок изделий ОАО «ИЭМЗ «Купол» является российская армия, однако поставки и на этот рынок в последние годы осложнились в результате сокращения объемов бюджетного финансирования.

В этих условиях необходимы более активные, продуманные и целеустремленные действия по выходу на рынки сбыта, что связано в первую очередь с организацией полноценной маркетинговой службы, которая бы занималась исключительно продвижением на рынок выпускаемой спецтехники.

В настоящее время руководство ОАО «ИЭМЗ «Купол» осуществляет ряд мероприятий по упрочению положения предприятия на рынке (расширению объема продаж).

На внутреннем рынке:

- создание системы региональных сервисных центров для обслуживания техники на условиях зачета долгов федеральному бюджету, а также в счет уплаты задолженности РАО «ЕЭС России»;

- упрочение контактов в Главном ракетно-артиллерийском управлении с целью увеличения объемов поставок вооружений.

На внешнем рынке:

- создание системы региональных сервисных центров;

- продажа запасных частей и приспособлений (ЗИПов);

продвижение услуг по обследованию и восстановлению эксплуатируемой спецтехники (капремонт);

- участие в международных выставках вооружения.

Однако эти действия не всегда базируются на изучении реальных потребностей потенциальных покупателей и не учитывают возможные тенденции изменения конъюнктуры рынка.

Маркетингом спецтехники занимаются Промышленный концерн «Антей», ГК «Росвооружение» и ОАО «ИЭМЗ «Купол».

Однако маркетинговые мероприятия, нацеленные, как на исследование рынка сбыта, так и на продвижение продукции, в настоящее время носят разрозненный характер и не подчинены единой концепции или общему плану действий.

Исходя из вышеизложенного, необходимо систематизировать маркетинговую деятельность предприятия: необходимо разработать совместно с ГК «Росвооружение», концерном «Антей» и другими компетентными организациями, профессионально занимающимися анализом рынка военной техники, концепцию расширения рынка сбыта и программу маркетинговых мероприятий (прежде всего это касается внешних рынков), предусматривающую как исследования рынка, так и акции по продвижению продукции. Организационные функции должно взять на себя руководство предприятия, создав для этих целей Службу стратегического маркетинга.

Можно предложить следующую программу мероприятий:

На внутреннем рынке, в тактическом плане:

- разработать механизм реализации спец. изделий в обмен на зачет платежей Пенсионному и другим внебюджетным фонда:

- добиваться включения в федеральный бюджет финансирования госзаказа на закупку МО продукции ОАО «ИЭМЗ «Купол»;

- обеспечить тесное взаимодействие с региональными властями в интересах развития бизнеса предприятия.

В стратегическом плане:

- лоббировать элементы военной реформы, способствующие увеличению заказов Министерства Обороны (МО) на продукцию ОАО «ИЭМЗ «Купол»;

- лоббировать принятие федеральной программы реструктуризации оборонной промышленности;

На внешнем рынке, в тактическом плане:

- заказать ГК «Росвооружение» исследование рынков спецтехники с участием специалистов предприятия,

- лоббировать поставки спецтехники в обмен на долги СССР;

- осуществлять совместную научную деятельность с зарубежными производителями вооружений.

В стратегическом плане:

- рассмотреть вопрос об унификации ряда технических стандартов выпускаемых изделий со стандартами других стран, для чего добиваться получения соответствующего разрешения.

В целях стабилизации финансового положения и развития бизнеса предприятия, при безусловной необходимости сохранения основной специализации - производства продукции военного назначения, представляется необходимым развитие в качестве дополнительного и компенсирующего конъюнктурные колебания производство продукции гражданского характера, имеющей постоянный гарантированный спрос.

Сейчас серийно выпускается следующая гражданская продукция:

Укрупненный перечень продукции общепромышленного назначения. серийно освоенной предприятием:

1. Продукция производственно-технического назначения (ППТН):

-шкаф управления;

-кислотный агрегат;

-установка штангового глубинного насоса.

2. Гражданская продукция:

-клапан;

-подшипник;

-обогреватели;

-хроматограф «ЛГХ-300»;

-оборудование для АЭС;

-емкости под крем.

3. Тепловые системы:

-теплоагрегат инфракрасный.

4. ГСЛО:

-газогорелочный блок излучателя.

5. Строительные механизмы:

-подъемники.

6. Оборудование для ТЭК (серийное производство):

-станция управления.

7. Торцевая раскатка:

-детали торцевой раскатки.

8. Тепловое оборудование:

-плиты;

-шкаф жарочный.

9. Производство кондиционеров.

10. Малая климатотехника:

-тепловентиляторы электрические;

-тепловые завесы.

11. Товарные изделия базовых технологий:

-теплообменники.

Основная задача предприятия определяется в соответствии со спецификой деятельности. Для ее выполнения предприятие:

- организует свою деятельность, руководствуясь плановыми показателями и лимитами, а также заключенными договорами;

- обеспечивает выполнение заказов, заданий и исполнение договоров, подписанных руководством предприятия;

- заключает договора с физическими и юридическими лицами на проведение работ и оказание услуг в соответствии со спецификой деятельности предприятия;

- осуществляет мероприятия по техническому перевооружению и модернизации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, эффективному использованию средств автоматизации, электронно-вычислительной, организационной и компьютерной техники;

- разрабатывает и осуществляет мероприятия по экономии топлива, электроэнергии, материалов, инструмента, по рациональному использованию оборудования;

- предприятие несет ответственность за проведение мероприятий по предотвращению вредного воздействия на экологию в местах осуществления хозяйственной деятельности предприятия;

- обеспечивает эффективное использование прибыли, выделяемой на производственное развитие предприятия;

- проводит работу по охране труда и технике безопасности, организационно-технические мероприятия;

- обеспечивает в установленном порядке решение вопросов социального развития коллектива, в том числе: социально-бытового, медицинского, санаторно-курортного обслуживания.

Возможные схемы распространения изделий изучены службой маркетинга предприятия с привлечением соответствующих специалистов разрабатывающих организаций - «ОКБ БН», «ТатНИИнефтемаш», АО «Камнефтемашсервис», АО «Удмуртнефть». Наиболее приемлемой является поставка изделий потребителю по прямым договорам через службу маркетинга и сбыта предприятия и дочернее предприятие «ПОТЭК-202», поскольку:

1) устанавливается непосредственный контакт поставщик - потребитель, позволяющий создать надежную и объективную систему обмена информацией по вопросам качества и потребительских свойств изделий, путей повышения этих показателей;

2) расширяется возможность оказания дополнительных услуг потребителю - шефмонтаж, поставка ЗИПов в согласованной комплектности, организация ремонтных баз у потребителя и др.;

3) создается возможность оперативного управления планированием производства изделий в зависимости от запросов потребителей;

4) упрощается порядок установления и согласования цен на поставляемые изделия непосредственно с потребителем.

Также по прямым договорам производится и реализация хроматографов. Рынки сбыта - медицинские учреждения РФ, МЧС РФ, химические лаборатории промышленных предприятий.

По всем остальным товарам ранками сбыта являются территория УР и Урала.

Таким образом, основной продукцией завода является производство спецтехники, для которой существует внутренний и внешний рынки сбыта. Перспективы производства подавляющего числа товаров гражданского назначения представляются весьма туманными, так как до сих пор не определены рынки их сбыта и стратегия их продвижения на рынок. К тому же их качество и цена не позволят вести успешную конкурентную борьбу. Единственный выход - производить мелкосерийные партии товаров под заранее заключенные договора (как, например производство теплосчетчиков под заказ мэрии).

1.3. Оценка технологии производства

Организационно-технологическая структура предприятия обеспечивает изготовление спецтехники по серийному типу производства. Структура технологической подготовки и технологического сопровождения централизованная, структура технологического изготовления цеховая.

Укрупненная структура технологического цикла:

- механозаготовительное производство;

- механообрабатывающее производство;

- каркасосварочно-штамповочное производство;

- термическая обработка, гальвано и лакокрасочное покрытие;

- производство деталей из резины и пластмасс;

- производство печатных плат и микросхем;

- сборочно-монтажное и настроечное производство;

- испытательная база.

Структура вспомогательного обеспечения технологии производства:

- инструментальное производство;

- энергетическое хозяйство;

- ремонтно-механическое хозяйство;

- транспортное хозяйство;

- складское хозяйство;

- реагентное хозяйство.

Укрупненное описание технологических и производственных возможностей предприятия.

1. Гальваническое производство:

- виды покрытий: кадмирование, цинкование, хромирование, никелирование, блестящее никелирование, серебрение, электрополирование, меднение, оксидирование и др.;

- максимальные размеры покрываемых деталей 350 х 1000 мм;

- покрытие производится на полуавтоматических линиях мод. АГ- 42, в колоколах, на линиях собственной разработки предприятия;

- экологические требования обеспечиваются очистными сооружениями и реагентным хозяйством.

2. Лакокрасочное производство:

- виды технологий: подготовка поверхностей деталей, обезжиривание, грунтование, окраска эмалями и лаками, просушивание в режимах печном и воздушном; нанесение маркировочных знаков и надписей с помощью трафаретов и методом офсетной печати, покрытие с применением порошковых красителей;

- габариты окрашиваемых деталей и изделий -- от мелких (типа скоб, плат, панелей) до изделий размерами 9000 х 2000 х 3000 мм на гусеничных и колесных шасси.

3. Механообрабатывающее производство:

- количество механических цехов - 13;

- виды обрабатываемых деталей: тела вращения, плоские объемные детали, зубчатые колеса, корпусные детали из стали и медесодержащих сплавов, крупногабаритные детали из алюминиевых и магниевых литейных заготовок с габаритами до 2000 х 2200 х 1500 мм, витые пружины, в том числе прецизионные;

- виды металлорежущего оборудования: универсальные станки, оборудование с программным управлением, обрабатывающие центры.

4. Штамповочное производство:

- имеется специализированный цех штамповки площадью 2225 кв. м;

- штамповка деталей осуществляется из сталей углеродистых, нержавеющих, электротехнических, цветных сплавов, неметаллических материалов (стеклопластиков, резины, фторопласта и пр.). Состояние поставки материалов -- лист, лента, рулон;

- оборудование: гидравлические, пневматические и кривошипные прессы, гильотинные ножницы, пробивные обрабатывающие центры (типа «Труматик» Германия) и пр.

Номенклатура выпускаемых штамповочных деталей - 7500 наименований, габариты от мелких (типа контакт, шайба) до крупных 300 х 350 мм.

5. Пластмассовое производство:

- имеется специализированный цех переработки пластмасс площадью 2120 кв. м;

- перерабатываемые материалы -- реактопласты, термопласты, резины;

- оборудование: гидравлические прессы, термопластавтоматы производства Германии, СССР, системы автоматического поддержания температуры;

- объемы переработки: 1) реактопласты - 3,8 тонн в год,

2) термопласты - 224 тонн в год,

3) резины - 5 тон в год;

- номенклатура изготавливаемых деталей - 2350 наименований.

6. Сборочно-монтажное производство:

- количество сборочно-монтажных цехов - 9;

- виды работ: сборка и электромонтаж узлов на печатных платах, в том числе на МПП, монтаж, сборка, настройка блоков и систем повышенной сложности на современной элементной базе, механические и климатические испытания;

- выпускаемая продукция: приемные и передающие системы, вторичные блоки питания, спецвычислители, осциллографические и индикаторные блоки, радиоэлектронные системы спецназначения повышенной сложности, товары народного потребления (светильники, пьезозажигалки, печи СВЧ и др.), многоканальные газовые хроматографы.

7. Автомонтажное производство:

- виды работ: монтаж, сборка и настойка радиоэлектронных систем повышенной сложности на автомобильных и самоходных (колесных и гусеничных) шасси. Сборка и настройка изделий точной механики (приборные и силовые приводы, редукторы и пр.);

- проведение всех видов испытаний крупногабаритных изделий на самоходных шасси (брызгозащищенность, тепло- и холодоустойчивость, пробеговые испытания и т.д.). Производство оснащено подъемно-транспортными механизмами грузоподъемностью до 30 т, оборудованием необходимым для проведения техобслуживания и ремонта крупногабаритных изделий и самоходных шасси, крупногабаритными экранированными помещениями.

8. Производство моточных изделий:

- цех моточных изделий (2832 кв. м) включает в себя участок намотки (рядовой, тороидальной) пропитки, заливки, сборки и монтажа, настройки и испытаний;

- производимая продукция: катушки индуктивности, магнитопроводы, дроссели, силовые и высоковольтные трансформаторы, двигатели, вентиляторы и пр.; Все виды испытаний выпускаемой продукции производятся в цеховой лаборатории типовых испытаний.

9. Каркасно-сварочное производство:

- выпускаемая продукция: шасси, каркасы, сварные корпусные детали из листа, профиля;

- материалы: сталь, алюминий;

- габариты деталей - до 1200 х 1200 х 2000 мм;

- технологии: вырубка деталей из листа, гибка профиля, сборка каркасов и шасси, сварка (точечная, электродуговая в среде аргона, углекислого газа) термообработка сварных конструкций, механическая обработка (на горизонтально и вертикально расточных станках, координатная расточка, обработка на карусельных станках), окраска корпусных деталей и каркасов;

- изготовление деталей производится по предметно замкнутому циклу от исходного материала до готовой детали.

10. Антенно-фидерное производство:

- количество цехов - 2;

- виды изготавливаемой продукции: волноводные и коаксиальные тракты, гибкие герметичные волноводные секции, вращающиеся волноводные и коаксиальные устройства и переходы, входные СВЧ устройства, антенны (параболические и рупорные) и пр. Производство антенно-фидерных устройств организовано по предметно-замкнутому циклу от детали до изделия в целом.

Предприятие обладает собственной испытательной базой: заводской лабораторией методических испытаний и загородным полигоном. Поступающие на предприятие комплектующие изделия и материалы проверяются на соответствие сертификатам и стандартам силами заводских лабораторий - центральной заводской лабораторией (ЦЗЛ) и лабораторией входного контроля (ЛВК). Контрольно-измерительная и стендовая аппаратура (кроме стандартизованной) разрабатывается и изготавливается силами предприятия и аттестуется заводским отделом Главного метролога, наделенным правами госпроверки. Контроль качества выпускаемой продукции осуществляется силами ОТК предприятия.

Сборочно-монтажные цехи и испытательные подразделения оснащены специализированными экранированными помещениями, защищающими настраиваемую аппаратуру от внешних радио излучений.

На предприятии имеется собственное инструментальное производство в составе 3-х цехов, обеспечивающих подразделения режущим и мерительным инструментом, приспособлениями, штампами и литьевыми формами, заливочными формами и другой инструментальной оснасткой.

Внутризаводские, межплощадочные и междугородние перевозки осуществляются силами заводского транспортного цеха.

Складское хозяйство включает в себя внутрицеховые и общезаводские склады, специализированную базу материально-технического обеспечения. Склады оборудованы подъемно-транспортными механизмами, механизированными системами типа штабелеров, элеваторов и пр.

Предприятие располагает возможностью обучения и переподготовки кадров. Имеется собственное техническое училище с производственными мастерскими и учебно-консультационный пункт, осуществляющий повышение квалификации и переподготовку инженерно-технических работников силами предприятия, так и с привлечением преподавателей средних специальных и высших учебных заведений.

В целях снижения накладных расходов, себестоимости продукции, непроизводительных затрат при постановке на производство новой продукции предприятием создаются замкнутые производственные структуры - дочерние фирмы.

1.4. Структура управления

Как производственная система предприятие состоит из соответствующих производственных подразделений и звеньев управления.

Для ОАО «ИЭМЗ «Купол» характерна линейно-функциональная схема управления.

По линейным связям происходит прямое управления ходом производственного процесса (генеральный директор зам. генерального директора начальник цеха мастер), при этом на каждом уровне сосредоточиваются в одних руках все функции управления производством.

По функциональным связям подготовка решений для руководителей осуществляется специализированными специалистами. Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства, готовят варианты решения вопросов, освобождают линейных руководителей от решения финансовых вопросов, материально-технического обеспечения.

Укрупненная структурная схема управления представлена в приложении 1. Предприятие возглавляет генеральный директор, действующий на основе единоначалия и несущий персональную ответственность за все виды деятельности предприятия. Генеральному директору непосредственно подчинены его заместители и главный бухгалтер.

Заместители генерального директора осуществляют оперативное и перспективное руководство отделами и службами по определенным функциям управления.

Так, например заместитель генерального директора по экономике ведает технико-экономическим планированием, нормированием, экономическим стимулированием, научной организацией труда и производства.

Заместитель генерального директора по маркетингу, сбыту и коммерции координирует деятельность маркетинговой службы предприятия, руководит реализацией готовой продукции.

Заместитель генерального директора по производству руководит основным производством и несет ответственность за выполнение заданий по выпуску готовой продукции соответственно графику.

Главный бухгалтер руководит учетом всех материальных и денежных ресурсов и несет наряду с генеральным директором ответственность за сохранность и правильность расходования этих ресурсов.

В 1997 году на предприятии появилось новое направление - служба инвестиций и развития. Новая служба инвестиций и развития должна дать толчок развитию завода и обеспечить выход предприятия на новый технический уровень.

Распределение функций между основными функциональными блоками ОАО «ИЭМЗ «Купол».

Функции генерального директора:

- управление деятельностью предприятия;

- организация совершенствования структуры предприятия;

- формирование и реализация на практике стратегии производственно-технологического и социально-экономического развития;

- обеспечение разработки и проведения единой финансовой, структурной и кадровой политики.

Функции главного бухгалтера:

- сбор информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности предприятия;

- учет издержек производства, составление отчетных калькуляций себестоимости продукции;

- учет и контроль над наличием и движением материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Функции первого зам. генерального директора - директора производственного комплекса:

- планирование, организация и контроль производственно-хозяйственной деятельности;

- техническое развитие производства;

- контроль качества выпускаемой продукции;

- материально-техническое снабжение.

Функции зам. генерального директора по финансированию и инвестициям:

- управление финансами предприятия;

- выработка финансовой политики предприятия, разработка и реализация планов стабилизации и обеспечения устойчивого финансового состояния предприятия;

- анализ финансовой деятельности предприятия;

- выработка стратегии технического развития, инвестиционной деятельности;

- разработка инвестиционных проектов и поиск потенциальных инвесторов;

- работа с ценными бумагами.

Функции зам. гендиректора по экономике и планированию:

- методическое руководство разработкой и внедрением производственного и внутрипроизводственного хозрасчета;

- разработка перспективных и текущих планов экономического развития;

- анализ финансово-экономической деятельности предприятия;

- ценообразование;

- оценка эффективности использования производственных фондов и капвложений.

Функции зам. гендиректора по маркетингу, сбыту и коммерции:

- выработка сбытовой политики и управление маркетинговой и сбытовой деятельностью;

- преддоговорная и договорная работа по поставкам продукции и оказанию услуг;

- организация сбыта готовой продукции.

Функции зам. гендиректора по персоналу и общим вопросам:

- организация документооборота;

- анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности участников совместной деятельности.

Для эффективной работы таких систем необходима предельно ясная и детальнейшим образом проработанная регламентация функционирования каждого участника процесса управления. Необходима хорошо отлаженная система координации служб управления, строгое распределение полномочий и ответственности, а этого пока не происходит.

Сложившаяся в настоящее время на предприятии организационная структура управления отражает стремление руководства ОАО «ИЭМЗ «Купол» увязать систему управления предприятия с реалиями современного этапа развития рыночных отношений, однако анализируемый вариант ее адаптации к современным условиям не в полной мере удовлетворяет предъявляемым к организационным структурам требованиям в силу объективных причин: краткость периода изменений, нехватка опыта создания современных структур, недостаточный уровень проработки нормативной базы, инерционность аппарата управления и т.д.

В настоящее время ОАО «ИЭМЗ «Купол» осуществляет программу реорганизации структуры и системы управления с целью увеличения эффективности управления предприятием. Необходимость реорганизации обусловлена многими факторами, носящими как макроэкономический, так и внутренний характер, важнейшими из которых являются:

1. Необходимость установления рыночной ориентации системы управления, при которой не менее важными, чем инженерно-технические службы, становятся подразделения, обеспечивающие коммерческий успех.

2. Фактическое отсутствие поддержки и внимания со стороны государства и его отраслевых органов управления к деятельности ОАО «ИЭМЗ «Купол».

3. Снижение госзаказа на спецтехнику.

4. Увеличение доли экспорта и необходимость выработки более «агрессивного» поведения на рынке.

5.Необходимость развития производства товаров гражданского назначения.

6.Необходимость внедрения новых методов управления, прежде всего в области маркетинга и сбыта, а также финансового менеджмента.

7.Необходимость сохранения уникального производственного потенциала предприятия, обладающего возможностью реализации разовых проектов с использованием высоких технологий.

Сильные стороны организационной структуры управления

ОАО «ИЭМЗ «Купол», на которые нужно опираться при разработке программы реорганизации системы управления предприятия:

1) Среди высшего и среднего управленческого звена существует понимание необходимости совершенствовать структуру и методы управления.

2) Текущие изменения в организационной структуре позволили более рационально распределять ограниченные ресурсы (например, включение коммерческой службы в производственный комплекс в принципе нелогично, однако оправдано в данный момент, когда основной акцент делается на поддержание производственного комплекса).

3) Внедрение основ финансового планирования позволило более четко отслеживать движение платежных ресурсов и планировать мероприятия по закрытию дефицита платежных средств, что является прогрессивной мерой по оптимизации денежных потоков. Таким образом, удалось более полно загрузить производственные мощности предприятия и увеличить его суммарный доход.

Исходя из вышеперечисленного, можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию менеджмента на ОАО «ИЭМЗ «Купол».

1. Вести планомерную работу по стратегическому планированию. Задачи которые необходимо решить:

- оценка и анализ перспектив и рыночных возможностей предприятия в целом и отдельных направлений его деятельности, разработка стратегии предприятия.

- оценки существующих ресурсов и активов предприятия, выработка предложений по приобретению дополнительных активов, способствующих увеличению прибыльности предприятия;

- координация процесса разработки и принятия годового бюджета и плана капитальных вложений.

2. Ввести в структуру управления функцию «Организационное развитие предприятия», возможно, в функциональном блоке Заместителя Генерального директора по вопросам управления, и сделать обязательным всем подразделениям предприятия вносить организационные изменения только после согласования с данным подразделением. Это приведет к контролируемости изменений, происходящих в подструктурах, и исключению дублирования функций структурных подразделений, следовательно, к освобождению высококвалифицированных специалистов от выполнения чужой работы и к разработке единого подхода к вопросам управления персоналом.

3. Создать систему управления филиалами на основании бизнес единиц.

Основные преимущества структуры, построенной на основе бизнес единиц:

- четкое и ясное распределение полномочий и ответственности за полученные результаты;

- концентрация внимания руководителя бизнес единицы на решении конкретных задач (устранение «распыления» внимания руководства);

- простота финансового контроля;

- четкая взаимосвязь величины вознаграждения с полученными результатами.

Основной причиной необходимости формирования структуры управления на основе бизнес единиц является достаточно широкий ассортимент выпускаемой продукции.

4. Создать подразделение экономической безопасности.

Основные задачи:

а) Контроль над ключевыми процессами в деятельности предприятия, выявление фактов злоупотребления служебным положением руководителей различных уровней, контроль над использованием информации, представляющей коммерческую, государственную или военную тайну, ноу-хау предприятия, получение закрытой информации о конкурентах, поставщиках и т.д.

б) Контроль над выполнением внутренних норм и порядка составления отчетности.

в) Обеспечение охраны объектов.

5. Создать Управление ревизии и аудита. Его предполагаемые функции:

- проверка соответствия отчетности подразделений и филиалов, а также их руководителей реальному состоянию дел в подразделениях и нормам, установленными внутренними документами;

- контроль за исполнением филиалами решений руководства ОАО «ИЭМЗ «Купол» и проверка соответствия их отчетности реальному состояни ю дел;

- согласование или визирование всех решений (приказы, положения, циркулярные письма и т.д.);

- осуществление проверок подразделений и филиалов предприятия;

- предоставление периодических отчетов Генеральному директору предприятия о результатах проведения проверок.

6. Улучшать систему управленческого учета, основанную на принципах планирования и бюджетирования, которая должна позволять:

- осуществлять все виды планирования (оперативное, текущее, стратегическое), их взаимосвязи друг с другом;

- эффективно управлять дебиторской и кредиторской задолженностью;

- управлять издержками;

- разделять постоянные и переменные издержки и, следовательно, планировать результаты деятельности при изменении загрузки производства;

- разносить косвенные затраты на продукцию в соответствии с оценкой той доли, которая приходится на каждый вид продукции;

- отражать полный объем издержек на реализацию продукции;

- формировать оптимальную структуру сбыта;

- оптимизировать поток движения денежных средств;

- прогнозировать финансовый результат;

- формировать оптимальную налоговую, инвестиционную, кредитную и социальную политику;

- учитывать бартерные сделки и взаимозачеты;

- определять направления, для работы по которым привлекаются кредитные ресурсы.

1.5. Персонал и оплата труда

Заработная плата - это денежное вознаграждение, которое работодатель обязан уплачивать работнику за труд в установленном сторонами трудового договора размере в пределах, определяемых законодательством, коллективным соглашением и трудовым договором.

Материальное стимулирование - это форма, метод и средство для привлечения, побуждения людей к общественно полезной деятельности. Применение различных форм оплаты труда определяется особенностями того или иного типа производственного процесса.

Оплата на ОАО «ИЭМЗ» производится в соответствии с положениями об оплате труда. На предприятии существует два основных вида оплаты труда:

Сдельно-премиальная оплата труда. Расчет заработка осуществляется по выполненным и перевыполненным показателям. Премирование производится в зависимости от основного заработка рабочего с учетом размера премии, установленной за выполненные и перевыполненные показатели премирования.

Оплата труда инженерно-технических работников осуществляется на основе штатно-окладной системы. На ОАО «ИЭМЗ» составляется штатное расписание с перечнем должностей служащих и месячных окладов по каждой должности. Эта система является разновидностью повременной формы оплаты труда.

Начиная с 1993 года на ОАО «ИЭМЗ» постепенно внедряются хозрасчетные отношения. Сущность хозрасчетных отношений заключается в том, что коллектив (бригада, участок, цех) работников принимает на себя обязательства по выполнению плановых показателей работ или услуг, а администрация обязуется предоставить коллективу необходимые для этого трудовые и материальные ресурсы, оборудование, механизмы, приспособления и т. д. и оплачивать труд работников коллектива по принятым условиям.

Оплата труда высококвалифицированных специалистов и руководителей осуществляется на основе контрактной системы.

Контрактная система оплаты труда является упрощенным вариантом трудового договора.

Помимо общепринятых видов оплаты труда (сдельно-премиальной и повременной) на предприятии введена контрактная форма оплаты труда, которая полностью согласуется с действующим законодательством. В ее основе лежит заключение контракта-соглашения. Контракт-соглашение заключается на срок до конца текущего календарного года в двух экземплярах. Один экземпляр хранится у работника, второй в бухгалтерии.

На работника, с которым заключено контракт-соглашение, распространяется действующий на предприятии коллективный договор, тарифное соглашение, положение по оплате труда и социальным льготам.

Количество контрактов-соглашений и размер оплаты труда устанавливается для начальников цехов и отделов в пределах средств, выделяемых на предприятии, для остальных работников в пределах средств, выделенных в ФОТ подразделения.

За нарушение производственной, трудовой дисциплины и других видов действий (бездействий), приведшим к негативным результатам работы предприятия или подразделения, размер повышенного тарифа, оклада, надбавок и премий может быть снижен до уровня штатного расписания или действие контракт-соглашения может быть приостановлено (прекращено) приказом (распоряжением) соответствующего линейного или функционального руководителя и это будет являться существенным изменением условий оплаты труда.

По истечении срока действие контракта-соглашения прекращается, а возобновление его производится на общих основаниях.

Необходимо отметить, что на предприятие существует два способа образования ФОТ:

- цехи основного и вспомогательного производства, которые работают по нормативу образования ФОТ, и их фонд полностью находится в зависимости от объема произведенной продукции;

- отделы и управления предприятия, ФОТ которых находится в зависимости от их штатной численности.

1.6. Внешнее окружение и маркетинг в организации

Маркетинг есть деятельность по обеспечению наличия нужных товаров и услуг для нужной аудитории, в нужном месте, в нужное время, по подходящей цене, при осуществлении необходимой коммуникации и мер по стимулированию сбыта. Маркетинг позволяет предприятию эффективно увязывать ресурсы с целями, а цели - с запросами потребителей. Маркетинг - это не роскошь, а необходимое средство продвижения к успеху. На сегодня нет ни одной современной фирмы без маркетинга. Главное в маркетинге - двойной и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это то, что вся деятельность компании, в том числе формирование ее программ производства, научно-технические исследования, капиталовложения, финансовые средства и рабочая сила, а также, программы сбыта, технического обслуживания и др. должны основываться на глубоких и достоверных знаниях потребительского спроса и его изменений. Необходимо выявление неудовлетворенных запросов покупателя с тем, чтобы ориентировать производство на их обеспечение. С другой стороны важно активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. Основным принципом маркетинга является ориентация конечных результатов производства на требования и пожелания потребителей.

План маркетинга задает направления для деятельности компании и позволяет лучше понимать процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, планирования цен. Планирование маркетинга заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде. Этот план определяет альтернативные действия, которые может предпринять организация, создает основу для распределения ресурсов, демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности.

Функции маркетинга и сбыта на предприятии возлагаются на Управление маркетинга и сбыта, возглавляемое начальником управления. Управление находится в подчинении Заместителя генерального директора по маркетингу и сбыту. Управление маркетинга и сбыта было создано согласно ПГД ОАО «ИЭМЗ «Купол» № 114П от 14.08.95 г. путем объединения существовавших отделов маркетинга и биржевой торговли и сбыта с целью создания мобильной структуры внутри предприятия, деятельность которой была бы направлена на отстаивание интересов завода в условиях рыночной экономики.


Разработкой и внедрением в производство новых изделий занимается Управление новой техники, научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР) (управление 050).

Основные направления деятельности Управления маркетинга и сбыта:

- обеспечение руководства предприятия всей необходимой маркетинговой информацией в интересах разработки стратегии и тактики развития и рыночного поведения предприятия, а также анализ и оценка перспективных видов продукции;

- проведение всего комплекса исследований, связанных с рынком, товаром и производителями, как по утвержденному плану исследований маркетинга, так и по специальным указаниям руководства и по заданиям других подразделений предприятия;

- формирование товарной, ценовой, сбытовой, рекламной и сервисной стратегии предприятия;

- организация рекламной деятельности;

- обеспечение эффективного сервиса всей продукции предприятия на основе всестороннего учета требований потребителя;

- организация эффективной системы сбыта продукции предприятия;

- организация формирования планов производства на основе оформленных договоров, заказов и заявок. Контроль за выполнением заключенных договоров;

- организация методического руководства соответствующих служб дочерних предприятий;

- обеспечение хранения готовой продукции и своевременной отгрузки в соответствии с оформленными договорами.

Управление маркетинга и сбыта состоит из следующих отделов:

- отдел маркетинга;

- бюро договоров;

- бюро складского хозяйства и отгрузки готовой продукции;

- рекламное бюро.

Отделом маркетинга проводятся маркетинговые исследования рынков новых видов продукции по поступающим заявкам из Управления повой техники, НИР и ОКР, среди них:

- анализ ситуации на рынке нефтепромыслового оборудования;

- анализ рынка посудомоечных машин;

- анализ рынка перспективных приборов для медицинских учреждений;

- анализ рынка товаров народного потребления (кондиционеры, светильники, ионизаторы, газовые водонагреватели и т.д.);

- анализ рынка инвалидных колясок и т.п.

и практически все из маркетинговых исследований обладают следующими недостатками проведенных маркетинговых исследований:

- в большинстве отчетов отсутствует оценка емкости рынка и отдельных его сегментов;

- отсутствует прогноз изменения рыночной конъюнктуры и емкости рынка, а так же отдельных его сегментов;

- практически не дается анализ деятельности конкурентов (продажи, доля рынка, цены, присутствие на рынке, реклама и т.д.);

- в некоторых отчетах полностью отсутствуют выводы и рекомендации (по охранным системам, спецоборудованию подразделений саперов при ОМОНе, и т.д.);

- все выводы и рекомендации недостаточно подтверждены аналитической информацией;

- полностью отсутствует анализ требований покупателей реализуемой продукции.

Невысокий уровень проводимых отделом маркетинга маркетинговых исследований рынка объясняется:

- недооценкой роли маркетинга и маркетинговой службы на предприятии;

- недостаточной квалификацией специалистов;

- недостаточным количеством работников;

- службы сбыта не ориентированы на аналитические функции (не ведется даже учет потребителей), поэтому нет комплексного подхода к выработке стратегии сбыта.

Отсутствие комплексной стратегии выбора потребителей и соответствующих каналов сбыта, приоритет текущих интересов над долговременными не позволяют обеспечить формирование собственного устойчивого контролируемого рынка сбыта.

В настоящее время отдел маркетинга проводит работы в следующих направлениях:

-продукция нефтяной тематики;

- хроматографическое оборудование;

- товары народного потребления.

Нефтяная тематика.

Службой маркетинга проводится работа по созданию информационного банка по рынку нефтяных насосов для малодебитных скважин УЭДН5, который включает в себя перечень нефтяных месторождений России и сопредельных государств, нефть которых по своему составу, температуре, вязкости подходит для добычи установками УЭДН5. В последнее время организуется сбор отзывов и предложений о работе УЭДН5 и агрегатов закачки кислоты в скважины АЗК, что позволит сделать выводы о требованиях нефтяников и учесть их при доработке, а также при организации службы сервисного обслуживания.

На основе проведенных маркетинговых исследований потребностей рынка отделом маркетинга рекомендованы к производству следующие перспективные изделия:

- агрегат для сбора и транспортировки нефти, нефтепродуктов, воды и технологических жидкостей, не обладающих повышенной агрессивностью, с поверхности земли, заглубленных и надземных емкостей;

- установка для отделения воды от нефти, масел и других загрязнений, включая и твердые фракции.

К числу недостатков методики исследования рынков насосов и АЗК следует отнести акцент на технологические параметры вместо рыночных: отсутствует полноценная оценка экономической эффективности использования насосов для малодебитных скважин в России, а между тем эксплуатация малодебитных скважин нефтяными компаниями в нынешних условиях налогообложения нерентабельна.

Хроматограф.

Проводятся исследования с целью расширения существующих рынков сбыта хроматографов «Кристалл - 2000» и выхода на новые рынки, выявляются возможности использования этого аппарата в смежных отраслях, например, на нефтеперерабатывающих предприятиях.

Товары народного потребления.

По результатам исследований рынка ТНП и оценки потребительских качеств продукции, отделом маркетинга сделаны следующие выводы:

- основным товаром, имеющим стабильный сбыт, являются полистирольные светильники, однако цена их невысока, доходность низка.

-другие виды гражданской продукции, выпускаемые ОАО «ИЭМЗ «Купол», большей частью морально устарели, имеют ограниченные рынки сбыта, низкую доходностью и высокую себестоимость.

С целью продвижения продукции на рынки сбыта отдел маркетинга принимает участие в ряде региональных выставок, однако практически не участвует в центральных российских специализированных выставках по соответствующей тематике.

Для исправления существующей ситуации и для повышения эффективности всех сфер хозяйственной деятельности предприятия в систему управления должна быть внедрена концепция приоритетности маркетинга, то есть вся деятельность предприятия должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей потребителей. Попытки реализовать это предложение не дали практически никакого результата. Одной из причин невозможности это сделать является подчинение зам. директора по маркетингу первому зам. директора по производству - директору производственного комплекса.

Перед службой маркетинга нужно незамедлительно поставить безусловное выполнение следующих задач для принятия грамотных управленческих решений (при условии набора грамотных специалистов и при предоставлении им соответствующих возможностей):

- оценки емкости рынка и отдельных его сегментов;

- прогноз изменения рыночной конъюнктуры и емкости рынка, а так же отдельных его сегментов;

- анализ деятельности конкурентов (продажи, доля рынка, цены, присутствие на рынке, реклама и т.д.);

- анализ требований покупателей к реализуемой продукции;

- мониторинг динамики производства и продаж продукции (в натуральных и стоимостных показателях);

- мониторинг изменения отпускных цен на продукцию;

- определение позиций предприятия на рынке реализуемой продукции;

- ведение информационно-аналитических баз данных по основным показателям, характеризующим внешнюю и внутреннюю среды ОАО «ИЭМЗ Купол».

По результатам проведенной работы службой маркетинга должны готовиться с определенной периодичностью отчеты с анализом произошедших изменений и прогнозом развития ситуации.

Также одним из важнейших условий дальнейшего развития рассматриваемого предприятия является перераспределение приоритетов в принятии управленческих решений в пользу руководителя Службы маркетинга, который должен обладать реальной властью и правом при необходимости приостанавливать до решения Генерального директора действия других руководителей, направленные на разработку новых видов продукции в случае, если маркетинговые исследования не подтверждают целесообразность выхода предприятия на рынок. В настоящее время решение о начале освоения новых изделий часто принимается административным способом до начала проведения комплексного маркетингового исследования рынка новых изделий, без детального технико-экономического обоснования.

Важным элементом маркетинга является реклама, предназначенная для информирования покупателей, привлечения их внимания к данному товару (услуге) и распространения предложений, советов, рекомендаций по приобретению данной продукции. Рекламное действие - совокупность разнообразных информационных процессов, комплекс сменяющих и дополняющих друг друга контактов и побуждений, цикл работ. Воздействие рекламы разносторонне и многогранно. Ее непосредственная утилитарная задача состоит в выполнении сбытовой функции, а цель - активизация спроса и расширение рынка. Активно действуя на сознание потребителей, пропагандируя преимущества того или иного товара, реклама оказывает большое влияние на формирование потребностей в целом: уровня и стиля потребления, образа жизни, моды и т. д. Реклама сопровождает товар на всех стадиях: от его возникновения, разработки и появления на рынке до периода, когда данный товар начинает вытесняться новыми. При этом она выполняет различные функции: ознакомительную, убеждающую, напоминающую, разъясняющую.

При маркетинговой службе предприятия организовано рекламное подразделение, задачей которого является рекламирование выпускаемых изделий и их потребительских свойств через выпуск и распространение рекламных буклетов, организацию участия предприятия в отечественных и международных выставках нефтепромыслового оборудования.

До 2000 года рекламная деятельность осуществлялась хаотично, выбор СМИ был случайным, суммы, выделяемые на рекламную поддержку сбыта, были незначительны и поэтому рекламное бюро не выполняло практически ни одной из своих функций.

К примеру, рекламная стратегия насосов УЭДН5 была следующей:

В течение первого и второго года реализации проекта задача рекламы - проинформировать потенциальных потребителей о модернизации изделия. При этом приводились такие выгоды потребителей, как:

1) низкие капитальные затраты на обустройство скважин;

2) повышение потребительских свойств за счет отработки конструкции и технологии изготовления;

3) высокая производительность установки;

4) возможность использования насосно-компрессорных труб (НКТ) малого диаметра;

5) сокращение энергозатрат и расходов на обслуживание при эксплуатации скважин.

Необходимо было также подчеркнуть, что применение установок УЭДН-5М1 максимально снижает возможность нанесения ущерба окружающей среде, поскольку исключает использование громоздкого наземного привода и фундамента для его размещения, позволяет применять НКТ малого диаметра.

Начиная с третьего года реализации установок, используется напоминающая и информативная рекламу, задача которой - удержание товара в памяти потребителей и поддержание осведомленности о товаре. Реклама должна напоминать о необходимости потребителям установки, об их изготовителе, содержать сведения об изменениях в товаре и цене.

Для размещения рекламы использовались специализированные издания (журнал «Нефтяное хозяйство», «Рынок нефтегазового оборудования СНГ», «Нефть и капитал»), а также рассылка рекламных писем-предложений отдельным покупателям.

Но из-за вышеперечисленных недостатков и из-за отсутствия стратегии маркетинга, на основе которой должна строиться стратегия рекламы, рекламные мероприятия по УЭДН5 проведены не были и запланированный объем сбыта насосов достигнут не был.

Понимая важную роль маркетинга и рекламы, руководство завода вроде бы пришло к пониманию важности рекламы и утвердило на 1999 год рекламный бюджет на рекламу гражданской продукции в СМИ 361 629 руб. Но по итогам 4 месяцев фактически было выделено порядка 35 000 руб., то есть опережающая роль рекламы опять не была подтверждена.

101

2. Экономический анализ деятельности организации

2.1. Динамика основных экономических показателей

Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и др. хозяйствующими субъектами.

Движение любых товарно-материальных ценностей, трудовых материальных ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств, поэтому финансовое состояние хозяйствующего субъекта отражает все стороны его производственно-торговой деятельности.

Финансовый анализ включает в себя:

- оценку ликвидности

- анализ финансовой и рыночной устойчивости

- анализ деловой активности

- анализ рентабельности

Анализ финансового состояния проводится с помощью следующих основных приемов: сравнения и группировки, цепных подстановок, разниц. В отдельных случаях могут быть использованы методы экономико-математического моделирования.

В качестве основных источников информации для проведения финансового анализа послужили следующие данные бухгалтерской отчетности:

- бухгалтерский баланс предприятия (форма № 1 годовой и квартальной отчетности);

- отчет о прибылях и убытках (форма № 2 годовой и квартальной отчетности),который показывает все доходы и затраты предприятия за отчетный период;

- отчет об изменениях капитала (форма №3 );

- отчет о движении денежных средств (форма №4);

- приложение к балансу (форма №5).

Рассмотрим некоторые показатели, которые вытекают из данных приведенных в приложении 2.

Во первых мы можем сравнить коэффициенты прибыльности ( Кп ), который рассчитывается как отношение прибыли от производственной деятельности ( П ) к выручке ( Д ) от реализации работ и услуг.

В 2006 году он составил

Кп= ( 336030:1300960 ) 100%=25,83%,

а в 2007 году Кп составил

Кп= ( 350000:1529840 ) 100%=22,89%

Это говорит о том , что в 2006 году предприятие было более прибыльным.

Также можно рассчитать коэффициент рентабельности ( Кр ) который вычисляется, как отношение чистой прибыли ( Пч ) к выручке от реализации продукции ( Д ).

В 2006 году он составил

Кр= ( 207:1300960 ) 100%=0,016%,

а в 2007 году составил

Кр= (160:1529840 ) 100%=0,010%

Из расчета коэффициента рентабельности мы также можем отметить, что в 2006 году предприятие было более рентабельным.

Коэффициенты прибыльности и рентабельности, как и другие показатели балансового отчета, дают нам общее представление о деятельности предприятия и помогают сделать вывод о перспективах его развития.

Финансовые отчеты представляют собой только половину ценности, поэтому информацию нужно сравнивать с другими предприятиями, среднеотраслевыми показателями и более широкими экономическими данными.

Таблица 2.1. - Анализ динамики изменения прибыли от реализации (тыс.руб.)

Показатель

Преды-дущий

год

Отчетный год

Отклонение

План

Факт

от предыду-щего года

от плана

абс.

%

абс.

%

1. Объем реализации

1263,450

1448,200

1490,200

226,7

5,57

42,0

0,34

2. Себестоимость продук.

927,420

1100,200

1140,200

212,8 212,8

4,35

40,0

0,27

3. Прибыль от реализации

336,030

348,000

350,000

13,9 1131313,97

2,4

2,0

0,17

Как видно из таблицы 2.1 прибыль от реализации по сравнению с прошлым годом увеличилась на 13,9 тысяч рублей или 2,4%, несмотря на то что, себестоимость увеличилась на 212,8 тысяч рублей или 4,35%. Этому сопутствовало увеличение объемов реализации на 226,7 тысяч рублей или 5,57%.

По сравнению с плановыми показателями прибыль от реализации также возросла на 0,17%. Рост себестоимости на 40 тысяч рублей не повлиял на снижение прибыли за счет того, что план по объему реализации был перевыполнен на 42 тысяч рублей.

Таблица 2.2.- Анализ динамики изменения доли себестоимости продукции в выручке

Показатель

Пред.

год 2006

Отчетный2007г.

Отклонение

план

факт

от про-шл.

года

от плана

1. Объем реализации

1263450

1448200

1490200

226750

42000

2. Себестоимость продукции

927420

1100200

1140200

212780

40000

3. Доля себестоимости в выр.

73,4

75,9

76,5

0,94

0,95

Данные таблицы 2.2. позволяют выяснить, что доля себестоимости в вы-ручке по сравнению с прошлым годом осталась почти на прежнем уровне. Её незначительное увеличение объясняется тем, что и объем реализации и себестоимость продукции, хотя и увеличили свои показатели, но по сравнению друг с другом остались почти в равных пропорциях.

Аналогичный вывод можно сделать и в отношении изменения доли себестоимости в выручке по сравнению с планом на 0,01%.

Таблица 2.3. - Анализ динамики изменения доли прибыли от реализации в выручке

Показатель

Преды-дущий год

Отчетный год

Отклонение

план

факт

от про-шл

от плана

1. Объем реализации

1263450

1448200

1490200

226750

42000

2. Прибыль от реализации про-дукции, работ, услуг

336030

348000

350000

13900

2000

3. Доля прибыли от реализации продукции, работ, услуг в выруч-ке, %

26,6

24,03

23,5

- 0,06

-0,04

Показатели доли прибыли от реализации из таблицы 2.3., по сравнению с предыдущим годом, и по сравнению с плановыми, остались почти на прежнем уровне с незначительным уменьшением. На это повлияло незначительное по сравнению с объёмом реализации увеличение прибыли от реализации. Если объем по сравнению с прошлым годом увеличился на 17,9%, то прибыль только на 4,1%. Также план по объемам перевыполнен на 2,9%, а по прибыли на 0,57%.

2.2. Анализ структуры и динамики имущества предприятия и ис

точников его финансирования

Анализ структуры и динамики имущества предприятия и источников его финансирования проводим на основании аналитического сравнительного баланса, представленного в приложение 3.

Необходимо отметить, что в силу специфики хозяйственной деятельности предприятия (длительный производственно-коммерческий цикл, позаказный метод учета), полученные в ходе анализа различные коэффициенты характеризующие ту или иную сторону деятельности предприятия, имеют ограниченное применение (исключительно для оценки текущей ситуации). Это связано в первую очередь с тем, что выручка от выполнения заказов на производство специальной продукции (доля специальной продукции в общем объеме выручки составляет более 90%) поступает в основном лишь при закрытии заказов, а их исполнение длится более полутора лет.

За отчетный период имущество возросло на 1108 млн. руб. или на 43,56%. Увеличение обусловлено ростом оборотных средств на 1194 млн. руб., их удельный вес структуре имущества увеличился на +24,94%. Увеличение имущества, в частности, вызвано ростом на 704,656 млн. руб. (+16,56% в структуре) запасов. Сильно возросли прочие оборотные активы на 487,188 млн. руб. (+13,33% в структуре). Наиболее сократились в структуре имущества основные средства на 94,63 млн. руб. (-24,19% в структуре), в основном за счет выведения с баланса предприятия объектов социальной сферы. Увеличение доли оборотных средств и снижение доли основных средств и внеоборотных активов можно рассматривать как выбытие излишних, неэффективно используемых основных средств, и, следовательно, как расширение производственной деятельности, что является положительной тенденцией.

Изменение активов обусловлено ростом краткосрочных пассивов. В частности выросли резервы предстоящих расходов и платежей на 48,32 млн. руб. доля возросла с 0% до 1,317%. Это, прежде всего, связано с началом выполнения контрактов. Несмотря на рост источников собственных средств на 411,628 млн. руб. к предыдущему году, их доля в покрытии имущества снизилась на -11,65% , что является негативной тенденцией.

Удельный вес долгосрочные кредитов в имуществе снизились. Это негативно отразится на предприятии в будущем, поскольку большие средства предполагается вкладывать в развитие производства, а новое производство окупается не менее чем через 2 года, финансирование этих программ придется осуществлять или за счет собственных источников, или за счет краткосрочных кредитов. В это же время доля краткосрочных кредитов изменилась незначительно - 0,114% при увеличении суммы кредитов на 240 тыс. руб. Это негативная тенденция.

Доля дебиторской задолженности в имуществе уменьшилась на 0,046% и на сумму 81,260 млн.руб., кредиторская задолженность увеличилась на 9,88% и на сумму 612,720 млн.руб., что при значительном превышении кредиторской задолженности над дебиторской является положительной тенденцией, но ее дальнейшее увеличение может поставить перед предприятием серьезные проблемы платежеспособности и финансовой устойчивости.

Таблица 2.4. - Динамика изменения оборотных активов (%)

Наименование показателей

01.01.06

01.04.03

01.07.06

1.10.06

01.01.07

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

Запасы, в том числе:

71,16

59,74

52,42

76,02

60,73

- сырье, материалы и другие ценности

3,10

4,01

3,33

1,63

1,41

- затраты в незавершенном производстве

13,00

17,85

13,78

1,17

2,19

- готовая продукция и товары для перепродажи

16,88

16,56

17,86

2,24

1,98

- товары отгруженные

28,34

15,91

13,37

69,28

51,8

НДС по приобретенным ценностям

6,4

7,03

2,57

2,87

5,6

Дебиторская задолженность

19,04

27,51

19,43

12,51

27,17

Денежные средства и краткосрочные фин. фложения

3,4

5,72

25,58

4,85

1,7

Прочие оборотные активы

0,00

0,00

0,00

3,75

4,8

данные взяты из бухгалтерского баланса предприятия

Структура оборотных средств, представленная в таблице 2.4., за анализируемый период изменилась в сторону увеличения доли отгруженных товаров, уменьшением доли денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, также идет уменьшением доли материальных оборотных средств. Это все связано с окончанием предыдущего заказа, следует ожидать, что поступят средства предприятию за отгруженную продукцию, что приведет к значительному изменению структуры оборотных активов: увеличению доли денежных средств, и росту материальных оборотных средств.

Таблица 2.5. - Динамика основных средств

Наименование показателя

Код

01.01.06

01.07.06

01.10.06

01.01.07

Здания, сооружения и передаточное устройство

100

729230

748920

493480

655100

Машины и оборудование

102

480400

525400

748900

503200

Транспортные средства

103

88000

24500

7200

193000

Производственный и хоз. инвентарь

104

97300

25700

145400

202000

Многолетние насаждения

107

43800

9300

14800

49900

Другие виды основных. средств

108

373660

21300

17900

114560

Итого

130

1812390

1355120

1427680

1717760

Из таблицы 2.5. мы видим что идет уменьшение основных средств на 0,9 % за счет уменьшения доли других видов основных средств и доли зданий, сооружений на 0,9%, но при этом идет увеличение транспортных средств на 2,2%, увеличение производственного инвентаря, машин и оборудования. Это связано с закупкой нового оборудования и новой техники.

Таблица 2.6. - Динамика дебиторской и кредиторской задолженности

Наименование Показателей

01.01.03

01.01.04

01.01.05

01.01.06

01.01.07

Дебиторская задолженность

29240

95690

114458

190472

271732

Индекс роста

1,00

3,3

1,2

1,7

1,4

Кредиторская задолженность

23132,29

71438

215907

576940

1189660

Индекс роста

1,00

3,09

9,33

2,7

2,06

данные взяты из бухгалтерского баланса предприятия

Исходя из данных таблицы 2.6. за анализируемый период темпы роста дебиторской задолженности превышали темпы роста кредиторской задолженности, но в дальнейшем мы видим обратную ситуацию до сегодняшнего момента кредиторская задолженность превышала дебиторскую, и ее дальнейшее увеличение может поставить перед предприятием серьезные проблемы платежеспособности и финансовой устойчивости, а при образовании просроченной кредиторской задолженности не исключается возможность кредиторов применить судебные процедуры. Рекомендуется при уменьшении объемов как дебиторской, так и кредиторской задолженности поддерживать оптимальный уровень соотношения - 1:1.

2.3. Анализ себестоимости продукции

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции, работ, услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство. Себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. При осуществлении хозяйственно- производственной деятельности на любом предприятии естественным образом потребляются , сырье, материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются платежи на их социальное и пенсионное страхование, начисляется амортизация, а также осуществляется еще ряд различных необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции, что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Чтобы подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести к единому знаменателю, то есть представить в денежном выражении. Для этого требуется такой показатель как себестоимость.

В себестоимости находит отражение стоимости потребляемых в процессе производства средств и предметов труда (амортизация, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и т. д.), стоимость живого труда (оплата труда), стоимость покупных изделий и полуфабрикатов, производственные услуги сторонних организаций. Себестоимость - это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому изучение себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщенную оценку эффективности использования ресурсов, с другой - определить резервы увеличения прибыли и снижения единицы продукции, для чего используются следующие источники информации: синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материалов, денежных средств (счета №№20 «Основное производство», №23 «Вспомогательное производство», №25 «Общепроизводственные расходы», №26 «Общехозяйственные расходы», №28 «Брак в производстве», 31 «Расходы будущих периодов», 89 «резервы предстоящих расходов и платежей» и др.), ведомости (№12,15,10 и др.), журналы-ордера (№№10,10/1 и др.), первичные документы - плановые (сметные) нормативные данные о затратах, карточки по заказам и др.

Категория себестоимости не является однородной, в связи с чем, в частности, по объему учитываемых затрат различают три вида себестоимости:

§ Цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатации цехового оборудования, общецеховые расходы.

§ Производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства.

Полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной продукции) - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

Затраты на производство и реализацию продукции

Себестоимость:

· Цеховая - сумма затрат на производство продукции в основном производстве;

· Производственная - сумма затрат на производство продукции и управленческих расходов;

· Полная - сумма затрат на производство и реализацию продукции.

Таблица 2.7. - Состав калькуляционных статей затрат при расчете себестоимости

2005г.

2006г.

2007г.

1

сырье и материалы

185000

187710

204042

2

полуфабрикаты, комлектующие изделия и

услуги сторонних организаций

8000

7000

5000

3

топливо, энергия

12000

12000

15000

4

осн.и дополнит. з/пл произв.рабочих

39000

33500

52500

5

отчисление на соц.нужды

22200

39990

23238

6

расходы на содержание машин и оборудования,

в т.ч амортизация

23000

39000

50000

7

общепроизводственные расходы





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем дипломную работу самостоятельно:
! Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
! Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
! Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
! Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
! Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
! Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.

Особенности дипломных работ:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике Для студентов педагогических специальностей.
по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией.
технических дипломов Для студентов технических специальностей.

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.

Другие популярные дипломные работы:

Дипломная работа Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби"
Дипломная работа Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Дипломная работа Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса
Дипломная работа Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края
Дипломная работа Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
Дипломная работа Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС"
Дипломная работа Разработка системы менеджмента качества на предприятии
Дипломная работа Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
Дипломная работа ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ»
Дипломная работа Психическая коммуникация

Сейчас смотрят :

Дипломная работа Бюджет муниципального образования
Дипломная работа Авторитет учителя-воспитателя как педагогический феномен
Дипломная работа Проблеми ефективності виробництва та формування ринку зерна
Дипломная работа Развитие профессиональной компетентности педагогов посредством системы управления
Дипломная работа Аналіз фінансового стану підприємства (на матеріалах ЗАТ "АТБ Групп")
Дипломная работа Совершенствование кадровой политики
Дипломная работа Организация рекламной деятельности и пути ее повышения
Дипломная работа Теневая экономика и контроль функции таможенных органов
Дипломная работа Наследование по завещанию
Дипломная работа Трудовые пенсии
Дипломная работа Анализ финансовой деятельности предприятия
Дипломная работа Становление и развитие кредитных организаций в Республике Казахстан
Дипломная работа Безработица в России виды, формы, социально-экономические последствия
Дипломная работа Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности на предприятии (на примере ОАО "Смолевичский молочный завод")
Дипломная работа Стратегия развития персонала на примере предприятия