Дипломная работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Анализ издержек обращения на предприятии


27

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Издержки обращения, значение и задачи их анализа. Источники информации, использованной для анализа. Основные предъявляемые к ней требованияя целесообразными для торгового предприятия ООО “Золушка”, так как они не содействуют росту оборота и не обеспечивают достижения других целей, т. е. сокращения затрат, не дающих соответствующей отдачи.

Успех предпринимательства зависит от двух условий: объемов и качества выполнения функций и задач, решаемых торговым предприятием (объем реализации, создание потребительских благ, оказание реальных торговых услуг), и рационального использования ресурсов. Таким образом, управление издержками означает совершенствование управления всей деятельностью предприятия (фирмы).

Эффективным считается такое управление, которое обеспечивает:

надлежащий учет и отчетность;

логичную классификацию издержек обращения и возможность их глубокого и полного анализа;

отнесение издержек обращения на соответствующие подразделения, службы, функции, отдельных лиц, т. е. установление меры ответственности за их расходование;

прогнозирование и планирование издержек обращения, составление сметы расходов на будущий период с учетом других показателей и специфики работы торгового предприятия ООО “Золушка”.

Важнейшими элементами модели .управления издержками обращения являются: цель системы, объект и субъект управления, находящиеся под воздействием спроса потребителей и условий, определяющих общественно необходимые затраты, группа элементов, формирующих прямую информационную связь с объектом управления; контролируемые и неконтролируемые факторы, оказывающие влияние на основные элементы системы.

Система управления издержками обращения является одной из подсистем общей системы управления торговым предприятием. Она тесно взаимодействует с подсистемами управления; товарооборотом, товарными запасами, валовыми доходами и прибылью.

Процесс управления издержками обращения достаточно сложен, поскольку он требует учета разнонаправленных интересов: государства, отрасли, предприятия, контрагентов, покупателей. Основная задача создания системы управления издержками, таким образом, состоит в том, чтобы увязать эти интересы и создать саморегулирующийся механизм их формирования и изменения. При этом важно ранжировать интересы по их значимости. Действовавшие до недавнего времени административно-хозяйственные методы управления требовали учета прежде всего государственных интересов. Социальные факторы при формировании издержек не учитывались. Система управления издержками в рыночных условиях определяется как система экономических средств и методов направленного воздействия на интересы отрасли, предприятия, работника с целью оптимального согласования с интересами потребителей и всего общества в целом по соблюдению соответствующих общественно необходимых с учетом спроса населения пропорций в формировании затрат.

Важнейшим показателем, характеризующим качество управления издержками, является показатель их управляемости -- способность оперативно и динамично в заданных пределах изменять параметры издержек в соответствии с изменениями системы экономических методов и средств.

Процесс управления издержками обращения включает: 1) организацию информационного обеспечения в соответствии с содержанием, составом и структурой издержек, целевыми ориентирами;

2) оценку способностей формирования затрат в прошлом и плановом периоде, т. е. оценку условий функционирования торгового предприятия ООО “Золушка”;

3) полный анализ издержек обращения в динамике и за текущий период;

4) прогнозирование размера и уровня затрат различными методами при разных объемах товарооборота и прибыли и с учетом имеющихся ограничений;

5) планирование максимально и минимально допустимых уровней затрат;

6) нормирование затрат в разрезе статей издержек;

7) доведение планового уровня затрат до подведомственных подразделений, служб, отдельных лиц;

8) контроль и оперативное управление издержками обращения с учетом изменения условий функционирования предприятия;

9) совершенствование учета издержек обращения;

10) поиск резервов снижения и введения их в действие.

При формировании затрат торгового предприятия ООО “Золушка” и его подраз делении целесообразно обеспечить выполнение следующих условий:

1) прирост общей суммы затрат не должен превышать прирост доходов. Максимизация прибыли должна достигаться при равенстве граничных затрат с граничными доходами;

2) минимальный уровень издержек обращения (средних затрат) должен достигаться при таком объеме товарооборота, когда граничные затраты по своей величине соответствуют средним затратам. Дальнейшее увеличение объемов деятельности приведет к росту размера средних затрат, что считается неэффективным;

3) снижение затрат не должно приводить к ухудшению качества торгового обслуживания и, как следствие, к снижению спроса. товарооборота, росту издержек на организацию процесса реализации товаров;

4) размер затрат должен быть увязан с обеспеченностью ресурсами, прогнозные значения издержек обращения должны быть определены с учетом ограничения по ресурсам, расчеты должны обеспечивать выбор наиболее оптимальных вариантов использования ресурсов;

5) соответствие изменения затрат изменениям объемов и особенностям деятельности торгового предприятия ООО “Золушка”, его целевым ориентирам, требованиям покупателей к качеству обслуживания. В современных условиях возрастает роль оперативного управления издержками и контроля за ними, эффективность этой деятельности оценивается в ее взаимосвязи с конечными социально-экономическими показателями работы торгового предприятия ООО “Золушка”. Контроль следует понимать как проверку умения использовать ресурсы таким образом, чтобы вести бизнес как можно эффективнее и в желаемом направлении. Такой контроль касается ценообразования, объема продаж, инвестиций, развития дополнительных услуг, компьютерных систем, кадров, кредиторской и дебиторской задолженности, очередности оплаты счетов, капиталов, вложенных в основные и оборотные фонды, связей с контрагентами, маркетинга, рекламы, организационных мер и т. д.

Рис. Модель управления издержками обращения торгового предприятия ООО “Золушка”.

Работники финансовых служб могут сформировать свою подсистему контроля только после того, как будут определены общие цели и задачи организации. Только ориентируясь на общие цели, можно найти резервы экономии затрат и роста объемов деятельности исходя из конкретных условий, в которых работает предприятие, и конкретного времени, в которое возникает та или иная проблема.

Критерии контроля и оперативного управления издержками обращения определяются взаимосвязью с конечными показателями хозяйственной деятельности -- прибылью и товарооборотом, которые в условиях рынка в основном должны обладать тенденцией к росту. При этом барьером на пути роста затрат становится конкуренция, не позволяющая расточительно использовать имеющиеся ресурсы. Конкурентоспособными являются те торговые предприятия, которые обеспечивают более высокие темпы прироста прибыли и валовых доходов по сравнению с темпами прироста издержек при условии роста товарооборота в сопоставимых ценах.


Для организации контроля за издержками необходимо их разделить на регулируемые и нерегулируемые. Нерегулируемые постоянные издержки невозможно существенно снизить или увеличить за короткий срок, они, как правило, требуют долгосрочного планирования. К таким затратам можно отнести арендную плату или расходы на подготовку кадров и т.п. К регулируемым относятся многие прочие расходы, такие как расходы на выписку газет, журналов, справочной литературы, представительские расходы и т. п.

Большая часть переменных затрат, поскольку они связаны с товарооборотом, является нерегулируемой. Только отдельные виды переменных затрат -- регулируемые. Например, затраты на торговую рекламу. Их можно сократить или увеличить, так как они не напрямую связаны с организацией товарооборота.

Управляемость издержек напрямую связана с обоснованным распределением затрат по отдельным подразделениям предприятия, хозяйственным единицам, которые непосредственно зарабатывают прибыль,

Кроме вышеперечисленных методов отнесения затрат на подведомственные подразделения, существует еще один способ, который широко используется за рубежом и с помощью которого все подразделения (склады и т. п.) могут быть представлены как хозяйственные единицы, обеспечивающие получение дохода. Это-- трансфертное ценообразование, позволяющее учитывать услуги как продукцию для внутреннего потребления, которую можно оценить п «выставить счета» за эту продукцию или услугу тем подразделениям, которые их потребляют, вывести «трансфертную прибыль». При этом никакие реальные деньги по этим счетам не перечисляются, только учитывается, что произведено и что потреблено.

При распределении затрат внутри предприятия между секциями, складами и другими отделами целесообразно соблюдать следующие требования: 1. Учет затрат необходимо осуществлять не в фактических, а в нормативных ценах, чтобы то подразделение, которое пользует-ся этой продукцией (услугами), не страдало из-за неэффективной работы другого подразделения. 2. Во всех издержках следует выделять: а) постоянный элемент (торговая площадь и т.п.); б) переменный элемент (фактическое се использование и т. п.) , В практике управления издержками необходимо решать также вопрос о методе определения затрат, связанных с содержанием обслуживающих подразделений (бухгалтерия и т. п.) и отнесении их на хозяйственные единицы. Существуют два метода, с помощью которых и решается этот вопрос: это метод прямого переноса издержек вспомогательных подразделений на хозяйственные еди-ницы итак называемый «шаговый» метод, согласно которому и вспомогательные подразделения выступают как хозяйственные единицы и их продукция может быть оценена, определена при-быль, приносимая ими предприятию.

«Трансфертная» цена должна, где это возможно, устанавли-ваться на уровне рыночной. Если нельзя определить рыночную цену, тогда размер цены на взаимоуслуги устанавливается по соглашению сторон, производящих и потребляющих эту про-дукцию (услуги).

Объективное возрастание роли социальной эффективности тор-говой деятельности в условиях перехода к рынку обусловливает необходимость формирования издержек обращения с позиции оп-тимизации. Оптимальный размер издержек обращения определя-ется совокупностью внешних и внутренних условий, при которых уровень затрат может быть минимальным при максимально воз-можном качестве обслуживания. А это в свою очередь требует оптимального сочетания в системе управления издержками тре-бований регулирования затрат на основе издержкоемкости и услугоемкости в интересах покупателя.

Важнейшим элементом системы управления издержками обра-щения является совершенствование их учета. Управленческий учет издержек обращения является одним из инструментов в руках руководства предприятия (фирмы) по обеспечению дости-жения его целей. К другим методам относятся формирование оп-тимальной структуры и системы подчиненности, организация эф-фективного контроля за ходом работ и рациональной системы оплаты. Все это образует целостную систему управления и контро-ля за издержками обращения. Учет должен быть более детальным, взаимосвязанным с результатами работы предприятия. Учет за-трат и результатов должен включать учет затрат по видам, по местам возникновения, по носителям затрат, учет результатов за определенный период. Основные требования к учету -- оператив-ность и полнота. Принятию правильных управленческих решений содействует организация учета по системе «директ-костинг». За-падногерманский ученый-экономист Д. Бернер «директ-костинг» охарактеризовал как систему учета издержек, базирующуюся на разделении общих затрат предприятия на постоянные и перемен-ные. Такое деление широко применяется за рубежом, где управ-ленческие решения по уровню цены, размеру прибыли и т. п. принимаются с учетом тенденции их изменения. В разных странах эта система именуется по-разному. В Германии и Австрии она называется учетом частичных либо граничных затрат, или учетом суммы покрытия; в Великобритании -- учетом маржиналь-ных затрат; во Франции -- маржинальпым учетом. Иногда его называют учетом ограниченной или сокращенной себе-стоимости.

Основные особенности и преимущества «директ-костинга»: а) издержки для оперативного управления планируются только в части переменных затрат, что значительно упрощает сам процесс планирования;

б) появляется возможность изучать взаимозависимость между объемом реализации, затратами и прибылью, В этих целях стро-ится график, на котором показывается зависимость переменных, постоянных затрат от объема товарооборота, точка критического объема реализации, точка рентабельности .

Этот график достаточно часто используется в управленческой деятельности зарубежных фирм; в) он позволяет с помощью экономико-математического и гра-

Издержки обращения (валовой доход, прибыль)

Товарооборот (объем продаж)

Рис.. Взяимосвязь издержек обращения, товарооборота и прибыли,

фического методов определить формы зависимости затрат от объема реализации или использования производственных мощностей, получить необходимую информацию о прибыльности (убыточности) отдельных товаров, рассчитать соответствующие критические точки, прогнозировать поведение издержек обращения в целом и по отдельным элементам и на основе всего этого принимать стратегические управленческие решения;

г) «директ-костинг», являясь важным элементом маркетинга, позволяет определить изделия с низкой рентабельностью и отказаться от их производства или продажи, а также установить предел изменения цены;

д) создается возможность повысить обоснованность планов, эффективность оперативного контроля за постоянными расходами.

Вместе с тем следует отметить, что наряду с внедрением учета по системе «директ-костинг» в условиях недостаточно развитой конкуренции не исключается расчет полных затрат и жесткий контроль за расходованием средств. Как известно, только жесткая конкуренция заставляет предприятия строго следить за уровнем издержек, потому что более высокие затраты снижают уровень рентабельности, а тем самым постепенно ведут к банкротству.

Поэтому «директ-костинг» необходимо рассматривать как дополнение к принятой и действующей системе учета, анализа и планирования издержек. «Директ-костинг» можно применять там, где это целесообразно (когда требуется более детальная оценка поведения переменных затрат в связи с изменением условий работы с контрагентами, когда удельный вес переменных в общей сумме издержек составляет около 75% и т. и.). За рубежом в целях совершенствования управления затратами применяют несколько (три-четыре) методов их калькулирования (директ-костинг, полная калькуляция, пропорционально валовым доходам и др.).

Во всех странах придается большое значение совершенствованию управления издержками. Эта проблема привлекает внимание не только практиков, но и ученых экономистоц-плановиков, экономистов-аналитиков, статистических работников. Она включает много вопросов. Среди них важнейшим является совершенствование отчетности об издержках по месту возникновения расходов и уровням ответственности. Отчетность об издержках и их учет, как свидетельствуют результаты научных исследований зарубежных специалистов, должны быть основаны на фундаментальной предпосылке, что все расходы следует относить на те работы (опс-раци^ отделы, службы, лиц), с выполнением которых они связаны, чтобы возникновение затрат было более наглядным, чтобы проще было осуществлять контроль и управление. Учет надо вести по отдельным счетам, заведенным на каждый контролируемый источник расходов.

К основным резервам экономии издержек обращения следуют отнести:

1) рост товарооборота, равномерное и ритмичное обеспечение продажи товаров в плановом периоде;

2) эффективное использование материально-технической базы торговли;

3) внедрение прогрессивных форм обслуживания;

4) повышение производительности труда;

5) своевременный ввод в действие новых, дополнительных рабочих мест;

6) соблюдение сроков ремонтов, инвентаризации;

7) сокращение звенности товародвижения, простоя транспорта, большую механизацию погрузочно-разгрузочных работ;

8) прогрессивную доставку товаров (тара-оборудование и т.н.);

9) сокращение и ликвидацию потерь продукции и потерь по таре;

10) ускорение оборачиваемости товаров;

11) усиление контроля за расходами в разрезе отдельных статей с целью выявления затрат, на работающих на отдачу;

12) разукрупнение статей;

13) введение сплошного или выборочного учета издержек обращения;

14) нормирование издержек с учетом нетоварной издержкоемкости, услугоемкости и др.

Такие возможности экономии издержек имеются по всем статьям расходов. Важно умело оценить, и обосновать размер неэффективно потраченных средств или последствия от нерациональных действий.

Это можно проиллюстрировать на примере калькуляции неблагополучных имущественных последствий, которые могут наступить у кредитора, находящегося в затруднительном положении в связи с нарушением обязательств должником.

Табл. Примерная калькуляция затрат и потерь, наступающих в связи с нарушением обязательств должником.

Отчетный год

Отклонение

Фактически за

Источники

прошлый год

план

фактически

% вы-

от плана

от прошлого года

в%к прош

пол не-

лому

удель-

удель-

удель-

ния

по удел ь-

по удель-

году

сумма

ный

сумма

ный

сумма

ный

плана

в суй

ному ве-

в сум-

ному ве-

кс,%

»м,%

вес.%

не

су.^

ке

су, %

От промышленных предприятий

и других производителей товаров,

находящихся в районе деятельно-

сти оптового предприятия

1336

48,2

1365

48,5

1451

48,5

106,3

4-86

--

+115

+0.3

108,6

От оптовых предприятий своей

области

139

5,0

135

4,8

147

4,9

108,9

+12

+0,1

+8

--0.1

105,8

От промышленных предприятий

других областей своей республики

497

17,9

507

18,0

533

17,8

105,1

+26

-0,2

+36

-0,1

107,2

От оптовых предприятий других

областей своей республики

183

6.6

180

6,4

194

6.5

107,8

+14

+0,1

+11

--0.1

106,0

От промышленных предприятий

государств ближнего зарубежья

283

10,2

290

10,3

305

10,2

105,2

-15

-0,1

+22

107,8

От оптовых предприятий госу-

дарств ближнего зарубежья

83

3,0

84

3.0

90

3,0

107,1

+6

--

+7

--

108,4

От промышленных и оптовых

предприятий дальнего зарубежья

253

9.1

253

9.0

272

9,1

107.5

+19

+0.1

+19

--

107,5

Всего

2774

100

2814

100

2992

100

106,3

+178

--

+218

--

107,9



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем дипломную работу самостоятельно:
! Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
! Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
! Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
! Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
! Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
! Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.

Особенности дипломных работ:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике Для студентов педагогических специальностей.
по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией.
технических дипломов Для студентов технических специальностей.

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.

Другие популярные дипломные работы:

Дипломная работа Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби"
Дипломная работа Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Дипломная работа Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса
Дипломная работа Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края
Дипломная работа Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
Дипломная работа Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС"
Дипломная работа Разработка системы менеджмента качества на предприятии
Дипломная работа Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
Дипломная работа ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ»
Дипломная работа Психическая коммуникация

Сейчас смотрят :

Дипломная работа Организация безналичных расчетов в Российской Федерации 2
Дипломная работа Совершенствование маркетинговой деятельности организации (на примере филиала "Междугородная связь" РУП "Белтелеком")
Дипломная работа Управление дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия
Дипломная работа Евристична бесіда як метод розвитку пізнавальної активності молодших школярів
Дипломная работа План мероприятий по открытию салона красоты
Дипломная работа Система управления персоналом на УФПС Смоленской области филиала ФГУП "Почта России"
Дипломная работа Организация и перспективы дистанционного банковского обслуживания юридических лиц (на примере российского банка)
Дипломная работа Решения конфликтных ситуаций (на примере ООО "Атлант")
Дипломная работа Современная технология приготовления салатов из овощей
Дипломная работа Анализ рынка ипотечного кредитования в условиях финансового кризиса
Дипломная работа Безопасность и охрана труда на предприятии
Дипломная работа Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Дипломная работа Повышение финансовой устойчивости и платежеспособности
Дипломная работа Пути повышения качества продукции (на примере МСЦ-3 РУП "МТЗ")
Дипломная работа Пути совершенствования учета и управления товарно-материальных запасов на предприятии в Казахстане