27
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Издержки обращения, значение и задачи их анализа. Источники информации, использованной для анализа. Основные предъявляемые к ней требованияя целесообразными для торгового предприятия ООО “Золушка”, так как они не содействуют росту оборота и не обеспечивают достижения других целей, т. е. сокращения затрат, не дающих соответствующей отдачи.
Успех предпринимательства зависит от двух условий: объемов и качества выполнения функций и задач, решаемых торговым предприятием (объем реализации, создание потребительских благ, оказание реальных торговых услуг), и рационального использования ресурсов. Таким образом, управление издержками означает совершенствование управления всей деятельностью предприятия (фирмы).
Эффективным считается такое управление, которое обеспечивает:
надлежащий учет и отчетность;
логичную классификацию издержек обращения и возможность их глубокого и полного анализа;
отнесение издержек обращения на соответствующие подразделения, службы, функции, отдельных лиц, т. е. установление меры ответственности за их расходование;
прогнозирование и планирование издержек обращения, составление сметы расходов на будущий период с учетом других показателей и специфики работы торгового предприятия ООО “Золушка”.
Важнейшими элементами модели .управления издержками обращения являются: цель системы, объект и субъект управления, находящиеся под воздействием спроса потребителей и условий, определяющих общественно необходимые затраты, группа элементов, формирующих прямую информационную связь с объектом управления; контролируемые и неконтролируемые факторы, оказывающие влияние на основные элементы системы.
Система управления издержками обращения является одной из подсистем общей системы управления торговым предприятием. Она тесно взаимодействует с подсистемами управления; товарооборотом, товарными запасами, валовыми доходами и прибылью.
Процесс управления издержками обращения достаточно сложен, поскольку он требует учета разнонаправленных интересов: государства, отрасли, предприятия, контрагентов, покупателей. Основная задача создания системы управления издержками, таким образом, состоит в том, чтобы увязать эти интересы и создать саморегулирующийся механизм их формирования и изменения. При этом важно ранжировать интересы по их значимости. Действовавшие до недавнего времени административно-хозяйственные методы управления требовали учета прежде всего государственных интересов. Социальные факторы при формировании издержек не учитывались. Система управления издержками в рыночных условиях определяется как система экономических средств и методов направленного воздействия на интересы отрасли, предприятия, работника с целью оптимального согласования с интересами потребителей и всего общества в целом по соблюдению соответствующих общественно необходимых с учетом спроса населения пропорций в формировании затрат.
Важнейшим показателем, характеризующим качество управления издержками, является показатель их управляемости -- способность оперативно и динамично в заданных пределах изменять параметры издержек в соответствии с изменениями системы экономических методов и средств.
Процесс управления издержками обращения включает: 1) организацию информационного обеспечения в соответствии с содержанием, составом и структурой издержек, целевыми ориентирами;
2) оценку способностей формирования затрат в прошлом и плановом периоде, т. е. оценку условий функционирования торгового предприятия ООО “Золушка”;
3) полный анализ издержек обращения в динамике и за текущий период;
4) прогнозирование размера и уровня затрат различными методами при разных объемах товарооборота и прибыли и с учетом имеющихся ограничений;
5) планирование максимально и минимально допустимых уровней затрат;
6) нормирование затрат в разрезе статей издержек;
7) доведение планового уровня затрат до подведомственных подразделений, служб, отдельных лиц;
8) контроль и оперативное управление издержками обращения с учетом изменения условий функционирования предприятия;
9) совершенствование учета издержек обращения;
10) поиск резервов снижения и введения их в действие.
При формировании затрат торгового предприятия ООО “Золушка” и его подраз делении целесообразно обеспечить выполнение следующих условий:
1) прирост общей суммы затрат не должен превышать прирост доходов. Максимизация прибыли должна достигаться при равенстве граничных затрат с граничными доходами;
2) минимальный уровень издержек обращения (средних затрат) должен достигаться при таком объеме товарооборота, когда граничные затраты по своей величине соответствуют средним затратам. Дальнейшее увеличение объемов деятельности приведет к росту размера средних затрат, что считается неэффективным;
3) снижение затрат не должно приводить к ухудшению качества торгового обслуживания и, как следствие, к снижению спроса. товарооборота, росту издержек на организацию процесса реализации товаров;
4) размер затрат должен быть увязан с обеспеченностью ресурсами, прогнозные значения издержек обращения должны быть определены с учетом ограничения по ресурсам, расчеты должны обеспечивать выбор наиболее оптимальных вариантов использования ресурсов;
5) соответствие изменения затрат изменениям объемов и особенностям деятельности торгового предприятия ООО “Золушка”, его целевым ориентирам, требованиям покупателей к качеству обслуживания. В современных условиях возрастает роль оперативного управления издержками и контроля за ними, эффективность этой деятельности оценивается в ее взаимосвязи с конечными социально-экономическими показателями работы торгового предприятия ООО “Золушка”. Контроль следует понимать как проверку умения использовать ресурсы таким образом, чтобы вести бизнес как можно эффективнее и в желаемом направлении. Такой контроль касается ценообразования, объема продаж, инвестиций, развития дополнительных услуг, компьютерных систем, кадров, кредиторской и дебиторской задолженности, очередности оплаты счетов, капиталов, вложенных в основные и оборотные фонды, связей с контрагентами, маркетинга, рекламы, организационных мер и т. д.
Рис. Модель управления издержками обращения торгового предприятия ООО “Золушка”.
Работники финансовых служб могут сформировать свою подсистему контроля только после того, как будут определены общие цели и задачи организации. Только ориентируясь на общие цели, можно найти резервы экономии затрат и роста объемов деятельности исходя из конкретных условий, в которых работает предприятие, и конкретного времени, в которое возникает та или иная проблема.
Критерии контроля и оперативного управления издержками обращения определяются взаимосвязью с конечными показателями хозяйственной деятельности -- прибылью и товарооборотом, которые в условиях рынка в основном должны обладать тенденцией к росту. При этом барьером на пути роста затрат становится конкуренция, не позволяющая расточительно использовать имеющиеся ресурсы. Конкурентоспособными являются те торговые предприятия, которые обеспечивают более высокие темпы прироста прибыли и валовых доходов по сравнению с темпами прироста издержек при условии роста товарооборота в сопоставимых ценах.
Для организации контроля за издержками необходимо их разделить на регулируемые и нерегулируемые. Нерегулируемые постоянные издержки невозможно существенно снизить или увеличить за короткий срок, они, как правило, требуют долгосрочного планирования. К таким затратам можно отнести арендную плату или расходы на подготовку кадров и т.п. К регулируемым относятся многие прочие расходы, такие как расходы на выписку газет, журналов, справочной литературы, представительские расходы и т. п.
Большая часть переменных затрат, поскольку они связаны с товарооборотом, является нерегулируемой. Только отдельные виды переменных затрат -- регулируемые. Например, затраты на торговую рекламу. Их можно сократить или увеличить, так как они не напрямую связаны с организацией товарооборота.
Управляемость издержек напрямую связана с обоснованным распределением затрат по отдельным подразделениям предприятия, хозяйственным единицам, которые непосредственно зарабатывают прибыль,
Кроме вышеперечисленных методов отнесения затрат на подведомственные подразделения, существует еще один способ, который широко используется за рубежом и с помощью которого все подразделения (склады и т. п.) могут быть представлены как хозяйственные единицы, обеспечивающие получение дохода. Это-- трансфертное ценообразование, позволяющее учитывать услуги как продукцию для внутреннего потребления, которую можно оценить п «выставить счета» за эту продукцию или услугу тем подразделениям, которые их потребляют, вывести «трансфертную прибыль». При этом никакие реальные деньги по этим счетам не перечисляются, только учитывается, что произведено и что потреблено.
При распределении затрат внутри предприятия между секциями, складами и другими отделами целесообразно соблюдать следующие требования: 1. Учет затрат необходимо осуществлять не в фактических, а в нормативных ценах, чтобы то подразделение, которое пользует-ся этой продукцией (услугами), не страдало из-за неэффективной работы другого подразделения. 2. Во всех издержках следует выделять: а) постоянный элемент (торговая площадь и т.п.); б) переменный элемент (фактическое се использование и т. п.) , В практике управления издержками необходимо решать также вопрос о методе определения затрат, связанных с содержанием обслуживающих подразделений (бухгалтерия и т. п.) и отнесении их на хозяйственные единицы. Существуют два метода, с помощью которых и решается этот вопрос: это метод прямого переноса издержек вспомогательных подразделений на хозяйственные еди-ницы итак называемый «шаговый» метод, согласно которому и вспомогательные подразделения выступают как хозяйственные единицы и их продукция может быть оценена, определена при-быль, приносимая ими предприятию.
«Трансфертная» цена должна, где это возможно, устанавли-ваться на уровне рыночной. Если нельзя определить рыночную цену, тогда размер цены на взаимоуслуги устанавливается по соглашению сторон, производящих и потребляющих эту про-дукцию (услуги).
Объективное возрастание роли социальной эффективности тор-говой деятельности в условиях перехода к рынку обусловливает необходимость формирования издержек обращения с позиции оп-тимизации. Оптимальный размер издержек обращения определя-ется совокупностью внешних и внутренних условий, при которых уровень затрат может быть минимальным при максимально воз-можном качестве обслуживания. А это в свою очередь требует оптимального сочетания в системе управления издержками тре-бований регулирования затрат на основе издержкоемкости и услугоемкости в интересах покупателя.
Важнейшим элементом системы управления издержками обра-щения является совершенствование их учета. Управленческий учет издержек обращения является одним из инструментов в руках руководства предприятия (фирмы) по обеспечению дости-жения его целей. К другим методам относятся формирование оп-тимальной структуры и системы подчиненности, организация эф-фективного контроля за ходом работ и рациональной системы оплаты. Все это образует целостную систему управления и контро-ля за издержками обращения. Учет должен быть более детальным, взаимосвязанным с результатами работы предприятия. Учет за-трат и результатов должен включать учет затрат по видам, по местам возникновения, по носителям затрат, учет результатов за определенный период. Основные требования к учету -- оператив-ность и полнота. Принятию правильных управленческих решений содействует организация учета по системе «директ-костинг». За-падногерманский ученый-экономист Д. Бернер «директ-костинг» охарактеризовал как систему учета издержек, базирующуюся на разделении общих затрат предприятия на постоянные и перемен-ные. Такое деление широко применяется за рубежом, где управ-ленческие решения по уровню цены, размеру прибыли и т. п. принимаются с учетом тенденции их изменения. В разных странах эта система именуется по-разному. В Германии и Австрии она называется учетом частичных либо граничных затрат, или учетом суммы покрытия; в Великобритании -- учетом маржиналь-ных затрат; во Франции -- маржинальпым учетом. Иногда его называют учетом ограниченной или сокращенной себе-стоимости.
Основные особенности и преимущества «директ-костинга»: а) издержки для оперативного управления планируются только в части переменных затрат, что значительно упрощает сам процесс планирования;
б) появляется возможность изучать взаимозависимость между объемом реализации, затратами и прибылью, В этих целях стро-ится график, на котором показывается зависимость переменных, постоянных затрат от объема товарооборота, точка критического объема реализации, точка рентабельности .
Этот график достаточно часто используется в управленческой деятельности зарубежных фирм; в) он позволяет с помощью экономико-математического и гра-
Издержки обращения (валовой доход, прибыль)
Товарооборот (объем продаж)
Рис.. Взяимосвязь издержек обращения, товарооборота и прибыли,
фического методов определить формы зависимости затрат от объема реализации или использования производственных мощностей, получить необходимую информацию о прибыльности (убыточности) отдельных товаров, рассчитать соответствующие критические точки, прогнозировать поведение издержек обращения в целом и по отдельным элементам и на основе всего этого принимать стратегические управленческие решения;
г) «директ-костинг», являясь важным элементом маркетинга, позволяет определить изделия с низкой рентабельностью и отказаться от их производства или продажи, а также установить предел изменения цены;
д) создается возможность повысить обоснованность планов, эффективность оперативного контроля за постоянными расходами.
Вместе с тем следует отметить, что наряду с внедрением учета по системе «директ-костинг» в условиях недостаточно развитой конкуренции не исключается расчет полных затрат и жесткий контроль за расходованием средств. Как известно, только жесткая конкуренция заставляет предприятия строго следить за уровнем издержек, потому что более высокие затраты снижают уровень рентабельности, а тем самым постепенно ведут к банкротству.
Поэтому «директ-костинг» необходимо рассматривать как дополнение к принятой и действующей системе учета, анализа и планирования издержек. «Директ-костинг» можно применять там, где это целесообразно (когда требуется более детальная оценка поведения переменных затрат в связи с изменением условий работы с контрагентами, когда удельный вес переменных в общей сумме издержек составляет около 75% и т. и.). За рубежом в целях совершенствования управления затратами применяют несколько (три-четыре) методов их калькулирования (директ-костинг, полная калькуляция, пропорционально валовым доходам и др.).
Во всех странах придается большое значение совершенствованию управления издержками. Эта проблема привлекает внимание не только практиков, но и ученых экономистоц-плановиков, экономистов-аналитиков, статистических работников. Она включает много вопросов. Среди них важнейшим является совершенствование отчетности об издержках по месту возникновения расходов и уровням ответственности. Отчетность об издержках и их учет, как свидетельствуют результаты научных исследований зарубежных специалистов, должны быть основаны на фундаментальной предпосылке, что все расходы следует относить на те работы (опс-раци^ отделы, службы, лиц), с выполнением которых они связаны, чтобы возникновение затрат было более наглядным, чтобы проще было осуществлять контроль и управление. Учет надо вести по отдельным счетам, заведенным на каждый контролируемый источник расходов.
К основным резервам экономии издержек обращения следуют отнести:
1) рост товарооборота, равномерное и ритмичное обеспечение продажи товаров в плановом периоде;
2) эффективное использование материально-технической базы торговли;
3) внедрение прогрессивных форм обслуживания;
4) повышение производительности труда;
5) своевременный ввод в действие новых, дополнительных рабочих мест;
6) соблюдение сроков ремонтов, инвентаризации;
7) сокращение звенности товародвижения, простоя транспорта, большую механизацию погрузочно-разгрузочных работ;
8) прогрессивную доставку товаров (тара-оборудование и т.н.);
9) сокращение и ликвидацию потерь продукции и потерь по таре;
10) ускорение оборачиваемости товаров;
11) усиление контроля за расходами в разрезе отдельных статей с целью выявления затрат, на работающих на отдачу;
12) разукрупнение статей;
13) введение сплошного или выборочного учета издержек обращения;
14) нормирование издержек с учетом нетоварной издержкоемкости, услугоемкости и др.
Такие возможности экономии издержек имеются по всем статьям расходов. Важно умело оценить, и обосновать размер неэффективно потраченных средств или последствия от нерациональных действий.
Это можно проиллюстрировать на примере калькуляции неблагополучных имущественных последствий, которые могут наступить у кредитора, находящегося в затруднительном положении в связи с нарушением обязательств должником.
Табл. Примерная калькуляция затрат и потерь, наступающих в связи с нарушением обязательств должником.
Отчетный год |
Отклонение |
||||||||||||
Фактически за |
|||||||||||||
Источники |
прошлый год |
план |
фактически |
% вы- |
от плана |
от прошлого года |
в%к прош |
||||||
пол не- |
лому |
||||||||||||
удель- |
удель- |
удель- |
ния |
по удел ь- |
по удель- |
году |
|||||||
сумма |
ный |
сумма |
ный |
сумма |
ный |
плана |
в суй |
ному ве- |
в сум- |
ному ве- |
|||
кс,% |
»м,% |
вес.% |
не |
су.^ |
ке |
су, % |
|||||||
От промышленных предприятий |
|||||||||||||
и других производителей товаров, |
|||||||||||||
находящихся в районе деятельно- |
|||||||||||||
сти оптового предприятия |
1336 |
48,2 |
1365 |
48,5 |
1451 |
48,5 |
106,3 |
4-86 |
-- |
+115 |
+0.3 |
108,6 |
|
От оптовых предприятий своей |
|||||||||||||
области |
139 |
5,0 |
135 |
4,8 |
147 |
4,9 |
108,9 |
+12 |
+0,1 |
+8 |
--0.1 |
105,8 |
|
От промышленных предприятий |
|||||||||||||
других областей своей республики |
497 |
17,9 |
507 |
18,0 |
533 |
17,8 |
105,1 |
+26 |
-0,2 |
+36 |
-0,1 |
107,2 |
|
От оптовых предприятий других |
|||||||||||||
областей своей республики |
183 |
6.6 |
180 |
6,4 |
194 |
6.5 |
107,8 |
+14 |
+0,1 |
+11 |
--0.1 |
106,0 |
|
От промышленных предприятий |
|||||||||||||
государств ближнего зарубежья |
283 |
10,2 |
290 |
10,3 |
305 |
10,2 |
105,2 |
-15 |
-0,1 |
+22 |
107,8 |
||
От оптовых предприятий госу- |
|||||||||||||
дарств ближнего зарубежья |
83 |
3,0 |
84 |
3.0 |
90 |
3,0 |
107,1 |
+6 |
-- |
+7 |
-- |
108,4 |
|
От промышленных и оптовых |
|||||||||||||
предприятий дальнего зарубежья |
253 |
9.1 |
253 |
9.0 |
272 |
9,1 |
107.5 |
+19 |
+0.1 |
+19 |
-- |
107,5 |
|
Всего |
2774 |
100 |
2814 |
100 |
2992 |
100 |
106,3 |
+178 |
-- |
+218 |
-- |
107,9 |
|
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |