ВВЕДЕНИЕ
Лес -- огромное национальное богатство и пользоваться богатствами «зеленого океана» надо разумно, по-хозяйски, стремясь не только к получению максимального экономического и экологического эффекта, но и их сохранению и приумножению.
К сожалению, за последние десятилетия произошло сокращение лесного покрова планеты из-за расчистки лесных площадей под сельскохозяйственное пользование, а также чрезмерных рубок в ряде обширных регионов. Наблюдается ослабление и гибель лесов в результате загрязнения окружающей среды и пожаров.
В условиях нарастающего кризиса, когда за счет бурного развития промышленности и урбанизации идет заметное потепление климата, накопление углекислого газа в атмосфере, мировая общественность поднимает голос в защиту зеленого покрова Земли, и прежде всего лесов.
Территория лесного фонда является объектом ведения лесного хозяйства. Лесное хозяйство -- отрасль материального производства, занимающаяся главным образом и побочным пользованием леса, его воспроизводством, ведением охотничьего хозяйства, проведением мероприятий по сохранению и усилению «невесомых» полезностей леса и другими видами деятельности, связанными с лесом и охраной окружающей среды. Лесное хозяйство в нашей стране ведется в разнообразных лесорастительных зонах.
Поскольку леса России занимают четвертую часть всех лесов планеты, удельный вес в средообразующих процессах на Земле весьма высок; они имеют огромное значение для обеспечения экологической безопасности и устойчивости социально-экономического развития нашей страны и всего мирового сообщества.
Довольно длительное время (с 01.01.1999 г. по 01.01.2005 г.) система налогов и сборов предусматривала взимание лесного налога. В существующей налоговой системе этот налог отсутствует. Многочисленные дискуссии о природе платежей за использование лесных ресурсов привели к тому, что их вывели из состава налогов и сборов, регулируемых Налоговым кодексом. Лесные платежи в настоящее время регулируются Лесным кодексом. При этом понятие "лесные платежи" заменено понятием "плата за пользование лесными участками" (ст. 73 ЛК РФ), или "арендная плата".
По сути, лесные платежи имеют разветвленную структуру и являются, с одной стороны, разновидностью налога на использование природных ресурсов, а с другой стороны, представляют собой сборы за лесопользование.
В пользу признания лесных платежей как налоговых относится и следующее положение: в НК РФ установлены отдельные виды налогов, водный налог, налог за пользование природными ресурсами, такой как, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и др. НДПИ и платежи за пользование лесными ресурсами по сути своей являются экономически однородными, но каждый из них имеет свои особенности, определяемые природой объекта налогообложения, главным образом, тем, что один из ресурсов является невозобновляемым (полезные ископаемые), а другой (лесные ресурсы) - возобновляемым.
Поэтому в 1997 году Правительством РФ был принят Лесной кодекс Российской Федерации. Очевиден тот факт, что лесные ресурсы могут существенно влиять на экономику как минимум 40 субъектов Российской Федерации, а это не только доходы от платежей за лесопользование, но и возможность развития всех промышленных циклов, т.е. загрузки производственных мощностей по всей цепочке: от переработки первичного сырья до выпуска готовой продукции. А значит, и последующие дополнительные доходы в экономику регионов и государства в целом.
В настоящее время отношения по аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, широко распространены. На практике арендаторы таких участков сталкиваются с тем, что орган местного самоуправления, руководствуясь «общественными интересами» стремится получить от промышленных предприятий максимальную прибыль, в связи с чем периодически в одностороннем порядке повышает арендную плату. Такое повышение ведет к значительному увеличению расходов и часто становится критическим для ведения бизнеса.
Вопрос о правовой природе того или иного обязательного платежа является не только предметом научно-исследовательских работ и чисто теоретических споров, но и имеет решающее значение для правоприменительной практики, так как отнесение, например, лесных податей (о которых и пойдет речь в данной работе) к платежам налогового или неналогового характера позволяет определить правовой режим и особенности их установления и взимания, к которым в зависимости от правовой природы платежа законодателем предъявляются особые требования, все это обуславливает актуальность выбранной темы.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение системы взимания лесных платежей за пользование лесными ресурсами.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность лесных платежей;
2. Изучить правовую природу платежей за пользование лесным фондом;
3. Выделить основные причины не уплаты лесных платежей и определить пути устранения;
4. Рассмотреть порядок уплаты лесных платежей на примере лесоперерабатывающего предприятия ОАО «Лесосибирский ЛДК №1».
Объектом исследования выступает Открытое акционерное общество «Лесосибирский ЛДК №1», а в частности уплата лесных платежей за пользованием лесными ресурсами и лесным фондом.
Предметом исследования будут служить лесные платежи взимаемые с пользователей лесными угодьями.
Для написания выпускной квалификационной работы использованы методы сбор данных, сравнение, анализ, выделение и обобщение.
1. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМИ РЕСУРСАМИ, ЛЕСНЫМИ ФОНДАМИ
С отменой Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ" из действовавшей системы налогов и сборов исчезли лесные подати, т.к. никакие виды платежей за пользование лесным фондом не предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Однако в РФ продолжает действовать система платежей за пользование лесным фондом, урегулированная лесным и иным законодательством, а также подзаконными актами.
Согласно ст. 86 ЛК РФ граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться.
Лесное хозяйство и лесопользование может и должно приносить значительный доход, причем от законодательных и организационных положений во многом зависит в чью пользу будет изыматься этот доход - в пользу государства либо в пользу группы частных лиц, занимающих, либо не занимающих руководящие должности в администрации и органах управления лесным хозяйством. Желательно достигнуть баланса государственных и личных интересов, но на сегодняшний день, чаще всего, случается очень сильный крен в одну или другую сторону.
К наиболее частым недостаткам в организации лесопользования и лесного хозяйства можно отнести то, что лесопользование часто осуществляется без должного контроля за финансовыми потоками. Фирмы, имеющие задолженности по лесным податям и не погашенные иски за нарушения лесного законодательства, обычно не ограничены в возможностях получения новых лесорубочных билетов. Достаточно обычным (и к сожалению практически ненаказуемым) явлением стали хронические неуплаты лесных податей, после чего фирма, имеющая большие задолженности, распадается и те же самые физические лица организуют новую фирму с аналогичными принципами ведения хозяйства. Другим важным аспектом лесопользования является хроническое завышение затрат на заготовку древесины, что часто приводит к установлению значительных льгот (ранее вплоть до полной отмены лесных податей). При этом, реальное положение «бедных» лесозаготовителей, с учетом «левого» оборота древесины и средств, часто оказывается далеко не столь бедственным. Значительные проблемы может создавать аренда лесного фонда, в силу ряда положений законодательства являющаяся не столь выгодным делом для собственника леса и регионов, как это принято считать. Значительные нарушения часто сопутствуют процессу подбора фирм для передачи им участков леса в аренду.
С другой стороны, современная недостаточно эффективная структура лесной службы, законодательно закрепленное право лесхозов проводить коммерческие рубки (под видом рубок ухода) пользуясь значительными налоговыми льготами, и общие проблемы с бюджетным финансированием фактически превращают лесхозы в коммерческие структуры, торгующие государственными ресурсами. В этой ситуации стремление к максимальным прибылям (и зарплатам) делают практически неизбежными значительные нарушения законодательства со стороны лесхозов, часто совместно (по сговору) с лесопользователями. Значительный оборот средств проходит «черным налом» распределяясь внутри лесхозов крайне неравномерно. Все это, зачастую, происходит на фоне ненадлежащего выполнения лесхозами своих прямых обязанностей (отпуск древесины на корню, контроль за соблюдением лесного законодательства, своевременное и качественное проведение рубок ухода и т.д.). На выполнение этих обязанностей обычно не хватает времени, сил и официально поступающих средств.
Принципы государственного управления лесами и официальная отчетность лесхозов и органов управления лесным хозяйством в субъектах Федерации, в основном, ведется на основе форм и методов, разработанных десятилетия назад и не всегда полностью отвечающих современным требованиям управления и контроля Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О..
Приведенным выше перечнем охвачены лишь самые общие и наиболее часто встречающиеся ситуации, определяющие появление нарушений и дисбаланса в развитии лесного сектора, а также появления различных нарушений природоохранительного законодательства и ухудшение экологической обстановки в регионе.
Лесным кодексом РФ на субъекты Федерации возложено решение значительного количества вопросов по организации лесного хозяйства и лесопользования, однако органы власти субъектов Федерации не всегда располагают достаточной и достоверной информацией о состоянии лесного хозяйства и лесопользования и не всегда могут получить такую информацию от органов управления лесным хозяйством. Одним из способов получения более объективной и полной картины может стать проведение межведомственной проверки и анализа состояния дел в лесном хозяйстве и лесопользовании региона.
Настоящими «Общими положениями» охвачены лишь общие вопросы организации и проведения широких межведомственных проверок состояния лесного хозяйства и лесопользования. Настоящие «Общие положения» переработаны и дополнены на основе опыта работы «Межведомственной комиссии по проверке состояния ведения лесного хозяйства и лесопользования в Выборгском, Приозерском и Всеволожском районах» (Ленинградская область, май-июль 1997). В каждом конкретном случае проведения проверок, при выборе конкретных методик и организации работы необходим учет региональной специфики.
За последние 2 года после восстановления единой федеральной системы управления лесами было обеспечено улучшение состояния лесного фонда, и наметилась тенденция повышения объема платежей за пользование лесным фондом, что позволило компенсировать расходы на охрану и воспроизводство лесов Утверждены постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 (в ред. от 24 сентября 2002 г.)..
Не маловажными также являются следующие причины неуплаты или неполной уплаты лесных платежей, что позволяет лесопользователям платить лесные платежи в меньшем объеме даже законными способами:
1. ежегодный потенциал подлежащих вырубке и возобновляемых лесных ресурсов в объеме 526 млн. м3 в случае его полного освоения может обеспечить поступление платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации в объеме 29,7 млрд. рублей, из них в федеральный бюджет - 18,7 млрд. рублей. Однако на протяжении длительного периода указанный потенциал использовался лишь на 22 %, в результате чего расходы федерального бюджета на охрану и воспроизводство лесных ресурсов превышали объем доходов от их использования;
2. изменения, внесенные в законодательную базу Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ в части передачи от Рослесхоза функций государственной лесной охраны Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и полномочий по тушению лесных пожаров субъектам Российской Федерации, во многом дестабилизировали функционирование системы охраны лесов, в результате чего в 2005 году ущерб от нарушений лесного законодательства и потери финансовых и лесных ресурсов при лесных пожарах составили 25,4 млрд. рублей, в 2006 году - 28 млрд. рублей;
3. незаконный оборот древесины приобрел угрожающие масштабы, однако проследить движение леса и определить стоимостные, количественные и качественные оценки от его вырубки, заготовки и транспортировки до таможенного оформления и вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации не представляется возможным в силу отсутствия координации действий между контролирующими органами. Необработанный лес фактически бесконтрольно отправляется за рубеж.
Отсутствие контроля и должной законодательной базы порождает нарушения на всех этапах движения лесоматериалов - от неуплаты или неполной уплаты лесных податей, налога на добавленную стоимость, других налогов, до сокрытия валютной выручки;
4. новый Лесной кодекс, введенный в действие с 1 января 2007 года, вносит новое для российской практики распределение функций государственного управления, главный принцип которого - передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации большинства полномочий и прав в области лесных отношений. В основу государственного управления заложены новые организационные и экономические механизмы ведения лесного хозяйства: планирование, регламентирование, нормирование, инвентаризация, учет и контроль. Однако Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год», а также проект федерального закона о федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года не учитывают финансирование дополнительных расходов за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий, переданных субъектам Российской Федерации, связанных с реализацией положений нового Лесного кодекса, прогнозируемых в объеме: в 2007 году - 22,3 млрд. рублей, в 2008 году - 10,8 млрд. рублей, в 2009 году - 11,3 млрд. рублей, в 2010 году - 11,8 млрд. рублей. Это может дестабилизировать деятельность органов государственного управления субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, повлечь нарушения законодательства и приостановить осуществление лесопользования, воспроизводства и охраны лесов;
5. Правительством Российской Федерации не обеспечено регулирование платежей за пользование лесным фондом, направленное на повышение объема платежей в бюджет Российской Федерации. Ставки лесных податей устанавливаются без учета фактической рыночной стоимости права пользования участками лесного фонда. Доля лесных податей в цене круглого леса в России составляет менее 4 %, тогда как в странах Западной Европы, Канаде и США - от 40 до 60 процентов;
6. в Лесном и Бюджетном кодексах Российской Федерации не в полной мере отражена финансовая составляющая платежей за пользование лесным фондом: исключены платежи, взимаемые при переводе лесных земель в нелесные и земель лесного фонда в земли других категорий, которые ежегодно поступали в федеральный бюджет в объеме 3,4 млрд. рублей. В существенной корректировке нуждается порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений на сруб, поскольку он может повлечь недополучение ежегодных платежей за пользование лесным фондом в консолидированный бюджет в объеме более 3,8 млрд. рублей, из них в федеральный бюджет - 1 млрд. рублей;
7. деятельность лесопромышленного комплекса в силу низкой степени развития производств по глубокой переработке древесины не отвечает экономическим интересам государства как собственника лесного фонда: объем поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации составляет всего 13250 млн. рублей, удельный вес убыточных предприятий в лесозаготовительной подотрасли составляет 56 % от общего количества, в деревообрабатывающей - 45 %, в целлюлозно-бумажной - 32 %. Доля необработанной древесины в структуре российского экспорта составляет около 40% и имеет тенденцию значительного роста.
8. в основу расчета платежей за лесные ресурсы положены только экономические показатели лесозаготовок и устранены отрасли деревоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, где реально продолжает концентрироваться основная масса лесного дохода;
9. при определении платежей издержки лесозаготовительных предприятий устанавливаются как средняя величина, что противоречит самой природе существования ренты, обусловленной обязательным учетом реальных индивидуальных затрат, характеризующих конкретные условия производства;
10. отсутствует правовой механизм, определяющий процедуры предоставления коммерческой или иной информации для выполнения расчетов;
11. отсутствует механизм защиты экономических интересов государства как собственника лесных ресурсов, которые поступают в пользование.
Действующие сегодня ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, не отражают ее подлинной рыночной стоимости. Утвержденные, как и ЛК РФ, в конце 90-х годов прошлого века минимальные ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, были полностью сформированы на основе лесных такс, составленных во времена плановой экономики - до проведения рыночных реформ и либерализации цен. Они строились на воспроизводственной (затратной) концепции ценообразования. И если в результате последующей ежегодной индексации уровень минимальных ставок в среднем стал близок к реальной рыночной стоимости лесных ресурсов, то их дифференциация по регионам и рентообразующим факторам отражает эту стоимость искаженно. Ставки лесных податей должны точно указывать на доходность (экономическую доступность) лесных ресурсов в зависимости от их качества и местоположения. Только в этом случае лесопользование будет эффективным, а лесной доход максимально возможным.
Причинами малоэффективной деятельности лесопромышленного комплекса являются: технологическая и экономическая разобщенность лесохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих предприятий, крайняя изношенность основных производственных фондов, отсутствие необходимых инвестиций, отсутствие национальной политики в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Правительством Российской Федерации в 2005 году принято решение о разработке федеральной целевой программы «Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоению лесных массивов на период до 2015 года», однако до настоящего времени программа не утверждена.
На современное финансово-экономическое состояние лесозаготовительных предприятий немаловажное воздействие оказывают территориальное размещение, удаленность от рынков сбыта, примыкание к тем или иным транспортным путям. Высокие тарифы на перевозку продукции и раньше влияли на себестоимость продукции (особенно из Дальневосточного региона), а при переходе к рыночным отношениям и, по сути, к нерегулируемым тарифам вышеуказанные факторы стали иметь еще большее значение.
Таким образом, затраты на транспортировку продукции к рынкам сбыта, различия в рыночных ценах на продукцию разного качества, а также в ценах на лесопродукцию на внутреннем и внешнем рынках являются теми основными рентообразующими факторами, которые никак не учитываются при современной системе исчисления платы за древесину на корню.
Рассмотрим природу платежей за лесные ресурсы, и попытаемся ответить на вопрос: насколько обоснована практика выведения лесных платежей из состава налогов и сборов, регулируемых Налоговым кодексом.
Лесные платежи имеют все признаки и элементы налогообложения, установленные в ст. 17 НК РФ: субъект и объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Рассмотрим их.
Объектом налогообложения являются лесные ресурсы (древесина, живица, лесопользование). Налоговая база представляет собой (ст. 53 НК) стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения, то есть - объемы заготовки древесины, живицы и размеры участков лесопользования. Налоговый период, порядок и сроки уплаты налога установлены внесением периодичных и разовых платежей, что также не противоречит положениям НК. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, т.е. минимальные ставки за отпуск древесины на корню, и ставки на лесопользование. Налоговая ставка, на наш взгляд, требует дополнительного изучения и определения, по нашему мнению, она должна присутствовать в Налоговом кодексе и обеспечивать платность за все виды л есопользования.
Обратимся к понятию платежей в ранее действующем и новом Лесном кодексах. Согласно ст. 103 ранее действующего Лесного кодекса, платежи за пользование лесным фондом взимались в виде лесных податей при краткосрочном пользовании участками лесного фонда и арендной платы - при долгосрочном.
Ставки лесных податей устанавливались за единицу лесного ресурса, а по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.
Арендная плата определялась на основе ставок лесных податей, по сути, ставки лесных податей и выполняли функцию налоговой ставки.
В действующей редакции ЛК РФ не предусмотрены понятия лесных податей, сборов и других платежей, осталось лишь понятие "аренда", конечно, это не соответствует понятию "налога" либо "сбора".
В новом Лесном кодексе (ст. 94), установлены платежи за использование лесов - арендная плата или плата по договору купли - продажи лесных насаждений, а аренда определяется как сбор, что также противоречиво.
По ст. 73 и 76 ЛК РФ минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, то есть природа налогового платежа здесь присутствует, а по содержанию ставка не изменилась.
Таким образом, многие элементы лесных платежей соответствуют налогам и сборам, но требуют доработки, также, как и некоторые положения Налогового и Лесного кодексов.
Имеют место разночтения и несоответствия с НК РФ и ЛК РФ и в других нормативно-правовых актах, например, в Бюджетном кодексе РФ. Так, в новой редакции ст. 51 БК РФ лесные платежи выступают как неналоговые доходы федерального бюджета и формируются за счет платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100%. В ст. 57 БК РФ "Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ" ранее к вышеуказанным доходам относились платежи за пользование лесным фондом в части, превышавшей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100%.
Согласно новой редакции ст. 57 БК РФ к неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ относится плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, - по нормативу 100%. Однако из ЛК РФ выпал повышающий коэффициент минимальной ставки, на основе которого до января 2007 г. формировались отчисления в региональный бюджет. Таким образом, эта часть отчислений, которая, кстати сказать, ранее использовалась на воспроизводственные цели, потеряна для региональных бюджетов. Для Красноярского края он составлял 1,4. Почему так произошло? Либо разработчики ЛК РФ просмотрели, либо сделано это умышленно, путем лоббирования. Край вновь будет иметь выпадающие доходы, которые были заложены в бюджет 2007 г.
По данным статистики нерентабельны лесозаготовительные предприятия, лесоперерабатывающие же - получают ренту, то есть сверхдоход от использования возобновляемых природных ресурсов, и, поэтому должны платить налог на воспроизводство (лесной налог).
Новым Лесным кодексом воспроизводство лесов полностью возложено на арендаторов, прописаны условия исполнения и контроля. На практике же контроль воспроизводственного процесса трудноосуществим. И если за посадками деревьев можно проследить, то за соблюдением технологии, дальнейшим уходом за лесонасаждениями, через 5, 10 и далее лет никто следить не будет. А, как известно, реликтовая ангарская сосна, основные запасы которой находятся в Красноярском крае и Иркутской области, должна расти не менее 80 лет. Проблематичным является и воспроизводство лесов по краткосрочной аренде. Это, как правило, иностранные фирмы, задача которых - быстрее окупить свои затраты. И если у крупных лесопромышленников имеются службы, специалисты, техника, то мелкие арендаторы профессионально воспроизводство лесов осуществлять не в состоянии. В Красноярском крае ежегодно заготавливается более 10 млн. куб. м древесины, более половины этого объема приходится на крупных лесопромышленников, отсюда можно вывести процент лесовосстановления, по нашим прогнозным расчетам он составляет лишь 25% от вырубленной древесины. Напрашивается вывод - воспроизводством лесных ресурсов, и лесопромышленной инфраструктурой должны заниматься профессионально, квалифицированно специальные подразделения, оснащенные новыми технологиями и техникой.
Сегодня на всех уровнях отмечается, что расчетная лесосека разрабатывается на 20-25%, и необходимо в несколько раз увеличивать заготовку древесины. На практике все гораздо сложнее. Расчетная лесосека говорит о том, сколько имеется спелой древесины, которую можно вырубить, но редко говорится о том, где находится эта древесина. Это отдаленные, труднодоступные районы, которые современные лесопромышленники не собираются осваивать. И если государство не вмешается в процесс регулирования, инвестирования, контроля, то ЛПК останется без сырья уже в ближайшие двадцать лет. Русский ученый И.И. Янжул (1846-1914), отмечал: "Лесное хозяйство может вестись с надлежащей правильностью и рациональностью только в крупных размерах, которые, по общему правилу, могут, скорее, встретится в казенной, чем в частной собственности".
Очевиден тот факт, что лесные ресурсы могут существенно влиять на экономику как минимум 40 субъектов Российской Федерации. Это не только доходы от платежей за лесопользование, но и возможность развития всех промышленных циклов, т.е. загрузки производственных мощностей по всей цепочке: от переработки первичного сырья до выпуска готовой продукции. А значит, и последующие дополнительные доходы в экономику регионов и государства в целом. При этом, по оценке экспертов, путем только восстановления рационального управления лесами и привлечения в лесопользование инвесторов можно обеспечить занятость примерно 10 млн человек и значительно увеличить валютные поступления.
Однако при рассмотрении вопроса о возможных изменениях условий налогообложения возникают существенные проблемы именно с инвестированием средств в отрасли, связанные с заготовкой и переработкой леса. Вопрос о введении рентных платежей в отношении сырьевых компаний, которые приватизировали крупные предприятия лесного комплекса, ставился уже давно. Тем не менее эти компании явно не хотят перехода от налоговых платежей к рентным.
2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «Лесосибирский ЛДК №1»
2.1 Анализ налогов и сборов, уплачиваемых ОАО «Лесосибирский ЛДК №1»
Открытое акционерное общество «Лесосибирский ЛДК №1», является налогоплательщиком и уплачивает ряд налогов и сборов, как в федеральный, так и в региональный и местный бюджет. Деятельность предприятия является прибыльной, что подтверждается отчетом «О прибылях и убытках».
Для начала проведем анализ каждого налога уплачиваемый предприятием за прошедшие три года и рассмотрим каждый из них более подробно.
В первую очередь проанализируем налог на имущество организации, который является региональным налогом и уплачивается в соответствующий бюджет. Налог исчисляется ежеквартально нарастающим итогом с начала года, исходя из среднегодовой стоимости имущества и ставки налога, с учетом ранее начисленных платежей за истекший период. Исчисленная сумма налога вносится в бюджет в первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности предприятия. А так как Лесосибирский ЛДК №1 является крупнейшим налогоплательщиком, то и сумма налога будет соответствующей.
Таблица 2.1 - Анализ налога на имущество организации
Год |
Налоговая ставка |
Налогооблагаемая база |
Сумма налога |
|
2005 |
2,2% |
351 325 910 |
7 729 170 |
|
2006 |
2,2% |
360 051 273 |
7 921 128 |
|
2007 |
2,2% |
369 933 682 |
8 138 541 |
|
В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что с каждым годом увеличивается налогооблагаемая база и тем самым увеличивается сумма налога. Это связано с тем, что предприятие в последнее время стало арендовать у государства больше лесных участков и в результате всего этого предприятию надо было необходимо закупать новое оборудование для обработки древесины, что за последние 3 налоговых периода составило 574251 единицу и строить новые склады для сушки древесины, так как стало больше производить продукции.
Затем рассмотрим один из основных налогов, налог на прибыль организаций, который является федеральным, прямым налогом. Это означает, что данным налогом облагаются доходы предприятия. Налог перечисляется предприятием в бюджет ежемесячно или ежеквартально с внесением авансовых взносов в течение квартала. Предприятие самостоятельно выбирает порядок перечисления налога в бюджет с уведомлением налогового органа. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Расчет налога представляется предприятием в налоговый орган до 20 числа месяца, следующего за отчетным. Сумма налога на прибыль перечисляется в бюджет до 25 числа месяца, следующего за отчетным. В последнее время на предприятии и в стране произошли некоторые изменения, которые повлияли на доходы организации и результат которых отражен в следующей таблице.
Таблица 2.2 - Анализ налога на прибыль
Год |
Налоговая база |
Ставка |
Сумма налога |
В Федеральный бюджет (6,5%) |
В бюджет субъекта РФ (17,5%) |
|
2005 |
903 173 867 |
24% |
216 761 728 |
58 706 301 |
158 055 427 |
|
2006 |
492 606 613 |
24 % |
118 225 587 |
32 019 430 |
86 206 157 |
|
2007 |
483 566 808 |
24 % |
116 056 034 |
31 431 843 |
84 624 191 |
|
По проведенному анализу можно сделать следующий вывод, что в период с 2005 г. по 2007 г. произошел значительный упадок суммы налога, это происходит из - за того что у предприятия становится меньше покупателей на внутреннем рынке, в связи с тем что в стране стало появляться большое количество предприятий занимающихся вырубкой леса и производящих продукцию из древесины, но так как предприятие зарекомендовало себя за границей с хорошей стороны, то и количество покупателей не уменьшилось и экспорт товаров, остался прежним.
Не маловажным налогом уплачиваемым ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» также является Налог на добавленную стоимость. Так как предприятие реализует большое количество товаров, которые оно само и производит. Для исчисления и уплаты НДС предприятие само определяет налоговую базу при реализации товаров (работ, услуг). При этом выручка от реализации определяется исходя из всех доходов предприятия, связанных с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг) и полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода (календарного месяца) исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) не позднее 20 числа следующего налогового периода.
Таблица 2.3 - Сравнительный анализ налога на добавленную стоимость
Год |
Налоговая база |
Налоговая ставка |
Сумма налога |
|
2005 |
1 542 301 617 |
18% |
277 614 291 |
|
2006 |
2 348 717 283 |
18% |
422 769 111 |
|
2007 |
2 672 008 261 |
18% |
480 961 487 |
|
Анализируя данные таблицы можно сделать следующий вывод, что не смотря на то, что прибыль предприятия становится меньше, а налог на добавленную стоимость растет, это значит что цена на товары на внутреннем рынке не растет таким темпом, как добавленная стоимость производимый товар.
Одним из основных налогов уплачиваемых предприятием является налог на доходы физических лиц. Налоговой базой по данному виду налога являются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и в натуральной формах, и доходы в виде материальной выгоды.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, которые относится к соответствующему налоговому периоду. Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке. Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты.
Таблица 2.4 - Анализ налог на доходы физических лиц
Год |
Налоговая ставка |
Налоговая база |
Сумма налога |
|
2005 |
13% |
334 031 469 |
43 424 091 |
|
2006 |
13% |
348 352 408 |
45 285 813 |
|
2007 |
13% |
467 961 385 |
60 834 980 |
|
Результат проведенного анализа показал следующее, что сумма налога в динамике за три года увеличивается с каждым годом. Всему это есть два объяснения: во-первых, растет штат сотрудников, но лишь не большое увеличение в исходных данных этого налога, во-вторых рост заработной платы, которое и дает более прибыльные отчисления по этому налогу, что заметно в период с 2006 г. по 2007 г.
Земельный налог
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются любые организации, обладающие земельными участками на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельный налог традиционно относится к местным налогам и взимается по факту владения или пользования. Налог исчисляется предприятием самостоятельно.
Таблица 2.5 - Анализ земельного налога за период 2005 - 2007гг.
Год |
Налоговая база |
Ставка |
Сумма налога |
|
2005 |
586 008 600 |
1,5% |
8 790 129 |
|
2006 |
638 503 267 |
1,5% |
9 577 549 |
|
2007 |
314 730 800 |
1,5% |
4 720 962 |
|
Проанализировав данные таблицы можно сделать следующий вывод, что в период с 2005 - 2006 гг. сумма налога незначительно выросла, и совсем другая ситуация в 2007 г. когда произошел резкий спад суммы налога в 2 раза, это связано с тем, что предприятие приобрело большую часть арендуемой земли у муниципального образования.
Транспортный налог взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств в местный бюджет, так как относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ, однако объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок определяются Федеральным законодательством. Уведомление об уплате транспортного налога в виде заполненной квитанции налоговая инспекция направляет владельцу транспортного средства по почте заказным письмом. Владелец транспортного средства обязан заплатить данный налог в течение 30 дней с момента получения указанного уведомления. Налог взимается с транспортных средств, оборудованных двигателем, транспортный налог берётся с каждой лошадиной силы. Налог рассчитывается путём умножения установленного коэффициента на количество лошадиных сил. Юридические лица рассчитывают транспортный налог самостоятельно.
Таблица 2.6 - Анализ уплаченных сумм транспортного налога
Год |
Сумма налога |
|
2005 |
1 108 018 |
|
2006 |
1 167 160 |
|
2007 |
922 365 |
|
По данной таблице можно сказать, что изменения за прошедшие три года произошли не значительны, что не повлияло на процесс производства продукции и добычи сырья.
Обобщая выше изложенную информацию по уплате налогов организации, возможно сложение сумм налогов за каждый налоговый период по всем налогам.
Таблица 2.7 - Анализ налогов уплачиваемых предприятием за 2005 - 2007 года.
Виды уплачиваемых налогов |
Суммы уплаченных налогов (в руб.) |
|||
2005 |
2006 |
2007 |
||
НДФЛ |
43 424 091 |
45 285 813 |
60 834 980 |
|
НДС |
277 614 291 |
422 769 111 |
480 961 487 |
|
Налог на прибыль |
216 761 728 |
118 225 587 |
116 056 034 |
|
Налог на имущество организации |
7 729 170 |
7 921 128 |
8 138 541 |
|
Земельный налог |
8 790 129 |
9 577 549 |
4 720 962 |
|
Транспортный налог |
1 108 018 |
1 167 160 |
922 365 |
|
Итого |
555 427 426 |
604 946 347 |
671 634 368 |
|
Проанализировав налоги, уплачиваемые предприятием можно сделать следующий вывод, что в динамике за три предшествующих года увеличивалась по причинам: во-первых, происходил стремительный подъем по налогу на доходы физических лиц, во-вторых, сумма НДС в период с 2005 - 2007 года выросла в двое, а в остальном были не значительные изменения.
По состоянию на 1.09.2007 года предприятие имеет в аренде 268 участков лесного фонда общей площадью 10,9 тыс. га с установленным ежегодным отпуском древесины 28,4 тыс. м3. На арендуемых участках лесного фонда за 2007 год заготовлено 6,1 тыс. м3 (в 2006 - 5,3 тыс. м3) древесины или 53,5% от установленного отпуска, или 67% от общего объема заготовки. В связи с тем, что арендная плата в соответствии с Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.03.1998 №345, взимается исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины на участке лесного фонда, переданного в аренду, а освоение расчетной лесосеки составляет менее 50%.
Анализ объемов заготовки древесины показывает, что начиная с 2005 года произошло снижение заготовки древесины по результатам аукционов, и увеличение заготовки на арендуемых участках . Если в 2005 году заготовлено древесины на арендуемых участках 5217 тыс. м3, по результатам аукционов - 2619,5 тыс. м3, то в 2007 году - 6128 тыс. куб. м, против 2105 тыс. м3, соответственно.
Объем заготовки древесины по рубкам главного пользования в 2007 году составил 8233 тыс. м3 или на 434,2 тыс. м3 больше, чем в 2006 году. Рост объема заготовки древесины произошел в лесах на территории Мотыгинского, Высокогорского, Тагара, Артюгино, Шиверского и Ярцевского лесхозов. Основные объемы древесины были заготовлены в Высокогорском (3117,7 тыс. м3), Артюгинском (2087,3 тыс. м3), Ярцевском (1022,4 тыс. м3) и Мотыгинском (713,9 тыс. м3) районах. Анализ объема заготовки древесины.
В 2007 году выписано лесосечного фонда по лесорубочным билетам по рубкам главного пользования 12379,3 тыс. м3, или на 641,6 тыс. м3 больше, чем в 2006 году. В результате проведения рубок промежуточного пользования и прочих рубок за 2007 год лесхозами заготовлено 1404,4 тыс. м3 ликвидной древесины, в том числе от рубок промежуточного пользования - 380,5 тыс. м3, от прочих рубок - 1023,9 тыс. м3, что в 1,8 раза больше, чем в 2006 году.
Таблица 2.8 - Анализ уплаченных платежей за пользование лесным фондом по видам лесопользования за 2005 год - 2007 года
Наименование показателей |
Уплаченные платежи по видам лесопользования, тыс. руб. |
|||||||||
2005 год |
2006 год |
2007 год |
||||||||
по договорам аренды |
по результатам аукционов |
по решениям органов власти |
по договорам аренды |
по результатам аукционов |
по решениям органов власти |
по договорам аренды |
по результатам аукционов |
по решениям органов власти |
||
Лесной доход -всего,в том числе |
183291,2 |
138770,5 |
11 155,4 |
233876,8 |
127 355,4 |
12 084,5 |
30 9356,6 |
11 5629 |
13548,5 |
|
В результате данного анализа можно сказать, что в период с 2005 года по 2007 год арендная плата уверенно растет, это обуславливается тем, что предприятие стало арендовать больше участков, чем по результатам аукционов, так как в соответствии со ст. 43 ЛК РФ участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до 1 года по результатам лесных аукционов, а предприятию необходимо большее количество времени чем 1 год, для реализации своих целей и задач, а также в связи с тем, что аукционная цена за 1 м3 древесины растет, так в 2005 году она составляла 55,70 руб., в 2006 году - 60,8 руб. и в 2007 году - 71,9 руб.
За период с 2005 по 2007 годы арендные отношения были заключены с нарастающим итогом. Динамика роста заключения договоров по сравнению с аукционами представлена на рис. 1.
Рис.1 - Заключение договоров аренды
Обобщая выше изложенную информацию по уплате налогов и лесных платежей организации, можно подвести общий итог, и провести сравнительный анализ между уплачиваемыми налогами и лесными платежами.
Таблица 2.9 - Анализ обязательств по уплате налогов и лесных платежей
Виды |
Сумма уплаты |
|||
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
||
Налоги уплачиваемые с учетом Налогового Законодательства |
555 427 426 |
604 946 347 |
671 634 368 |
|
Платежи уплачиваемые с учетом Лесного Законодательства |
333 217 100 |
373 316 700 |
438 534 100 |
|
Итого |
888 644 526 |
978 263 047 |
1 110 168 468 |
|
В результате анализа можно сделать следующий вывод, что в период с 2005 - 2007г.г. суммы уплаченных налогов и лесных платежей в общем уверенно растут. Сумма лесных платежей с каждым годом растет, хотя количество лесных участков получаемых по результатам аукционов становится меньше. В основу того, что лесных платежей становится больше лежит тот факт, что предприятие стало больше арендовать лесные участки. Динамика роста уплаченных сумм налогов и платежей в период с 2005г. - 2006г. возросла на 89 618 521 рублей, из которых лесные платежи составляют 40 099 600 рублей, а налоги 49 518 921 рублей; в период с 2006г. - 2007г. возросла на 131 905 421 рублей, из которых лесные платежи составляют 65 217 400 рублей, а налоги 66 688 021 рублей.
2.2 Предложения по устранению проблем по уплате лесных платежей
В 2006 г. был принят ряд законодательных актов, корректирующих порядок исчисления, взимания и контроля за поступлением некоторых видов налогов, сборов и других обязательных платежей. В частности, принята редакция Лесного кодекса РФ, которая предполагают введение новой системы платежей за пользование лесными ресурсами.
Безусловно, необходимость совершенствования экономического механизма в лесном секторе и в настоящее время существует. Основная цель такого совершенствования, - прежде всего, увеличение доходности лесного фонда. Однако не менее важным является и введение в действие эффективной системы платежей за использование лесных ресурсов, которые бы участвовали в воспроизводстве их и развитии инфраструктуры лесопромышленного производства.
Лесной фонд относится к категории возобновляемых природных ресурсов, поэтому его эффективное использование может, не нанося ущерба окружающей среде, обеспечить существенно более высокий уровень доходов по сравнению с доходами, получаемыми в нынешних условиях. Действительно, вклад лесного сектора в экономику страны не соответствует ресурсному потенциалу лесов. Так, на долю Российской Федерации, владеющей почти четвертью мировых лесных ресурсов, приходится немногим более 3% вывозки древесины и столько же мировой лесной продукции. Расчетная лесосека используется менее чем на четверть, а доля лесной продукции в валовом внутреннем продукте не превышает 3%. Важнейшей особенностью лесного фонда как возобновляемого ресурса является большая продолжительность периода, необходимого для его воспроизводства. Выращивание полноценного леса требует не одного десятка лет, кроме того, необходимы существенные вложения финансовых ресурсов, а также специализированные подразделения, располагающие соответствующей материально-производственной базой и профессиональными кадрами.
Государственное регулирование, проводимое путем формирования и совершенствования законодательной системы, должно обеспечивать в рассматриваемой области принятие превентивных мер для обеспечения доходности и сбалансированного воспроизводства лесных ресурсов. Реализация этих целей требует построения адекватной системы платежей за пользование лесными ресурсами.
Не следует забывать, что продолжающееся реформирование законодательной системы России характеризуется недоработанностью большинства законодательных актов. В результате практически к любому закону разрабатывается и принимается множество подзаконных актов. Это приводит к различным противоречивым толкованиям, и как следствие, судебным и арбитражным разбирательствам. Принятый в декабре 2006 г. и вступивший в действие с 1 января 2007 г. новый Лесной кодекс не является исключением.
Приоритеты национальной лесной политики должны стать основой для разработки лесного законодательства, нового Лесного кодекса РФ, совершенствования тарифно-таможенной нормативной базы, взаимодействия с естественными монополиями. До этого представляется целесообразным разработать поправки к действующему Лесному кодексу, которые бы учитывали новые реалии деятельности лесного сектора в рыночной экономике;
Обеспечить на федеральном уровне контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по государственному управлению в области лесных отношений и контроль за состоянием лесного фонда Российской Федерации как объекта федеральной собственности;
Завершить реформирование системы управления в области лесных отношений в соответствии с положениями нового Лесного кодекса, обеспечив его необходимыми финансовыми ресурсами;
Разработать и принять нормативные правовые акты и федеральную целевую программу, направленные на создание условий для повышения инвестиционной привлекательности развития лесного комплекса, включая создание инфраструктуры, обеспечивающей освоение труднодоступных участков лесного фонда; на развитие высокодоходных производств по переработке древесины и повышение конкурентоспособности отечественной лесной промышленности; на стимулирование внутреннего спроса на продукцию деревообработки, включая использование древесины в жилищном строительстве;
Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной лесной промышленности, борьбу с незаконными рубками леса и нелегальным оборотом древесины, воспроизводство лесного фонда, увеличение использования древесины в жилищном строительстве в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина от 30 апреля 2006 года № Пр-704 по итогам совещания по вопросу развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса 6 апреля 2006 года в Республике Коми;
Повысить эффективность принимаемых мер по противодействию незаконным рубкам леса и нелегальному обороту древесины за счет лицензирования лесозаготовительной деятельности, сертификации, стандартизации, экспертизы экспортируемых лесоматериалов, налаживания информационного обмена между контролирующими органами на всех этапах движения леса - от его вырубки, заготовки и транспортировки до таможенного оформления и вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации; уточнения порядка учета и определения индикативных цен на экспортируемые лесоматериалы с учетом реальных стоимостных, количественных и качественных характеристик леса как стратегически важного сырья;
Эффективным направлением технического переоснащения предприятий является развитие лизинговых операций. Учитывая, что лизинг техники в первую очередь необходим малорентабельным лесозаготовителям, им должна быть оказана государственная поддержка. Это может быть субсидирование части их затрат по уплате лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенными с российскими лизинговыми компаниями.
Но даже введение лесного налога не решит проблему развития лесопромышленной инфраструктуры и эффективного воспроизводства, что противоречит положению Кодекса о неистощительном использовании природных ресурсов. Сегодня на всех уровнях отмечается, что расчетная лесосека разрабатывается на 20-25%, и необходимо в несколько раз увеличивать заготовку древесины. На практике все гораздо сложнее. Расчетная лесосека говорит о том, сколько имеется спелой древесины, которую можно вырубить, но редко говорится о том, где находится эта древесина. Это отдаленные, труднодоступные районы, которые современные лесопромышленники не собираются осваивать. И если государство не вмешается в процесс регулирования, инвестирования, контроля, то ЛПК останется без сырья уже в ближайшие двадцать лет.
По моему мнению, на возобновляемые лесные ресурсы должен быть установлен специальный Лесной налог, который бы способствовал процессу воспроизводства лесных ресурсов. Механизм формирования этого налога должен быть разработан для всех стадий использования лесных ресурсов - заготовка древесины, переработка, глубокая переработка, лесопользование. Ставки лесного налога должны рассчитываться исходя из средних затрат на воспроизводство лесных ресурсов, с учетом дифференциальной ренты. И еще один аргумент в пользу лесного налога: налоговая система имеет отработанный механизм администрирования и более жесткие рычаги воздействия. Администрирование же платежей за использование лесных ресурсов вне рамок Налогового кодекса, не всегда эффективно.
Также необходимо систематизировать, разработать и принять специальный федеральный закон о сборах, платежах, взносах и вывести их из Налогового кодекса. Для лесного фонда в этот документ можно было бы вынести различные платежи побочного лесопользования.
Но даже введение лесного налога не решит проблему развития лесопромышленной инфраструктуры и эффективного воспроизводства, что противоречит положению Кодекса о неистощительном использовании природных ресурсов.
Необходимо создать Федеральный фонд воспроизводства лесных ресурсов. Формирование его производить за счет:
- лесного налога;
- части арендной платы за использование лесных ресурсов;
- части НДПИ, так как при добыче полезных ископаемых нарушается природный растительный покров и промышленные леса;
- штрафные санкции по лесным ресурсам;
- государственные и частные инвестиции.
Функции этого фонда - развитие лесопромышленной инфраструктуры, воспроизводства, защиты и охраны лесов. Деятельность этого фонда нести не только экономическую, но и большую социальную нагрузку. Разорившиеся леспромхозы, умирающие сегодня поселения в зоне промышленной заготовки древесины получат рабочие места, и социальную защиту. А процессом воспроизводства и развития инфраструктуры будут заниматься специализированные подразделения квалифицированно и профессионально, на условиях платности, как это принято в мировой практике.
Для стимулирования решения вопроса о вложении инвестиций в лесоперерабатывающие предприятия государство могло бы выступить в качестве соучредителя предприятий переработки. Так, в Швеции есть крупные компании, где до 50% акций находится в государственной собственности. И в этой стране не торопятся приватизировать эти компании. В Канаде многие экономисты также считают, что государству выгодно вносить свои леса в качестве долевого капитала в крупные корпорации, т.е. не продавать в частную собственность. В этих условиях и иностранный капитал мог бы участвовать в подобных компаниях, так как это увеличивало бы гарантии сохранности инвестиций.
Также необходимо осуществить реформирование лесопромышленного комплекса с ориентацией на отечественный научно-технический и производственный потенциал. Важнейшими условиями устойчивого развития лесопромышленного комплекса являются:
1. создание федерального органа по управлению и координации деятельности лесопромышленного комплекса;
2. введение лицензирования деятельности по использованию лесного фонда;
3. повышение уровня механизации и автоматизации работ во всех его отраслях, внедрение новых прогрессивных технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции и глубокую переработку древесины, восстановление научно-технического потенциала, строительство современных деревообрабатывающих предприятий средней мощности с объемом переработки древесины до 100 тыс. м3;
4. повышение эффективности лесного экспорта, являющегося основным источником доходов лесопромышленного комплекса (ЛПК);
5. координация деятельности российских лесоэкспортеров на внешних рынках с целью удержания и повышения цен на отечественную лесопродукцию;
6. законодательное закрепление уровня минимальных цен на лесопродукцию, проведение обязательной экспертизы экспортируемых лесоматериалов;
7. усиление таможенного и пограничного контроля за возвратом валютной выручки;
8. экономическое стимулирование экспорта (совершенствование налоговой системы, транспортных тарифов, льготное кредитование, существенное снижение вывозных таможенных пошлин);
9. передача лесопользователям в аренду участков лесного фонда на длительный период (не менее 50 лет) с целью обеспечения стабильности работы предприятий ЛПК при освоении удаленных, труднодоступных участков лесного и лесосечного фонда, осуществления подсочки, других пользований необходимо законодательно;
10. перекрытие всех каналов вывоза за пределы России незаконно заготовленной древесины и другой лесной продукции, принятие нормативного акта об уголовной ответственности за самовольную рубку лесов;
11. содействие добровольному объединению мелких предприятий ЛПК в компании, концерны и пр., с целью более эффективного производства и реализации продукции, аккумулирования средств для выполнения крупных проектов по строительству новых и модернизации действующих предприятий;
12. внедрение системы устойчивого лесопользования путем проведения обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов.
Сертификация лесоуправления, цепи поставок древесины и лесоматериалов. Без этого перспективы организации устойчивого лесопользования и предотвращения нелегальных рубок нет. Сертификация предполагает, во-первых, подтверждение экологических, социально-экономических норм в местах заготовки древесины, во-вторых, она подтверждает легальность оборота древесины через места переработки древесины, которая поставляется на экспорт. Сегодня существует Национальный Совет по сертификации, которому предстоит огромная работа. Сертификация лесоуправления направлена на достижение экономически эффективного, экологически обоснованного, социально приемлемого лесного хозяйства. Сертификация преследует две основные цели: совершенствования лесоуправления, обеспечения доступа потребителя к сертифицированным лесным продуктам. Совершенствование лесоуправления достигается путем разработки и внедрения определенных стандартов, а также путем отслеживания выполнения этих стандартов. В настоящее время в России имеются следующие системы сертификации: сертификации управления: обязательная сертификация лесных ресурсов; добровольная сертификация управления производством (ISO 9001); добровольная (экологическая) сертификация управления лесным хозяйством (стандарты серии (ISO 14000 или ЛПС); сертификация продуктов: техническая сертификация древесины (согласно ГОСТ); радиоэкологическая сертификация древесины (согласно ГОСТ).
Одним из наиболее ярких примеров решения проблемы лесопользования является внедрение системы космического мониторинга организации лесопользования, который включает в себя проведение подготовительных работ, космическую съемку, подспутниковую аэрофотосъемку там, где есть нарушения в организации лесопользования, которые определяют специалисты. Этим занимаются независимые эксперты и организации: авиабазы, лесоустроительные предприятия, эксперты, задействованные на получении фотоснимков и дешифровке информации. Можно привести пример: по текущим результатам мониторинга в 33 лесхозах (пять субъектов федерации) выявлено 763 тыс. мі незаконной рубки. А по Государственной статистике в целом по России эти цифры занижены в 8 раз, что составляет 96 тысяч мі. А это несколько миллиардов рублей неустоек, которые связаны с незаконной заготовкой древесины.
Существует 5 основных направлений чтобы предотвратить нелегальные рубки:
1. Информационное взаимодействие между всеми уровнями государственной власти, коммерческими структурами и общественными организациями.
2. Экономические механизмы: дифференциация ставок лесных платежей, увеличение собираемости лесных платежей за пользование лесным фондом и вовлечение собираемости налогов в лесном секторе.
3. Экспортно-импортные отношения.
4. Система администрирования. Это связано со статистической отчетностью, с соглашениями по вертикали между федеральными ведомствами, органами исполнительной власти и общественными организациями.
5. Роль гражданского общества, которая сегодня актуальна, но мало эффективна. Над этим нужно работать.
Эту проблему можно решить следующим путем: коксацией лесосек в многолетней зоне по материалам лесоустройства без надзорного обследования. Это - минус 15-20% оценки лесного фонда на корню при передаче лесозаготовителям. Для этого нужно изменить нормативно-правовую базу.
Межведомственное информационное взаимодействие федеральных и субъектных органов исполнительной власти, а также общественных организаций. Мы имеем базу данных по каждому лесхозу (отчет о лесосеке по каждому субъекту РФ, лесорубочные билеты, договора аренды участков лесного фонда) и планируем в эту базу данных вносить реестр лесопользователя, ежемесячные данные по фактической заготовке древесины. Эта информация будет накапливаться, а потом из каждого субъекта федерации поступать в центр, в Москву. Далее вся информация будет сосредоточатся в органах исполнительной власти, в МВД, федеральных таможенных и налоговых службах и Росприроднадзоре. Вся накопленная информация будет храниться в аналитических центрах ФАЛХ. За счет этой общей информации можно выявить проблемы, которые есть по конкретному лесозаготовителю в конкретном субъекте РФ.
Контроль налогообложения лесозаготовительных предприятий, лесхозов, на основании имеющейся информации, которая поступает в Федеральную налоговую службу, повысится качество проверки полноты сумм уплаты налогов лесопользователями и лесхозами на основе сопоставления данных статистической отчетности подготовки и вывозки древесины
Экспорт древесины и изделий из нее. Здесь можно ввести коды на ВЭД на все виды экспортируемых пород (решением этой проблемы будут заниматься Министерство экономического развития и таможенная служба); изменить порядок лицензирования экспорта ценных пород; разработать перечень стратегически важных сырьевых товаров, включающих в себя лесоматериалы; изменить порядок расчета и установления индекативных цен на древесину в части определения их федеральным органом исполнительной власти (Минпромэнерго, Минэкономразвития), а не общественной организацией; подготовить предложения по изменению таможенного законодательства РФ, в частности, введение товарно-транспортной накладной на перевозку древесины и изделий из нее и копию лесорубочного билета; разработать единый стандарт для оценки объемов лесоматериалов, применяемых как на внутреннем рынке, так и при поставке древесины на экспорт.
Заключение
В настоящее время торговля лесом, несмотря на уменьшение объемов вывозки древесины в целом по России набирает обороты.
После проведенного тщательного исследования можно утверждать точно, что человек варварски использует данные ему богатства, особо расточительно он относится к природным ресурсам. Среди них, наиболее ценными являются возобновляемые природные, в первую очередь лесные, ресурсы. Использование лесов для нужд человека идет в рамках лесных хозяйственных комплексов. Лесной комплекс - это сложная территориально - производственная система, затрагивающая экономические, социальные и экологические проблемы Азиатской части России. Поэтому его невозможно рассматривать вне системного исследования. Системно - структурный подход позволяет обосновать возможные пути для его рационализации с точки зрения экологии. Конечной целью таких лесных комплексов является рациональное использование и воспроизводство лесных ресурсов на базе интенсивных форм ведения лесной промышленности и лесного хозяйства.
Лесные таксы позволяют установить четкие экономически отношения между лесным хозяйством и другими отраслями народного хозяйства. Гибкая методика расчета такс, а именно, введение коэффициентов дифференциации, позволяет владельцам лесного фонда получать дополнительную прибыль за счет посадок редких и ценных пород деревьев. Также завышение размеров такс на определенный сорта деревьев позволяет содержать лесной фонд в полной сохранности от полной вырубки, например, завышение коэффициента для кедра, а для лиственницы понижение делается именно в целях ограничения рубки кедра и стимулирования рубки лиственницы.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений многофункциональность лесного комплекса (ЛК), который многие годы рассматривался только как поставщик сырьевых ресурсов, и в первую очередь древесины. Моноресурсный подход наложил отпечаток на формирование всей системы управления лесным комплексом, а также на оценку эффективности управления. Сложившийся тип системы управления ЛК РФ и сегодня сохраняется, но пришел в противоречие с функциями комплекса.
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |