1
Дипломный проект
На тему « Анализ и совершенствование хозяйственной деятельности предприятия »
Содержание
Введение
1. Современное состояние организации
1.1. История создания и развития, организационно- правовая форма, цели и виды деятельности, характеристика выпускаемой продукции, оказываемых услуг ООО «Спектр»
1.2. Структура управления ООО «Спектр»
1.3. Персонал и оплата труда
1.4. Внешнее окружение и маркетинг в организации
2.Экономический анализ деятельности предприятия
2.1.Анализ обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами СОС
2.2.Анализ динамики основных показателей
2.3.Анализ платежеспособности и ликвидности
2.4.Анализ себестоимости
2.5.Анализ прибыли и рентабельности
2.6.Коэффициентный анализ финансового состояния
3. Проблемы укрепления финансово - хозяйственной деятельности и пути их решения
3.1 Теоретические вопросы определения направлений укрепления
финансово - хозяйственной деятельности
3.2. Выявление основных проблем укрепления финансового состояния
в ООО «Спектр» выявление и построение «дерева проблем»
3.3. Разработка вариантов управленческих решений по укреплению
финансово - хозяйственной деятельности
4. Выбор и обоснование решения (проекта) по укреплению финансово - хозяйственной деятельности ООО «Спектр»
4.1. Расчет потребности в ресурсах для реализации предлагаемых
решений
4.2. Выбор управленческого решения (проекта) и возможности улучшения финансово-хозяйственной деятельности ООО «Спектр»
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Введение.
В любой отрасли научных знаний и сфере человеческой деятельности не возможно обойтись без анализа- синтеза. Но особенно анализ необходим в экономике, так как успешное развитие экономики зависит от всего смежного и окружающего (политики, социологии, культуры, экологии и т.д.).
Анализ финансово-хозяйственной деятельности является конечным результатом во всех отраслях профессиональной деятельности: в промышленности, в сельском хозяйстве, строительстве, торговле и т.д.
Формирование рыночной экономики требует развития анализа в первую оче-редь на микроуровне, то есть на уровне отдельных предприятий, их структурных внутренних подразделений. В то же время анализ необходим и на микроуровне, так как народно-хозяйственные обобщения не противопоказаны коммерческим отноше-ниям, принципам и требованиям свободного рынка. Анализ на микроуровне имеет совершенно конкретное содержание и связан с повседневной деятельностью пред-приятий и фирм.
Экономический анализ является прикладной наукой, представляющей систему специальных знаний. Он связан с исследованием производственного процесса во взаимосвязи с экономическим процессом; с научным обоснованием бизнес-планов; с выявлением положительных и отрицательных факторов по количественным измере-ниям и действиям; с распределением тенденций и пропорций хозяйственного разви-тия, а так же с использованием внутрихозяйственных ресурсов; с обобщением пере-дового опыта и принятием оптимальных управленческих решений.
В ходе экономического анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимосвязи и взаимозависимости. Прежде всего, исследуются существенные, ос-новные определяющие факторы, влияющие на хозяйственные процессы. Осуществ-ляется выполнение следующих анализов:
* анализ обоснования и выполнения бизнес-планов;
анализ сравнительных данных маркетинговых исследований;
анализ возможностей производства и сбыта, выявление внутренних и внешнеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт;
анализ деловых сценариев и их реального осуществления,
анализ соотношения спроса и предложения;
анализ конкретных поставщиков сырья и комплектующих;
анализ покупателей;
анализ коммерческого риска
Основными задачами экономического анализа являются:
повышение научно-экономической обоснованности нормативов и бизнес-плана;
объективное и всестороннее изучение по данным бухгалтерского учета и от-четности выполнения, установленных бизнес-планов и соблюдение нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, работ, услуг;
расчет экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
контроль за осуществлением требований коммерческих расчетов и оценка конечных финансовых результатов;
выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
обоснование и испытание (проверка) оптимальных управленческих решений.
Кроме перечисленных задач в ходе многогранности и многовариантности хо-зяйственных ситуаций возникают задачи, которые разрешаются с использованием специальных аналитических приемов и методик.
Финансовый анализ является существенным элементом финансового менедж-мента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчётов предприятия используют методы финансового анализа для принятия решений по активизации своих интересов.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре актива и пассива, в расчётах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и менеджера мо-жет интересовать, как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проек-ция на ближайшие или более отдалённые перспективы, то есть ожидаемые парамет-ры финансового состояния.
Но не только временные границы определяют альтернативность цели финан-сового анализа, они зависят также от целей субъектов финансового анализа, то есть конкретных пользователей финансовой информации.
Целью в дипломной работе я ставлю выявить основные проблемы финансово-хозяйственной деятельности, проанализировать финансовое состояние за три года, выявить проблемы укрепления финансового состояния и пути их решения, дать рекомендации по улучшению финансового состояния, разработать и предложить проект решение по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности.
Объектом исследования является предприятие ООО «Спектр».
Предметом исследования является финансово - хозяйственная деятельность ООО «Спектр».
В первой главе описывается современное состояние организации: история развития, цели и виды деятельности, структура управления, оплата труда, анализ основных фондов.
Во второй главе - экономический анализ деятельности предприятия за три года.
В третьей главе - описание проблем укрепления финансово - хозяйственной деятельности и выявление « дерева проблем» предложение вариантов управленческих решений, по укреплению финансово - хозяйственной деятельности.
В четвертой главе предложение и обоснование бизнес - плана магазина по продаже постельных принадлежностей для укрепления финансово- хозяйственной деятельности ООО «Спектр».
В заключении дается обобщающая оценка финансово- хозяйственной деятельности предприятия с внедрением проекта по совершенствованию.
1. Современное состояние организации.
1.1. История создания и развития, организационно- правовая
форма, цели и виды деятельности, характеристика выпускаемой
продукции, оказываемых услуг
Объектом экономического анализа в данной дипломной работе является Обще-ство с ограниченной ответственностью «Спектр» (ООО «Спектр»).
Среднесписочная численность 18 человек.
Предприятие зарегистрировано и начало свою деятельность в 2003 году в с. Завьялово. Адрес: УР, с. Завьялово, ул. Садовая, д.14-а.
ООО «Спектр» создано в целях обеспечения населения продуктами питания. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоя-тельный баланс, круглую печать со своим наименованием, штамп и бланк, расчетные и иные счета, имеет в собственности имущество.
Учредителем является физическое лицо, доля которого в уставном капитале составляет 100%.
ООО «Спектр» от своего имени заключает договора, при-обретает права и несет обязанность, выступает истцом и ответчиком в суде, арбит-раже и третейском суде.
ООО «Спектр» имеет право:
приобретать и арендовать основные и оборотные средства;
осуществлять материально-техническое обеспечение;
осуществлять все виды коммерческих сделок;
планировать свою деятельность;
использовать чистую прибыль;
определять и использовать фонд оплаты труда;
определять штатное расписание;
устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, и сокращенный рабочий день и иные социальные льготы.
ООО «Спектр» обязано:
нести ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение законодательства и иных правил хозяйствования;
обеспечить своим работникам безопасные условия труда;
осуществлять оперативный и бухгалтерский учет, вести статистическую отчетность.
Бухгалтерский учет на предприятии ведется по журнально-ордерной форме учета. В учетной политике предприятия отражены следующие основные методы и способы бухгалтерского учета: Списание МБП - 50% при передаче в эксплуатацию, 50%- при выбытии вследствие износа. Начисление амортизации осуществляется по Единым нормам, линейным способом. При определении фактической стоимости ма-териалов, списанных в производство, используется метод по средней себестоимости. Применяется метод определения выручки от реализации работ, услуг - по мере вы-полнения работ и предъявления, расчетных документов
Основной целью общества, как и у любой другой коммерческой организации, является получение прибыли. Для достижения целей общество строит свою деятельность в следующих направлениях:
· торгово-закупочная деятельность;
· производство продуктов питания;
· оказание транспортных услуг организациям и населению;
Общество динамично развивается. Оно самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на продукцию и оказываемые услуги, повышение личных доходов работников.
ООО «Спектр» - малое предприятие с объемом продаж в 2005 году порядка 15 млн. руб.
Реализуемая продукция: молочная; мясные и мясорастительные консервы; мясные полуфабрикаты; морепродукты; замороженные овощи, грибы и ягоды; хлеб и хлебобулочные изделия; кондитерские изделия; детское питание; алкогольная продукция.
ООО «Спектр» реализует продукцию Завьяловского хлебозавода:
· хлеб и хлебобулочные изделия;
· кондитерские изделия;
· макаронные изделия;
· майонез;
· напитки газированные;
Предприятие работает с такими поставщиками как:
· Завьяловский хлебозавод;
· Кезкий сыр завод;
· Ижмолоко;
· Увамолоко;
· Сарапулмолоко;
· Сухарев молоко;
· Совхоз «Восточный»;
· Глазовский ликеро-водочный завод;
· Сарапульский ликеро-водочный завод;
· Сарапульская кондитерская фабрика;
· Оптовая база ЧП Пономарев и другие базы города Ижевска.
Продажа всей вышеперечисленной продукции осуществляется в специализированных магазинах села Завьялово, по улицам Октябрьская и Садовая.
1.2. Структура управления ООО «Спектр»
Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Спектр»
Организационная структура должна обеспечивать способность к быстрому реагированию на изменения внешней среды и при необходимости легко трансформироваться, сохранять целостность организации, ее основные установки.
Данная структура отражает подчиненность персонала предприятия. Из схемы видно, что на предприятии введена линейно- функциональная структура управления. Характеризующая непосредственное подчинением нижестоящего звена вышестоящему руководителю. Такая схема предельно эффективна для данного предприятия, но требует от руководителя глубокого профессионализма. Чтобы избежать негативных последствий и излишней концентрации права принятия решений, приходится делегировать значительную часть полномочий по принятию решений нижестоящим подразделениям.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется исполнительным единоличным органом Общества - директором.
Директор предприятия несет полную ответственность за реорганизацию хозяйственной деятельности, исполнения договоров и соглашений.
Директору предоставлено право:
· принимать, увольнять и перемещать работников предприятия;
· самостоятельно утверждать штаты;
· распоряжаться средствами;
· издавать приказы, распоряжения;
· поощрять работников, налагать взыскания на них при необходимости;
Директору подчиняется начальник торгового отдела, главный бухгалтер и начальник отдела доставки.
Начальнику торгового отдела делегированы функции закупок и продаж. Он в свою очередь передает часть функций торговому отделу.
Начальник отдела доставки осуществляет функции по транспортировке продукции от поставщика до мест продаж.
Главный бухгалтер ответственен за составление и предоставление бухгалтерской отчетности, а также выполняет функции по осуществлению налогового планирования. Пользуется правами, установленными законодательством РФ для главных бухгалтеров предприятия, которым подчиняется бухгалтерия.
Бухгалтерия отвечает за осуществление бухгалтерского учета на предприятии. Проверка согласованности экономических показателей показала, что годовой отчет составляется верно, проверен и может использоваться для проведения анализа финансово- хозяйственной деятельности предприятия.
1.3. Персонал и оплата труда
Заработная плата является основным источником благосостояния большей части населения. Заинтересованность работой в результатах труда в значительной степени зависит от эффективности материального стимулирования. В структуре доходов ведущее место принадлежит заработной плате, ее доля по разным оценкам колеблется в пределах 80-85%.
Именно уровень заработной платы формирует степень благосостояния в обществе. Главное требование к заработной плате на предприятии, отвечающее как интересам работника, так и интересам работодателя, является обеспечение необходимого роста заработной платы при снижении ее затрат на единицу продукции и гарантии повышения оплаты труда каждому работнику по мере роста эффективности деятельности предприятия в целом. Соблюдение этих требований побуждают руководителей и специалистов предприятия в максимальной степени использовать имеющиеся научные, технические, организационно- экономические и социальные резервы повышения эффективности производства.
В условиях рыночных отношений на первый план выдвигаются показатели премирования, направленные на увеличение объемов производства, роста прибыли, повышения качества продукции.
Оплата труда является в организации вторым по значимости элементом затрат в себестоимости продукции. Специфика расчетных операций с персоналом организации по всем видам начислений и удержаний заключается в следующем, на расчеты по оплате труда и подготовку всей необходимой документации отводятся сжатые и строго определенные сроки. При этом наличие множества различных факторов, определяют размер начисления оплаты труда, порядок налогообложения, удержаний и т.д.
В процессе начисления и выплаты сумм заработной платы бухгалтеру необходимо руководствоваться значительным числом нормативных актов регулирующих выполнение операций по бухгалтерскому учету.
Важна не только правильность осуществления самих расчетов, но и точность оформления первичных документов, служащих основанием для расчетов с работниками. Первичные документы должны быть, составлены в установленных формах, содержать необходимые реквизиты.
Основная заработная плата начисляется в зависимости от принятия на предприятии форм оплаты.
В ООО «Спектр» согласно коллективному договору и Трудовому кодексу РФ применяется следующие системы оплаты труда.
· Для руководителей и служащих организации применяется повременно - премиальная система оплаты труда. Работник сверх заработной платы (тарифа, оклада) за фактически отработанное время, дополнительно получает и премию. Она связанна с результативностью предприятия в целом, а также с вкладом работника в общие результаты труда.
· Продавцам расчет оплаты труда производится по сдельно - премиальной системе. Количество, выработанное ими за определенный отрезок времени, продукции или количество выполненных операций. Вся выработка работника по этой системе оплачивается по одной постоянной сдельной расценке. Поэтому заработок работника увеличивается прямо пропорционально его выработке. Премии выплачиваются за выполненные и перевыполненные установленных количественных и качественных показателей.
· Грузчикам и уборщицам начисляется помесячный оклад, согласно окладам, утвержденным в штатном расписании, приказом по предприятию и количеству дней фактической явки на работу. Такая разновидность повременной оплаты труда называется окладной системой.
Основная заработная плата согласно действующему трудовому законодательству не должна выплачиваться работнику реже, чем два раза в месяц.
Работодатель имеет право устанавливать размеры системы премирования. В целях материальной заинтересованности работников ООО «Спектр» в общих результатах повышения производительности труда, выполнения и перевыполнения плана производства, снижения себестоимости, улучшения качества обслуживания, соблюдения и укрепления производственной и трудовой дисциплины в организации введено положение о премировании.
Премирование производится из результатов работы за месяц, рассматривается вклад работника в достижение общих результатов.
Размер доплат и условий их выплаты устанавливаются внутренними нормативными документами, разработанные администрацией ООО «Спектр».
Все работники независимо от занимаемой должности, срока трудового договора, должностного оклада имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительностью не менее 28 календарных дней. Право на отпуск имеют лица, числящиеся в штате организации.
Среднесписочная численность 18 человек.
В это число входит:
· директор - 1чел.;
· начальник торгового отдела - 1 чел.;
· торговый отдел - 6 продавцов;
· главный бухгалтер - 1 чел.;
· бухгалтер - 1 чел.;
· начальник отдела доставки - 1 чел.;
· отдел доставки - водители 2 чел.;
· уборщицы - 2 чел;
· склад - кладовщик 1 чел. и грузчики - 2 чел.;
В первом магазине по ул. Садовая д. 14-а, находится офис директора, начальника торгового отдела, начальника отдела доставки, бухгалтерии, склад и сам магазин.
Во втором магазине по ул. Октябрьская д.25-а, находится склад и магазин.
Проведем анализ текучести кадров. Размеры потерь рабочего времени из-за текучести кадров возрастает тем большей степени, чем увеличиваются масштабы текучести. Это вызвано тем, что в связи с ростом производительности труда «цена» каждого потерянного рабочего дня постоянно повышается.
Текучесть кадров характеризует коэффициент текучести, которое определяется как отношение числа работников выбывших по собственному желанию, уволенных за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, к их среднесписочной численности.
В рассматриваемом предприятии за отчетный период текучесть кадров характеризуется данными, представленными в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ текучести кадров.
показатель |
2004 |
2005 |
2006 |
|
1.выбыло человек. |
7 |
4 |
3 |
|
2.за прогулы. |
3 |
0 |
1 |
|
3.по собственному желанию. |
4 |
4 |
2 |
|
4.среднесписочная численность рабочих. |
10 |
16 |
18 |
|
За 2004 год Кт = (3+4):10= 70%
За 2005 год Кт = (4+0):16= 25%
За 2006 год Кт = (1+2):18= 17%
Таким образом, из расчетов видно, что в 2004 году наблюдается очень высокий коэффициент текучести кадров 70%. Но постепенно этот коэффициент снижается, и к 2006 году он составил 17%.
Это подтверждает тот факт, что причинами текучести кадров является низкая трудовая дисциплина, недостатки в управлении, производительности труда, низкая заработная плата, социально - бытовые причины которые не решаются вовсе.
1.4. Внешнее окружение и маркетинг в организации
Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление в изменяющейся рыночной коньюктуре.
Каждому предприятию, перед тем как планировать обьем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия.
Ориентация деятельности на потребителя выражается в известном принципе «Производить то, что нужно потребителю, а не пытаться продать ему то, что вам удалось произвести»
Эффективность маркетинга будет высокой при соблюдении научных подходов и принципов менеджмента.
Основой для принятия стратегического плана маркетинга является комплексный анализ, который проводится на основе тщательного изучения окружающей среды. Любое предприятие, даже вновь созданное, начинает свою деятельность не в пустом месте, а на рынке.
Вокруг него действуют другие предприятия- поставщики, потребители, с которыми необходимо устанавливать определенные взаимоотношения. На работу предприятия оказывает влияние внешняя среда. То есть каждый субъект рынка действует в определенной маркетинговой среде.
Уровень успеха или неудачи деятельности будет зависеть от того, насколько хорошо идет управление микросредой и учитывается воздействие микросреды на план маркетинга.
Но, к сожалению, в ООО «Спектр» отсутствует отдел маркетинга. Это и есть еще одна общая проблема. Их нужно выявлять и срочно решать. На предприятии маркетинговым анализом занимается сам директор и начальники отделов. Продавцы торговых отделов, иногда передают пожелания покупателей начальству. И это тоже очень важно. Но этого конечно мало, для того чтобы провести маркетинговый анализ. Нужно, прежде всего:
· Изучить платежеспособный спрос на продукцию, рынков ее сбыта;
· Обосновать план производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;
· Анализировать факторы, формирующие эластичность спроса на продукцию, и оценку степени риска невостребованной продукции;
· Оценить конкурентоспособность продукции, изыскание резервов повышения ее уровня;
· Разработать стратегии, тактики, методы и средства формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;
· Оценить эффективность производства и сбыта продукции.
В с. Завьялово кроме ООО «Спектр» есть еще и другие магазины, которые реализуют такую же продукцию и работают с такими же поставщиками.
Вот, например главный офис начальства и торговый отдел находятся по улице Садовая. Это центральная улица недалеко также в центре расположены супермаркет «Красный бархат» и магазин Райпотребобщества.
Следовательно, это и есть главные конкуренты ООО «Спектр». Они все же расположены на значительном расстоянии друг от друга. Их место расположение относится к числу определенных улиц с.Завьялова. И соответственно каждый магазин имеет число своих постоянных покупателей.
Главная задача ООО «Спектр» удержать постоянное и привлекать новое число покупателей.
2.Экономический анализ деятельности предприятия.
2.1. Анализ динамики основных показателей
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности.
Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции.
Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние.
Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
Обьем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
· Систематический контроль за выполнением, планов реализации продукции и получение прибыли;
· Определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
· Выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности;
· Оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
· Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам финансовых результатов, финансовой отчетности ф. 2 «Отчет о прибылях и убытках», а также соответствующие таблицы бизнес - плана предприятия.
По данным формы № 2 бухгалтерской отчетности дадим оценку финансового результата за анализируемый период. Для анализа составим аналитическую таблицу 3.
Таблица 2 - Анализ основных показателей 2004, 2005, 2006 г.
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
Структура, % |
Темп роста к 2004г.,% |
|||||
2004г |
2005г |
2006г |
2004г |
2005г |
2006г |
2006г |
||
1. Выручка от реализации |
5744 |
6800 |
14584 |
100 |
100 |
100 |
253,9 |
|
2. Себестоимость реализованной продукции |
4211 |
5370 |
11329 |
73,31 |
78,97 |
77,68 |
269,03 |
|
3. Валовая прибыль |
1532 |
1430 |
3255 |
5288,8 |
4788,7 |
1903,5 |
212,47 |
|
4. Коммерческие расходы |
1471 |
1476 |
2947 |
25,61 |
21,03 |
20,21 |
200,34 |
|
5. Управленческие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
6. Прибыль( убыток) от реализации |
61 |
247 |
308 |
210,34 |
174,0 |
180,12 |
504,92 |
|
7. Операционные доходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
8. Операционные расходы |
20 |
114 |
134 |
68,97 |
80,28 |
78,36 |
670,0 |
|
9. Внереализационные доходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
10. Внереализационные расходы |
12 |
7 |
19 |
41,38 |
4,9 |
11,11 |
158,33 |
|
11. Прибыль (убыток) до налогообложения |
29 |
142 |
171 |
100 |
100 |
100 |
489,66 |
|
Рисунок 2 - Анализ основных показателей за 2004, 2006 г.
При расчете структуры сначала определяем удельный вес расходов в выручке от реализации, т.е. строки 2,4,5 делим на строку 1, затем все оставшиеся строки делим на последнюю строку аналитической таблицы.
Анализ структуры прибыли позволяет оценить влияние отдельных ее слагаемых на конечный финансовый результат.
По данным таблицы определяем направления увеличения прибыли или снижения убытка.
За анализируемый период прибыль увеличилась на 489,66% (табл. 3).
На увеличение повлияло:
· Увеличение выручки от реализации на 153,9 %
· Увеличение объемов производства вследствие приобретения предприятием основных средств.
Темп увеличения выручки опережает темп увеличения затрат.
В структуре произошли следующие изменения:
· Прибыль от реализации продукции уменьшилась на 30%.
· Операционные расходы увеличились на 10%.
· Внереализационные расходы уменьшились на 30%.
Основной доход предприятие получило от торгово-закупочной деятельности.
2.2. Анализ обеспеченности предприятия собственными
оборотными средствами (СОС)
Основные средства необходимы для осуществления финансово- экономической деятельности организации. В процессе их использования они устаревают, восстановление основных средств (фондов) происходит за счет начисления амортизации. Они переносят свою стоимость по частям на стоимостном производстве продукции, работ, услуг. Их состав и соотношение зависит от специфики производства организации.
Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции на предприятиях является обеспеченность их собственными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование.
Определим обеспеченность предприятия и его структурные подразделения основными фондами и уровень их использования по обобщающим и частным показателям.
Для анализа составляем аналитическую таблицу 2.
При анализе обеспеченности предприятия СОС определяем излишек (+) или недостаток (-) наличия СОС для покрытия запасов и дебиторской задолженности за товары, не прокредитованной банком.
Таблица 3 - Анализ обеспеченности предприятия СОС для покрытия запасов и дебиторской задолженности.
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
Изменение к 2004 г. |
|||
2004 г |
2005 г |
2006 г |
2006 г |
||
1. Наличие СОС |
32 |
50 |
-187 |
-219 |
|
2. Запасы |
793 |
760 |
782 |
-11 |
|
3. Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков |
968 |
1600 |
1858 |
+890 |
|
4. Дебиторская задолженность по векселям к получению |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
5. Авансы выданные |
52 |
0 |
0 |
-52 |
|
6. Итого (стр. 2+3+4+5) |
1813 |
2360 |
2640 |
+827 |
|
7. Краткосрочные кредиты и займы под запасы и затраты |
913 |
1370 |
2229 |
+1316 |
|
8. Кредиторская задолженность за товары |
828 |
800 |
711 |
-117 |
|
9. Векселя к уплате |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
10 Авансы, полученные от покупателей |
115 |
0 |
0 |
-115 |
|
11. Итого (стр.7+8+9+10) |
1856 |
2000 |
2940 |
+1082 |
|
12.Не прокредитованные запасы и затраты (стр.6-стр.11) |
-43 |
360 |
-300 |
-257 |
|
13. Излишек (+), недостаток (-) СОС для покрытия запасов, и дебиторской задолженности за товары (стр.1-стр.2) |
-11 |
-310 |
-487 |
-476 |
|
На предприятии определяется недостаток собственных оборотных средств (табл.2), что свидетельствует о неустойчивом финансовом положении. За аннализируемый период недостаток СОС для покрытия запасов и дебиторской задолженности увеличивается.
Это свидетельствует о том, что предприятие для своей текущей деятельности привлекает заемные средства, которые являются необоснованными и снижают финансовую устойчивость предприятия.
Значит, рост дебиторской задолженности требует увеличения собственных оборотных средств, а именно:
· Прибыли;
· Увеличения добавочного капитала;
· Уставного капитала.
Ниже приведен рисунок 3- Анализ обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами.
Рисунок 3 - Анализ обеспеченности предприятия СОС для покрытия запасов и дебиторской задолженности.
2.3. Анализ платежеспособности и ликвидности
Одним из показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.
Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность.
Ликвидность баланса - возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее - это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.
На рисунке 4, показана блок - схема, отражающая взаимосвязь между платежеспособностью и ликвидностью предприятия и ликвидностью баланса, которую можно сравнить с многоэтажным зданием, где все этажи равнозначны, но второй этаж нельзя возвести без первого, а третий без первого и второго. Если рухнет первый, то и все остальные развалятся. Следовательно, ликвидность баланса является основой (фундаментом) платежеспособности и ликвидности предприятия.
Иными словами ликвидность - это способ поддержания платежеспособности. Но в то же время, если предприятие имеет высокий имидж и постоянно является платежеспособным, то ему легче поддерживать свою ликвидность.
Рисунок 4 - Взаимосвязь между платежеспособностью и ликвидностью.
Осуществим группировку активов и пассивов предприятия по их срочности, сопоставим отклонения между ними, данные сведем в таблицу 4.
А1- включает в себя абсолютные ликвидные активы, такие как денежные наличные и краткосрочные финансовые вложения.
А2- относится быстро реализуемым активам: готовая продукция, товары отгруженные и дебиторская задолженность. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременной отгрузки продукции, оформление банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособность, форм расчетов.
А3- наименее реализуемые активы, для них понадобится значительно больший срок для превращения производственных запасов и незавершенного производства в готовую продукцию, а затем в денежную наличность.
А4- это медленно реализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство.
Соответственно и разбиваются обязательства предприятия:
П1- наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили).
П2- среднесрочные обязательства (краткосрочные кредиты банка)
П3- долгосрочные кредиты банка и займы.
П4- собственный акционерный капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия.
Таблица 4 - Анализ ликвидности баланса.
Наименование показателя |
Сумма, тыс. руб. |
|||
2004г |
2005г |
2006г |
||
А-1 наиболее ликвидные активы |
22 |
28 |
26 |
|
А-2 хорошо ликвидные активы |
1082 |
1372 |
1858 |
|
А-3 наименее ликвидные активы |
793 |
760 |
782 |
|
А-4 медленно реализуемые активы |
7 |
80 |
315 |
|
П-1 наиболее срочные обязательства |
1033 |
502 |
774 |
|
П-2 краткосрочные обязательства |
913 |
1370 |
2229 |
|
П-3 долгосрочные обязательства |
0 |
0 |
0 |
|
П-4 постоянные пассивы |
32 |
68 |
120 |
|
Платежный излишек (+), недостаток (-) |
||||
А1-П1 |
-1011 |
-474 |
-748 |
|
А2-П2 |
169 |
2 |
-371 |
|
А3-П3 |
793 |
760 |
782 |
|
А4-П4 |
-25 |
12 |
195 |
|
((А1+А2)-(П1-П2)) |
-842 |
-472 |
-1119 |
|
По данным таблицы 4 видно, что предприятие не может отвечать по своим краткосрочным обязательствам. Необходимо предпринять меры по ускорению оборачиваемости дебиторской задолженности и тем самым повысить платежеспособность предприятия. Недостаток наиболее ликвидных активов уменьшается.
Рисунок 5 - Анализ ликвидности баланса.
Для анализа устойчивости финансового положения предприятия рассчитаем показатели оценки платежеспособности и ликвидности, результаты сведем в таблицу 5 и сделаем выводы.
Таблица 5 - Анализ показателей платежеспособности и ликвидности.
Показатели |
Расчет |
Рекоменд. значение |
2004г |
2005г |
2006г |
|
1. Коэффициент абсолютной ликвидности |
А1/П1+П2 |
0,2-0,3 |
0,01 |
0,015 |
0,009 |
|
2. Коэффициент промежуточной ликвидности |
|
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |