8
Определение и виды понятия как первой формы мышления
Понятие (имя) - форма мышления, отражающая определенное множество (класс) предметов или явлений действительности в общих для них существенных признаках.
Существенные признаки - наиболее важные и выбранные таким образом, что каждый признак - необходим, а вместе их достаточно для познания данного предмета по какой-то стороне его содержания.
Совокупность существенных признаков называется содержанием понятия.
Совокупность предметов, мыслимых в данном понятии, называется объемом понятия.
Между содержанием и объемом существует обратная зависимость: чем больше объем, тем меньше содержание и наоборот.
Переходы между понятиями с разными объемами осуществляются с помощью операций обобщения и ограничения.
Понятия подразделяются:
Данная классификация неполная, однако в ней представлены все наиболее существенные виды (типы) понятий. Рассмотрим их подробнее:
Конкретные - в понятии мыслится какой-либо предмет или совокупность предметов;
Абстрактные - в понятии мыслятся отдельные свойства, стороны, отношения предметов, отвлеченные от самого предмета;
Общие - понятия, в которых мыслится более 1 предмета;
Единичные - понятия, в которых мыслится 1 предмет;
Собирательные - понятия, в которых мыслится целая группа или совокупность предметов, однако мыслится в качестве единого предмета;
Пустые - понятия, в содержание которых включаются взаимонесовместимые признаки;
Сравнимые - понятия, в содержании которых, несмотря на различие некоторых признаков, имеются также и общие, а потому допускающие сравнение;
Несравнимые - понятия, предметы которых принадлежат к совершенно различным областям;
Совместимые - такие два понятия, в содержании которых нет призна-ков, исключающих возможность полного или частичного совпадения объемов;
Несовместимые - такие понятия, в содержании которых имеются признаки, исключающие возможность даже частичного совпадения объемов обоих понятий;
Равнозначащие - такие понятия, у которых содержание заключает в каждом из них различные признаки, однако признаки эти так связаны между собой, что в силу этой связи объемы понятий совпадают, оказываются тождественными;
Подчиненные и подчиняющие - отношения частного понятия к более общему и более общего к частному;
Перекрещивающиеся - понятия, в содержании которых имеются признаки различные, но могущие принадлежать предмету в различных отношениях и потому не исключающие воз-можность частичного совпадения объемов понятий;
Противоречащие - два таких понятия, из которых одно имеет в своем содержании известную группу признаков, а другое не заключает в своем содержании ничего, кроме одного только отрицания этих признаков;
Противоположные - два таких несовместимых понятия, из которых в содержании одного не только отрицаются признаки другого, но и замещаются другими - несовместимыми с ним признаками;
Соподчиненные - несколько несовместимых между собой понятий, которые, будучи одинаково общими, подчинены родовому понятию, ближайшему к ним по степени общности.
Помимо указанных понятий, различают также понятия по характеру признаков, на основе которых обобщаются предметы, на:
Относительные - понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого и вне этого другого понято быть не может;
Безотносительные - понятия, в которых предметы мыслятся самостоятельно, безотносительно к другим предметам;
Положительные - понятия, характеризующие в предмете присутствие того или иного качества или отношения;
Отрицательные - понятия, характеризующие в предмете отсутствие того или иного качества или отношения, которое однако должно было присутствовать в данном предмете.
Существуют еще множество видов понятий, которые можно классифицировать по другим, не упомянутым нами признакам.
Очень удобно рассматривать понятия, их взаимосвязь и структуру их взаимоотношений с помощью так называемых “кругов Эйлера”, точное название - диаграммы Эйлера.
Совместимые Частично совместимые
Несовместимые
Равнозначащие
Подчиненные и подчиняющие
!
В случаях, когда подчиняющее и подчиненное понятия оба - понятия общие, то говорят, что подчиняющее понятие есть род, а подчиненное - вид.
Родовое понятие, будучи более широким по объему, чем видовое, заключает в своем содержании меньшее количество признаков в сравнении с видовым понятием.
Перекрещивающиеся
Противоречащие
(контрадикторные)
Противоположные Соподчиненные
(контрарные)
Признак - наличие или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие отношения между предметами. Кроме существенных и несущественных, различают еще признаки: простые, сложные, отрицательные, положительные, собственные, несобственные, необходимые, случайные и т.д.
Во многих случаях, именно правильное уточнение того или иного признака, присущего понятию, позволяет провести операцию определения понятия - дефиниции.
1. Практическое задание
1) Дайте полную логическую характеристику понятий
- Датский физик Нильс Бор - единичное, конкретное, позитивное, несобирательное, безотносительное.
- Древний философ - общее, конкретное, несобирательное, позитивное, безотносительное.
- Антарктида - единичное, конкретное, позитивное, несобирательное, безотносительное.
2) В каких отношениях находятся следующие понятия, изобразите с помощью круговых схем Эйлера.
- небесное тело и звезда - понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. звезда - частное понятие подчиняется более общему понятию небесное тело.
- треугольник и сторона треугольника понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. треугольник - общее понятие фигуры, состоящей из сторон и углов, а сторона треугольника - частное понятие подчиняется более общему.
- орган государственного управления и министерство понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. орган государственного управления - общее понятие, включающее в себя более частное понятие министерство.
- дерево, дуб, клен понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. дерево - общее понятие, включающее в себя более частные понятие дуб и клен
3) Совершите ограничение и обобщение понятий
- предмет мебели, ограничение: стул, обобщение: предмет.
- университет, ограничение: Кембридж, обобщение: учебное заведение.
- Конституция, ограничение: статья Конституции, обобщение: документ.
4) Установите, какой из основных законов логики - тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания - нарушен в следующих примерах.
Желая узнать, имеет ли воздух вес, Аристотель надул им бычий пузырь и взвесил его. Потом выпустил из него воздух и снова взвесил. Вес в обоих случаях оказался одинаковым. Из этого философ сделал вывод, что воздух невесом.
Нарушен закон достаточного основания, т.к. вес воздуха по сравнению с весом пузыря может быть настолько мал и весы могут быть настолько не точны, что вес воздуха стремится к нулю, но может быть не равен ему, поэтому не достаточно одного опыта с пузырем, что делать выводы о весе воздуха.
5) Найдите предложения, которые выражают суждение. Раскройте структуру этих суждений.
- «Как можно уважать человека, который добивается того, чего не имеет, а то, что имеет, не ценит?» (Шекспир). Сложное суждение. Субъект - человек, предикаты - который добивается и не ценит.
- «Хвала рукам, которые пахнут хлебом». Простое суждение. Субъект - руки, которые пахнут хлебом, предикат - хвала. Суждение - общеутвердительное, S есть Р.
- «Кто дежурный?»
6) Определите вид суждения
- В Украине есть высокотехнологичные производства. Суждение существования.
- В жилищном хозяйстве и комбинатах коммунальных предприятий заработная плата меньше, чем на предприятиях коммунальной теплоэнергетики. Суждение с отношением.
7) Определите вид суждения по объединенной классификации и качеству.
- Все студенты нашей группы обязаны сдавать зачет по логике. - А (общеутвердительное)
- Некоторые преподаватели вузов не имеют ученой степени. - О (частноотрицательное)
- Наибольшим должником за употребленные жилищно-коммунальные услуги является население. - I (частноутвердительное).
8) Определите вид и логическую форму сложного суждения.
- Кроме гарантирования заработной платы, оплачиваемая работа задает жизни ритм, наделяет его целью, а нас - ощущением значимости. Суждение общеутвердительное, конъюнктивное.
- Вчера он получил двойку не только по математике, но еще и по русскому. Суждение общеутвердительное, конъюнктивное.
9) Постройте умозаключение путем превращения.
- Часть налогов, которые получает государство, являются прямыми налогами. - Часть налогов, которые получает государство, не являются косвенными налогами.
- Некоторые семьи не являются полными. - Некоторые семьи являются неполными.
10) Сделайте вывод с помощью обращения.
- Большинство предприятий мясоперерабатывающей промышленности являются рентабельными. - Большинство рентабельных предприятий относятся к мясоперерабатывающей промышленности.
- Ни одно животное не имеет эстетических чувств. - Ни одно эстетическое чувство не присуще ни одному животному.
11) Осуществите умозаключение путем противопоставления предикату.
- Ни один из банков не является кредитором. - Некоторые кредиторы - банки.
- Все правдивые утверждения заслуживают внимания. - Невнимание незаслуженно по отношению к правдивым утверждениям.
12) Определите вид индуктивного умозаключения. Найдите посылки и вывод, обоснуйте возможность вывода.
Социологический опрос в нашем университете обнаружил склонность его студентов к обучению по индивидуальным графикам. Следовательно, студенты нашего университета не желают учиться по негибкому расписанию занятий.
Посылка - проведение социологического опроса, заключение - склонность студентов к индивидуальному обучению. Вывод - нежелание студентов учиться по негибкому расписанию.
Неполное индуктивное умозаключение. Возможность вывода - так как многие студенты учатся по индивидуальному графику, значит существующий график учебы не устраивает студентов по каким-либо причинам и соответственно они не хотят учиться по расписанию и переходят на индивидуальное обучение.
13) Определите какой метод исследования причинных связей применен в рассуждении.
В одной из столовых города обедали четверо мужчин. При этом трое из них отравилось, а четвертый, который сидел с ними за одним столом, остался здоровым. Стало известно, что посетитель этой столовой А. - потреблял борщ, котлеты с гарниром и компот, посетитель Б - котлеты с гарниром и компот, посетитель В - лишь котлеты с гарниром, посетитель Г - борщ и компот. Следовательно, котлеты с гарниром были причиной отравления.
Метод исключения (элиминативный)
14) Определите по аналогии построены приведенные народные поговорки
- Большому кораблю - глубокую воду. - Маленький корабль не требует большой глубины, так как у него небольшое водоизмещение, соответственно большой корабль требует глубоких водоемов, так как у него большое водоизмещение.
- Берегись быка спереди, осла - сзади, а плута - со всех сторон. - Бык, осел и плут опасны каждый по своему, у быка - рога, у осла - копыта, а плут опасен во всех отношениях, так как хитрость и обман опаснее физических увечий. Поэтому необходимо беречься всех: и быка, и осла, и особенно плута.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гетманова А.Д. Логика.М., 1994.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1987.
Свинцов В.И. Логика.М., 1998.
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |