Дипломная работа по предмету "Философия"


Определение и виды понятия как первой формы мышления



8

Определение и виды понятия как первой формы мышления

Понятие (имя) - форма мышления, отражающая определенное множество (класс) предметов или явлений действительности в общих для них существенных признаках.

Существенные признаки - наиболее важные и выбранные таким образом, что каждый признак - необходим, а вместе их достаточно для познания данного предмета по какой-то стороне его содержания.

Совокупность существенных признаков называется содержанием понятия.

Совокупность предметов, мыслимых в данном понятии, называется объемом понятия.

Между содержанием и объемом существует обратная зависимость: чем больше объем, тем меньше содержание и наоборот.

Переходы между понятиями с разными объемами осуществляются с помощью операций обобщения и ограничения.

Понятия подразделяются:

Данная классификация неполная, однако в ней представлены все наиболее существенные виды (типы) понятий. Рассмотрим их подробнее:

Конкретные - в понятии мыслится какой-либо предмет или совокупность предметов;

Абстрактные - в понятии мыслятся отдельные свойства, стороны, отношения предметов, отвлеченные от самого предмета;

Общие - понятия, в которых мыслится более 1 предмета;

Единичные - понятия, в которых мыслится 1 предмет;

Собирательные - понятия, в которых мыслится целая группа или совокупность предметов, однако мыслится в качестве единого предмета;

Пустые - понятия, в содержание которых включаются взаимонесовместимые признаки;

Сравнимые - понятия, в содержании которых, несмотря на различие некоторых признаков, имеются также и общие, а потому допускающие сравнение;

Несравнимые - понятия, предметы которых принадлежат к совершенно различным областям;

Совместимые - такие два понятия, в содержании которых нет призна-ков, исключающих возможность полного или частичного совпадения объемов;

Несовместимые - такие понятия, в содержании которых имеются признаки, исключающие возможность даже частичного совпадения объемов обоих понятий;

Равнозначащие - такие понятия, у которых содержание заключает в каждом из них различные признаки, однако признаки эти так связаны между собой, что в силу этой связи объемы понятий совпадают, оказываются тождественными;

Подчиненные и подчиняющие - отношения частного понятия к более общему и более общего к частному;

Перекрещивающиеся - понятия, в содержании которых имеются признаки различные, но могущие принадлежать предмету в различных отношениях и потому не исключающие воз-можность частичного совпадения объемов понятий;

Противоречащие - два таких понятия, из которых одно имеет в своем содержании известную группу признаков, а другое не заключает в своем содержании ничего, кроме одного только отрицания этих признаков;

Противоположные - два таких несовместимых понятия, из которых в содержании одного не только отрицаются признаки другого, но и замещаются другими - несовместимыми с ним признаками;

Соподчиненные - несколько несовместимых между собой понятий, которые, будучи одинаково общими, подчинены родовому понятию, ближайшему к ним по степени общности.

Помимо указанных понятий, различают также понятия по характеру признаков, на основе которых обобщаются предметы, на:

Относительные - понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого и вне этого другого понято быть не может;

Безотносительные - понятия, в которых предметы мыслятся самостоятельно, безотносительно к другим предметам;

Положительные - понятия, характеризующие в предмете присутствие того или иного качества или отношения;

Отрицательные - понятия, характеризующие в предмете отсутствие того или иного качества или отношения, которое однако должно было присутствовать в данном предмете.

Существуют еще множество видов понятий, которые можно классифицировать по другим, не упомянутым нами признакам.

Очень удобно рассматривать понятия, их взаимосвязь и структуру их взаимоотношений с помощью так называемых “кругов Эйлера”, точное название - диаграммы Эйлера.

Совместимые Частично совместимые

Несовместимые

Равнозначащие

Подчиненные и подчиняющие

!

В случаях, когда подчиняющее и подчиненное понятия оба - понятия общие, то говорят, что подчиняющее понятие есть род, а подчиненное - вид.

Родовое понятие, будучи более широким по объему, чем видовое, заключает в своем содержании меньшее количество признаков в сравнении с видовым понятием.

Перекрещивающиеся

Противоречащие

(контрадикторные)

Противоположные Соподчиненные

(контрарные)

Признак - наличие или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие отношения между предметами. Кроме существенных и несущественных, различают еще признаки: простые, сложные, отрицательные, положительные, собственные, несобственные, необходимые, случайные и т.д.

Во многих случаях, именно правильное уточнение того или иного признака, присущего понятию, позволяет провести операцию определения понятия - дефиниции.

1. Практическое задание

1) Дайте полную логическую характеристику понятий

- Датский физик Нильс Бор - единичное, конкретное, позитивное, несобирательное, безотносительное.

- Древний философ - общее, конкретное, несобирательное, позитивное, безотносительное.

- Антарктида - единичное, конкретное, позитивное, несобирательное, безотносительное.

2) В каких отношениях находятся следующие понятия, изобразите с помощью круговых схем Эйлера.

- небесное тело и звезда - понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. звезда - частное понятие подчиняется более общему понятию небесное тело.

- треугольник и сторона треугольника понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. треугольник - общее понятие фигуры, состоящей из сторон и углов, а сторона треугольника - частное понятие подчиняется более общему.

- орган государственного управления и министерство понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. орган государственного управления - общее понятие, включающее в себя более частное понятие министерство.

- дерево, дуб, клен понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. дерево - общее понятие, включающее в себя более частные понятие дуб и клен

3) Совершите ограничение и обобщение понятий

- предмет мебели, ограничение: стул, обобщение: предмет.

- университет, ограничение: Кембридж, обобщение: учебное заведение.

- Конституция, ограничение: статья Конституции, обобщение: документ.

4) Установите, какой из основных законов логики - тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания - нарушен в следующих примерах.

Желая узнать, имеет ли воздух вес, Аристотель надул им бычий пузырь и взвесил его. Потом выпустил из него воздух и снова взвесил. Вес в обоих случаях оказался одинаковым. Из этого философ сделал вывод, что воздух невесом.

Нарушен закон достаточного основания, т.к. вес воздуха по сравнению с весом пузыря может быть настолько мал и весы могут быть настолько не точны, что вес воздуха стремится к нулю, но может быть не равен ему, поэтому не достаточно одного опыта с пузырем, что делать выводы о весе воздуха.

5) Найдите предложения, которые выражают суждение. Раскройте структуру этих суждений.

- «Как можно уважать человека, который добивается того, чего не имеет, а то, что имеет, не ценит?» (Шекспир). Сложное суждение. Субъект - человек, предикаты - который добивается и не ценит.

- «Хвала рукам, которые пахнут хлебом». Простое суждение. Субъект - руки, которые пахнут хлебом, предикат - хвала. Суждение - общеутвердительное, S есть Р.

- «Кто дежурный?»

6) Определите вид суждения

- В Украине есть высокотехнологичные производства. Суждение существования.

- В жилищном хозяйстве и комбинатах коммунальных предприятий заработная плата меньше, чем на предприятиях коммунальной теплоэнергетики. Суждение с отношением.

7) Определите вид суждения по объединенной классификации и качеству.

- Все студенты нашей группы обязаны сдавать зачет по логике. - А (общеутвердительное)

- Некоторые преподаватели вузов не имеют ученой степени. - О (частноотрицательное)

- Наибольшим должником за употребленные жилищно-коммунальные услуги является население. - I (частноутвердительное).

8) Определите вид и логическую форму сложного суждения.

- Кроме гарантирования заработной платы, оплачиваемая работа задает жизни ритм, наделяет его целью, а нас - ощущением значимости. Суждение общеутвердительное, конъюнктивное.

- Вчера он получил двойку не только по математике, но еще и по русскому. Суждение общеутвердительное, конъюнктивное.

9) Постройте умозаключение путем превращения.

- Часть налогов, которые получает государство, являются прямыми налогами. - Часть налогов, которые получает государство, не являются косвенными налогами.

- Некоторые семьи не являются полными. - Некоторые семьи являются неполными.

10) Сделайте вывод с помощью обращения.

- Большинство предприятий мясоперерабатывающей промышленности являются рентабельными. - Большинство рентабельных предприятий относятся к мясоперерабатывающей промышленности.

- Ни одно животное не имеет эстетических чувств. - Ни одно эстетическое чувство не присуще ни одному животному.

11) Осуществите умозаключение путем противопоставления предикату.

- Ни один из банков не является кредитором. - Некоторые кредиторы - банки.

- Все правдивые утверждения заслуживают внимания. - Невнимание незаслуженно по отношению к правдивым утверждениям.

12) Определите вид индуктивного умозаключения. Найдите посылки и вывод, обоснуйте возможность вывода.

Социологический опрос в нашем университете обнаружил склонность его студентов к обучению по индивидуальным графикам. Следовательно, студенты нашего университета не желают учиться по негибкому расписанию занятий.

Посылка - проведение социологического опроса, заключение - склонность студентов к индивидуальному обучению. Вывод - нежелание студентов учиться по негибкому расписанию.

Неполное индуктивное умозаключение. Возможность вывода - так как многие студенты учатся по индивидуальному графику, значит существующий график учебы не устраивает студентов по каким-либо причинам и соответственно они не хотят учиться по расписанию и переходят на индивидуальное обучение.

13) Определите какой метод исследования причинных связей применен в рассуждении.

В одной из столовых города обедали четверо мужчин. При этом трое из них отравилось, а четвертый, который сидел с ними за одним столом, остался здоровым. Стало известно, что посетитель этой столовой А. - потреблял борщ, котлеты с гарниром и компот, посетитель Б - котлеты с гарниром и компот, посетитель В - лишь котлеты с гарниром, посетитель Г - борщ и компот. Следовательно, котлеты с гарниром были причиной отравления.

Метод исключения (элиминативный)

14) Определите по аналогии построены приведенные народные поговорки

- Большому кораблю - глубокую воду. - Маленький корабль не требует большой глубины, так как у него небольшое водоизмещение, соответственно большой корабль требует глубоких водоемов, так как у него большое водоизмещение.

- Берегись быка спереди, осла - сзади, а плута - со всех сторон. - Бык, осел и плут опасны каждый по своему, у быка - рога, у осла - копыта, а плут опасен во всех отношениях, так как хитрость и обман опаснее физических увечий. Поэтому необходимо беречься всех: и быка, и осла, и особенно плута.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гетманова А.Д. Логика.М., 1994.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1987.

Свинцов В.И. Логика.М., 1998.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем дипломную работу самостоятельно:
! Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
! Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
! Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
! Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
! Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
! Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.

Особенности дипломных работ:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике Для студентов педагогических специальностей.
по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией.
технических дипломов Для студентов технических специальностей.

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.

Другие популярные дипломные работы:

Дипломная работа Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби"
Дипломная работа Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Дипломная работа Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса
Дипломная работа Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края
Дипломная работа Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
Дипломная работа Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС"
Дипломная работа Разработка системы менеджмента качества на предприятии
Дипломная работа Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
Дипломная работа ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ»
Дипломная работа Психическая коммуникация

Сейчас смотрят :

Дипломная работа Податкова система України та напрями її вдосконалення
Дипломная работа Предмет доказывания в гражданском судопроизводстве
Дипломная работа Проблемы идентификации таможенного контроля, таможенного оформления ввозимых из РФ лесоматериалов
Дипломная работа Разработка мероприятий по совершенствованию учетной политики и улучшению финансового состояния
Дипломная работа Основные средства предприятия
Дипломная работа Профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих
Дипломная работа Работа педагога-психолога с трудными детьми
Дипломная работа Учёт и анализ фонда заработной платы
Дипломная работа Уголовно-правовые основы допроса несовершеннолетних
Дипломная работа Обучающая программа "Графика" программированию в графическом режиме на языке turbo-pascal 7.x
Дипломная работа Концептуально-семантичні особливості вираження емоційного концепту "страх" засобами сучасної англійської мови
Дипломная работа Економіко-математичне обґрунтування підвищення ефективності виробництва МКВП "Дніпроводоканалу"
Дипломная работа Системы управления контентом Joomla и Wordpress
Дипломная работа Активы коммерческих банков
Дипломная работа Педагогічні основи розвитку процесів запам’ятовування у молодших школярів