2
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
ФАКУЛЬТЕТ СПОРТА
Кафедра теории и методики спортивных игр
Специализация 032101 «Теория и методика избранного вида спорта (баскетбол)»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ БРОСКОВ В ДВИЖЕНИИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ РАЗНОГО АМПЛУА
Выпускная квалификационная работа специалиста
МАЛУЕВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
Группа 00 с 3
Научные руководители:
к.п.н., доцент Литвинова С. В.
Ляшко И. А.
Краснодар, 2005
Оглавление
Введение…….………………………………………………………………..........3
Глава 1. Проблемы повышения технико-тактических действий (обзор литературы)……………………………………………..…………………………6
1.1 Анализ техники бросков в движении …………………….…………….…...6
1.2 Анализ тактики нападающих действий при использовании бросков в движении ………………………………………уапсе. Состав участников эксперимента 14 человек. Все игроки имели 3 - 2 разряд. В состав контрольной и экспериментальной группы входили по 7 участников. Контрольная и экспериментальная группы были сформированы по итогам исходного тестирования с использованием метода сопряженных пар (Иванов В. С., 1990).
Продолжительность педагогического эксперимента составила 3 месяца. Тренировочные занятии проводились 3 раза в неделю по 2,5 часа. Обе группы работали совместно, а 10 минут тренировочного времени занимались раздельно.
Испытуемые экспериментальной группы в эти 10 минут отрабатывали броски в движении без отскока от щита с близкого расстояния. С помощью пассивного и активного защитника моделировали условия противодействия игрокам, выполняющим бросок.
О степени влияния используемых тренировочных средств судили по изменениям показателей эффективности бросков в движении с отскоком от щита и без отскока от щита.
Из Табл. 6 следует, что исходные показатели эффективности бросков в движении в обеих группах существенно не отличались.
Таблица 6
Эффективность бросков в движении испытуемых в начале и в конце педагогического эксперимента (%)
Условия выполнения бросков |
Стат. пара-метры |
До эксперимента |
После эксперимента |
|||
Контр. |
Экспер. |
Контр. |
Экспер. |
|||
Оптимальные условия |
X,Y t P |
78,0 |
81,0 |
79,0 |
84,0 |
|
0,3 >0,05 |
0,6 >0,05 |
|||||
Против пассивного защитника |
X,Y t P |
52,3 |
47,4 |
47,6 |
60,7 |
|
0,6 >0,05 |
2,4 <0,05 |
|||||
Из полученных денных сравнительного анализа следует, что в экспериментальной группе участники существенно улучшили качество выполнения бросков без отскока от щита (Табл. 7). В то время, как в контрольной группе существенного изменения не произошло ни по одному из показателей.
По результатам конечных испытаний выяснили, что в бросках в движении без отскока от щита участники экспериментальной группы превзошли участников контрольной группы на 22 % (Р < 0,05).
Таблица 7
Изменения эффективности бросков в движении испытуемых контрольной и экспериментальной группы в ходе педагогического эксперимента (%)
Условия выполнения бросков |
Стат. пара-метры |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|||
Исходные |
Конечные |
Исходные |
Конечные |
|||
Оптимальные условия |
X,Y t P |
78,0 |
79,0 |
81,0 |
84,0 |
|
0,2 >0,05 |
0,6 >0,05 |
|||||
Против пассивного защитника |
X,Y t P |
52,3 |
47,6 |
47,4 |
60,7 |
|
0,6 >0,05 |
2,3 <0,05 |
|||||
Таким образом, использование в процессе педагогического эксперимента средств тренировки оказало положительное влияние на подготовленность испытуемых экспериментальной группы при выполнении броска в движении без отскока от щита.
Выводы
В мужских командах 1 разряда треть всех выполняемых баскетболистами бросков осуществляется в движении, а две трети бросков выполняется в прыжке или с места.
Активность в атаке кольца броском в движении у нападающих игроков в два раза выше, чем у центровых игроков и игроков защитников.
Эффективность бросков в движении у нападающих игроков (71 %) существенно выше, чем у центровых игроков (52 %), (Р < 0,05).
В мужской команде КГУФКСиТ активность участия в выполнении бросков в движении выше у центровых игроков и у защитников. Эффективность выполнения бросков в движении выше у центровых игроков.
Эффективность бросков в движении с отскоком от щита (87,5 %) значимо выше эффективности бросков без отскока от щита (47,3 %) (Р < 0,05) .
Все испытуемые экспериментальной группы в процессе трёхмесячного педагогического эксперимента существенно улучшили качество выполнения бросков без отскока от щита (на 22 %) (Р < 0,05).
Практические рекомендации
Чтобы акцентировать внимание игрока на выполнении прыжка вверх, а не вперёд, при выполнении броска в движении рекомендуем использовать приём: заставить игрока, выполняющего бросок в движении, вернуться назад и поймать мяч до его касания пола после броска.
Для повышения эффективности атаки броска предлагаем центровым игрокам следующие упражнения:
Получи передачу в позиции центрового, быстро повернись к корзине вправо или влево, и пройди вперёд с ведением для броска снизу. Сделай первый удар мячом в пол той рукой, в сторону которой ты поворачиваешься.
Получи передачу в позиции центрового, сделай финт головой в одну сторону и покажи мяч над плечом на этой же стороне, быстро повернись и пройди с ведением в другую сторону. Проход начинай с движения ноги и руки, ближней к направлению поворота.
Получи мяч в позиции центрового, быстро повернись к корзине вправо или влево, приостановись и отклонись назад, а затем быстро пройди вперёд в первоначальном направлении. Это изменение темпа может освободить тебя от защитника.
Программа совершенствования в бросках нападающих игроков включает следующие упражнения:
Получи мяч на краю и быстро пройди к корзине с ведением, используя поворот назад для броска снизу или для быстрой остановки шагом и броском с отклонением или в прыжке с расстояния 1,5 м от корзины.
Получи мяч на краю, повернись вперёд или назад лицом к корзине и, используя те же финты, что и центровой игрок, выполняй те же виды бросков, пересекая трёхсекундную зону или проходя с ведением вдоль лицевой линии.
Получи мяч на краю, повернись лицом к корзине, сделай финт на проход и отступи назад для броска с места или сделай финт на бросок с места и пойди с ведением.
Для совершенствования игроков задней линии в бросках рекомендуем:
Финт на бросок с места в позиции игрока задней линии и, пройдя с ведением вправо или влево для разных видов бросков.
Финт на проход с ведением, шаг назад для броска с места или финт на бросок с места после отступания и проход с ведением для броска.
Передача мяча центровому, проход мимо для получения обратной передачи и выполнение разных видов бросков.
Литература
1. Агеенко Н. Н., Бондарь Л. И., Ахмеров Э. К., Голуб О. С., Никель В. М., Ивановский В. Я. Спортивные игры: Учебное пособие. - Мн.: 1993. - 64 с.
2. Агеенко Н. Н. Теоретико - методические основы развития координации движений в спортивных играх на примере баскетбола. - Мн.: 1995. - 160 с.
3. Андреев В. И. Факторы, определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Омск, 1988. - 21 с.
4. Анискина С. Н. Методика обучения тактики игры в баскетбол: Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФК. - М., 1991. - 38 с.
5. Банников А. М., Силкин В. А., Костюков В. В. Студенческий баскетбол: Учебно - методическое пособие. - Краснодар: КГАФК, 2000. - 44 с.
6. Баринов В. В. Влияние индивидуальных особенностей личности баскетболиста на успешность соревновательной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М.: РГАФК, 2001. - 65 с.
7. Баскетбол: Справочник болельщика. - Ростов н /Д.; « Феникс », 2000. - 153 с.
8. Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Ю. М. Портнова. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.
9. Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры / Под ред. Ю. М. Портнова. - М.: « Астра семь », 1997. - 479 с.
10. Белов С. Броски по кольцу: Советы мастеров // Физкультура в школе. - 1990. - № 7. - С. 41 - 45.
11. Белов С. Бросок по кольцу и подготовка к нему: Советы мастеров // Физкультура в школе. - 1990. - № 6. - С. 46 - 50.
12. Бондарь А. И. Ошибки и индивидуальные особенности техники бросков в баскетболе // Индивидуализация учебного процесса физического воспитания дошкольников, учащихся, студентов: Тез. докл. и выступл на респ. науч. - практ. конференции. - Мн., 1990. - с. 3 - 37.
13. Бондарь А. И. Объективизация критериев рациональной техники бросков в баскетболе // Спортивные игры: Метод. рекомендации по совершенствованию учебно - тренировочного процесса сборных команд по игровым видам спорта. - Мн., 1992. С. 34 - 36.
14. Бондарь А. И., Крутиков А. В. Комплексный контроль за баскетболистами: Пособие для тренеров по НИР и сотрудников КНГ при командах мастеров по баскетболу. - М., 1990. - С 3 - 37.
15. Бондарь А. И., Никель В. М. Особенности двигательной структуры техники бросков в баскетболе // Спортивные и подвижные игры в современном физкультурном движении: Мастер, науч. - практ. Конф., посвящ. 70 - летию образов. СССР и Компартии Белоруссии. - Мн., 1989. - с. 47 - 48.
16. Вальтин А. И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетболистов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Киев, 1984. - 24 с.
17. Вуден Д. Современный баскетбол: Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 256 с.
18. Галочкин Ю. Г., Аниенков В. Н. Физиологические механизмы организации точности действий высококвалифицированных баскетболистов // Физиологические механизмы работоспособности: Сборник научных трудов. - Уфа, Изд - во Волгоград, 1991. - С. 47 - 50.
19. Гомельский А. Я. Библия баскетбола. М.: Наука, 1994. - 215 с.
20. Гомельский А. Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. - М.: Гранд - Фаир, 2002. - 205 с.
21. Гомельский Е. Я. Игра гигантов. - М.: Вагриус, 2004. - 75 с.
22. Горбашев И. А. Определение эффективности нападающих действий высококвалифицированных баскетболисток // Совершенствование специальной подготовки спортсменов высшей квалификации: Сборник научных статей. - Алма - Ата: КазИФК, 1990, С. 3 - 8.
23. Горбашев И. А., Миловидов К. П. Контроль эффективности соревновательной деятельности: Тезисы докладов. - Харьков, 1990. - С. 143 - 144.
24. Железняк Ю. Д., Портков Ю. М. Спортивные игры. Техника, практика и методика обучения. - М.: ACADEMIA, 2002. - 283 с.
25. Железняк Ю. Д., Портков Ю. М. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства. - М.: ACADEMIA, 2004. - 430 с.
26. Ермаков В. А. Обучение технике игры в баскетбол: Методические рекомендации для студентов ИФК. - Тула, 1992 - 27 с.
27. Карягин В. М. Факторная структура технической и физической подготовки баскетболистов высокой квалификации в многолетнем цикле тренировки // Теория и практика физической культуры, 1991, - № 3, - С 12 - 15.
28. Катулин Н. А. Временной анализ игровой соревновательной деятельности на примере баскетбола // Научно - методическое обеспечение подготовки высококвалифицированных спортсменов и спортивных резервов: Тезисы. - М., 1990. - Вып. 1. - С. 223 - 224.
29. Ковальчук В. П. Обоснование методов экстраполяции в баскетболе // Мат. региональн. научн. конф., посвящ. Победе в ВОВ 1941 - 1945 гг. - Хабаровск, 1995. - с. 45 - 48.
30. Костикова Л. В., Чернова Е. А. Сравнительная характеристика показателей специальной подготовки баскетболисток разной квалификации // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 8. - С. 52 - 56.
31. Крутиков А. В., Бондарь А. И. Комплексный контроль за баскетболистами: Пособие для тренеров по НИР и сотрудников КНГ при командах мастеров по баскетболу. - М., 1990. - С. 3 - 37.
32. Кузин В. В. Баскетбол. Начальный этап обучения. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 118 с.
33. Лаврова Л. Г. Основы разминки в баскетболе: Учебное пособие. - Минск: БГПА, 1997. - 73 с.
34. Лихачев В. Е. Самостоятельная тренировка баскетболистов: учебное пособие для школьников и учебных заведений. - Смоленск, СГИФК, 1997. - 112 с.
35. Лысенко В. В., Михайлина Т. М., Долгов В. А., Жиленко В. А. Практикум по спортивной метрологии: Учебное пособие. - Краснодар: КГАФК, 1997. - 179 с.
36. Макеева В. С. Совершенствование подготовки баскетболисток на основе контроля соревновательной деятельности // Совершенствование специальной спортсменов высокой квалификации: Сборник науч. Статей. - Алма - Ата: Каз. ИФК, 1990. - С. 144 - 118.
37. Максименко О. Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. Луганск, 2000. - 205с.
38. Нестеровский Д. И., Железняк Ю. Д. На уроках баскетбола // Физкультура в школе. - 1991. - № 12. - С. 27 - 30.
39. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. - М.: Астрель, 2002. - 203 с.
40. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин - тов физ. Культ. / Под ред. В. С. Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 176 с.
41. Плахова Л. В. Тестирование средствами баскетбола // Физкультура в школе. - 2000. - №7. - С. 37 - 38.
42. Полозов А. А. Тактический эффект // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 7. - С. 36.
43. Саблин А. Б. Особенности специальной подготовленности высококвалифицированных баскетболистов // Теория и практика физической культуры. Журнал в журнале. - 2002. - № 2. - С. 36 - 37.
44. Скрипко А. Д. Технология физического воспитания. - Минск: ЧСЗ, 2003. - 186 с.
45. Тхорев В. И., Родионов В. И., Костюков В. В. Основы баскетбола: Учебно - методическое пособие. - Краснодар: КГАФК. - 1996. - 33 с.
46. Физическая культура: Учеб. Для учащихся 8 - 9 кл. общеобразоват. Учреждений / Л. Е. Любомирский, Г. Б. Мейксон, В. И. Лях и др. - М.: Просвещение, 1997. - 112 с.
47. Черемисин В. П., Луничкин В. Г. Новое в подготовке юных баскетболистов Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 1. - С. 41 - 43.
48. Щербаков И. А. Баскетбол на колясках. - М.: Терра - спорт, 2001, - 125 с.
49. Яхонтов Е. Р. Общая характеристика игры в баскетбол: - Санкт - Петербург: ГИФК, 1993. -26 с.
50. Яхонтов Е. Р. Индивидуальные упражнения баскетболистов. - М.: 1987. - 71 с.
Приложение
Результаты оценки эффективности броска в движении участников педагогического эксперимента (%)
№№ пп |
Оптимальные условия |
Против пассивного защитника |
|||
Исходные |
Конечные |
Исходные |
Конечные |
||
Контрольная группа |
|||||
1. |
83 |
67 |
83 |
50 |
|
2. |
67 |
100 |
50 |
67 |
|
3. |
67 |
67 |
67 |
67 |
|
4. |
83 |
67 |
50 |
33 |
|
5. |
83 |
83 |
33 |
33 |
|
6. |
83 |
67 |
33 |
50 |
|
7. |
83 |
100 |
50 |
33 |
|
Х |
78,0 |
79,0 |
52,3 |
47,6 |
|
Экспериментальная группа |
|||||
1. |
67 |
83 |
50 |
67 |
|
2. |
83 |
83 |
50 |
50 |
|
3. |
83 |
100 |
67 |
67 |
|
4. |
100 |
100 |
50 |
67 |
|
5. |
67 |
83 |
33 |
67 |
|
6. |
67 |
83 |
50 |
50 |
|
7. |
83 |
67 |
33 |
67 |
|
У |
81,0 |
84,0 |
47,4 |
60,7 |
|
АКТ
внедрения научных исследований в практику
Внедрение результатов научных исследований в практику
Мы, нижеподписавшиеся, представители Кубанского Государственного Университета Физической Культуры, Спорта и Туризма - декан факультета спорта профессор Карпенко Александр Григорьевич и председатель спортивного клуба КГУФКСиТ - Печерский Александр Михайлович составили настоящий акт в том, что исполнители темы: « Эффективность бросков в движении у баскетболистов разного амплуа » внесли в практику физкультурного образования и спорта следующие рекомендации:
Ф.И.О. авторов внедрения |
Наименование предложения |
Эффект от внедрения |
|
Малуев Александр Владимирович Литвинова Светлана Васильевна |
Методика повышения эффективности бросков в движении |
После педагогического эксперимента эффективности бросков в движении без отскока от щита повысилась на 22 %. В отдельных играх эффективность бросков центровых, нападающих игроков и защитников повысилась на 7 - 12 % |
|
Декан факультета спорта Профессор Карпенко А. Г.
Председатель Спортивного клуба КГУФКСиТ Печерский А. М.
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |