Дипломная работа по предмету "Спорт и туризм"


Воспитание силовых способностей в становой тяге у юношей 15-16 лет (на примере силового троеборья)


2

Федеральное агентство по образованию РФ

Ставропольский государственный университет

Факультет физической культуры

Кафедра гимнастики

Дипломная работа

Воспитание силовых способностей в становой тяге у

юношей 15-16 лет (на примере силового троеборья)

Работа допущена к защите

"____"______________2006 г.

зав. кафедрой гимнастики

доц. Яцынин А.И.

__________________________

Работу выполнил:

студент 6 курса, ФФК,

заочного отделения

Дьяков Максим Владимирович

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры гимнастики

Яцынин А.И.

Оценка____________________

Ставрополь, 2006

Оглавление

ВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА Й. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ

6

1.1. Проявление силовых качеств при выполнении становой тяги

6

1.2. Средства и методы развития становой тяги у силовых троеборцев

12

1.3. Техника выполнения становой тяги в силовом троеборье

17

ГЛАВА ЙЙ. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

28

2.1. Методы исследования

28

2.2. Организация исследования

29

ГЛАВА ЙЙЙ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

31

3.1. Опытная методика развития силовых показателей в становой тяге

у юношей 15-16 лет (на примере силового троеборья)

31

3.2. Динамика развития силовых показателей в становой тяге

по результатам педагогического эксперимента

36

ВЫВОДЫ

39

ЛИТЕРАТУРА

40

ПРИЛОЖЕНИЯ

41

Введение

Актуальность исследования. Упражнения со штангой и тяжестями, как эффективное средство развития силовых возможностей, привлекают многих молодых людей как мужского и женского пола, а также людей среднего и старшего возраста. Они позволяют быстро увеличивать силу, равномерно развивать все мышечные группы, исправлять отдельные недостатки телосложения, а также способствуют укреплению здоровья. Спортивные достижения и рекорды в различных видах спорта, говорят о невиданных физических возможностях человека, где одним из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта является - сила, Развитию силы спортсмены уделяют исключительно много внимания. Силовая подготовка имеет особое значение для успешной спортивной тренировки силовых троеборцев. Известно, что силовое троеборье (пауэрлифтинг) обладает двумя основными качествами - доступностью и эффективностью.

Под доступностью подразумевается:

1. Достаточно простое техническое исполнение упражнений, что позволяет больше внимания уделять на занятиях развитию и совершенствованию силовых качеств;

2. Возможность заниматься как в группах, так и индивидуально;

3. Для занятий не требуется больших оборудованных всевозможными тренажерами помещений, можно заниматься и в небольших залах, где имеются только штанга, стойки для приседаний и скамейки для жима лежа;

4. Простота материального обеспечения по сравнению со многими другими видами спорта;

5. Широкий возрастной диапазон занимающихся силовым троеборьем;

6. Сведение к минимуму случаев травматизма [8].

Силовое троеборье является видом спорта, который способствует развитию основных физических качеств занимающихся, повышению физической работоспособности в целом.

В силовом троеборье (пауэрлифтинге) соревнования проходят в трех упражнениях - приседании со штангой на спине, жиме штанги лежа и становой тяге. Вместе с тем, по результатам анализа научно-методической литературы (Воробьев А. Н., Зациорский В. М., Роман Р. А., Верхошанский Ю.В. Смолов С. Ю.) выявлено, что силовые показатели в становой тяге оказывают существенное влияние на спортивные достижения в силовом троеборье в целом, так как это упражнение вовлекает в работу наибольшее количество различных мышечных групп.

В связи с недостаточностью теоретической разработанности проблемы в и высокой востребованности её в практике подготовки силовых троеборцев была определена тема исследования: «Воспитание силовых способностей в становой тяге у юношей 15-16 лет, занимающихся силовым троеборьем».

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юношей 15-16 лет, имеющих спортивную квалификацию 1- 2 юношеского разряда в силовом троеборье.

Предмет исследования: методика развития силовых способностей в становой тяге у юноши 15-16 лет (занимающимися силовым троеборье).

Цель исследования: разработать и проверить опытным путем методику воспитания силовых показателей в становой тяге юношей 15-16 лет, имеющих спортивную квалификацию 1- 2 юношеского разряда в силовом троеборье.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по развитию силовых способностей у спортсменов, занимающихся силовым троеборьем.

2. Разработать методику для роста силовых показателей в становой тяге у юношей - силовых многоборцев 1-2 юношеского разряда.

3. Проверить по результатам проведения педагогического эксперимента эффективность предлагаемой методики.

Гипотеза исследования: предполагается, что у спортсменов, занимающихся силовым троеборьем, на определенном этапе подготовки должно происходить относительное усиление компонентов тренировки, которые обеспечивают дальнейшее совершенствование спортивного мастерства в виде спорта. Отсюда особо актуальна, становится проблема разработки средств и методов развития становой тяги у юношей 1-2 разряда, как базовой основы дальнейшего роста спортивных результатов.

Глава Й. Теоретические основы формирования силовых качеств в процессе занятий с использованием отягощений

1.1 Проявление силовых качеств при выполнении становой тяги

Под силой следует понимать способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам [6]. Сила - одно из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, поэтому её развитию спортсмены уделяют исключительно много внимания [2].

В процессе выполнения спортивных или профессиональных приёмов связанных с подниманием, опусканием, удержание тяжёлых грузов, мышцы, преодолевая сопротивление, сокращаются и укорачиваются. Такая работа называется преодолевающей. Противодействуя какому-либо сопротивлению мышцы, могут при напряжении, и удлиняться, например, удержание очень тяжёлого груза. В таком случае их работа называется уступающей. Оба эти режима объединяются под одним названием - динамического. Сила, проявляемая в движении, т. е. в динамическом режиме называется динамической силой.

Сокращение мышцы при постоянном напряжении или внешней нагрузке называется изотоническим. Данный режим имеет место в силовых упражнениях (штанга, гири, гантели).

Режим работы мышц на тренажерах, где задается скорость перемещения звеньев тела называется изокинетическим (плавание, гребля).

Если усилие спортсмена движением не сопровождается и производится без изменения длины мышц, то в этом случае говорят о статическом режиме. Такая сила называется статической.

Между силой, и скоростью сокращения мышц существует обратно пропорциональная_зависимость.Психологические механизмы этого качества (силы) связаны с регуляцией напряжения в paзличных режимах их работы:

· изометрическом - без изменения длины мышц;

· миометрическом - уменьшается длина мышцы (в циклических движениях);

· плиометрическом - увеличение длины мышцы во время её растягивания. Этот режим связан с приседанием, с замахами при бросках мяча и т.д.;

· при педагогической характеристике силовых качеств человека выделяют следующие разновидности:

· максимальная изометрическая (статическая сила);

· (показатель силы, проявляемой при удержании в течении определённого времени предельных отягощений);

· медленная динамическая (жимовая сила), проявляемая во время перемещения предметов большой массы, когда скорость перемещения практически не имеет значения;

· скоростная динамическая сила характеризуется способностью человека к перемещениям в ограниченное время больших отягощений с ускорением ниже максимального;

· "взрывная" сила - способность преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время. В этом случае сила и быстрота движений сочетаются, т.е. ступают как интегральное специфическое качество;

· в спортивной практике взрывная сила, проявляется в разных движениях и имеет разное название:

· прыгучесть (при отталкивании от пола), резкость (при ударах по мячу);

· амортизационная cилa характеризуется развитием усилия за короткое время в уступающем режиме работы мышц, например, при приземлении на опору в различного вида прыжках;

· силовая выносливость определяется способностью длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений [7].

Различают силовую выносливость к динамической работе и статистическую выносливость (способность сохранять малоподвижное положение тела и т.д.).

В последнее время получила развитие ещё одна из силовых характеристик - способность к переключению с одного режима мышечной работы на другой при сохранении проявляемого силового усилия. Для этого нужна специальная направленная тренировка.

Средствами воспитания силы мышц являются различные несложные по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:

· упражнения с внешним сопротивлением;

· упражнения с преодолением веса собственного тела;

· изометрические упражнения.

Упражнения с внешним сопротивлением, являются наиболее эффективными для развития силы и подразделяются на:

1) упражнения с тяжестями, в том числе и на тренажёрах;

2) упражнения с сопротивлением партнёра (эти упражнения оказывают благотворное не нервно-эмоциональное состояние занимающихся);

3) упражнения с сопротивлением внешней среды (бег в гору, бег по песку или снегу, бег в воде и т.д.);

4) упражнения с сопротивлением упругих предметов (прыжки на батуте, эспандер, резина).

Упражнения с преодолением собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физическому воспитанию. Они подразделяются на:

1) гимнастические силовые упражнения (отжимание в упоре лежа, отжимание на брусьях, подтягивание ног к перекладине и т.п.);

2) легкоатлетические прыжковые упражнения однократные и "короткие" прыжковые упражнения;

3) упражнения с преодолением препятствий (ров, забор т.д.)

Эти упражнения являются эффективным средством базовой подготовки спортсменов, военнослужащих и д.р. профессий.

Тренирующий эффект прыжков в глубину (ударный метод) направлен преимущественно на развитие "абсолютной", стартовой и "взрывной" силы, мощности усилия, а так же способности мышц к быстрому переключению от уступающего к преодолевающему режиму работы. Так, например, преодоление человеком сопротивления пружины динамометра, характеризуется величиной "абсолютной силы" "Относительная сила" это сила развиваемая мышцей в расчете на площадь поперечного сечения, мышечного волокна и равна абсолютной силе на 1 кг массы (веса) тела.

С увеличением веса тела относительная сила снижается. Для метателей, штангистов тяжёлого веса важное значение имеет абсолютная сила. В видах спорта, связанных с перемещением своего тела, основное значение имеет относительная сила.

Изометрические упражнения, как никакие другие, способствуют одновременному (синхронному) напряжению максимально возможного количества двигательных единиц.

Становая тяга - это последнее из трех пауэрлифтерских движений [9].

Становая тяга - это самый сильный козырь в тактической борьбе [7]. Тяга, являясь козырем, труднее всего поддается тренировке. Это объясняется очень многими факторами. В становой тяге все группы мышц работают в тяжелейших биомеханических условиях - попытка с предельным весом гарантированно обеспечивает максимальное напряжение абсолютно всех мышц, начиная с пальцев ног и заканчивая макушкой головы [9].

Вот что говорит о становой тяге Майкл Лэмберт, главный редактор журнала “Powerlifting USA”: “Становая тяга - это результат общих командных усилий, причем ни одна мышечная группа не может поднять больше, чем свою часть груза. Но все движение в целом требует силы всего вашего тела. А сила эта - не то, что может отразить протокол соревнований по культуризму или сантиметровая лента. Эта сила проявляется, например, тогда, когда ваша жизнь подвергается опасности…” [13].

Вследствие ювелирной координационной работы абсолютно всех групп мышц психика силового троеборца, выполняющего становую тягу, испытывает гораздо более тяжелые перегрузки, чем при тренировке приседаний или жима лежа.

Квадрицепсы, основные производители силы в приседаниях, участвуют в тяге только в самом начале движения. Грудные мышцы, дельты и трицепсы, хотя и приходят в состояние максимального напряжения, но, тем не менее, не вносят существенного вклада в конечный результат. Основная рабочая “лошадка” - это спина.

Продольные мышцы спины, располагающиеся в нижней и средней части спины вдоль позвоночника, являются основными мышцами, выпрямляющими туловище. Кроме того, в конечной фазе движения в активную работу включаются “трапеция” и внутренняя часть “широчайших”. Именно по гипертрофированным трапециям, придающим телу особую мощь, пауэрлифтера всегда можно выделить из толпы.

Поскольку тяга, как никакое другое движение, требует эмоционального специального настроя, и все группы мышцы работают во время движения в тяжелейших биомеханических условиях, следует с самого начала научиться правильной технике. Существует два способа выполнения становой тяги: "классический" и "сyмо".

Классический стиль выполнения тяги не требует особых ухищрений - необходимо “включать” ноги в начальной фазе, держать спину слегка прогнутой (или по крайней мере прямой) и не “отпускать” штангу далеко от себя.

Движение условно можно разбить на три основные фазы:

1.“Срыв” - осуществляется в основном за счет работы ног.

2.Средняя фаза - фаза, в которой активно включается спина.

3.Конечная фаза - дотягивание и выпрямление - активная работа центральной части широчайших и трапеций.

Специфика последней фазы заключается в том, чтобы заставить активно работать широчайшие, а точнее центральную их часть.

Стиль "сyмо" требует более филигранной техники выполнения чем классика и, соответственно, тренировать тягу в стиле "сyмо" сложнее хотя бы из-за того, что арсенал упражнений приходится значительно расширить.

Если приседания можно тренировать 1-2 раза в неделю, то тренировать тягу чаще, чем один раз в 10 дней нет смысла и даже опасно. Если тренировать становую тягу слишком часто, то вскоре начнут падать веса не только в тяге, но и в приседе. Поэтому необходимо удержаться от того, чтобы не тренировать такое важное движение как тяга более часто! [11]. Продольные мышцы спины (основные производители силы в тяге) активно работают также во время приседаний, кроме того, спина постоянно напряжена, когда вы едете в метро, мышцы спины напряжены “от и до” даже тогда, когда вы (сидя) читаете журнал “Мир силы ” - получается, что “столбы” отдыхают только во время сна (когда вы находитесь в лежачем положении) - такие перегрузки мало способствуют полноценному восстановлению.

Использование субмаксимальных весов - это тот путь, который позволяет увеличить результаты в тяге - такое упражнения, как тяга в силовой раме, где веса превышают предельные на 30-60 кг, позволяет реально “пробить” становую тягу. Однако “столбы” (продольные мышцы спины) имеют тенденцию накапливать усталость и постоянное использование в тренировочном процессе предельных и сверхпредельных весов гарантированно приведет к хронической забитости в спине, да и психика “подсядет” изрядно. Поэтому необходимо как можно реже прибегать к таким весам, при которых возможно совершить не более одного или двух повторов - свежая спина и психика пригодятся вам во время соревнований.

Тяга - это результат работы общих командных усилий квадрицепсов, приводящих бедра, ягодичных мышц, продольных мышц спины, широчайших (центральной части) и трапеций. Задача лифтера (любого уровня) в межсезонье предельно развить группы этих мышц.

В предсоревновательный период (поскольку до соревнований далеко), рабочие веса относительно небольшие, а значит, становую тягу можно тренировать также часто, как и приседания. Кстати, тренировку приседаний можно рассматривать, как альтернативу тяговым тренировкам - глубокие приседания на скамью высотой 30 см входят в арсенал многих известных лифтеров. В межсезонье основной упор следует сделать на мышечную массу и силовую выносливость - те, кто тянет в "сумо", должны особо уделить внимание таким мышцам, как приводящие бедра, а те, кто тянет в классике, должны весь акцент уделить закачке спины [20].

1.2 Средства и методы развития силовых показателей

в становой тяге

Один из основоположников теории физического воспитания А.Д. Новиков (1949), считал, что общая систематика физических упражнений должна быть единой для всех звеньев системы физвоспитания, в противном случае, она теряет свое научно-практическое значение.

Систематика физических упражнений, как важнейшее условие их педагогического использования является одним из главных элементов системы физического воспитания.

Классификация упражнений, применяемых в тренировочном процессе в силовом троеборье разработана Алексеем Медведевым - доктором педагогических наук и Ярославом Якубенко - РГУФК.

Классификация, в любом виде физических упражнений, в спорте играет существенную роль в определении объективности получаемой организмом спортсмена нагрузки по объему и интенсивности в ходе тренировочного процесса.

Известно, что в силовом троеборье применяются в основном те же упражнения, со штангой, что и тяжелой атлетике, для которой уже разработали научно-обоснованные классифицированные упражнения основанные на принципах, предложенных теорией физического воспитания для всех видов спорта. Однако силовое троеборье по сравнению с тяжелой атлетикой имеет существенное отличие не только по спортивной технике, но и по методике подготовки, в связи с чем, этот вид спорта развивает специфическую силу, характерную для «лифтеров».

Тем не менее, при исследовании этого вопроса с научной позиции, в том числе и при высказываниях тренеров-специалистов на Чемпионатах России по силовому троеборью, выявлено много общих с точек соприкосновения для этих самостоятельных видов спорта.

Согласно классификации в тяжелой атлетике, применительно к силовому троеборью в первую группу входят соревновательные упражнения: приседания со штангой на плечах, жим лежа на горизонтальной скамье и становая тяга.

Вторая группа объединяет специально подготовительные подводящие упражнения, которые в свою очередь распределяются на несколько относительно самостоятельных групп:

подводящие упражнения для приседания;

подводящие упражнения для жима лежа;

подводящие упражнения для тяги.

В значительной степени упражнения второй группы близки по своей координации к первой группе, кроме того, все они выполняются с большим отягощением, которые способствуют выполнению работы большой мощности. Таким образом, эта группа упражнений являются основными в подготовке спортсменов, так как одновременно влияют как на развитие специфических физических качеств, так и на совершенство высшего технического мастерства спортсменов в соревновательных упражнениях.

В третьей группе упражнений концентрируются дополнительные развивающие упражнения. Они выполняются не только со штангой, но и на тренажерах, с использованием гирь и других отягощений.

Развивающие упражнения в большинстве своем оказывают локальное воздействие из-за своеобразной структуры техники, если они выполняются с относительно небольшим весом (отягощением), отсюда развиваемая при этом мощность сравнительно невелика.

Упражнения рассматриваемой группы по техническим параметрам могут значительно отличаться от структуры соревновательных упражнений. В связи с этим развивающие упражнения служат дополнительным средством в подготовке спортсменов.

Таким образом, в целях более объективной оценки и учета тренировочного процесса, воздействия, испытываемого организмом спортсмена в результате выполнения упражнений первой и второй группы, их нагрузку следует считать основной, а нагрузку третьей группы упражнений - дополнительной.

Следовательно, основные и дополнительные нагрузки должны учитываться и анализироваться отдельно.

В настоящее время специалистам по физической культуре и спорту предлагается много информации о различных средствах, методах и методических приемах, рекомендуемых для развития силы. Большинство из них в той или иной мере могут быть использованы занимающимися атлетической гимнастикой.

Метод максимальных усилий. Если упражнение с каким-либо отягощением спортсмен выполняет в одном подходе 1, максимум 3 раза (и больше не может), значит, он использует метод максимальных усилий. Для занимающихся атлетизмом с целью выступления в соревнованиях по силовому троеборью этот метод является одним из основных.
Как часто можно использовать предельные и околопредельные отягощения в тренировочном процессе? Универсальных рекомендаций не существует.

Таблица 1.

Основные средства и методы развития силовых показателей в становой тяге

Методы развития силы

Краткая характеристика методов

Дозировка

Методические

рекомендации

Метод максимальных усилий (ММУ)

При использовании этого метода упражнения выполняются с предельными или околопредельными отягощениями. Основной вес отягощений 1-3 ПМ*

При лучшем результате в тяге 100 кг жим лежа:
85 кг х2, 90 х 1, 95 х 1

При использовании данного метода прирост мышечной массы маловероятен.
Среди традиционных методов ММУ - один из самых эффективных для увеличения силы

Метод повторных усилий (МПУ)

Основная характеристика метода: при его использовании упражнения с непредельными отягощениями выполняются с предельным количеством повторений в 1 подходе.

Становая тяга в 3 подходах по 8-12 раз. Рекомендуемый диапазон отягощений - 4-12 ПМ

Вес подбирается таким образом, чтобы последнее повторение в каждом подходе выполнялось на пределе. Использ. МПУ (особенно в диапазоне отягощений 6-10 ПМ) сопровождается приростом мышечной массы

Использование статических (изометрических) упражнений

Статические упражнения - это такие физические упражнения, в которых мышечные напряжения не сопровождаются какими-либо перемещениями спортсмена и (или) снаряда.
Эти упражнения выполняются с максимальным напряжением.

Максимальное приложение усилий к штанге с заведомо неподъемным весом. длительностью 5-6 с в каждом подходе. В занятии статические упражнения не должны занимать более 10-15 мин.

Использование статических упражнений в неизменном виде более 1-2 месяцев не рекомендуется.
Статические упражнения в меньшей степени способствуют мышечной гипертрофии, чем динамические.

Упражнения в уступающем режиме*

Упражнения в уступающем режиме рекомендуется выполнять с отягощениями 105 - 190% от максимальных достижений в соответствующих упражнениях преодолевающего характера*

Медленное опускание штанги до касания груди на "станке" для жима лежа. При лучшем результате в жиме лежа - 100 кг, вес отягощения для опускания в уступающем режиме должен быть не менее 105 кг. В и.п. штанга возвращается партнерами.

Сведения о возможном влиянии на прирост мышечной массы противоречивы

Есть, однако, данные, которые позволяют заключить, что чем чаще тренируется атлет с максимальными весами, тем больше у него прирост силы. Ограничения связаны в основном с переносимостью нагрузок. Одни атлеты после тренировки с предельными отягощениями могут повторить ее в течение ближайшей недели, другим, чтобы "отойти" от таких нагрузок, требуется около месяца.

Вывод об эффективности применения метода максимальных усилий для силового направления атлетизма базируется на обобщении соответствующего опыта тренировки и на известных материалах исследований в тяжелой атлетике [6].

Более того, в тренировочном процессе, по-видимому, проявляется закономерность общебиологического характера. Это подтверждают результаты исследований в различных видах спорта. В лыжных гонках, например, недавно обнаружили, что самой нижней границей скорости оказывающей эффективное тренирующее воздействие на организм, является скорость выше 90% от соревновательной. В легкой атлетике выявлена прямая зависимость спортивных результатов от интенсивности и объема интенсивной части тренировки. Отсюда можно сделать вывод: чем чаще используется метод максимальных усилий в тренировочном процессе, тем выше темпы увеличения силы. Однако использовать эту закономерность далеко не просто.

1.3 Техника выполнения становой тяги

Становая тяга - самое травмоопасное упражнение, причем в результате поражается очень важный орган - позвоночный столб [17]. Опасность травм в этом упражнении усугубляется еще и тем, что в нем невозможна страховка или помощь со стороны партнеров или ассистентов на помосте. Более того, это упражнение - последнее в регламенте соревнований, и тактические соображения порой толкают атлета на значительное повышение веса по сравнению с реальными возможностями и предварительной заявкой. Это происходит тогда, когда показанные соперниками результаты не дают атлету шанса надеяться на призовое место, а интересы команды или личные амбиции берут вверх над здравым смыслом.

Тяга наиболее простое по координации движение, поэтому в нем наибольшее значение имеет способность настроиться (завестись). От других движений тяга отличается так же тем, что в нем отсутствует вспомогательное движение штанги вниз, (штанга поднимается с помоста, но при этом отсутствует усилие, затраченное на опускание). В становой тяге в наименьшей степени ощущается помощь от амуниции - до 25 кг., что в % от поднимаемого веса значительно меньше, чем в приседании со штангой, в жиме лежа. Результат в становой тяге составляет 3545% от суммы троеборья.

Для техники выполнения становой тяги характерны два крайних стиля - очень широкая постановка ступней (так называемый «сумо-стиль») и традиционная узкая постановка. Из этого выделяют два основных вида становой тяги: «становая», или классическая, и тяга «сумо».

Что касается захвата штанги, то наиболее оптимальный способ - это разносторонний хват, или «разнохват», при котором ладони обращены в разные стороны - одна ложиться на гриф спереди, другая - сзади, пальцы сцеплены в «замок» - большой палец каждой руки прижимается к грифу остальными пальцами ладони.

Независимо от того, какой техникой выполняет атлет упражнения, гриф всегда должен двигаться вверх по воображаемой вертикали, как бы проведенной через середину ступней атлета. Штанга должна центрироваться на середину стопы. Не следует округлять спину, а также опускать голову на грудь. Гриф штанги должен двигаться как можно ближе к туловищу (разрешается «скольжение» по передней поверхности бедер). Первыми в работу при тяге всегда вступают ноги, а не спина. В заключительной части тяги следует поднимать лопатки (с помощью трапециевидной мышцы), а плечи развернуть назад.

Становая тяга осуществляется также и в стиле "сyмо". Стиль "сyмо" отличатся тем, что хват грифа штанги руками уже постановки ног (на ширине плеч).

Исходное положение - максимально широкая стойка, носки направлены в стороны, угол между ступнями ног составляет 130-160 градусов, колени при максимальном приседе вниз направлены в стороны (ноги касаются грифа штанги); незначительный наклон туловища вперед (плечи накрывают гриф штанги); спина прямая или небольшой прогиб в пояснительном отделе; разноименный хват на уровне ширины плеч (у одной руки вперед смотрит ладонь, у другой тыльная сторона кисти) обеспечивает прочный захват грифа. Такое исходное положение обеспечивает минимальное расстояние, проходимое штангой и максимальное использование комбинезона для тяги.

Одновременно с глубоким вдохом или сразу же вслед за ним осуществляется мощный съем. При этом спортсмен не поднимает штангу, а сам встает вместе с ней. Подъем осуществляется с компенсирующим ускорением, штанга максимально, но приближена к туловищу (скользит по ногам); в самом конце для удержания равновесия движение замедляется. Недостатком такой техники является то, что для её применения необходимы хорошая растяжка и сильные медиальные мышцы бедра, которые есть далеко не у каждого спортсмена.

Используется также сумной стиль при более узкой стойке, где угол между ступнями 100-130 градусов, больший наклон корпуса вперед, спина прямая или с незначительным прогибом назад в поясничном отделе, слегка опущенные плечи накрывают гриф штанги. При этом незначительно увеличивается расстояние, на стене более активно работают мышцами передней и задней поверхности бедра, что значительно облегчает съем.

Недопустимые ошибки.

Округленные спины повышают вероятность травмирования, а также застревания штанги в мертвых точках.

Центровка штанги должна приходиться на середины стопы.

Отматывание грифа на себя.

Отклонение и прогиб туловища назад после завершения движения.

Для совершенствования тяги штанги способом «сумо» используется следующая методика:

1 неделя.

Это вспомогательное упражнение используется при работе над съемом. И выполняется оно следующим образом.

Вес штанги 90% - 110% Max

1. Понедельник

Разминка - 15 минут

Жим лежа широкий хват

Жим гантелей лежа

Отжимание на брусьях (с весом)

Тяга штанги к поясу

Бицепс стоя

Бицепс обратный хват

2. Среда

Разминка - 15 минут

НЧК

Тяга до колен

Жим средний хват

Тяга в изометрическом режиме по времени до 10 минут

Тяга с плеча (м)

Тяга штанги к поясу

3. Пятница

Разминка - 15 минут

НЧК

Тяга с 3-ой остановкой на высоте 5-10 см. от уровня пола

Жим узкий хват

Тяга с плеча (б)

Трапеция

Удержание штанги в тяге - 10 минут

На 6 недель

I-II - 60-75%

II-III - 75-80%

III-IV - 80-85%

IV-VI - 85-95%

1. Тяга до колена

Спортсмен выполняет упражнение в среднем темпе

Упражнение может выполняться как в классической стойке так и способом «сумо».

Спина прямая или с небольшим прогибом назад в поясничном отделе.

Гриф штанги достигает уровня колен и задерживается на 2-3 секунды после чего происходит опускание снаряда.

2. Тяга в изометрическом режиме

Упражнения изометрического характера выполняются в медленном темпе.

И.П. на старте (штанга чуть выше приподнята от помоста)

Движение непрерывное и максимальное. Усилие приходятся практически на все группы мышц равномерно. Задача не снижать и не увеличивать темпа продолжать движение за счет спины и силы ног. И сохранение общего центра тяжести.

Движение лопаток по направлению друг к другу и движения таза вперед в момент принятия неподвижного положения заканчивается. Продолжительность медленного подъема может составлять 8-10 секунд.

3. Тяга с плеча (б, м)

Штанга с плеча отделяется спокойно, но в дальнейшем её движение должно быть равноускоренным, то есть подъем должен производиться с постепенно нарастающим усилием. Здесь в большей степени работают мышцы спины. Разгибание туловища направлено вверх - назад. Вес штанги составил 100-115% от max. Данное упражнение используется для закрепления последней фазы «Фиксации».

Классическая тяга штанги выполняется при узко поставленных ногах, выпрямленной спине, хват руками, в отличии от сумного стиля, шире постановки ног (выпрямление в локтевых суставах).

Применяется при относительно слабых медиальных мышц бедра или недостаточной гибкости в тазобедренных суставах (невозможности развести колени в стороны) и сильных мышцах передней и задней поверхности бедра и выпрямителя спины.

Эта техника рекомендуется тем спортсменам, у которых недостаточно развиты мышцы, но и короткие руки.

Динамическую работу вначале приходится выполнять только разгибателями ног, которые включаются постепенно, не резко, но в полную силу. Для создания максимального усилия в момент отрыва штанги от помоста вместе с разгибателями ног переводится на преодолевающий режим работы разгибатели туловища.

Плечи и голова движутся дугообразно вверх - вперед, и наклон туловища по сравнению с первоначальным положением заметно увеличивается. Таз поднимается с большей вертикальной скоростью, чем плечи. Штанга перемещается вертикально вверх. В заключительной части тяги плечи разводятся назад.

Преимуществом классического стиля тяги штанги при этом является наиболее эффективная работа наружной поверхности мышц ног.

Недостатками являются то, что :

Штанга проходит наибольшее расстояние

В меньшей степени используется комбинезон для тяги.

Тяга - наиболее статичное движение в пауэрлифтинге и для осуществления мощного съема необходимо преодолевать инерцию снаряда. Это можно сделать следующим образом:

Дернуть штангу на съеме. Применение этого способа возможно при сильной спине и идеальной технике (спина прямая или с небольшим прогибом назад в пояснительном отделе).

Просесть ниже, чем это необходимо в стартовом положении и при подъеме вверх часть движения проходит без снаряда. Это способствует приданию спортсмену некоторой стартовой скорости и делает движение наиболее динамичным. Этот прием можно применить при достаточной растяжке (возможности как можно ниже просесть в широкой стойке).

Комбинация приемов 1 и 2. При этом, прежде чем сорвать штангу, делается несколько глубоких приседаний с дерганием штанги при подъеме.

Перед съемом ноги сначала полностью выпрямляются в коленных суставах, туловище наклоняется вперед, за счет сгибания ног в тазобедренных суставах. Одновременно с глубоким вдохом происходит сгибание в коленных суставах и частичное выпрямление туловища, и она остается прямой во всех фазах выполнения упражнения, (плечи накрывают гриф штанги) и сразу вслед за этим осуществляется мощный съем. Преимущества приема заключаются в том, что ноги спортсмена не утомляются, стоя согнутыми в стартовом положении, пока он сам готовится выполнить движение и настраивается, и движение осуществляется как бы «в отдачу», т.е. сразу вслед за сгибанием ног начинается их разгибание (съем); кроме того, в таком стартовом положении легче осуществить глубокий вдох. Недостатком является то, что сложнее осуществить контроль спины.

«Тяга с разбега»: настрой на подъем снаряда осуществляется перед подходом; спортсмен подбегает или быстро подходит к снаряду, хватает гриф и сразу же начинает тянуть. Применяя этот прием, внимание спортсмена не фиксируется на захвате грифа, поэтому при выполнении тяг могут возникнут следующие осложнения:

а) выскальзывание штанги из рук происходит при недостаточно прочном захвате, слабых кистях или коротких пальцах спортсмена.

б) «перекос» штанги при смещении захвата, в какую либо сторону (может случиться, что из-за этого штанга вообще не будет снята).

Напрячь на съеме мышцы брюшного пресса: это сделает более эффективным процесс настуживания и облегчит съем.

Одновременно с выпрямлением ног во время съема попытаться согнуть руки в локтевых суставах. Из-за большой величины веса снаряда руки не согнутся, но затраченное на это усилие частично разгрузит штангу для ног. Этот прием является разновидностью приема 1, но при выполнении приема 1, «дерганье» штанги осуществляется в плечевых, а не локтевых суставах.

Можно объединить приемы 1 и 7 то есть одновременно сгибать руки в локтевых суставах и приподнять и отвести плечи назад, но выполнение этого приема сложно по координации, так как при этом необходимо одновременно концентрироваться на выпрямлении ног, контроле спины и действиях рук в локтевых и плечевых суставах.

При работе над съемом можно использовать любые из перечисленных приемов или различные их комбинации (в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов), а также следующие вспомогательные упражнения:

Тяга до колен с весом 90/110% max, на 3/5 раз 3-4 подхода

3 5

2. Тяга в изометрическом режиме

3. Тяга с подставки

4. Тяга с 2 / 3 остановкой на высоте 5/10 см. относительно уровня пола

5. Тяга с виса с 8 / 10 остановкой на высоте 5 / 10 см. относительно уровня пола

(двое ассистентов с 2-х сторон подают штангу спортсмену, спортсмен делает глубокий вдох и опускает штангу на пол).

При выполнении становой тяги могут возникнуть проблемы в двух мертвых точках. Первая мертвая точка находится на уровне коленных суставов.

Причины возникновения проблемы:

Недостаточно мощный съем, обусловленный неглубоким вдохом.

«Зависание» спины при выпрямлении ног (спина не двигается вверх вместе со штангой, и на неё перекладывается вся нагрузка).

Отталкивание штанги перед съемом (или слишком большое расстояние между ногами и штангой перед съемом штанги с помоста).

Слишком близкое расстояние между ногами и грифом штанги (штанга задевает за колени).

Для ликвидация ошибок используют следующие методические приёмы:

Работа над мощностью (глубокий вдох перед съемом, компенсирующее ускорение).

Работа над согласованностью действий мышц ног и спины (спортсмен должен не подниматься штангу, а встать вместе с ней).

В стартовом положении (ноги согнуты) ноги должны касаться грифа штанги.

Вспомогательные упражнения:

а) тяга с виса до колен

80 100%

3 6

б) тяга с плинтов различной высоты (гриф штанги должен находиться не выше уровня колен в стартовом положении)

100 120%

3 5

в) тяга с 2 остановкой у колен (остановка может быть как при подъеме, так и при опускании штанги, а также в каждой фазе выполнения упражнения)

До 90%

3

г) тяга с прямых ног

90 75%

6 8

Причиной возникновения перечисленных ошибок является:

Сгибание в грудной клетке или поясничном отделе спины.

Слабые трапециевидные мышцы.

Для ликвидации отмеченных выше ошибок применяется:

Работа над техникой (прямая спина)

Упражнение ОФП для трапециевидных мышц (толчковая нога, пожимание плечами)

Специальные вспомогательные упражнения:

а) тяга с высоких плинтов (высота грифа на уровне колен или выше в стартовом положении

100 130%

3 5

б) упражнение в тяге

max

10x

Проблема вырывания штанги из рук наряду с вышеперечисленными особенно часто возникает у спортсменов со слабыми кистями или короткими пальцами.

Для ликвидации вырывания штанги из рук применяется:

Работа над укрепление кистей с помощью экспандеров.

На небольших весах не применять магнезию, а также делать тягу с гладким или утолщенным грифом.

Работа с лямками на больших весах.

Различные упражнения ОПФ.

Работа над мощностью в становой тяге осуществляется аналогично такой же работе в приседании со штангой и в жиме лежа:

Компенсирующее ускорение - максимальное напряжение на всем протяжении движения (в самом конце движения замедляется для удержания равновесия).

Применение комбинезона для тяги облегчает съем, помогает работать с большими весами.

Принцип изоляции

а) упражнение ОПФ на изолированные группы мышц, участвующие в работе;

б) работа над съемом;

в) работа над дотягиванием (тяги из виса, тяги с плинтов различной высоты и др.)

Изокинетическая тренировка не может быть применена из-за отсутствия специальных тренажеров.

ГЛАВА ЙЙ. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

Анализ специальной научно-методической литературы по теме исследования проводился с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методов исследования, выяснения состояния решаемой проблемы изучалась литература: о способах повышения силовых

показателей спортсменов - троеборцев, о методах увеличения мышечной массы. Использование данных специальной научно-методической литературы позволило обосновать необходимость настоящего исследования.

2. Педагогическое наблюдение.

Педагогические наблюдения проводились с целью оценки применяемых на практике способов повышения уровня силовых показателей в становой тяге и методов увеличения объема мышечной массы у спортсменов - троеборцев.

3. Контрольные испытания (тесты).

Тестирование уровня подготовленности спортсменов-троеборцев производилось для того чтобы выявить как изменились за это время силовые показатели в становой тяге и объем мышечной массы испытуемых.

4. Педагогический эксперимент.

5. Математико-статистические методы.

Методы математической статистики применялись для получения различных статистических показателей, при этом определялись следующие характеристики :

1. Средняя арифметическая величина:

где -- знак суммирования;

V -- полученные в исследовании значения (варианты);

n -- число вариант.

2. Среднее квадратическое отклонение:





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем дипломную работу самостоятельно:
! Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
! Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
! Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
! Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
! Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
! Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.

Особенности дипломных работ:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике Для студентов педагогических специальностей.
по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией.
технических дипломов Для студентов технических специальностей.

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.

Другие популярные дипломные работы:

Дипломная работа Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби"
Дипломная работа Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Дипломная работа Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса
Дипломная работа Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края
Дипломная работа Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
Дипломная работа Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС"
Дипломная работа Разработка системы менеджмента качества на предприятии
Дипломная работа Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
Дипломная работа ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ»
Дипломная работа Психическая коммуникация

Сейчас смотрят :

Дипломная работа Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку
Дипломная работа Финансовая устойчивость коммерческих банков
Дипломная работа Оценка и расчет пожарных рисков административного здания (на примере МДОУ № 126 "Солнечный зайчик" городского округа Тольятти)
Дипломная работа Расчет системы электроснабжения ремонтно-механического цеха станкостроительного завода
Дипломная работа Медико-социальная помощь беременным женщинам
Дипломная работа Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на предмете углерода и его соединений
Дипломная работа Автоматизированной информационная библиотечная система
Дипломная работа Социальная поддержка детей из неполных семей в Центре детского творчества г. Асбеста
Дипломная работа Учетная политика предприятия
Дипломная работа Планирование и объективная оценка производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Дипломная работа Налоговая политика РФ
Дипломная работа Проблема сбытовой деятельности организации
Дипломная работа Детский травматизм и его профилактика
Дипломная работа Использование моделирования в обучении решению задач в 5 классе
Дипломная работа Лексико-семантические особенности англоязычных заимствований в русском языке