Дипломная работа по предмету "Социология и обществознание"


Управление конфликтами на примере Алтайского краевого центра по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями


6

Содержание.

Введение

Глава I. Теоретические аспекты конфликтных ситуаций

1.1 Понятие и сущность конфликта

1.2 Предмет и объект конфликта и классификация конфликтов

1.3 Структура конфликта и специфика источника конфликта.

Глава 2. Управление конфликтами в деятельности Алтайского центра по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями

2.1 Характеристика деятельности центра и сущности конфликта

2.2 Программа исследования

2.3 Анализ проведенного исследования в коллективе Центра

2.3 Практические рекомендации.

Заключение

Список используемой литературы.

Приложение.

Введение

Глубокие экономические преобразования, происходящие в современной России, связанные с переходом на рыночные механизмы функционирования и регулирования, требуют изменения и в подготовке специалистов для любых предприятий и организаций. Для плодотворной работы любого менеджера необходимо знание многих дисциплин, связанных с планированием организаций и управлением.

Особо проблема конфликтности касается учреждений социальной сферы, особенно тех, чей контингент отличается склонностью к активному девиантному поведению. Одним из таких учреждений является Алтайский краевой центр по борьбе со СПИДОм и другими инфекционными заболеваниями. Нерешенность социальных проблем, отсутствие финансирования - это далеко не полный перечень проблем, которые стоят перед этим учреждением. Отсутствие у врачей и специалистов интереса к работе, а также негативизм со стороны наркоманов по отношению к лечению, порождает множество конфликтных ситуаций в процессе восприятия лечения и организации деятельности данного учреждения.

Эта тема была выбрана мною для того, чтобы я как будущий специалист могу столкнуться с данной проблемой в процессе своей будущей работы. В силу этого, более углубленное изучение данной проблемы поможет мне научиться бороться и предотвращать проблемы, связанные с конфликтными ситуациями.

Я считаю, что это одна из наиболее актуальных проблем сегодняшнего времени.

Исходя из всего вышесказанного, целью представленной работы является необходимость охарактеризовать с социологических позиций содержание управленческого конфликта на примере конфликтов, возникающих в процессе деятельности Алтайского краевого центра по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями.

Данная цель включает в себя решение следующих задач.

1. Охарактеризовать сущность конфликта с социологической точки зрения.

2. Выделить основные подходы к классификации конфликтных ситуаций.

3. Описать деятельность Алтайского краевого центра по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями.

4. Провести социологическое исследование на тему «Конфликты между наркоманами и врачами по поводу социального восприятия лечения»

5. Проанализировать результаты исследования и выработать рекомендации по предотвращению конфликта.

Структура данной работы включает в себя ведение, две главы, заключение.

Введение отражает актуальность исследуемой проблемы, цели и задачи работы, характеристику предмета, объекта исследования, его структуры, а также анализ той литературы, которая была использована в процессе исследования.

Первая глава является теоретической. Ее содержание отражает характеристику сущности конфликта с разных теоретических позиций, выделение основных подходов к классификации конфликта, характеристику структуры управленческих конфликтов.

Вторая глава - практическая. В ней дана краткая характеристика деятельности Алтайского краевого центра по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, проведено социологические исследование самого распространенного конфликта между наркоманами и врачами по поводу социального восприятия лечения в данном медицинском учреждении, а также представлены рекомендации по их разрешению.

В заключении даны основные выводы дипломной работы.

Предметом исследования является конфликт между наркоманами и врачами по поводу социального восприятия лечения.

Объект исследования - Алтайского краевого центра по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями.

В ходе работы нами использовались следующие методы: описательный, сравнительный, системный. Описательный метод предусматривает конкретное теоретическое исследование социального конфликта с позиций сущности, возникновения и развития. С помощью этого метода исследуются важнейшие проблемы конфликтологии с позиций противоборства между отжившим старым и нарождающимся новым. Сравнительный учитывает важную особенность исследования: важные управленческие или социологические явления, как, например, социальный конфликт полнее раскрывает свое значение при сопоставлении ее с серией сходных явлений и фактов. Это ориентирует на изучение конкретных проявлений конфликта путем сопоставления их отдельных качеств, черт с показателями других однотипных явлений и процессов. Системный метод путем анализа структуры конфликта, составляющих ее элементов, присущих им взаимосвязей. Также в процессе проведения исследования нами были использованные следующие социологические методы: глубинное интервью, анкетирование.

В процессе работы над данной темой нами была исследована соответствующая литература, которую, с достаточной степенью условности можно разделить по страноведческому принципу, а также по периодам. Начнем с того, что в западной литературе по вопросам управления конфликтом накоплен достаточно большой материал. Это сделало возможным публикацию работ фундаментального характера, таких как работы Дэна [14], Зингерта [20].Определенный вклад в развитие исследований по указанной проблематике внесли представители сравнительной конфликтологии, такие как, например, Давид [12].

Если работы зарубежных исследователей в большей степени однородны по своему содержанию и высказываемых в них суждениях, то работы отечественных исследователей можно разделить на работы исследователей, относящихся к советской историографии и научные произведения авторов современного периода.

В работах отечественных исследователей, относящихся к советскому периоду, отчетливо видна негативная тенденция к негативной оценке конфликтов. В их анализе особо подчеркивается буржуазный характер конфликта, делается сильный акцент на том, что существование конфликтной ситуации оказывает свое дисгармонирующее влияние на процесс социального развития. Особенно ярко данные черты находить свое отражение в работах Дмитриева [16].

Отечественные исследователи современного периода. В данных работах содержится как богатый фактический материал, так и анализ конфликта на совершенно новых основах. Отказавшись от господствовавшего ранее в советской литературе доктринерского подхода, исследователи стремятся к использованию новых методов, в частности использования причинно-следственных связей.

Целый ряд отечественных авторов: И.Е. Ворожейкина, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.П. Шейнов, В.Н. Пугачев, А.В. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев, Е.М. Бабосов, Г. Бройнинг, Д.П. Зеркин и другие излагают прикладные знания о конфликтах, источниках возникновения, структуре и стадиях их развития и значимости в социально-экономической и других сферах жизни.

Глава I Теоретические аспекты конфликтных ситуаций

1.1 Понятие и сущность конфликта

Это понятие в научной литературе, впрочем, как и в публицистике, трактуется неоднозначно.

Существует множество определений термина «конфликт». Наиболее распространенный подход к определению конфликта состоит в определении его через противоречие как наиболее общее понятие, и прежде всего через социальное противоречие [16; с.14].

Общеизвестно, что развитие любого общества представляет собой сложный процесс, который совершается на основе зарождения, развертывания и разрешения объективных противоречий. Признавая это на словах, господствовавшая в течение десятилетий марксистская теория, по существу не относила это к нашему обществу. Известно, что один из идеалов социализма состоял в изживании классовых конфликтов. Еще в конце тридцатых годов у ряда авторов появилась идея бесконфликтности социалистического общества, отсутствия в нем антагонистических противоречий. Наиболее полно эта идея была представлена в тезисе о полном соответствии при социализме производственных отношений характеру производительных сил.

Позднее было, правда, признано, что это соответствие проявляется лишь тогда, когда противоречия объединяются в рамках единства. Большинство социальных философов, занятых поисками основного противоречия социализма, считали таковыми противоречия между производительными силами и производственными отношениями, иногда между производством и потреблением, старым и новым и тому подобное.

Так или иначе, проблема противоречий, в известной степени, в нашей литературе все же разрабатывалась. Однако это нельзя сказать о теории конфликтов; ей по существу, не уделялось никакого внимания. Между тем противоречия и конфликт, с одной стороны, не могут рассматриваться как синонимы, а с другой - противопоставляться друг другу. Противоречия, противоположности, различия - это необходимые, но недостаточные условия для возникновения конфликта. Противоположности, противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями. Таким образом, конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон [6; с.456].

К этому необходимо добавить, что в обществе речь идет не об абстрактных силах, не о космических или иных природных явлениях, а тем более не о воображаемых феноменах, а о социальных субъектах: конкретных людях, будь то индивиды, группы, социальные слои, политические партии или государства. Иными словами, имеется в виду социальный конфликт, процесс в котором два (или более индивида) или группы активно ищут возможность помещать друг другу достичь определенной цели, предотвратить возможность удовлетворения интересов соперника или изменить его взгляды на социальные позиции. По аналогии, термин «конфликт» может быть распространен на многие явления, вплоть до борьбы с неодушевленными предметами. Но в социальном конфликте все стороны представлены людьми, их группами. Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожать оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны. Социальный конфликт включает в себя активность индивида или группы, неумышленно блокирующих функционирование или наносящих ущерб другим людям или группам.

Конфликт имеет место тогда, когда ущемление достоинства происходит (как правило, насильственное) хотя бы одним субъектом общения. Критерием отличия конфликта от противоречия, от борьбы противоположностей является степень ущемления нравственного достоинства.

Несомненно, конфликт - явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем [1; с.4].

Общество не есть простая совокупность индивида и их взаимодействий. Представляя собой целостную систему с характерным для нее качественным состоянием, он первично по отношению к отдельной личности. Каждый индивид, рождаясь, создает оформленную структуру ранее сложившихся связей и по мере своей социализации включается в нее, усваивая ставшие к тому времени доступным людям знания и ценности, определившиеся нормы поведения.

Каждый человек, приобщаясь к условиям социальной среды, оказывается все своеобразным и самобытным.

Правомерно считать, что межличностный конфликт - один из уходящий в глубины тысячелетий способов взаимодействия человеческих существ. Он, по - видимому, получил распространение раньше внутриличностного конфликта, так как отношения между отдельными людьми предшествовали общению индивида с самим собой, его автокоммуникации. Назначение конфликта было и есть преодоление чрезмерно обострившихся противоречий, нахождение оптимального выхода из возникшего противостояния, поддержания взаимодействия субъектов социальных связей в условиях серьезного расхождения их интересов, оценок, целей.

Недаром столь высоко ставится соблюдение выработанного за многие века «золотого правила», по которому человек в отношениях с другими людьми должен проявлять лояльность, расположение и терпимость и добрую волю, быть справедливым, дружелюбным, уважительным и вежливым, то есть строить свое общение с окружающими на такой благожелательной основе, как взаимное доверие, надежность, как на словах, так и на деле. Всякие взаимоотношения, как деловые, так и сугубо личностные, эффективны только при уступчивости и сдержанности сторон, честном партнерстве, обоюдном стремлении к улаживанию разногласий и конфликтов, если они случаются.

Так должно быть, но не всегда бывает в действительности. В реальной жизни любой человек, каждая людская общность сталкиваются с трудно разрешимыми проблемами, разного рода ограничениями. Человек в процессе взаимодействия с другими субъектами проявляет присуще ему отношения к партнерам, которое всегда накладывает свой отпечаток на характер общения и социальных связей, может продолжать противоречия и напряженность, непримиримость и вражду, деформировать непосредственные контакты.

К этому следует добавить отклоняющееся, так называемое дивиантное поведение: пьянство, наркомания, нарушения, экстремизм. Отклоняющимся от нормы может характеризоваться не только как негативное, на грани порочного, поведение. Бывает, что к нему относят и пристойные поступки, в том числе и неукротимое стремление к новому, решительность в преодолении консервативных традиций, различные виды научного, технического и художественного творчества. Новаторство одних нередко оборачивается непониманием со стороны других, необходимостью вступать в конфликт[1; с.23].

Конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природе, не может быть абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия, конфликты - постоянные и неизбежные составные части общественного развития []

Далее конфликт - явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту истину, что человек принципиально отличается от других живых существ тем, что его намерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, не «меркой своего вида», а программой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности. Человек наделен специфическим, только ему присущим качеством - разумом, способностью отражать реально существующий мир и общественно - историческую практику. Сознание в его индивидуальных и общественных формах представляет собой совокупность идей и взглядов, чувств и мнений, привычек и нравов. Оно охватывает собой все богатства внутренней культуры - той самой «второй природы», что сотворена людьми.

Таким образом, конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости интересов, ценностных оценок или целей, как осмысленное противостояние.

Следующая черта: конфликт - явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни - будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества или самого человека.

В самом деле, разве можно представить себе развитие отдельной личности или деятельности организации без внутренней напряженности, противоречий, преодоления застоя, косности, столкновений и борьбы, причинами их могут быть в частности, условия хозяйствования, стечение неблагоприятных для функционирования организации обстоятельств; проблемы трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью работы, отношениям в коллективе между отдельными лицами и социальными группами; структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями администрации; эмоциональные всплески, вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения совместно работающих людей, их возрасте и жизненной опыте, нравственных представлениях, уровне образования, квалификации, общей культуры.

Бесконфликтность- это иллюзия, утопия и уж тем более не благо. Конфликты, как и любые социальные противоречия, являются формой реальных общественных связей, которые как раз выражают взаимодействие личностей, отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их потребностей, мотивов и ролей [ 16; с.233]. В этом смысле они не только допустимы, но и желательны, могут быть полезны как источник и фактор общественной активности. Словом, там, где действуют люди, практически всегда есть место и конфликтам.

Весьма существенно, что конфликт - это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения и противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций, по меньшей мере, двух сторон.

В процессе его развертывания имеют место и действия и контрдействия, так как осуществление намерений участников конфликта неизбежно сопряжено с вмешательством в дела другой стороны (или сторон), нанесением ей определенного ущерба, преодолением сопротивления, созданием помех, мешающих добиться поставленной цели.

И еще одна важная черта, которая выражается в том, что конфликт - прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиями противоборства.

Социологи, для которых привычнее выделять социальные отношения, больше склонны характеризовать конфликт, прежде всего как предельное обострение противоречий, столкновение и противоборство, вызываемые противоположностью, несовместимостью интересов и позиций личностей, социальных групп, слоев, классов, позиций и государств [9; с.127].

1.2 Предмет и объект конфликта, классификация конфликтов

Подходы к классификации конфликтов могут быть самыми разными. Так, социологи обращают внимание прежде всего на микро- и макро- уровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально-экономический, национально-этнический, политический. Юристы различают внутри - и внешсистемные конфликты, сферы их проявления, в том числе и семейно-бытовые, культурные, социально-трудовые, а также широкое разнообразие хозяйственных, финансовых и имущественных конфликтов, возникающих в условиях рыночной экономики [9; с. 212].

По формам проявления конфликты действительно имеют место во всех областях общественной жизни, а потом правомерно выделять социально-экономические, этнические, межнациональные, политические идеологические, религиозные, военные, юридические, семейные, социально-бытовые и иные типы конфликтов. По причинам и источникам возникновения конфликты делят: объективные и субъективные [10; с. 412].

В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации или его подразделении обстоятельств. Но конфликтная ситуация создаться и из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей. По непосредственным причинам возникновения конфликты различают как организационные, то есть происходящие в пределах определенной социальной системы, того или иного структурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или нарушением регламентированного порядка; эмоциональные, связанные, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на действия и поведения людей, расхождением во взглядах и т. п., социально-трудовые, вызываемые несовпадением, конфронтацией частных и общих интересов, несовместимостью целей отдельных лиц и определенных социальных групп

По формам и степени столкновения противоборство может быть открытым и скрытым. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными; либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем неоправданными, лишенными всякой целесообразности [7; с. 455]

Конфликты по коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные, то есть те, участники которых связаны теми или иными видами подчинения. Эти конфликты могут быть смешанными, представляя отношения подчинения и неподчинения.

По масштабам и продолжительности конфликты бывают локальными, вовлекая в свою орбиту часть персонала предприятия, какого-то региона или отдельно взятой отрасли, а также общие, втягивающие в отдельное конфликтное противоборство всех работников организации, либо основную массу наемных лиц региона или занятых в той или иной отрасли народного хозяйства. Обычно такого рода конфликты приобретают затяжной характер, возникают из - за разногласий и противоречий по поводу недостатков в организации, включая безопасность, охрану, оплату и другие условия труда, выполнения коллективных договоров и трудовом соглашении, исполнении работодателями и органами власти законодательных актов о социальных гарантиях и социальной защите работников, введение новых или существенное изменение действующих правил и инструкций.

Большим разнообразием форм проявления характеризуется типология конфликтов по составу конфликтующих сторон, затрагивающих в большинстве их интересы, целеполагание, соблюдение социальных и нравственных норм, определение функциональной значимости конфликтного противостояния. В первую очередь к этим типам относятся внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые конфликты [12; с.89].

Межличностный конфликт древнее внутриличностного, поскольку развитие межличностных отношений предшествовало возникновению автокоммуникации, общению индивида с самим собой. Вместе с тем межличностный конфликт во многом имеет интимный характер, то есть касающийся только отдельного лица, механизм провоцирования и стимулирования определенного поведения. Его функциональное значение было и есть преодоление чрезмерно обострившихся противоречий, взаимное нахождение оптимального выхода из возникшего противостояния.

По способам урегулирования (разрешения) конфликты разделяются на агонистические, сопровождающиеся непримиримостью, неуступчивостью сторон, а также компромиссные, допускающие разновариантность преодоления расхождений, взаимосближения взглядов, интересов, целей. Каждый человек, любая социальная группа обнаруживают присущую только им манеру общения, налаживания и поддерживания отношений, особый стиль поведения в конфликтных ситуациях.

Однако при всей несхоженности манер и стилей, а также при этом, что не существует единых рецептов преодоления конфликтов и каких-то универсальных способов их улаживания, имеют место и общие признаки конфликтного поведения. Такое поведение практически всегда, так или иначе, связанно с решением той или иной проблемы, которая вызвала противоборство и которая в определенной мере значима для каждого из участников конфликта, делает их взаимодействующими. Это требует выбора соответствующего способа, то есть образа действий, который отвечал как бы специфике (особенностям), так и общей природе, некоей стандартной основе данного типа конфликта.

Существенно значим еще один признак классификации конфликтов- то функциональной значимости, то есть восприятию результатов.

Под предметом конфликта мы понимаем объективно существующую или мыслимую (воображаемую проблему), служащую причиной раздора между сторонами. Каждая из сторон заинтересована в решении данной проблемы в свою пользу.

Предмет конфликта - это и есть основное противоречие, из - за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Это может быть проблемы власти, обладания теми или иными ценностями, проблема первенства или совместимости [17; с.56].

Поиск путей разрешения конфликта, как правило, начинается с определения его предмета, и сделать это часто оказывается весьма трудно. Многие конфликты имеют столь запутанную или сложную предысторию, что специалист вынужден как археолог вскрывать один слой за другим.

В конфликтах напластование проблем может сделать предмет конфликта абсолютно диффузным, не имеющим четких границ, перетекающим. Конфликт может иметь основной предмет, рассыпающийся на частные предметы, множественные «болевые точки».

Объект конфликта в конкретной системе отношений - это всегда некий дефицитный ресурс. Дело не только в объективной «неделимости» объекта между двумя сторонами, но и в неделимости субъективной. Иными словами, дефицит ресурсов и определение характера и границ субъекта - вещь чаще всего относительная, изменчивая по своей сути.

Конфликт, однако, может и не иметь объекта. Наряду с «объектным» конфликтами, выделяется категория «безобъективных», не базирующихся на взаимных стремлениях, к контролю над чем - то.

1.3 Структура конфликта и специфика источников конфликта

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется также по - разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Например, в социальной структуре общества обычно выделяют различные классы и разные социальные слои. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов.

Применительно к конфликту такие подходы неприемлемы, так как наряду с тем, что он является системой, конфликт представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность его устойчивость связей, обеспечивающих целостность связей, обеспечивающих целостность конфликта, торжественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Всякий конфликт характеризуется конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства. Эти два определяющие элемента конфликта не исчерпывают его структуру. Последний включает конфликтное действие в той или иной форме и направляющее его сознание, средство и методы действия, поле конфликта. Кроме того, ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации. Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты, государства, международные сообщества.

Ключевым моментом в анализе конфликта считает А. Гурен, является четкое определение социальных оппонентов, является четкое определение социальных оппонентов и их ценностных ориентаций. Будет правильным уточнить тезис французского социолога: определение интересов социальных оппонентов и соответствующих ценностных ориентации. В чес здесь проблема? В том, что в реальном конфликте действительные оппоненты (субъекты) далеко не всегда выявляют себя, а зачастую скрываются за второстепенными соучастниками противоборства, или же стремятся представить в качестве субъектов конфликта такие группы и организации, которые лишь косвенно связанны с предметом конфликта. Субъекты конфликта не остаются неизменными в процессе противоборства.

О зрелости конфликта судят по степени формирования субъектов. Динамика конфликта с помощью прямо связана с развитием его субъектов и наоборот. Если конфликт перерастает в новое, качественное состояние, соответственно качественно изменяются и субъекты конфликта. В случае развития экономического конфликта в политический ведущую роль начинают играть политические организации наемных рабочих, с одной стороны, и институт политической власти, с другой стороны. В такой ситуации возможны два варианта преобразования инициатора конфликта: подключение к организации экономической борьбы политических партий и движений или превращения организации, созданной для защиты экономических интересов, определенной социальной группы, в политическую организацию, ведущую борьбу за власть. Подобная метаморфоза, как известно, произошла с польским профсоюзным объединением «Солидарность» и ее лидерами.

Маскировка подлинного субъекта конфликта - частое явление во внутригрупповых столкновениях.

Проблема субъекта конфликта имеет еще один аспект. Для анализа конфликта и его динамики, важно различать субъекты, инициирующее конфликтное действие и доминирующего в этом действии. Причем это не всегда один и тот же субъект. Агент, спровоцировавший конфликтную ситуацию, зачастую оказывается не определяющей, а ведомой, определяемой стороной. Изменение соотношения противоборствующих сил - одна из закономерностей конфликта, в особенности классового.

Каждая из сторон конфликта может состоять из совокупности элементов: коалиций партий, ассоциаций, производителей, союзов общественных объединений, коллективов, индивидов.

Для понимания характера конфликта и его направленности следует учитывать единство и имеющиеся различия во взглядах и позициях агентов, составляющих один и тот же субъект.

Внутренние противоречия данного субъекта могут ослабить его позицию или усилить, в зависимости от того, как они регулируются или разрешаются. Распад субъекта и неминуемое в этом случае - крайний вариант функционирования многосоставного субъекта. Поведение и действия субъектов направляются конфликтным сознанием. Его образуют особое состояние общественного сознания, специфика которого осуществляется в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей или целей и превращение их в мотивацию активности.

Материальный или духовный объект общественной жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта. Ими могут быть экономические или социальные блага, материальные или духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое, что составляет предмет цивилизованной социальной жизни.

В конфликте наряду с реальным предметом конфронтации может фигурировать мнимый квази - предмет. Действительный предмет нередко скрыт до поры до времени.

Козер Л. обозначил в качестве переменных предмета конфликта власть, статус, перераспределение ценностей и доходов. Дарендорф Р. назвал предметом современного социального конфликта право на включение в «большинство» общества, добившихся нормальных условий для себя жизни. Парсонс Т. И его сторонники считают предметом общественного конфликта сохранение стабильности системы, ее нормативно- ценностной основы.

Как следует из всего вышесказанного, понимание предмета конфликта имеет концептуальное значение и связано с общим подходом тех или иных авторов к пониманию социального механизма в целом. Предмет конфликта - это его источник. В зависимости от глубины проникновения анализа в суть общественных явлений и процессов, исследователем фиксируется определенный уровень основы конфликта.

Предметом многих конфликтов служит уровень эффективности экономики, политического руководства и организации общественной жизни в различных ее областях. Каждому типу общества присущи свои конфликты, соответственно и возникают они на характерной для общества основе. Предмет конфликта - это не переменная, которая характеризует любой конфликт. Ее анализ всегда необходим, какими бы не были конфликтные отношения.

Конфликтное действие и поведение, его средства и методы образуют сам процесс конфликта, а также составляют один из главных структурных элементов.

Доминирование одной стороны над другой осуществляется с помощью различных средств, в зависимости от характера конфликта: использование экономической и политической власти, влияния, авторитета, идеологического воздействия и другой, вплоть до физического насилия. Доминирование порождает противоположные действия в виде массового несогласия, протестных форм поведения. В конечном счете модели конфликтного поведения обобщаются в следующие виды:

1) достижение одним субъектом своих целей за счет другого;

2) частичная и полная уступка одним субъектом своей позиции другому;

3) взаимное удовлетворение интересов обоих конфликтующих субъектов и достижение какой - то общей цели;

4) взаимное неудовлетворение интересов противоборствующих сторон и стремление перевести конфликт на новый уровень и новую форму.

Борьба сторон за реализацию взаимоисключающих интересов, позиций и целей; борьба за противоречивые интересы, позиций и целей при наличии превалирующего над противоречием единства, более существенных интересов; борьба, связанная с выбором путей, средств и методов достижения общих интересов и целей,- таковы некоторые модели конфликтного действия общественных субъектов.

Взаимодействие конфликтующих субъектов, развертывается в определенном времени, имеется в виду продолжительность конфликта, последовательность его этапов, темпы протекания противоборства. Конфликт также характеризуется своим полем, что входит в состав элементов его структуры.

Социальное поле, по мнению французского социолога П. Бурдье, - это специфическая система объективных связей между отдельными позициями, находящихся в конфликте или альянсе, в конкуренции или кооперации, определяемыми в большей степени факторами, не зависящими от субъектов - носителей позиции. С точки зрения П. Бурдье, социальное поле, в частности, политическое, является условием и постоянно производящимся и институциирующимся результатом практики. Поле составляют агенты, позиции, институты, документы, используемые в борьбе, правила игры (если они есть), то есть все то, что фигурирует и с чем связаны конфликтные действия, образует содержательные границы его.

Понятие «поле» конфликта включает в себя предмет конфликта, но не сводится к последнему. Предмет, как отмечалось, есть источник и объект противоречия - конфликта, а поле - все, что составляет сферу конфликтных действий. Элементы поля, например, правила игры, могут стать предметом конфликта, если по их поводу возникает противоборство.

Главная линия конфликта или ядро конфликта - это сектор поля, характеризующий тот элемент взаимодействия, который определяет противоположность позиций сторон. Иными словами - это конфликтный фактор, прежде всего противопоставляющий самих оппонентов.

Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации. Последняя неотъемлемая сторона конфликта, существенный элемент структуры.

Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующую основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности, или хотя бы одна из них не могут существовать уже в рамках прежней взаимосвязи, единства. Одну сторону, или обе уже не удовлетворяют, к примеру, социальный статус, уровень участия в системе власти, возможность доступа к распределению благ. Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтных факторах, говорят о появлении инициатора конфликта (лидера, группы, организации), а также о готовности поддержать его со стороны других субъектов со сложившейся установкой на конфликт. Конфликтная ситуация в обществе - это ситуация социальной напряженности, когда подорвана легитимность в самом широком смысле этого слова (социальная оправданность) различных общественных структур, ценностей, порядка. Конфликтная ситуация стимулируется кризисными явлениями. Кризисы в обществе могут выступать условием для возникновения конфликтной ситуации, либо являются фоном, на котором развертываются конфликты. Нынешняя ситуация в России характеризуется наличием всех составляющих конфликтной ситуации, связанной с глубоким системным кризисом общества.

Понятие организационно-управленческого конфликта непосредственно связано с такими понятиями как «организация» и «управление».

Первое, то есть организация, характеризует форму социальной связи между людьми, сплачивающую их в некую социальную общность, обеспечивающую функционирование этой общности упорядоченным образом. Любое объединение людей и есть организация, в том числе и институты регионального, государственного и местного управления.

Второе понятие - управление - раскрывает способ осуществления своих совокупных общественных действий, ориентированных на реализацию единых целей и задач. Управлять - значит добиваться того, чтобы те или иные субъекты выполняли заранее очерченные функции и намеченные цели. Управление - целенаправленная многофункциональная деятельность, она всегда осуществляется через посредство определенной организации. Поэтому управленческие отношения есть, по сути, и организационные, хотя последние имеют свою относительную самостоятельность, как компонент содержания управленческой деятельности. Конфликт в управленческих отношениях, так или иначе, затрагивают отношения и организационные отношения, и предстает в действительности как организационно-управленческий.

Специфика организационно-управленческого конфликта выясняется анализом целевой группы организации как субъекта государственного и административного управления и социального пространства, на котором возникают и функционируют внутригрупповые конфликты.

Понятие социальной организации равнозначно целевой группе, то есть объединению людей, созданному для реализации определенных (а именно, управленческих) целей организационным образом. Другие значения понятия организации - способы руководства и управления людьми, координация функций деятельности субъектов; система образцов деятельности, средств социального контроля, социальных ролей, что обеспечивает совместную деятельность группы, как реализацию их функций.

Целевая группа - организация как институт государственного и местного управления характеризуется рядом признаков. Это объединение людей, стремящихся к осуществлению общих целей, связанных с реализацией четко очерченных, формализованных управленческих функций. Формальная организация играет основную роль в жизнедеятельности целевых объединений, созданных для управления.

Краткая характеристика целевой группы - организации как ячейки административного управления, специфики административной власти, которая помогает понять, сколь многообразны возможности для возникновения и регулирования конфликтов в этой области общественной жизни. По своей природе они в основном порождаются взаимодействие управляющих и управляемых, организаторов и организуемых.

Как свидетельствует Ден Д., классическое исследование в области проблем менеджмента, проведенное в организациях Соединенных Штатов показало, что 25% времени, затраченного на управление, уходит на улаживание конфликтов. Эта цифра увеличивается до 30% для руководителей высшего звена.

Организационно-управленческий конфликт - это конфликт между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, образующимися в их составе первичными группами, между различными подразделениями в данной системе управления по поводу целей, средств и методов управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий.

Как и другие типы конфликта, организационно-управленческий конфликт означает столкновение субъектов, связанных с теми или иными противоречивыми позициями, целями и ценностями представлениями об общественном процессе жизни людей, наций и государств. Вместе с тем, специфика определения данного типа конфликта, особенность всех его признаков вытекают из того, что речь идет о взаимодействиях внутри определенной целевой группы (части управляющей системы) или ее другими частями. Взаимоотношения между людьми - членами управляющей организации, в частности аппарата государственного или местного управления, принципиально отличны от институционализованных или неинституционализованных отношений. Они заданы специализированными, четко определенными управленческими функциями и ролевой структурой организации, регламентируются присущими данной организации нормами, а также способами деятельности.

На конфликтные действия побуждают не противоположные цели управляющих и управляемых (те и другие интегрируются в организацию, признавая ее цели), а скорее неоднозначные интерпретации общих целей, путей и средств их достижения. Несколько иначе обстоит дело с позициями, ценностями и представлениями членов организации, они могут быть официально выражаемыми и неофициально проявляющимися, причем первые далеко не всегда совпадают со вторыми, чаще всего противоречат им.

В управленческой группе возникают и развиваются конфликты, преимущественно объективного характера, то есть вытекающие из заданной системы противоречий, и такие, которые порождаются главным образом, субъективными причинами, зависящими от личностных характеристик и индивидуального поведения руководителей и исполнителей, властвующих и подвластных. Весьма значимо разграничение конфликтов по признаку реальности: конфликта подлинного, обусловленного по преимуществу объективными противоречиями, и ложного, не имеющего в своей основе фактических причин, конфликта действительного и приписанного, когда в качестве конфликтующих сторон воспринимаются не те агенты, которые находятся в состоянии противоборства, конфликта условного, существующего до тех пор, пока он не осознан, и конфликта жизненного, постоянного для социального организма.

Каждый элемент организационно-управленческих отношений в потенции обременен противоречием, хотя, конечно, не всякое противоречие развивается в конфликт. Но всякое противоречие, если оно реализуется, в конечном итоге восходит к отношениям: руководитель-подчиненный, управляющий - управляемый, исполнитель-исполнитель. Основа внутреннего регулирования отношений и деятельности - единый административный порядок, иерархия субординация и дисциплина - предполагает постоянное преодоление противоречия между общезначимыми для данной организации и частным, нормативным и дисфункциональным, рациональным и иррациональным, целенаправленным и стихийным. При этом общезначимое, нормативное в идеале воплощается в деятельности руководящего ядра, формального лидера. Но в действительности бывает иначе, когда носителем позитивного выступает активная часть целевой группы, сталкиваясь с сопротивлением руководства. Административный порядок потому и гарантирует возможность принудительного выполнения членами организации принудительных норм, что они нередко приходят в противоречие с личностными, индивидуальными интересами и стремлениями.

Объективно в управленческой группе, наряду с основной, формальной организацией всегда существует неформальная. Противоречия между данными структурами неизбежно, коль скоро формальная организация обеспечивает «безличностный» способ функционирования целевого объединения, опирается на административную власть, а неформальная - на способ деятельности и отношения, зависящие от личностных черт членов организации и регулируемые складывающимися нормами профессиональной этики, авторитетом общественного мнения. Формальная организация управленческих отношений воплощается в бюрократию. Как административный управленческий аппарат, как рационализированная и дисперсонализированная система управления и руководства, бюрократия объективно противоречива, объективно на конфликтность и внутри себя и во взаимоотношениях с общественной системой - объектом управления.

Глава 2. Управление конфликтами в деятельности Алтайского краевого центра по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями.

2.1 Характеристика деятельности Центра и сущности конфликта.

Как уже было нами отмечено, наиболее острыми и деструктивными конфликтами являются те, которые связаны с распространением девиантного поведения, наиболее распространенным из которого является наркомания.

Клинико-психологическое исследование наряду с другими отклонениями выявило следующие преморбидные расстройства у подростков из семей, отягощенных злоупотреблением психологически активных веществ, которые, как правило, также встречались в анамнезе больных алкоголизмом и опийными наркоманиями:

1. Патология раннего и позднего постнатального периода (гипервозбудимость, плаксивость, двигательное беспокойство, нарушение сна и др.) - 93%.

2. Энурез - 30%.

3. Симптомы минимальной мозговой дисфункции - 56%.

4. Тяжелый пубертат - 46%.

5. Эмоциональная нестабильность и склонность к депрессиям - 94%.

6. Психический инфантилизм - 62%.

7. Дефицит внимания - 70%.

8. Поиск новизны и склонность к рискованному поведению - 62%.

9. Склонность к антисоциальному поведению - 50%.

10. Раннее начало курения и употребления алкоголя - 72%.

В целом подростки из отягощенных алкоголизмом и наркоманией семей характеризуются более высоким уровнем напряженности и возбужденности. Они постоянно испытывают чувство неудовлетворенности. Снятие внутренней напряженности является одним из побудительных мотивов обращения к наркотикам.

Наша страна пережила две большие «волны» наркомании: первая прошла в 1920-е, вторая началась в 1980-е.

В начале 1920-х широкое распространение наркомании стало естественной реакцией на общее состояние социальной неустроенности после гражданской войны. Самым популярным наркотиком был «марафет», ( кокаин), который нюхали не только беспризорники, но и студенты, рабочие. Когда во второй половине 1920-х усилилась борьба с контрабандой, и одновременно был отменен «сухой закон», наркомания быстро пошла на спад.

Повышение открытости советской экономики и обострение ее социально-экономических проблем послужили основой нового взлета наркомании в последние годы существования СССР. Наркомания 1990-х приобрела размеры, серьезно тревожащие общественность России и других постсоветских государств (табл. 1).

Таблица 1. ПОТРЕБЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНЫХ НАРКОТИКОВ В ЭКС-СОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВАХ,% ОТ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ СТАРШЕ 15 ЛЕТ

Страны

Каннабис

Опиаты

Азербайджан

1,1

0,3

Белорусь

0,1

0,08

Казахстан

3,2

0,9

Латвия

0,5

0,3

Литва

0,3

0,3

Молдова

1,8

0,04

Россия

0,9

0,9

Узбекистан

1,3

0,7

Украина





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем дипломную работу самостоятельно:
! Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
! Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
! Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
! Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
! Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
! Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.

Особенности дипломных работ:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике Для студентов педагогических специальностей.
по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией.
технических дипломов Для студентов технических специальностей.

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.

Другие популярные дипломные работы:

Дипломная работа Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби"
Дипломная работа Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Дипломная работа Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса
Дипломная работа Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края
Дипломная работа Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
Дипломная работа Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС"
Дипломная работа Разработка системы менеджмента качества на предприятии
Дипломная работа Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
Дипломная работа ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ»
Дипломная работа Психическая коммуникация

Сейчас смотрят :

Дипломная работа Механизм обеспечения финансовой безопасности коммерческого банка на примере ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" (ООО "ХКФ Банк")
Дипломная работа Разработка бизнес-плана предприятия
Дипломная работа Разработка системы маршрутизации в глобальных сетях(протокол RIP для IP)
Дипломная работа Ответственность за разбой по российскому уголовному праву
Дипломная работа Бухгалтерский учет, анализ и аудит финансовых результатов
Дипломная работа Перевезення цементу автомобільним транспортом ЗАТ "УБ РАЕС"
Дипломная работа Система підвищення ефективної діяльності комерційного банку на основі зарубіжного досвіду
Дипломная работа Формування лексико-фразеологічних норм в усному і писемному мовленні майбутніх учителів початкових класів
Дипломная работа Основные принципы и методы управления таможенным делом в России
Дипломная работа Особенности организации рекламной кампании в сфере туризма
Дипломная работа Анализ формирования финансовых результатов деятельности предприятия на примере ООО "Водоканал-сервис"
Дипломная работа Особенности музыкальной памяти
Дипломная работа Построение базы данных агенства недвижимости
Дипломная работа Этапы печати и подготовки рекламных буклетов
Дипломная работа Снижение себестоимости производства продукции (на примере Минского завода "Калибр")