МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Выполнил: студент 5 курса
защите заведующим кафедрой
уголовно-правовых дисциплин
План.
На Международной конференции по реформе уголовных наказаний, состоявшейся в апреле 1999 года, в Лондоне с участием министров, парламентариев, судей и представителей неправительственных организаций более чем из 60 стран и 5 континентов - пришли к единому мнению, что тюремное системы всего мира находятся в кризисном состоянии. Тюрьмы приносят мало пользы обществу - разрушают семьи, дают мало удовлетворения жертвам преступлений, являются учреждениями, которые изолированы от общества и о которых часто забывают.
На практике условия в тюрьмах далеки от стандартов ООН. Нарушения прав человека, такие, как переполненность, отсутствие гигиены, нехватка продуктов питания, плохое медицинское обслуживание, высокий уровень инфекционных заболеваний и смертность в местах заключения, в большинстве стран мира получили широкое распространение. Ситуация в этих системах мира полностью созвучна и нашим проблемам, поэтому мы не можем и не имеем права не думать и не делать практических шагов по реформированию уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан.
В то же время, анализируя состояние преступности в последние годы, после проведения амнистии и декриминализации ряда деяний, можно сделать, ещё один вывод - сокращение численности лишённых свободы, на 20-30 тысяч человек, не оказывает существенного влияния на рост преступности в стране.
Сегодня ни для кого не секрет, что лишение свободы не перевоспитывает осуждённого, скорее речь можно вести лишь о коррекции его поведения. В целом же, находясь в местах лишения свободы, осужденный пропитывается идеологией преступного мира, а освобождения несёт её в общество. Таким образом, пропуская через исправительные колонии значительную часть населения страны, мы качественно ухудшаем своё общество. Нетрудно посчитать, что продолжение такой уголовной политики в отношении лишения свободы в течении ближайших 10-20 лет, может привести к непоправимым последствиям. Сохраняя, эту тенденцию, мы создаём реальную угрозу национальной безопасности страны.
По-видимому, не всегда оправдано, для разрешения социальных проблем и конфликтов, возникающих в обществе, применять уголовный закон. Это может не самое лучшее средство, хотя и необходимое. Но даже в тех случаях, когда его применение неизбежно, «целесообразно сохранение и возможное снижение удельного веса лишения свободы в общей совокупности мер наказания. Выход видится только в оптимизации и дальнейшем совершенствовании уголовной и уголовно-исполнительной политики». Чукматов Д.С. Применение уголовного наказания в целях предупреждения рецидивных преступлений. - Алматы: Баспа, 1997. - с. 37.
В связи с вышеизложенным, выбранная тема работы «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания», носит весьма актуальный характер и имеет важное теоретическое и практическое значение.
С целью более полного раскрытия проблемы условно-досрочного освобождения структура работы состоит из введения, двух глав: «Общее понятие условно-досрочного освобождения от отбывания наказания» и «Правовое положение лиц, отбывших наказание», где вопросы рассматриваются с теоретической и практической стороны, заключения, приложения и списка использованных нормативных актов и литературы.
Во введении дается обоснование темы, её актуальность, ставятся проблемные вопросы, которые раскрываются в последующих двух главах.
В I главе «Общее понятие условно-досрочного освобождения от отбывания наказания», рассматриваются вопросы: понятия наказания и цели наказания; понятия освобождения от отбывания наказания; основания освобождения от отбывания наказания; порядок представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания; особенности представления осуждённых, отбывающих пожизненное лишение свободы к условно-досрочному освобождению; прекращение отбывания наказания и порядок освобождения.
Далее во II главе «Правовое положение лиц, отбывших наказание», исследуются вопросы: помощи осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль за ним; права освобождаемых на трудовое и бытовое устройство и другие социальные помощи; административный надзор за лицами освобождёнными из мест лишения свободы.
Это даёт возможность шире применять альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы. Например, в законопроекте, вводится такой новый вид наказания, как ограничение свободы, заменяющее пребывание в исправительной колонии. Ограничение свободы предполагает, осуществление за осуждёнными надзора по месту жительства без изоляции от общества сроком от 1 года до 5 лет. То есть они получат право дольше работать или учиться, а также проживать у себя дома, но под строгим контролем и будучи ограниченным в других видах деятельности, свободе передвижения, свободном распорядке дня. По сути такая мера применяется к осуждённым условно, но видимо, в случае с ограничением свободы будет расширен список уголовных преступлений, подлежащих под такое наказание, и ужесточён контроль за осуждёнными. Очень важно, что введение этой поправки позволит по моему мнению в значительной мере разгрузить тюрьмы. Как известно проблемы переполненных колоний (кроме формально главенствующей идеи гуманности), стала одной из причин проведения амнистии, каждые последние три года и о последней мною была выше указана Постановление Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 5 ноября 1999 года N 18 О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Закона Республики Казахстан от 13 июля 1999 года "Об амнистии в связи с Годом единства и преемственности поколений"
В связи с десятой годовщиной принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан, руководствуясь принципами гуманизма, был принят настоящий Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2000 г. N 134-II «Об амнистии в связи с десятой годовщиной принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан» Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2000 г. N 134-II «Об амнистии в связи с десятой годовщиной принятия Декларациио государственном суверенитете Республики Казахстан»
, и в связи с чем из учреждения, где я в настоящее время тружусь, из 1500 осуждённых, формально подпали под действие настоящего Постановления об амнистии свыше 300 человек, которые в настоящее время убывают или готовятся к месту постоянного жительства. Архив Учреждения ЛА 155 / 8 УКИС Министерства Юстиции .
«Казахстан должен стать не просто экономически развитой державой. Он должен стать твёрдым сторонником и надёжным символом демократии и прав человека!» О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год. Ежегодное Послание Президента Республики народу Казахстана (03.09.2001 г.). - А: Казахстанская правда, 2001. - 4 сентября, N207 (23555)
Сегодня никто не сможет точно сказать, когда было совершено первое преступление, когда и какое наказание было применено впервые. Доподлинно известно только одно - во все времена за преступлением следовало наказание.
Наказания применялись самые разные - от бесчеловечных пыток и изощрённых казней до общественного порицания. По мере развития общества менялось и его отношение к наказанию. И сегодня в начале третьего тысячелетия, встаёт вопрос, какой быть системе исполнения наказания в новом веке.
На Международной конференции по реформе уголовных наказаний, состоявшейся в апреле 1999 года, в Лондоне с участием министров, парламентариев, судей и представителей неправительственных организаций более, чем из 60 стран и 5 континентов - пришли к единому мнению, что тюремное системы всего мира находятся в кризисном состоянии. Тюрьмы приносят мало пользы обществу - разрушают семьи, дают мало удовлетворения жертвам преступлений, являются учреждениями, которые изолированы от общества и о которых часто забывают.
На практике условия в тюрьмах далеки от стандартов ООН. Нарушения прав человека, такие, как переполненность, отсутствие гигиены, нехватка продуктов питания, плохое медицинское обслуживание, высокий уровень инфекционных заболеваний и смертность в местах заключения, в большинстве стран мира получили широкое распространение. ситуация в этих системах мира полностью созвучна и нашим проблемам, поэтому мы не можем и не имеем права не думать и не делать практических шагов по реформированию уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан.
В советский период времени в Казахстане существовала целая система лагерей. Достаточно вспомнить КарЛАГ - Карагандинское управление лагерей, Восток ЛАГ - Восточное управление лагерей, АЛЖИР - Акмолинский лагерь жён изменников Родины.
Начало этому было положено сразу после революции, развитие прошло в годы репрессий. Освоение целинных и залежных земель в 50-60 годах и строительство крупномасштабных объектов индустрии требовало большого количества рабочей силы, поэтому со всего Советского Союза осуждённые направлялись для отбытия наказания в Казахстан. Уголовно-исполнительная система Республики, являлась частью общесоюзной, и несла в себе все её особенности. Становление самостоятельной уголовно-исполнительная системы Республики Казахстан, началось с 1991 года, с принятием суверенитета.
Современное состояние Уголовно-исполнительной системы Республики, можно проследить по следующим основным статистическим данным. Так на начало 2001 года в уголовно-исполнительной системе Республики имелось 47 исправительных колоний общего, строгого и особо строгого режимов, в том числе 2 для содержания осужденных женщин, 23 колонии-поселения , 3 воспитательные колонии для несовершеннолетних, 1 тюрьма, 17 следственных изоляторов для содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении и 209, не связанные с изоляцией от общества.
По состоянию на 1 января 2001 года в исправительных колониях содержалось 69624 осужденных, в том числе в воспитательных колониях для несовершеннолетних - 1126 человек, в женских -3094 человека.
В следственных изоляторах 18797 подозреваемых обвиняемых в совершении преступлений. На учёте в уголовно-исполнительных инспекциях состояло свыше 28 тысяч осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Сборник Агенства Республики Казахстан по статистике. Краткие итоги в 2001 году в Республики Казахстан. - Алматы, 2001. - с. 37.
Численность тюремного населения, на наш взгляд, в большой степени зависит от уголовной политики, правоприменительной практике, традиций, укоренившихся в общественном сознании.
В то же время, анализируя состояние преступности в последние годы, после проведения амнистии и декриминализации ряда деяний, можно сделать, ещё один вывод - сокращение численности лишённых свободы, на 20-30 тысяч человек, не оказывает существенного влияния на рост преступности в стране.
Сегодня ни для кого не секрет, что лишение свободы не перевоспитывает осуждённого, скорее речь можно вести лишь о коррекции его поведения. В целом же, находясь в местах лишения свободы, осужденный пропитывается идеологией преступного мира, а освобождения несёт её в общество. Таким образом, пропуская через исправительные колонии значительную часть населения страны, мы качественно ухудшаем своё общество. Нетрудно посчитать, что продолжение такой уголовной политики в отношении лишения свободы в течении ближайших 10-20 лет, может привести к непоправимым последствиям. Сохраняя, эту тенденцию, мы создаём реальную угрозу национальной безопасности страны.
По-видимому, не всегда оправдано, для разрешения социальных проблем и конфликтов, возникающих в обществе, применять уголовный закон. Это может не самое лучшее средство, хотя и необходимое. Но даже в тех случаях, когда его применение неизбежно, «целесообразно сохранение и возможное снижение удельного веса лишения свободы в общей совокупности мер наказания. Выход видится только в оптимизации и дальнейшем совершенствовании уголовной и уголовно-исполнительной политики». Чукматов Д.С. Применение уголовного наказания в целях предупреждения рецидивных преступлений. - Алматы: Баспа, 1997. - с. 37.
Определение целей наказания имеет важное значение, прежде всего в правоприменительной деятельности суда. Определяя вид, размер наказания к конкретному лицу, суд должен руководствоваться целями наказания, которые определены в законе. Игнорирование этого требования может привести к назначению незаконного, необоснованного, несправедливого наказания и вынесению неправосудного приговора.
Определение целей наказания в законе необходимо и для научных ис-следований эффективности применения наказаний.
Статья 39 УК РК, определяя цели наказания, указывает: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами» Там же. Ст.39..
Таким образом, целями наказания являются
1. Восстановление социальной справедливости.
2. Исправление осужденного.
3. Предупреждение совершения новых преступлений со стороны осуждённого (цель специального, частного предупреждения).
4. Цель общего предупреждения.
К общим принципам исправления и перевоспитания осужденных, отражающим объективные закономерности всестороннего развития личности как единого целого процес-са, относятся:
- целеустремленность, научность и идейность воспитательных воздействий на личность;
- тесная связь процесса исправления и перевоспитания с жизнью, трудом;
комплексный подход к воспитанию;
воспитание в труде, в активной деятельности;
воспитание в коллективе и через коллектив;
единство требований и уважения к .личности;
опора на положительное в процессе исправлении;
систематичность, последовательность, согласованность и преемствен-ность воспитательных воздействий;
учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых. Естест-венно, отмеченные принципы воспитания в практической деятельности ИУ преломляются своеобразно.
К специфическим принципам исправления и перевоспитания относятся:
строгое соблюдение законности при определении содержания, методов и средств педагогического воздействия на осужденных;
сочетание и взаимосвязь педагогических воздействий и мер правового регулирования условий отбывания наказания с учетом всех задач деятельности ИУ Высотина Л. А. Исправительные учреждения.- М.: Юр. Лит., 1992. - с. 67..
Характеристика принципов исправления и перевоспитания осужденных. Основополагающим принципом исправления и перевоспитания осужден-ных является целеустремленность, научность и высокая идейность воспитательных воздействий. Этот принцип является, тем маяком, который указывает направление к достижению воспитательных целей.
В настоящее время проявление гуманного отношения к лицам отбывающим наказание в условиях изоляции от общества со стороны государства, говорит и тот факт, что все исправительные колонии всех видов режима содержания, изоляторы временного содержания, а также следственные изоляторы переведена из Комитета Уголовно-исправительной системы МВД в Министерство Юстиции Республики Казахстан, который не так давно осуществлял организацию работы судов и их деятельность.
На практике своей трудовой деятельности в исправительной колонии, я воочию убедился, что в настоящее время изменились приоритеты в вопросах организации самого воспитательного процесса. Если раньше его основу составляла идеологическая работа, то сегодня принципиально важное значение приобрёл воспитательный процесс, гуманные отношения к осуждённым, ориентация на общечеловеческие ценности, создание атмосферы законности, создание атмосферы законности и требовательности.
Так, например, наряду с этим Департаментом уголовно-исправительной системы Министерства Юстиции Республики Казахстан, для повсеместного внедрения в исправительные колонии, разрабатываются методические пособия по воспитательной работе с осуждёнными в условиях отбывания наказания ,изучение индивидуальных особенностей личности осуждённых и обстоятельства совершённого им преступления после прибытия его в исправительное учреждение.
В связи с выше изложенным, что касается гуманного отношения, я считаю, исходя из личностных суждений и практики работы, что в целях стимулирования правопослушного поведения, необходимо Министерству Юстиции Республики Казахстан, выйти с предложением в Высший Законодательный орган, о внесении изменений в некоторые статьи УИК РК, а именно статей 84, 85, настоящего кодекса, что касается свидания осуждённых к лишению свободы, а также получению осуждёнными посылок, передач и бандеролей.
Кроме того, я считаю, что назрела необходимость, также внесения изменения и дополнения в ст. 10 УИК РК, так как права осуждённого представляют собой важный элемент их правового статуса.
Освобождение от наказания в связи с болезнью(ст. 73)
В этой статье говорится, что лицо, пораженное после со-вершения им преступления а)психическим заболеванием, лишающим его возможности осознавать фактический ха-рактер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, б)иной тяжелой болез-нью, препятствующей отбыванию наказания, в)заболеванием, делающем военнослужащего негодным к военной службе в случае отбывания им наказания в виде ареста либо содержания в дисциплинарной воинской части - освобождаются от отбывания назначенного либо дальней-шего отбывания наказания в связи с болезнью.
Социально - правовая доктрина государства объявляет права и свободы человека высшей ценностью, поэтому уго-ловная политика включает их в круг приоритетных объектов уголовно - правовой охраны. Эта же идея лежит и в основе обращения с лицами, заболевшими до или после вынесения обвинительного приговора психическим расстройством, лишающим их возможности осознавать фактическое значе-ние своих действий, их опасность и (или) руководить ими.
Под психическим расстройством, лишающим лицо воз-можности осознавать фактический характер и обществен-ную опасность своих действий (бездействия) либо руково-дить ими понимается состояние здоровья виновного лица, именуемое невменяемостью.
Невменяемость - состояние здоровья лица (совершившего общественно опасное деяние), установленное судом на ос-новании заключения судебно - психиатрической экспертизы и определяемое с учетом единства психологического и био-логического критериев.
Психологический (юридический) критерий означает неспо-собность лица осознавать фактическое значение своих дей-ствий, их опасность и (или) руководить ими. Оценивается с интеллектуальной стороны вины как неспособность к осоз-нанию, с волевой - как неспособность к руководству своими действиями в связи с возникшей болезнью.
Биологический (медицинский) критерий - перечень психи-ческих расстройств, наличие хотя бы одного из которых в совокупности с юридическим критерием образует состояние невменяемости.
Лица, освобожденные от отбывания наказания в связи с болезнью, после вынесения в отношении их обвинительного приговора, в случае выздоровления, могут подлежать нака-занию с зачетом времени, проведенного в лечебном учреж-дении, в срок отбытия наказания в том случае, если не ис-текли соответствующие сроки давности Аналогично реша-ется вопрос о наказании лица, заболевшего психическим расстройством после совершения преступления во время предварительного следствия.
Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей(ст. 72)
Беременной женщине или женщине, имеющей хотя бы одного ребенка в возрасте до восьми лет, суд может отсро-чить фактическое отбывание наказание до достижения ре-бенком восьмилетнего возраста, если она осуждена: а) за преступление против личности - к лишению свободы на срок до пяти лет включительно или иному, более мягкому наказанию, б) за другие виды преступлений - к любому на-казанию.
Женщина считается осужденной - по общему правилу: с момента вступления в законную силу обвинительного при-говора суда до момента освобождения от фактического при-терпевания наказания, далее - до момента погашения или снятия судимости она именуется не осужденной, но суди-мой.
Факт беременности женщины подтверждается медицин-ским заключением о беременности, а факт наличия ребенка, не достигшего восьмилетнего возраста - свидетельством о его рождении и справкой о фактическом наличии ребенка на иждивении осужденной женщины.
Отсрочка отбывания наказания беременной женщине или женщине, имеющей малолетнего ребенка может приме-няться лишь в случае наличия достаточных условий для нормального воспитания ребенка в состоянии свободы. Ус-ловия считаются достаточными: а) при фактическом нали-чии постоянного места жительства, б) при благоприятном социальном окружении, в) при представлении суду обосно-ванных заверений о предстоящем правомерном образе жизни осужденной матери и возможности воспитания и обеспечения ребенка.
Данное основание освобождения от отбывания уголовного наказания входит в разряд условного, факультативного ви-дов освобождения от наказания.
Осужденная женщина, в отношении которой применена от-срочка отбывания наказания, уклоняющаяся от воспитания, обеспечения и ухода за ребенком предупреждается органом, осуществляющим контроль за ее поведением, о возможности отмены отсрочки и направления осужденной для отбывания наказания.
По достижении ребенком восьмилетнего возраста либо в случаях: его смерти или прерывания беременности, наказа-ние в отношении которой отсрочено, суд принимает одно из следующих решений: а) освободить осужденную от отбыва-ния оставшейся части наказания, б) заменить оставшуюся часть наказания более мягким, в) вернуть осужденную в со-ответствующее учреждение для отбывания оставшейся части наказания. Последнее решение принимается, как пра-вило, при исчезновении условий, достаточных, для нор-мального воспитания ребенка.
Освобождение от наказания и замена наказания более мягким в отношении лиц, совершивших преступление в воз-расте до.
Несовершеннолетние гораздо легче поддаются исправле-нию по сравнению со взрослыми лицами, поэтому досрочное освобождение и замена наказания более мягким в этом слу-чае имеет ряд особенностей.
Во-первых , условно-досрочное и досрочное освобождение несовершеннолетних, а также замена им наказания более мягким могут применяться после фактического отбытия не менее одной трети назначенного судом наказания, незави-симо от тяжести совершенного преступления и прежних су-димостей.
Во-вторых, в законе устанавливается различный порядок освобождения лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет, в зависимости от того, достигли или нет они совершеннолетия к моменту освобождения. Лица, дос-тигшие совершеннолетия к моменту освобождения и удовле-творяющие требованиям, установленным в законе, подлежат условно-досрочному освобождению.
Лица, не достигшие совершеннолетия к моменту освобо-ждения, подлежат досрочному освобождению, которое носит безусловный характер, то есть в случае совершения нового преступления в течение не отбытой части наказания эти лица могут нести ответственность только за новое преступ-ление.
Представление об освобождении несовершеннолетних и замена им наказания более мягким делается администрацией трудовых колоний для несовершеннолетних.
Освобождение лица, виновного лица, от уголовной ответст-венности является освобождением его и от наказания.
Таким образом, нарушается принцип "Каждому винов-ному - справедливое наказание".
Однако рассмотрим данный аспект более подробно.
Наказание может утратить свой предупредительный эф-фект, если оно применяется с большим опозданием. Оно не становится средством перевоспитания, если преступник уже исправился и без наказания. В этом случае наказание еще может сыграть общепредупредительную роль, но в основном будет выступать как месть за содеянное, как "голая кара".
Освобождение от уголовной ответственности и наказания может играть предупредительную роль. Государство как бы объявляет, что совершившее преступление лицо может по-следующим поведением загладить причиненный вред, загла-дить свою вину. Институт освобождения от уголовной ответ-ственности и наказания стимулирует лиц, совершивших од-нажды преступление, к примерному поведению.
Можно подумать, что существование данного института превращает наказание в пустую угрозу. Однако, этого не происходит, так как освобождение от уголовной ответствен-ности и наказания наступает не автоматически, а лишь при соблюдении определенных условий.
Даже после отбытия лицом наказания или после сокраще-ния либо замены наказания более мягким , лицо продолжает нести невыгодные отрицательные последствия.
Осуждение лица судом к тому или иному виду наказания дает, как правило, основание считать данное лицо имеющим судимость. При этом лицо считается судимым с момента вступления обвинительного приговора в силу, в период от-бывания назначенного наказания и в период определенного установленного законом времени после отбытия наказания.
В отдельных случаях судимость может повлечь за собой некоторые ограничения для лица, например, в выборе места жительства, в работе и т.п.
При совершении нового преступления наличие судимости зачастую рассматривается как отягчающее обстоятельство.
Казахстанский уголовный закон устанавливает определен-ный порядок погашения и снятия судимости с тех лиц, ко-то-рые, отбыв наказание или будучи освобождены от него дос-рочно, не нарушают вновь правопорядок. Данные лица в ус-тановленном законом порядке могут быть признаны несу-ди-мыми.
Закон устанавливает различные сроки погашения судимо-сти, т.е. автоматического прекращения судимости для лиц, отбывших как основное, так и дополнительное наказания. Эти сроки определяются исходя из размера наказания, кото-рое было назначено виновному судом.
В случае сокращения или замены наказания более мягким либо условно - досрочного или досрочного освобождения срок погашения судимости исчисляется исходя из фактиче-ски отбытого срока наказания.
Кроме истечения определенных законом сроков после от-бытия наказания, требуется , чтобы лицо в течение этих сро-ков не совершило нового преступления. Совершение же нового преступления прерывает течение срока погашения судимости. Сроки, погашающие первую судимость, начинает течь вновь с момента отбытия лицом наказания за новое преступление. С этого момента парал-лельно исчисляются и сроки погашения судимости по вто-рому преступлению Для погашения судимости установленные законом сроки должны истечь полностью. Но закон дает всем отбывшим наказание стимул для более раннего освобождения от суди-мости. Суду предоставляется право в некоторых случаях снять с лица судимость досрочно, если виновный после от-бытия им наказания своим поведением и трудом доказал свое исправление.
Обсудив практику судов по применению условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и о замене неотбытой части наказания более мягким, пленарное заседание Верховного Суда Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 13 декабря 2001 года N 20 Об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания .
отмечает, что суды в основном правильно применяют требования ст.ст.70, 71, 84 Уголовного кодекса Республики Казахстан (в дальнейшем УК).
Вместе с тем в работе судов имеются серьезные недостатки и нарушения закона. В целях формирования правильной судебной практики по применению законодательства об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан постановило обратить внимание судов, что точное и неуклонное исполнение требований уголовного закона об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким имеет исключительно важное значение в деле исправления осужденных, предупреждения рецидивной преступности.
В соответствии со ст.455 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (в дальнейшем УПК), вопросы об условно-досрочном освобождении, о замене неотбытой части наказания более мягким рассматриваются по представлению органа, ведающего исполнением наказания, либо по представлению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление несовершеннолетних, а в отношении лиц, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части - по представлению командования дисциплинарной воинской части.
Согласно п.9 ст.169 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (в дальнейшем УИК), при отбытии осужденным установленной законом части срока наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязана в месячный срок рассмотреть вопрос и вынести постановление о представлении либо отказе в представлении к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания или к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
В случае, если администрация в месячный срок не решит данный вопрос, то осужденный, его защитник, согласно ст.278 Гражданско-процессуального кодекса Республики Казахстан (в дальнейшем ГПК), вправе обжаловать бездействие администрации непосредственно в суд по месту отбывания наказания.
Суды должны реагировать на данное нарушение закона, допущенное администрацией учреждений или органов, исполняющих наказание.
В соответствии со ст.13 Конституции Республики Казахстан, устанавливающей право каждого на судебную защиту своих прав и свобод, и ст.ст.18, 20 УИК постановление администрации учреждений и органов, исполняющих наказание, об отказе в представлении к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания или к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания может быть обжаловано осужденным, его защитником в суд или прокурору по месту отбывания наказания.
Суды не должны принимать к своему производству представления об условно-досрочном освобождении, не отвечающие требованиям ст.169 п.3 УИК: не содержащие данных, характеризующих личность осужденного, его поведение, отношение к труду и обучению за весь период отбывания наказания, и свидетельствующих о том, что он доказал свое исправление, а также сведений об отбытии установленной законом части срока наказания.
Если в представленных материалах не содержится достаточных данных для рассмотрения их и в ходе судебного заседания восполнить их невозможно, судья при подготовке материала к слушанию письмом возвращает его для соответствующего оформления, а если это обнаружилось в судебном заседании, то выносит постановление с указанием оснований, по которым материал возвращается.
Подлежат возвращению без рассмотрения и представления об освобождении осужденных, не отбывших требуемой законом части срока наказания. Представления в отношении осужденных, на которых условно-досрочное освобождение не распространяется, подлежат оставлению без удовлетворения.
Согласно ст.169 п.11 УИК, в случае отказа в условно-досрочном освобождении, замене неотбытой части наказания более мягким, повторное внесение представления по любому из этих оснований может иметь место не ранее, чем по истечении шести месяцев со дня вынесения постановления об отказе, а для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, не ранее, чем по истечении 3-х лет.
Вопросы об условно-досрочном освобождении от наказания или замене неотбытой части наказания более мягким наказанием разрешаются судьей районного и приравненного к нему суда по месту отбывания наказания осужденным.
Участие в судебном заседании представителей учреждений и органов, направивших представление, а также осужденного и прокурора обязательно. Осужденный вправе знакомиться с представленными в суд материалами, участвовать в их рассмотрении, заявлять ходатайства и отводы, давать объяснения, представлять доказательства.
В соответствии со ст.455 УПК участие в судебном заседании защитника обязательно в тех случаях, когда рассматривается представление в отношении несовершеннолетних, лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство по делу, а также лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свои права.
Решение суда выносится в виде постановления, которое должно быть мотивировано и содержать подробное обоснование выводов, к которым пришел суд в результате рассмотрения представления.
В протоколе судебного заседания должен быть отражен ход судебного заседания, указаны все действия суда и участников процесса, подробно изложены пояснения лиц по поводу представления, мнения прокурора и защитника.
Недопустимо любое упрощение уголовного процесса при рассмотрении вопросов об условно-досрочном освобождении и замене неотбытой части наказания более мягким наказанием, использование заранее изготовленных бланков с изложением текста постановлений, рассмотрение большого числа материалов в одном судебном заседании.
По результатам рассмотрения представления органа, ведающего исполнением приговора или обеспечивающего исправление несовершеннолетнего, судья может принять решение об удовлетворении представления либо об отказе в его удовлетворении.
Рассматривая представление об условно-досрочном освобождении от наказания, суд не вправе заменять неотбытый срок лишения свободы условным осуждением, сокращать неотбытый срок наказания, а может лишь условно-досрочно освободить осужденного либо заменить ему неотбытую часть наказания другим, более мягким наказанием при наличии условий, предусмотренных ст.71 УК, или отказать в этом.
В соответствии со ст.70 УК условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено в отношении лиц, осужденных к исправительным работам, ограничению свободы, ограничению по военной службе, содержанию в дисциплинарной воинской части и лишению свободы.
Лицо может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного наказания и фактически отбыло определенную часть наказания, размер которого зависит от категории преступления, за которое оно отбывает наказание.
Исправление должно быть доказано прежде всего примерным поведением. Под примерным поведением следует понимать исполнение всех правовых норм, правил общежития, норм морали, соблюдение всех требований режима отбывания наказания, качественное выполнение поручаемой работы, соблюдение правил техники безопасности, бережное отношение к оборудованию, материалам, инструментам и т.д.
Суды, разрешая вопрос о возможности применения условно-досрочного освобождения от наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким наказанием, обязаны обеспечить строго индивидуальный подход к каждому осужденному.
В связи с этим суды должны выяснять, отбыл ли осужденный предусмотренную законом часть срока наказания, тщательно исследовать поведение осужденного за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению представления.
К отбывающим наказание за преступления небольшой или средней тяжести условно-досрочное освобождение может быть применено при отбытии не менее половины назначенного срока наказания, за тяжкое преступление не менее 2/3 и за особо тяжкое преступление - не менее 3/4 назначенного срока наказания.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ч.4 ст.70 УК фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев. Это условие не распространяется на другие виды наказания, следовательно, вопрос об условно-досрочном освобождении от отбывания прочих, кроме лишения свободы, видов наказания может быть поставлен и до истечения шестимесячного срока.
Лица, совершившие преступление в несовершеннолетнем возрасте, могут быть освобождены условно-досрочно от отбывания двух видов наказания: лишения свободы и исправительных работ после фактического отбытия не менее 1/3 срока наказания за преступление небольшой или средней тяжести, не менее половины срока наказания за тяжкое преступление и не менее 2/3 срока наказания за особо тяжкое преступление.
В соответствии со ст.71 УК неотбытая часть назначенного срока лишения свободы за преступление небольшой и средней тяжести с учетом поведения осужденного может быть заменена ему любым более мягким видом наказания, указанным в ст.39 УК: арестом, ограничением свободы, исправительными работами, привлечением к общественным работам, а в отношении осужденных военнослужащих - содержанием в дисциплинарной воинской части или ограничением по военной службе. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного наказания.
Неотбытая часть лишения свободы может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным не менее 1/3 срока наказания.
Отбывание более мягкого вида наказания назначается на срок, равный оставшейся неотбытой части наказания, назначенного по приговору суда. Однако этот срок не может превышать верхнего предела, установленного законом для соответствующего вида более мягкого наказания.
Лица, которым назначенное приговором суда лишение свободы заменено более мягким видом наказания, в дальнейшем на основании и в порядке, установленном ст.70 УК, могут быть освобождены условно-досрочно от отбывания нового, более мягкого вида наказания.
В отличие от условно-досрочного освобождения, замена неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания не может быть отменена из-за ненадлежащего поведения осужденного.
В случае совершения осужденным нового преступления во время отбывания более мягкого вида наказания к назначенному за него наказанию полностью или частично присоединяется только неотбытая часть нового наказания, а не та часть лишения свободы, которая осталась неотбытой.
Если осужденный отбывает наказание, назначенное по совокупности приговоров за преступления, одни из которых совершены до достижения 18 лет, а другие в совершеннолетнем возрасте, отбытие срока, дающего основание для применения условно-досрочного освобождения, следует исчислять в соответствии со ст.70 УК.
В тех случаях, когда наказание осужденному было смягчено актом амнистии или помилования либо постановлением суда, суд при применении условно-досрочного освобождения от наказания должен исчислять фактическую часть отбытого наказания, исходя из наказания, установленного актом амнистии или помилования либо постановлением суда.
При условно-досрочном освобождении суды не должны устанавливать какой-либо испытательный срок, поскольку, по смыслу ст.70 УК, таким сроком является неотбытая часть наказания. В связи с этим в резолютивной части постановления об условно-досрочном освобождении необходимо указывать конкретный календарный срок наказания, от отбытия которого осужденный освобождается условно-досрочно, и обязательно указывать об условно-досрочном характере освобождения осужденного.
Условный характер данного вида освобождения от отбывания наказания заключается в установлении контроля за поведением условно-досрочно освобожденного и за исполнением возложенных на него обязанностей, а также в возможности отмены условно-досрочного освобождения в случае нарушения требований, предъявляемых к условно-досрочно освобожденным. Контроль за поведением условно-досрочно освобожденных осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом по месту жительства осужденных, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.
При условно-досрочном освобождении от основного наказания осужденных, к которым были применены дополнительные наказания, суды во всех случаях по представлению органа, исполняющего наказание, или по своей инициативе обязаны обсуждать вопрос о возможности освобождения (полностью или частично) осужденного и от дополнительного наказания.
Решение суда по этому вопросу должно быть отражено в резолютивной части постановления.
Если при условно-досрочном освобождении от основного наказания вопрос об освобождении осужденного от дополнительного наказания был решен судом отрицательно, то повторное рассмотрение этого вопроса может состояться лишь по истечении срока, установленного ст.169 п.11 УИК, т.е. 6 месяцев со дня вынесения судом постановления об отказе.
В тех случаях, когда вопрос об условно-досрочном освобождении от дополнительного наказания осужденного, полностью отбывшего основное наказание, возник во время отбывания им дополнительного наказания, суд может освободить его от этого наказания по отбытии им установленной законом части дополнительного наказания и при наличии других указанных в законе условий.
Решая вопрос о возможности применения условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лица, которое ранее было условно-досрочно освобождено, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным ч.7 ст.70 УК, следует иметь в виду, что сам по себе факт отмены условно-досрочного освобождения по закону не может служить основанием для отказа в применении к осужденному условно-досрочного освобождения.
Условно-досрочное освобождение к таким лицам может быть применено после фактического отбытия ими 3/4 назначенного срока наказания.
Ст.169 п.12 УИК предусматривает, что условно-досрочно освобожденные, а также осужденные к наказанию в виде ограничения свободы, если они были направлены в исправительные учреждения, в случаях, предусмотренных законом, могут быть вновь представлены к условно-досрочному освобождению от отбытия наказания или замене неотбытой части наказания более мягким не ранее, чем по истечении одного года со дня вынесения судом решения об отмене условно-досрочного освобождения.
В практике судов не должны иметь место случаи как неправильного применения условно-досрочного освобождения, так и необоснованного отказа в освобождении от наказания осужденных, доказавших свое исправление.
Суды не вправе отказывать в условно-досрочном освобождении по мотивам, не предусмотренным законом, таким как: мягкость назначенного наказания, кратковременность пребывания осужденного в данном исправительном учреждении, отрицание вины осужденным, наличие в прошлом судимостей, отбывание наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и т.д.
Действующий УК не содержит ограничений в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. Оно может применяться к любым лицам, в том числе и при особо опасном рецидиве, независимо от характера и тяжести совершенных преступлений. В соответствии со ст.5 УК вопрос о возможности применения или неприменения условно-досрочного освобождения от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким должен решаться в соответствии с законом, действующим в момент применения условно-досрочного освобождения, а не с законом, действовавшим во время осуждения.
Постановление судьи, вынесенное по результатам рассмотрения представления об условно-досрочном освобождении, о замене неотбытой асти наказания более мягким наказанием должно направляться для приобщения к делу в суд, постановивший приговор, а в отношении несовершеннолетнего также в комиссию по делам несовершеннолетних по его постоянному месту жительства.
Во всех случаях необходимо разъяснять условно-досрочно освобожденным последствия, предусмотренные ч.7 ст.70 УК, в случае совершения ими в течение неотбытого срока наказания нового преступления, нарушения общественного порядка, за которое на него может быть наложено административне взыскание, злостного уклонения от исполнения обязанностей, возложенных судом при применении условно-досрочного освобождения; кроме того, разъяснять осужденным право обжалования постановления суда в апелляционном порядке, о чем следует указывать в протоколе судебного заседания.
К примеру, в колонии где в настоящее время я работаю, это суд Илийского района Алматинской области. Можно обратиться с жалобой и к прокурору по надзору за уголовно-исполнительной системой, надзирающие за данной системой, а также в вышестоящие органы.
Судами области за прошлый год рассмотрено около 4000 представлений об условно-досрочном освобождении от отбытия наказания, замене неотбытого наказания более мягким, и не менее важно, об отмене условно-досрочного освобождения. Из всех представленных к условно-досрочному освобождению и смягчению наказания 88% удовлетворено. Характерно, что за этот период, перед судом предстали за вновь совершённые преступления всего 10 человек из числа условно-досрочно освобожденных.
Так , например осужденный А. по приговору суда, отбывал наказание в данном учреждении, где в настоящее время я работаю, к 7 годам лишения свободы по ст. 311 ч.4 УК РК, и вот недавно по его надзорной жалобе. Верховный Суд Республики Казахстан, отменил ранее вынесенный в отношении его незаконный приговор и оправдал его за отсутствием в его действиях состава преступления и в настоящее время данное лицо находится на свободе, согласно ст. 168 УИК.
Условно-досрочное освобождение осуждённых, отбывающих пожизненное лишение свободы, возможно, лишь в том случае, если, это наказание назначено им по приговору суда и у администрации ИТУ и суда не будет сомнения в том, что такое лицо в случае освобождения не совершит нового преступления. Кроме того УИК выдвигает требование о том, чтобы осуждённый в течении предшествующих трёх лет перед представлением к условно-досрочному освобождению , не допускал злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания.
Поэтому ч.5 ст.70 УК РК, устанавливает, что такое представление, может быть вынесено, по отбытию не менее 25 лет лишения свободы, а повторное, через 3 года в случае отказа.
Не допускается условно-досрочное освобождение осужденных, отбывающих арест, привлечение к общественным работам, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Условно-досрочное освобождение не применяется к лицам, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы.
Согласно ст.170 УИК, к условно-досрочному освобождению не представляются осужденные, совершившие новое тяжкое или особо тяжкое преступление в период отбывания пожизненного лишения свободы.
Лицо, отбывающее назначенное судом, а не в порядке помилования, пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее 25 лет лишения свободы, и лишь при отсутствии у него злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет (перечисленных в ст.112 УИК).
В связи с десятой годовщиной принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан, руководствуясь принципами гуманизма, был принят настоящий Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2000 г. N 134-II «Об амнистии в связи с десятой годовщиной принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан» Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2000 г. N 134-II «Об амнистии в связи с десятой годовщиной принятия Декларациио государственном суверенитете Республики Казахстан»
, и в связи с чем из учреждения, где я в настоящее время тружусь, из 1500 осуждённых, формально подпали под действие настоящего Постановления об амнистии свыше 300 человек, которые в настоящее время убывают или готовятся к месту постоянного жительства. Архив Учреждения ЛА 155 / 8 УКИС Министерства Юстиции .
В статье 173 УИК РК, говорится о том, что отбывание наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, привлечения к общественным работам, исправительных работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы, а также ограничения по военной службе и содержания в дисциплинарной воинской части, прекращается в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом.
При освобождении осужденному выдаются принадлежащие ему вещи и ценности, хранящиеся на его лицевом счете деньги и личные документы, а также документ об отбытии наказания или об освобождении от наказания.
Досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих документов, а если документы получены после окончания рабочего дня - утром следующего дня.
Значительная часть наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом, является срочными. Это - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, привлечение к общественным работам, исправительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы, а также ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части. Их отбывание прекращается в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания при пересмотре приговора, применении амнистии или помилования.
Освобождение по другим основаниям также, как правило, не является неожиданным для администрации учреждения, поскольку она готовит представление в суд о досрочном освобождении осужденных. О рассмотрении ходатайства о помиловании известно, поскольку в Администрацию Президента направляются характеристика и другие необходимые документы. Представители администрации исправительных учреждений принимают участие в комиссии, решающей вопрос о применении амнистии к осужденным. Во всех указанных случаях заранее неизвестно лишь о поступлении документов об освобождении в определенный день. Поэтому закон обязывает освободить осужденного в день поступления документов или, если документы поступили после окончания рабочего дня, утром следующего дня, точнее, утром следующего рабочего дня.
Если осужденный приговорен к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, об этом производится запись в трудовой книжке в точном соответствии с приговором на основании пункта 2 ст. 25 УИ Кодекса
Осужденному выдается справка о заработке. Она является основанием для определения, в случае необходимости, размера пособия по безработице.
Лицу, освобожденному от отбывания наказания в виде исправительных работ, выдается документ об отбытии наказания или об освобождении от него.
Применяя условно-досрочное освобождение, суд вправе возложить на осужденного обязанность, предусмотренные ч.5 ст.63 УК, которые должны им исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания, о чем должно быть указано в резолютивной части постановления суда: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно освобожденного, не посещать определенные места, осуществлять материальную поддержку семьи, и другие, способствующие закреплению его исправления.
В статье 175 УК РК, закреплено правовое положение лиц, отбывших наказание. Лица, отбывшие наказание, несут обязанности и пользуются правами, установленными для граждан Республики Казахстан с ограничениями, предусмотренными для лиц, имеющих судимость. Такие ограничения могут быть предусмотрены только законом.
Освобождение от отбывания уголовного наказания влечет прекращение действия норм, устанавливающих ограничения прав и свобод граждан Республики Казахстан. Исключение согласно комментируемой статье сделано лишь для ограничений, составляющих содержание судимости.
Судимость представляет собой правовое состояние лица, вызванное фактом осуждения его к уголовному наказанию и выражающееся в совокупности общеправовых (гражданских, административных и иных) и уголовно-правовых последствий, выступающих в виде ограничений правового статуса граждан.
Согласно положениям ст. 175 УИК эти ограничения могут устанавливаться лишь законом. Такое решение законодателя является следствием изменения общего подхода к правовому статусу личности, правам и свободам человека. Наиболее полное отражение данный подход нашел в нормах Конституции Республики Казахстан, установившей требования к источникам ограничений прав и свобод человека (см. п. 1 ст. 39 Конституции Республики Казахстан).
Исходя из конституционных норм и положений ст. 179 УИК под предлогом судимости лица не могут устанавливаться ограничения прав и свобод гражданина нормативными правовыми, в том числе ведомственными актами. Тем более они не могут быть предусмотрены в правовом статусе судимых граждан указаниями должностных лиц любого уровня.
Не могут устанавливаться такие ограничения решениями местных представительных и исполнительных органов. Данное положение является гарантией единства подхода государства к обеспечению прав гражданина в условиях восстановления его социально-правового статуса после отбывания наказания. Одновременно это и гарантия соблюдения заключенных Казахстаном международных договоров и других актов по обращению с правонарушителями.
Ограничения, составляющие содержание судимости, могут устанавливаться в интересах обеспечения строго определенного круга социально-политических ценностей, например, защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
Эти основания ограничений прав и свобод базируются на положениях п. 1 ст. 39 Конституции Республики Казахстан, ряда международных актов ООН. Имеются они и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В связи с десятой годовщиной принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан, руководствуясь принципами гуманизма, принят настоящий Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2000 г. N 134-II «Об амнистии в связи с десятой годовщиной принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан» Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2000 г. N 134-II «Об амнистии в связи с десятой годовщиной принятия Декларациио государственном суверенитете Республики Казахстан»
Это даёт возможность шире применять альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы. Например, в законопроекте, вводится такой новый вид наказания, как ограничение свободы, заменяющее пребывание в исправительной колонии. Ограничение свободы предполагает, осуществление за осуждёнными надзора по месту жительства без изоляции от общества сроком от 1 года до 5 лет. То есть они получат право дольше работать или учиться, а также проживать у себя дома, но под строгим контролем и будучи ограниченным, в других видах деятельности, свободе передвижения, свободном распорядке дня. По сути, такая мера применяется к осуждённым условно, но видимо, в случае с ограничением свободы будет расширен список уголовных преступлений, подлежащих под такое наказание, и ужесточён контроль за осуждёнными. Очень важно, что введение этой поправки позволит, по моему мнению, в значительной мере разгрузить тюрьмы. Как известно проблемы переполненных колоний (кроме формально главенствующей идеи гуманности), стала одной из причин проведения амнистии, каждые последние три года Постановление Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 5 ноября 1999 года N 18 О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Закона Республики Казахстан от 13 июля 1999 года "Об амнистии в связи с Годом единства и преемственности поколений"
Указ Президента Республики Казахстан от 17 февраля 2000 года N 344 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» Указ Президента Республики Казахстан от 17 февраля 2000 года N 344 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» . - А.: Панорама, 2000. - 22 марта.
Это даёт возможность шире применять альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы. Например, в законопроекте, вводится такой новый вид наказания, как ограничение свободы, заменяющее пребывание в исправительной колонии. Ограничение свободы предполагает, осуществление за осуждёнными надзора по месту жительства без изоляции от общества сроком от 1 года до 5 лет. То есть они получат право дольше работать или учиться, а также проживать у себя дома, но под строгим контролем и будучи ограниченным в других видах деятельности, свободе передвижения, свободном распорядке дня. По сути такая мера применяется к осуждённым условно, но видимо, в случае с ограничением свободы будет расширен список уголовных преступлений, подлежащих под такое наказание, и ужесточён контроль за осуждёнными. Очень важно, что введение этой поправки позволит по моему мнению в значительной мере разгрузить тюрьмы. Как известно проблемы переполненных колоний (кроме формально главенствующей идеи гуманности), стала одной из причин проведения амнистии, каждые последние три года и о последней мною была выше указана Постановление Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 5 ноября 1999 года N 18 О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Закона Республики Казахстан от 13 июля 1999 года "Об амнистии в связи с Годом единства и преемственности поколений"
Свой небольшой труд, мне бы хотелось закончить словами нашего Президента, из его Послания народу Казахстана: - «Казахстан должен стать не просто экономически развитой державой. Он должен стать твёрдым сторонником и надёжным символом демократии и прав человека!» О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год. Ежегодное Послание Президента Республики народу Казахстана (03.09.2001 г.). - А: Казахстанская правда, 2001. - 4 сентября, N207 (23555)
1. Нормативные акты.
Конституция РК от 30 августа 1995 г. // Правовая реформа, 1998.- 90 с.
Всеобщая декларация прав человека. Резолюция 217 (А) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. - М.: Юридическая литература, 1989. - 523 с.
Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27.12.94. ГК РК (Осо-бенная часть) от 1.07.99. - А.: Жетi Жарга, 2000.
Закон Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 168-1 «О введении в действие Уголовного кодекса Республики Казахстан» - Алматы: Казахстанская правда, 1997. - 17 июля.
Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16.07.97 года №167-1 - Алматы: Данекер, 2000. - 254 с.
Уголовный Кодекс Республики Казахстан. Комментарий к Уголовному Кодексу. - Караганда: школа МВД РК, 1999.- 615 с.
Уголовный Кодекс Казахской ССР от 22 июля 1959 г. (с изменениями и дополнениями)(Утратил силу)
Уголовно-исполнительный кодекс Республики Ка-захстан от 13 декабря 1997 года № 208-1. - Алматы: Баспа, 1998. - 453 с.
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13.12.98. - А.: Эдилет Пресс, 1999. - 376 с.
Уголовно- процессуальный кодекс РК - общая характеристика (в сравнении с УПК Казахской ССР). Практическое пособие - Алматы, ТОО "Баспа", 1998г.
Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 13 декабря 2001 года N 20 Об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания .
"Об утверждении УПК Казахской ССР": Закон Казахской ССР от 22 июля 1959г.- Ведомости Верховного Совета и Правительства Казахской ССР, 1959г, № 22 - 23.
"О внесении изменений и дополнений в УПК Казахской ССР" : Указ ПВС. Казахской ССР от 15 июня 1936г, - Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1936г. № 26
"О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов РК: Указ Президента РК от 22 апреля 1997 г. - Казахстанская правда 1997 г. 23 апреля.
"О мерах по повышению эффективности борьбы с экономической преступностью": Указ Президента РК от 6 мая 1998г. - Казахстанская правда, 1998г, 7 мая.
"О мерах по укреплению национальной безопасности, дальнейшему усилению борьбы с организованной преступностью и коррупцией": Указ Президента РК от 5 ноября 1997 г. - Казахстанская правда 1997 г, 7 ноября.
"О дальнейшем реформировании системы государственных органов РК": Указ Президента РК от 12 октября 1998г. - Казахстанская правда , 1998 г. 13 октября.
" О Государственной правовой реформе в РК": Постановление Президента РК от 12 февраля 1994 г., - САПП РК, 1994г, № 9.
О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год. Ежегодное Послание Президента Республики народу Казахстана (03.09.2001 г.). - А: Казахстанская правда, 2001. - 4 сентября, N207 (23555)
Указ Президента Республики Казахстан от 17 февраля 2000 года N 344 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» . - А.: Панорама, 2000. - 22 марта.
Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2000 г. N 134-II Об амнистии в связи с десятой годовщиной принятия Декларациио государственном суверенитете Республики Казахстан
Постановление Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 5 ноября 1999 года N 18 О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Закона Республики Казахстан от 13 июля 1999 года "Об амнистии в связи с Годом единства и преемственности поколений"
Постановление Президента РК от 17.03.1995 года № 2127 "О неотложных мерах по борьбе с преступностью и укреплению правопорядка»
Постановление Пленума Верховного суда РК №3 «О соблюдении судами законности при назначении наказания» от 24 июня 1993 года
Материалы к изучению курса "Уголовное право" (Особенная часть): Сб, пост. Пленума Верховного Суда РК // Сост. Г.Б. Саматова. Алматы, 1999.
Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924- 1986г.г., Москва, 1986г.
Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1961-1993г.г., Москва, 1993г.
Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РК (Казахской ССР) (1961-1997). Т. 1. Алматы: Борки, 1998. - 350 с.
Уголовный кодекс Российской Федерации. Гос. Дума. 24 мая 1996 г.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации, Москва, 1996г.
УПК РСФСР от 15 февраля 1923г. "Уголовно-процессуальное-законодательство СССР и союзных республик". Москва, 1957 г.
Архив Учреждения ЛА 155 / 8 УКИС Министерства Юстиции .
Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997г. №2.
2. Специальная литература.
Бабаев М.М. Социальные последствия преступности. - М.: Академия МВД СССР, 1982. - 245 с.
Васильев И.М. Наказание по Советскому уголовному праву. Учебное пособие. - М., 1970. -362 с.
Высотина Л. А. Исправительные учреждения.- М.: Юр. Лит., 1992. - 326 с.
Гальперин И.М. Наказания, не связанные с лишением свободы. - М, 1972. - 350 с.
Гальперин И.М., Мельникова Ю.Б. Дополнительные наказания. - М.: юр. Лит-pa, 1981. - 295 с.
Гальперин И.М. Наказание: социальные функции, практика и применение. - М.: юр. Лит-pa, 1983. - 292 с.
Жунусов Б.Ж. Проблемы уголовной политики (Уголовно-правовая и уголовно-исполнительная): Дис…канд. Юрид. наук. - Алматы, 1994. - 297 с.
Жумагулов Т.К. Наказания не связанные с лишением свободы: проблемы и перспективы: Дис…канд. Юрид. наук. - Алматы, 1997. - 178 с.
Кудрявцев В.Н. Понятие действий в уголовном праве.- М.: Закон и время, 1999. - № 4,
Михлин А.С. Последствия преступления. - М.: юр. Лит-pa, 1969. - 278 с.
Правоохранительные органы. - П/р. Самалдыкова М. К. Учебное пособие. - Алматы: Жетi Жаргы, 1997г.
Рахметов С.М., Кулмаханбетова Е.А., Нурымбетов А.А. Наказание. Учебное и практическое пособие. - А.: АЮИ МВД РК, 1998. - 223 с.
Сборник Агенства Республики Казахстан по статистике. Краткие итоги в 2001 году в Республики Казахстан. - Алматы, 2001. - 215 с..
Советское уголовное право. Общая часть. - М.: юр. Лит-pa, 1982. - 491 с.
Ткаченко В.И. Назначение наказания. - М., 1985.- 315 с.
Уголовное право Казахской ССР. - А-Ата, 1986.
Уголовное право РК. Учебник. Жеты Жаргы. 1998 г.
Уголовное право. Особенная часть. / Отв. ред. Н. И. Ветрова и Ю. Н. Ляпунова. М., 1998.
Уголовное право Республики Казахстан (Особен-ная часть). Под ред. И. Ш. Борчашвили и С. М. Рахметова.Т. 1, 2. - Алматы: Институт «Данекер», 1999 - 2000 г.г. - 481 стр. Стр. 255.
Уголовный кодекс Республики Казахстан: Толко-вание и комментарий по разделам и главам. Выл, 2. Алматы, 1998.
"Уголовно-процессуальное право" П/р. Толеубекова Б.Х., Учебник: Общая часть - Алматы: Баспа,1998г.
Упоров И. Так начиналось лишение свободы. Преступление и наказание. - М.:Инфра, 1998. - 336 с.
Чернов А.Д. Лишение свободы как вид уголовного наказания (уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты): Автореф. дис…канд. Юрид. наук. - Москва, 1998. - 21 с.
Чукматов Д.С. Применение уголовного наказания в целях предупреждения рецидивных преступлений. - Алматы: Баспа, 1997. - 314 с.
Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность.- Л., 1973.- 267 с.
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |