Дипломная работа по предмету "Психология"


Практический психолог и эффективность кадров


58

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА

Дипломная работа

«Практический психолог и эффективность кадров»

(Исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии между студентами и педагогическим коллективном Вуза с целью оптимизации учебного процесса.)

Выполнила:

Савицкая Екатерина

Анатольевна, студентка

психологического факультета

V года обучения

Научный руководитель:

Елизаров Андрей Николаевич,

кандидат психологических наук

Москва 2002

Содержание.

Введение…………………………

Глава 1. Исследование представлений о профессии в современной психологии…………………………….

1.1 Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии…………….

1.2 Образ будущей профессии у студентов вуза…………………………

Глава 2. Эмпирическое исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и их преподавателями в Вузе………………………….

2.1 Программа исследования……………………..

2.2 Результаты исследования и их анализ методами математической статистики………

2.3 Обсуждение результатов………………

Выводы…………

Рекомендации…………………..

Заключение

Литература………………………..

Приложения…………………

Введение.

Актуальность работы: Данная тема является актуальной в связи с появлением новых специальностей, таких как менеджер по кадрам, по персоналу, по рекламе, специалист по переговорным технологиям и т.д. Возникновение этих специальностей продиктовано современными условиями развития рыночных отношений, высокой их востребованностью в практической деятельности. Данные специальности подразумевают высокий уровень подготовки специалистов не только в области практики, но и в области теории. Рассогласование представлений относительно конечного результата обучения у преподавателей и студентов может вести к некачественной подготовке специалиста, низкой мотивации обучения у студентов и скепсису у преподавателей относительно конечного результата их труда. В нашей дипломной работе мы постарались определить основные теоретические компоненты, составляющие представление о профессии, и выявить существующие мнения у преподавателей и студентов по данному вопросу. Мы исследовали различия взглядов преподавателей и студентов на профессию, составив на основе полученных данных рекомендации для оптимизации педагогического процесса.

Цель исследования: выявить и проанализировать возможные расхождения в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и педагогическим составом факультета психологии для оптимизации педагогического процесса.

Задачи исследования:

Проанализировать литературу об исследовании представлений в современной психологии, выделить и описать основные методы исследования представлений в современной психологии, раскрыть основные интерпретации этого гипотетического конструкта.

Проанализировать литературу относительно сущности и методов исследования представлений о профессии.

Выдвинуть и проверить гипотезы относительно возможных различий в представлениях о профессии между преподавателями и студентами.

Разработать программу по оптимизации деятельности педагогического коллектива ВУЗа исходя из полученных данных.

Объект исследования: 60 студентов 4 и 5 курсов, обучающиеся по специальности психология менеджмента на факультете психологии МГОПУ им. М. А. Шолохова и 6 преподавателей, читающих дисциплины-специализации по специальности психология управления.

Предмет исследования: представления студентов и преподавателей факультета психологии об основных составляющих профессии психолога-менеджера.

Основная гипотеза: представления о профессии психолога-менеджера у студентов и их преподавателей существенно различаются.

Методический инструментарий: для исследования компонентов представлений о профессии у студентов и преподавателей применительно к выдвинутой выше гипотезе была разработана специальная анкета. Вопросы анкеты были созданы на основе выводов относительно структуры представлений о профессии, полученных в результате теоретического анализа (см.табл.), анализа профессиограммы менеджера, общей характеристики специальности «психология» и требований к уровню подготовки специалиста. При составлении окончательного варианта анкеты мы также использовали данные, полученные в процессе пилотажа начальных вариантов методики - наиболее частые варианты ответов на открыто поставленный вопрос вводились в оценочную шкалу. Ознакомится с вариантом анкеты для студентов можно в приложении 1, с вариантом анкеты для преподавателей - в приложении 2.

В ходе нашей работы использовались методы математической статистики: в ходе пилотажного исследования для составления оценочных шкал анкеты мы использовали метод контент-анализа. А при обработке конечных результатов исследования применялись t - критерий Стьюдента и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Где кратко изложенные результаты?! Где во введении раздел «Результаты исследования»? Это должно быть на данном месте.

Глава 1. Исследование представлений о профессии в современной психологии.

1.1 Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии.

Теория социальных представлений обязана своим возникновением французскому социальному психологу Сержу Московиси. В своей работе Московиси показал новую возможность исследования социальных ментальных образований. Его призыв к социальным психологам обратить внимание на новый подход в исследовании нашел отклик, и на сегодняшний день концепция социальных представлений обладает богатым теоретическим и экспериментальным материалом.

Обращаясь к истории возникновения данной концепции, С. Московиси отмечает, что у истоков этой теории находятся не только работы Э. Дюркгейма, содержащие описания понятия коллективного представления, но и труды М. Вебера, Г. Зиммеля, Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже, З. Фрейда (14, с.10).

Социальные представления опосредуют не только деятельность наивного субъекта, являющегося человеком с улицы. К знанию здравого смысла, опосредующему оценку хорошо знакомых лиц, обращались и научные исследователи. Например, Кеттел и Айзенк, чтобы выявить основы даваемой себе или другому оценки и сконструировать опросник. Таким образом, « социальные представления лежат в основе как «психологики», используемой человеком с улицы, так и «научной» логики анализа личности, используемой профессионалами».(51, с.9)

Обращаясь к вопросу об определении понятия «представление», следует отметить, что основоположник концепции С. Московиси не считает отсутствие четкой формулировки большим недостатком, напротив, ему принадлежит высказывание о том, что «…не надо стремиться к совершенству естественных наук в определении понятий…» (51, с.10). Но было бы ошибкой сказать, что нет никаких определений социального представления. Например, С. Московиси применяет следующую дефиницию: « Под социальным представлением мы понимаем совокупность понятий, выражений и объяснений, порождаемых повседневной жизнью… можно даже расценить их как современные версии здравого смысла» (там же). Жан-Клод Абрик в определении социального представления вводит указание его содержания и детерминант: «… представление - это организованная совокупность мнений, установок, верований и информации, относящихся к объекту или ситуации. Оно детерминировано одновременно самим субъектом (его историей, жизнью), социальной и идеологической системой, в которую он включен, и природой связей субъекта с социальной системой» (там же). Дениз Жоделе, определяя социальные представления, обращается к его характеристикам: « Социальные представления являются модальностями практического познания, направленного на понимание и осмысление социального, материального и идеального (духовного окружения). Как таковые, они обладают специфическими характеристиками в области организации содержания, умственных операций и логики» (14, с.25). Таким образом, можно видеть, что разными авторами даются разные описания понятия социального представления.

Для того чтобы нагляднее раскрыть положения концепции социальных представлений, обратимся к описанию ее функциональной стороны. С. Московиси изначально назвал три функции, выполняемые социальными представлениями. Первая - функция инструментального познания. Будучи по своей природе более трансформационными, чем информационными, представления выполняют перевод описания в объяснение.

Вторая функция социальных представлений - адаптационная. Назначение этой функции социальных представлений состоит в том, чтобы «адаптировать социальные факты, явления политического, научного плана к уже сформировавшимся, уже существующим взглядам, мнениям, оценкам.» (14, с.44).

Третья функция социальных представлений - функция регуляции поведения. Ее содержание можно раскрыть на примере взаимодействия двух человек. В ряде исследований было показано влияние на поведение представления о партнере, представления о задаче, представления о ситуации, представления об адресате. Дуаз подчеркивал важность функции регуляции поведения социальным представлением, включив ее в определение: « Представления являются схемами, внутренними принципами организации социальных групп, направляющими их развитие и поведение в соответствии со специфическими позициями, занимаемыми группами в данном обществе по отношению к друг другу» (14, с.12).

Согласно рабочей модели, предложенной Московиси, важнейших эмпирических структурных измерений социальных представлений три: информация, поле представления и установка.

Информация понимается как сумма знаний об объекте представления, понимаемых как степень осведомленности об объекте социального представления. Определенный уровень информированности - необходимое условие формирования представления.

Поле представления - это оригинальное понятие концепции, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны. Поле представления существует там, где представлено «иерархизованное единство элементов», более или менее выраженное богатство содержания, наличествуют образные и смысловые свойства представлений (42, с.16). Содержание поля представлений является характерным для определенных социальных групп. Для операционализации понятия поля представлений Московиси предлагает модель фигуративного ядра (схемы) представлений.

Установка в концепции Московиси в соответствии с общепринятым употреблением термина выражает общее (позитивное или негативное) отношение субъекта к объекту представления. В процессе разработки понятия социального представления установка заняла место одного из измерений представлений, отражающего готовность субъекта представления высказать то или иное суждение. В отличие от первых двух измерений, установка может существовать, и, как правило, существует при недостаточной информированности и нечеткости поля представления.

Д. Жоделе выделил шесть подходов в современных исследованиях социальных представлений.

Первый, при котором в центре внимания находится чисто когнитивная деятельность субъекта по построению представления, и исследуются два измерения: контекстуальное (влияние ситуации) и групповая идентификация.

Второй занимается процессом образования смысла, который вкладывается субъектом в представление, и заимствуется им из культуры.

Третий изучает представления как форму дискурса, элемент коммуникации, общения.

Четвертый занят влиянием практического опыта субъекта на формирование представления: его социального положения, институциональных норм.

Пятый изучает взаимодействие социальных групп и межгрупповых отношений, динамику изменения представлений в межгрупповых отношениях.

Шестой, наиболее близкий к социологии, рассматривает социальные представления как продукт господствующей идеологии (54, с.142-167).

Общая методологическая и социально-философская переориентировка западноевропейской психологической науки, которая привела к возникновению концепции социальных представлений, сказалась также на выборе и оценке методов исследования.

По канонам традиционной «идеологии применения» и гипотетико-дедуктивного подхода прикладное социально-психологическое исследование всегда опиралось на гипотезу, проверенную в лабораторном номологическом эксперименте. Остальные средства проверки гипотез рассматривались при этом как второстепенные по причине их недостаточной научной корректности.

В Западной Европе эти представления были подвергнуты решительному пересмотру, который шел по двум взаимосвязанным линиям - снижению ригоризма (жесткости) методов и их феноменологизации (54, с.327). Результатом этих тенденций явилось повышение роли наблюдения, новый подход к функциям лабораторного эксперимента, обращение к опыту повседневной жизни. В целом, методический инструментарий, используемый сторонниками концепции социальных представлений, характеризуется широким использованием феноменологических методов.

Содержание представлений, изучавшихся в рамках концепции социальных представлений, было разнообразным: их объектом выступали научные теории и культура в целом, болезнь и здоровье, женщина и ребенок, детство, задача и партнер во внутригрупповом взаимодействии и т.д. По мнению Ж.Абрика, перспективы концепции широки и составляют несколько линий: теоретические исследования роли социальных представлений в групповой активности, изучение социальных представлений об отдельных социальных объектах, выявление значения представлений в трудовой деятельности.

На сегодняшний день концепция социальных представлений обладает богатым теоретическим и экспериментальным материалом, в основном сводящимся к изучению представлений об отдельных объектах. Так, по мнению А.И. Донцова и Т.П. Емельяновой, концепция социальных представлений «…хотя и претендует порой на глобальные обобщения, в сущности представляет собой конкретные объяснительные модели, отражающие определенный подход к явлению или их классу» (14, с.10).

В нашей стране исследования в рамках концепции социальных представлений проводились в гораздо меньшей степени, однако отечественные психологи значительное внимание уделяли такому интегративному понятию как «представление мира» или «образ мира».

Термин «образ мира» появился в отечественной психологии благодаря А.Н. Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образ реальности. Психология образа (восприятия) он рассматривает в качестве знания о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира - мира, в котором они живут и действуют (12). Этот подход получил свою конкретизацию и развитие в работах С.Д. Смрнова (46), посвященных проблеме активности психического отражения. Он отмечает, категория образа является центральной категорией психологии познавательных процессов. Целостный образ мира выступает в качестве интегрального конструкта познавательной сферы личности.

Образ мира в принципе амодален в том смысле, что в него входят и сверхчувственные компонен-ты, такие, как значение и смысл (47, с.151).

Ядерные структуры образа мира амодальны в том смыс-ле, что они безразличны по отношению к модальности своего поверхностного оформления. Они могут находить свое вопло-щение в любой конкретной сфере психической действитель-ности (36, с.18).

Представление (образ) мира (а не представление о мире) (не является... рациональной конструкцией, но отражает практическую вовлеченность человека в мир и связано с реальными условиями его общественной и индивидуальной жизни (там же, с.15).

Поскольку представление мира есть опорное условие психической жизни, которое обычно не рефлексируется субъ-ектом, то обнаружение, открытие его для себя происходит преимущественно в форме специфических внутренних пере-живаний, чувств. Это, в частности, чувство внутренней опре-деленности, самоочевидности чего-либо (в том числе самого себя), которое и является подчас единственной опорой воз-можности указания на его существованием (22, с.25).

Образ (как явление психики) и понятие образа (как сос-тавляющая мира теории) удостоились внимания многих фи-лософов и психологов.

Этому вопросу посвящены работы А.А. Гостева, 1992 (10); В.П. Зинченко, 1983 (19); А.Н. Леонтьева, 1975 (30); А.И. Миракяна, 1992 (33); В.В. Пету-хова, 1984 (36); С.Д. Смирнова, 1981, 1985 (45,47); и др.. В общем виде воздано должное и психическому образу в профессионально-трудовой деятельности (Завалова, Ломов, Пономаренко, 1986 (16); Конопкин, 1980 (28); Ошанин, 1973 (34); Шадриков, 1982 (52)), некоторое пред-ставление об образе-регуляторе деятельности в связи с ос-новными разновидностями результатов труда дано в работах Е.А. Климова (22). Есть интересные эксперимен-тальные разработки специальных вопросов, выполненные на материале определенных видов труда: прежде всего труда операторов технологических установок, пилотов, штурманов (кроме уже указанных выше работ--Зальцман, 1973; По-номаренко, Алешин, Ворона, 1986 (37); Стрелков, Сизов, 1985 (49); и др.). В частности, в упомянутых выше работах Заваловой с соавторами и Пономаренко с соавторами рассматриваются условия возникновения у человека, пилотирующего летательный аппа-рат, феномена сложного мира в связи с так называемым интермодальным перцептивным конфликтом.

Немалый и психологически ценный материал об образах, регулирующих деятельность людей, занятых разными видами операторского труда, закодирован под термином «концеп-туальная модель» в работах по инже-нерной психологии, эргономике (30, 47, 52).

Следует отметить, что обоснованные утверждения о про-фессиональной специфике отображения в сознании сущест-венных, реальностей (включая прежде всего предметную об-ласть труда) часто и подчас неожиданно встречаются в са-мых разных исследованиях. Например, в работе В. Н. Дружинина о диагностике способностей (15).

Субъективное своеобразие видения разными профконсультантами такого сложного объекта, как множество про-фессий, отмечено в работе В. В. Гусейновой и И. Н. Овсян-никовой (11).

Вопросы восприятия и понимания человека человеком в зависимости от профессиональной принадлежности рассмот-рены в специальной главе книги А. А. Бодалева по пробле-мам социальной перцепции (6).

Систематическому экспериментальному изучению особен-ностей познания человека человеком в зависимости от про-фессиональной принадлежности (изучались формирующиеся профессионалы -- студенты университета) посвящена работа О. Г. Кукосяна (29).

Хороший обзор находок последних лет в области «профессиональной составляющей образа ми-ра» дан в работе Е. Ю. Артемьевой и Ю. К. Стрелкова (3, 48).

Е. А. Климов сосредоточил свое внимание на идее профессиональной относительности образа мира, которая рассматривается им в качестве частного выражения идеи групповой и индивидуальной относительности отображения объектной и субъектной реальности разными людьми.

Он считает, что образов мира столько же, сколько людей, и одним из факторов типизации этих образов, их большого или мень-шего сходства у разных людей как субъектов труда является как раз профессионально-трудовая деятельность (именно владение деятельностью обусловливает и принадлежность к профессиональной общности с характерном для нее модусом жизни, и возможность занимать определенные трудовые пос-ты -- места в мире людей, возможность обретать все более высокую квалификацию, что, полагаем, должно приводить к специализации и индивидуализации образа мира у каждого профессионала) (27).

Одним словом, мы будем исходить из того, что «труд по определению всегда есть деятельность, в ходе которой про-изводится нечто, составляющее предмет потребления в об-ществе (о психологических признаках труда подробнее см.: 26 с. 61--68), то есть труд в принципе произво-дителен, в противном случае мы просто принимаем за труд какую-то иную активность человека, хотя бы и находящегося на штатном рабочем месте» (27 с.35).

Сложность изучения образа мира по мнению Климова, что «в мире профессий в качестве очень важного выступает как раз не общее, не то, что сходно у разных людей (скажем, уровень общеобразовательной или общетехнической, или общепро-фессиональной подготовки), а именно особенное и уникаль-ное (единичное)» ( там же). Поэтому обращаясь к вопросу метода, Климов признает, что текст описания профессии, повест-вующий даже, казалось бы, не собственно о профессионале, а об области приложения его сил, предметах, средствах и ус-ловиях трудовой деятельности, может служить материалом хотя бы для ориентировочных суждений о том как представ-лен мир в образах субъекта соответствующей деятельности. Условившись о выделении некоторых смысловых единиц та-кого рода текстов, можно подсчитать частоты встречаемости тех или иных из них, рассматривая это как показатель представленности в сознании профессионала соответствующих образов, идей.

Вот почему в качестве первого и простейшего метода по-лучения сведений об образе мира в разнотипных профессиях Климов прибегает к анализу профессиограмм как докумен-тов, в которых в конкретно-культурной форме зафиксирова-ны, объективированы свойства субъекта деятельности и об-ласти приложения его сил. Поскольку авторы профессио-грамм, рассматриваемых как исходный, уже «собран-ный» материал, во-первых, знают, о чем пишут (они экспер-ты в области изучения и описания профессий), и, во-вторых, не знают (не могли знать, когда писали тексты), с какой целью мы используем эти профессиограммы, то можно, до-пустить, что в нашем случае соблюдаются два полезных ме-тодических принципа:

· принцип незнания «собирателем материала» общего за-мысла и гипотез исследования;

· принцип использования экспертных оценок, или сужде-ний компетентных судей. Этим вторым пунктом работа Климова несколько отличается от применения метода, который иногда называют «контент-анализом», который применяется в социальной психологии (27).

Климов считает, что обращение к профессиограммам адресованным широкому читателю, есть не «измена» научному профессиоведению, а скорее методичес-кая уловка, которая, как он надеется, поможет лучше почувст-вовать и заметить особенности и перспективы совершенство-вания собственно научного психологического языка описания субъекта деятельности (там же).

Образ мира, «представление мира» это -- «опорное условие психической жизни» оно «обычно не рефлексируется субъектом» (36, с.16) и связано с чувством «внутренней определенности, самоочевидности чего-либо (в том числе и самого себя), которое и является подчас единственной опорой возможности указания на его существование» (там же). Поэтому о том, что называют «об-разом мира», нельзя выспросить человека, а нужно рекон-струировать этот образ по косвенным источникам, в частнос-ти по высказываниям профессионала о каких-то дельных, с его точки зрения вещах, объектах.

Климов предлагает следующую методику анализа профессиограмм:

1. Выделить в тексте все утверждения (смысловые едини-цы, слова), так или иначе характеризующие: а) субъекта деятельности и б) то окружение (предметный и социальный «фон» -- «мир», «универсум»), на котором субъект профес-сионального труда подается читателю.

2. Упорядочить выделенные смысловые единицы по суще-ственным признакам. В результате сложится некоторая «ка-тегориальная сетка», в соответствии с которой будет про-текать дальнейший анализ. В ходе работы эта сетка может совершенствоваться, пока не сложится ее вариант, удовлет-воряющий исследователя (27).

Также говоря о программе рассмотрения образа мира про-фессионала Климов полагает полезными следующие ее пунк-ты, но «не следует думать, что предлагается некий опросник: нет, узнавать о содержании сознания лучше всего по косвенным показателям -- продуктам деятельности, свободным выборам, инициативным -- без внешнего стимула -- высказываниям, поступкам, генерируемым конфликтам, досуговой активности, кругу чтения и т. п.» (27).

1) Что выступает в сознании в качестве важных, фактичес-ки волнующих событий:

в своей жизни (биографии), в семейном, домашнем кругу,

в жизни своей контактной группы на работе,

в жизни своего широкого (незримого) профессионального

сообщества,

в жизни своего народа, страны, человечества.

2) Что выступает в сознании в качестве важных, фактичес-ки волнующих событий:

в существовании природы на Земле,

в существовании нашей планеты, ее природных регионов,

в существовании околоземного пространства и мироздания.

3) Как расставлены в сознании приоритеты перечисленных выше групп событий (главное, второстепенное, третьестепен-ное).

4) Каким бы хотелось видеть мир (как универсум), вклю-чая перечисленные только что в 1-м и 2-м пунктах группы со-бытий и их ценностный порядок (в соответствии с пунктом 3).

Тип «человек -- человек», к которому и относится профессия психолога-менеджера, описывается в исследовании Климова следующим образом (27):

Мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны наполненности окружающего разны-ми, разнообразными, разномыслящими и разнокачественны-ми и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически не находит заметного отображения в рассмотренных текстах, по-видимому, по принципу «все мы знаем, что это такое». Это какой-то далекий смутный фон.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, которые характеризуют умо-настроение, поведение людей, образ их жизни и формы актив-ности, а также способы привнесения порядка, упорядоченнос-ти в сложную жизнь человека и общества.

Цивилизация, культура, история человечества -- это преж-де всего народы, страны, государства, языки, культурные цен-ности разных народов.

Международные отношения -- это прежде всего деловые -- политические, торгово-экономические, общекультурные -- взаимодействия между хорошо различаемыми социальными системами.

Условия существования и развития человека -- это памят-ники культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованного празднества, удовлетворение ду-ховных запросов населения, общественный порядок. Осталь-ное -- некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечивае-мый фон.

Деятельность человечества, людей -- это прежде всего приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведе-ние товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализиро-ваны при этом представления о разновидностях людей (и де-ти, и взрослые, и обезличенные «лица», и индивидуально от-личаемые люди).

Чтобы дать более полное представление о харак-тере тех дискретных определенностей, системных целостноетей -- «гештальтов», или «квантов» (нет единого устоявшего-ся термина), в которые сознание профессионалов как бы от-формовывает непрерывный и по необходимости хаотический поток жизненных впечатлений из внешнего мира, Климов приводит краткие иллюстративные перечни этих определенностей:

Внешние проявления работы -- это свое поведение; свои поступки; своя речь, мероприятия (операциональная сторона весьма сложной деятельности часто не раскрывается, а обоз-начается общими понятиями -- «обеспечивает», «пресекает» и пр ).

Субъектное: свои эмоции; свое настроение; дурное распо-ложение духа (всем этим надо уметь владеть, уметь властво-вать собой); духовный мир; внимание; совесть и т. п.

Нормативное -- это закон, требования морали, правила дорожного движения и т. п.

Люди: это и подопечные, и нетрезвые водители, и прооперированные больные, и просто «лица» и пр.

Обстоятельства работы -- это психологический климат, си-туации нервно-психического напряжения, необходимость быст-ро переключаться с одного вида деятельности на другой, ра-бота в вечерние часы и выходные дни.

Представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать не-которую упорядоченность общественным процессам сообраз-но поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных).

Исполнительно-двигательная сторона труда имеет в про-фессиях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия (говорение тоже не обходится без речедвигательных навыков: говорить профессионально надо также учиться. Далее, это выразительные движения (мимика, пантомимика) и выразительные свойства внешности и даже одежды

Особенности познавательной деятельности представителей профессий этого типа во многом определяются сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рас-смотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления.

Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений на первом месте требования не только к письмен-ной, но и к устной речи -- ее четкости, раздельности, удобно-му для слушателя темпу, связности и, конечно, ясности, по-нятности содержания высказываний, реплик.

Самое главное в области познавательных процессов пред-ставителей этого типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характе-ра человека, к его поведению, умение или способность мыслен-но представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам.

И еще важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда мо-жет стать все лучше и лучше.

Требуется и очень важна способность сопереживать друго-му человеку (сострадать и сорадоваться). Важная особен-ность эмоционального склада личности сводится к способнос-ти заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый уж раз ведется речь, и передавать слушателям свое отношение к ним.

Важны наблюдательность именно по отношению к поведе-нию, проявлениям душевной деятельности человека, отзывчи-вость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому существу, искренняя и деятельная обеспоко-енность судьбами людей (учеников, пациентов, подопечных разного рода), терпение к снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего облика, об-раза мыслей.

Профессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять, моде-лировать варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов их конфликтов, противостояний или, на-оборот, объединений.

Особенности саморегуляции представителей рассматривае-мого типа профессий таковы. Требуется постоянное совершен-ствование своих знаний и навыков, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами социального движения, разви-тия, заставлять себя быть в курсе текущих общественных со-бытий. В противном случае рушится взаимопонимание с окру-жающими. Требуется огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение строго сообразовывать свое поведение, обращенное к другим людям, с моральными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто. Вмес-те с тем в отношении самого себя часто невозможно строго подразделить время на рабочее и нерабочее.

Противопоказаниями к выбору профессий данного типа яв-ляются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физи-ческие недостатки, как это ни печально, нерасторопность, из-лишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку -- интереса «просто так».

Приведенные ниже пять обобщенных характеристик следует рассматривать как самое ориентировочное, «контур-ное» приближение к интересующей нас действительности. Задача профессиоведения на будущее состоит не в том, чтобы их «шлифовать» и пр., а в том, чтобы строить множество более конкретных характеристик определенных профессий и профессионалов, которые никогда не могут во всем согласо-вываться с типовыми представлениями. Для информационного обеспечения практики профессионального самоопределе-ния и руководства развитием человека как субъекта профес-сиональной деятельности нужна не только «контурная карта мира профессий», но и некая постоянно совершенствуемая, обновляемая энциклопедия или «база данных» вполне кон-кретных описаний профессий, специальностей, занятий и со-ответствующих нормативных, идеальных вариантов типов профес-сионалов.

Выше была приведена очень обобщенная, типовая характеристика субъекта деятельности в разнотип-ных профессиях. Но типовое, как отмечалось, не во всем сов-падает с отдельным конкретным случаем, а в какой-то части ему может и противоречить. Вот почему, по замечанию Климова, «совершенно необхо-димо учиться и уметь провести специальное изучение частно-го случая -- профессионала или профессии, которые нас в данный момент могут интересовать. Для этого нужна, прежде всего, некоторая схема-программа (перечень вопросов, кото-рые полезно не упустить при рассмотрении частного казуса)» (23, с.179).

Вывод.

Во французской школе возникла и развивалась концепция социальных представлений, структура которых представлена тремя измерениями: информацией, полем представления и установкой.

В отечественной психологии разрабатывалось понятие образ мира, введенное А.Н. Леонтьевым. Образ мира представляет собой целостную, многомерную систему представлений о мире, о других людях, о себе, о своей деятельности и т.д. Е.А. Климов выдвигает идею, что в основе типизации образов мира может лежать профессиональная деятельность. Исходя из этого, он предлагает обобщенные характеристики разнотипных профессионалов и говорит о необходимости изучения частных представлений различных групп профессионалов.

1.2 Образ будущей профессии у студентов вуза.

Обучение должно не просто формировать высококачественные профессиональные знания и умения, но и обеспечивать осознанное выделение реальной связи характеристик профессиональной деятельности с параметрами общественной и личностной значимости. Многие исследователи едины в утверждении, что обучение в вузе должно иметь целостный характер, но реальный учебный процесс является зачастую корпускулярным, когда изучение различных дисциплин не связано друг с другом, содержание теоретических и практических курсов разорвано, разнесено в изучении и по времени и по внутреннему наполнению, которое представлено студентам как изолированное, не взаимосвязанное. Цели обучения не отражают в полной мере социальные функции будущей практической деятельности и в результате образуются понятия теоретического характера, которые в столкновении с действительными материальными условиями не могут ориентировать специалиста (18).

H.Н. Нечаев и другие (2, 34) рассматривают профессиональное сознание как структуру, интегрирующую различное профессиональное содержание: но это образование имеет внеситуативный характер очень широкой степени обобщения и в его рассмотрении теряется конкретное профессиональное содержание. Необходимость формирования профессионального сознания - факт, очевидный для представителей рассмотренных концепций. Но данной констатацией и ограничивается разработка этой проблемы. З.А.Решетова и В.Д.Шадриков в своих исследованиях (40; 52) подчеркивают, что неотъемлемой составляющей становления профессионала является развитие представлений о конкретных компонентах профессиональной деятельности. Но, даже будучи исчерпывающими, они остаются знаниями об отдельных частных фрагментах профессиональной деятельности и не могут служить обобщенной характеристикой процесса профессионализации. Такой характеристикой являются структуры профессионального сознания, отражающего профессиональную деятельность в целом, интегрированно и системно.

Л.М. Митина говоря о выборе профессии, отмечает, что «важным является и то, что образ профессии, как когнитивное и эмоциональное образование, в определенной мере меняет сис-тему общих ориентиров в общественном и индивидуальном со-знании людей.»(38, с.3). Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их професси-ональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ, но он обладал той конкретностью, которая способствовала процессу идентифи-кации). Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «иде-альный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни» (американский, европейский, «новых русских» и др.) Неопределенность ценностных представлений о самой профес-сии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни (там же).

Зиброва С.В. исследует образ профессии как внутреннее образование, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального сознания как субъектного, личностного процесса с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности -- с другой стороны.

В качестве такой структуры у студентов Зиброва выделяет образ будущей профессии, который является отражением в сознании студента основного содержания его будущей профессиональной деятельности. Значение данной структуры сознания для профессионального становления связано с содержанием образной формы субъективного отражения в целом. Образ определяется как субъективная картина мира или его фрагментов (12, 29). А.В.Запорожец отмечает, что «под образом, в широком смысле, следует понимать не только конкретные, но и общие представления, а также абстрактные понятия» (17, с. 377). В работах А.Н.Леонтьева (30) была выдвинута гипотеза об образе мира как многомерном образовании, целостной, многоуровневой системе представлений о мире, о других людях, о себе и своей деятельности. Мы рассматриваем образ профессии у студентов как фрагмент данной системы, включающий в себя представления, связанные с предстоящей профессиональной деятельностью. Включение в практическую деятельность (одной из форм которой является профессиональная деятельность) обеспечивается участием целостного образа какого-либо явления в порождении познавательных гипотез, выступающих в качестве начального звена процессов построения нового образа (18). Непрерывное генерирование взаимосвязанной системы познавательных гипотез, идущих навстречу внешним стимулам, является выражением активной природы образного отражения. Образ, являясь порождением практической деятельности, оказывает на нее обратное воздействие, определяя ее направленность и избирательность. Активная роль образа проявляется в том, что сформировавшийся образ некоторого явления (в том числе, профессиональной деятельности) определяет характер действии человека по отношению к данному явлению. Образ будущей профессии есть представление цели деятельности учения. Это способ осознания желаемого конечного результата собственной деятельности по освоению профессии (18).

Любая деятельность предполагает наличие объекта деятельности - той конкретной сферы, где деятельность разворачивается; цели -- результата, который должен быть достигнут; и средств деятельности как операциональной составляющей (по Леонтьеву A.M.). Все эти моменты должны быть представлены в сознании личности. Иначе, по мысли А.Н.Леонтьева, "неадекватность того смысла, который приобретает для человека его деятельность и ее предмет их объективному значению" (30, с. 32) есть проявление дезинтеграции сознания.

Исследователи выделяют такие компоненты образа профессии как цели профессиональной деятельности, средства, используемые специалистом в этой области, и ее специфическую предметную область -- набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, как бы «противостоящих» человеку в труде (18). Под целями профессиональной деятельности в образе профессии понимается отражение в сознании студента социального смысла данной профессии, ее значения для общества, ее специфических задач. Это есть понимание роли профессии в общественном производстве, что достигается путем раскрытия внутренних связей между осваиваемой деятельностью и ее местом в обществе. Средствами здесь является все то, что использует профессионал для реализации своих функций - от конкретных инструментов («внешние» средства по Венде В.Ф.) до обобщенных представлений о возможных способах деятельности («внутренние» средства). «Средством труда можно считать любую реальность, дающую возможность человеку взаимодействовать с предметом труда сообразно его цели", -- по определению Е.А.Климова (21, с. 45). Наконец, знание того особого круга явлений предметного мира, с которым оперируют представители данной профессии, есть третий компонент образа будущей профессии -- предметная часть.

Выделенные составляющие образа профессии (цели, предмет, средства) в целом охватывают содержание конкретной профессии. К ним нельзя свести все многообразие реальных профессиональных ситуаций, но они отражают именно существенные закономерные, обязательные моменты, конституирующие профессиональную определенность и специфику, отличающую данную профессию от других видов профессиональной деятельности. Это устойчивое и обобщенное содержание профессии. Оно относится к внутреннему, субъективному плану, отражает профессиональную специфику, и может быть объективировано, вынесено вовне. Этим требованиям удовлетворяют такие составляющие внутреннего плана профессионализации, которые обладают свойствами устойчивости и обобщенности и характеризуют существенные, необходимые элементы профессии, не зависящие от частных, изменяющихся условий (18). Мы выделяем такой компонент профессионального сознания у начинающих специалистов на этапе обучения в вузе как образ будущей профессии. Это образование выполняет функции интеграции, объединения разрозненных знаний и умений, обретенных в различных учебных ситуациях, в единое целостное представление об изучаемой профессии. Образ профессии есть отражение в сознании студента наиболее значимого содержания профессии, и это есть основа, благодаря которой новые знания не остаются разрозненными, а интегрируются в целостную структуру. Образ профессии - это целостное представление базовых компонентов профессии, которые выступают как связанные фрагменты единой структуры.

Е.А.Климов характеризует трудовой пост (форму существования профессии) как «некоторое социально фиксированное многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование» (21, с. 41), следовательно, его адекватное отражение также будет являться системой взаимосвязанных представлений об основных его составляющих. Формирование образа профессии заключается в объединении различных сведений о профессии воедино, установлением их взаимосвязи, что позволяет определить значение каждого нового знания в его отношении к уже имеющемуся содержанию основных структурных элементов (цель, предмет, средства). В свою очередь, это содержательное обогащение становится способом развития самого образа профессии, его насыщения новыми представлениями, которые требуют нового обобщения, формирования концептуальных структур более высокого уровня.

Предлагаемый Зибровой подход к анализу значения такой психологической структуры как образ будущей профессии соотносится с современными представлениями о роли «образа собственного будущего» (9, с. 71) в регуляции социального поведения. С.В.Горбатов и Б.Д.Лысков рассматривают концепцию собственного будущего как обобщенную систему представлений человека о своем собственном будущем. Как элемент структуры личности концепция собственного будущего «имеет особое значение для процессов, связанных с выбором и принятием решений, постановкой задач» (9, с.77). В нашем случае область будущего конкретизирована в профессиональном отношении, что определяет ее содержательную специфику. Однако, как пишет, К.А.Абульханова-Славская, «само по себе указание на жизненные занятия, сферы жизни и жизненные события не дает ответа на вопрос, как они реализуются в жизненной динамике, то есть как они становятся движущей силой развития личности» (1, с.138). Важно выделить формы представленности этих явлений человеку, имеющие побудительную силу, позволяющие ему развиваться как субъекту определенной деятельности (18).

Формирование образа профессии у студентов включает в себя процессы наполнения личностным смыслом определенных объективных свойств, характеризующих род занятий, которые обретают внутреннее значение для студентов. «Значение -- это ставшее достоянием моего сознания (в большей или меньшей своей полноте и многосторонности) обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как обобщенного "образа действия", нормы поведения и тому подобное» (30, с 299).

"Полнота и многосторонность" образа будущей профессии у студентов рассматривается как характеристику процесса обучения. Подобные показатели выделяют Л.П.Калининский и С.Г.Гайдаржи: "Профессионал - субъект профессиональной деятельности, сознательно и эмоционально предвосхищающий ее социально ценный результат ... представляющий систему средств профессиональной деятельности, сознательно выбирающий и уверенно владеющий орудийными средствами деятельности (внешними и внутренними, вещественными и функциональными), осознающий производственно-деловые зависимости людей" (20, с. 98-99).

Итак, формирование образа профессии у студентов -- одна из существенных характеристик учебного процесса в вузе. Это критерии профессионализации студента, его готовности к выполнению определенных социальных функций. Сформированный образ профессии есть сложное социальное явление, имеющее свой путь развития, свой процесс становления. «Знание закономерностей формирования личности профессионала, выделение основных этапов этого процесс их психологических характеристик, нахождение и описание важнейших факторов, оказывающих положительное влияние на становление профессионала, либо тормозящих этот процесс -- дало бы возможность оптимизировать этот процесс, ... управлять им» - подчеркивает значимость подобных исследований Е.М.Борисова (7, с.142-143).

С точки зрения онтогенетического развития субъективный образ предполагает интериоризацию схем действия с внешними предметами и порождение внутреннего плана деятельности из реальных предметных действий (17). Таким образом, расширение внешней, предметной деятельности является основным способом развития ее образной компоненты. При формировании образа происходит преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания (18). Следовательно, этапность становления образа профессии отражает овладение реальной профессиональной деятельностью, и, наоборот, по внешним проявлениям при выполнен ии профессиональной деятельности можно судить о сформированности соответствующих внутренних структур.

Конституирующей чертой деятельности является ее содержательность. Тогда характеристика деятельности включает в себя проблему выявления ее конкретной цели деятельности, ее внутреннее основание -- мотивационные процессы не имеют достаточного развития.

Итак, в своей работе Зиброва обращает внимание на такой механизм развития внутренней детерминации деятельности человека как определение, оформление цели деятельности, что структурирует различные неоформленные побуждения и стремления, придает им организованный характер и позволяет разворачивать целостную целенаправленную деятельность. «В жизнедеятельности человека цели выступают средствами мотивационной организации поведения, развертывания функционального потенциала человека» (4, с. 80). Цель, то есть представление результата деятельности, является системообразующим фактором мотивационных процессов и имеет мотивационную функцию влечения приобретают характер действительно мотива, оформляясь целью, обогащение и углубление образа желаемого будущего, то есть цели, становится фактором развития соответствующей мотивационной сферы.

Для студентов вуза такой содержательной целью является освоение определенной профессиональной деятельности. Представления о ней, то есть образ профессии, выполняют функцию целеобразования. Степень сформированное образа профессии определяет уровень отчетливости цели деятельности студента. Развитие этих представлений, насыщение их профессиональным содержанием позволяет уточнить цель деятельности и таким образом оформляет процессы внутренней детерминации, то есть имеет мотивирующее значение. В процессе интериоризации человеком объективно существующих в обществе ценностей последние приобретают побудительную силу и становятся реально действующей внутренней детерминацией деятельности (31).

Образ профессии обладает мотивационным значением, его сформированность характеризует степень интериоризации данного содержания человеком и, следовательно, возможность сознательного отношения к нему и его побудительную силу (18). Таким образом, развитие образа профессии становится способом развития системы внутренней детерминации. По мысли С.Л.Рубинштейна, сознание -- это не только отражение, но и отношение человека к окружающему его миру, а значит, сопряженные процессы развития представлений об определенном явлении и отношения к нему следует изучать вкупе. «В процессе отражения явлений внешнего мира происходит и определение их значения для индивида и тем самым его отношения к ним. И в силу этого предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как двигатели поведения, как его побудители, порождающие в человеке определенные побуждения к действию, -- мотивы» (41,с. 244).

Вывод по результатам литературного анализа:

В ходе изучения литературы мы сделали вывод о том, что социальные представления являются основой представлений о различных объектах социальной действительности. На этой базе строятся представления о мире в целом (образ мира), которые отражают личностные особенности каждого индивида в отдельности. В свою очередь индивидуальный образ мира включает в себя общие представления о различных предметах и явлениях жизни, в том числе и о профессии.

Рисунок 1. Структура социальных представлений.

Образ будущей профессии есть представление цели деятельности учения. Это способ осознания желаемого результата собственной деятельности по освоению профессии.


В нашем понимании структура образа профессии выглядит следующем образом:

Компоненты:

1). Цели профессиональной деятельности

2). Средства, используемые специалистом

3). Предметная область.

Соотношение представленных компонентов можно изобразить графически в виде рисунка.

Рисунок 1. Компоненты образа профессии.

компоненты

ЦЕЛИ СРЕДСТВА ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

Таблица 1.Содержательные характеристики компонентов образа профессии.

компоненты

содержание

функция

1

Цели

Отражение социального смысла профессии, ее значения для общества, места в общественном производстве.

Данная компонента выполняет мотивационную функцию.

2

Средства

Входят как внешние (конкретные инструменты), так и внутренние (всевозможные способы деятельности) средства.

Инструментальная функция.

3

Предметная область

Явления предметного мира, которыми оперирует данный профессионал.

Направленность, конкретизация деятельности.

Представленное выше описание компонентов образа профессии и их содержательной части можно конкретизировать применительно к профессии психолога-менеджера следующим образом: такая составляющая образа профессии как цель, включает в себя представление о дальнейшей сфере деятельности, о специализации. Следующая составляющая подразумевает все средства, используемые специалистом - конкретные виды деятельности (диагностическая, коррекционная, экспертная и др.). И последней составляющей является предметная область, которая подразумевает под собой знания, умения и навыки человека в данной профессии.

Глава 2. Эмпирическое исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и их преподавателями в ВУЗе.

2.1 Программа исследования.

Цель исследования:

Выявить и проанализировать возможные расхождения в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и педагогическим составом факультета психологии для оптимизации педагогического процесса.

Задачи эмпирического исследования:

Выдвинуть гипотезы относительно возможных расхождений в представлениях о профессии психолога-менеджера между преподавателями и студентами.

Применительно к выдвинутым гипотезам разработать методику и процедуру ее проверки.

Осуществить сбор данных согласно заранее составленному плану.

Проанализировать полученные результаты методами математической статистики.

Обсудить полученные результаты и сделать выводы относительно выдвигавшихся гипотез.

Объект исследования:

60 студентов 4 и 5 курсов факультета психологии, обучающихся по специальности психология менеджмента. Из них 55 девушек, 5 юношей, в возрасте 21-45лет (средний возраст составляет)

6 преподавателей, читающих дисциплины-специализации по специальности психология менеджмента.

Предмет исследования:

Представления студентов и преподавателей факультета психологии об основных составляющих профессии психолога-менеджера.

Основная гипотеза:

Представления о профессии психолога-менеджера у студентов и их преподавателей существенно различаются.

Гипотезы-следствия:

Преподаватели полагают, что большинство их выпускников будут работать в государственных организациях, тогда как студенты представляют путь своей профессиональной социализации как работу в коммерческой структуре.

Преподаватели полагают, что учащиеся собираются быть менеджерами по кадрам, тогда как студенты представляют себя в роли менеджера по персоналу.

Преподаватели полагают, что основным видом деятельности психолога-менеджера является диагностическая работа, тогда как студенты более ориентированы на консультативную работу.

Преподаватели полагают, что для работы психолога-менеджера наиболее важны знание социальной психологии и организаторские навыки, тогда как студенты наиболее важными считают коммуникативные навыки и знания в области управления.

Преподаватели полагают, что креативность и высокий уровень интеллекта в наибольшей степени могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера, тогда как студенты таковыми считают устойчивость к стрессу и внимательность.

Преподаватели полагают, что профессия психолога-менеджера предоставит студентам возможность карьерного роста и повышения зарплаты, тогда как для студентов эта профессия дает возможность личностного роста и профессионального развития.

Основная гипотеза и гипотезы-следствия возникли на основе предварительного анализа состояния объекта исследования, идея которого поступила из Всероссийского научно-практического Центра профориентации и психологической поддержки населения.

Методический инструментарий:

Для исследования компонентов представлений о профессии у студентов и преподавателей применительно к выдвинутой выше гипотезе была разработана специальная анкета. Вопросы анкеты были созданы на основе выводов относительно структуры представлений о профессии, полученных в результате теоретического анализа (см.табл.), анализа профессиограммы менеджера, общей характеристики специальности «психология» и требований к уровню подготовки специалиста. При составлении окончательного варианта анкеты мы также использовали данные, полученные в процессе пилотажа начальных вариантов методики - наиболее частые варианты ответов на открыто поставленный вопрос вводились в оценочную шкалу. Ознакомится с вариантом анкеты для студентов можно в приложении 1, с вариантом анкеты для преподавателей - в приложении 2.

2.2 Результаты исследования и их анализ методами математической статистики.

По получении результатов мы сочли необходимым проанализировать данные не только с точки зрения того, подтверждают они или не подтверждают выдвинутые гипотезы, но и с точки зрения того, какие различия существуют во взглядах студентов и преподавателей по всем использовавшимся в процессе исследования пунктам возможных ответов. Напомним, что данные списки пунктов были получены нами в процессе анализа ответов студентов и преподавателей на вопросы открытого типа методом контент-анализа.

Ниже приводятся таблицы, которые отражают различия в представлениях на основные составляющие профессии психолога-менеджера.

Таблица 1. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, где планируют студенты работать после окончания вуза.

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

1

Государственная организация

4,7

2,91

5,2

2,17

0,47

Не значимо

2

Коммерческая структура

6,7

1,95

7,4

2,07

0,72

Не значимо

3

Негосударственная (общественная) организация

4,2

2,38

4,2

2,05

0,00

Не значимо

4

Свое дело

3,4

2,46

4

2,12

0,59

Не значимо

5

Частная практика

3,3

2,41

3,8

2,59

0,41

Не значимо

Применительно к ответам на этот вопрос ни в одном случае не было зафиксировано статистически значимых различий с помощью t - критерия Стьюдента.

Таблица 2. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, в какой области студенты планируют специализироваться.

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

1

Менеджер по кадрам

6,4

2,19

5,6

2,61

0,66

Не значимо

2

Менеджер по персоналу

6,8

1,92

6,4

1,82

0,46

Не значимо

3

Рекрутер

3,5

2,41

4,8

2,28

1,20

Не значимо

4

Тренинг-менеджер

3,9

2,66

5,8

2,49

1,60

Не значимо

5

Орг-консультант

4,5

2,60

5

2,55

0,41

Не значимо

6

Менеджер по переобучению

2,8

2,08

4,6

2,88

1,36

Не значимо

7

Менеджер по рекламе

4,4

2,86

6

1,87

1,69

Не значимо

8

Имиджмейкер

3,4

2,40

4,8

2,17

1,35

Не значимо

9

Специалист по переговорным технологиям

3,6

2,41

4

2,35

0,36

Не значимо

10

Специалист по связям с общественностью

4,4

2,79

4,6

2,07

0,20

Не значимо

11

Помощник руководителя

5,8

2,36

5,2

1,64

0,73

Не значимо

12

Ученый-исследователь

2,7

2,33

4,6

2,51

1,61

Не значимо

Применительно к ответам на этот вопрос ни в одном случае не было зафиксировано статистически значимых различий с помощью t - критерия Стьюдента.

Таблица 3. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, с какими видами деятельности студенты будут чаще всего встречаться в своей работе психолога-менеджера.

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

1

Диагностическая

6,7

2,15

7

2,00

0,31

Не значимо

2

Коррекционная

5,4

2,39

6

2,55

0,50

Не значимо

3

Консультативная

7

1,92

7

1,87

0,00

Не значимо

4

Экспертная

6,3

2,38

6,2

1,92

0,11

Не значимо

5

Научно-исследовательская

3,9

2,31

4,6

2,41

0,62

Не значимо

6

Учебно-воспитательная

3,8

2,37

6,2

2,59

2,02

0,05

7

Культурно-просветительская

4,3

2,43

5

2,24

0,66

Не значимо

Применительно к ответам на этот вопрос статистически значимых различия были зарегистрированы только относительно одного пункта возможных ответов (уровень значимости различий 0,05). Преподаватели статистически чаще, чем студенты заявляют о том, что психологу-менеджеру предстоит в значительной степени сталкиваться с учебно-воспитательной работой.

Таблица 4. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, какие профессиональные знания, умения, навыки важны для работы психолога-менеджера.

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

1

Знание социальной психологии

7,9

1,76

8,6

0,55

2,03

0,05

2

Знание психологии труда

7,7

1,87

8,8

0,45

3,13

0,01

3

Подготовка в области управления

8,2

1,17

8,6

0,55

1,31

Не значимо

4

Подготовка в области права

7,5

1,38

7,8

1,30

0,48

Не значимо

5

Подготовка в области экономики

6,6

2,01

7,4

1,52

1,07

Не значимо

6

Знание организации производства

7,9

1,41

8

1,00

0,20

Не значимо

7

Знание иностранного языка

5,7

2,64

7

1,87

1,40

Не значимо

8

Умение работать на персональном компьютере

7,6

2,12

8,2

0,84

1,21

Не значимо

9

Умение вести служебную документацию

7,4

1,71

7,8

1,30

0,62

Не значимо

10

Умение вести деловую переписку

6,5

2,59

7,8

1,30

1,84

Не значимо

11

Умение проводить деловые переговоры

7,6

1,68

8,4

0,89

1,68

Не значимо

12

Владение профессиональной этикой и этикетом

8,4

1,19

8,8

0,45

1,47

Не значимо

13

Коммуникативные навыки

8,7

0,71

8,8

0,45

0,44

Не значимо

14

Организаторские навыки

8,2

1,21

8,4

0,55

0,65

Не значимо

Применительно к ответам на этот вопрос статистически значимых различия были зарегистрированы относительно двух пунктов возможных ответов. Во-первых, преподаватели статистически чаще, чем студенты (уровень значимости различий 0,001) заявляют, что для будущего психолога-менеджера нужно знание психологии труда. Студенты так считают в значительно меньшей степени. Во-вторых, преподаватели статистически чаще, чем студенты (уровень значимости различий 0,05) заявляют, что будучи психологом-менеджером нужно знание социальной психологии. Студенты в этом не столь уверены.

Таблица 5. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, какие индивидуальные личностные особенности могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера.

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

1

Креативность

7,6

1,87

8,4

0,89

1,62

Не значимо

2

Высокий уровень общего и социального интеллекта

8,3

1,07

8,8

0,45

1,93

Не значимо

3

Эмпатия

7

1,74

7,6

1,67

0,75

Не значимо

4

Ответственность

7,9

1,32

8,6

0,55

2,20

0,05

5

Внимательность

8,1

1,32

8

0,71

0,27

Не значимо

6

Наблюдательность

8

1,35

7,8

0,84

0,47

Не значимо

7

Рефлексия

7,5

1,45

8,2

0,84

1,60

Не значимо

8

Устойчивость к стрессу

8,3

1,06

7,8

1,10

0,97

Не значимо

9

Привлекательность

6,4

1,80

6,6

0,89

0,41

Не значимо

10

Оптимизм

7,5

1,31

7

1,41

0,75

Не значимо

11

Любознательность

7

1,81

7,4

1,14

0,69

Не значимо

12

Нравственность

7,2

1,93

7,6

1,67

0,50

Не значимо

Применительно к ответам на этот вопрос статистически значимых различия были зарегистрированы только относительно одного пункта возможных ответов (уровень значимости различий 0,05). Преподаватели гораздо большее значение придают такой личностной особенности как ответственность, тогда как студенты отмечают это качество значительно реже.

Таблица 6. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, что дает студентам профессия психолога-менеджера.

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

1

Возможность личностного роста

7,8

2,05

8,2

0,84

0,82

Не значимо

2

Широкий круг общения

7,5

1,60

7,6

1,52

0,14

Не значимо

3

Возможность профессионального развития

7,9

1,81

7,8

1,10

0,18

Не значимо

4

Карьерный рост

7,5

2,04

7

1,58

0,65

Не значимо

5

Деньги/ повышение зарплаты

6,8

2,46

7,2

1,48

0,52

Не значимо

6

Чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне

6,8

2,36

7,8

1,79

1,14

Не значимо

7

Удовлетворение от деятельности

7,7

1,83

6,8

2,05

0,94

Не значимо

Применительно к ответам на этот вопрос ни в одном случае не было зафиксировано статистически значимых различий с помощью t - критерия Стьюдента.

Между рангами ответов преподавателей и студентов на каждый вопрос мы подсчитали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Таблица 7. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 1 вопрос: Где студенты планируют работать после окончания ВУЗа?

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

ранг

ранг

1

Государственная организация

4,7

2

5,2

2

2

Коммерческая структура

6,7

1

7,4

1

3

Негосударственная (общественная) организация

4,2

3

4,2

3

4

Свое дело

3,4

4

4

4

5

Частная практика

3,3

5

3,8

5

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 1, уровень значимости 0,001

Получена положительная корреляция на высоком уровне значимости. Отсюда можно сделать вывод о том, что взгляды студентов и преподавателей на возможное направление профессиональной социализации будущих психологов-менеджеров идентичны.

Таблица 8. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 2 вопрос: В какой области студенты планируют специализироваться.

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

ранг

ранг

1

Менеджер по кадрам

6,4

2

5,6

4

2

Менеджер по персоналу

6,8

1

6,4

1

3

Рекрутер

3,5

9

4,8

7,5

4

Тренинг-менеджер

3,9

7

5,8

3

5

Орг-консультант

4,5

4

5

6

6

Менеджер по переобучению

2,8

11

4,6

9

7

Менеджер по рекламе

4,4

5,5

6

2

8

Имиджмейкер

3,4

10

4,8

7,5

9

Специалист по переговорным технологиям

3,6

8

4

12

10

Специалист по связям с общественностью

4,4

5,5

4,6

9

11

Помощник руководителя

5,8

3

5,2

5

12

Ученый-исследователь

2,7

12

4,6

9

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0,685, уровень значимости 0,05

Получена положительная корреляция. Отсюда можно сделать вывод о том, что взгляды студентов и преподавателей на возможное направление профессиональной специализации очень близки.

Таблица 9. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 3 вопрос: С какими видами деятельности студенты будут чаще всего встречаться в своей работе психолога-менеджера.

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

ранг

ранг

1

Диагностическая

6,7

2

7

1,5

2

Коррекционная

5,4

4

6

5

3

Консультативная

7

1

7

1,5

4

Экспертная

6,3

3

6,2

3,5

5

Научно-исследовательская

3,9

6

4,6

7

6

Учебно-воспитательная

3,8

7

6,2

3,5

7

Культурно-просветительская

4,3

5

5

6

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0,71429

Статистически достоверная зависимость не выявлена.

Таблица 10. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 4 вопрос: Какие профессиональные знания, умения, навыки важны для работы психолога-менеджера.

Варианты ответов

Студенты

Преподаватели

ранг

ранг

1

Знание социальной психологии

7,9

5,5

8,6

4,5

2

Знание психологии труда

7,7

7

8,8

2

3

Подготовка в области управления

8,2

3,5

8,6

4,5

4

Подготовка в области права

7,5

10

7,8

11

5

Подготовка в области экономики

6,6

12

7,4

13

6

Знание организации производства

7,9

5,5

8





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем дипломную работу самостоятельно:
! Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
! Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
! Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
! Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
! Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
! Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.

Особенности дипломных работ:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике Для студентов педагогических специальностей.
по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией.
технических дипломов Для студентов технических специальностей.

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.

Другие популярные дипломные работы:

Дипломная работа Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби"
Дипломная работа Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Дипломная работа Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса
Дипломная работа Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края
Дипломная работа Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
Дипломная работа Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС"
Дипломная работа Разработка системы менеджмента качества на предприятии
Дипломная работа Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
Дипломная работа ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ»
Дипломная работа Психическая коммуникация

Сейчас смотрят :

Дипломная работа Мотивация персонала в современной организации (на примере ОАО МЭЗ "Лискинский")
Дипломная работа Выручка от реализации продукции, работ и услуг как основной источник денежных средств предприятий, особенности ее формирования и использования в рыночных условиях хозяйствования (на материалах ТКУП "Столичный")
Дипломная работа Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования
Дипломная работа Формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях недостаточной комплектации мастерских
Дипломная работа Оптимизация системы финансового планирования на предприятии ООО "Монтажстрой"
Дипломная работа Эффективность логистических транспортных потоков
Дипломная работа Стратегія розвитку рекреаційних зон туристичного призначення
Дипломная работа Структура типових тематичних англійських назв груп і виконавців
Дипломная работа Реорганизация и ликвидация юридических лиц
Дипломная работа Управление себестоимостью сельскохозяйственной продукции в рыночной экономике (с применением ABC-подхода)
Дипломная работа Управление материальными ресурсами предприятия
Дипломная работа Разработка предложения по защите информации от несанкционированного доступа в сетях ЭВМ объединения
Дипломная работа Защита гражданских прав
Дипломная работа Організація обліку реалізації сільськогосподарської продукції, робіт і послуг
Дипломная работа Актуализация возможностей проблемного обучения в начальной школе