80
Министерство образования Российской Федерации
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ
Факультет документально-информационных коммуникаций
Кафедра информатики и информационных технологий
УДК 004.42:35.073.515.3
Создание автоматизированной информационной системы «Свод отчетов» для УВО при ГУВД Пермского края
Дипломная работа, представленная к защите по специальности 351400
«Прикладная информатика в социально-культурной сфере»
Исполнитель:
студент группы ИР-53
Тележников Н.В.
Научный руководитель:
Серегина Т.А.
_____________________
Допущен к защите
«__»_________________2006 г.
Зав. кафедрой_________________ Н.Н. Масленников
Пермь, 2006Реферат
Аннотация:
В дипломной работе на базе платформы 1С будет разработана конфигурация 1С:«Свод отчетов» под особенности автоматизации составления отчетов в Управлении вневедомственной охраны.
Объект исследования:
Управление вневедомственной охраны.
Предмет исследования:
Организация и технология составления отчетов УВО в конфигурации 1С:«Свод отчетов».
Цель дипломной работы:
Автоматизация составления отчетов для УВО с помощью конфигурации 1С:«Свод отчетов».
Задачи исследования:
· рассмотрение предметной области: сбор и анализ имеющихся данных, выявление состава и структуры объектов, построение концептуальной модели;
· анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих правила составления отчетов;
· изучение конфигурирования на платформе 1С: и особенностей решения расчетных задач в ней;
· изучение работы с регистрами оперативного учета в 1С: Предприятии;
· внедрение системы 1С:«Свод отчетов» в УВО.
Методы исследования:
· анализ нормативно-правовой документации;
· моделирование;
· проектирование;
· программирование;
· тестирование работоспособности информационной системы.
В настоящей работе применяют следующие сокращения:
УВО - управление вневедомственной охраны;
АРМ - автоматизированное рабочее место;
БД - база данных;
ДПУ - дежурный пульта управления;
ДПЦО - дежурный пункта централизованной охраны;
ЗЗА - звукозаписывающая аппаратура;
КТС - кнопка тревожной сигнализации;
ОПС - охранно-пожарная сигнализация;
ППК - прибор приемно-контрольный;
ПЦН - пульт централизованного наблюдения;
ПЦО - пункт централизованной охраны;
РИП - резервный источник питания;
СПИ - система передачи извещений;
СУБД - система управления базами данных;
ТСО - техническое средство охраны;
В настоящей работе применяют следующие термины с соответствующими определениями:
Ложное срабатывание технических средств охраны - сформированное техническими средствами охранной сигнализации извещение о нарушении на объекте при отсутствии явных признаков, характеризующих событие.
Охранно-пожарная сигнализация - совокупность совместно действующих технических средств для обнаружения появления признаков нарушителя на охраняемых объектах и/или пожара на них, сбора, обработки, передачи и представления информации в заданном виде.
Охраняемый объект - предприятие, организация, жилище, их часть или комбинация, оборудованные действующей системой охраны и безопасности.
Пульт централизованного наблюдения - самостоятельное техническое средство (совокупность технических средств) или составная часть СПИ, устанавливаемая на ПЦО для приема от УО или ретранслятора(ов) извещений о проникновении на охраняемые объекты и (или) пожаре на них, служебных и контрольно-диагностических извещений, обработки, отображения и регистрации полученной информации и представления ее в заданном виде для дальнейшей обработки, а также (при наличии обратного канала) для передачи на УО команд телеуправления.
8Пункт централизованной охраны - диспетчерский пункт для централизованной охраны ряда рассредоточенных объектов от проникновения нарушителя и пожара с использованием СПИ.
Техническое средство охраны - конструктивно законченное, выполняющее самостоятельные функции устройство, входящее в состав систем охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения, освещения, оповещения и других систем, предназначенных для охраны объекта.
Современный период цивилизации характеризуется повышением роли информации в развитии общества, средств связи, компьютеризацией всех сторон жизни, появлением более совершенных информационных технологий, необходимых для сбора и обработки информации. С развитием такого о8бщества возникает необходимость в создании информационных систем, которые позволяют руководителям организаций получать достоверные и оперативные сведения и в любой момент времени формировать отчеты, содержащие краткую структурированную информацию о деятельности организации. В настоящее время проблематика создания запросов и отчетных форм является слабо проработанной в теоретическом и концептуальном плане. Поэтому создание системы построения отчетов является актуальной проблемой.
В качестве задач исследования были выделены:
а) изучение теоретической разработанности темы;
б) выявление и проведения сравнительного анализа существующих информационных систем в сфере управления вневедомственной охраны;
в) выявление проблем, связанных с построением запросов, отчетных форм в сфере управления вневедомственной охраны;
г) разработка алгоритма построения запросов и отчетных форм;
д) проектирование пользовательского интерфейса;
е) разработка программного модуля для формирования запросов и построения отчетных форм.
Анализ литературы, с точки зрения разработанности темы, исследуемой в дипломной работе, показал, что в настоящее время проблему формирования отчётов нельзя считать подробно освещенной, также не существует единого подхода по внедрению и использованию отчетов. Поэтому можно говорить о слабом развитии данного направления.
Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что после создания программного модуля появляется возможность предоставлять руководителям высшего звена исчерпывающую информацию в удобном представлении для анализа и планирования деятельности Управления Вневедомственной Охраны при ГУВД Пермского края.
1.1 Отчетная документация как основа эффективности функционирования
предприятия.
Эффективность работы предприятия в значительной мере определяется качеством и оперативностью их информационного обеспечения.
Высший уровень управления всегда характеризуется повышенной сложностью, вариативностью и динамичностью управленческих ситуаций. Во многих структурах сведения, получаемые руководством для контроля и принятия решений, базируются на двух видах отчетности.
Первый из них - налоговая и финансовая отчетность, наличие которой требуется от всех по закону. Эти формы отчетности подробно разработаны и имеют единообразный вид. Проблема состоит в том, что представляемые в налоговой и финансовой отчетности сведения служат специфическим целям и не отвечают потребностям высшего уровня управления.
Второй вид отчетности - внутренняя отчетность (аналитические отчеты). Этот вид не определяется законодательно, и организации обладают полной свободой в том, как вести внутреннюю отчетность. Если система внутренней отчетности складывается сама собой, то возникает ситуация, при которой руководители получают отчеты о работе своих отделов, но представленные в этих отчетах сведения обычно обладают рядом недостатков:
они пространны;
не структурированы и не представлены в удобном для восприятия виде;
неполны и противоречивы;
не позволяют прослеживать происхождение представленных в них данных до первоисточника;
предоставляемые разными подразделениями данные по одним и тем же вопросам могут вступать в противоречие и существенно отличаться друг от друга;
достоверность приводимых в отчетах данных сложно или невозможно проверить;
сроки представления отчетности зачастую не соблюдаются (запаздывание представляемой отчетной информации).
Все эти недостатки вместе образуют тот информационный фон, на котором руководители осуществляют свою деятельность. Очевидно, что обладающая такими недочетами информационная система представляет собой шаткую основу для принятия оперативных и стратегических решений.
Управленческая отчетность может пониматься в узком смысле как отчеты о выполненных по заданию руководителя действиях. В более широком смысле - действующая в организации информационная система представления руководству в виде документов структурированной информации (справок, отчетов, записок и т.д.) обо всех аспектах деятельности. Система управленческой отчетности рассматривается именно как всеобъемлющая информационная среда, обеспечивающая руководство всей необходимой ему информацией. Полная отчетность о деятельности организации формируется на основе отчетности по трем видам планов, таких как: бюджет (финансовая и бухгалтерская отчетность); производственный план; план мероприятий (событий) - квартальный (месячный) план действий каждого подразделения и всей организации.
При наличии корректно разработанной системы отчетности, соответствующей этим трем видам планов, руководство будет обладать всей полной информацией о том, что происходит в организации.
Чаще всего используют трехуровневую систему управленческой отчетности. Основными уровнями являются:
1. журналы (книги) для записи всех операций организации или конкретного подразделения. Используются в основном на оперативном уровне для регистрации и контроля текущей операции;
2. отчеты - краткие сведения о деятельности организации или подразделения на конкретную дату или за отчетный период. Используются руководителями для текущих оперативных и тактических решений и применения мер контроля и измерения эффективности работы подразделений и отдельных сотрудников;
3. сводные отчеты - отчеты, подводящие итоги деятельности организации в нескольких сферах за определенный период. Используются руководством для принятия решений и расширенного (стратегического) планирования.
Система управленческой отчетности - это система сбора и представления в структурированном виде данных о различных аспектах деятельности организации, позволяющая руководству (руководству вышестоящей организации) анализировать положение дел. Система управленческой отчетности обеспечивает возможность эффективного контроля над деятельностью организации со стороны руководства организации, а также над деятельностью организации и руководства организации со стороны собственников, инвесторов, кредиторов или вышестоящей организации.
Получаемые руководством организации или вышестоящими инстанциями отчеты могут содержать достоверные или искаженные данные. Для того чтобы получатели отчетов были уверены в достоверности представляемых данных, существует только один способ контроля - это возможность доступа к первичным документам, на основании которых подготовлены предоставленные отчеты.
Выделяют следующие основные характеристики управленческой информации:
Краткость. Информация должна быть четкой, не содержать ничего лишнего и не концентрировать внимание на несущественных или не относящихся к делу сведениях.
Точность. Информация не должна содержать ошибок или пропусков, а также намеренного искажения.
Оперативность. Информация должна предоставляться в сроки, дающие возможность быстро сориентироваться и вовремя принять эффективное управленческое решение.
Сопоставимость. Информация, полученная в разное время и по разным отделам/подразделениям, должна быть сопоставима.
Целесообразность. Информация должна соответствовать той цели, для которой она подготовлена, помогать в решении конкретных управленческих задач.
Объективность. Информация должна быть непредвзятой и беспристрастной, дающей объективную оценку ситуации.
Адресность. Информация должна отвечать требованиям конкретного пользователя и соответствовать уровню его подготовленности и положению в иерархии управления.
Аналитичность. Информация, используемая для внутренних управленческих целей, должна содержать данные текущего экспресс-анализа или предполагать возможность проведения последующего анализа с наименьшими затратами.
Конфиденциальность. Как правило, управленческая информация носит конфиденциальный характер и требует защиты.
Избыточность. Информация, которую вырабатывает, собирает и делает доступной другим подразделениям каждое подразделение, должна обладать избыточностью. Эта избыточность обусловлена тем, что для работы различных подразделений нужно иметь различные данные об одних и тех же предметах и событиях. Каждый тип информации должен иметь потребителя, который в этой информации заинтересован. В противном случае информация не просто избыточна - она безадресная, а потому не нужна. Сбор информации должен быть построен с учетом того, что каждое подразделение собирает информацию не только в своих интересах, но и в интересах руководства организации и потребителей информации из других подразделений. Информация должна представляться в виде, удобном ее потребителю.
Структурированность информации. Наиболее трудной для восприятия является та информация, которая плохо структурирована. Речь идет не только о текстовых материалах. Плохо структурированными могут быть и таблицы, и графики. Хорошо структурированная информация характеризуется тем, что она не представляет собой ворох данных, в которых потребитель информации должен самостоятельно разбираться. Структурированная информация обладает внутренней логикой: она имеет иерархию по степени важности, показывает градации и взаимосвязь различных параметров и выстроена таким образом, чтобы дать ее потребителю максимально полное представление о том предмете, который эта информация описывает. Уровень детализации информации зависит от потребностей того специалиста, который будет с этой информацией работать.
Представление информации. Форма представления информации является одним из важнейших аспектов управленческой отчетности. Наглядность и простота понимания информации не только позволяют снизить время, необходимое для работы с информацией и принятия на ее основе решений, но и дают возможность добиться более адекватного понимания человеком, для которого подготовлена информация, ее смысла. Наиболее типичными формами представления информации являются текстовая, табличная и графическая. Когда информации слишком много, ее понимание также затруднено. Чтобы облегчить понимание больших объемов информации, которая содержит много параметров с различными характеристиками, эти параметры группируются по определенным признакам и представляются в отдельных таблицах или на отдельных графиках. Для помощи руководству организации в определении наиболее удобной для него формы представления информации и сочетания различных параметров существуют консультанты.
Поэтому цель системы управленческой отчетности - обеспечить представление потребителям информации нужных им сведений в нужное время и в нужном виде. Практически это означает необходимость создания информационного пространства (информационной системы), способного обеспечить сбор, структурирование всех данных и на их основе - возможность формировать различные виды отчетов.
1.2 Анализ существующих АИС по подготовке отчетных документов.
Оценить саму систему «Картотека» (далее «Картотека») в работе мне не удалось, из-за того, что она содержит конфиденциальную информацию и сама система является объектом интеллектуальной собственности одного из отделов ОВО Ленинского района. Поэтому нижеследующий анализ представлен на основе сведений предоставленных старшим инспектором договорно-правового отдела Д.М. Илларионовым, работающего с данной системой.
«Картотека» является системой ведущей учет рентабельных объектов, договоров по этим объектам и ТСО установленных на этих объектах. Также возможен поиск по отдельным реквизитам. Производится выдача отчетов в текстовый файл и непосредственно на печать, следующих видов, применительно к теме исследования: списки пультовых номеров, списки ложных срабатываний, график регламентных работ, наряд по устранению ложных срабатываний.
· «Картотека» обладает рядом недостатков:
· DOS-интерфейс т.е. морально устаревший;
· Система поиска не позволяет реализовать сложные запросы, например, с несколькими поисковыми критериями;
· Отчеты выводятся в файлы с расширением txt и, кроме того, очень ограничены в настройке;
· Невозможно отсортировать выводимые данные по выбранному признаку.
Основой для базы данных служит СУБД FoxPro версии 2.6, т.е. СУБД файл - серверного типа. Это приводит к таким минусам, как:
· невозможность одновременного доступа
· высокая загрузка сети
Программа была написана более 5 лет назад и не соответствует требованиям ГОСТов и «Наставления».
Данный программный продукт создан фирмой "АНВИК" на основе типовой конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" системы программ "1С:Предприятие" (далее «АНВИК: Учет ОВО»).
Система работает по 3 основным направлениям:
· Учет работ и услуг по договорам охраны собственности частных лиц и расчетов по ним;
· Учет работ и услуг по договорам охраны собственности организаций и расчетов по ним;
· Учет технических характеристик охраняемых объектов и показателей их обслуживания, т.е. ТСО.
Реализованные в системе возможности позволяют автоматизировать следующие задачи - ведение списка ключей на охраняемых объектах с учетом всей необходимой информации, ведение перечня приборов с указанием их типов, учет установленных приборов с указанием зон охраны приборов и учет срабатываний приборов с указанием зон и причин срабатываний. Предусмотрено формирование карточек "Оперативная карточка на ключ" и "Карточка учета средств охранно-пожарной сигнализации (ОПС)".
На основании введенных данных можно сформировать необходимые отчеты. Это "Отчет по установке приборов", "Установленные приборы", "Ведомость приборов ОПС" (количество установленных приборов на объектах с разбивкой по типам приборов и расчетом обменного фонда), "Общее количество охраняемых объектов и помещений" и "План-график техобслуживания по электромонтерам" (объекты, закрепленные за электромонтерами, с количеством условных установок).
Посмотреть систему в действии не удалось, так как она является интеллектуальной собственностью фирмы «АНВИК».
Системы сравнивались по следующим критериям:
· используемые СУБД (таблица 1);
· соответствие современным нормативным документам, в части по учету ТСО (таблица 2);
· интерфейс (таблица 3);
· разграничение доступа к БД (таблица 4);
· возможности поиска (таблица 5);
· возможности по выводу отчетов (таблица 6).
Используемые СУБД
Таблица - 1
Наименование системы |
Используемая СУБД |
|
Учет ИТСО |
Access |
|
Картотека |
FoxPro 2.6 |
|
АНВИК: Учет ОВО |
1C |
|
«Картотека» сильно проигрывает в этой части всем остальным программным комплексам, т.к. использует давно устаревшую версию СУБД файлового типа. Система 1С является файловой СУБД, к тому же она больше нигде не применяется кроме продуктов фирмы 1С, т.е. она не является отдельным программным продуктом.
Соответствие современным нормативным документам, в части по учету ТСО
Таблица - 2
Наименование системы |
Соответствие «Наставлению…» |
|
Учет ИТСО |
частично |
|
Картотека |
- |
|
АНВИК: Учет ОВО |
частично |
|
Здесь, можно заметить, что система «Картотека», вследствие того, что она является самой старой из представленных систем, уже не отвечает требованиям современного «Наставления». Другие системы лишь частично соответствуют требованиям норматива.
Интерфейс
Таблица - 3
Наименование системы |
Тип интерфейса |
Многооконный интерфейс |
Система помощи |
|
Учет ИТСО |
Графический (Windows) |
+ |
- |
|
Картотека |
Псевдографический (DOS) |
- |
- |
|
АНВИК: Учет ОВО |
Графический (Windows) |
+ |
- |
|
Надо отметить, что у всех систем, отсутствует система справок, что сильно осложняет работу неподготовленному пользователю. Неудобным выглядит интерфейс системы «Картотека». Так как интерфейс работает в текстовом режиме DOS, то объем отображаемой информации ограничен параметрами текстового экрана 80*25 символов, что не позволяет показывать достаточный объем информации на одном экране.
Разграничение доступа к БД
Таблица - 4
Наименование системы |
Защита доступа паролем |
|
Учет ИТСО |
+ |
|
Картотека |
+ |
|
АНВИК: Учет ОВО |
+ |
|
Безопасность в данных системах, конечно является неотъемлемым элементом. Однако, как уже отмечалось выше система «Учет ИТСО» хранит пользовательские пароли прямо в БД. Это, по моему мнению, не очень хороший подход, но как вариант тоже имеет право на существование. Его отрицательными чертами является то, что любой имеющий прямой доступ к БД сможет прочитать пароли пользователей. Данная проблема может быть решена на уровне безопасности СУБД, или на уровне приложения. В случае с СУБД, у неё должен быть механизм формирования групп и ролей пользователей с разграничением доступа. На уровне приложения проблема решается шифрованием паролей. В системах 1С проблема разделения доступа, решена на уровне создания отдельной папки в специальном каталоге, хранящем права и имена пользователей. Доступ осуществляется на основе пароля.
Возможности поиска
Таблица - 5
Наименование системы |
Поиск по множеству реквизитов |
Поиск по одному реквизиту |
|
Учет ИТСО |
неизвестно |
неизвестно |
|
Картотека |
- |
+ |
|
АНВИК: Учет ОВО |
- |
+ |
|
Нужно отметить, что поиск ведется по одному-двум атрибутам, при этом нередко бывает нужно провести поиск сразу по нескольким атрибутам. Это было выяснено при опросе пользователей системы «Картотека». Например, часты запросы по нахождению приборов одного типа стоящих на определенном объекте.
Возможности по выводу отчетов
Таблица - 6
Наименование системы |
Журнал ремонтов |
Журнал ложных срабатываний |
Журнал регламентов оборудования |
Форма вывода отчетов |
|
Учет ИТСО |
+ |
- |
+ |
печать на принтере |
|
Картотека |
+ |
+ |
+ |
сохранение в текстовый файл, печать на принтере |
|
АНВИК: Учет ОВО |
- |
- |
+ |
файлы Excel, текстовый, печать на принтере |
|
Лидером в части по выводу отчетов является конфигурация от АНВИК. Она выводит отчеты в большее количество форматов, при этом в самой системе 1С разработан инструментарий по быстрому созданию отчетных форм, поэтому список отчетных форм легко дополнить, при наличии программиста со знанием 1С.
Таким образом, современные системы по учету , кроме системы «Учет ИТСО» являются подсистемами в системах по учету охраняемых объектов, что обусловлено спецификой ведения учетной работы во вневедомственной охране. Можно отметить, что система «Картотека» уже морально устарела. Наиболее применимой, по моему мнению, «АНВИК: Учет ОВО», достаточно полные выводы сделать сложно из-за недостатка информации о ней.
Ориентировочные годовые затраты на ведение документации вручную приведены таблице 7:
Таблица - 7
Вид работ |
Кол-во чел./ч |
|
Составление отчетности о подлеченных объектах |
16 |
|
Составление отчетности о подключенных ТСО |
16 |
|
Составление годовой отчетности по охране объектов |
8 |
|
Составление годового отчета по ТСО |
32 |
|
Составление отчетности о сотрудниках УВО |
48 |
|
Анализ ложных срабатываний для оптимизации работы ТСО |
72 |
|
Составление отчетности по соправождению имущества |
30 |
|
Поиск ТСО при сверках с бухгалтерией, аудите |
62 |
|
Составление различных отчетов при самоконтроле, анализе: |
72 |
|
Итого |
356 |
|
Примечание - таблица приведена по материалам статьи Сергея Журина «Цена лишних бумажек: как обеспечить качественный автоматизированный учет ».
При этом в год на составление формуляров отчетности тратится примерно 200 чел./ч при поступлении в среднем 1500 объектов под охрану. Итого получается 556 чел./ч. По приблизительным оценкам автоматизация учета позволяет сократить время на операции внесения новых данных примерно в 2-3 раза (при этом ещё можно учесть и экономию расходных материалов). Операции поиска и создания отчетов, особенно при больших количествах объектах, ускорятся в 10-20 раз.
В результате, операции на внесение новых объектах составят примерно 66-100 чел./ч в год, операции по поиску и созданию отчетов примерно 18-36 чел./ч. что снизит общую рабочую нагрузку с 556 до 84-136 чел./ч. т.е. в 4-6 раз.
Также будет решена проблема составления отчетной документации. Так на сегодняшний день в подразделениях вневедомственной охраны разные отчеты имеют общие разделы, которые составляют разные люди. А так как составление отчетов ведется вручную, то тут возможны такие ошибки, как:
· несовпадение реального и обозначенного в отчете количества объектах
· несовпадение итогового показателя по УВО и суммы показателей по отдельным подразделениям
Поэтому наблюдается различие показателей в одинаковых разделах по разным отчетам из одного подразделения. Внедрение современной системы по учету решило бы все вышеперечисленные проблемы.
На сегодняшний день, средняя зарплата инспектора или сотрудника вневедомственной охраны составляет 8 тыс. рублей. В год, таким образом, сотрудник получает 96 тыс. рублей. В год сотрудник работает 22*12=264 дня. При 8 часовом рабочем дне, получается 264*8=2112 часов. Значит один час работы стоит 96000/2112=45,5 рублей.
При ручном ведении документации затраты на её ведение составят 556*45,5=25298 рублей на человека. При автоматизированном ведении документации максимум 136*45,5=6188, минимум 86*45,5=3913. Таким образом, минимальный годовой эффект от одного сотрудника составит 25298-6188=19110 рублей, максимальный годовой эффект составит 25298-3913=21385. В среднем в отделах вневедомственной охраны в городе Перми работает 20-30 сотрудников активно использующих документацию по учету и поиску . Таким образом, минимальный годовой экономический эффект от внедрения в среднестатистический отдел вневедомственной охраны составит 20*19110=382200, максимальный годовой эффект составит 30*21385=641550.
1. Форма “ВО-2”;
2. Отчет о наличии ПЦН, ЗЗА и РИПов;
3. Отчет о работе подразделений охраны;
4. Отчет о результатах работы по борьбе с преступностью и административными правонарушениями на охраняемых рынках и антитеррористической защищенности объектов данной категории;
5. Отчет охраны объектов и квартир;
6. Отчет об сопровождение перевозимого имущества собственников, в т.ч. денежных средств;
7. Отчет по состоянию квартир;
8. Отчет по состоянию объектов;
9. Отчет по охране автостоянок УВО при ГУВД Пермской области;
10. Отчет о результатах работы УВО форма “ВО-1”;
11. Итоги работы ОВО;
Форма ВО-2 составляется раз в год и включает в себя обобщенные сведения по всем аспектам работы отделов и управлений вневедомственной охраны по Перми и Пермской области. Включает в себя 4 раздела:
1. сведения о количестве и состоянии защищённости охраняемых объектов;
2. сведения о наличии сил подразделений вневедомственной охраны;
3. сведения об охране объектов и квартир с использованием технических средств, в том числе пультов централизованного наблюдения;
4. сведения о наличии технических средств подразделений охраны.
Они включает в себя упорядоченный по названиям отделов и управлений список количественных показателей за отчетный период:
· оборудованные ТСО помещения;
· капитально отремонтированные ОПС;
· установленные приборы ТСО;
· функционирующие ПЦО;
· функционирующие ПЦН, в т.ч. отдельно, у которых вышел срок эксплуатации;
· общая емкость функционирующих ПЦН;
· задействованная емкость функционирующих ПЦН;
· приобретенные ПЦН;
· АРМы дежурного пульта управления;
· общее количество сигналов тревоги, в т.ч. отдельно, произошедшие по вине средств ОПС и телефонных сетей;
· процентное соотношение общего числа ложных срабатываний, к произошедшим по вине ОПС;
· Виды охраняемых объектов;
· Штатная численность сотрудников;
· Некомплект сотрудников;
· Количество автотранспорта;
· Количество радиостанций;
· Количество оружия;
· Количество бронежилетов;
Вычисляются общие итоги, итоги по области (кроме города Перми) и по городу.
Отчет составляется раз в полгода и включает сведения о ПЦН, ЗЗА и РИП установленных на ПЦО, разбитых по отделам и управлениям, по следующим параметрам:
· количество ПЦО, в т.ч. отдельно микрорайонные и заводские;
· количество КСА, отдельно по каждому типу прибора;
· количество АРМов ДПУ и ДПЦО;
· количество ПЦН, в т.ч. отдельно по видам прибора;
· количество ПЦН подлежащих замене;
· общая емкость ПЦН и задействованная;
· количество СПИ, отдельно по каждому типу приборов;
· количество РИП;
· количество ЗЗА;
· общее количество радиосистем, в т.ч. отдельно по каждому виду прибора;
· количество автоматических сдаваемых объектов по проводу и по радиоканалу (на данный момент, к таким объектам относят объекты на которых стоят, либо УО 1-1А, либо УО 1-3А, либо «Сигнал ВК 4-5», либо «Юпитер» любой модификации, а также все объекты на радиоохране);
· количество автоматических сдаваемых квартир по проводу и по радиоканалу (пояснение см. выше);
· общее количество приобретенных ПЦН;
· количество списанных ПЦН;
· количество ПЦН на складе.
Кумулятивный отчет. Содержит ежемесячно обновляемые сведения о текущих результатах работы отдела или управления, по следующим показателям:
· по охраняемым объектам, отдельно по фактическим показателям, по плановым показателям и динамике выполнения плана:
o по ОПС;
o по КТС;
o по имеющим 2 и более рубежей;
o по подключенным к ПЦН.
· по обособленным помещениям, отдельно по фактическим показателям, по плановым показателям и динамике выполнения плана:
o по ОПС;
o по имеющим 2 и более рубежей;
o по подключенным к ПЦН.
· капитальные ремонты, отдельно по фактическим показателям, по плановым показателям и динамике выполнения плана:
o по объектам;
o по обособленным помещениям.
· по охраняемым квартирам (МХЛИГ) отдельно по фактическим показателям, по плановым показателям и динамике выполнения плана:
o по ОПС;
o по подключенным к ПЦН.
· установленные КТС, в т.ч. отдельно по установленным на КПП и сторожевых постах, по установленным в квартирах и по установленным в офисах;
· количество установленной новой техники;
· общее количество ложных срабатываний, в том числе отдельно, по вине ОПС, по вине АТС, по вине хозоргана и иным причинам;
· задействованная емкость ПЦН;
· процент ложных срабатываний на 1000 номеров;
· количество объектов оборудованных объемными извещателями, в т.ч. отдельно по объектам торговли;
· количество объектов оборудованных радиоохраной отдельно по плановому показателю, фактическому и динамике выполнения плана;
· общее количество объектов находящихся на данный момент под радиоохраной отдельно по объектам, по квартирам, по киоскам и по объектам с КТС.
Кумулятивный отчет. Содержит ежемесячно обновляемые сведения о текущих результатах работы отдела или управления, по следующим показателям:
· общее количество рынков в зоне действия подразделения УВО;
· количество рынков находящихся под охраной ОВО и способ охраны;
· количество писем направленных в администрацию района по улучшении охраны;
· количество преступлений и их пресечений;
· количество принятых под охрану рынков;
Форма ВО-2 составляется раз в год и включает в себя обобщенные сведения по всем аспектам работы отделов и управлений вневедомственной охраны по Перми и Пермской области. Включает в себя:
· Охраняется на конец отчетного периода квартир и объектов;
· Количество сигналов тревоги поступивших на ПЦН и их причины;
· Количество выявленных краж и преступлений;
· Количество выявленных иных преступлений;
· Количество лиц, задержанных за преступления;
· Количество лиц, задержанных за совершение административных правонарушений;
· Количество поступивших доходов;
· Количество расходов;
· Дебиторская задолженность;
Многие сведения в отчетных документах повторяются, что приводит к ненужным затратам времени и средств. При провидении структурного анализа были выявлены основные виды отчетных данных и предложены следующие виды отчетности:
· Отчет об охране объектов;
· Отчет об охране складских помещений;
· Отчет о наличии сил подразделений вневедомственной охраны;
· Отчет об охране перевозимого имущества;
2.3 Системный анализ и структурное проектирование системы
Выделим основные операции:
· постановка объекта на охрану;
· удаление данных об охраняемом объекте;
· изменение данных об охраняемом объекте.
Далее рассмотрим детально каждую операцию.
Постановка объекта на охрану
Происходит при наличии акта обследования объекта для принятия его под охрану. Операция доступна только для объектов поставленных на учет и по которым подготовлены договора, но ещё не внесены данные о техническом состоянии объекта.
Обязательные данные:
· уникальный ключ объекта;
· ФИО инспектора ответственного за объект;
· ФИО электромонтера ответственного за объект;
· состояние ограждения;
· пультовый номер (не менее одного);
· тип установленной сигнализации (не менее одного).
Удаление данных об охраняемом объекте
Происходит при снятии объекта с охраны и прекращении договорных отношений с собственником объекта.
· Обязательные данные:
· уникальный ключ объекта.
После выполнения этой операции остаются приборы стоявшие на объекте, и пользователю дается выбор, либо снять эти приборы с учета (удалить), либо передать их в обменный фонд.
Изменение данных об охраняемом объекте
Происходит при изменении данных об охраняемом объекте (назначение других ответственных лиц, изменение расстояния до ПЦО в связи с его переносом, добавление/удаление пультовых и закроссированных номеров и т.д.).
Обязательные данные:
· уникальный ключ объекта;
· любые данные заменяющие, ранее существующие.
Проверяется непротиворечивость введенной информации (например невозможно удаление последнего пультового номера) и при положительном исходе производится запись.
№п/п |
Наименование объекта |
Число и проводимые работы |
Примечание |
|||||
1 |
2 |
…………………………. |
30 |
31 |
||||
№п/п |
Наименование ТСО |
Инвентарный номер |
Число и проводимые работы |
Примечание |
|||||
1 |
2 |
……………………………… |
30 |
31 |
|||||
№п/п |
Тип ТСО |
Заводские № ТСО и даты ввода в эксплуатацию |
Количество ТСО |
Количество условных установок |
|
№п/п |
Наименование ТСО |
Количество на объектах |
Количество на ПЦО и АТС |
Количество в обменном фонде |
|
№п/п |
Дата и время сообщения |
Пультовой номер |
Вид сообщения |
Причина неисправности |
Примечание |
|
№п/п |
Тип и заводской № прибора |
Наименование объекта |
Дата отправки в ремонт |
Дата получения из ремонта |
Примечание |
|
№ п/п |
Дата поступления в ремонт |
Наименование ТСО |
Заводской № и год выпуска |
Наименование подразделения, сдавшего в ремонт |
Внешнее проявление неисправности |
Причина неисправности |
Ремонт произвел (дата, ФИО) |
Из ремонта получил (дата, ФИО) |
|
2.4 Разработка инфологической и концептуальной схемы БД.
В подразделениях вневедомственной охраны ведется учет охраняемых объектов, количество подразделений и работников, учет договоров на сопровождение имущество и учет складских помещений.
По охраняемым объектам и складским помещениям ведется учет ТСО установленных на них, ПЦО и АТС, так же есть другие виды охраны с мощью подразделения УВО.
В отчетах о подразделениях учитывается количество выездов подразделения, место выезда и причина.
Таким образом, мы имеем схему (рисунок ).
На этой схеме видны основные направления информационных потоков при учете работы УВО при ГУВД Пермского края.
В процессе исследования потребностей пользователя выяснилось что, требуется хранить информацию о подключаемых объектах, средств охраны объектов, которые делятся на две группы охрана средствами ТСО и людьми.
Также важна информация заключенных договорах сопровождений имущества и количестве работающих в группах реагирования УВО.
Таким образом мы получили концептуальную схему БД (рисунок)
2.5 Выбор модели данных и СУБД
Учитывая специфику создания отчетных документов, мной были рассмотрены следующие модели данных:
· реляционная модель данных;
· объектно-ориентированная модель данных;
Не будучи хронологически первой, наиболее популярной с начала 80-х гг. была и до сих пор остается реляционная модель данных. Она первая получила математическое описание, и она экономна по части базовых понятий. Первое повлекло возможность тщательного и интенсивного исследования свойств этой модели (немедленно реализованного в обширной литературе), а второе сделало ее привлекательной для программистов и пользователей.
В реляционной модели считается, что все данные ИС представлены в виде таблиц. Строки в каждой таблице - это кортеж неструктурированных единиц данных, "атрибутов". Набор кортежей, составляющий таблицу, образует математическое отношение. Таким образом, модель данных представляется множеством таблиц-отношений (называемых также R-таблицами); отсюда название "реляционная", т.е. модель, представленная отношениями.
Атрибуты строк-кортежей (и таблиц-отношений) - это значения из заданных наравне с таблицами областей определения ("доменов"). Разные столбцы в одной и той же или в разных таблицах могут иметь одну и ту же область определения, а могут - разные.
Значения атрибутов в таблице-отношении могут иметь только один определенный вид функциональной зависимости друг от друга, а именно, все значения в произвольном кортеже должны по отдельности зависеть только от значений столбца или группы столбцов - одних для всего отношения. Такой столбец или группа столбцов, называются ключевыми, а значения атрибутов в них - ключами.
Реляционная база данных - это набор R-таблиц и только R-таблиц, т.е. считается, что никаким иным образом (переменные, массивы и т.п.) данные в базе не представлены8.
Если можно говорить об основной идее использования реляционного подхода в СУБД, то это именно предсказуемость результатов работы с данными, обеспечиваемая математическим аппаратом в основе этого подхода. Действительно, поскольку в основе лежит корректная математическая модель, то любой запрос к базе данных, составленный на каком-нибудь "корректном" (формальном) языке повлечет ответ, однозначно определенный схемой данных и конкретными данными. Ничего другого для объяснения пользователю, почему он получил тот, а не иной результат, не требуется (не требуется, например, знать о физическом расположении данных на дисках или же в буферах памяти либо "заглядывать" в одни файлы, чтобы получить описания информации о других). Учитывая, что набор основных понятий достаточно прозрачен, получается, что результат не просто предсказуем, но и относительно просто предсказуем. То же можно сказать не только о запросах, но и о манипулировании моделью с помощью перечисленных операций над таблицами.
Реляционная модель данных, несмотря на ее достоинства, совсем не идеальна. В ряде случаев она не позволяет ясно отразить особенности предметной области: всего лишь одной из иллюстраций тому служит отсутствие прямых средств выражения иерархии. Поэтому постоянно ведутся поиски других моделей, которые, впрочем, все также имеют свои сильные и слабые стороны.
Моделью данных, привлекающей нарастающее внимание с конца 80-х гг., является объектная, или “объектно-ориентированная” модель. Основными понятиями, с которыми оперирует эта модель, являются следующие:
· объекты, обладающие внутренней структурой и однозначно идентифицируемые уникальным внутрисистемным ключом;
· классы, являются, по сути, типами объектов;
· операции над объектами одного или разных типов, называемые "методами";
· инкапсуляция структурного и функционального описания объектов, поз8воляющая разделять внутреннее и внешнее описания (в терминологии предшествовавшего объектному модульного программирования - "модульность" объектов);
· наследуемость внешних свойств объектов на основе соотношения "класс-подкласс".
К достоинствам объектно-ориентированной модели можно отнести:
· возможность для пользователя системы определять свои сколь угодно8 сложные типы данных (используя имеющийся синтаксис и свойства наследуемости и инкапсуляции);
· наличие наследуемости свойств объектов;
· повторное использование программного описания типов объектов при обращении к другим типам, на них ссылающимся.
К недостаткам объектно-ориентированной модели можно отнести:
· отсутствие строгих определ ений; разное понимание терминов и различия в терминологии;
· как следствие - эта модель не исследована столь тщательно математически, как реляционная;
отсутствие общеупотребимых стандартов, позволяющих связывать конкретные объектно-ориентированные системы с другими системами работы с данными.
Основным и главным отличием объектно-ориентированной модели считается наличие уникального системного идентификатора.
Рассмотрим цены на Standard версии (таблица 8):
Таблица - 8
Oracle Database 10g Standard Edition One Processor License |
4995 y.e. |
|
Oracle Database 10g Standard Edition One Named User |
149 y.e. |
|
Oracle Database 10g Standard Edition (SE) Processor License |
15000 y.e. |
|
Oracle Database 10g Standard Edition (SE) One Named User |
300 y.e. |
|
Таким образом, стоимость версии Standard Edition One будет составлять примерно 5-6 тыс. долларов (с 1-5 пользователями), а Standard Edition (SE) - 15-17 тыс. долларов (с 1-5 пользователями). Нужно заметить, что документация и поддержка не являются бесплатными и составляют 22% от стоимости конфигурации. [www.oracle.com]
SQL Server 2000 поставляется в следующих изданиях:
· SQL Server 2000 Enterprise Edition для крупных предприятий (включает поставку всего сопутствующего инструментария);
· 88SQL Server 2000 Standard Edition для малых и средних предприятий;
· SQL Server 2000 Windows CE Edition (SQL Server CE) для мобильных устройств;
· SQL Server 2000 Developer Edition для разработчиков (возможности Enterprise версии, но для целей тестирования и разработки приложений, без права использования);
· SQL Server 2000 Personal Edition для персональных пользователей (возможности Standart, но из-за распределителя параллельных нагрузок, невозможно масштабировать данную версию);
· SQL Server 2000 Desktop Engine (MSDE) используется как свободно распространяемый модуль СУБД, для разработки на его основе сторонними разработчиками своих продуктов (по возможностям равен Personal, но без графической консоли управления).
Из данных версий выберем Standard версию, как устраивающую по параметрам масштабируемости и наличию необходимых функций:
· Службы преобразования данных;
· 8Средства репликации (мгновенные снимки, транзакции и слияния);
· Полнотекстовый поиск;
· Формирование запросов на естественном языке;
· Средства отладки и разработки хранимых процедур;
· Инструментарий SQL-профилирования и анализа производительности.
Рассмотрим цены на Standard версию (таблица 9):
Таблица - 9
Microsoft SQL Svr 2000 Standard Edtn English Processor License |
4781 y.e. |
|
Microsoft SQL Svr 2000 Standard Edtn English Server License |
667 y.e. |
|
Microsoft SQL Svr 2000 Standard Edtn English CAL (User or Device) |
146 y.e. |
|
Таким образом, цена на минимальную конфигурацию составит 6-7 тыс. долларов (1-5 пользователей). [www.microsoft.com]
Выпускается в настольном (Desktop Edition) и серверном (Server Edition) варианте.
InterBase 6 поддерживает симметричную мультипроцессорную обработку и многопоточную архитектуру, что обеспечивает высокую производительность комплексных приложений с большим числом одновременно работающих пользователей. Средства контроля транзакций предоставляют разработчикам возможность точного контроля базы данных, позволяют отслеживать весь процесс, начало, конец и возврат транзакций, процессов и запросов. Совместимость с SQL-стандартами SQL-92 и SQL-99. Интеграция со средствами разработки приложений фирмы Borland, ODBC и JDBC. Поддержка XML. Также стоит отметить самонастраиваемость сервера, что обеспечивается механизмами распараллеливания обработки и коррекции SQL-запросов, а также т.н. механизмом «собирания мусора» (garbage collecting).
Рассмотрим цены на Server версию (таблица 10):
Таблица - 10
Borland InterBase 6 for Windows - Simultaneous Users 1 |
150 у.е. |
|
Borland InterBase 6 for Windows - Simultaneous Users 10 |
1200 y.e. |
|
Borland InterBase 6 for Windows - Simultaneous Users 20 |
2100 y.e. |
|
Borland InterBase 6 for Windows - Unlimited Users |
3999 y.e. |
|
Borland InterBase 6 Windows Processor License |
200 y.e. |
|
Borland InterBase 6 Additional Processor License |
1000 $ |
|
Таким образом, цена на минимальную конфигурацию InterBase будет составлять 1,5-2,5 тыс. долларов (1-10 пользователей). [www.borland.com]
Так как нам не требуется создавать хранилище данных, то мы не нуждаемся в расширенных возможностях, таких как поддержка OLAP, Data Mining, анализ скрытых тенденций и бизнес-анализ. Нам важна простота модернизации приложений и БД. Желательно также чтобы требования СУБД к техническим характеристикам, составу ПО и уровню администратора были минимальными. Немаловажным является ценовой фактор, и наличие установленных СУБД в УВО. Сравнение СУБД по этим параметрам приведено в таблице 11.
Таблица - 11
Название критерия выбора |
SQL Server 2000 |
ORACLE 10g |
InterBase |
1c:v8.0 |
|
Стоимость сервера ( лицензия на процессор и на сам сервер) |
5448 $ |
4995 $ |
1200 $ |
300 $ |
|
Стоимость клиента |
146 $ |
149 $ |
150 $ (чем больше лицензия, тем дешевле) |
- |
|
Максимальное число пользователей |
Зависит от лицензии |
Зависит от лицензии |
Зависит от лицензии |
Неограничено |
|
Технические требования к серверу |
166 Мгц 64 Мб ОЗУ 140-500 Мб на HDD |
300 Мгц 128 Мб ОЗУ 1,5 Гб на HDD |
32 Мгц 32 Мб ОЗУ 20 Мб |
32 Мгц 32 Мб ОЗУ 20 Мб |
|
Поддерживаемые серверные ОС |
Windows 2000 Server, Windows 2000 Advanced Server, Windows 2000 Datacenter Server, Windows NT Server 4.0, Windows NT Server 4.0 Enterprise Edition |
Windows 2000 Server, Windows 2000 Advanced Server, Windows 2000 Datacenter Server, Windows NT Server 4.0, Windows NT Server 4.0 Enterprise Edition, UNIX-подобные системы, Solaris, Mac OS и др. |
Windows 2000 (SP2), Windows Server 2003, Windows NT® 4.0 (SP6a или выше), Windows XP Red Hat Enterprise Linux, SUSE Enterprise Linux Server 9 Solaris 7, 8, 9 |
Windows 2000 (SP2), Windows Server 2003, Windows NT® 4.0 (SP6a или выше), Windows XP Red Hat Enterprise Linux, SUSE Enterprise Linux Server 9 Solaris 7, 8, 9 |
|
Уровень квалификации персонала |
Высокий |
Высокий |
Низкий |
Низкий |
|
Для проектирования ИС «Сводные отчеты УВО» была выбрана СУБД 1с:v8.0, так как 1с:v8.0 удовлетворяет параметрам легкости администрирования, низкой цены и достаточной функциональности, а также меньшим, чем у остальных систем требованиям к ресурсам сервера.
Тип объекта |
Название объекта
|
|
Справочники |
Объекты |
|
|
ТСО |
|
|
Охрана |
|
|
Имущество |
|
Документы |
ОхранаОбъекта |
|
|
ИзменениеОбъекта |
|
|
УстановкаТСОУво |
|
|
УстановкаОхраны |
|
|
УстановкаТСО |
|
|
РемонтТСО |
|
|
ВозвратТСО |
|
|
СробатываниеТСО |
|
|
РезультатВыезда |
|
|
ЗаявкаСопр |
|
|
ВыполнениеЗаявки |
|
Регистры |
Объект |
|
|
НаличиеТСО |
|
|
Штат |
|
|
РемонтТСО |
|
|
МастерскиеТСО |
|
|
НаличиеОхраны |
|
|
ЗаявкиСопр |
|
|
Сопровождение |
|
|
УчетИмущества |
|
Данная система имеет следующие системные требования:
процессор 100 Мгц или выше
32 Мб оперативной памяти
Windows 98 или выше
Существующие сегодня современные системы по созданию отчетных документов являются подсистемами в системах по учету охраняемых объектов, что обусловлено спецификой ведения учетной работы во вневедомственной охране. Система «Картотека» на сегодня уже морально устарела. О системе «АНВИК: Учет ОВО», достаточно полные выводы сделать сложно из-за недостатка информации о ней.
Проведенный анализ существующих систем и оценка их сильных и слабых сторон позволяет сделать вывод о необходимости создания новой системы по созданию отчетных документов для УВО.
Было дано экономическое обоснование создания системы, в результате которого выяснилось, что система поможет сэкономить до 650 тыс. рублей в год в одном среднестатистическом подразделении.
В результате проделанной работы был дан анализ современного состояния предметной области, проведен анализ основных операций и отчетных форм.
Были разработаны алгоритмы основных операций и алгоритмы по генерированию отчетных форм.
Анализ основывался на действующих нормативных документах, поэтому оценка предметной области может быть использована при создании других систем.
1. ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения .- М.: ГУВО МВД РФ, 1978
2. ГОСТ Р 50775-95. Системы тревожной сигнализации .- М.: ГУВО МВД РФ, 1995
3. РД 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств .- М.: ГУВО МВД РФ, 2002
4. РД 78.146-93 МВД России. Инструкция о техническом надзоре за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию объектов средствами охранной сигнализации .- М.: ГУВО МВД РФ, 1993
5. РД 78.145-93 МВД России. Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ.- М.: ГУВО МВД РФ, 1993
6. РМ 78.36.002-99 ГУВО МВД России. Порядок обследования объектов, принимаемых под охрану .- М.: ГУВО МВД РФ, 1999
7. П 78.36.001 - 2004 «Перечень технических средств, разрешенных к применению во вневедомственной охране в 2004 году» .- М.: МВД РФ, 2004
8. Р78.36.011 - 2000 Организация работы ПЦО .-М.: ГУВО МВД РФ, 2000
9. Р 78.36.013-2002 МВД России. Ложные срабатывания технических средств охранной сигнализации и методы борьбы с ними .- М.: ГУВО МВД РФ, 2002
10. Цена лишних бумажек: Как обеспечить качественный автоматизированный учет технических средств охраны/Журин С., к.т.н.//БДИ.-СПб:НП-Принт,2003.-№5-6(51).-с.64-66
11. "1С:ПРЕДПРИЯТИЕ" ДЛЯ ОТДЕЛА ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ/С. МАРКЕЛОВА, Н. ЛОБАНОВА//http://www.oxpaha.ru/view.asp?8362 Статья о комплексе "АНВИК:Учет отдела вневедомственной охраны" 1С
12. Приказ №291 Об организации работы по подбору под охрану объектов собственности .- Пермь: УВО при ГУВД, 2003
13. Чери, С. Логическое программирование и базы данных/ С. Чери, Г. Готлоб, Л. Танка; пер. с англ. Под ред. Л.А. Калинченко .- М.: Мир, 1992 .- 352 с.: ил.
14. Дейт, К.Д. Введение в системы баз данных: пер. с англ.- М.; СПб.; Киев: Вильямс, 1999 .- 848 с.: ил.
15. Экономическое обоснование дипломных проектов / Под ред. Ю.В. Старкова - Пермь, 1997.
16. Технико-экономическое обоснование дипломных проектов: учеб. пособие для втузов / Л. А. Астреина, В. В. Балдесов, В. К. Беклешов и др.; Под ред. В. К. Беклешова. - М.:Высш. шк., 1991. - 176 с.: ил.
17. Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации от 14. 08. 1992, № 589
18. 1С: Предприятие: Версия 7.7. Конфигурирование и администрирование. - М.:1С,1999
19. Фаронов В.В. Delphi 5. Руководство разработчика баз данных / В.В. Фаронов//.- М.: Нолидж, 2000.- 510с.
20. Ходырева Г. В. Реляционные базы данных: язык SQL / Г. В. Ходырева // Информатика и образование. -- 2004. -- №4. -- С. 36 -- 45.
21. Хоменко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений. / Под ред. проф А.Д. Хоменко. - СПб.: Корона принт, 2000. - 416 с.
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |