47
АННОТАЦИЯ
Данная работа посвящена разработке функциональной модели ФОМС. Для этого был проведен сбор и анализ информации, используемой в ФОМС. Так же был произведен анализ программных и аппаратных средств, которые используются при обработке и хранении информации. После анализа изученных материалов были выявлены проблемы, которые имеют место в ФОМС и построена функциональная модель. Так же в данной работе приведена оценка технико-экономической эффективности решения задач, отображен вопрос безопасности жизнедеятельности и экологичности проекта, а также социальный аспект работы.
THE SUMMARY
Given work is dedicated to development to functional model FOMS. For this was organized collection and analysis to information, used in FOMS. In the same way, the analysis programme was made and hardware, which are used when processing and keeping to information. After analysis studied material were revealled problems, which exist in FOMS and is built functional model. In the same way in given work is brought estimation to technical-econmic efficiency of the decision of the problems, is displayed question to safety to vital activity and ecological capacities of the project, as well as social aspect of the work.
Введение
В мировой практике организации медико-санитарного обслуживания сложились основные системы экономического функционирования здравоохранения: государственная, страховая и частная. Государственная система основана на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений и гарантирует бесплатную медицинскую помощь.
В основу страховой системы заложен принцип участия граждан, предприятий или предпринимателей в финансировании охраны здоровья напрямую или через посредничество страховых медицинских организаций.
Частная медицина в настоящее время представлена частнопрактикующими врачами, клиниками и больницами, находящимися в индивидуальной собственности. Их финансирование осуществляется за счет платного медицинского обслуживания пациентов.
Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Систему медицинского страхования целесообразно рассматривать в двух аспектах.
В наиболее широком смысле медицинское страхование представляет собой систему общественного здравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование из специальных страховых фондов. При этом охрана здоровья граждан финансируется «снизу». Страховые фонды образуются за счет различных источников финансирования: средств государственного бюджета, взносов предприятий, предпринимателей и работающих.
В узком смысле это процесс поступления финансовых ресурсов и их расходование на лечебно-профилактическую помощь, дающий гарантию получения этой помощи, причем ее объем и характер определяются условиями страхового договора.
Говоря о системе медицинского страхования, необходимо различать добровольное и обязательное медицинское страхование, так последнее является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФОНДА СТРАХОВАНИЯ
1.1 Цели и задачи ФОМС в системе льготного обеспечения граждан
Составной частью системы социального страхования в РФ является ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования).
Страховая медицинская организация включает в себя следующее:
проводит расчеты и оплачивает медицинские услуги лечебно-профилактических учреждений,
реализует непосредственный контроль за объемом и качеством медицинского обслуживания,
защищает права и интересы своих клиентов,
обеспечивает выдачу и учет страховых полисов
Взаимоотношения между страхователем и страховой медицинской организацией реализуется через страховые взносы. По обязательному медицинскому страхованию они устанавливаются как ставки платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение программ ОМС и обеспечивающих рентабельную деятельность СМО.
Фонды обязательного медицинского страхования - это самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Согласно Закону «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» основными задачами фондов являются:
аккумулирование финансовых средств на обязательное медицинское страхование,
обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивание финансовых ресурсов на его проведение,
обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан и достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды ОМС выполняют роль центральной финансирующей организации страховой медицине. Они вступают в правовые и финансовые отношения либо с гражданами (физическими лицами), либо с предприятиями, учреждениями, организациями (юридическими лицами, страхователями), страховыми организациями, а так же объектами здравоохранения. При этом территориальные фонды контролируют объем и качество предоставляемой медицинской помощи.
Немаловажным фактором является создание основы системы ОМС на уровне субъекта РФ, что позволит урегулировать взаимоотношения «центра» и « регионов» в отношении разделения полномочий в системе здравоохранения, а не территориальном уровне осуществлять выравнивание финансовых средств территорий, необходимых для реализации программ ОМС.
Основной смысл проводимых в здравоохранении преобразований заключается в создании медицинских услуг при соблюдении принципа общественной солидарности и удовлетворения потребности граждан в медицинской помощи.
1.2 Проблема информационного обмена
В настоявшее время существует множество проблем в системе здравоохранения на различных уровнях взаимодействия.
Общие проблемы участников системы здравоохранения:
программы для автоматизации учета в ДЛО не интегрированы по всему набору необходимых функций и не отработаны на практике, обновление информации справочного характера и Федерального регистра затратное по времени (используются магнитные носители информации, доставка курьерами) и ресурсам, не достаточно оперативны и не успевают за изменениями и поэтому приводят к многочисленным нестыковкам в информации в последующем информационном обмене;
организация информационного обмена на уровне транспортировки информации от отправителя к получателю между соответствующими прикладными программными средствами не автоматизирована и не использует современные возможности телекоммуникационной связи;
Проблемы взаимодействия ТФОМС и внешних организаций:
отсутствие единого ответственного за ведение всей НСИ на федеральном уровне в виде электронных баз данных со всей историей внесенных изменений (например, лекарства и их цены с учетом, когда оно внесено или изменилась цена) приводит к самостоятельному формированию справочников ТФОМС и ФО и техническим нестыковкам двух версий справочников;
некоторые граждане, имеющие право на набор социальных услуг, не учтены в Федеральном регистре, а также информация по вновь внесенным сведениям в Федеральный регистр передается в ТФОМС, а значит - поликлиник и аптек с существенным опозданием, с различной задержкой по разным гражданам;
отсутствие постоянного идентификатора гражданина в данных, передаваемых ПФР по Федеральному регистру, затрудняет ведение регистра в ТФОМС с учетом истории изменения информации по каждому гражданину (СНИЛС может измениться);
недостаточно оперативная передача новых сведений, внесенных в Федеральный регистр, по утвержденному регламенту (в течение 10 дней с момента внесения) приводит к случаям отсутствия сведений о гражданах в регистре при выписке рецепта и отпуске лекарств.
Проблемы расчетов за отпущенные лекарства между ТФОМС и ФО:
большое количество неоплаченных случаев выдачи лекарств гражданам, имеющим право на ГСП, по причине несоответствия формальным требованиям медико-экономической экспертизы: отсутствие гражданина в Федеральном регистре, неправильного кода врача или других проблем оформления персонифицированных реестров отпущенных лекарственных средств;
задержки в формировании счетов фарморганизациями;
отсутствие функций учета расчетов с фарморганизациями;
недостаточная регламентация взаимодействия ТФОМС и ФО при осуществлении расчетов за отпущенные ЛС и предоставлению персонифицированных реестров.
1.3 Анализ требований к системе обмена информацией
Для обмена данными используются DBF-файлы.
Порядок, состав и форматы файлов обмена данными между отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальными фондами ОМС определены в следующих документах:
Соглашение между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования об использовании средств защиты при организации информационного взаимодействия (утверждено Председателем Правления Пенсионного фонда Российской Федерации и директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 05.11.2004 N ГБ-18-32/98СОГ/N 211-91-2004).
Порядок обмена информацией между отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальными фондами ОМС в ходе реализации Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 с изменениями и дополнениями (утвержден Председателем Правления Пенсионного фонда Российской Федерации и директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 11.07.2005 N 3и/3166/91-и).
Порядок обмена информацией между отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальными фондами обязательного медицинского страхования об отдельных категориях граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, в случаях отсутствия сведений о гражданах в региональном сегменте федерального регистра, в том числе о гражданах, временно прибывших с территории других субъектов Российской Федерации (утвержден Председателем Правления Пенсионного фонда Российской Федерации и директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 26.12.2005 N 6И/6495/91-и).
2.1 Общие сведения. Обзор структур баз данных
В наше время без систем управления базами данных не обходится практически ни одна организация, они применяются для различных целей. Только небольшие организации могут обобществить данные в одной полностью интегрированной базе данных. Чаще всего администратор баз данных (даже если это группа лиц) практически не в состоянии охватить и осмыслить все информационные требования сотрудников организации. Поэтому информационные системы больших организаций содержат несколько десятков БД, нередко распределенных между несколькими взаимосвязанными ЭВМ различных подразделений.
Отдельные БД могут объединять все данные, необходимые для решения одной или нескольких прикладных задач, или данные, относящиеся к какой-либо предметной области (например, финансам, бюджетированию и т. д.). Первые обычно называют прикладными БД, а вторые - предметными БД (соотносящимся с предметами организации, а не с ее информационными приложениями).
Предметные БД позволяют обеспечить поддержку любых текущих и будущих приложений, поскольку набор их элементов данных включает в себя наборы элементов данных прикладных БД. Вследствие этого предметные БД создают основу для обработки неформализованных, изменяющихся и неизвестных запросов и приложений (приложений, для которых невозможно заранее определить требования к данным). Такая гибкость и приспосабливаемость позволяет создавать на основе предметных БД достаточно стабильные информационные системы, т.е. системы, в которых большинство изменений можно осуществить без вынужденного переписывания старых приложений.
Объединяя частные представления о содержимом базы данных, полученные в результате опроса пользователей, и свои представления о данных, которые могут потребоваться в будущих приложениях, разработчик дает обобщенное неформальное описание создаваемой базы данных. Это описание, выполненное с использованием естественного языка, математических формул, таблиц, графиков и других средств, понятных всем людям, работающих над проектированием базы данных, называют инфологической моделью данных (См. рис. 1.1.).
Рис. 1.1. Уровни моделей данных
Такая человеко-ориентированная модель полностью независима от физических параметров среды хранения данных. В конце концов, этой средой может быть память человека, а не ЭВМ. Поэтому инфологическая модель не должна изменяться до тех пор, пока какие-то изменения в реальном мире не потребуют изменения в ней некоторого определения, чтобы эта модель продолжала отражать предметную область.
Остальные модели, показанные на рис. 1.1., являются компьютеро-ориентированными. С их помощью СУБД дает возможность программам и пользователям осуществлять доступ к хранимым данным лишь по их именам, не заботясь о физическом расположении этих данных. Нужные данные отыскиваются СУБД на внешних запоминающих устройствах по физической модели данных.
Такие базы данных называют операционными или транзакционными, поскольку они характеризуются огромным количеством небольших транзакций, или операций записи-чтения. Компьютерные системы, осуществляющие учет операций и собственно доступ к базам транзакций, принято называть системами оперативной обработки транзакций (OLTP - On-Line Transactional Processing) или учетными системами.
Учетные системы настраиваются и оптимизируются для выполнения максимального количества транзакций за короткие промежутки времени. Как правило, большой гибкости здесь не требуется, и чаще всего используется фиксированный набор надежных и безопасных методов сбора данных и отчетности. Показателем эффективности является количество транзакций, выполняемых за секунду. Обычно отдельные операции очень малы и не связаны друг с другом. Однако каждую запись данных, характеризующую взаимодействие с клиентом (звонок в службу поддержки, кассовую операцию, заказ по каталогу, посещение Web-сайта компании и т.п.) можно использовать для получения качественно новой информации, а именно для создания отчетов и анализа деятельности фирмы.
Реляционная архитектура. С появлением персональных компьютеров получил распространение способ обработки данных, ориентированный на пользователя. Наиболее простыми в реализации оказались системы управления реляционными базами данных (DB2, Oracle, Sybase, Interbase, Access, Microsoft SQL Server и т.д.), использующие наглядные двумерные модели данных (таблицы). Кажущаяся легкость разработки породило серьезное заблуждение, что с помощью непроцедурного языка запросов (SQL) можно реализовать практически все. И если информационный объект простой (например справочник), то проблем нет. Но проблема возникает, когда разработчик приложений пытается втиснуть отношения внутри сложного информационного объекта (реального мира) в рамки, ограниченные простыми реляционными технологиями. Результатом становится нагромождение таблиц, сложным образом взаимодействующих между собой и плохо отражающих реальные отношения между данными. Также связи между этими таблицами часто находятся не в базах данных, где ими можно управлять более эффективно, а скрыты в прикладных программах. И, конечно, все это требует значительных вычислительных ресурсов. Не секрет, что реляционная модель данных - одно из самых серьезных препятствий для эффективной работы приложений. Поэтому закономерно появление постреляционных СУБД, в которых быстродействие и масштабируемость транзакционной многомерной модели данных сочетаются с мощностью и гибкостью объектной технологии. Многомерные модели данных значительно упрощают задачи моделирования данных, поскольку сложные структуры реального мира можно отображать, не игнорируя реальность с учетом доступности для технологии. Кроме того, такие модели обеспечивают значительный выигрыш в скорости при выполнении сложных задач обработки данных. В качестве примера можно привести полетное задание как информационный объект. Если в реляционной СУБД это набор таблиц (файлов) с реквизитами, то в многомерной базе данных все реквизиты полетного задания находятся в как бы одном файле со всеми необходимыми связями. И доступ к ним осуществляется напрямую методом навигации. Поэтому скорость доступа не зависит от объема базы данных.
В настоящее время реляционные СУБД (РСУБД) ищут ответ на этот вопрос на путях модернизации и внешних архитектурных изменений. Это, так называемый, “объектно-реляционный” подход. Существо подхода в сохранении реляционного ядра системы и дополнении его более или менее удачными объектными надстройками. На этом пути изготовители РСУБД сталкиваются с двумя проблемами: снижение производительности даже по сравнению с исходной РСУБД (появляется еще один слой интерпретации объектов модели предметной области) и затруднения с реализацией в полном объеме концепций объектного программирования средствами SQL. Возникает противоречивая ситуация и при проектировании. Логически связанный проект распадается на две различные части: объектно-ориентированное проектирование и разработка схемы базы данных и, фактически, традиционный реляционный подход к разработке программного кода приложения. Технически, в рамках существующих стандартов проблема не находит своего решения, поэтому уже довольно длительное время прилагаются усилия по выработке нового стандарта SQL.
OLAP архитектура. Набор аналитических функций в учетных системах обычно весьма ограничен. Схемы, используемые в OLTP-приложениях, осложняют создание даже простых отчетов, так как данные чаще всего распределены по множеству таблиц, и для их агрегирования необходимо выполнять сложные операции объединения. Как правило, попытки создания комплексных отчетов требуют больших вычислительных мощностей и приводят к потере производительности.
Кроме того, в учетных системах хранятся постоянно изменяющиеся данные. По мере сбора транзакций суммарные значения меняются очень быстро, поэтому два анализа, проведенные с интервалом в несколько минут, могут дать разные результаты. Чаще всего, анализ выполнятся по окончании отчетного периода, иначе картина может оказаться искаженной. Кроме того, необходимые для анализа данные могут храниться в нескольких системах.
Некоторые виды анализа требуют таких структурных изменений, которые недопустимы в текущей оперативной среде. Например, нужно выяснить, что произойдет, если у компании появятся новые продукты. На "живой" базе такое исследование провести нельзя. Следовательно, эффективный анализ редко удается выполнить непосредственно в учетной системе.
Этим объясняется интерес к объединению и анализу данных учетной системы с помощью технологии OLAP (On-Line Analytical Processing - оперативная аналитическая обработка). Этот метод позволяет аналитикам, менеджерам и руководителям "проникнуть в суть" накопленных данных за счет быстрого и согласованного доступа к широкому спектру представлений информации. Исходные данные преобразуются таким образом, чтобы наглядно отразить структуру деятельности предприятия.
При этом конечному пользователю предоставляется ряд аналитических и навигационных функций:
расчеты и вычисления по нескольким измерениям, иерархиям и/или членам;
анализ трендов;
выборка подмножеств данных для просмотра на экране;
углубление в данные (drill down), для просмотра информации на более детализированном уровне;
переход к детальным данным, лежащим в основе анализа;
поворот таблицы отображаемых данных.
2.2 Сравнение архитектур
Как правило, учетные системы работают с реляционными базами данных. Для OLAP-приложений же разработана специальная многомерная модель, которая позволяет более эффективно использовать данные, накопленные в оперативных системах. Технология оперативной аналитической обработки ориентирована на представление данных в виде массивов. Под массивом понимается последовательность элементов, например продажи продукта по рынкам/временным периодам, или доход по времени/региону [3].
В концепции и терминологии OLAP есть много аналогий с реляционной моделью. В табл. 2.1 приведено сравнение реляционных терминов и понятий и соответствующих эквивалентов в OLAP.
Табл. 2.1 Сравнение реляционных и OLAP терминов и понятий
№ |
Реляционная технология |
OLAP Технология |
|
1. |
База данных |
База данных |
|
2. |
Таблица |
Куб |
|
3. |
Представление (Выборка) |
Формула |
|
4. |
Первичный ключ |
Измерения |
|
5. |
Внешний ключ, не являющийся частью первичного ключа |
Отношение |
|
6. |
Столбец, не являющийся частью первичного или внешнего ключа |
Переменная |
|
7. |
Строка |
Экземпляр нескольких переменных |
|
8. |
Декларативная целостность ссылочных данных |
Косвенно задается при определении измерений |
|
9. |
Процедурная целостность ссылочных данных (триггеры) |
Отсутствует |
|
10 |
Индексы |
Отсутствует |
|
11. |
Системный каталог |
Метаданные |
|
12. |
Хранимые процедуры, сценарии, хранимый SQL |
Программы и пользовательские функции |
|
13. |
Null-столбцы |
Null-значения |
|
14. |
Управление потоковым языком (PL/SQL, Transact-SQL и др.) |
Язык хранимых процедур |
|
15. |
Агрегирование (SUM, AVG, COUNT, MIN, MAX) |
Функции и формулы |
|
Необходимо отметить, что различия этих технологий существенны. В табл. 2.2 приведено сравнение системных характеристик OLTP и OLAP.
Табл. 2.2 Cравнение системных характеристик OLTP и OLAP
Системная характеристика |
Учетная система (OLTP) |
OLAP |
|
Взаимодействие с пользователем |
На уровне транзакции |
На уровне всей базы данных |
|
Данные, используемые при обращении пользователя к системе |
Отдельные записи |
Группы записей |
|
Время отклика |
Секунды |
От нескольких секунд до нескольких минут |
|
Использование аппаратных ресурсов |
Стабильное |
Динамическое |
|
Характер данных |
Главным образом первичные (самый низкий уровень детализации) |
В основном производные (сводные значения) |
|
Характер доступа к базе данных |
Предопределенные или статические пути доступа и отношения данных |
Неопределенные или динамические пути доступа и отношения данных |
|
Изменчивость данных |
Высокая (данные обновляются с каждой транзакцией) |
Низкая (во время запроса данные обновляются редко) |
|
Приоритеты |
Высокая производительность Высокая доступность |
Гибкость Автономность пользователя |
|
Совместное использование OLAP и учетной системы, в частности прямая настройка аналитических функций на OLTP-базу, осложняется несколькими факторами:
OLAP запросы к базам данных чаще всего бывают сложными и требуют много времени. Прямой доступ к OLTP-базе существенно снижает общую производительность оперативной системы.
Разнообразные учетные системы неоднородны по типу используемых синтаксических соглашений и концептуальных допущений (единицы измерений, онтологии, наименование, кодирование и т.п.), поэтому их интеграция затруднена.
Данные в учетных системах часто "зашумленные", неполные и несогласованные.
Как правило, нет единой модели данных масштаба предприятия. Кроме того, при проектировании баз учетной системы могут использоваться разные модели данных (иерархическая, реляционная, объектно-ориентированная, плоские файлы, "фирменные" модели).
В оперативных системах отсутствует метод предоставления данных для конкретных групп пользователей в нужной для них форме.
Информация за прошлые периоды теряется при обновлении OLTP- базы (при записи в нее новых, актуальных данных). Это препятствует выполнению анализа временных тенденций, который так важен для многих сфер бизнеса.
В OLTP-базе не хранятся данные в агрегированном, денормализованном, виде, что необходимо для оперативной аналитической обработки. А преобразование данных в процессе выполнения запросов оказывается слишком трудоемким.
Кроме всех перечисленных выше концептуальных различий, существуют еще и технологические проблемы, которые необходимо преодолеть для внедрения аналитических возможностей в учетные системы. Среди них можно назвать следующие сложности: различие в аппаратных платформах (компьютерах, сетях и периферийных устройствах), использование разного программного обеспечения (разнообразных операционных систем, СУБД, языков программирования, протоколов, связующего ПО и т.п.), а также географическое распределение баз данных по всей организации и вне ее.
2.3 Обоснование выбранной архитектуры
Процесс интегрирования OLAP-технологии с учетными системами может осуществляться по-разному. Все подходы имеют свои преимущества и недостатки. Как уже было сказано выше, прямая настройка аналитических средств (Direct BI) затруднена. Возможно также создание дублированных баз данных, витрин и Хранилищ данных. Практически всегда возникает необходимость в преобразовании операционных данных в аналитические. Для создания многомерного представления, нужно настроить данные так, чтобы они соответствовали логической многомерной структуре, далекой от структуры учетной системы. Например, многие измерения, используемые для анализа, могут вообще не иметь соответствий в учетных системах и извлекаться из других источников [4].
Требования к современным приложениям для обработки транзакций - работа в разветвленных сетях. Обслуживание тысяч клиентов при обеспечении высокой производительности выполнения операций, совместимость с Интернет - превосходят возможности реляционной технологии баз данных. Приложения, смоделированные как объекты, не могут без дополнительных преобразований храниться в реляционных СУБД, так как последние оперируют лишь плоскими нормализованными таблицами. Зачастую эти издержки берет на себя сама СУБД, если она является объектно-реляционной. Но проблема реляционной декомпозиции сложных объектов на их составляющие остается.
Использование многомерных БД в системах оперативной аналитической обработки имеет следующие достоинства:
В случае использования многомерных СУБД поиск и выборка данных осуществляется значительно быстрее, чем при многомерном концептуальном взгляде на реляционную базу данных, так как многомерная база данных денормализована, содержит заранее агрегированные показатели и обеспечивает оптимизированный доступ к запрашиваемым ячейкам.
Многомерные СУБД легко справляются с задачами включения в информационную модель разнообразных встроенных функций, тогда как объективно существующие ограничения языка SQL делают выполнение этих задач на основе реляционных СУБД достаточно сложным, а иногда и невозможным.
Таким образом, объектно-ориентированной подход позволяет упрощать системы сбора данных, и определяя объекты, подчинять им определённые типы информации. Разработка системы сбора и систематизация хранимой информации позволяет использовать различные современные технологии обработки и анализа данных.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БД И ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА
3.1 Технологические возможности сбора и хранения данных в ФОМС
Общие правила обмена информацией между отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ОПФР) и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) в целях реализации конституционных прав граждан отдельных категорий, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - ГСП) в виде набора социальных услуг и предоставление дополнительного лекарственного обеспечения, в случаях отсутствия сведений о гражданах в региональном сегменте Федерального регистра, в том числе о гражданах, временно прибывших с территории других субъектов Российской Федерации, где они зарегистрированы как получатели ГСП.
1. Основные процедуры обмена информацией осуществляются с учетом федерального регистра лиц, имеющих право на ГСП (далее - Федеральный регистр), на уровне ОПФР и ТФОМС с подключением, в случае необходимости, районных управлений ПФР и филиалов территориальных фондов ОМС.
2. Территориальные фонды ОМС по результатам проведения медико-экономической экспертизы счетов и реестров, переданных фармацевтическими организациями, направляют запрос в ОПФР по установленной форме на бумажном носителе и файл с перечнем лиц, указанных в запросе, в формате, утвержденном в действующей редакции настоящего Порядка, с целью подтверждения факта права на получение гражданами ГСП в виде набора социальных услуг в соответствии со ст. 6.2. п. 1 пп. 1 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в следующих случаях:
- полного отсутствия сведений о гражданине, зарегистрированном на территории данного субъекта в региональном сегменте Федерального регистра;
- полного отсутствия сведений о СНИЛС гражданина;
- прибытие гражданина с территории другого субъекта Российской Федерации.
Срок оформления запроса по установленной форме - не более 10 календарных дней с момента завершения медико-экономической экспертизы. Форма запроса и формат файла приведены в Приложении N 1.
3. Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации:
- проводят идентификацию сведений о гражданах, указанных в запросах с данными Федерального регистра;
- направляют в ТФОМС ответ на запрос, подписанный уполномоченным сотрудником ОПФР, и файл с данными на граждан, указанных в запросе по установленной форме, в формате, утвержденном в действующей редакции "Порядка обмена информацией между отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в ходе реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Приложение N 2). Срок обработки запроса и передачи в ТФОМС ответа не более 10 дней с момента поступления запроса.
4. После получения ответа на запрос от ОПФР территориальные фонды ОМС:
- проводят повторную медико-экономическую экспертизу данных счетов и реестров и возмещают фармацевтическим организациям затраченные средства;
- готовят и передают (отдельными файлами) сведения о суммарных фактических показателях объемов и стоимости медицинской помощи по программе ОМС и дополнительном лекарственном обеспечении, предоставленных указанным гражданам, в ОПФР, в соответствии с форматами, указанными в действующей редакции "Порядка обмена информацией между отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в ходе реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
5. В случае необходимости процедуры, изложенные в п.п. 2 и 3, повторяются до полного уточнения сведений о гражданах.
6. Обеспечение защиты информации при обмене данными между органами ПФР и территориальными фондами ОМС осуществляется с использованием средств защиты и электронной цифровой подписи, принятых в ПФР.
3.2 Использование каналов связи
Передача данных регистров и реестров осуществляется одним пакетом в виде архивированного ZIP-, RAR- или ARJ-файла. Состав файлов в пакете соответствует виду регистра или реестра.
Передача данных может осуществляться как на машинных носителях, так и по каналам связи с соблюдением мер конфиденциальности информации (например, применением средств криптографической защиты данных).
При передаче пакета данных без использования средств электронной цифровой подписи (ЭЦП) передача пакета файлов сопровождается бумажным документом - паспортом пакета файлов, - заверенным печатью и подписью должностного лица. В паспорте указывается контрольная сумма пакета, рассчитанная по алгоритму CRC32.
ЛПУ передает в ТФОМС информационную посылку, содержащую три файла (П, М, Р). ФО передает в ТФОМС информационную посылку, содержащую два файла (П и Л), отдельно - по гражданам, зарегистрированным на территории данного субъекта Российской Федерации, и отдельно - по гражданам, временно прибывшим с территорий других субъектов Российской Федерации. ТФОМС передает в ФО информационную посылку, содержащую два файла (П и ОЛ), отдельно - по гражданам, зарегистрированным на территории данного субъекта Российской Федерации, и отдельно - по гражданам, временно прибывшим с территорий других субъектов Российской Федерации.
По результатам приема-передачи пакета данных формируется протокол синтаксического контроля, представляемый в виде DBF-файла следующего формата:
Таблица ПРОТОКОЛ СИНТАКСИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
N п/п |
Имя поля |
Тип |
Размер |
Содержание |
|
1. |
T_REC |
Char |
2 |
Тип файла: ФП, ФЛ, П, М, Р, Л |
|
2. |
N_PP |
Num |
5 |
Порядковый номер записи в файле |
|
3. |
C_ERR |
Char |
4 |
Код ошибки в записи |
|
Протокол синтаксического контроля пересылается субъекту, представившему пакет данных. После исправления ошибок допускается повторное представление соответствующей части пакета данных. Сроки обработки определяются графиком обмена данными.
4. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА
При ведении различных видов разработок должны рассматриваться вопросы безопасности и безвредности труда, оцениваться степень риска, связанная с вероятностью появления крупных ошибок, которые могут привести к краху всего проекта [10, 11].
В данном дипломном проекте разрабатывается функциональная модель ФОМС. Разработанная модель в последствии будет являться основой для создания базы данных путем автоматической генерации кода базы данных и вынесения рекомендаций по использованию модели обработки и хранения данных используемых в ФОМС.
4.1 Анализ трудового процесса создания функциональной модели ФОМС
При разработке информационная система сбора и обработки данных дистанционного зондирования Земли были пройдены следующие этапы:
· Подготовка к предпроектному обследованию ФОМС;
· Проведение сбора материалов;
· Обработка и систематизация полученной информации;
· Построение организационной модели;
· Анализ информационных и функциональных связей в модели.
Особенностью первого этапа является подготовка материалов для опросов: составление анкет, реестров фиксирующих документооборот, рекомендаций по заполнению и правила сдачи заполненных документов. Таким образом, от разработчиков это потребует сосредоточенности и тщательного обдумывания своей деятельности. На втором этапе потребуется внимание, терпение для общения со специалистами предметной области, объяснению целей опросов и правил заполнения опросных материалов. Приложив физические силы на третьем этапе, собирается вся заполненная документация и систематизируется путем занесения в базу данных всей полученной информации. Четвертый этап потребует аналитического мышления и умственной нагрузки для построения модели, используя инструментарий автоматизированного проектирования и принятия неординарных технических решений, требующих творческого подхода. Автоматизация проектирования имеет свои огромные преимущества, однако здесь не следует упускать вредные факторы, воздействующие на разработчика. Особая концентрация внимания необходима для анализа и вынесения рекомендаций по автоматизации на предприятии. На каждом этапе для ускорения выполняемых работ используются вычислительные машины (ЭВМ, ПЭВМ), в состав которых входят видеодисплейные терминалы (ВДТ). Таким образом, с одной стороны необходимо минимизировать отрицательное влияние проектной деятельности на разработчика, и с другой стороны обеспечить безопасную работу с вычислительными устройствами.
Несоблюдение гигиенических норм и правил на рабочем месте может привести к возникновению умственного переутомления, нервного возбуждения и как следствие снижения работоспособности. К этому могут привести такие характеристики трудового процесса, как значимость работы, ответственность за конечный результат, а также факторы монотонности труда: число элементов и продолжительность простых заданий и повторяющихся операций, число объектов наблюдения и другие. Для продуктивной работы разработчику необходимы: правильный режим питания, режим дня, режим труда и отдыха, правильная организация рабочего места.
4.2 Анализ этапов разработки и получение некоторых количественных характеристик трудового процесса
Оценим те вредные факторы, которым подвергается разработчик в процессе разработки модели и эксплуатации комплекса программно-аппаратных средств [10].
В процессе анализа мы будем опираться на руководство - «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», утвержденные Госкомсанэпиднадзором РФ Руководство- Р 2.2.755-99. По нему труд классифицируется по четырем классам: оптимальные условия труда (класс 1.0); допустимые условия труда (класс 2.0); вредные условия труда (класс 3). Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменении в организме работающих, подразделяются на 4 степени вредности: 1 степень 3 класса (3.1); 2 степень 3 класса (3.2); 3 степень 3 класса (3.3); 4 степень 3 класса (3.4). Опасные (экстремальные) условия труда (класс 4.0).
Данный метод классификации позволяет при выставлении общей оценки учитывать комбинации и сочетания всех факторов производственной среды и трудового процесса, а также прогнозировать риск развития профессиональных заболеваний или других нарушений здоровья.
Оценивать напряженность труда предлагается по двадцати одному предложенному фактору, каждому выбранному фактору даётся оценка от 1.0 до 3.2, а затем по предложенному алгоритму производится расчёт общей напряжённости труда. Результаты оценок 3 класса воздействующих факторов приведены в табл. 5.1.
Табл. 5.1. Воздействующие факторы
№ |
Наименование фактора |
Заключение |
Оценка |
|
Нагрузки интеллектуального характера |
||||
1. |
Содержание работы. |
Наиболее сложная по содержанию работа, требующая той или иной степени эвристической (творческой) деятельности. |
3.2 |
|
2. |
Восприятие сигналов (информации) и их оценка. |
Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров. |
3.1 |
|
№ |
Наименование фактора |
Заключение |
Оценка |
|
3. |
Степень сложности задания. |
Обработка, проверка и контроль за выполнением задания. |
3.1 |
|
Сенсорные нагрузки |
||||
4. |
Длительность сосредоточенного наблюдения в % от времени смены. |
от 51 до 75. |
3.1 |
|
5. |
Плотность сигналов (световых, звуковых и т.д.). |
От 176 до 300. |
3.1 |
|
6. |
Наблюдение за экранами видеотерминалов. Количество часов за смену. |
От 3-х до 5-х часов в смену. |
3.1 |
|
Эмоциональные нагрузки |
||||
7. |
Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки. |
Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Ошибка влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива. |
3.1 |
|
Монотонность нагрузок |
||||
8. |
Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях. |
От 3 до 5. |
3.1 |
|
9. |
Продолжительность (в секундах) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций. |
От 10 до 24. |
3.1 |
|
4.3 Разработка мероприятий, снижающих воздействие выявленных вредных факторов. Анализ опасности на этапе проектирования, п остроение «дерева опасностей»
В результате подсчёта общей напряжённости труда она равняется 3.1 единиц. Число факторов с оценкой 1.0 составило 7, с оценкой 2.0 составило 5, с оценкой 3.1 составило 8 и с оценкой 3.2 составило 1. Данный показатель характеризует в целом уровень вредности условий труда и указывает на то, что если не прибегать к организационным мероприятиям по снижению влияния вредных факторов на организм разработчика, у него могут развиться профзаболевания [11].
Рассмотрим более детально факторы, получившие оценку 3.1 и выше, и определим способы устранения их вредного влияния.
1. Содержание работы. В процессе разработки сложных организационных структур разработчику приходится принимать неординарные технические решения, требующие творческого подхода. В настоящее время, автоматизированные системы проектирования, так называемые CASE-технологии, позволяют в существенной мере облегчить процессы моделирования. Изображать в ручную ничего не нужно, CASE-инструментарий позволит в наглядном и читаем виде представить модель. От разработчика потребуется большая нагрузка на логическое мышление. Поэтому необходимо, чтобы разработчика во время работы ничего не отвлекало, рабочее место было комфортным и удобным. В работе обязательно должны присутствовать перерывы, в течении которых разработчики должны расслабиться и переключиться на небольшие физические упражнения. Организация проектирования должна позволять разработчикам выполнять задания, чередуя сложные и менее сложные. Так как при разработке модели требуется поддержание высокого уровня умственной работоспособности, то необходимо соблюдение ряд условий: постепенное вхождение в трудовой процесс после отдыха, индивидуальный ритм работы, соблюдение привычной последовательности деятельности, правильное чередование периодов труда и отдыха.
2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка, степень сложности задания. Разработчику на каждом шаге необходимо учитывать влияние принятых решений на всю модель в целом. При этом необходимо оценивать множество параметров - функциональность, информативность, степень взаимодействия функциональных элементов и т.д. Эта задача значительно более сложная, чем рассмотренная в п.1. С целью эффективного решения данных проблем при разработке сложной организационной структуры создается группа разработчиков. Часть группы занимается сбором опросных материалов, системным анализом, другая часть занимается проектированием элементов структуры. Для эффективного обмена информацией внутри и между группами необходима поддержка со стороны CASE-инструментария (групповые проекты).
3. Длительность сосредоточенного наблюдения. Значительную часть времени разработчику приходится наблюдать за объектами на сравнительно небольшой площади (экрана). Это приводит к развитию значительного утомления в сфере зрительного анализатора. Причиной этого являются фиксация близко расположенных, объединенных объектов, рассматривание мелких деталей, постоянный перевод взора с одного объекта на другой, частые резкие переходы от света к тени и обратно, блескость, пульсация освещенности и др. Все это через определенный период времени может привести к патологическим изменениям органа зрения. Работа за видеотерминалами требует большого нервно-психического напряжения, связанного с необходимостью длительного наблюдения концентрации памяти и внимания, решения сложных задач.
При работе в условиях зрительного напряжения происходят существенные изменения рефракции и аккомодационной способности глаз, ухудшается контрастная чувствительность, снижается устойчивость хроматического и ахроматического зрения, сокращаются границы поля зрения, снижаются острота зрения и скорость восприятия переработки информации. Весь этот комплекс изменений в сфере зрительного анализатора свидетельствует о развитии зрительного утомления. При чрезмерной продолжительности или интенсивности напряжения органа зрения утомление может накапливаться, приводить к развитию перенапряжения, возникновению патологии зрительного аппарата.
Поэтому периодически необходимо делать перерывы. Во время перерывов рекомендуется психологическая разгрузка в оборудованных для этой цели помещениях. В них должны стоять удобные кресла, звучать специально подобранная спокойная музыка, на стенах могут быть изображены пейзажи, оказывающие успокоительное воздействие. Можно выполнить специальный комплекс физических упражнений или просто подвигаться.
4. Плотность сигналов (световых, звуковых и т.д.). В процессе проектирования организационной структуры разработчик получает огромное количество зрительной информации, которую необходимо обработать для выполнения нужного действия. Для уменьшения этого потока интерфейс системы проектирования должен быть удобным, интуитивно понятным, содержать как можно меньше длинных названий. При неудачном представлении данных на экране возможно утомление разработчика от необходимости преодолевать все недочеты интерфейса программы. Желательна возможность настройки интерфейса инструментального средства и наличие звукового сопровождения некоторых действий разработчика.
5. Наблюдение за экранами видеотерминалов. В процессе проектирования устройства с помощью CASE-инструментария разработчик большую часть времени проводит за экраном монитора, которым оснащено его рабочее место. Как правило, монитор построен на базе ЭЛТ. Излучения такого монитора оказывают самое пагубное влияние на здоровье человека, в первую очередь на глаза. Гигиенические требования к видиодисплейным терминалам изложены в «Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.542-96».
Согласно гигиеническим нормам освещенность на поверхности стола и клавиатуре должна быть не менее 300 люкс, а вертикальная освещенность экрана - всего 100-250 люкс. Исследования физиологов и гигиенистов убедительно доказали, что и полутьма, и слишком высокая освещенность экрана приводят к быстрому зрительному утомлению. Размещать компьютер рекомендуется так, чтобы свет (естественный или искусственный) падал сбоку, лучше слева, это избавит от мешающих теней и поможет снизить освещенность экрана. В качестве источников освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы типа ЛБ со светильниками серии ЛПО36 с зеркализованными решетками. Лампы накаливания лучше использовать для местного освещения зоны рабочего документа
Пыль, оседающая на экране, снижает его освещенность, ухудшает видимость изображения и способствует накоплению статического электричества. Поэтому его необходимо протирать мягкой неворсистой тканью. Согласно СанПиНу в помещениях с ПЭВМ должна ежедневно проводиться влажная уборка.
Еще одним способом снижения вредного влияния видеотерминала можно назвать применение в качестве последних жидкокристаллических (ЖК) панелей. Их достоинством является отсутствие электромагнитных излучений и мерцания экрана.
6. Степень ответственности. Значимость ошибки. Как было сказано, принятые неверные технические решения могут оказать существенное влияние на организационную модель в целом и как следствие на процессы автоматизации на предприятии. Для устранения ошибок проектировщика CASE-инструментарий должна содержать мощную систему проверки и коррекции ошибок. Ошибки разработчика необходимо устранять сразу же после их обнаружения. Для этого инструмент проектирования должен иметь возможность отката (отмены действий оператора) на несколько шагов. Для минимизации появления ошибок и быстрому их исправлению необходимо тесное сотрудничество в коллективе разработчиков, чтобы аналитики контролировали процесс проектирования, а проектировщики требовали от аналитиков как можно точную и достоверную информацию. Для поддержания работоспособности в рабочих помещениях разработчиков необходимо присутствие кондиционеров и различного рода ионизаторов, например люстры «Чижевского», которые создают в помещении атмосферу горного воздуха, очищают воздух от пыли и существенным образом снижают действие электростатического поля вокруг программно-аппаратных средств. Таким образом, созданный микроклимат благотворно повлияет на творческую деятельность разработчиков.
7. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях и продолжительность (в секундах) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций. В хорошо проработанном инструменте проектирования не должно встречаться в больших количествах повторяющихся операций с высокой частотой их повторения. Если такие операции возможны, необходимо предусмотреть средства для их автоматизации. Например, автоматическая расстановка названий входов и выходов функциональных блоков на всех ниже лежащих диаграммах, автоматическое размещение однотипных элементов в предварительно заданном порядке и т.д.
Таким образом, в процессе анализа вредных факторов, воздействующих на разработчика, были предложены решения по полному или частичному устранению этого влияния. Безусловно, удовлетворить в полной мере всем требованиям невозможно, однако к этому нужно в максимальной степени стремиться, поскольку речь идет о здоровье и трудоспособности человека.
4.4 Экологичность проекта
Также в процессе проектирования оказывается влияние на окружающую среду. Вредные факторы, оказывающие влияние на окружающую среду в основном генерируются тем оборудование, которое разработчик использует в процессе разработки. В частности таким оборудование при разработке данной задачи являлся монитор компьютера, системный блок и принтер. Рассмотрим каждый из негативных факторов и предложим меры по его устранению [11].
1. Низкоэнергетическое рентгеновское излучение, генерируемое монитором с ЭЛТ. Спектр излучений генерируемых монитором с ЭЛТ очень широк. В него попадает и рентгеновское излучение. Использование всевозможных экранирующих устройств не даёт ощутимых результатов по значительному снижению уровня рентгеновского излучения. Для устранения влияния на оператора ЭВМ рентгеновского излучения необходимо применять мониторы с жидкокристаллическими экранами или что-то подобное.
2. Низкоэнергетическое ультрафиолетовое излучение. Низкоэнергетическое ультрафиолетовое излучение практически полностью поглощается специальными защитными экранами, которые вешаются поверх экрана монитора.
3. Электромагнитное излучение создаваемое в основном монитором. Для устранения электромагнитной составляющей излучения монитора компьютера возможно применение экранов закрывающих электромагнитную систему монитора. Экраны изготавливаются из материалов с высокой электромагнитной проницаемостью (например сталь, пермолой).
4. Статическое электричество. Статическое электричество накапливается в основном на незаземлённых участках оргтехники и приводит к накапливанию большого количества пыли на её поверхностях, что ухудшает экологическую обстановку в помещении. Для нейтрализации статических зарядов необходимо протирать поверхности предметов специальными растворами-антистатиками или производить снятие статических зарядов при помощи заземления. Также для предотвращения накапливания статических зарядов необходимо поддерживать требуемый уровень влажности в помещениях.
5. Монотонный шум. Его источником является системный блок компьютера. Внутри системного блока присутствуют такие основные источники шума как: винчестер, вентилятор блока питания компьютера, вентилятор процессора. При длительной работе за компьютером, особенно в отсутствии других звуков кроме шума системного блока, оператор может испытывать некоторые негативные ощущения (головная боль, шум в ушах и т. д.). Для устранения шумового загрязнения окружающей среды нужно заключать системный блок в звуконепроницаемый корпус или снизить обороты вращения вентиляторов, находящихся внутри системного блока (последнее средство часто используют рядовые пользователи персональных компьютеров).
Используя вышеприведённые методы борьбы с вредными факторами, которые сопутствуют процессу разработки организационной структуры, можно достичь допустимых уровней вредных воздействий, как на окружающую среду, так и на человека.
В данном дипломном проекте разрабатывается функциональная модель ФОМС.
Необходимо провести экономическое обоснование проектируемой модели и структуры, т.е. определить затраты на проектирование, себестоимость, время, необходимое для выполнения работ, а также капитальные затраты [12].
Аналогом была выбрана архитектура реляционной базы данных.
Анализ рыночной ситуации. Данная разработка предназначена для построения функциональной модели ФОМС. Произведем сегментирование рынка предприятий.
1. По масштабам предприятия.
Разработка будет пользоваться спросом у крупных предприятий.
2. По источникам финансирования.
Наиболее реальными потребителями предложенного метода разработки физической модели базы данных и ее интеграции на платформу будут являться организации, занимающиеся разведывательной деятельностью. Вероятность использования его ими намного выше, чем производственных предприятий.
Таблица 6.1 Сопоставление технико-экономических критериев
Критерий |
Весовой коэффиц. i |
Оценка разрабатываемПП, Аi 1 |
i·Ai 1 |
Оценка аналога, Аi 2 |
i·Ai 2 |
|
Создание концептуальных и физических моделей структуры базы данных |
0,2 |
10 |
2 |
7 |
1,4 |
|
Функциональная связанность данных |
0,2 |
9 |
2 |
7 |
1,4 |
|
Генерация кода приложения |
0,1 |
9 |
0.9 |
6 |
0,6 |
|
Генерация программного кода, SQL-сценариев для создания структуры базы данных |
0,2 |
9 |
1,8 |
6 |
1,2 |
|
Интеграция на различные платформы |
0,3 |
10 |
3 |
2 |
0,6 |
|
ИТОГО: |
1 |
9.7 |
5.2 |
|||
Результаты расчета интегрального технического показателя качества приведены ниже:
Интегральный технический показатель определяется так:
,где
i - весовой коэффициент i - го параметра в общем показателе качества;
Аi - значение данного параметра системы, оцененного в баллах;
n - число параметров сравнения.
Интегральный показатель качества:
.
В нашем случае Kн равен 1,865.
где То - ожидаемая длительность работ;
Тmin и Тmax - наименьшая и наибольшая по мнению эксперта длительность работ. Все расчеты сведены в таблице 6.2.
Таблица 6.2 Определение длительностей работ
Наименование работ |
Длительность работ (дней) |
|||
минимум |
максимум |
ожидаемая |
||
1. Анализ модели и выбор инструментария* |
7 |
15 |
10 |
|
2. Создание словаря модели (определение сущностей, атрибутов)* |
15 |
35 |
23 |
|
3.Создание логической модели и уточнение логической модели* |
13 |
30 |
20 |
|
4.Создание физической модели* |
3 |
8 |
5 |
|
5.Оформление пояснительной записки* |
9 |
20 |
13 |
|
Примечание: * - работы, производимые с- использованием ЭВМ. Израсходованное машинное время - 568 ч.
Рис. 6.1. Ленточный график.
Капитальные затраты на этапе проектирования рассчитаем по формуле:
К = Zп + Мп + Нр
где Zп - заработная плата разработчика на всем этапе проектирования Тп;
Мп - затраты на использование ЭВМ на этапе проектирования;
Нр - накладные расходы.
В общем случае расходы на машинное время состоят из расходов за процессорное время (при работе с объектным или абсолютным модулем) и расходов за дисплейное время. Формула для расчетов имеет вид:
М= Cп tп + Cд tд
где Cп и Cд - соответственно стоимость 1 часа процессорного и дисплейного времени; tп и tд - необходимое для решения задачи процессорное и дисплейное время соответственно (час).
Расходы на эксплуатационные принадлежности определяются прямым счетом по оптовым или свободным ценам.
Затраты на использование ЭВМ:
тыс.руб.
Одним из основных видов затрат на этапе проектирования является заработная плата разработчика которая рассчитывается по формуле:
Zn = zd * Tn * (1 + ac / 100) * (1 + an / 100)
где zd-дневная заработная плата разработчика задачи на этапе проектирования;
ас - процент отчислений на социальное страхование (ас=37%);
ап - процент премий (ап =15%).
Дневная заработная плата разработчика задачи на этапе проектирования
zd = 300 руб.
Zn = 300 *71 * (1 + 37 / 100) * (1 + 15 / 100) = 33.558 тыс. руб.
Накладные расходы:
Нр = 15.124 * 80 / 100 = 26.846 тыс.руб.
Таким образом, получим капитальные затраты на этапе проектирования:
Кп = 1.305 + 33.558 + 26.846 = 63.042 тыс. руб.
Zn = 300* 118 * (1 + 37 / 100) * (1 + 15 / 100) = 55,772 тыс. руб.
Затраты на использование ЭВМ:
тыс.руб.
Накладные расходы согласно /2/ составляют 80% - 120% от заработной платы персонала занятого эксплуатацией программ.
Накладные расходы:
Нр = 55,772 * 80 / 100 = 44.617 тыс. руб.
Таким образом, получим капитальные затраты на этапе проектирования (аналог):
Кп = 2.156 + 55,772 + 44.617 = 102.545 тыс. руб.
Наглядным образом сравнение аналога и проекта представлено в табл. 6.3.
Таблица 6.3 Сравнительный анализ аналога и проекта
Наименование работ |
Затраты (в днях) |
Стоимость |
|||||
Проект |
Аналог |
Проект (т.р.) |
Аналог (т.р.) |
||||
Наименов. |
Дни |
Наименов. |
Дни |
||||
Анализ предметной области и выбор Case-средств |
Выбирается инструментарий на основе требований к модели БД |
8 |
Выбирается инструментарий на основе требований к модели БД |
8 |
2,4 |
2,4 |
|
Создание словаря модели (определение сущностей, атрибутов) |
Производится разработчиков вручную |
23 |
Выполняется вручную (одновременно) |
90 |
6,9 |
27 |
|
Создание логической модели |
Генерируется автоматически на основе словаря модели |
- |
- |
||||
Связка сущностей и нормализация модели |
Частично автоматизированный процесс |
20 |
6 |
||||
Создание физической модели и ее уточнение |
Частично автоматизированный процесс |
7 |
С использованием других средств |
7 |
2,1 |
2,1 |
|
Оформление отчетов |
Поддерживается автоматическое документирование проекта |
13 |
13 |
3,9 |
3,9 |
||
Итого: |
71 |
118 |
21,3 |
35,4 |
|||
Итого с учетом процента отчислений на социальное страхование и процента премий: |
33.558 |
55,772 |
|||||
Затраты на использование ЭВМ: |
1,305 |
2,156 |
|||||
Накладные расходы: |
26.846 |
44.617 |
|||||
Капитальные затраты на этапе проектирования: |
63.042 |
102.545 |
|||||
Цена программного обеспечения |
Реляционного |
Многомерного |
80.400 |
110.200 |
|||
Итого: |
143.442 |
212.745 |
|||||
Экономия составила: |
69.303 |
||||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сказать, что в условиях кризисного состояния здравоохранения большое значение должно придаваться социальной значимости медицинского страхования, изысканию дополнительных возможностей восстановления здоровья граждан. В условиях расширения рынка медицинских услуг страховые организации могут взять на себя значительную долю долгосрочного кредитования бюджетного сектора экономики.
Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка. Формирование страхового рынка медицинских услуг должно базироваться на универсальной правовой базе. Необходимо выработать, в частности, экономические и правовые требования, предъявляемые к созданию любых страховых организаций; критерии оценки возможной сферы страховых операций, исходя из организационно-правового статуса страховой медицинской организации; размера основного капитала, запасных фондов.
Важным аспектом развития ОМС является разработка схемы взаимодействия между страховой медицинской организацией и лечебно-профилактическим учреждением. Подобное взаимодействие в условиях рыночных отношений может быть основано либо на договоре о подряде, либо на договоре о совместной деятельности. При этом страховая медицинская организация выступает в роли заказчика, а лечебно-профилактическое учреждение - исполнителя. Существенным недостатком подрядного договора является неподготовленность лечебно-профилактических учреждений к работе в новых организационно-правовых условиях. Для устранения недостатков подрядной формы договора целесообразно на переходный период в качестве базового договора принимать договор о совместной деятельности. Однако договор о совместной деятельности имеет довольно ограниченные возможности применения. Поэтому по мере развития страховой медицины, совершенствования механизма хозяйственной деятельности лечебно-профилактических учреждений будут созданы предпосылки для перехода к собственно подрядным договорам между страховыми медицинскими организациями и лечебно-профилактическими учреждениями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гришин В.В. Обязательное медицинское страхование: состояние, анализ, пути развития //Экономика и жизнь. -1995 - №3 - с. 15.
2. Гришин В. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. // Медицинское страхование.- 1993. - N 3. - с.13
3. Анисимов В. Правовые и организационно-экономические основы формирования территориальных программ ОМС. // Страховое дело - 1995. - № 3. - с. 26-32.
4. Бородин А.Ф. О медицинском страховании. // Финансы - 1994. - №12.
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |