78
Оглавление
ВведениеЭмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя потом могут сожалеть об этом. Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость. Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств.
Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина. Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении.
Развитие мышления. В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.
Основная особенность мыслительной деятельности подростка - нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта.
Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывается и в то, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки. Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма.
Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому материалу - и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов[24, с. 69].
В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом») уроке.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у подростков требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать, делать выводы и обобщения. С переходом к подростковому возрасту существенно изменяются, обогащают как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты мыслительной деятельности (в частности, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержание понятия в конкретных образах и представлениях). Но общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).
Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия.
Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.
Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.
В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь в начале контролем по результату или заданному образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи.
В учении формируется общие интеллектуальные способности, особенно понятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования пользоваться ими, рассуждать создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.
В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
Глава 2. Разработка и апробация уроков по технологии с применением национально-регионального компонента в разделе «Ручная вышивка», 8 класс
2.1. Роль и место раздела «Ручная вышивка» в образовательной области «Технология», 8 класс
Изменения социально-политической и экономической обстановки в России ставят новые задачи перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Важную роль в решении этих задач играют учреждения общего образования. Именно они, в первую очередь, обеспечивают жизненное и социально-трудовое становление молодежи, соответствующее современным требованиям общества.
В достижении этой важной для российской школы педагогической цели ведущую роль традиционно играет трудовая подготовка, которая направлена на воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду, развитие практических умений и навыков, расширение политехнического кругозора, введение в мир профессий. Накопленный в общем образовании опыт трудового обучения, сложившаяся материально-техническая база и подготовленные педагогические кадры обеспечивают возможность развития на более высоком уровне содержания подготовки молодежи к труду средствами образовательной области "Технология", которая в системе общего образования представляет главенствующую составляющую общественной практики. Эта область качественно по-новому решает проблемы трудовой подготовки школьников в новых социально-экономических условиях с учетом тенденций технико-технологического развития современного общества и мирового опыта технологического образования.
Образовательная область "Технология" является необходимой компонентой общего образования школьников. Она в своем содержании выражает политехническую и функционально прикладную составляющие всей общеобразовательной подготовки учащихся, предоставляя им возможность научиться осознанно, применять в практической деятельности знания основ наук. Овладение учащимися содержанием образовательной области "Технология" обеспечивает преемственность их перехода от общего к профессиональному образованию, трудовой деятельности и дальнейшему непрерывному самообразованию.
Основным общим педагогическим предназначением образовательной области "Технология" в системе общего образования является обеспечение эффективного социально-трудового становления школьника; формирование у него культуры труда; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; формирование гуманистически ориентированного природосообразного мировоззрения и преобразующего мышления.
В системе составляющих общего образования образовательная область "Технология" выполняет важные функции развития учащихся, которые связаны с тем, чтобы:
- сформировать внутреннюю потребность и уважительное отношение к труду;
- сформировать систему технологических знаний и умений, закладывающую основы для успешной созидательной и преобразовательной деятельности;
- способствовать трудовому, этическому, эстетическому, экологическому, предпринимательскому, графическому и информационному образованию и развитию;
- ознакомить с различными видами профессиональной деятельности и способствовать их профессиональному самоопределению;
- обеспечить выявление и развитие творческих способностей в созидательной и преобразовательной деятельности, формирование и расширение познавательных интересов;
- предоставлять возможность для самореализации, самоутверждения и социализации в коллективе сверстников в период обучения.
Выполняя свое предназначение, образовательная область "Технология" вносит существенный вклад в становление целостной личности, гармонично сочетающей в себе способности и потребности к физическому, умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию.
Сформированные у школьников при изучении образовательной области "Технология" знания, умения и навыки создают предпосылки для сохранения и развития национальных видов, традиций и особенностей труда и культуры народов России, закладывают фундамент социально-экономического развития страны.
Образовательная область "Технология" играет системообразующую роль в формировании нравственно-трудовых качеств личности школьника. Построенная на практическом изучении распространенных технологий, она является основой социально-трудового становления личности учащегося в системе общего образования. Педагогическая роль и предназначение технологической подготовки в системе общего образования определяют цели и задачи образовательной области "Технология".
Основной целью образовательной области - "Технология" является наиболее полное развитие способностей учащихся к созидательной и преобразовательной деятельности на основе их природных задатков,
подготовка на основе научных знании к решению практических задач, с которыми они могут встретиться в реальной жизни.
Общей задачей образовательной области "Технология" является формирование у школьников умений осваивать и владеть разнообразными способами и средствами преобразования материалов, энергии,
информации, биологических объектов, учитывать возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.
В процессе технологической подготовки учащихся с I по XII класс с учетом потребностей школьников и возрастных особенностей их развития должны решаться следующие задачи воспитания и обучения:
- становление активной гуманистической природосообразной жизненной позиции, ответственного отношения к результатам своего труда, воспитание технологической дисциплины, трудолюбия и культуры труда;
- формирование технологических знаний, практических умений и навыков безопасной работы, необходимых для активного участия в созидательной и преобразовательной деятельности, включая ведение домашнего хозяйства и обеспечение культурного деятельностного досуга;
- расширение политехнического кругозора, применение в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук;
- развитие навыков проектной, конструкторской и художественно-прикладной деятельности в сочетании с формированием готовности к исполнительской деятельности;
- развитие графической грамотности;
- формирование умений самостоятельной индивидуальной и согласованной коллективной работы, развитие способностей делового общения;
- обучение элементам прикладных экономических знаний и началам предпринимательской деятельности;
- ознакомление с миром профессий, рынком труда, содействие профессиональному самоопределению, формированию жизненных и профессиональных планов;
- воспитание патриотизма на основе изучения передовых отечественных творческих достижений в области техники, технологии, художественно-прикладной деятельности.
Исходя из необходимости учета познавательных интересов личности школьника, его семьи и потребностей общества, достижений педагогической науки, отбор и построение содержания для образовательной области "Технология" строится на следующих принципах:
- распространенность предполагаемых для изучения технологий в сфере производства, сервиса и домашнего быта и наличие в них современных научно-технических достижений;
- политехническая и практическая направленность обучения, наглядность представления методов и средств осуществления технологических процессов;
- четкая конкретизация объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
- возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся;
- семантическая согласованность и подчиненность профориентационной, экономической, предпринимательской, информационной и экологической составляющих содержания изучаемым технологиям и видам труда.
Содержание обучения в образовательной области "Технология" включает в себя следующие составляющие:
- технологические процессы производства изделий с использованием конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; - технологические процессы художественно-прикладной обработки материалов; технологические процессы производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
- технологии преобразования и использования энергии; технологии получения, преобразования и использования знаковой и графической информации;
- элементы прикладных экономических знаний и начала предпринимательской деятельности; сведения о мире профессий, поведении на рынке труда; методы творческой деятельности;
- формы, методы и средства организации рационального быта и содержательно-прикладного досуга; экологические характеристики технологических процессов;
- элементы истории развития техники, технологий и ремесел.
В результате освоения образовательной области "Технология" учащиеся овладевают следующими инвариантными умениями:
- обосновывать цель деятельности с учетом выявленных общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
- находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;
- проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, требованиями дизайна или художественного оформления, планировать свою практическую деятельность с учетом доступных условий осуществления технологического процесса;
- создавать продукты труда (материальные объекты или услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительной стоимостью;
- выполнять безопасные приемы работ с использованием инструментов, технологических машин и оборудования;
- самостоятельно находить необходимые источники информации и с их помощью овладевать трудовыми, политехническими и специальными знаниями и умениями выполнения операций, пользования средствами труда, которые необходимы для осуществления технологического процесса;
- оценивать возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, конструкций материальных объектов труда и технологий их изготовления;
- давать элементарную экологическую оценку технологии и результату труда;
- выдвигать и оценивать предпринимательские идеи;
- ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам профессиональной деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- выполнять работу самостоятельно, а также в составе коллектива на основе делового общения и сотрудничества;
Обучение школьников в образовательной области "Технология" строится на основе конкретных технологических процессов. Независимо от технологической направленности обучения, содержанием предусматривается изучение следующих сквозных образовательных линий:
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации;
- основы черчения и графики;
- элементы прикладной экономики и предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, формирование жизненных, профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на экологию окружающей среды и человека;
- творческая, проектная деятельность.
Ручная художественная вышивка - яркое явление национальной культуры, изучение и приобщение к которой обогащает, доставляет радость. Организация обучения и знакомства школьников с разнообразием видов вышивок, эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства - наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа.
Огромное внимание уделяется созданию разделов эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.
Настоящая программа составлена для изучения ручных вышивок, знакомству с профессией вышивальщицы вручную. Ориентирует учащихся на получение данной профессии.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести основные умения и навыки, необходимые при вышивании. Учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного
характера, одежду, подарочные изделия и предметы интерьера.
Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов - это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и
самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. Изучают историю рукоделия, назначение и применение вышитых изделий.
В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с разновидностями вышивок и способами труда, учатся получению и использованию информации через информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера. Учатся использовать передовые способы труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности.
В основу содержания программы положены сведения о вышивке народов России. Программа включает цели и задачи раздела, знания и умения которые должны получить учащиеся, способы оценивания результативности, тематическое планирование, содержание раздела, виды занятий, определяет последовательность и объем изучаемого материала, приложения. Программа рассчитана 16 часов - предпрофильный раздел.
Основные цели раздела:
· С позиции актуальности для самих учащихся осмысление ценностей и перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности.
· Возможность практического применения полученных знаний в быту, компетенции в области самореализации в выборе профессии.
Основные задачи раздела:
· Сохранить и развивать древний вид искусства - вышивка.
· Развивать творческий потенциал учащихся.
· Заниматься эстетическим воспитанием с учетом дизайна.
· Создавать предпосылки для формирования основы будущего профессионала.
· Спецраздел предполагает сочетание теоретических знаний с практическими элементами умений и навыков.
Формы проведения занятий:
1. Демонстрация изделий.
2. Занятия с элементами лекций.
3. Практические занятия.
4. Самостоятельная работа с литературой.
5. Работа над проектом.
Наглядность:
1. Таблицы: орнаменты, простейшие швы, гладь, мережка, крест.
2. Рисунки - плакаты: мережки, крест, гладь, простейшие швы.
3. Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.
4. Изделия, изготовленные учителем: наволочки, картины, полотенца, салфетки, скатерти в различных техниках.
Учащиеся должны научиться:
1. Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.
2. Уметь вышивать на пяльцах и без них.
3. Начинать и заканчивать работу без узлов.
4. Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.
5. Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.
6. Выполнять работу простым, тамбурным швом, гладевым швом, мережками, декоративными швами, свободными швами, счетным крестом, гобеленовым швом. Выполнять работу качественно, учиться правильно, ухаживать за изделием.
7. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Учащиеся должны знать:
1. Виды ручной вышивки.
2. Историю и традиции вышивки.
3. Способы нанесения рисунка на ткань.
4. Способы закрепления нитей.
5. Способы выдергивания нитей.
6. Способы зашивок.
7. Применение мережек, креста, свободных швов.
Способы оценивания результативности учащихся:
1. Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.
2. Выполнение заданий.
3. Защита проекта.
Преподаватель, который будет работать по данной программе, должен обладать умениями, иметь возможность показать готовые работы и научить азам вышивки.
2.2. Тематическое планирование раздела «Ручная вышивка», 8 класс
Тематический план раздела
№ пп |
Тема |
часы |
теория |
практика |
|
1. |
Место вышивки в истории костюма, интерьера. |
2 |
1 |
1 |
|
2. |
Приспособления материалы, инструменты для рукоделия. |
2 |
1 |
1 |
|
3. |
Виды гладевого шва. |
2 |
1 |
1 |
|
4. |
Виды швов крестом. |
2 |
1 |
1 |
|
5. |
Другие виды вышивок, их использование. |
2 |
|
2 |
|
6. |
Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом. |
2 |
|
2 |
|
7. |
Практическое занятие; формирование навыков вышивки выбранного вида. |
2 |
1 |
1 |
|
8. |
Оценивание. Информация о профессии, учебном заведении, условиях приема и условиях трудовой деятельности. |
2 |
1 |
1 |
|
|
Всего: |
16 |
7 |
9 |
|
Содержание раздела:
1. Место вышивки в истории костюма, интерьера.
Красота и польза вышитых вещей их история, значение рисунка, его расположение на вещи, потребительская ценность вышитого изделия, стоимость изделия прикладного искусства. Вышивка в интерьере своими руками. (лекция)
2. Приспособления, материалы, инструменты для рукоделия.
Как подобрать пяльцы, иголки, ткань, выбрать мотив, рисунок, цвет? Познакомиться с разнообразием ниток, их толщиной и способностью накладываться на ткань.
3. Виды гладевого шва.
Двухсторонняя гладь, белая гладь, тоновая гладь. Какие изделия можно вышить гладевыми швами? Практический показ и пробы выполнения стежков (практическая работа).
4. Виды швов крестом.
Крест простой и болгарский, гобеленовая вышивка, Практический показ и пробы выполнения стежков (практическая работа).
5. Другие виды вышивок, их использование.
Узелковое шитье, хардангер, ришелье, показать практически и на изделиях, выполнение стежков.
6. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом
Помочь составить проект изготовления изделия, рассказать об оформлении, использовании и уходе за вышитым изделием. Работа над проектом.
7. Практическое занятие; формировать навыки вышивки выбранного вида.
8. Оценивание: защита творческого проекта, конраздел изделий и выступлений. Информация о профессии, учебном заведении, условиях приема и условиях трудовой деятельности
2.3. Разработка план - конспектов уроков раздела «Ручная вышивка»
Тема занятия: Приспособления, материалы, инструменты для рукоделия.
Цели:
· доказать, что несколько вышитых мотивов полностью меняют внешний вид будничных предметов и придают им бесподобный шарм.
· познакомить с азами, помочь освоить вышивку крестом.
Рассказ-беседа с элементами показа
Общие сведения.
Существуют самые разнообразные виды стежков крестом. Среди них самым распространенным является так называемый односторонний крест. В этой технике вышивают по счетной схеме, то есть при вышивке считают нити ткани и выполняют стежки на определенном количестве этих нитей. При вышивке крестом обращайте внимание на следующее: основные стежки выполняют обязательно слева снизу направо вверх, а покрывающие их - справа снизу налево вверх. Только при условии четкого выполнения этого правила вы добьётесь безупречного виде готовых изделий.
Ткани.
Крестом вышивают по тканям, на которых отчетливо видны нити основы, на полотнах, где нити основы и утока расположены под прямым углом друг к другу и где нити одинаковой толщины (двунитка, льняное полотно, канва).
Нитки.
В качестве ниток для вышивки крестом подойдут хлопчатобумажные нитки для вышивания (например, мулине). Петельный шелк, а также шерсть. Самое главное - подобрать подходящие по толщине и качеству нитки к ткани для вышивки.
Счетные схемы.
Для вышивки крестом образцом и руководством служит счетная схема. Схемы бывают условные, т.е. клеточки обозначены условными знаками и цветные. Мотив для вышивки можно подобрать из журнала, в специализированных магазинах продают схемы, наборы, куда входит рисунок, нанесенный на канву и набор ниток. Схемы можно создавать самим предварительно определив, для какого изделия нужна вышивка.
Иглы.
Счетная вышивка крестом выполняется иглой без острого кончика, т.е. специальными иглами для вышивания. Иглы нумеруются в зависимости от толщины и размера ушка и выбирают их, ориентируясь на ткань, на которой собираются вышивать.
Стежки крестом.
Краткий учебный раздел (образец плаката)
Справа сверху влево вниз. |
Крестик выполняется |
Переход к другому ряду. |
|
Слева снизу. |
|||
Крестики по диагонали. |
|||
Тема занятия: Виды глади. Отличительные особенности.
Цели:
· показать и рассказать на примерах готовых изделий, рисунков фотографий красоту и оригинальность вышитой вещи;
· воспитывать эстетический вкус.
Рассказ, с показом, по плану.
I. Двухсторонняя гладь.
а). Двухсторонняя гладь без настила.
б). Двухсторонняя гладь с настилом.
в). Гладь враскол.
2. Подбор рисунков для вышивки. Технология выполнения. Способы перевода рисунка.
3. Требования к ткани, к ниткам для вышивки. Цветовые сочетания. Вышивание с пяльцами и без них.
4. Технический рисунок глади.
5. Закрепление нити.
6. Выбор ткани и нитей для выполнения диванной подушки, игольницы, броши, грелки на чайник.
8. Расчет количества ткани.
9. Перевод рисунка.
10. Выполнение изделия с использованием двухсторонней глади.
11. Пошив изделия. Оформление готового изделия.
II. Белая гладь.
Белая гладь в истории вышивки. История постельного белья.
Растительные орнаменты в выполнении глади.
Ткани для выполнения вышивки. Нити для вышивки.
Виды белой глади: листик, листик в раскол, пышечка, прорезная гладь, дырочки, подкладной шов. Сочетание белой глади с другими видами дополнительного шитья узелками, дырочками, стягами, мережками и т. д.
Выбор ткани для вышивки. Подбор рисунка для вышивки. Перевод рисунка. Подбор нитей. Выполнение технического рисунка.
III. Тоновая гладь.
Тоновая гладь, как способ вышивания иглой. История тоновой глади. Связь русской вышивки с вышивками народов мира.
Основы дизайна. Цветовые сочетания. Стежки для выполнения тоновой глади. Рисунки для вышивания. Нити для вышивания. Ткань для вышивания.
Итог занятия: готовая игольница, вышитая гладью.
План-конспект №3.
Цель: познакомить воспитанников с одним из наиболее распространенных видов ручной глади, научить самостоятельно применять на практике, приобретенные умения и навыки.
Задачи:
1. Научить отличать цветную (Александровскую) гладь от других видов глади.
2. Развивать у воспитанников художественный вкус, творческое воображение, эстетическое восприятие искусства вышивания.
3. Создать условия воспитания интереса и любви к декоративно-прикладному искусству.
Оборудование для учителя: наглядные пособия (таблицы по теме занятия), карточки, готовые изделия, технологическая карта.
Оборудование для учащихся: ткань 20х20, нитки мулине, булавки, иглы, ножницы, эскизы узоров (характерные для Александровской глади), копировальная бумага, пяльцы, заготовки рамок из картона для оформления картинки.
Время занятия: 1,45 минут
План занятия:
I. Организационный момент (3-5 мин.)
II. Изложение нового материала (10-15 мин.)
III. Практическая часть (25-30 мин.)
IV. Перемена (10-15 мин.)
V. Практическая часть (25-30 мин.)
VI. Подведение итогов занятия (5-10 мин.)
Ход занятия
I. Организационный момент.
Учитель наводит порядок, отмечает отсутствующих и начинает занятие.
II. Изложение нового материала.
Мы с вами занимаемся вышивкой уже не первый год и знакомы с различными приемами вышивания. В том числе и с различными видами гладевых швов.
Вопрос 1. Вспомните названия изученных видов глади?
Ответы:
· простая двухсторонняя гладь;
· владимирская гладь;
· белая мстерская гладь.
Вопрос 2. Назовите отличительные особенности перечисленных видов глади.
Ответы:
· простая двусторонняя гладь выполняется заполнением контура рисунка плотно прилегающими друг к другу стежками, контур рисунка предварительно прометывается мелкими стежками шва “вперед иголку”; вышивку такой гладью можно выполнять нитками одного цвета или разных цветов;
· владимирская гладь - это декоративная вышивка крупными стежками односторонней глади, выполняют ее толстыми цветными нитками - мулине (в 6-10 ниток), ирисом, шерстью на плотных тканях; основной цвет этих вышивок - красный с небольшим прибавлением синего, зеленого, желтого.
· белая мстерская гладь отличается тонкостью технического исполнения, вышивается по тонким белым тканям (маркизет, батист и т. д.) белыми шелковыми нитками или мулине в 1-2 сложения; основным приемом этой вышивки является двусторонняя гладь с “настилом”.
Ваши ответы на вопросы и работы, представленные на мини- выставке в кабинете, говорят о том, что вы хорошо усвоили изученный материал.
Мы знаем, что искусство вышивания имеет многовековую историю. Вышивание было известно еще в глубокой древности и колыбелью его был Восток, хотя греки и приписывают изобретение вышивки богине Минерве - покровительнице ремесел искусств. Легенда гласит, что Арахна, дочь простого горожанина, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою учительницу и, вызвав ее на состязание, победила в вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная поражением, бросила челнок в голову соперницы. Арахна с горя повесилась и была богинею превращена в паука. Может быть, поэтому и не принято убивать пауков?
И с тех пор одним из излюбленных женских рукоделий стала вышивка, которая украшает своими узорами всевозможные ткани.
Чтобы стать такими же искусными мастерицами, как Арахна, нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно и дальше узнавать новые виды вышивок, отрабатывать технические приемы. Поэтому сегодня мы с вами познакомимся еще с одним видом гладевой вышивки - это цветная александровская гладь. Данный вид вышивки, возникший относительно недавно в городе Александрове Владимирской области, не имеет народной основы.
Александровскую гладь выполняют без настила нитками мулине разных цветов, толщина которых зависит от плотности ткани. Она может быть односторонней и двусторонней.
Александровской гладью вышивают узоры с растительными мотивами: обобщенные, переработанные в условные формы полевые цветы, ягоды малины, рябины, крыжовника и т. д. Как правило, условно и цветовое решение узоров. Например, красные ягоды сочетаются с коричневыми листьями, синие цветы - с золотисто-желтымилистьями. Иногда узор выполняется в одном цвете, но форма растения всегда сохраняется. Узоры могут быть составлены из веток с распустившимися цветами и созревшими ягодами. Такое совмещение вполне оправдано: оно усиливает сходство с растением, помогает найти интересное цветовое решение узора.
Александровская гладь используется, как правило, для украшения столового белья, занавесей, покрывал, подушек, панно и т. п. Одежду такой вышивкой украшают редко.
Освоив несложные приемы этой вышивки, вы сможете самостоятельно зарисовать понравившееся растение, составить полоску и подобрать цвета ниток. Такая работа таит в себе много неожиданных и интересных решений. Появится масса возможностей проявить свои творческие способности в изготовлении авторских работ, а также при разработке творческих проектов.
III. Практическая часть.
Технология выполнения работы. (Для каждого воспитанника заготовлено по две карточки)
Карточка №1. “Основные приемы александровской глади” (на данной карточке основные приемы зарисованы и описана техника их выполнения).
Основные приемы александровской глади
Мотивы узоров вышивайте гладью, козликом, стебельчатым швом, узелками, петельками с прикрепками. Располагайте стежки глади по форме мотива: в лепестках цветов - от края к центру, в листьях - к середине, в направлении жилок. Чтобы в цветке все жилки были расположены к центру, меняйте их длину, укладывайте в определенном порядке: один или два длинных, один короткий и т. д.
Крупные листья полностью не зашивайте. Такую гладь называют краевой. Стежки разной длины направляйте от края к середине. Среднюю жилку вышивайте стебельчатым швом.
Мелкие листочки вышивайте косой гладью или козликом, а ягоды - прямой гладью. Чтобы сохранить форму ягод, обшейте их по контуру швом вперед иголку, затем выполните стежки двусторонней глади, закрывая стежки, проложенные по контуру.
Травку и веточки вышивайте стебельчатым швом и петельками с прикрепками. Листочки - петельки располагайте под углом к стеблю так, как идут жилки. Концы каждой петельки должны сходиться в одной точке. Сердцевины небольших цветков вышивайте узелками.
Иногда цветы и листья вышивают гладью с вливанием тонов: 2-3 тона одного выбранного вами цвета постепенно переходят один в другой. Начинайте такую гладь от края лепестка. Стежки разной длины располагайте в направлении к центру цветка и вышивайте 2/3 длины лепестка. Стежки другого тона должны частично закрывать выполненные ранее стежки. Если вы берете для узора три или более оттенка одного цвета, стежки каждого следующего тона должны частично закрывать стежки предыдущего тона, как бы незаметно вливаясь в него.
Карточка №2. (на данной карточке предложено несколько рисунков характерных для александровской глади и рекомендации по их вышиванию).
Рекомендации по вышиванию картинок
Для выполнения вышивки по 1 рисунку потребуются нитки следующих цветов: зеленые - для листиков и веточек, светло-зеленые - для внутренней части большого листика, выполняемого «восьмеркой», и чашечек орешков, коричневые - для ореш-ков. Все элементы рисунка выполняются простой двусторонней гладью, только веточки - «стебельчатым» швом. |
||
Для выполнения вышивки по 2 рисунку потребуются нитки следующих цветов: зеленые (цвета темного мха) -- для листьев и веточек, сиреневые, светло-сиреневые и бледно-сиреневые - для цветов и бутонов, коричневые и желтые - для сердцевинки цветка. Листочки выполняются простой двусто-ронней гладью, внутренние части больших листьев - «восьмеркой», маленькие бутоны и чашечки бутонов - контурной гладью, большой бутон - контурной гладью в два тона, внутреннюю часть сердцевинки - простой двусторонней гладью, внешний ободок сердцевинки - «узелками» двух цветов (желтым и коричневым). |
||
Веточка 3-его рисунка выполняется в технике простой двусторонней глади, контурной глади, а, кроме того, используется «стебельчатый» шов и «узелки». Для выполнения вышивки потребуются нитки следующих цветов: зеленые - для листика и веточек, светло-зеленые - для прожилок, голубые - для цветочков, ярко-желтые - для сердцевинок цветов. |
||
Технологическая карта изготовления картинки, вышитой александровской гладью.
1. Выбрать рисунок (карточка №2) и перевести на кальку.
2. Отутюжить ткань, разложить на твердой поверхности.
3. На ткань наложить кальку с рабочим рисунком и приколоть ее в нескольких местах булавками.
4. Под кальку подложить копировальную бумагу красящей стороной вниз и перевести контуры рисунка ручкой.
5. Подобрать к выбранному рисунку нити мулине.
6. Заправить ткань в пяльцы и хорошо ее натянуть по долевой нити и по утку.
7. Выполнить вышивку, используя рекомендации данные в карточках №1 и №2.
8. Выполненную работу осторожно выстирать.
9. Накрахмалить чистое изделие, подсушить в махровом полотенце, скатанном трубочкой.
10. Отутюжить работу с изнаночной стороны во влажном состоянии на чистой подстилке.
11. Вклеить готовую вышивку в картонную рамку.
Педагог предлагает ученикам:
1. Самостоятельно ознакомиться с карточками
2. Выбрать рисунок для картинки из предложенных на карточке №2, перевести на ткань
3. Подобрать нити мулине нужных цветов
4. Приступить к практической работе, пользуясь рекомендациями, данными в карточке №1 и №2 (во время выполнения практического задания не забывайте о технике безопасности при работе с иглами, булавками и ножницами)
IV. Перемена.
Гимнастика для глаз. Проветривание кабинета.
V. Практическая часть. (Вышивание картинки александровской гладью)
VI. Подведение итогов занятия.
1. Воспитанники демонстрируют проделанную работу.
2. Педагог проверяет и дает необходимые рекомендации.
3. Воспитанникам предлагается ответить на 5 вопросов для закрепления темы (см. ниже), самостоятельно оценить себя по пятибалльной системе. (Вопросы распечатаны на отдельных листах для каждого ученика)
4. Педагог подводит общий итог занятия (Что получилось, что усвоили, какие возникли проблемы, что предстоит доработать. Предлагается закончить вышивание и оформление картинки на следующем занятии.)
В конце занятия ученики приводят свои рабочие места в порядок.
Вопросы для закрепления темы:
1. Где и когда появилась цветная гладь? (Ответ: В городе Александрове Владимирской области, в XX веке.)
2. Какие приемы (виды швов) характерны для александровской глади? (Ответ: Широко используются отделочно-декоративные швы: “строчка”, “стебельчатый”, “тамбурный”, “петля”, “козлик”, а также контурная гладь, двусторонняя гладь, гладь с вливанием тонов.)
3. Какие узоры используются? (Ответ: Узоры с растительными мотивами)
4. Для украшения каких изделий применяется данный вид вышивки чаще всего? (Ответ: Для украшения столового белья, занавесей, покрывал, подушек, крайне редко одежду.)
5. Особенности цветовой гаммы. (Ответ: Цветовое решение, как правило, условно. Главная задача подчеркивать сходство с растением.)
2.4. Методика проведения и результаты экспериментальной работы
Цели экспериментальной работы:
- дать детям первоначальные навыки домашней экономики;
- провести экспериментальное исследование на развитие знаний, умений и навыков по разделу «Ручная вышивка»;
- провести диагностику усвоения материала по разделу.
Экспериментальное обучение проводилось в 2007 учебном году в школе N56 г. Ульяновска. Экспериментом были охвачены ученики 8 «А» класса в количестве 15 человек.
В качестве контрольной группы была взята группа учащихся 8 «Б» класса той же школы и в том же количественном составе.
Во время эксперимента обучение проводилось по программе «Ручная вышивка» учащихся 56 школы с целью определения гипотетических положений о приемах обучения и уточнения доступности материала. Экспериментальное обучение осуществлялось по разработанным нами конспектам уроков. Кроме того, для эксперимента были подготовлены образцы готовых изделий, технологические карты, а также рисунки и чертежи. Каждый ученик был обеспечен всеми необходимыми инструментами / ножницы, линейки, карандаши, сантиметровые ленты / и материалами для практических работ.
Существенное различие в обучении учащихся контрольной и экспериментальной групп заключалось в методической стороне проведения уроков.
Для проверки результатов эксперимента учащимся обоих классов давались специальные практические задания в конце прохождения разделов и тем программы. Учащимся также предлагались письменные работы, в которых они описывали последовательность выполнения того или иного задания. Выполнение практических заданий, письменные и устные ответы учащихся тщательно анализировались.
На контрольно-итоговом этапе ставятся следующие задачи:
1. Определить результат сформированности и проанализировать уровень развития мыслительных процессов.
2. Сравнить результаты, полученные на констатирующем и контрольно-итоговом этапах.
При обработке полученных ответов каждая серия, в зависимости от того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Затем данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость.
Оценка уровня знаний по разделу учащихся 8 «а» класса.
Таблица № 1
Ученик |
Номер задачи |
Всего |
|||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
+ |
- |
0 |
||
Кошелева А. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
9 |
5 |
1 |
|
Мазанова Н. |
+ |
- |
0 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
7 |
7 |
1 |
|
Патрикеева М. |
- |
+ |
+ |
- |
0 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
9 |
5 |
1 |
|
Солдатова Л. |
+ |
- |
0 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
8 |
6 |
1 |
|
Бродягина И. |
- |
+ |
0 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
8 |
6 |
1 |
|
Каштанкина О. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
0 |
+ |
8 |
6 |
1 |
|
Козлова Н. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
0 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
8 |
6 |
1 |
|
Кузорева М. |
+ |
- |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
6 |
1 |
||
Бурханова М. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
0 |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
7 |
7 |
1 |
|
Богданова Н. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
0 |
- |
+ |
+ |
9 |
5 |
1 |
|
Гулящева Л. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
0 |
- |
- |
8 |
6 |
1 |
|
Проанализировав данную ведомость, составляется диаграмма, отражающая процент правильных ответов.
Диаграмма №1
Сопоставив результаты полученные на констатирующем и контрольно-итоговом этапах видно, что на последнем процент правильных ответов повысился. Наглядно это видно на примере Бродягиной И., Гулящевой Л., Богдановой Н. Несмотря на это, в некоторых заданиях ошибки всё-таки допускаются из-за невнимательности.
Аналогичная работа была проведена в 8 классе. Им была предложена методика «Оценка мыслительных процессов».
При обработке полученных ответов каждая серия, в зависимости от того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Затем данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость, которая отражает количество правильных ответов.
Оценка уровня развития знаний умений и навыков по разделу «Ручная вышивка» учащихся 8 «б» класса
Таблица № 2
Фамилия, имя |
Осведомлённость |
Аналогии |
Классификация |
Обобщения |
Числовые ряды |
|
Аниськина Валя |
9 |
5 |
4 |
9 |
4 |
|
Васильева Катя |
8 |
3 |
7 |
7 |
6 |
|
Волошина Таня |
8 |
9 |
9 |
8 |
5 |
|
Ермохина Маша |
12 |
8 |
9 |
6 |
7 |
|
Карпеева Катя |
10 |
7 |
5 |
7 |
4 |
|
Кузьменко Настя |
9 |
4 |
6 |
7 |
7 |
|
Парамонова Лена |
11 |
6 |
7 |
9 |
6 |
|
Сафарова Эльмира |
11 |
4 |
5 |
5 |
5 |
|
Толстякова Марина |
10 |
5 |
10 |
9 |
8 |
|
Исходя из полученных данных, можно составить диаграмму, отражающую степень развития знаний, умений и навыков по разделу «Ручная вышивка».
Диаграмма №2.
Таким образом, использование дидактических игр повлияло на развитие знаний, умений и навыков по разделу «Ручная вышивка» в целом. Следовательно, применение дидактических игр на уроках технологии является эффективным способом развития у детей основных познаний по разделу в целом.
2.5. Анализ материально- технической базы кабинета технологии с учетом правил техники безопасности
Учебные мастерские представляют собой одно из помещений образовательного учреждения, позволяющих создать оптимальную организацию учебно-воспитательного процесса на занятиях и внеурочной работе по предмету «Технология» с набором необходимого оборудования, материалов и дидактических средств.
При оборудовании и эксплуатации учебных мастерских должны соблюдаться требования охраны труда.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников (учащихся) в процессе трудовой деятельности (образовательного процесса); включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия.
Школьные и межшкольные учебно-производственные мастерские создаются в соответствии с «Положением о школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских», «Положением об учебных мастерских образовательных школ» [19, с.3].
Для обеспечения работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у детей большое значение имеет соблюдение санитарно-гигиенических требований предъявляемых к материально - технической базе (МТБ) кабинета, которая складывается из следующих элементов: помещение для занятий, мебели, оборудования, инструментов, материалов, наглядных пособий, учебной литературы и др. Вопрос о МТБ кабинета относится к одному из самых важных, самую хорошую программу нельзя реализовать без соответствующей МТБ.
Кабинет технологии в школе № 56 находится на первом этаже школьного здания, и занимает комнату площадью 42 кв.м.
Рабочее место учителя в анализируемом кабинете состоит из демонстрационного рабочего стола, представленного в форме двухтумбового письменного стола, в котором установлены ящики-лотки. Лотки предназначены для хранения инструментов и приспособлений: катушек с нитками, шпульных колпачков и т.п. К рабочему месту учителя также относится и классная доска, рядом с которой располагается дополнительная демонстрационная доска, обтянутая тканью. Около доски установлены ящики для таблиц и плакатов, манекен для примерок. Для лучшей организации труда рабочее место учителя в данном случае можно дополнить следующим оборудованием: тумбой с графопроектором, пультом управления ТСО, управление затемнением.
Основой индивидуального рабочего места учащихся в мастерской по обработке ткани рассматриваемого кабинета являются обычные ученические столы, на которых размещаются швейные машины. Высота рабочих столов постоянна. Столы размещены таким образом, что свет падает сверху и слева, крышки столов пластиковые, белого цвета, матовые. Около каждого стола имеется по два стула, высота которых постоянна. Месторасположение стула таково, что корпус работающего находится на расстоянии 10 - 15 см от края стола, а расстояние от глаз до предмета составляет 25 - 30 см, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
От оборудования и организации рабочего места учащегося зависит эффективность учебного и производительного труда, качество изготовляемых изделий.
Рабочими местами коллективного пользования являются места для влажно-тепловой обработки изделий (ВТО) и примерочная. Рабочее место для ВТО оборудовано утюгом типа УТА - 1 с терморегулятором, гладильной доской с подставкой из негорючих материалов, кронштейном для поддержания шнура утюга, пульверизатором и резиновым ковриком. Анализ технологического процесса изготовления швейных изделий и практика работы показали, что в мастерской необходимо оборудовать не менее двух мест для ВТО.
Оборудование содержится в хорошем состоянии, хранится в определенных местах, для этих целей в кабинете использованы шкафы с инструментами, дидактическим и наглядным пособиями. В мастерской имеются справочники, ГОСТы, техническая литература, книги о профессиях, журналы мод.
В перспективе в мастерской также планируется разместить стенды по профориентации.
Вот пример учебной мастерской по обработки ткани [19, с.7]
5470
6000
Рис. 1. Планировка реальной мастерской по технологии для девочек на 15 учащихся:
1 - стол учителя; 2 - стул учителя, 3 - доска классная; 4 - универсальный рабочий стол; 5 - стул ученический; 6 - манекен для одежды девочек; 7 - швейная машина; 8 - трельяж; 9 - шкафы секционные; 10 - ящик для таблиц; 11 - доска гладильная; 12 - примерочная.
Мы считаем, что в перспективе в мастерской необходимо установить демонстрационный стол, тумбу с графопроектором, еще одну доску для ВТО, шторы затемнения сделать автоматизированными.
Рассмотрим идеальный вариант данной мастерской.
5470
6600
Рисунок 2. - Второй вариант мастерской.
1 - стол учителя; 2 - стул учителя; 3 - стол учителя демонстрационный; 4 - доска классная; 5 - универсальный рабочий стол; 6 - стул ученический; 7 - манекен для одежды девочек; 8 - швейная машина; 9 - трельяж; 10 - шкафы секционные; 11 - оверлок; 12 - ящик для таблиц; 13 - экран свертывающийся; 14 - доска гладильная напольная; 15 - шторы затемнения; 17 - примерочная.
Освещение рабочего места - важнейший фактор создания нормальных условий труда. При недостаточном освещении зрительное восприятие снижается, развивается близорукость, появляются болезни глаз и головные боли. Для освещения мастерских применяются 3 вида освещения: естественное, искусственное и смешанное.
В помещении мастерских должно быть левостороннее светораспределение.
Нормированная плоскость освещенности Г - 0,8 м, освещенность рабочих поверхностей - 500 Люкс, показатель дискомфорта не более 40 м, естественное боковое освещение - 1,5 , коэффициент пульсации Кп не более 10% [19, c.11].
Освещение данной мастерской комбинированное, применяются как естественные, так и искусственные источники света. Площадь окон равна примерно четверти пола, что обеспечивает хорошее естественное освещение, а искусственное представлено лампами дневного света. Местного освещения на столах нет.
Также в мастерских должен осуществляться контроль за характером, частотной характеристикой, уровнями звука, длительностью воздействия шума на учащихся в соответствии с ГОСТом 12. 1. 003 - 83 [6] и СНИПом П-12-77[19, c.11].
Уровень звукового давления при проведении учебных занятий не должен превышать 65 дБА. Уровень звука для световых приборов с разрядными лампами на расстоянии 1м от его наружного контура должен быть для учебных кабинетов не более 20 дБА. Уровень шума от труб отопления не должен превышать 40 дБА для школьных учреждений. [19, c.11].
Температура воздуха в учебных мастерских должна быть от 16до 21, приток воздуха 16 мч. В каждом помещении открывающаяся площадь фрамуг и форточек должна составлять не менее 150 площади пола, фрамуги и форточки в учебных мастерских запрещается забивать и заклеивать. [19, c.12].
В мастерской школы № 56 отопление водяное, под окнами установлены радиаторы без щитков.
По окончании и перед началом занятий, а также в перерыве между занятиями проводится сквозное проветривание помещений. В малые перемены проветривание длится от 1 до 10 минут, в зависимости от наружной температуры воздуха.
При обработке ткани необходимо соблюдать следующие меры безопасности.
Электрические швейные машины должны иметь защитное заземление, зануление. При работе на них необходимо убирать волосы под косынку, застегивать халат и манжеты. Нельзя близко наклоняться к движущимся частям машины. Перед шитьем необходимо убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва.
При работе с утюгом нельзя оставлять его включенным в сеть без присмотра, подошва утюга не должна касаться шнура. Во время утюжки надо стоять на резиновом коврике.
Иголки и ножницы надо хранить в специально отведенном месте, нельзя брать иголки в рот и вкалывать в одежду. Ножницы надо передавать, держа их за острый конец.
Наиболее характерные виды травм на занятиях по обработке ткани: электрические травмы, полученные при работе на швейной машине и использовании утюгов; механические травмы (порезы, ушибы, проколы), полученные при работе с иголками, булавками, ножницами, на швейной машине; термические травмы (ожоги). [19, c.14].
В целом помещение мастерской по обработке ткани школы № 56 отвечает нормативам планировки, что в свою очередь приводит к соблюдению санитарно-гигиенических требований работы в классе.
2.6. Расчет экономических затрат при проведении урока по технологии из раздела «Ручная вышивка», 8 класс
Оборудование для учителя: наглядные пособия (таблицы по теме занятия), карточки, готовые изделия, технологическая карта.
Оборудование для учащихся: ткань 20х20, нитки мулине, булавки, иглы, ножницы, эскизы узоров (характерные для александровской глади), копировальная бумага, пяльцы, заготовки рамок из картона для оформления картинки.
Время занятия: 1,45 минут.
Плановая калькуляция на проведение занятия
№ |
Элементы затрат |
Проц. начис-ления |
Ед.изм. |
Нормана изделие |
Розн.цена завычет. |
Стоим.сырьяиматер. |
|
1 |
Бумага |
шт. |
4,1 |
63,33 |
259,65 |
||
2 |
Ручки |
шт |
3,72 |
40,00 |
148,80 |
||
3 |
Стоимость освещения |
Квт/час |
2,0 |
3,00 |
6,00 |
||
4 |
Стоимость времени учителя |
час |
2,2 |
300,00 |
660,00 |
||
5 |
Стоимость материалов |
шт. |
10,4 |
100,0 |
1004,00 |
||
6 |
Столы |
шт. |
3 |
2,50 |
7,50 |
||
7 |
Стулья |
шт. |
3 |
3,50 |
10,50 |
||
8 |
Уборка класса |
час |
0,18 |
22,20 |
4,00 |
||
9 |
Методические пособия |
Шт. |
6 |
15 |
90,00 |
||
Итого материальных затрат |
2190,45 |
||||||
Основная з/плата учителя |
163,88 |
||||||
Доплата произв. премиал. |
45% |
73,75 |
|||||
Дополнительная з/плата |
20% |
73,34 |
|||||
Итого: |
310,97 |
||||||
Начисления по соцстраху |
39% |
121,28 |
|||||
Цеховые расходы |
40% |
65,55 |
|||||
Общие расходы |
27% |
44,25 |
|||||
Итого обработка: |
542,05 |
||||||
Себестоимость |
1721,65 |
||||||
Внепроизводственные расходы |
1,5% |
25,82 |
|||||
Полная себестоимость |
1747,47 |
||||||
Прибыль |
20% |
349,49 |
|||||
Итого |
6896,90 |
||||||
1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков. - М, 2005. - 432 с.
2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. - М, 2004. - 289 с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2004. - 337 с.
4. Баранов С.П. Принципы обучения. - М, 2005. - 109 с.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2004. - 122 с.
6. Вакуленко В.А. Опорный конспект по предмету «Организации и методика производственного обучения». - М, 2005. - 117 с.
7. Волков И.П. Приобщение к творчеству. - М.: Просвещение, 2006. .329 с.
8. Губенков. С. Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах. - М, 2004. - 522 с.
9. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. - М.: 2003. - 333 с.
10. Есипов Б.Г. Основы дидактики. - М, 2005. - 376 с.
11. Завгородняя О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки. - М.: 2004. - 544 с.
12. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М, 2004. - 338 с.
13. Измайлов А.О. Профнаправленность как педагогическое понятие и принцип//Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих. - М, 2006. - 313 с.
14. Ильина Т.А. Педагогика школы. - М, 2005. - 346 с.
15. Казанский Н.Г. Дидактика. - М, 2004. - 422 с.
16. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия. - М, 2004. - 122 с.
17. Коменский Я.А. Великая дидактика. - М, 2005. - 402 с.
18. Крутецкий В.А. Психология - М., 2005. - 562 с.
19. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности - М, 2004. - 566 с.
20. Маркова А.П. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 2005. - 237 с.
21. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории - М, 2004. - 439 с.
22. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 2006. - 319 с.
23. Онищук В.А. Урок в современной школе - М, 2005. - 421 с.
24. Основы педагогического мастерства. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. - М, 2004. - 404 с.
25. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. - М.: Просвещение, 2005. - 578 с.
26. Полобинкин А. И. Основы инженерного творчества. - М, 2004. - 246 с.
27. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 - М, 2004. - 222 с.
28. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы - М, 2005. - 424 с.
29. Терехов М.В. Проблема национально-регионального компонента в средней школе. - М, 2006. - 439 с.
30. Юстимов П.П. Контроль знаний и умений на уроке. - М.: Дрофа, 2005. - 300 с.
31. Ясин В.В. Основные аспекты национально-регионального компонента Ульяновской области.
Приложения
Приложение 1
Научно-технический прогресс привёл, с одной стороны, к изобилию информации, а с другой - к потере устойчивости профессиональных знаний. Поэтому важно, чтобы ученики достигли такого уровня знаний и умений, которые они могли бы применить на практике, создавая ценности, обладающие реальной потребительской стоимостью, ценности, выдерживающие достаточно жесткую рыночную конкуренцию.
Данная программа состоит из 2-х курсов:
1. Скандинавская вышивка “Хардангер” (34 ч.)
2. Вышивка бисером (34 ч.)
Каждый курс является самостоятельным блоком-модулем, но можно изучать их в комплексе, распределив на 2 года обучения.
В процессе обучения учащиеся знакомятся с вышивкой - одним из древнейших видов ремесла широко распространённого в творчестве многих народов. Изучение вышивки остается актуальным по сей день.
Программа дает реальную возможность соединения трудового (практического) обучения с эстетическим воспитанием учащихся. Учащиеся знакомятся на практике с образцами и технологиями декоративно-прикладного искусства. Это, в свою очередь, помогает творческому развитию школьников, которое осуществляется через знакомство с произведениями и традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок, обсуждение художественных выставок и работ одноклассников.
Обучение носит репродуктивный и творческий характер. Используется творческая проектная деятельность учащихся, включающая знания и умение по составлению плана работы, составлению графической и технологической документации, подготовке материалов, воплощению замысла в материале, защите и презентации проекта, экологической и экономической оценки выполненной работы.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены как для себя и своего дома, так и могут быть использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Цели и задачи.
· Воспитание трудолюбие, потребности в труде.
· Формирование трудовых навыков и умений, технологических и экономических знаний.
· Привитие любви к культуре и народным промыслам, воспитание вкуса.
· Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей личности.
· Активировать творческую деятельность, развивая теоретические и практические умения.
· Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению.
Особое внимание следует обратить на знание и точное соблюдение всеми учащихся правил безопасности труда и производственной санитарии.
Тематическое планирование курса вышивки “Хардангер”
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
|
1. |
Вводное. |
2 |
|
2. |
Виды швов. Вышивание столбиков. |
2 |
|
3. |
Технология вышивания квадратов, “лесенки”, “звездочки”. |
4 |
|
4. |
Технология выполнения обвивки сетки столбиками. |
6 |
|
5. |
Вышивание фигурного края. |
2 |
|
6. |
Приемы оформления края изделий. |
2 |
|
|
Курсовой проект. |
|
|
7. |
Планирование технологического процесса. |
2 |
|
8. |
Технологический процесс. |
10 |
|
9. |
Оформление документации |
2 |
|
10. |
Защита. |
2 |
|
|
|
Всего: 34 ч. |
|
Учащиеся должны знать:
· возможность применения скандинавской вышивки в отделке одежды и предметов быта;
· инструменты, приспособления и материалы для выполнения вышивки;
· технику выполнения вышивки “Хардангер”;
· правила обработки изделия с вышивкой;
· последовательность выполнения проекта.
Учащийся должен уметь:
· подбирать материалы для скандинавской вышивки;
· выполнять основные швы;
· обрабатывать края вышитых изделий;
· выполнять окончательную отделку изделия;
· составлять технологическую документацию;
· защищать проект.
1. Вводное
· Краткие сведения об искусстве вышивки вообще, подробнее о вышивке скандинавской. Её характерные особенности выполнения, подбор цвета. Демонстрация иллюстраций, изделий в материале.
· Знакомство с инструментами и материалами. Требования ТБ.
2. Виды швов. Вышивание гладьевых стежков
· Знакомство со швами, их названиями. Способы крепления нити на ткани. Приёмы работы и правила вышивания гладьевых стежков.
· Практическая работа: выполнение гладьевых стежков.
3. Технология вышивания квадрата, “лесенки”, “звёздочки”
· Приёмы работы и правила вышивание квадрата, “лесенки” столбиками, способы продолжения вышивки, когда заканчивается нить. Вышивание “звёздочки”,
· Практическая работа: выполнение квадрата, лесенки (2варианта), звёздочки.
4. Технология обшивки сетки столбиками
· Подготовка вышивки для выполнения сетки.
· Удаление нитей полотна. Необходимые инструменты. Приёмы выполнения обвитых столбиков: двойные обвитые столбики, двусторонние “перештопанные “ столбики, двусторонние “перештопанные” столбики с пико. Виды ажурных разделок: “виньетка”, “рамка”, “крест”, “розетка” и пр. Практическая работа: Выполнить сетку, удалив нити полотна. Выполнить: обвитые столбики, двусторонние “ перештопанные” столбики, двусторонние “ перештопанные” столбики с “пико”. Вышить ажурную разделку (по выбору).
5. Вышивание фигурного края
· Основные приёмы и правила выполнения фигурного края и фигурного края со сквозными участками по внешнему контуру. Использование клея для текстиля.
· Практическая работа. Вышить фигурный край, удалить лишнюю часть.
6. Приёмы оформления края изделий
· Приёмы оформления краёв вышитого изделия: декоративная бахрома; подгибка конвертом; подгибка с мережкой.
· Практическая работа: Оформить край способом подгибка с мережкой.
7. Планирование технологического процесса
· Работа с журналами и схемами. Подбор материала. Составление плана выполнения изделия. Выбор приёма оформления края готового изделия. Расчёт времени для выполнения изделия.
8. Технологический процесс
· Выполнение операций, предусмотренных технологическим процессом. Соблюдение гигиены труда и правил ТБ. Самоконтроль своей деятельности.
· Практическая работа: Изготовление изделия.
9. Оформление документации
· Корректирование технологической документации. Экономическое и экологическое обоснование. Анализ проделанной работы. Реклама. Стандарт и эстетика оформления.
· Практическая работа: Оформление и выполнение документации, согласно стандарту.
10. Защита
· Форма представления защиты. Логичность, чёткость, ясность изложения. Наглядность. Самоанализ проделанной работы. Реклама.
Тематическое планирование курса “Вышивка бисером”
№ |
Тема |
Кол-во часов |
|
1. |
Вводное. Из истории бисера. |
2 |
|
2. |
Технология выполнения простых приёмов вышивки |
2 |
|
3. |
Способы выполнения шитья по счёту |
2+2 |
|
4. |
Вышивка круглой розетки |
2 |
|
5. |
Вышивка блестками |
2 |
|
6. |
Оформление изделий бисером (бахрома, фестоны из петель, зубцы) |
|
|
|
Курсовой проект |
|
|
7. |
Составление эскиза |
2 |
|
8. |
Планирование технологического процесса |
2 |
|
9. |
Технологический процесс |
12 |
|
10. |
Оформление документации |
2 |
|
11. |
Защита |
2 |
|
|
|
Всего:34 |
|
Учащийся должен знать
· историю развития и возможности техники вышивки бисером;
· инструменты, материалы, приспособления для вышивки;
· способы перевода рисунка на ткань;
· приёмы вышивки бисером или блёстками;
· правила ухода за изделиями с отделкой бисером, блёстками.
Учащийся должен уметь
· подбирать и составлять рисунки для вышивки;
· подбирать материал для вышивки;
· выполнять основные приемы вышивки бисером и блестками;
· выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой бисером;
· составлять технологическую документацию;
· защищать проект.
1. Вводное. Из истории бисера
· Родословная стеклянной бусинки. Венецианские бусы и бисер. Наследие индийских племен. Развитие бисерного искусства в России. “Золотой век” русского бисера. Демонстрация иллюстраций, изделий в материале.
· Знакомство с инструментами и материалами. Требования ТБ.
2. Технология выполнения простых приемов вышивки
· Организация рабочего места.
· Приемы работы и правила выполнения:
· шитья в прокол (шов вперед иголка, шов за иголку), шитья вприкреп.
· Практическая работа: Вышивание бисером приемами в прокол, шитья вприкреп.
3. Способы выполнения шитья по счёту
· Приёмы работы и правила выполнения вышивки шитьём по счёту (прямые или косые стёжки шва полукрест).
· Практическая работа: Выполнение образов приёмом вышивка на счёту.
· Украшение косметички (или другой вещи) вышивкой бисером. (Небольшой мотив).
4. Вышивка круглой розетки
· Приёмы вышивки розетки (одной иглой, двумя иглами).
· Практическая работа: вышивка круглой розетки из бисера.
5. Вышивание блёстками
· Приёмы нашивания блёсток на ткань с помощью бисера. Украшение изделия стеклярусом. Применение вышивки блёстками в различных изделиях.
· Практическая работа: украсить косметичку (или другой предмет) вышивкой используя блёстки.
6. Оформление изделий бисером (бахрома, фестоны из петель, ажурными зубцами).
· Приёмы оформления края изделия бахромой, фестонами из петель, ажурными зубцами используя бисер, бусины или стеклярус. Правила их выполнения. Изделия, в которых использованы эти приёмы.
· Практическая работа: Пробные упражнения по выполнению элементов оформления края бисером и стеклярусом.
· Материалы, инструменты для выполнения эскизных работ, использование готовых фрагментов. Практическая работа: Составление эскиза.
8. Технологический процесс
· Выполнение операций, предусмотренных технологическим процессом. Самоконтроль своей деятельности. Соблюдение гигиены труда и правил ТБ.
9. Оформление документации
· Общее оформление документации (стандарт и эстетика). Корректирование конструкторско-технологического блока. Экономическое и экологическое обоснование. Анализ и оценка своей деятельности. Реклама.
10. Защита
· Форма представления защиты. Логичность, четкость и ясность изложения. Наглядность. Самоанализ. Реклама.
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |