Дипломная работа по предмету "Иностранный язык"


Метод Триады как инструмент изучения антропологии языка и искусства

Владимир Брескин Метод Триады как инструмент изучения антропологии языка и искусства Известно, что период бытования устного народного творчества как живого культурного процесса относительно четко ограничен только временем его исчезновения - временем популяризации навыков письма. В эволюционном измерении этот промежуток времени занимает ничтожно малый срок. Весь опубликованный багаж образцов устного народного творчества собран только в этот короткий период, и лишь на основе научного анализа можно судить о более древних корнях или происхождении тех или иных текстов или жанров. Вышесказанное относится и к фольклору в целом. В глубине веков остались времена, когда весь комплекс информации (исторической, культурной, бытовой и т.д.) передавался от поколения к поколению изустно, нивелируясь, изменяясь, приобретая и утрачивая оттенки, типизируясь, находя, часто за счет или при помощи других фольклорных форм, оптимальные пути и приемы для успешного восприятия, передачи и сохранения в памяти. Изобретение письма и популяризация его навыков - закрепление устных текстов - стало революцией в жизни человечества. Устное народное творчество со всей его наивной архаикой, самоотверженной обезличенностью автора (в современном понимании) заняло свое место как дописьменно-литературный период, еще некоторое время продолжая оставаться творчеством, альтернативным письменному. Целью данного исследования является описание нового метода, при помощи которого возможно более глубокое изучение культурных процессов, их принципов и истоков. В соответствии с данным методом, синхронизация эволюции языка с эволюцией человека как вида, рассмотренная на примере периода становления и распространения устного народного творчества (oral folklore), позволяет провести хронологизацию важных культурных процессов. Традиционно изучение истории и самой природы устного народного творчества основано на анализе трансформаций смысла текстов и жанров. Данный метод, в отличие от традиционного подхода, базируется на изучении фундаментальных основ устного народного творчества как части фольклора и фольклора в целом как слагаемой части исторического периода культурной, творческой деятельности человека.
На протяжении веков неоднократно делались попытки функциональной интерпретации фольклора и искусства и их взаимосвязи с языком, предлагались возможные пути и механизмы распространения культуры. Гипотеза Бойда и Ричерсона сравнивает процесс распространения культуры с эпидемией, тем самым подчеркивая его
1
В семиотике принято считать рисунок (или образ) знаком, направленно
передающим информацию визуальному восприятию получателя информации. Иными словами, рисунок создает иллюзию общности между двумя сторонами коммуникативного действия. Не все визуальные знаки могут называться рисунком, но часто многие из них нужны для его характеристики (Sonesson 1989, 1990). Известно также утверждение, что образ (рисунок) относится к одному из трех подтипов иконических знаков – к тому, в котором иконическая связь утверждена “элементарными качествами” (Gibson 1982). В то же время Гибсон утверждает, что рисунки в привычном смысле основаны не на “элементарных качествах”, а, большей
2
3
4
5
6
7
A B C
A. доречевой язык -
B. устный фольклор -
C. современные формы языка -
- время (эволюция)
- графика (изобразительное искусство) - существительное
- звук (музыка) - междометие, категория состояния
- движение (танец) - глагол
- речь - письменность, закрепление текстов
График 1.Эволюция языка. Первая секция пирамиды графика – это доречевой период языка, вторая секция – период активной роли устного творчества как средства хранения и передачи информации, третья секция – период письменности как средства коммуникации, передачи и хранения информации. Условная нулевая точка принята за начало отчета. В процессе популяризации письма и упорядочения его правил и приемов была замечена разница между словами в их отношении к обозначаемым объектам, действиям и характеристикам. Эта разница признается “лексико-грамматической”, а сама классификация словарного запаса, по своей сути, является попыткой его систематизации на основании доречевого происхождения слов и по признакам их принадлежности к различным лексико-грамматическим классам, то есть, частям речи. Метод построен на соответствии трех основополагающих лингвистических категорий языковой грамматической конструкции - существительных, глаголов и междометий - трем основным видам искусства – графике (живописи), движению (танцу) и звукам (музыке) по их моторным и выразительным качествам. Так, древний человек, овладевая азами языка,
8
, но и весь окружающий нас мир состоит из
существительных, глаголов и междометий. Другими словами, речь идёт о универсальных типах семиотических знаков, которыми мы оперируем при восприятии и передаче (не обязательно речевой) информации и которые являются предметом изучения лингвистикой науки. (Эквивалент лингвистическому восприятию материальной действительности в качестве существительных, глаголов, междометий (графики, движения, звука) можно видеть в классической физике, с точки зрения которой материя ощутима человеком в качестве твердого, жидкого или газообразного агрегатного
9
состояния.) 1 Что же касается появления качественных оценок в процессе
вокализации триадного языка и развития речи, то: прилагательные возникали на стыке изображения и звука (графики и музыки), причастия – на стыке изображения и движения (графики и танца), наречия - движения и звука (танца и музыки). Подобная структура предполагает, что активное включение междометий в доречевой языковой акт, постепенно вытесняющее графические и моторные элементы на второй план и стимулирующее все более широкое использование речевых компонентов в языковом действии, являлась по своему характеру словообразовательным процессом. “Вторжение” междометий “озвучивало” коммуникативные элементы, наделяя сами междометия функциями существительных и глаголов. Однако было бы преждевременно утверждать, что физические навыки графического и моторного элементов Триады растворились бесследно в процессе развития речевой и письменной форм языкового выражения. Напротив, примеры интеграции графики в иероглифическое письмо, а моторики – в жестовые искусственные (кинестетические) языки доказывают, что главные элементы доречевого языка не ассимилировались, а, видоизменяясь в процессе эволюции, определились в качестве составляющей части более прогрессивных лингвистических структур. Развитие новых языковых форм выражения происходило путем надстраивания над триадными формами, а не на полной их замене. Очевидно, что переход к речи был продолжительным и сложным психолингвистическим процессом абстрагирования “рисуночной сознательности” и “семиотики тела” в фонетические знаки на основе уже имеющихся звуковых обозначений, которые, в свою очередь, стали играть активную словообразовательную и морфологическую роль. Процесс вокализации, выделивший звук в основной инструмент коммуникации, имел существенное влияние и на физиологию человека (примером чего может служить развитие речевого аппарата), и на оценку им окружающего мира в целом и межличностных отношений в частности (например, этап социализации), так как накопление информации предшествовало обмену в такой же мере, в какой информация как таковая – коммуникации. Именно с этого этапа устное народное творчество приобретает истинный и полный смысл своего значения. Итак, Tриада (графика-движение-звук) – это первый естественный язык, основанный на двух принципиальных соответствиях: соответствии визуальной, кинетической и аудиальной систем восприятия трем медиям выражения – графике, движению и звуку, и на соответствии самих систем восприятия и медий выражения определенным грамматическим категориям - существительным, глаголам и междометиям.
1 Сегодня в физике известны и иные агрегатные состояния материи, также как
в современной лингвистике приняты не только три вышеназванные категории.
Однако, классические (эпистемологически отправные)
определения остаются базовыми феноменологическими константами, на основе и при помощи которых совершенствуются научные знания.
10
- информация
- триада
- познание
- время (эволюция)
График 2.Связь Триады и познания. За нулевую точку в графике принята совокупность антропологических характеристик процесса эволюции – возникновение Культуры в противопоставлении Природе и образование системы доречевого языка в сочетании со способностью человека к воплощению культурной деятельности посредством навыков первого, доречевого языка. Между векторами информации и эволюции представлен сектор, условно обозначающий познание, или, формулируя в лингвистическом термине, словообразование. Слова представляют собой имена объектов познания, связей и отношений между ними, а расширение “словарного запаса” происходило безотносительно к тому, какими средствами слова выражались или воспринимались. О существовании подобной связи утверждал К. Поппер, соотнося человеческую способность познавать, как и способность производить специфически научное знание, с результатами естественного отбора и с эволюцией специфически человеческого языка (Popper 1984). Таким образом, если принять подобную связь Триады (языка) и познания за эволюционно обусловленную, становится очевидной взаимозависимость всего процесса познания с объемом и качеством усвоенной информации. Сформулированное выше положение о трех медиях доречевого языка
11
? ? ?.
В доречевом языке процесс передачи информации характеризуется последовательной активизацией всех трех медий или их сочетаниями, что может быть выражено следующими комбинациями:
График 3.Примеры использования медий Триады и их сочетаний в доречевой коммуникации. Каждый графический символ представленных на примерах Графика 3 по характеру словообразовательной функции не только несет определенный синтаксический заряд, но и одновременно может являться граммемой, что раскрывает еще одну существенную сторону Триады: грамматический код доречевого языка, хотя и имеет в своей основе три части речи, тем не менее, не может быть описан и анализирован только с позиций языка речевого и, тем более, письменного. Последовательность и степень сочетания медий, в предложенной схеме, может быть характерна не только для синтактического порядка, но и рассматриваться с точки зрения морфологической. То есть, можно заметить единство синтаксических закономерностей образования предложений и словообразования доречевого языка. И, забегая вперед, предположить активность тех же синтаксических тенденций на речевом уровне. И не только в словообразовании и конструкции предложений, но и на уровне структурирования более сложных устных и даже современных литературных текстов. При всей универсальности восприятия человеком окружающего мира путем знаковой “триадной” систематики, методы и формы актов выражения, подчиненные тем же правилам той же системы, но зависящие от объективных и субъективных факторов, не имели полной эквивалентности выразительных средств. На этапе, когда речь все более энергично берет на себя функции способа обмена информацией, человек, все еще продолжая использовать элементы доречевого языка, приобретает качественно новый, эстетический опыт (музыка, танец и живопись), при помощи которого оптимизируются и совершенствуются формы передачи, восприятия и сохранения в памяти устной информации. В процессе овладевания человеком речью постепенно утрачивается языковая утилитарность "изображения", "движения, жеста" и "звука" и происходит смещение данных доречевых медий в область эстетическую. Начинается переосмысление прежних компонентов доречевого языка, выступавших в качестве ритуальной символики значений, форм и методов передачи информации, в новые абстрактные категории, в которых графика, движение и звук приобретают содержание, формы и методы выражения видов искусства.
12
13
14
аспекты
языкознания и психологии, сформулировать основанную на истории, а не на философии, этимологию искусства и эстетики. Однако, необходимо отметить, что метод Триады имеет свои ограничения и главное из них – вопрос о происхождении способности человека к языку, несмотря на определение более древних границ эволюционного пространства, остается без ответа, что предполагает продолжения изучения и описания языковых явлений, идущих из древности, с позиций биологии, философской антропологии, культурологии, социологии и других дисциплин. В качестве практического инструмента метод может быть использован для разработки реабилитационных методик некоторых заболеваний, связанных с нарушениями речевого и сенсорного аппарата, например, отдельных видов афазии и аутизма. Имплементируя метод Триады в дисциплины, занимающиеся вопросами развития общества, возможно построение моделей развития языка в примитивных культурах и эволюции самих культур, а также методики обучения родным и иностранным языкам на ранних этапах.
15
Л ИТЕРАТУРА
Anderson, Stephen R. & David W. Lightfoot. 2002. The language organ:
linguistics as cognitive psychology . Cambridge: Cambridge University Press.
Armstrong, David F. & William C. Stokoe, Sherman E.Wilcox. 1994. Signs of
the origin of the syntax. Current Anthropology 35. 4, 349–368.
Ben-Amos, Dan. 1983. The idea of folklore: An essay. In Issachar Ben-Ami &
Joseph Dan (eds.), Folklore Research Center Studies, vol. 7, 11–17, Jerusalem: The Magnes Press.
Benson, D. Frank & Eran Zaidel (eds.). 1985. The dual brain: hemispheric
specialization in humans . New York: The Guilford Press.
Boyd, Robert & Peter J. Richerson. 1985. Culture and the evolutionary process.
Chicago: The University of Chicago Press.
Chomsky, Noam. 1965. Aspects of the theory of syntax. Cambridge, MA: MIT
Press.
Chomsky, Noam. 1975. The logical structure of linguistic theory, 10. University of
Chicago press. Chicago.
Condon, William S. & Louis W.Sander. 1974. Synchrony demonstrated between
movements of the neonate and adult speech. Child development 45. 2, 456– 462.
Cugmas, Zlatka. 2004. Representations of the child’s social behavior and
attachment to the kindergarten teacher in their drawing. Early Child Development and Care
174. 1, 13–30.
Deacon, Terrence W. 1997. The symbolic species: The co-evolution of language
and the brain . London: Penguin Press.
Eimas, Peter D. & Joanne L. Miller, Peter W. Jusczyk. 1987. On infant speech
perception and the acquisition of language. In Stevan Harnad (ed.), Categorical Perception: The Groundwork of Cognition
, 161-195. Cambridge:
Cambridge University Press.
16
Ellen, Roy F. 1977. Anatomical classification and the semiotics of the body. In
John Blacking (Ed.), The Anthropology of the Body, 343–373. London: Academic Press.
Gardner, Beatrice T. & Allen R. Gardner. 1971. Two-way communication with an
infant chimpanzee. In Allan M. Schrier & Fred Stollnitz (eds.), Behaviour of non-human primates
, vol. 4, 117–184. New York: Academic Press
Gibson, James J. 1982. Reasons for realism. In Edward Reed & Rebecca Jones
(eds.), Selected Essays of James J. Gibson. Hillsdale, NJ & London: Lawrence Erlbaum.
Goodman, Nelson. 1968. Languages of Art: an Approach to a Theory of Symbols.
Indianapolis & New York: Bobbs-Merrill.
Halverson, John. 1987. Art for art’s sake in the Paleolithic. Current Anthropology
28. 1, 63–89.
Hassler, Marianne. 1991. Testosterone and artistic talents. International Journal of
Neuroscience 56. 1–4, 25–38.
McBride, Glen. 1973. Comments on primate communication and the gestural
origins of language. Current Anthropology 14–15, 67–74.
Paget, Sir Richard. 1963. Human speech. London: Routledge & Kegan Paul.
Pfeiffer, John E. 1982. The creative explosion: an inquiry into the origin of art
and religion . New York: Harper and Row.
Pinker, Steven. 1994. The language instinct: how the mind creates language. New
York: William Morrow.
Popper, Karl R. 1984. Evolutionary epistemology. In: Jeffrey W. Pollard (ed.).
Evolutionary Theory: paths into the future . Chichester: John Wiley & Sons.
Premack, David. 1971. Language in chimpanzee? Science 172, 808–822.
Sonesson, Göran. 1989. Pictorial concepts. Inquiries into the semiotic heritage
and its relevance for the analyses of the visual world . Lund: Aris & Lund
University Press.
Sonesson, Göran. 1990. Bodily semiotics and the extension of man. In Eero
Tarasti (ed.), Center/Periphery in representations and institutions. Proceedings from the 3rd Annual Meeting and Congress of The International Semiotics Institute
, 185–210. 1992, Imatra: International Semiotics Institute.
17
Szathmary, Eörs. 2001. The origin of the human language faculty: The language
amoeba hypothesis. In: Jürgen Trabant & Sean Ward (eds.), New essays on origin of the language
, 41–51. New York: Moulton Gruyter.
Vaneechoutte, Mario & John R. Skoyles. 1998. The mimetic origin of language:
modern humans as musical primates. Journal of Mimetics and Evolutionary Models of Information Transmission
2.
Werner, Heinz. 1957. The concept of development from a comparative and
organismic point of view. In Dale B. Harris (ed.), The concept of development
. Minneapolis: University of Minnesota Press.
Werner, Heinz & Bernard Kaplan (eds.). 1984. Symbol formation: an organismic
developmental approach to language and the expression of thought .
Hillsdale, NJ & London: Lawrence Erlbaum.
Жилкина, Наталия В. 2004. Творчество как социокультурная константа.
Аналитика культурологии №1.
Жирмунский, Виктор М. 1979. Избранные труды. Сравнительное
литературоведение. Запад и Восток, 20. Л.
Лотман, Юрий М. 2002. Статьи по семиотике искусства. СПб.
Лотман, Юрий М. 1967. Тезисы к проблеме. Искусство в ряду моделирующих
систем. Ученые записки Тартуского Государственного Университета 198, 130-145.
Лукин, Олег В. 1999. Части речи в античной науке (логика, риторика,
грамматика). Вопросы языкознания 1, 131-141. М.
Реформатский, Александр А. 1999. Введение в языкознание. М.
Тейлор, Эдвард. 1989. Первобытная культура. М.
Хайдеггер, Мартин. 1991. Язык. СПб.
Шер, Яков А. 1990. К вопросу об истоках первобытного искусства. Проблемы
изучения наскальных изображений в СССР , 6-12. М.
Шовен, Реми. 1972. Поведение животных. М.
18
А
ННОТАЦИЯ
Целью данного исследования является описание нового метода изучения доречевого языка. Предлагаемый общефилософский подход построен на соответствии трех лингвистических категорий - существительных, глаголов и междометий по своим моторным и выразительным качествам трем основным видам искусства – графике (изобразительному искусству), движению (танцу) и звукам (музыке), и рассматривает подобное соотношение как обусловленное природой рецепторной системы человека. Метод объясняет природу феномена искусства и эстетики и позволяет провести хронологизацию важных культурных процессов. A
BSTRACT
The purpose of this paper is to present and describe a new method for studying pre-speech language. The suggested method is based on three linguistic categories - nouns, verbs, and interjections in their motor and expressive qualities - and their relation to the three basic forms of art - graphics (visual art), movement (dance), and sound (music). The study considers this correlation as caused by the nature of the human receptor system. This method explains the nature of art and the phenomenon of aesthetics and allows for the chronological arrangement of important cultural processes.
19


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем дипломную работу самостоятельно:
! Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
! Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
! Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
! Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
! Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
! Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.

Особенности дипломных работ:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике Для студентов педагогических специальностей.
по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией.
технических дипломов Для студентов технических специальностей.

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.

Другие популярные дипломные работы:

Дипломная работа Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби"
Дипломная работа Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Дипломная работа Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса
Дипломная работа Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края
Дипломная работа Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
Дипломная работа Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС"
Дипломная работа Разработка системы менеджмента качества на предприятии
Дипломная работа Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
Дипломная работа ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ»
Дипломная работа Психическая коммуникация

Сейчас смотрят :

Дипломная работа Управление персоналом отдела маркетинга предприятия
Дипломная работа Пути совершенствования организации транспортных перевозок
Дипломная работа Безопасность жизнедеятельности на производстве
Дипломная работа Организация и контроль налогообложения в бюджетных организациях
Дипломная работа Совершенствование системы подбора специалистов и служащих предприятия на примере ОАО "Белэлектромонтаж"
Дипломная работа Разработка эффективной структуры управления предприятия
Дипломная работа ТО и ТР автомобилей
Дипломная работа Уголовная ответственность несовершеннолетних
Дипломная работа Система управління витратами на підприємстві
Дипломная работа Учет материально-производственных запасов
Дипломная работа Группы красителей и основные технологии окрашивания волос
Дипломная работа Методы и средства экологической защиты атмосферы Москвы
Дипломная работа Влияния семьи на процесс формирования личности подростка
Дипломная работа Совершенствование операций коммерческих банков с пластиковыми картами
Дипломная работа Воспитание и обучение детей в ДОУ