Шпаргалка по предмету "Институциональная экономика"

Узнать цену работы по вашей теме


Содержание,особенности методологии и анализа, основные направления и место институциональной экономической теории в современной экономической науке. Эволюция институциональной теории.

Отличительными особенностями ИЭТ явл введение в эконом анализ институтов и учёт факторов неопределённости. ИТ зародилась на рубеже XIX-XX вв и в своём развитии прошла ряд этапов. 1)) (\\20-30е годы ХХвека) Торстейн Веблен(1898( 9))основоположник институционализма - «Теория праздного класса». Впервые вводит в научный оборот категорию «институт» и высказывает идеи о несоверш. рациональности индивидов. Он поставил в центр исследований не «рационального», а «живого» человека и попытался определить, чем диктуется его поведение на рынке. 2))В 30-е годы ХХв Джон Коммонс и Коуз вводят в научный оборот понятия «трансакция»(представляет из себя обмен правами собственности на ресурсы) и «трансакционные издержки»(сопровождают процесс любого эк взаимодействия,явления и тд). 3))Во 2-ой половине ХХв появляются и развиваются разработки неоинституционалистов:«Теория трансакционных издержек»(-происхождение фирмы,как иерархической эконом. организации. Коуз; -затратность трансакций;-эффективность эконом системы в целом,институциональных соглашений и структур управления, стимулы и предпочтения индивидов;-предпочтения институц механизмов и направлений деят-ти эк агентов);«Теория оптимального контракта»\«Теория контрактов»(-контракт-важнейший институт, регулирующий конкретное эконом взаимодействие в заданных институц рамках; -выбор оптимал. контракта определяется набором институц ограничений и характеристиками трансакции);«Теория прав собственности»(доказывает:-конфигурация прав собственности оказывает решающее влияние на эконом поведение, стимулы и мотивацию индивидов; -альтернативные системы прав собственности имеют свои преимуществаи ограничения\частная,гос и общая собст-ть) и др. Методология институционалистов предусматривала: 1) широкое использование описательно–статистического метода; 2)историко-генети-ческий метод; 3) как исходное – категорию института (со-вокупность правовых норм, обычаев, привычек). Осн уровни институц анализа: 1)макроуровень-институциональная среда - задаёт общие рамки и напрвления эк взаимодействия; 2)микроуровень-институц соглашения и структуры управления-задают конкретные рамки эконом. взаимодействия с учётом институциональных ограничений и возможностей; 3)индивид-3уровень предполагает использование методологического индивидуализма, в кач-ве осн инструмента анализа эк организаций, групп, форм, сообществ через исследование системы мотивации конкретного индивида. Зарождение институционализма. В начале XX века в связи с ростом монополизма, антитрестовской политикой ученые-экономисты США, отражая изменения в реалиях жизни, разработали ряд теорий, которые положили начало новому направлению экономической мысли - социально-институциональному или институционализму. Институционализм - в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории Институционализм - качественно новое направление экономической мысли, которое вобрало в себя лучшие теоретико-методологические достижения предшествующих школ экономической теории. Понятие «институт», лежащее в основе названия теории, рассматривается институционалистами в качестве первичного элемента движущей силы общества в экономике и вне ее. К «институтам» они относят самые разнообразные категории н явления - государство, семья, предпринимательство, монополии, предпринимательство, частная собственность, профсоюзы, религия, нравы, предопределяющие обычаи, привычки, этику, правовые решения, общественную психологию и главное - эволюцию экономики. В общем виде сценарии реформ состоят в неуклонном ускорении КТП и возрастании роли инженерно-технической интеллигенции. По убеждению Т. Веблена, интеллигенция, рабочие, техники и др. участники производства представляют сферу «индустрии» и преследуют цель оптимизации и повышения эффективности процесса производства. В результате реформ Т. Веблен предвидел установление нового порядка, при котором руководство промышленным производством страны будет передано специальному «совету техников» и «индустриальная система» перестанет служить интересам монополистов. Дж. Коммонс был убежден в необходимости создания такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло демонополизацию экономики. Средством смягчения циклических колебаний и достижение благоприятной экономической конъюнктуры должно, по мнению У. Митчелла, явится создание специального государственного планирующего органа. Планирование предполагалось не директивное, а рекомендательное, основанное на научном прогнозировании реальных и достижимых конечных целей. Т. Веблен (1857-1929 гг.) принадлежит к первому этапу в развитии институционализма, котор. получил название старой негативной школы (критическая направленность по отнош. к современной им капиталистич. системе). Веблен был основателем социально-психологического и технократического направления в инст-зме, т. е. ставил эк. процессы в зависимость от психологии и развития техники. В центре исследований Веблена не “рациональный”, а “живой” человек и попытки определить чем определяются поведение человека. “Экономический человек” - человек с независимыми предпочтениями, стремящийся к максимизации собственной выгоды и знающий в чем эта выгода. Появление термина “экономический человек” связывается с именем А. Смита. В. поставил под сомнение два положения классической школы:– положение о суверенитете потребителя;– положение о рациональности его поведения. Он доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающего их принимать неразумные решения. В. ввел понятие “престижное или показное потребление” (“эффект Веблена”). Делает вывод, что рыночную экономику характеризует не эффективность и целесообразность, а расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение производительности. Движущие мотивы человеческого поведения - не максимизация выгоды, а инстинкты: 1) родительское чувство (формирует облик экономики в целом) – т. е. инстинкт продолжения рода, заботы о потомстве. 2) инстинкт праздного любопытства – основа всех изобретений и открытий. 3) инстинкт мастерства – основа создания полезных благ, проявл-ся как вкус к хорошо сделанной работе, означает предрасположение чел-ка к эффективным действиям. 4) инстинкт соперничества – основа института частной собственности. 5) завистливое сравнение – играет важную определяющую роль в поведении людей, объясняет склонность к накоплению, «престижному потреблению». Праздный класс. Появление пр. кл. связано с излишком материальных благ. При капитализме пр. кл. находится на вершине своей эволюции. Главное противоречие капитализма - противоречие между “бизнесом” и “индустрией”, материальным производством и системой частного предпринимательства, направленной на получение прибыли.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.