Шпаргалка по предмету "Археология"

Узнать цену работы по вашей теме


Предмет и задачи археологии как учебной дисциплины

Археология изучает историю человечества путем исследования омертвленных, археологизированных остатков деятельности человека в прошлом, своего рода «немых» свидетелей истории. Археология последовательно занята поисками определенных археологических памятников, их исследованием (раскопками) и извлечением из полученных источников информации с помощью специфических приемов, процедуры лабораторных методов исследований. Конечный результат исследования в археологии — это реконструкция в той или иной мере исторических процессов, объектов и фактов. Объекты же изучения и процедура их исследования весьма специфичны, что делает археологию самостоятельной наукой. В археологии определенно выявляются два последовательных уровня познания прошлого: источниковедческий, связанный с процедурой получения археологических источников, и интерпретационный, осмысление полученных источников и исторические реконструкции на основе полученных данных. В археологии различают предмет и объект исследования. Под предметом современной археологии обычно понимают само древнее общество во всей его совокупности аспектов: материального, духовного, бытового, этногенетического, социального. Объекты же исследования — это прежде всего вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций. Иначе говоря, археология — это наука, изучающая историческое прошлое человечества в основном по вещественным источникам. В современной археологии существенны представления о хронологических рамках науки. Начало археологического интереса определяется появлением первых артефактов деятельности человека, примерно 2,5 млн. лет назад. Сложнее с конечной датой научного интереса. При этом общая тенденция ясна: чем глубже в историю проникает наш интерес, тем весомее, а в большинстве случаев просто ничем не заменима роль археологии. Многие археологии доводят науку до начала книгопечатания, когда сузились возможности вещественных источников. Однако в ряде стран сложилась так называемая «индустриальная археология», изучающая объекты XIX и XX вв., современный «культурный слой». Ясно, что без данных археологии невозможно понять мировую историю. Только представим на минуту, как бы выглядели наши знания по истории, не будь археологии. Мы ничего бы не знали о начальной4поре человеческой истории, о палеолите. Мы ничего бы не знали о послеледниковой эпохе мезолита и о неолите, о важных для человечества изобретениях тех далеких от нас эпох. Археология фиксирует крупные исторические события общечеловеческого масштаба, например, заселение в палеолите Американского континента и начало освоения Северной Америки и Японских островов; только археологические раскопки раскрыли принципиальное значение для человечества той колоссальной по своим последствиям революции в хозяйстве, которая началась на рубеже мезолита и неолита, привела к началу земледелия и скотоводства и плодами которой мы пользуемся до сих пор. Археологические материалы имеют большое значение для изучения ранних стадий развития производящего хозяйства на Переднем Востоке, юге Средней Азии и в Закавказье. Это дает представление о зонах первоначального земледелия и скотоводства, позволяет проследить процессы урбанизации, возникновения городской культуры и цивилизации. В эпоху бронзы Восточная Европа и Северная Азия были важной частью мировой истории. Здесь возникли металлургические центры, сформировались историко-культурные общности, имевшие прочные связи с Балканами, Передним Востоком, Западной Европой, Центральной Азией. Ничего бы этого мы не узнали, не будь археологии. А как бы выглядели наши знания по истории Древнего Востока и ранних цивилизаций Средиземноморья, древнегреческой и древнеримской истории без данных археологии? Ведь мы располагаем только отрывочными свидетельствами письменных источников, да еще со значительным налетом мифологии! История такой бы и была: мифологизированной, отрывочной и малопонятной для нас. Своеобразный культурно-исторический мир раннего железного века открыли археологи в степях Евразии и примыкающих к ним с юга горных долинах. Здесь возникла своеобразная цивилизация скотоводов — скифов, савроматов, саков и других древних народов евразийского степного пояса, сыгравших большую роль в мировой истории. С территорией Восточной Европы и Северной Азии связаны события Великого переселения народов, а также, частично или полностью, этногенетические процессы сложения и культурогенеза протоэтносов и крупных этносов древности и средневековья: урало-алтайцев и палеоазиатов, индоевропейцев и индоиранцев, финно-угров и тунгу-со-маньчжуров, славян, тюрок и других народов. Решение вопросов этногенеза также невозможно представить без археологии. Когда речь идет о древности и даже средневековье, то письменных источников почти всегда недостаточно, и во многих случаях по ним вообще бывает трудно восстановить ход событий. Так без археологических материалов просто невозможно было бы представить историю славян, России и ее соседей в средневековье. Значительные территории России, например, Сибирь, принадлежат к зонам бесписьменной истории. Археологические, этнографические, лингвистические и прочие материалы являются для этих территорий основными в изучении и реконструкции далекого прошлого. Археология России имеет свои традиции, свою специфику, которая не всегда и не во всем соответствует содержанию археологии в других странах. В русской и особенно советской археологии давно стало традицией выделение комплекса археологических материалов и признаков, характеризующих определенную археологическую культуру от древнекаменного века до средневековья. В ходе накопления материалов катастрофически возрастает и количество археологических культур. В настоящее время их число столь велико, что это становится определенным препятствием в изучении археологии. При этом надо учитывать, что понятие «археологическая культура» неодинаково для различных эпох. Так, для древнекаменного века археологическая культура — это определенный способ обработки каменных орудий труда, а для эпохи бронзы или раннего железа —это целый комплекс признаков, включающий особенности погребальных сооружений, обряда погребения, поселений и инвентаря. Для средневековья археологическая культура может быть связана даже с понятием этноса. Вместе с тем, господство в советской археологии культурологического взгляда, ставшего основным и единственным, не допускало развития других школ и направлений в науке, что имело негативные последствия. Односторонняя увлеченность выявлением археологических культур, вещеведением, привела к известному схематизму, потере интереса к исследованию крупных исторических событий, закономерностей исторического процесса в Евразии и отдельных макроприрод-ных зонах. Увлечение вещеведческими процедурами, анализом артефактов приводило зачастую к недооценке влияния геосреды на исторические процессы в макро- и микрозонах, к известной потере представления о том, что исторический процесс в археологии —это история взаимоотношений человеческих популяций с геосредой. Настоящая книга—учебник. Поэтому, приступая к изучению материала, полезно знать не только особенности, но и некоторые наиболее характерные недостатки отечественной археологии как части мировой науки. Приходится констатировлать характерный для отечественной археологии низкий уровень технического обеспечения экспедиций и лабораторий, отставание в уровне извлечения информации из археологических материалов. Следует отметить своеобразие научных публикаций по археологии, в которых значительное место занимают описания раскопок, публикация источников, а не результаты работы над ними. Отечественные археологи по сравнению с их зарубежными коллегами мало работали за рубежом. Интеграция науки стала характерным явлением нашего времени, к сожалению, она мало коснулась отечественной науки, что было прямо связано с закрытостью общества и недостаточностью ассигнований на археологию. 6Нельзя не отметить и еще одного существенного недостатка отечественной археологии. Это низкий уровень общественной значимости науки и роли ученых. Советские археологи работали по схеме: открыл памятники, провел раскопки, опубликовал полученные материалы. При этом формировалось характерное для тоталитарного идеологизированного общества безразличное отношение к самим памятникам археологии, которые в большинстве своем являются общечеловеческим культурно-историческим наследием. Хозяйственно-промышленный детерминизм привел к уничтожению большого количества ценнейших памятников. Археологические памятники в бывшем СССР плохо охранялись и использовались только в узконаучных целях. В результате в России практически нет музеефицированных археологических памятников, нет охраняемых археологических ландшафтов. Эти задачи предстоит решать нынешнему поколению студентов исторических факультетов. Учебник написан по материалам археологии России, государств Средней Азии, Кавказа, Прибалтики, а также Украины, Беларусии и Молдовы. Читатель скажет: ведь это же территории бывшего СССР! Совершенно верно. Но какое это имеет значение для археологического прошлого, когда не было ни СССР, ни стран, которые выделились из него. При этом следует обратить внимание на весьма важные обстоятельства. Во-первых, в географическом отношении — это Восточная Европа и Северная Азия, т. е. значительная часть Евразийского континента. В то же время эта территория состоит из нескольких макрозон: степная Евразия, лесная зона, своеобразные историко-географические зоны Средней Азии, Прибалтики или, скажем, Дальнего Востока, Кавказа. По ним можно было бы написать отдельные учебники археологии, но их, к сожалению, почти нет. Есть учебник по археологии Украины, Азербайджана, учебное пособие по археологии Дальнего Востока, Западной Сибири. Всю эту территорию можно охарактеризовать как зону русской археологии, имея в виду как дореволюционную, так и советскую науку. Это подразумевает и ведущую роль русских научных центров, оказавших влияние на создание собственных научных школ в регионах, и связь последних с русскими научными центрами, и то, что подавляющее большинство научных публикаций выходило на русском языке. Однако археологию Восточной Европы и Северной Азии невозможно рассматривать, замкнувшись даже в этих обширных границах. Это часть мировой археологии и истории, и поэтому по каждой археологической эпохе мы обращаемся к материлам зарубежной Азии, Европы, а иногда Африки и Америки. Такой подход позволяет глубже понять происходившие здесь исторические процессы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.