Шпаргалка по предмету "Психология"

Узнать цену работы по вашей теме


Билеты по теме "Общение"

.
ОБЩЕНИЕ — процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деянести: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, переживаниями и установками. Понятие общения используется и для характеристики специфики взаимодействия и общения между представителями различных этнических общностей (см. Культура общения). ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения. Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ — конкретные его характеристики, показывающие его единство и многообразие. Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего это семья и профессиональная группа, которые пользуются сложившимися культурно-историческими и профессиональными шаблонами поведения. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические и другие эталоны и стереотипы общения.
Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют сам этот процесс. Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т. п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению является очень упрощенным, ибо в условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них проступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.
Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.
СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ — описание процесса взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.
В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т. д. Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все этопроявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Такие своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. Они служатсредствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни. Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений содержания общения. Однако увлечение при этом лишь инструментальной стороной общения может нивелировать духовную сущность людей и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. Такая трактовка общения недопустима. В этом случае проблема человека уходит на дальний план и потом редко возвращается на должное место, либо решается по непродуктивным сценариям. Поэтому при неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на коммуникативную сферу и сферу взаимоотношений важно не потерять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других. Вот почему общение по своему содержанию является сложнейшей психологической деятельностью партнеров (см. также: Виды общения, Стороны общения, Функции общения). ВИДЫ ОБЩЕНИЯ — типологические составляющие, позволяющие правильно оценить его сущность, содержание и полноту проявления. Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.
Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель—продавец, учитель—ученик, начальник—подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции. Общение может быть доверительным и конфликт ным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность— существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия. Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией. А деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. Общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники). В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам. Императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения —принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения “начальник—подчиненный”, воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений. Манипулятивное общение — это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, “нужных”манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция “черной” и “серой”пропаганды. При этом владение и использование средств манипуля-тивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.
Объединенные вместе на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность. В свою очередь, диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.
КОММУНИКАЦИЯ —а) передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; б) линия или канал, соединяющие участников обмена информацией; в) взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; процесс передачи и приема информации. В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга; обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами. Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей: * наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (при этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности); * возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков;
* коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декоди-фикации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее); * возможность возникновения коммуникативных барьеров (в этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением). КОММУНИКАТИВНЫЕ СТИЛИ ОБЩЕНИЯ — это
способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения Обычно выделяют 10 таких стилей:
1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации); 2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения); 3) спорный (агрессивный или доказывающий);
4) успокаивающий (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника);
5) впечатляющий (стратегия, ориентированная на то, чтобы произвести впечатление);
6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения); 7) внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие); 8) воодушевленный (частое использование невербального поведения — контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т. д. ); 9) дружеский (тенденция открытого поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение); 10) открытый (представляющий стремление безбоязненно выражать свое мнение, чувства, эмоции, личностные аспекты своего Я).
КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ — совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Коммуникация массовая характеризуется, во-первых, рассредоточенностью аудиторией; во-вторых, наличием широкомасштабных коммуникативных процессов, осуществляющихся с помощью технических средств; в-третьих, передачей информации одновременно по различным каналам (книгопечатание, издание газет и журналов, радио- и телетрансляции); в-четвертых, принципиальной доступностью информации всем желающим. Анализ массовой коммуникации как “индустрии культуры” был дан известными теоретиками зарубежной психологии Т. Адорно и М. Хоркхаймером. Их концепция коммуникации массовой отразила негативное, критическое отношение к состоянию общественного сознания современного им общества, поэтому они обращали внимание не на позитивные результаты прогресса массовой коммуникации, играющие исключительно важную роль в демократических преобразованиях, а на использование информации для манипулирования сознанием. Большинство исследователей массовой коммуникации полагают, что ее характер и цели как орудия идейно-политической борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры, рекламы определяются социальной природой общества. КОММУНИКАЦИЯ МЕЖГРУППОВАЯ — взаимодействие людей, полностью детерминированное их принадлежностью к различным группам или категориям населения и независимое от их межличностных “вязей и индивидуальных предпочтений. КОММУНИКАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ —
а) передача информации, сообщений, сведений между представителями разных национальных общностей, имеющая как двусторонний, так и односторонний характер; б) процесс передачи информации посредством речи, языка или печатных, звуковых знаковых и иных систем; в) социально-психологические явления и процессы, возникающие в ходе непосредственного взаимодействия и общения людей различных национальностей. Различают три составные части межнациональной коммуникации. Первая — обмен информацией между представителями различных этнических общностей. Он зависит от активности субъектов общения, их национальных установок, от нравственного климата, образа жизни народов. Например, установившийся уровень доверия предполагает один уровень общения, недоверия— другой. Вторая часть межнациональной коммуникации —восприятие и понимание людьми различных национальностей друг друга, которые во многом зависят от закономерности общения и социально-психологических особенностей взаимодействия индивидов различных национально-этнических групп, а также от специфики проявления этнических стереотипов. КОММУНИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ — система внутриэтнических, внутринациональных связей и контактов. К. н. формировалась по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка, психологии и традиций этнической общности. Объективной основой национальной коммуникации является потребность в общении и связях в ходе экономического, политического развития нации, обмена культурными достижениями, продуктами и результатами труда. Существует тенденция: чем выше внутринациональная и внутригрупповая интеграция, тем заметнее достижения в экономике и культуре, более интенсивны социально-политические и внутригрупповые контакты и коммуникативные связи между людьми.
КОММУНИКАТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ — явления, характеризующие национальное своеобразие взаимодействия, общения и взаимоотношений представителей различных этнических общностей и групп. Они находят свое проявление во взглядах и внешних формах поведения, в специфических приемах и способах передачи и обмена информацией и т. д.
Функционирование и развитие коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей неразрывно связано с процессом формирования национального самосознания этноса, в содержании которого зафиксировано своеобразие национальных черт характера и поведения людей, их языка, культуры, национальных традиций, образа жизни.
СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ — выражает его управленческие способности и профессиональную компетентность, ведущие мотивы и ценностные ориентации, свойства интеллектуальной и коммуникативных сторон личности, общую культуру, нравственность и психологический такт.
Будучи формой передачи руководящих воздействий, стиль общения руководителя воплощает его властные полномочия по отношению к подчиненным. Успешность руководства, взаимоотношения в коллективе, авторитет руководителя находится в прямой зависимости от эффективности его стиля общения. К уровням стиля общения руководителя относятся личностный и ситуативный. Личностный уровень обусловлен устойчивыми коммуникативными чертами характера; ситуативный — детерминирует возможности выбора способов общения, нетипичных для руководителя, однако личностный уровень является ведущим. Различаются форма стиля общения и его структура. Под формой понимается совокупность особенностей поведения в ситуации. Структура стиля — это устойчивая, закономерная взаимосвязь внутренних и внешних компонентов, задающих качественную определенность и индивидуально-типологическое своеобразие стиля. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ — устойчивая совокупность личностных и социально-психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуются те или иные методы воздействия на группу (коллектив).
Стили руководства различают по признаку преобладания личных или групповых способов влияния на людей, входящих в организацию, подразделение, учреждение. Это — авторитарное управление: руководитель сам определяет групповые стили, сам принимает решения, на подчиненных воздействует, главным образом, приказом, распоряжениями, которые не подлежат обсуждению. Демократичное управление _ руководитель активизирует группу на общую разработку решений и коллективную их реализацию, организует систематический обмен информацией, мнениями, на подчиненных влияет убеждением, советами, доказатель-ствами. Либеральное (пассивное) управление — низкий уровень требований к подчиненным, при котором главные СПОСобы влияния на них выступают просьба, информация. Демократический стиль управления, справедливое отношение к подчиненным способтвуют формированию у них доброжелательности, готовности к сопереживанию и взаимной поддержке. Авторитарный стиль, грубость, пренебрежение достоинством людей порождают безразличие, безнравственность, жестокость.
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — служебное общение руководителя с подчиненными. Его цель —отдать распоряжение, посоветовать, получить информацию о выполнении задания, дать оценку исполненного. Управленческое общение определенные особенности:
• оно исходит из определенных целей и побуждений (необходимость ставить задачи, выдавать распорядительную информацию, предъявлять требования и т. д. ); • включает то или иное его поведение (речь, мимика, жесты и т. п. ), эмоции и чувства (симпатии, антипатии, удовлетворенность, огорчение и т д , познание (восприятие руководимых, мышление, воображение, представление), волю (выдержка, самообладание, саморегулирование), анализ результатов состоявшегося общения. Эти особенности в той или иной мере проявляются в групповом и индивидуальном управленческом общении руководителя. Вне общения невозможно организовать общую деятельность, обмениваться необходимой для ее успеха информацией. В процессе общения выражается отношение руководителя к руководимым, устанавливается взаимопонимание и эмоциональное единство, передаются по механизму внушения и подражания его психические состояния, готовность к сотворчеству. Инициатива в общении дает возможность руководителю влиять на решение ряда ближайших и отдаленных задач, обеспечивает соответствие своих воздействий как целям общей деятельности, так и настроениям, чувствам, ожиданиям подчиненных, создавать нужный морально-психологический климат, мобилизовывать их на активную и творческую деятельность, преодолевать неуверенность, пассивность, учитывать индивидуальные и другие особенности, воздействовать на взаимоотношения и развитие личности и коллектива, предупреждать конфликты.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО КОЛЛЕКТИВА — высокий уровень эффективности его совместной деятельности. Профессиональное мастерство коллектива основывается на индивидуальных и коллективных знаниях, навыках, умениях, качествах, установках, правильном восприятии и представлении всеми специалистами хода решения задач. Если же возникает неупорядоченность действий, отсутствует слаженность, нет ясного понимания места и роли каждого в общей работе, снижается эффективность коллективной деятельности. Всем специалистам коллектива нужно знать требования к взаимозависимой деятельности, к своему поведению при выполнении стоящих задач. Владея информацией, необходимой для быстрой оценки перемен в трудовой обстановке и собственной деятельности, коллектив сможет своевременно изменить свое поведение, найти выход из сложной ситуации, творчески решить задачу. Навыки коллективной деятельности — результат освоения норм, правил и условий успешного взаимодействия между специалистами, выполнения общей задачи. Это зафиксированные специалистами требования к темпу и ритму общей деятельности. Эти навыки обеспечивают синхронность, согласованность и эффективность работы всего коллектива. Коллективу нужны также навыки деловых и нравственных взаимоотношений, быстрого взаимопонимания. Умения коллективной деятельности заключаются в правильном использовании коллективом знаний и навыков, творческом применении средств профессиональной деятельности при выполнении задач в различных условиях. БАРЬЕР ОБЩЕНИЯ —психологическое состояние, переживаемое человеком как неадекватная пассивность, препятствующая общению. Он может возникать как в связи с эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и в связи с несовпадением смыслов высказываний, просьб, приказов и т. п. В состоянии субъекта при возникновении барьеров наблюдаются усиленные отрицательные переживания (например, переживание стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др. ).
В целом барьеры общения можно подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Например, человек, задержанный в грязной одежде, вследствие эстетического барьера заранее воспринимается как потенциальный правонарушитель, хотя, разумеется, за ним может и не быть никаких противоправных поступков.
Барьеры в общении связаны с предвзятостью и беспричинностью негативных установок, возникающих в ряде случаев по первому впечатлению. Отрицательные установки могут вводиться в опыт человека кем-то из людей. У застенчивых сильным препятствием в общении становятся ожидания непонимания или беспокойство о том, будет ли общение успешным. В отношениях людей разных поколений возникают барьеры возраста. Иногда человек сам создает себе препятствия в общении в силу своих неверных представлений о других людях (см. также Трудности общения, Барьеры коммуникации). БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ) — взаимонепонимание между людьми —представителями различных этнических общностей и культур, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различное смысловое значение и неодинаковое толкование в силу языковых различий, принадлежности к разным национальным культурам. Так, в некоторых восточных странах принято снимать обувь перед входом в жилище. В европейских же государствах, наоборот — гостя пропускают в дом в обуви. То же самое относится и к жестам. Движения головой, плечами, руками, походка, взгляд в однотипных ситуациях означают не одно и тоже. Например, во Франции, Турции, США, Италии и т. д. В связи с этим в новой национальной среде человек может попасть в пикантное положение. Так, для испанца прикосновение собеседника к мочке уха — оскорбление. Для грека таким же оскорблением будет поднятая рука с открытой ладонью в его сторону. Говоря“да”, грек, турок, болгарин будут поворачивать голову вправо и влево, что для большинства европейцев равнозначно “нет”. Африканцы и азиаты считают на пальцах не так, как это делают в Париже и Вашингтоне. Японец начинает с открытой руки, загибает большой палец на счет“один”, указательный — на счет “два”, и так далее. Когда все пальцы загнуты, начинается обратный процесс — отогнутый мизинец — “один”, безымянный палец — “два”.... Или другой жест, имеющий различные толкования: большой и указательный пальцы сложены в виде кольца. Для американца— это “о'кей”, для жителей французского Средиземноморья — “ноль” или “ничто”, для тунисца — “я тебя убью”, для токийца— “деньги”. Указательный палец, приложенный к виску, выражает глупость во Франции, ум — в Голландии. С точки зрения итальянца из Флоренции палец у века —проявление доброжелательности, а вот для испанца этот жест означает недоверие; француз же посчитает, что его принимают за лжеца.
БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ — это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать различные барьеры. Можно говорить о существовании барьеров понимания (непонимания), барьеров социально-культурных различий и барьеров отношения. Возникновение барьера понимания обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Например, он может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи информации — это так называемое фонетическое непонимание. Барьер фонетического непонимания порождается таким фактором, как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов. Существуют также семантические барьеры непонимания, связанные прежде всего с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Существует также и логический барьер непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Можно говорить о существовании “женской” и “мужской” психологической логики, о детской “логике” и т. д. Причиной непонимания могут служить барьеры социально-культурных различий. Это — социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.
Барьеры, отношения — это уже чисто психологические феномены, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента, к которым можно отнести возникновение чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, влияющим и на передаваемую информацию. Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер —это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками. ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — это письменная и устная речь, используемые в качестве знаковых систем. Письменная речь —это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает различных толкований предложений, поэтому ее и предпочитают в науке, деловых и юридических отношениях. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю. Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т. е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность. Например, одно и то же предложение допускает различные толкования. Преимущества устной речи проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, в условиях дефицита времени защищать свою честь и достоинство (см. также: Невербальные средства общения).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ —процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг мальных потребностей. Взаимная заинтересованность в удовлетворении аномальных потребностей сужает взаимодействие членов группировки рамками взаимодействия, сотрудничества в удовлетворении данной потребности. Как правило, в контакт не вовлечена вся структура личности, а лишь те ее стороны, которые связаны с аномальными потребностями. Проявление данного вида отношений— взаимное участие, помощь в удовлетворении аномальных потребностей, при поиске объектов потребности, взаимная стимуляция потребности. Членство в группировке, время ее существования, характер взаимоотношений всецело обусловлены возможностями и желанием удовлетворить общую для данных партнеров потребность. Каждое из описанных взаимоотношений людей отличается собственными функциями, глубиной вовлечения личности, критерием выбора партнеров, содержания отношений, их проявлением. Это дает основание считать их самостоятельными видами межличностных отношений.
ВИДЫ ВНУШЕНИЯ — типологические составляющие, позволяющие правильно оценить его сущность, содержание и полноту проявления. Внушение можно классифицировать по различным основаниям:
* по способу внушающего воздействия; ” по наличию средств воздействия; * по временному периоду между воздействием и ответной реакцией; * по длительности эффекта воздействия; * по содержанию воздействия.
Во-первых, по способу воздействия внушение может быть открытым или закрытым. Открытое (прямое) внушение — это внушение с конкретной, четко обозначенной целью. Например, людей призывают к совершению определенных действий. Открытое внушение отличается прямой направленностью на конкретный объект воздействия. Закрытое (косвенное) внушение характеризуется неявностью цели или не имеет прямой направленности на того, кто является истинным объектом воздействия.
Во-вторых, исходя из наличия средств воздействия внушение может быть контактным или дистантным. Контактное воздействие ведется в условиях непосредственного общения с объектом и имеет место, главным образом, во время индивидуальных и групповых бесед, митингов, собраний, вечеров вопросов и ответов, различных культурно-развлекательных мероприятий. Контактное воздействие считается наиболее эффективным, поскольку характеризуется наличием прямой обратной . связи с аудиторией, но не всегда может применяться. Дистантное воздействие осуществляется с помощью средств устной, печатной, радио и телепропаганды. В этом случае прямая обратная связь между субъектом и объектом внушающего воздействия затруднена или вообще исключена.
В-третьих, по временному соотношению между внушающим воздействием и ответной реакцией объекта различается непосредственное и отсроченное внушение. При непосредственном внушении ответная реакция объекта появляется сразу после восприятия внушающего воздействия. При отсроченном внушении между воздействием и ответной реакцией объекта существует тот или иной временной разрыв. У объекта создается установка на то, что внушение сработает в будущем.
В-четвертых, по длительности внушающее воздействие может быть кратковременным и длительным. Кратковременное внушение характеризуется небольшим периодом эффективности воздействия. Например, во время просмотра фильма ужасов люди могут в течение непродолжительного временного интервала испытывать чувство страха. Длительное внушение характеризуется сохранением воздействия в течение достаточно длительного времени. Наконец, в-пятых, по содержанию внушающее воздействие может быть неспецифическим и специфическим. Их конечная цель —своеобразное изменение поведения индивида или группы в соотв с целями психологического воздеиития
Под специфическим внушением понимается инициирование у людей конкретной мотивации с целью замещения у них существующих установок и вызова определенных поведенческих реакций. Например, распуская слухи о предстоящем ухудшении экономического положения в стране, можно заставить ее население беспорядочно скупать продукты в магазинах. Неспецифическим является внушение, при котором в соответствии с целями воздействия у его объекта инициируются определенные психические состояния. Так, можно использовать запугивание для активизации у людей состояний страха (паники), депрессии апатии (см. Способы и приемы внушающего воздействия). СТРУКТУРА УБЕЖДАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ —
сложное сочетание усилий, предпринимаемых для его осуществления, и условий, в которых оно ведется. Структура убеждающего воздействия включает: воздействие источника информации, воздействие содержания убеждающего воздействия, воздействие ситуации убеждающего воздействия. Источник информации. Практика психологического воздействия свидетельствует о том, что эффективность убеждения зависит от того, как его объект относятся к источнику информации. В роли источников информации могут выступать правительство, официальные органы, средства массовой информации, а также лица, пользующиеся доверием у объектов убеждающего воздействия. Чем авторитетнее источник информации, тем легче воспринимаются сведения, навязываемые от его имени. К числу приемов достижения доверия к источнику информации в настоящее время относят: создание имиджа “особой осведомленности” о событиях, которые могут замалчиваться официальными источниками информации в силу различных причин, что достигается передачей достоверных сведений, точность которых известна или может быть легко проверена; формирование имиджа “объективности, независимости и альтернативности”, что достигается цитированием документов, оценок экспертов, мнений очевидцев событий и т. д. Требования к содержанию убеждающего воздействия. Действенность содержания убеждающего воздействия зависит от многих факторов. Во-первых, она во многом определяется степенью доказательности и убедительности преподносимой информации. Доказательность основывается на логичности, научности, правдивости и непротиворечивости изложенного материала. Убедительность зависит в большей степени от учета присущих объекту воздействия установок, убеждений интересов и потребностей, его образа мышления и своеобразия языка. Доказательность не предполагает автоматическую убедительность. Только правильно выбранное логическое, эмоциональное и психологическое соотношение между ними может гарантировать эффективность воздействия того или иного информационного материала или всей пропаганды в целом. Ценность доказательности и убедительности измеряется тем, как изложенное содержание убеждающего воздействия воспринимается адресатами. Оно должно быть хорошо продумано и подготовлено логически, в соответствии с законами диалектической и формальной логики. Конкретное в содержании убеждающего воздействия усваивается лучше, чем абстрактное. Чем динамичнее сообщение, чем ярче и убедительнее предлагаемые для восприятия мысли, чем разнообразнее и убедительнее аргументация, тем легче, быстрее осмысливается и запоминается содержание убеждающего воздействия. Быстрее воспринимается та информация, которая лучше знакома объектам психологического воздействия. Эффективнее воздействуют на людей те аргументы и та информация, которые имеют для них субъективную значимость, основаны на бесспорных истинах, общем опыте и интересах. Лучше и быстрее впитывается то, что преподносится небольшими смысловыми частями. Эффективнее усваивается то, что эмоционально прочувствовано людьми, вызывает у них длительные положительные переживания. Продуктивнее запоминается тот материал, который преподносятся и излагаются в соответствии национальными традициями восприятия людей. При осуществлении убеждающего воздействия имеет значение даже тембр голоса, и предпочтение отдается тембру голоса средних тонов. Во-вторых, воздействие содержания убеждающего воздействия во многом зависит от того, как подобрана, построена и подана его аргументация. Убеждение ни в коем случае не может сводиться только к простому изложению информации и к последующему приведению доводов и доказательств в ее подтверждение, как этого требуют правила формальной логики. Чтобы убедить кого-то обычно используют три основные категории аргументов: • истинные факты (помещенная в содержание убеждающего воздействия неопровержимая информация либо подводит людей к правильной оценке, либо позволяют сделать такой же вывод самостоятельно); • аргументы, содержащие “позитивную”апелляцию к психологической удовлетворенности, которую дает принятие предлагаемой информации(характерным примером могут быть, например, рекламные материалы, гарантирующие качественное медицинское обслуживание и т. д. ); • аргументы, в которых заключена негативная апелляция, привлекающая внимание к отрицательным последствиям, которые могут возникнуть у адресата из-за неприятия предназначаемой для него информации (например, если вас убеждают во вредности конкретных отрицательных привычек). Нарезультативность усвоения содержания убеждающего воздействия немаловажное влияние оказывает очередность изложения аргументов. В частности, целесообразно располагать информацию, непосредственно ориентированную на изменение установки (“сильные аргументы”), перед любой другой, не связанной с решением этой задачи. Наиболее действенным способом является расположение “сильных аргументов” в середине содержания убеждающего воздействия (так называемая “пирамидальная модель” воздействия). А эффективность текстов с “сильными аргументами”в начале и в конце сообщения зависит от установок объекта психологического воздействия. Если он проявляет сильный интерес к теме сообщения, т. е. у него имеются по этому вопросу положительные установки, то более эффективным для воздействия на него является содержание убеждающего воздействия, в котором“сильные аргументы” содержатся в конце сообщения (так называемая “кульминационная модель” воздействия). Если же объект убеждающего воздействия относится к теме сообщения незаинтересованно, то более эффективным является расположение“сильных аргументов” в начале сообщения (так называемая “антикульминационная модель”), что обеспечивает его необходимый интерес. В-третьих, воздействие содержания убеждающего воздействия также зависит от того, какие призывы и лозунги в нем подобраны и как они подаются. Обычно используют: а) прямые призывы, которые содержат сильные прямые аргументы и используются, когда объекты психологического воздействия проявляют к ним интерес (прямые призывы способны эффективнее влиять на поведение людей, так как содержащиеся в них требования высказывается ясно, недвусмысленно и обычно правильно понимается объектом воздействия);
б) косвенные призывы, представляющие собой убеждения, которые основаны на применении намеков иди обещаний и которые склоняют к одобрению без раздумий (они используются в тех случаях, когда на людей влияют" случайные или благоприятствующие обстановке факторы и вызывают лишь кратковременную симпатию и одобрение);
в) призывы на основе конкретных примеров, обычно представляющие собой популяризацию или пропаганду конкретных действий других людей, которые уже последовали призывам (в этом случае сам призыв скрывается за показом тех преимуществ, которые получили лица, совершившие те или иные действия);
г) неопределенные призывы, побуждающие объект убеждающего воздействия самостоятельно задуматься над выводами, вытекающими из аргументации предназначенных для них информационно-пропагандистских материалов, хотя в их содержании и не содержится конкретных предложений предпринять те или иные действия.
Наконец, в-четвертых, эффективность убеждающего воздействия во многом зависит от правильно выбранной формы. Выбор последней (устная, печатная, радио-, теле-, кино и видеопропаганда) обуславливается целями и задачами психологического воздействия, конкретными условиями его осуществления и некоторыми другими факторами. Теле- и радиовещание, гарантируют высокую оперативность, легкость восприятия информации, что способствует эффективности убеждающего воздействия, однако возможности хранения такой информации крайне ограничены, и, следовательно, ее адресат не может вернуться к содержанию сообщения. Продукцию печатной пропаганды можно хранить длительное время, неоднократно изучать (что способствует лучшему запоминанию), передавать из рук в руки. Однако она значительно уступает в оперативности и является недоступной для неграмотных.
Характеристика ситуации убеждающего воздействия. Под ситуацией убеждающего воздействия обычно понимаются условия, в которых оно осуществляется, а также характер реакции объекта на восприятие его содержания. Ситуацию убеждающего воздействия делят на индивидуальную и массовую. Индивидуальная ситуация складывается тогда, когда убеждающее воздействие удается осуществить на какую-то конкретную аудиторию, психологические характеристики которой удается учитывать. Наличие или создание индивидуальной ситуации убеждающего воздействия, по мнению специалистов психологического воздействия, предполагает меньше формальностей, так как легче найти общий приемлемый стиль изложения информации, легче строить аргументацию, легче подобрать необходимую лексику и т. д.
Массовая ситуация имеет место тогда, когда убеждающее воздействие осуществляется одномоментно на многочисленные и разнообразные аудитории. В этом случае достичь высокой степени адресности убеждающего воздействия очень сложно. При этом приходится принимать во внимание следующие социально-психологические закономерности восприятия: • если ориентация слушателей совпадает с ориентацией убеждающего воздействия, то эффективность последнего выше; чем выше сходство позиций субъекта и объекта убеждающего воздействия, тем весомее и его результаты;
” убеждающее воздействие, содержащее сильные аргументы против какого-то мнения, которого придерживается адресат, более эффективно тогда, когда внимание объекта чем-то отвлечено (иллюстрациями в листовке, музыкальным сопровождением и различными шумами в радиопередаче или видеорядом в телепрограмме); • убеждающее воздействие становится максимально действенным, если его содержание и форма соответствуют социальным, возрастным и национальным особенностям людей. При этом специалисты психологического воздействия считают необходимым учитывать и своеобразие проявления эффектов “контрастной оценки далеко отстоящих позиций” и “ассимилятивной оценки далеко отстоящих взглядов”. В первом случае, если содержание убеждающего воздействия резко отличается от позиций его объекта, то появляются дополнительные трудности для его усвоения. Оно кажется совершенно неприемлемым для восприятия. Во втором случае, если содержание убеждающего воздействия незначительно отличается от взглядов адресата, то последний в силу закона ассимиляции часто отождествляет собственные позиции с содержанием убеждающего воздействия. МОДЕЛЬ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА —
составляющие компоненты (субъекты и объекты) общения. Обычно их пять: коммуникатор — сообщение (текст) — канал — аудитория (реципиент) — обратная связь. Коммуникатор — это тот, кто передает информацию. Можно выделить три позиции коммуникатора во коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение); отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к. специальным мерам, чтобы скрыть ее). Сообщение (текст)— это та информация, которая передается в процессе коммуникации. Информация как таковая может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения. Канал коммуникации — средства или пути, с помощью которых и по которым передается информация. Распространение информации в обществе проходит через своеобразный “фильтр доверия—недоверия”. Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная— принятой. Существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров (см. Вербальные средства общения; Невербальные средства общения). Совокупность этих средств называют фасцинаци-ей. Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и от отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение. Во-вторых, посланное им сообщение не остается неизменным — оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения. Аудитория (реципиент) — это те, кто воспринимает информацию. Они должны обладать такими коммуникативными навыками, как нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание — или внимательное молчание — применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим, а также тогда, когда цель общения со стороны говорящего — “излить душу”, эмоциональная разрядка. Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. Обратная связь — деятельность в интересах выработки общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем, которые обсуждаются в процессе коммуникативного общения. Содержание механизма ее проявления состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и помимо содержательных аспектов информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Прямая обратная связь — это открытый обмен информацией. Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. В ходе нее обычно используются различные риторические вопросы, насмешки, иронические за реакции. Коммуникатор в этом случае должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова же на самом деле его реакция и его отношение к коммуникатору. МОЗГОВОЙ ШТУРМ —условное название методики активизации группового поиска идей, решения проблемы.
Обстановка в процессе ее применения должна быть непринужденной, люди раскованными, никакой критики и тем более самокритики. Не должна проявляться иерархия отношений, все при “мозговом штурме” равны, мнение каждого считается ценным и обсуждается. В процессе “мозгового штурма”можно высказывать любые предположения, идеи, в том числе пародоксаль-ные и даже нереальные. Они ни в коем случае не должны отвергаться. Желательно, чтобы участники “штурма” были представителями разных профессий. “Мозговой штурм” должен проводиться под руководством специалиста, желательно, чтобы это был психолог. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ — общение посредством жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые. Невербальная коммуникация у различных народов имеет свои специфические характеристики (см. Коммуникация национальная). НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — это неречевые средства общения. Они нужны для того, чтобы: а) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; б) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать точно значения (за исключением некоторых жестов). Обычно они оказываются так или иначе скоординированными между собой и со словесными текстами. Совокупность этих средств можно сравнивать с симфоническим оркестром, а слово —с солистом на его фоне. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.
Невербальные средства общения делятся на: “ визуальные (кинесику — движения рук, ног, головы, туловища; направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица; позы, в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста); • кожные реакции (покраснение, появление пота);
• отражающие дистанцию (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); ” вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п. );
• акустические или звуковые (паралингвистические, т. е. связанные с речью —интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
• экстралингвистические, то есть не связанные с речью — смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, “шмыганье” носом и т. п. , • тактилъно-кинестезические (физическое воздействие — ведение слепого за руку, контактный танец и др. ; такесика —пожатие руки, хлопанье по плечу) и ольфак-торные (приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека). 1“ В. Г. Крысько 289
На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный {см. также: Вербальные средства общения). ТИПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ АКЦЕНТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ — достаточно точная классификация социально-психологических черт личности по эмоциональным, коммуникативным и другим характеристикам. Обычно к ним относят:
1. Демонстративный тип, для носителей которого характерно конфронтационное поведение, проявление таких социально-психологических качеств, как подозрительность, излишняя межличностная агрессивность и т. п. , являющихся причиной их вечного противостояния по отношению к другим людям и вызывающих ярко выраженную нелюбовь со стороны последних. Представители этого типа людей стремятся быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: скандалами, имитацией болезней, хвастовством, необычными увлечениями, ложью. Они легко забывают о своих неблаговидных поступках. Для них свойственна высокая приспособляемость к людям. 2. Педантичный тип отличается повышенной социальной ригидностью, постоянной направленностью личных пристрастий и ориентации, слабой способностью корректировать свое общественное поведение, добросовестностью, аккуратностью, серьезностью, надежностью в делах и в проявлении чувств. Для окружающих представители данного типа привлекательны своими добросовестностью, аккуратностью, серьезностью, надежностью в делах и отношениях. Но таким людям присущи и отталкивающие черты: формализм, “крючкотворство”, “занудливость”, стремление переложить принятие важного решения на других, навязчивость. 3. ДЛЯ “застревающего” пшии, людей инииитьеииы чреа-мерная стойкость сильных эмоциональных переживаний я склонность к формированию сверхценных идей, завы-, шенной самооценки своей личности по сравнению с другими. Они не могут забыть обид и “сводят счеты”со своими обидчиками. У них наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликте они чаще всего бывают активной стороной и четко определяют для себя круг врагов и друзей. Собеседникам нравится их стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие, устойчивые взгляды. Но в то же время у людей такого типа есть черты, которые отталкивают от них окружающих: обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревнивость, раздутое до фанатизма чувство справедливости.
4. Характерными чертами возбудимого типа людей являются повышенная социальная импульсивность, ослабленный контроль за своими эмоциями, побуждениями и действиями, которые приводят в окончательном итоге к конфликтам и трудностям в общении с другими людьми. У представителей этого типа проявляются повышенная раздражительность, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны и льстивость с услужливостью (как маскировка). Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева и жестокости, ослабленный контроль за своим поведением.
5. Представители интровертированного типа характеризуются малой общительностью и замкнутостью. Они обычно держатся в стороне от всех и вступают в общение с другими людьми в случае необходимости. Чаще всего они погружены в себя, свои собственные мысли. Им свойственна повышенная ранимость, но они ничего о себе не рассказывают и не делятся своими переживаниями. Даже к своим близким людям они
относятся холодно и сдержанно. Эти люди любят одиночество и предпочитают находиться скорее в уединении, чем в шумной кампании. В конфликты вступают редко, только при попытке других людей вторгнуться в их внутренний мир. У них сильно выражена эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким. Окружающим людям они нравятся сдержанностью, степенностью, обдуманностью поступков, наличием твердых убеждений и принципиальностью. Но упорное отстаивание своих нереальных интересов, взглядов и наличие своей точки зрения, резко отличающейся от мнения большинства, отталкивают от них людей. Навязчивость, бесцеремонность и грубость окружающих усиливают замкнутость представителей этого типа.
6. У представителей дистимичного типа людей наблюдается постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословие, пессимистичность. Эти люди тяготятся шумными обществами, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Они очень ценят тех людей, которые дружат с ними и склонны им подчиняться. Окружающим нравится в этих людях серьезность, высокая нравственность, добросовестность и справедливость. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, “отрыв от коллектива”, отталкивают окружающих от знакомства и дружбы с ними. Конфликты наблюдаются у них в ситуациях, которые требуют бурной деятельности. На этих людей смена привычного образа жизни оказывает отрицательное влияние. 7. Среди носителей тревожно боязливого типа людей постоянно встречаются индивиды, обычно слишком переоценивающие вероятность появления опасности со стороны социального окружения, имеющие склонность к излишним социальным переживаниям, робости и пугливости. Люди этого типа отличаются пониженным фоном настроения, робостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты вступают редко и играют в них пассивную роль. Окружающим нравятся их дружелюбие, самокритичность и исполнительность. Но боязливость, мнительность вследствие беззащитности этих людей часто превращают их в объект для шуток. 8. Для людей циклотимического типа свойственны циклически сменяющиеся периоды подъема и спада настроения, утомляющие их, делающие их поведение малопредсказуемым, противоречивым, приводящим к авантюрам. В период подъема настроения циклотимики настойчивы, энергичны. В период спада обостренно воспринимают неприятности, вплоть до самоубийства. Частые смены душевных состояний утомляют таких людей, делают их поведение неустойчивым, не поддающимся прогнозированию. 9. Гиперактивный тип характерен для людей со своеобразно акцентированным переживанием тревоги и счастья, частой сменой настроений (их быстрым переходом из одного в другое, из положительных в отрицательные), преувеличенным восприятием различного рода событий (например, проявлением восторга в связи с радостными событиями и отчаяния в случае неприятностей). Представители этого типа очень энергичны, самостоятельны, стремятся к лидерству, риску, авантюрам. Они не реагирует на замечания, у них отсутствует самокритичность. Окружающим людям в них не нравятся: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным на них обязанностям, излишняя раздражительность. 10. Эмотивный тип свойственен чувствительным и впечатлительным людям, чьи настроения отличаются особой глубиной проявления, “тонкостью” протекания эмоций и чувств, а социальные интересы акцентируются прежде всего на повышенном внимании к духовным сторонам общественной жизни. Представители этого типа чрезмерно ранимы и глубоко переживают малейшие неприятности. Они излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, предпочитают узкий круг друзей и близких им людей и единомышленников. Обиды они не выплескивает наружу, а скрывают их в себе. Окружающим нравится их альтруизм, сострадание, жалость, выражение радости по поводу чужих удач. Эти люди очень исполнительны и имеют высокое чувство долга. 11. Для представителей экзальтированного типа свойственны очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенная отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости. Такие черты, как альтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств и привязанность к друзьям, нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшими их качествами.
12. Люди конформного типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости. Обычно они не имеют своего мнения и очень несамостоятельны, стремятся быть как все и не выделяться “из толпы”. Эти люди неорганизованны и предпочитают подчиняться, в общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим. Окружающим в этих людях нравится их готовность выслушать “исповедь” другого, исполнительность. Но в то же время это люди “без царя в голове”, подвержены чужому влиянию. Они не обдумывают свои поступки и имеют большую страсть к развлечениям. Конфликты возможны в ситуации вынужденного одиночества, бесконтрольности (см. также: Акцентуация характера). СУЩНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ — главные проявления его содержания. В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение друг к другу. Отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром и другими людьми. Даже безразличие к кому-либо, чему-либо является отношением. Иначе говоря, отношение —атрибут любой связи человека: непосредственной и опосредованной, физической и идеальной.
Понятие “отношение”выступает базовой категорией психологической науки. Оно находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями. Через отношение определяется система потребностей, мотивов, влечений человека. В этом случае отношение выступает индикатором и средством выражения, объективизации всех действий человека. Отношение, таким образом, — это социализированная связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, его связь с окружающей действительностью и сознанием.
Категория “отношения”может рассматриваться и как готовность к определенному взаимодействию и как реально действующая связь в рамках“субъект—объект”, “субъект—субъект”. В первом случае понятие “отношение” сливается с понятием установки как готовности к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия следующих условий: от потребности, актуально проявляющейся у человека, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Готовность в этом случае понимается только как возможность раскрытия связи. Отношения же человека представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личностный опыт и внутренне определяет его действия и переживания. Отношения в рамках “субъект—объект” и “субъект— субъект”не являются идентичными. Так, общим для одной и другой связи выступает, например, активность (или выраженность) отношения, модальность (положительная, отрицательная, нейтральная), широта, устойчивость и т. д. Вместе с тем существенным различием отношений в рамках субъект—объектной и субъект— субъектной связи являются однонаправленность и взаимность отношений. Только при условии наличия взаимности отношений возможно образование “совокупного фонда”общего и нового межсубъектного образования (мыслей, чувств, действий). Когда трудно сказать, где свое, а где чужое, и то и другое становится нашим. Субъект—субъектные отношения характеризуются как постоянной взаимностью, так и изменчивостью, что обусловливается активностью не только одной из сторон, как это имеет место при субъект—объектных отношениях, где устойчивость больше зависит от субъекта, чем от объекта (см. также: Межличностные отношения (взаимоотношения) людей; Виды межличностных отношений). ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ — проблемы, возникающие в его процессе.
Они часто препятствуют достижению индивидом целей в общении и могут меняться в зависимости от обстоятельств. Например, неразговорчивость человека может мешать ему в установлении первого контакта при знакомстве, но на более поздних этапах воспринимается как проявление его индивидуальности, не мешающее, не препятствующее взаимопониманию. Со стороны личности трудности общения могут возникать в связи с мотивами общения. Если человек испытывает потребность в самоутверждении, то отсутствие со стороны другого реакции, признающей его первенство, будет раздражать и создавать препятствия в виде появления состояния определенной напряженности, возникающей между партнерами. Это зависит и от их ролевого положения. Например, известно, что руководители больше ориентируются на нормативы, стандарты, директивные указания, в то время как подчиненные больше ориентированы на взаимопонимание. Несовпадение этих ориентации приводит к неудовлетворенности в общении. Особую группу трудностей общения составляют нарушения стратегий, заранее разработанных участниками. Так, неожиданная форма контакта, несовпадение ожидаемого поведения с реальными действиями партнера по общению могут привести к полной растерянности. Недостаточная ориентировка в условиях и содержании общения может приводить ведет и к психическому перенапряжению, в результате чего взаимодействие сторон рискует окончиться конфликтом. Эту же группу трудностей составляют проблемы социальной перцепции.
Стереотипы восприятия, предвзятость и предубеждения, негативные установки партнеров по отношению друг к другу, несовпадение ценностных ориентации на уровне базовых социальных установок, смысловых пластов сознания и формальное подведение образа другого под категории (плохой—хороший, надежный—ненадежный и т. п. ) существенно искажают представление людей друг о друге и вызывают негативные реакции во время встреч, бесед, переговоров, возбуждают недоверие и снижают эффективность установления отношений.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ —особый процесс взаимонаправленных ответных действий индивидов, служащих интересам поддержания последующих взаимных контактов, в ходе которого осуществляется намеренное или ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережиты. Можно выделить три основных функции обратной связи. Она выступает обычно: 1) регулятором поведения и действий человека; 2) регулятором межличностных отношений; 3) источником самопознания.
Обратная связь бывает разных видов, и каждый ее вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений. Обратная связь может быть: ” вербальной (передаваемой в виде речевого сообщения);
* невербальной, то есть осуществляемой посредством мимики, позы, интонации голоса и т. д. ;
* выраженной в форме действия, ориентированного • на проявление, показ другому человеку понимания, одобрения и выраженного в совместной активности.
Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени, она может быть ярко эмоционально окрашена и передаваться человеком другому как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций. В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Неумение использовать обратную связь существенно затрудняет взаимодействие людей, снижая его эффективность.
Благодаря обратной связи в ходе взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свое состояние, эмоции, поступки и действия в соответствие с развертывающимся процессом взаимоотношений


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.