Шпаргалка по предмету "Обществознание"

Узнать цену работы по вашей теме


Человек в системе рыночных отношений

Без людей не может быть никакой экономики. Экономика возниклавместе с человеком и развивается для человека, оказывая влияние на развитиечеловеческой личности. Экономика — порождение и результат сознательного воздействиячеловека на природу во имя получения средств существования. Часто говорят,что экономика — взаимодействие человека с окружающей средой в интересахразвития человека и общества в целом. В условиях рыночных отношений человек выступает как собственникопределенных материальных и интеллектуальных объектов, личной рабочей силы.Человек может быть предпринимателем, распоряжаться получаемой прибылью пособственному усмотрению, а может успешно управлять чужой собственностью,быть управляющим, менеджером либо эффективным наемным работником. Именновступив на путь рыночного развития, государство обеспечивает своим гражданаммножественные возможности проявить свои способности. Выходит, рынок похожна общество всеобщего благоденствия? Это не совсем так. В ходе рыночных преобразований в нашей стране резко разграничилисьуровни доходов наиболее богатой и беднейшей части населения, разница в доходахсоставила сотни и тысячи раз. При этом образовались как бы два полюса —богатых и бедных, а вот средний класс — основа эффективного рыночного хозяйства,пока формируется медленно. Более того, рыночные отношения породили значительноечисло граждан страны, лишенных жилья, социально незащищенных, множествобездомных детей, в том числе имеющих родителей. В стране стала привычнойбезработица (согласно официальной статистике — до 10% трудоспособного населенияв ряде регионов), особенно в сельскохозяйственных районах, местах, неблагоприятныхдля проживания людей по климатическим условиям. Росту безработицы способствуетмиграция в Россию населения из республик бывшего СССР, где русскоязычноенаселение не может найти применение своему труду. К началу XXI века лишь три-пять процентов населения страны,«оседлавших» сырьевые и финансовые потоки, имеют доходы, позволяющиеим ощущать себя если не всесильными магнатами, то уж точно людьми, навсегдазабывшими, что такое бытовые материальные трудности и денежные проблемы.«Средний класс» (порядка 20% населения) представляют в нынешнихусловиях не инженеры, офицеры, врачи, учителя, научные работники, средниепредприниматели, высококвалифицированные рабочие и фермеры (как это принятово многих развитых странах), а работники сферы обслуживания, развлекательныхуслуг, чиновники и разного рода рантье, живущие на доход от вложенного капитала.Остальные 75% населения —люди, живущие на уровне простого воспроизводстварабочей силы. Подобное положение привело к тому, что затруднен доступ неимущихслоев населения к образованию, количественно сократилось трудоспособноенаселение, не менее миллиона человек за десять лет эмигрировало из России,причем значительную часть этой эмиграции составили образованные люди, преждезанятые интеллектуальной деятельностью. Выделяют следующие причины неравенства доходов: различиев способностях, образовательном /ровне, количество собственности зо владении(в том числе полученной в ходе приватизации в начале 1990-х гг.), положениена рынке труда (в том числе дискриминация), эазличие в производительностигруда в разных отраслях и, конечно, удача,везение. Рыночная среда породила и множественность случаев жульничества,мошенничества, на пути которых должно стоять (а пока действует в недостаточноймере)запретительное законодательство. Ситуации строительства «финансовыхпирамид», умышленного банкротства предприятий и банков традиционноприсущи рыночной экономике, в переходный период они проявляются наиболеечасто и болезненно для многих граждан. Неравенство в доходах существует в любой экономической системе,но лишь при превышении определенной границы оно приводит к социальным взрывам.Вот почему мы наблюдаем новое для нашей страны явление — забастовки. Занесколько недавних лет бастовали шахтеры, авиадиспетчеры, даже учителя иврачи; заработная плата работников бюджетной сферы существенно ниже оплатытруда в негосударственном секторе экономики. И это неравенство ведет к разнымвозможностям в потреблении благ: семья с низким доходом не может дать хорошееобразование детям, не обеспечит им достойную профессию, не говоря уже онесравнимых возможностях в повседневных нуждах — в одежде и питании. Что же, надо вернуться к идее равных доходов, к «уравниловке»?Ни в коей мере, ведь равенство доходов подрывает интерес, стимулы к трудовойдеятельности, негативно отражается на развитии экономики в целом. Должныбыть лишь исполнены требования социальной справедливости, в рамках которыхльготные социальные блага выдаются лишь тем, кто в них реально нуждается,большие налоги уплачиваются с больших доходов, а ряд социальных благ делаетсяобщедоступным, бесплатным. Важным оказывается активное вовлечение работника в дела предприятия,на котором он трудится, его личная заинтересованность в повышении качестватруда. Приватизация собственности сама по себе не обеспечивает эффективноевключение человека в рыночные отношения. Привлечение работника к управлениюпредприятием способствует этому процессу, снижает отчуждение человека отсредств и результатов труда. В этом значительную роль играет повышение квалификацииработников, о чем должен заботиться в первую очередь работодатель. Существенным фактором появления уверенности в завтрашнемдне многих граждан связано с так называемым эффектом богатства, когда человекимеет возможность получать доход из нескольких источников. Например, возможностьпомещения свободных денежных средств в надежные банки с целью получениядополнительного дохода или игра на бирже делает поведение человека в рыночныхусловиях планируемым, предсказуемым, стабильным.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.