Шпаргалка по предмету "Литература"

Узнать цену работы по вашей теме


Повести «Бэла» и «Тамань» в раскрытии образа Печорина.

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова формировалось в период жестокой реакции, наступившей после провала выступления декабристов. Лермонтов — это представитель светской молодежи 30-х годов XIX века. Это поколение жило в бездействии, смирившись с действительностью, но сам поэт, в отличие от своих современников, не мог принять ее. На протяжении всего своего творчества Лермонтов пытается найти героя, способного на действие, на значительный поступок, но не видит такого человека рядим с собой: люди не интересовались ничем, кроме своих собственных дел (карьера, богатство). Именно безразличие ко всему, царящее среди молодежи 30-х годов XIX века, и заставляет писателя искать причину этого явления в психологии людей. Логическим завершением творчества Михаила Юрьевича Лермонтова стал роман «Герой нашего времени», написанный в 1837-1840 годах. Это произведение является первым социально-психологическим романом в русской литературе. При его написании основной целью автора было исследовать душу современного ему человека и влияние общества на формирование этой души. Главным героем романа является Печорин. Именно вокруг его личности и строится вся композиция произведения. Она достаточно сложна: роман состоит из пяти отдельных, самостоятельных повестей, связующим звеном которых является герой, остальные же герои, события и даже повествователи не имеют ничего общего. Этот прием был использован Лермонтовым, чтобы с разных сторон и под разными углами раскрыть характер Печорина. Образ раскрывается постепенно, от внешнего к внутреннему, от поступков к ощущениям. Постепенное раскрытие характера героя достигается Лермонтовым благодаря применению им своего любимого композиционного приема: в романе в повествование неизвестного автора встроен рассказ Максима Максимыча, а временами и на равных появляется еще и рассказ Печорина, то есть характер показан сначала глазами посторонних людей, а потом глазами самого героя. Наиболее важными в этом отношении являются повести «Бэла» и «Тамань», так как первая, с которой и начинается весь роман, дает нам лишь общее представление о герое, поскольку повествование идет от лица Максима Максимыча — человека необразованного и неспособного к глубокому анализу, а во второй (повесть «Тамань» — это третья повесть в романе) события излагаются уже самим героем, то есть перед читателем предстает внутренний мир героя. В повести «Бэла» Печорин показан как типичный представитель светского общества. Это особенно ярко выражается благодаря противопоставлению героя горцам — «детям природы». Бэла, Казбич, Азамат живут в гармонии со средой, чего очень не хватает Печорину. В повести образ героя выглядит малопривлекательно, так как Максим Максимыч просто излагает факты, не давая им никакой оценки, поэтому герой предстает безжалостным и черствым человеком. И это неудивительно, ведь Печорин похищает Бэлу, не задумываясь о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного дома. Такой поступок может быть оправдан лишь очень сильной любовью, а Печорин не испытывает ее. Он говорит Максим Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни... мне с нею скучно». Герою безразличны чувства других, его отношение к любви, показанное в повести, служит доказательством этому. Если судить о Печорине по первой повести, — это чудовище, но Лермонтов заставляет читателя посмотреть на героя с другой стороны, его собственными глазами, и в новелле «Тамань» повествование переходит уже к самому Печорину. Именно в ней появляется полный и четкий психологический портрет героя. Однако повесть «Тамань» — это самое романтическое место во всем произведении. События, описанные Печориным, очень интересны, хотя он играет в них второстепенную роль; все же герой раскрывается как человек, в котором осталось довольно много романтического. Печорина необыкновенно влечет та свобода, которую олицетворяет Янко, ундина, слепой мальчик... Они живут в единстве со стихией, с морем, но вне всякого закона. Это, безусловно, привлекает Печорина, и его поступки тоже становятся несколько безрассудными, например, поехать кататься на лодке, не умея плавать. Но этот мир не для него. Печорин чужой там. В «Тамани» существует также и другой мир— мир обыденной провинциальной жизни. К нему принадлежат урядник, десятник и так далее. Они являются воплощением старого несвободного мира, который вызывает у Печорина лишь отвращение своей убогостью. В результате герой оказывается чужим и в мире романтизма, и в мире реализма. Печорин нигде не может найти себе пристанища. Повесть «Тамань» не является кульминационным моментом в романе, но именно в ней начинает раскрываться внутренний мир героя. Печорин рассказывает о себе искренне и без жеманства, давая строгую оценку себе и своим поступкам. В повестях «Тамань» и «Бэла» читатель еще не видит полного раскрытия образа, но в них герой как бы представляется публике сначала с внешней, а потом и с внутренней сторон. Обе повести также обладают некоторыми романтическими элементами, которые показывают и подчеркивают несовместимость героя с романтизмом. В своем романе «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов внимательно исследует историю «души человеческой». Пытаясь найти причины духовного упадка молодежи 30-х годов XIX века, он рисует портрет «героя этого времени». Раскрывая его характер с разных сторон, используя для этого такой художественный прием, как составление одното большого произведения из отдельных повестей, каждая из которых призвана выполнить свою определенную роль в раскрытии образа главного героя.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.