Шпаргалка по предмету "Юридическая психология"

Узнать цену работы по вашей теме


Психологическая характеристика проведении опознания. Цели психологической подготовки опознающего. Психологические особенности восприятия человека человеком. Опознавательные признаки и их характеристика. Психологическая природа ошибок при опознании.

В ходе опознания в специально регламентированном процессуальным законом порядке определенное лицо, ранее допрошенное по данным фактам следователем, опознает живого человека, труп, предмет или их фотографическое изображение. За редким исключением объект, интере­сующий следствие, должен быть предъявлен для опознания в группе с другими однородными объектами в количестве не менее трех. О результатах опознания составляется специальный протокол. С психологической точки зрения опознание представляет собой след­ственное действие, при котором лицо сравнивает предъявляемые ему объекты, сопоставляет их с мысленными образами объектов, восприня­тых им ранее - в момент совершения преступления, и на этой основе приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии. Опознание, если иметь в виду его психологическое содержание, состоит из двух стадий: 1) подготовительной (предварительный допрос об обстоятельст­вах, при которых опознающие ранее воспринимали определенное лицо либо предмет, и об особенностях, предметах, по которым они могут их опознать) и 2) основной (само опознание). В связи с тем, что психологи­ческие закономерности опознания начинают действовать уже в подгото­вительной стадии, целесообразно начать рассмотрение именно с нее. В процессе допроса, предшествующего опознанию следует учитывать психофизиологические особенности опознающего, психологическую ха­рактеристику его состояния в момент восприятия, а также физические особенности и признаки воспринятых им объектов. Человек воспринимает какие-либо объекты (других людей, животных, вещи, предметы), сохраня­ет в памяти их мысленные образы, а затем при предъявлении аналогичных объектов сопоставляет их с имеющимися у него образами. В конечном счете процесс сводится к сравнению образа объекта, хранящегося в памяти опознающего, с объектами, предъявляемыми следствием. Вывод, который получается в результате такого сравнения, сообщается следователю. При подготовке и проведении опознания нужно учитывать ряд объек­тивных и субъективных факторов. К объективным относятся условия, при которых происходило восприятие, характеристика воспринимаемых объектов. Очевидно, что расстояние, условие освещения, продолжи­тельность наблюдения, время, прошедшее с момента восприятия до предъявления на опознание, могут оказать значительное воздействие на его результаты. Так, восприятие свидетелем преступника, находившего­ся от него на значительном удалении, ночью, на плохо освещенной улице, в течение очень непродолжительного времени уменьшает воз­можность его последующего опознания. Вот почему на допросе, пред­шествующем опознанию, необходимо выяснить, при каких условиях происходило восприятие. Значительное влияние на опознание оказывает длительность первич­ного восприятия: видел преступника один раз в течение короткого отрезка времени, общался с ним более продолжительное время, видел его неоднократно. Если потерпевшие, свидетели хорошо знают преступ­ника, опознание не нужно вовсе. В немалой степени психология опознания определяется особенностя­ми личности опознающего, его отношением к событию преступления и правонарушителю, психологическим состоянием, в котором он нахо­дится. Это может быть потрясение, гнев, отвращение, стыд, растерян­ность, ненависть и т. п. Эмоциональные переживания нередко сочета­ются с готовностью помочь следствию, в частности изобличить преступ­ника. Бывает, что опознающий боится мести преступника, его соучаст­ников, родственников, друзей. Опознающий может испытывать жалость к преступнику (особенно несовершеннолетнему, престарелому) в связи с его арестом, осуждени­ем, суровым наказанием в случае изобличения. Возможно и опасение ошибки при опознании. Сам процесс восприятия и последующие результаты опознания оп­ределяются и особенностями воспринимаемых объектов. Анализ следст­венной практики показывает, что чаще всего объектом опознания явля­ется человек. При этом он может восприниматься непосредственно или опосредованно, в целом или по отдельным признакам (например, сви­детель не видел преступника, а только слышал его голос). В ситуациях, связанных с совершением преступления, свидетели, потерпевшие вос­принимают обычно внешность преступника, его физические, возраст­ные, национальные особенности. При необходимости вспомнить и опи­сать воспринятое за основу берутся далеко не все, а лишь отдельные, так называемые опорные признаки: возраст, рост, телосложение, черты лица, движения, речь. На практике наблюдатель чаще всего запоминает форму лица, носа, величину и форму лба, бровей, рта, губ, подбородка, цвет глаз*. Нередко потерпевшие, свидетели воспринимают и запоминают пре­ступника по таким признакам его внешнего облика, как особенности одежды, прическа, украшения, которые, строго говоря, не относятся к физическим признакам человека. При восприятии и последующем опознании наибольшую ценность имеет восприятие индивидуальных признаков человека, его особых при­мет. Так, сообщение на допросе о том, что преступник имеет на лице характерный шрам, будет способствовать его розыску и опознанию. Психологическая характеристика предъявления для опознания осно­вана на анализе двух основных процессов: усвоение отличительных признаков определенного объекта и использование данных признаков для выделения этого объекта из других, ему подобных. Первый процесс психологи называют формирующим и относят его к стадии усвоения, второй - опознавательный - они относят к стадии распознавания*. Первая стадия в основном доследственная. Усвоение отличительных признаков завершается созданием мысленного образа человека или предмета, который лишь позднее будет представлять интерес для следст­вия. Вторая целиком входит в содержание рассматриваемого следствен­ного действия, но не исчерпывает его. Действие указанных выше объективных и субъективных факторов весьма желательно выявлять еще перед допросом лица, которому впо­следствии предстоит участвовать в опознании, с тем чтобы все нежела­тельные воздействия указанных факторов были своевременно учтены следователем. Восприятие, на основе которого строится в последующем опознание, зависит от самых различных личностных качеств. Так, возраст потерпев­шего, свидетеля способен оказать влияние на восприятие и оценку ими признаков другого лица. Несовершеннолетние и особенно малолетние вследствие недостаточного жизненного опыта многие признаки взрослого человека оценивают неверно. Например, ребенок любого взрослого чело­века считает высоким; молодые люди нередко людей, которые значитель­но старше их (на 20-25 лет), называют старыми. Напротив, пожилые люди зачастую преуменьшают возраст людей, которые их моложе. В пока­заниях пожилых лица 30-40 лет именуются «молодыми людьми»*. Говоря о возрасте, следует иметь в виду, что он по сравнению с дру­гими признаками внешности человека труднее поддается точному уста­новлению. Чем моложе человек, тем выше точность определения его возраста. Наибольшая точность достигается в тех случаях, когда опоз­наваемый не старше 25 лет. Впечатление о возрасте зависит от различ­ных обстоятельств. Так, ношение старомодных очков и одежды, бо­лезнь, усталость, плохое настроение как бы увеличивают возраст. На правильное определение возраста человека могут оказывать влияние такие психологические иллюзии, как контраст и подравнивание. Если очевидец воспринимает двух людей разного возраста, то в показаниях они, как правило, фигурируют как «старый» и "молодой", хотя дей­ствительная разница в возрасте может быть и незначительной. При восприятии группы лиц примерно одного возраста отдельные члены группы как бы подравниваются под средний возраст группы. Может происходить подравнивание возраста под оформление внешности. Од­нако действие иллюзии подравнивания имеет свои пределы, после кото­рых снова начинает действовать иллюзия контраста. Человек средних лет в группе пожилых людей будет восприниматься значительно моложе своего возраста. Ношение пожилым человеком одежды, характерной для молодых людей, будет еще больше подчеркивать его возраст*. Описание и оценка признаков другого человека обусловлены и ины­ми индивидуальными особенностями опознающих. Замечено, напри­мер, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличивать рост других людей, и наоборот. Следственной практике известно много случаев, когда потерпевший или свидетель называли преступника высо­ким, в то время как он был среднего роста. По этой же причине возникают отклонения при описании роста и телосложения нескольких участников расследуемого события. Если, предположим, грабителей было двое, из которых один худой, а другой средней комплекции, то второго зачастую называют толстым. Причем это происходит не только в силу стремления более ярко обозначить каждого, но и в силу известного явления контраста. Одежда (расцветка, фасон) меняет впечатление о фигуре. Что же касается цветов, то обилие неточностей в этой части показаний давно уже привлекло внимание психологов. Немаловажное значение при восприятии и опознании предмета име­ют возраст, жизненный и профессиональный опыт, интересы, знания опознающего. Дети обычно путано, с ошибками рассказывают о при­знаках одежды, не разбираются в названиях цветных тонов, не умеют определить размера, расстояния. Портной, как правило, сможет дать обстоятельную характеристику особенностей одежды наблюдаемого че­ловека; фотограф, художник - определить черты внешности; механик, водитель - марку, модель, другие данные автомашины и т. д. Психологическими исследованиями установлено, что на качество и количество воспринимаемых, а затем используемых при опознании признаков существенное влияние оказывает общая социальная актив­ность личности, ее социальный опыт. Опознание, как и все мыслитель­ные задачи, зависит от интереса, проявляемой при этом психической активности. Однако возможность его реализации зависит, кроме того, от типа памяти, времени, прошедшего с момента восприятия объекта до момента его опознания. В восприятии облика человека на первый план выступают те особенности его внешности, которые приобретают для воспринимающего наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информацию о свойствах, намерениях и действиях этого человека, либо по объективным причинам доминируют в его облике. В психологической литературе имеют­ся данные, подтверждающие, что наибольшую информативную нагрузку несут признаки внешности и их-то чаше всего выделяют, воссоздавая образ воспринятого человека. При словесном описании они выполняют роль ведущих признаков, с которыми связываются другие элементы внешности*. Кроме статических признаков внешности, существуют динамические признаки, проявляющиеся в процессе жизнедеятельности людей, - особенности походки и речи. Они основаны на динамическом стереоти­пе и весьма индивидуальны. Тем не менее практика подтверждает воз­можность опознания людей по динамическим признакам. Только при этом должна быть учтена и нейтрализована возможность сознательного изменения в момент опознания особенностей походки или речи. Опознаваемым нельзя сообщать, что их в этот момент на­блюдают или прослушивают. В последние годы все большее значение криминалисты и психологи придают проблеме идентификации людей по речи. К числу индивиду­альных особенностей речи относятся характерная для данного человека ее скорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, исполь­зование прилагательных, наклонений, глаголов, употребление жаргон­ных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстанов­ка ударений и т. д. Поскольку характеризующая человека манера речи, а также его голос играют роль опознавательного признака, криминалисты с активным привлечением психологов, когда другие способы не эффективны, ис­пользуя технику, находят нужных людей «по голосу» и по «особенностям речи». В Германии преступник, похитив семилетнего мальчика, позвонил его отцу и предложил выкупить сына. Отец поставил об этом в извест­ность полицию. Все его последующие телефонные разговоры с вымога­телем были записаны на магнитную пленку. Большая группа специ­алистов по научной фонетике и диалектам, ознакомившись с этими записями, единодушно пришла к выводу, что преступнику около 40 лет, что он не принадлежит к образованным слоям населения, что в его речи преобладает диалект Рейнско-Рурской области. По радио несколько раз передали магнитную запись речи преступника и обратились с призывом к населению помочь установить его личность. Чтобы внимание слуша­телей не отвлекалось содержанием разговора, а было приковано ис­ключительно к особенностям речи, криминалисты сделали монтаж, включивший в себя повторение одних и тех же фраз и оборотов. Шесть радиослушателей узнали голос и назвали имя человека, которому он принадлежит. Указанный человек действительно оказался искомым преступником*. В изложенном примере внимание обращено на те или иные признаки голоса и речи. Поэтому незаменимой может оказаться фонотека голоса и речи, где должны быть также отражены особые приметы речи, голоса (картавость, заикание, шепелявость, акцент, употребление диалекти­змов, жаргонизмов и т. п.). При описании не менее сложны жесты, мимика, походка. Отражая многие психологические особенности личности и прежде всего ее эмоционально-волевую сферу, род занятий, привычки, перенесенные болезни, они воспринимаются в комплексе со всеми другими призна­ками. На них нужно акцентировать внимание, объяснить их значение и разновидности. Например, походка может быть быстрой, подпрыгива­ющей, семенящей, с покачиванием туловища, с резким взмахом рук и пр. ; поза выдает привычку держать руки за спиной, скрещивать их перед грудью, закладывать одну руку за борт пиджака и т. п. ; при жестикуляции человек прижимает руку к груди при заверениях и обеща­ниях, разводит руки в стороны при удивлении и т. д. В основе опознания лежит способность человека узнать в предъявлен­ном ему объекте тот объект, который воспринимался им ранее и запом­нился. Следовательно, для правильной оценки опознания важно знать психологический механизм процесса узнавания. Психологи различают два основных вида узнавания: симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое)*. Симультанное узнавание - это узнавание сразу, в результате мгно­венного совпадения образа человека (предмета), находящегося в памяти узнающего, и объекта, наблюдаемого им в момент предъявления для опознания. Сукцессивное узнавание происходит постепенно, путем мысленного сравнения, отбора, сопоставления признаков объекта, запе­чатленных в памяти и воспринимаемых при опознании. Имеются экспериментальные данные о том, что более надежным является первый вид. Если быстрого и автоматического узнавания не происходит, включается сознательное, осмысленное, припоминание и развернутое сопоставление примет, в итоге которого наступает сан­кция узнавания или неузнавания. Интересно, что по некоторым данным при симультанном узнавании даже хорошо знакомого предмета опознающие в своих отчетах указыва­ют на те признаки, по которым фактически произведено опознание. Видимо, справедливо предположение Сеченова, что интересующий нас процесс подчас происходит в тайниках памяти, вне сознания, следова­тельно, без всякого участия ума и воли*. Как правило, опознание проводится в служебном кабинете, достаточ­но просторном для размещения всех его участников. В случае если восприятие события преступления и личности преступника происходило в особых условиях, нужно для опознания создать такие условия. При этом следователь не имеет права допускать действий, унижающих честь и достоинство опознающего, опознаваемого, а также предъявляемых лиц, либо создавать ситуацию, угрожающую здоровью или жизни граж­дан*. Опознание надо проводить при хорошем освещении, чтобы опозна­ющий мог рассмотреть все признаки и детали предъявляемых объектов. Существенное значение имеет правильный подбор лиц, которые бу­дут предъявляться вместе с опознаваемым объектом. Объекты не долж­ны резко отличаться друг от друга внешними признаками. Вот как В. Л. Васильев говорит о деталях восприятия: «Среди них могут быть детали, бросающиеся в глаза каждому, например наголо остриженная голова у одного из лиц, предъявленных на опознание, могут быть и менее заметные: двухдневная щетина на щеках, отсутствие шнурков в ботинках, помятая одежда, отсутствие пояса в брюках и т. п. Указан­ные детали, как правило, свидетельствующие о нахождении лица в КИЗ, могут привести к тенденциозному восприятию образа и повлечь ошибки в опознании*. Психологические особенности имеет опознание трупа. Опознающи­ми в таких случаях являются родственники, близкие погибшего. Поэ­тому следователь должен проявлять необходимый такт. Следует иметь в виду, что под воздействием обстановки морга значительно ухудшаются условия восприятия, психофизиологические возможности опознающе­го, совершаются ошибки, особенно при совпадении некоторых общих признаков объекта опознания. Учитывая все это, желательно до начала следственного действия психологически подготовить опознающих, разъяснить им, как будет проходить опознание, постараться успокоить, помочь преодолеть страх. При опознании следователь должен не только наблюдать за поведени­ем его участников, но и контролировать собственное поведение, чтобы соблюсти процессуальные и тактические правила опознания, исключить возможность оказания какого-либо недозволенного психологического воздействия на участников этого следственного действия. Для этого следователь тщательно отбирает слова, контролирует интонацию, жес­ты, мимику. Проверка правильности опознания осуществляется путем сопоставле­ния словесного описания объекта опознающим при допросе и при опознании, путем анализа поведения опознающего в ходе опознания. При оценке результатов этого следственного действия важно учитывать, что словесная реакция участников может расходиться с их поведением. Сопоставление этих элементов, анализ их является обязательным в про­цессе оценки.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.