Шпаргалка по предмету "Юридическая психология"

Узнать цену работы по вашей теме


Определение психики и сознания. уровни развития психики живых организмов. Функции сознания и психики.

Психика а) определение Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности. Определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в которой действуют живые существа, их ориентация в этой среде и удовлетворения потребности в контактах с нею. Эти контакты в свою очередь по принципу обратной связи контролируют правильность отражения. Благодаря обратной связи производится сопоставление результата действия с образом, возникновение которого опережает этот результат, предваряя его в качестве своеобразной модели действительности. б) Фундаментальные свойства психики Психические явления: обладают длительностью, интенсивностью; имеют состояния возбуждения и разрядки. Кроме этих свойств у психики в целом есть еще ряд фундаментальных свойств: 1. Психика отличается от не-психики (других непсихических явлений) тем, что у них есть общие физические характеристики: пространственные (трехмерность, объем) и энергетические (масса, вес, температура, проводимость), а у психики их нет. Т. е. нельзя спросить «сколько мм. составляет мое восприятие объекта А», «сколько граммов = мое представление доброты». Психические явления не взаимодействуют физически и их нельзя физически преобразовать. Они могут взаимодействовать только друг с другом, но только опосредованно - актуализируя одни явления можно косвенно влиять на другие. 2. Психический образ формирующийся в процессе психического отражения отличается от других видов отражения - физического, фото, ИЗО, физиологического (нервная модель стимула - свет попадает на сетчатку и от характеристики цвета зависит характер изменений электро-физиологических процессов. Т. е. в этом образе есть и представление (образ) и материал, из которого сделан образ). Психическое же отражение имеет только образ объекта, без материала этого образа У нее есть только протяженность во времени (но не пространстве). 3. Субъективность - психика дана только субъекту, носителю психики. Мы не можем видеть как видят другие тот же, что и мы объект. Мы не можем непосредственно наблюдать это, а затем сравнивать наш образ с образом другого. 4. Локализация психики. Опыты Пенфильда на открытом мозге. Он пытался локализовать определенные психические функции. Где локализуется психика? Некоторые говорят, что это вопрос не корректный, т. к. психика не имеет пространственной характеристики. Леонтьев: психика сидит на объекте. в) Уровни функционирования психики Все психические явления функционируют на 2-х уровнях: сознательном и неосознаваемом. Могут быть неосознаваемые желания, ценности, переживания, познавательные явления (восприятие 25-го кадра), мышление (инсайт), эмоции (жить в стрессе). Доказательства: динамические стереотипы (Павлов), сны (в нем могут участвовать все психические сферы), гипноз (внушение на подсознательном уровне - действия уже в осознанном). г) Связь психики с другими явлениями Существуют психические факты (психические явления), а есть психологические (психические и все явления, факты, которые могут что-то сказать о психических явлениях). Например, плач, почерк, психосоматика, продукты материальной и духовной культуры. Сознание Сознание – отражение субъективного мира, со(путствующее) знание, способность знать что есть психика, сознание, эмоции. Рефлексия. Мы можем говорить, сознательно контролировать, организовывать. Сознание - высшая форма психики, такое отражение реальности, о котором субъект может дать отчет. Это представление субъектом окружающего мира и себя в нем, необходимое для разумной организации совместной деятельности людей. Специфика психического отражения Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности. Раздражимость - это свойство всего живого, способность отвечать на внешнее раздражение. Гипотеза о возникновении чувствительности. Критерием психического отражения у Леонтьева является наличие чувствительности. Чувствительность - способность субъекта реагировать на биологически нейтральные (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биологически значимыми (биотическими) свойствами и как бы указывают на них (частный случай раздражимости). Дальнейшее развитие психики у Леонтьева связано с эволюцией поведения, приспособлением организмов к окружающей среде. Развитие ведет за собой деятельность (не будет деятельности, не будет и развития). Качественные изменения поведения ведут к качественным изменению психики. 3 стадии развития поведения – 3 качественно новые формы психики (отражения): Инстинкт – элементарная сенсорная психика, отражаются отдельные свойства окружающей среды, сенсорные ощущения; Навык – перцептивная психика, отражаются предметы или ситуаций в целом, в виде образов восприятия; Интеллект – стадия интеллекта, происходит обобщение отражений, отражение отношений в виде предметных ситуаций в целом. Специфическая форма человеческого поведения – трудовая деятельность. Строя гипотезу о необходимости возникновении сознания, Леонтьев сравнивает поведение животных в общем с трудовой деятельностью человека. Труд (трудовая деятельность) – это преобразование природы (в том числе, собственной). У животных нет преобразования природы, у них – приспособительная деятельность. Оно приспосабливается к условиям среды, но не преобразует ее. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. В человеческом поведении появляются биологически нецелесообразные формы, когда мотивы и цели не совпадают. Например, деятельность человека в условиях коллективного труда. Действие - процесс, конечный желаемый результат (мотив) и реальная цель которого не совпадают. Смысл действия - отношение мотива к цели. Возникает необходимость в сознании - сознавании, понимании смысла, ради чего выполняется биологически нецелесообразное действие. Человек должен сознавать смысл своих действий: Сознание возникает благодаря происходящему в труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируются и идеализируются в форме языковых значений. При этом они несут в себе способы, предметные условия и результаты действий. Каждый человек в ходе онтогенеза приобщается к нему через овладение языком, и благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Основными образующими сознания являются: Значение Личностный смысл Чувственная ткань Особенности психического отражения: а) чисто субъективное образование; б) имеет только временную протяженность; в) может быть активным и пассивным (непроизвольным); г) психическое является символом реальности; д) психическое отражение является более или менее правильным Условия построения образа мира: а) взаимодействие с миром; б) Наличия органа отражения; в) полноценный контакт с обществом (для человека). Основные классы психических явлений Психика - совокупность психических явлений, составляющих внутренний мир человека (желания, познание, переживания, самосознание). Закрыл глаза - психика (факторы внутреннего субъективного мира), а открыл - нет (за исключением случав когда, мы видим не сам объект, а его образ. Пример - человек смотрит на белый экран и видит некий образ объекта). Под психическими явлениями понимаются факторы внутреннего субъективного опыта, которые можно отнести к 4-м классам психических явлений: Побуждения (мотивы, воля, ценности, нравственность). Самосознание (знание о себе, оценка себя, локус контроля). Переживания, 2 классификации: а) На основе связи с типом потребности: собственно эмоции (переживания, связанные с удовлетворением базальных потребностей) чувства (переживания, связанные с удовлетворением вторичных потребностей) б) На основе их интенсивности и длительности: настроение аффект страсть Познание Чувственное познание (на уровне явлений воспринимаемых с помощью органов чувств; психические явления мы воспринимаем с помощью рефлексии/отражения Опосредованное познание/мышление - знание об объектах, характеристиках, которые мы не наблюдаем; они не есть явления, т. к. мы их мыслим (вселенная - ее никто не видел, но есть теории о ней) Память - общепсихический процесс, который есть и на эмоциональном уровне - память на образы-представления Воображение - создание образов несуществующих объектов или с несуществующими характеристиками Понимание - декодирование значений, данных в знаковых системах Кроме этих общих сфер есть и индивидуальные особенности функционирования психики, объединенные в определенные типы: способности (познавательная сфера), характер (мотивация и самосознание), темперамент (эмоциональная сфера) Другая классификация: Психические явления могут проявляться на следующих уровнях: – сознательные явления Познавательные процессы - собственно познавательные процессы, их результат – знание о мире и представление о самом субъекте Ощущения Восприятие Мышление - универсальные психические процессы (+ внимание) – необходимые условия деятельности, их результат – отличительные характеристики психического (как процесса во времени, прошлое, настоящее, будущее) Воображение Память Аффективные процессы Потребности Мотивы Эмоции Регуляционные процессы Воля Внимание Личность явления поведения Реакции – любые внешненаблюдаемые изменения, которые происходят в организме человека под влиянием внешних раздражителей. Действия – направлены и подчинены некоей цели (ходьба, письмо). Поступки – действия более высокого ранга, более значимые. - явления бессознательного неосознаваемые механизмы сознательных действий; а) неосознаваемые автоматизмы б) явления неосознаваемой установки; в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий. неосознаваемые побудители сознательных действий; надсознательные процессы. Филогенез (от греч. «филэ» – племя, род;  «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека). Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика: Ø антропопсихизм  – психика присуща только человеку; Ø панпсихизм  – всеобщая одухотворенность природы (психика присуща всей природе, в том числе и неживой); Ø биопсихизм – психика – это свойство живой природы (присуща и растениям); Ø нейропсихизм – психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему; Ø мозгопсихизм – психика присуща только организмам с трубчатой нервной системой, имеющим головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга). Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества. Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно: Ø употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; Ø продуктивный характер и целенаправленность процессов труда; Ø подчиненность труда представлению о продукте труда – трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий; Ø общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности; Ø труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека. Развитие психики проходит ряд этапов . На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения. III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации. Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека. Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основный функцией эмоций – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. Выделяют два слоя сознания: Ø бытийное сознание, включающее в себя: биодинамические свойства движений, опыт действий, чувственные образы; Ø рефлективное сознание, включающее в себя значение и смысл. Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, (это могут быть операционные значения, предметные, вербальные, житейские и научные значения – понятия). Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, то есть, образ действий должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (рефлективного сознания). Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие. Функции сознания: Ø отражательная; Ø порождающая (теоретически-креативная);Ø регулятивно-оценочная; Ø рефлексивная. Основной функцией сознания является рефлексивная, характеризующая сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: Ø отражение мира; Ø мышление о нем; Ø способы регуляции человеком своего поведения; Ø процессы рефлексии; Ø личное сознание. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: Ø образ; Ø операционное и предметное значение; Ø осмысленное и предметное действие. В словах, языке объективировались формы мышления, которые овладевают людьми через использование языка. Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом к себе относиться. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Главная функция самосознания – сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.