Римская философия определила дальнейший ход развития философии и культуры. Она заложила основу для дальнейших изысканий философам на много веков вперед.
В философии Древнего Рима можно выделить следующие основные школы:
Отличительной чертой стоицизма Древнего Рима является акцентирование на проблемах этики и игнорирование двух других значимых для философии стоиков направлений - логики и физики.
Стоицизм - это философская школа, возникшая в Древней Греции, ее основателями являются Зенон Китийский и его ученики. Название этого философского направления происходит от именования места, куда приходили представители этой школы - Стои Пойкиле, что переводится как "Расписные Портики" - это колоннада в Афинах.
Учения древнеримских стоиков полны морали, они распространились почти на всю империю и стали в некоторой степени религией для народа. Крупнейшими представителями древнеримского стоицизма являются: Сенека, Панэтий, Эпиктет, Марк Аврелий Антоний.
Сенека создает такую философию, которая начинает носить больше прикладной характер. А также из этики во многом она становится моралистикой. Сенека предлагает решить существующее противоречие между знаниями и мудростью, то есть между разумом и чувствами, интуицией. По мнению философа разум нужен человеку для того, чтобы он при помощи знаний обретал мудрость. Выдвигал предположение о телесности души, но вместе с тем философ разделял душу и тело. Считал материю косной. В "Нравственных письмах к Луцилию" Сенека говорит о существующей в мире необходимости (судьбе). Перед ней, судьбой, все люди равны. Мудр тот, кто невозмутимо подчиняется. Это проявляется в попытках познания Бога. Ноподчинение, согласно Сенеки, не повод становиться пассивным существом, этот факт стоит учитывать и прилагать усилия и попытки осуществить задуманное, в надежде на то, что однажды человека ждет успех.
Эпикуреизм — философское направление, основанное на материалистической концепции. Как в философии Древней Греции, так и в древнеримской философии, это течение названо по имени ее основателя — Эпикура. В конце II века в Риме появляются его последователи, основавшие римский эпикуреизм, среди которых одним из самых выдающихся является Тит Лукреций Кар.
Древнеримский философ рассматривает и пропагандирует учения греков об атомизме, защищая основные идеи этого течения. Соглашаясь во всем с учением Эпикура, он во многом его углубляет. Атом и пустота рассматриваются Лукрецием как единственное сущее. А эти два начала являются взаимоисключаемыми - то есть атом и пустота - не соприкасаются: там, где простирается пустота не может быть материи и наоборот, где есть материя не возможно найти пустоту.
Душа — это материальное взаимодействие воздуха и тепла, протекающая по всему человеческому телу и состоящая из крошечных атомов.
Естественным образом у него объясняется и природа общества. На ранних стадиях человечество представляло собой полудикие группы людей, которые не ведали ни как строить жилище, ни как разжечь огонь. Только с развитием материальной культуры человечество стало становиться обществом. Законы — результат взаимного согласия людей. Они разделили мнению о необходимости создания определенного свода правил. На этих законах и строится общество, именно после принятия законов люди перестали враждовать и выступили с защитой слабых. Однако не всеми людьми эти правила соблюдаются.
Будучи материалистом Лукреций исключает всех богов и считает веру пустым делом, критика Лукреция распространена на идеи жизни после смерти и прочие религиозные постулаты. Вера возникает по его мнению в результате страха и незнания причин.
В 313 г н.э. христианство становится основной религией и идеи эпикуреизма стали искореняться.
Скептицизм — это философское учение, которое выражает сомнение в возможности существования критерия истины. Это привело к тому, что одних скептиков в Риме эта идея воодушевляла на углубленный поиск истины, а других эта идея приводила к абсолютному невежеству и аморализму. Пиррон из Элиды считается основателем скептицизма.
Согласно Пиррону, человек, который стремится к счастья и есть философ. Под счастьем при этом понимается полное спокойствие души, не отягощенное какими-либо страданиями.
Пиррон ставил три вопроса всем, кто отправился на поиски счастья:
Первый вопрос, поставленный философом, по его же мнению, не имеет четкого ответа, также как нельзя утверждать, что эти вещи действительно существуют или же утверждению об этой вещи можно привести контр утверждение, которое также полно будет отражать предмет.
Следуя мысли о невозможности дать ответ на первый вопрос, Пиррон приходит к следующему выводу. Отношение к вещам должно быть нейтральным. Философу следует воздерживаться от любых мнений о вещах.
Из чего следует, по мнению Пиррона, что выгода полученная от такого отношения к вещам, заключается в невозмутимом состоянии духа.
Атараксия — состояние, основанное на отказе от получения знания, согласно скептицизму, высшая ступень блаженства.
В последние столетия римской империи существовал неоплатонизм. Его крупнейшими представителем является Плотин. По Плотину над всем господствует абсолютное бытие, которое непостижимо человеком. Единственный путь постижения — это путь проникновения в центр чистого мышления, отторжения мысли. Материя устроена так, что через нее проникает божественный свет.
Он выдвигает градацию от абсолютного бытия к самым низшим формам существования:
Важное место в учении Плотина занимает душа, как переход между материальным и божественным. Душа чужда материальному.