Дидактика


Дидактика

Основные понятия и задачи дидактики

Определение 1

Дидактика представляет собой общую теорию обучения.

Дидактика направлена на изучение общих закономерностей, проблем, которые существуют в образовательном процессе, то есть она не рассматривает отдельные категории проблем, например, определенного предмета или отдельного направления образования.

Замечание 1

Дидактика является отдельно выделенной частью общей науки педагогики. Также дидактика направлена на выявление проблем и закономерностей в воспитательном процессе.

Дидактика в педагогической науке решает ряд задач:

  • Дидактика выявляет и устанавливает общие цели и задачи для теоретического обучения. Общие цели и задачи в образовании необходимы для того чтобы понимать, к чему стремиться в образовании и что должен освоить ученик в процессе обучения и воспитания, каких направлений придерживаться и т.д. В зависимости от этих целей и задач и подбирается методика образования, выявляются основные принципы воспитания, формируется общая программа образования;
  • Дидактика проводит непрерывный анализ общего процесса образования. Это необходимо для выявления определенных закономерностей, положительных или отрицательных. Анализ должен носить непрерывный характер, так как это необходимо в целях нахождения и определения даже самых мельчайших отклонений, которые происходят в образовании;
  • Дидактика формирует основные принципы обучения, а также правила образования. Надо заметить, что и принципы, и правила формируются на основании тех мельчайших закономерностей, которые выявляются в процессе анализа. Общие принципы образования лежат в основе всего образовательного процесса, поэтому данная задача дидактики является достаточно важной;
  • Дидактика формирует основную программу обучения. Данная задача предполагает определение основных разделов, тем, упражнений, вопросов, которые необходимо изучать в процессе обучения. Надо отметить, что все содержание носит не конкретный характер, а общий, однако, именно на основании этой программы формируется и разрабатывается дальнейшая детальная программа образования по всем предметам и специальностям;
  • Дидактика определяет форму обучения. Также на основании выявленных закономерностей и проведенного анализа выбирается общая форма обучения детей в образовательных учреждениях;
  • Также дидактика предполагает разъяснение общих моментов обучения непосредственно учителям и преподавателям. То есть определяются методики образования, как достичь педагогических задач, формируется итоговая общая цель образования и воспитания. Также объясняется, какими способами достигать целей и задач образования, какие средства обучения можно и нужно использовать. В итоге с помощью таких разъяснительных работ с педагогическим составом должны быть достигнуты качественные показатели образования;
  • Дидактика формирует список материальных средств, которые должны быть у образовательного учреждения, а также определена методика, как их использовать в процессе образования. Методика использования материальных средств также носит общий характер, чаще всего она подходит для всех предметов и специальностей.

Обнаружение проблем в общих программах образовательного процесса. Дидактика занимается поиском общих проблем в образовании, систематизирует их, находит пути их решения и т.д. Проблемы исследуются не по конкретно заданному предмету, а по всему образовательному процессу.

Таким образом, все задачи дидактики направлены на повышение качества образовательного процесса и его эффективности.

Основные принципы дидактики

Дидактика в педагогической науке придерживается определенных принципов:

  1. Принцип научности. Данный принцип говорит о том, что все программы, методы, способы образования в дидактике основываются на научных обоснованиях и подходах. То есть прежде чем внедрять определенные педагогические моменты в реальный образовательный процесс, дидактика с научной точки зрения изучает эти моменты, формирует научное представление о них и только после этого идет их реализация в практической деятельности;
  2. Принцип доступности. Данный принцип говорит о том, что все современные, инновационные и иные способы и программы образования должны быть доступными, как для педагогического состава, так и для учащихся. То есть формируется такая общая педагогическая основа, которая будет правильной, логичной, понятной, то есть доступной для субъектов образования;
  3. Принцип целенаправленности. Данный принцип говорит о том, что все, что предлагает дидактика должно носить определенную цель в процессе образования. Например, внедряется новая программа образования, которая подразумевает развитие детей в рамках экологической безопасности. Основная цель – это привлечь внимание подрастающего поколения к экологическим проблемам, что в последующем позволит сохранить природу;
  4. Принцип систематичности и последовательности выполнения. Дидактика подразумевает, что все программы образования должны носить систематический характер. Все методы и способы образования должны быть структурированы и последовательны. Системность и последовательность является залогом успешного и качественного образования детей;
  5. Принцип, в основе которого положена связь между обучением и реальной жизнью. В данном случае речь идет о том, что знания и навыки, которые приобретаются детьми в процессе образования, должны быть максимально полезными для реальной жизни. Так, дети должны понимать, для чего им эти знания или как они могут применить их на практике;
  6. Принцип воспитания и развития детей в процессе образования. Все образование должны быть направлено на воспитание детей, на развитие их способностей и навыков. Ребенок в процессе получения знаний должен развиваться всесторонне.

Таким образом, принципы и задачи дидактики должны повышать эффективность образовательного процесса в целом. Также важно помнить, что дидактика преследует лишь общие цели и задачи в образовании и воспитании детей, а не конкретные.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :