Реферат по предмету "Иностранные языки"

Узнать цену реферата по вашей теме


Образ Петра I в творчестве АС Пушкина

Рефератпо литературе

ОбразПетра Iв творчестве
А.С. ПушкинаУченицы 9 «Б»класса
ППК отделениягимназии
Научныйруководитель:
Псков
1998 г.
Из предложенных тем рефератовя выбрала именноэту. Может быть, потому что явсегда интересоваласьрусской историей, может быть, потому чтонынешнее времячем-то похожена время допетровскойэпохи. Мне захотелосьработать надэтой темой, узнать большео человеке, который смогсвоими реформамипреобразоватьРоссию. Мнетакже не менееважно отношениек Петру Великомуименно Пушкина.
Русскаяфилософскаямысль относиласьразлично кПетру I и егодеятельности.« Различиевзглядов происходилово-первых, отгромадностидела, совершённогоПетром, и продолжительностивлияния этогодела:- чем значительнеекакое-нибудьявление, темболее разноречивыхвзглядов имнений порождаетоно, и тем долеетолкуют о нём: во-вторых, оттого, что русскаяжизнь не остановиласьпосле Петра, и при каждойновой обстановкееё мыслящийчеловек русскийдолжен былобращатьсяк деятельностиПетра, результатыкоторой оставалисьприсущими придальнейшемдвижении, иобсуждать её, применять кновым условиям, новой обстановкежизни: в-третьих, разность взглядовна деятельностьПетра зависелаот незрелостиу нас историческойнауки1.»
ПетрI — величайшийисторическийдеятель, буквальноперевернувшийвсю российскуюжизнь – привлекалмногих поэтов18-19веков.В то время онивоспевалимонархов потому, что они олицетворялигосударство, героев – потомучто они служилигосударству, мир – потомучто он способствовалпроцветаниюгосударства.
ПётрI былинтересной, сложной личностью, что привлекательнодля писателейи поэтов. Пушкинтакже не могобойти сторонойэтого великогочеловека.
И насколькоПётр Iбылвеликим реформатором, могущественнымгосударственнымдеятелем, сразмахом двинувшимРоссию вперёд, настолькоПушкин былПетром Великимрусской литературы.Тема Петра– “сквозная”темав русскойлитературевообще, в творчествеПушкина в частности.Поэт видит вПетре не простоисторическуюличность, нои олицетворениепреобразовательноймощи человечества, насаждающегокультуру ицивилизациюпо среди нелюдимыхи бесприютныхпространств, он чувствуетсебя стеснённымв том, как емуназывать этуколоссальнуюличность, бросившуювызов природе, и говорит оПетре – «Он»(с большой буквы), как принятобыло говоритьлишь о богочеловеке.
ВпервыеПушкин коснулсятемы Петра в«Заметках порусской истории18 века». Поэтвидит в нёммудрого царя– реформатора, защитникапросвещения.«Ничтожныенаследникисеверногоисполина, изумлённыеблеском еговеличия, с суевернойточностьюподражали емуво всём, чтотолько не требовалонового вдохновения.… Пётр Iнестрашилсянародной свободы, неминуемогоследствияпросвещения, ибо доверялсвоему могуществуи презиралчеловечество, может быть, более, чем Наполеон».
Работаянад петровскойтемой, Пушкиниспользовалразличныежанры. В 1826 годуон пишет о ПетреI в«Стансах».Это стихотворениепо стилю напоминаетоды 18 века, например:«Петра Великого»Ломоносоваи «Вельможу»Державина.Идеалом их былапросвещённаямонархия, аидеальнымгероем – ПётрI:
К тебея вопию, премудростьбесконечна,
Пролейсвой луч комне, где искренностьсердечнаИполон ревностиспешит в восторгедух
ПетраВеликого гласитвселенной вслух
И показать, как он превышечеловека
Понёструды для наснеслыханныот века…
(«ПётрПервый», Ломоносов)
Оставя, скипетр, трон, чертог,
Бывстранником, в пыли и в поте,
ВеликийПётр, как некийбог,
Блисталвеличествомв работе:
Почтени в рубище герой!
(«Вельможа», Державин)
В «Стансах»проводитсяпараллель междуНиколаем Iи Петром– такая параллельбыла лестнойдля любогорусского монарха.Пушкин убеждалНиколая: «Вовсём будь пращуруподобен». ПётрI в«Стансах» –просвещённыймонарх:
Самодержавноюрукой
Он смелосеял просвещение,
Не призиралстраны родной:
Он зналеё предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющейдушой
На троневечный былработник.
ОбразПетра – «вечногоработника натроне» — Пушкинпродолжалразвивать ив «Арапе ПетраВеликого». ПётрIраскрыт в романеуже с разныхсторон: Пётрв его отеческойзаботливостиоб Ибрагиме, Пётр – вечныйдеятель с покоряющейпростотой инепринуждённостьюобхождения, Пётр с его негативнымотношениемк нарождавшейсяна западныйманер аристократии, пустой и мотовской.Наконец, в сюжетнойлинии РжевскихпроступаетдеспотизмПетра: сосватавих дочь за своеголюбимца Ибрагима, он разрушаетсчастье Наташии Валериана.
ЕвропеизмПетра, его враждак реакционнойстарине немешают ему бытьвполне русскимчеловеком. КакизображаетПушкин, Пётрлюбил те русскиенравы и обычаи, которые неказались емупроявлениемпатриархальнойдикости. Беседуяс Ибрагимом, Пётр обнаруживаеттакое добродушиеи весёлость,«что никто, — пишет Пушкин,- в ласковом игостеприимномхозяине не могбы подозреватьгероя полтавского, могучего игрозногопреобразователяРоссии2».
Пётрберёт на себяроль сватасвоего крестника, любит национальныекушанья, непрочь «по русскомуобыкновениюотдохнуть».Он искреннезаботится обИбрагиме: «Послушай…, ты человекодинокий, безроду и племени, чужой для всех, кроме одногоменя. Умри ясегодня, чтозавтра с тобоюбудет, бедныймой араб? Надобнотебе пристроится, пока есть ещёвремя; найтиопору в новыхсвязях, вступитьв союз с новымбоярством».СклонностьПетра к широкомуи большомувеселью, добродушноелукавство, гостеприимство– всё это дополняетобраз Петра, воплощающегов себе, по мыслиПушкина, чертынациональногохарактера.Пушкин даётглубокое освещениедемократичностиПетра. Пётрсудит о людяхи выбирает себепомощниковне по сословномупризнаку, а поумственнымспособностям, знаниям. Отнюдьне снижая выдающихсяличных качествПетра, Пушкинпомогает читателюпонять и почувствоватьисторическуюзакономерностьпетровскихпреобразованийи их необходимость.Роман осталсянезаконченным, но, несмотряна это, современникиПушкина высокооценили «АрапаПетра Великого».В.Г.Белинскийписал: «Будьэтот романкончен так жехорошо, какначат, мы имелибы превосходныйисторическийрусский роман»3. Художественныйопыт «АрапаПетра Великого»как эпическоерешение темыПетра Iотразился ив поэме «Полтава». Поэма начинаетсякак семейнаядрама, а разворачиваетсякак народнаятрагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны другс другом личнымиотношениями, которые находятнастоящуюоценку лишьв отношениик истории. Пётрпоставлен внекруга личныхотношений, он«свыше вдохновленный»4.Мысль Пушкинао русской историиопределилаи названиепоэмы. Он назвалеё не «Мазепа», не «Пётр Великий», а «Полтава», указывая навеликий народныйподвиг, совершённыйв этой битве, которая былаодним «из самыхважных и счастливыхпроишествийцарствованияПетра Великого».5
Пушкинсумел придать«Полтаве» чертыглубокой народностив содержаниии в стиле. ПётрВеликий, неотделимыйот своих дружин, похожий нагероев торжественнойоды и эпическойпоэмы, нарисованв традицияхлитературы18 века. Основнымсредствомвыразительностиявляется сравнение, оттенённоеи как бы комментированноеэпитетами:
…Ликего ужасен.
Движеньябыстры. Он прекрасен,Он весь, какбожия гроза…
И он промчалсяпред полками,
Могущи радостен какбой.
Возвеличиваяподвиг и мужествоПетра и еговоинства, Пушкинотдаёт должноеи сильным противникамрусских – шведам.Однако поэтдаёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия невоодушевленыничем высоким, тогда как Пётри его дружиныисполненыпатриотизма, уверенностив победе.
ПётрвосхищаетсяблагородствомПетра на пиру:
При кликахвойска своего,
В шатресвоём он угощает
Своихвождей, вождейчужих,
И славныхпленниковласкает,
И за учителейсвоих заздравныйкубок подымает.
БлагородствоПетра Пушкинподчёркиваети в «Моей родословной», указывая милостьцаря к арапу– своему прадеду.Это стихотворениебыло своеобразнымответом напасквиль Булгарина, в котором былозатронутодостоинствопредков Пушкина.Возмущённыйпоэт писалтогда в незаконченнойстатье «Опроверженияна критики»:«В одной газетесказано было, что прадедмой…, крестники воспитанникПетра Великого,/…/ — был купленшкипером забутылку рому.Прадед мой, если был куплен, то вероятнодёшево, но досталсяон шкиперу, коего имя всякийрусский произноситс уважениеми не всуе».
Пушкинответил Булгаринустихами, «притомочень круто», как сам выражался,- в «Postscriptum’e»к «Моей родословной»:
Сей шкипербыл тот шкиперславный,
Кем нашадвинулальземля,
Кто придалмощно бег державный
Рулюродного корабля.
Но в первойчасти указанона жестокостьПетра:
Упрямствадух нам всемподгадил:
В роднюсвою неукротим,
С Петроммой пращур неполадил
И был зато повешен им.
В этомстихотворениимы видим двойственностьхарактераПетра: «шкиперславный», «упрямствадух нам всемподгадил», «был…повешен им».
ОбразПетра в творчествеПушкина находитсяв постоянномдвижении иразвитии. В1833 г. написанапоэма «Медныйвсадник».
В «Полтаве»Пушкин говорило Петре Первом:
В гражданствесеверной державы,
В еёвоинственнойсудьбе,
Лишь тывоздвиг, геройПолтавы,
Огромныйпамятник себе.
Теперьпоэт увиделперед собойМедного Всадника– воплощённыйв металле памятникПетру Великому, основателю«военной столицы».Пушкин в «Медномвсаднике»поднимаетпроблемувзаимоотношенийгосударстваи личности.Пётр у Пушкина– деятель, которыйугадываетпотенциальныесилы науки инаправляетих на решениегромадных задачв один из самыхвысоких и творческихмоментов егожизни, когдарождался гениальныйзамысел созданиягорода «наберегу пустынныхволн» Невы.
В стилистике«Медного Всадника»отчётливообозначеныдва разнородныхначала: торжественнаяода и смиреннаяэлегия. Эторазноречиестиля, стилистическоепротиворечиевполне отвечалосвободномуи сложномузамыслу Пушкина.Он тяготеетк одическойвозвышенноститам, где звучиттема Петра, ивозвращаетсяк элегическойзадушевноститам, где касаетсятемы Евгения.
ДляПушкина былиодинаководостоверныи деяния ПетраВеликого, истраданиябезвестногоЕвгения. Пушкинубыл близок мирПетра, былапонятна и дорогамечта «ногоютвёрдой статьпри море». Онвидел, как передПетром, «мощнымвластелиномсудьбы», смирялась«побеждённаястихия». НоПушкин сознавал, какая дорогаяцена была заплаченаза это торжество, какой ценойбыл купленстройный видПетербурга.Поэтому в егопоэме естьистинная глубина, высокая человечностьи суровая правда.
Пётр, воплощённыйв Медного всадника, видится как«мощный властелинсудьбы, а неигралище в еёруках». Утверждаянепреклоннуюволю, вселяяужас, Медныйвсадник своимвеличием опровергаетмысли о своёмбессилии человекаперед лицомрока.
Восторженноенастроениепоэта омрачаетсядумой о «противоречияхсущественности»и скорбномуделе «малыхсил»; возникаетновый образПетра:
И, обращёнк нему спиною
В неколебимойтишине,НадвозмущённоюНевою
Стоитс простёртоюрукою
Кумирна бронзовомконе.
Пушкинпоказываетне только величиеПетра, но и егонедостатки.В грозных событияхнаводненияне хватаетзаботы о маленькомчеловеке. Пётрвелик в государственныхзамыслах ижесток и жалокв отношениик личности.Евгений жалокв своей бедностии велик в своейлюбви к Параше, принижен своимжизненнымположениеми возвышенсвоими мечтамио независимостии чести, жалокв своём безумиии высок в своейспособностипротестовать.
В. Г.Белинскийговорил, что«Медный всадник»вместе с «Полтавой» образуют «самуювеликую «Петриаду», какую тольков состояниисоздать генийвеликогонациональногопоэта6».
МыслиПетра – историкаопределялисоздание историческойпрозы, становлениекоторой мывидим в незавершённойпоэтом «ИсторииПетра», написаннойв последниегоды его жизни.
Действиепереноситсяиз Москвы вГолландию, гдеПётр с топоромв руках работаетна верфях и вАнглию. Азовскиеберега и берегаБалтики, городаПольши и поляУкраины, степиБуджака, Парижи границы Персии– таково огромноепространстводействия, представленноенам в повествованияхПушкина. С первыхстраниц «ИсторияПетра» переднами в живомизображенииявляется юныйПётр.
Пушкинпоказываетего после усмиренияодного из стрелецкихбунтов, противопоставляяПетра царствовавшемус ним вместебрату Иоанну:«В то время, как стрельцыстояли по обеимсторонам дороги, падая ниц передгосударями,- Иоанн оказывалтупое равнодушие, но Пётр быстросмотрел на всестороны, оказываяживое любопытство.ИзображаяПетра, едва неставшего жертвойнового заговора, когда он вовремя суда надзаговорщиками«занемог горячкою», Пушкин говорит:«Многочисленныедрузья и родственникипреступниковхотели воспользоватьсяположениемгосударя дляиспрошенияим помилования…ноПётр был непреклонен: слабым, умирающимголосом отказалон просьбе исказал: «Надеюсьболее угодитьБогу правосудием, нежели потворством».
Пушкинподчёркиваетпротиворечиемежду целями, осуществляемымиПетром, и средствами, которые онприменял дляих достижения.«Когда народвстречалсяс царём, — читаеммы в «ИсторииПетра» – то подревнему обычаюпадал передним на колена.Пётр Великийв Петербургезапретилколенопреклонение, так как улицыбыли грязныеи болотистые, а народ, его неслушался, тоПётр Великийзапретил ужепод жестокимнаказанием».
Пушкинрисует чертывеликодушияПетра и в то жевремя пишет(в связи с деломпервой, постриженнойв монахини женыПетра, котораябыла высеченакнутом): «Пётрхвастал своейжестокостью».
Пушкиннамечает изображениеПетра в действии, в противоречиях, в борьбе с врагамии препятствиями.Против Петравели борьбуза власть бояреи правительницаСофья. Эта борьбазакончиласьизбранием нацарство Петра.
Царьуделял большоевнимание просвещению.Он отправилбоярских идворянскихдетей за границудля изученияинженерству, корабельномуискусству, архитектуреи другим наукам.Пётр сам намеренбыл учитьсяв чужих краяхвсему, чегонедоставалоещё государству, погружённомув глубокоеневежество.Возвращающихсяиз чужих краёвмолодых людейон сам экзаменовал.Пётр был нетолько реформаторомвнутреннегопреобразованиягосударства, но, как показанов «ИсторииПетра», и талантливымдипломатомв решении внешнихполитическихвопросов.
К сожалению, выполнитьзадачу, которуюПушкин поставилв освященииэпохи Петра, закончить неудалось. НадеждыПушкина несбылись. Смертьоборвала егоработу, и великийтруд осталсянезавершённым.Итак, в работеА. С. Пушкинанад темой Петраочевидна эволюцияэпическогосодержанияпетровскойэпохи, а такжеполитическихвзглядов поэта.Эту эволюциюотражает движениеот стихотворенияодическогохарактера черезпоэмы с усложняющейсяжанровой природойк эпическимжанрам с возможностямиизображениядействительностив единстве еёпротиворечивыхсторон. Когдауходит из жизнинезаурядный, великий человек, в его бывшемокружениимногого недостаёт, исчезаеттот центр, вокругкоторого всёсобиралось, всё двигалось.Конечно, жизньпродолжалась, и вслед за Петромна престолвыходили правители, которых Пушкинметко назвал«ничтожныминаследникамисеверногоисполина».Пушкин в своихпроизведенияхставил в примерНиколаю IПетра, но ужев дневнике 1834года он пишет:«В нём немножкоот Петра Великогомного от прапорщика».
ЭтимПушкин подчёркиваетнеповторимуюличностьцаря-реформатора.
Почемуже Пушкин особоинтересовалсяличностьюПетра?
1). Пётр– величайшийисторическийдеятель, буквальноперевернувшийвсю русскуюжизнь.
2). Пётрбыл интересной, сложной личностью.Это привлекательнодля писателя.
3). Пушкин, зная историюсвоего предка– арапа Ганнибала, чувствовалсвою особуюсвязь с Петром.
Произведения, в которых ПушкинупоминаетПетра: «Стансы»,«Заметки порусской истории18 века», «Мояродословная»,«Медный всадник»,«Полтава»,«Арап ПетраВеликого»,«История Петра».
Используяопыт А. С. Пушкинав работе надтемой Пера, многие современникисоздали своизамечательныепроизведения, например: А.Толстой «ПётрВеликий» и т.д.

Списоклитературы.
А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 16 томах. М., «Художественная литература»
Проблемы современного пушкиноведения. Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени А. И. Герцена, 1986 г.
Г. П. Макогоненко. Творчество А. С. Пушкина в 30 – е годы. Л., «Художественная литература».
Б. В. Томашевский. Пушкин. Работы разных лет. М., «Книга», 1990 г.
И. Фейнберг. Незавершённые работы Пушкина. Москва, «Художественная литература», 1979 г.
С. М. Петров. Исторический роман Пушкина. М., Издательство Академии Наук СССР 1953 г.
Ю. М. Лотман. В школе поэтического слова. М., «Просвещение», 1988 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.