Реферат по предмету "Право, юриспруденция"

Узнать цену реферата по вашей теме


Международное уголовное право 2

--PAGE_BREAK--3) преступления, посягающие на общественную, в том числе и экономическую, безопасность (загрязнение окружающей среды; незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия; дорожно-транспортные преступления; хулиганское поведение во время спортивных мероприятий; столкновение морских судов и неоказание помощи на море; разрыв или повреждение морского кабеля);
4) преступления, посягающие на здоровье населения и нравственность (незаконные производство и оборот наркотических и психотропных веществ; посягательство на культурные ценности народов; распространение порнографии);
5) преступления экономического характера (подделка денежных знаков; легализация преступных доходов; преступления, совершаемые в исключительной экономической зоне; преступления, совершаемые на континентальном шельфе).
3. Ответственность за преступления
международного характера
1. Ответственность за легализацию доходов, полученных
незаконным путем («отмывание»)
Одним из важных средств борьбы с преступностью является предупреждение возможности легализации доходов от преступной деятельности и обеспечение их конфискации.
Российская Федерация является участником нескольких соглашений, предусматривающих комплекс мер по пресечению «отмывания» преступных доходов: Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., договоров о правовой помощи и др.
Помимо международных договоров вопросы борьбы с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, регулируются также документами ООН (Доклад Целевой группы ООН по финансовым мероприятиям 1990 г., Типовой закон ООН о группе по борьбе с «отмыванием» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков, и др.), иными международными актами.
Согласно Конвенции Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. «доходы» означают любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения преступления. При этом под материальными ценностями понимаются ценности любого вида, вещественные и невещественные, движимые и недвижимые, юридические акты и документы, дающие право на имущество.
Конвенция дает определение преступлений, связанных с незаконным отмыванием доходов, к которым относятся совершенные умышленно:
1) конверсия или передача материальных ценностей (о которых известно, что эти ценности представляют собой доход от преступления) с целью скрыть их незаконное происхождение или помочь иному лицу избежать юридических последствий деяния (например, конфискации имущества);
2) утаивание или искажение природы происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонарушителю известно о незаконном источнике их происхождения;
3) приобретение, владение или использование ценностей, о которых известно в момент их получения, что они добыты преступным путем.
Государства обязуются принимать все меры для конфискации орудий преступления и незаконных доходов и, в частности, идентифицировать и разыскивать ценности, подлежащие конфискации, и предупреждать любую передачу или отчуждение этих материальных ценностей.
Суды и другие компетентные органы государств — участников Конвенции должны иметь право наложить арест на финансовые или иные документы (при этом ссылки на банковскую тайну недопустимы; однако запрашиваемое государство может потребовать, чтобы запрос о сотрудничестве, содержащий требование снятия банковской тайны, был подтвержден судебным органом).
Получив запрос о конфискации орудий или предметов, государство должно предъявить его своим компетентным органам и исполнить. В конфискации может быть отказано, если:
законодательство запрашиваемого государства не предусматривает конфискации за данное правонарушение;
отсутствует имущество, подлежащее конфискации;
истек срок давности.
Государства — участники Конвенции назначают центральный орган, ответственный за направление, получение, исполнение запросов о правовой помощи по делам такого рода, и извещают об этом Генерального секретаря Совета Европы. Как правило, в большинстве государств таким органом является прокуратура.
2. Борьба с подделкой денежных знаков
Согласно Женевской конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. международными преступлениями являются:
1) все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков;
2) сбыт поддельных денежных знаков;
3) действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен;
4) покушение или соучастие в вышеуказанных деяниях;
5) обманные действия по изготовлению или приобретению для себя предметов, предназначенных для изготовления поддельных или измененных денежных знаков.
При этом каждое из вышеперечисленных действий, совершенное в различных странах, должно рассматриваться как отдельное преступление.
Под денежными знаками Конвенция понимает бумажные деньги, включая банковские билеты, и металлические монеты, имеющие хождение в силу закона. Конвенция 1929 г. не делает различий между подделкой отечественных или иностранных денежных знаков. В Конвенции устанавливается обязательное информирование соответствующих зарубежных государств о новых выпусках, изъятии и аннулировании «местных» денежных знаков, об обнаружении подделок иностранной валюты с подробным их описанием, сообщение сведений о розысках, арестах и осуждениях «международных» фальшивомонетчиков.
3. Борьба с преступлениями против лиц,
пользующихся международной защитой
В соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. (ст. 2) преступлением является преднамеренное совершение:
убийства, похищения или другого нападения против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой;
насильственного нападения на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства лица, пользующегося международной защитой, которое может угрожать личности или свободе этого лица;
угрозы и/или попытки любого такого нападения либо соучастие в одном из перечисленных действий.
К «лицам, пользующимся международной защитой», относятся:
1) глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или глава правительства, или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие их члены семьи;
2) любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление, имеет в соответствии с международными нормами право на специальную защиту от посягательств на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.
Согласно Конвенции 1973 г. Российская Федерация будет осуществлять юрисдикцию в отношении указанного преступления, когда:
1) деяние совершено любым лицом на территории РФ или на борту судна или самолета, зарегистрированного в РФ;
2) преступление совершено против лица, представляющего РФ или в РФ — иностранное государство или международную организацию;
3) преступник задержан на территории РФ;
4) преступник является гражданином РФ.
4. Борьба против незаконного оборота наркотических средств
и психотропных веществ
Борьба против незаконных действий с наркотическими средствами предусматривается несколькими десятками международных договоров, из которых самыми важными являются Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Конвенция 1961 г. регламентирует прежде всего использование наркотических средств медицинскими и научными учреждениями и предусматривает сотрудничество и контроль за культивированием растений, служащих основанием для изготовления наркотических средств, и производством наркотических препаратов. К Конвенции прилагаются Списки I, II, III, в которых указаны наркотические средства и препараты, используемые для их изготовления.
Конвенция о психотропных веществах 1971 г. регулирует вопросы производства психотропных веществ, их использование в медицинских и научных целях, экспортно-импортные операции с ними, меры по предупреждению злоупотребления ими. К Конвенции прилагаются Списки I, II, III, IV, содержащие перечень психотропных веществ и препаратов.
В соответствии с Конвенцией:
наркотическое средство — это любое природное или синтетическое вещество, включенное в Списки I и II Конвенции о наркотических средствах 1961 г. и этой Конвенции с поправками;
психотропное вещество — это любое природное или синтетическое вещество или любой природный материал, включенные в Списки I, II, III, IV Конвенции о психотропных веществах 1971 г.
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. является типичной многосторонней конвенцией о борьбе с отдельным видом преступления международного характера.
Конвенция имеет два приложения: таблица I и таблица II. В таблицах содержатся перечни веществ, могущих быть использованными для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
Согласно Конвенции (ст. 3) преступлениями являются:
1) преднамеренное производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, продажа, поставка на любых условиях, посредничество, переправка, транзитная переправка, импорт или экспорт средств, предусмотренных Конвенцией 1961 г., этой Конвенцией с поправками или Конвенцией 1971 г.;
2) культивирование опийного мака, кокаинового куста или растения каннабис в целях производства наркотических средств в нарушение Конвенции 1961 г. или этой Конвенции с поправками;
3) хранение или покупка любого наркотического средства или психотропного вещества для целей, указанных выше;
4) изготовление, транспортировка или распространение оборудования, материалов или веществ, указанных в таблице I и таблице II, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ;
5) организация, руководство или финансирование любых вышеперечисленных правонарушений;
6) конверсия или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате участия в вышеназванных правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания ее незаконного источника или оказания помощи лицу, участвующему в совершении указанных правонарушений;
7) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности, полученной в результате указанных правонарушений;
8) приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что она получена в результате указанных правонарушений;
9) владение оборудованием, материалами или веществами, указанными в таблице I и таблице II, если известно, что они предназначены для незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ;
10) публичное подстрекательство или побуждение других лиц к совершению вышеуказанных действий;
11) соучастие и попытки совершения указанных правонарушений.
В качестве отягчающих обстоятельств Конвенция предусматривает:
1) совершение правонарушения организованной группой;
2) участие правонарушителя в других видах международной преступной деятельности;
3) применение правонарушителем насилия или оружия;
4) совершение правонарушения должностным лицом;
5) вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних;
6) совершение правонарушения в учебном заведении или других общественных местах или вблизи от них или в других местах, используемых учащимися для проведения мероприятий;
7) предыдущее осуждение за любое правонарушение. Конвенция дает определения некоторых понятий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: «замораживание» или «наложение ареста», «доходы», «собственность» и др.
В соответствии с Конвенцией Российская Федерация будет осуществлять свою юрисдикцию в случае совершения указанных в ст. 3 деяний:
1) любым лицом на территории РФ или на борту водного или воздушного судна, зарегистрированного в РФ;
2) гражданином РФ или лицом, обычно проживающим на территории РФ;
3) совершение за границей некоторых из перечисленных в ст. 3 действий, если они преследовали цель последующего незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации.
5. Борьба против незаконных действий
с радиоактивными веществами
Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. была принята для обеспечения физической защиты ядерного материала, используемого в мирных целях и находящегося в процессе перевозки, а также ядерного материала, используемого в мирных целях, при использовании, хранении и перевозке внутри государства. К Конвенции имеются приложения I и II. Приложение I определяет уровни физической защиты ядерного материала при его международной перевозке. Приложение II подробно классифицирует «ядерные материалы».
«Международная перевозка ядерного материала» означает перевозку партии ядерного материала любыми транспортными средствами, которые направляются за пределы территории государства, откуда исходит груз, начиная с его отправления с установки отправителя в этом государстве и заканчивая его прибытием на установку получателя в государстве конечного назначения.
По Конвенции преступлением является:
1) получение, владение, использование, передача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала без разрешения компетентных органов, которое влечет или может повлечь смерть любого лица или причинить ему серьезное увечье, или причинить серьезный ущерб собственности;
2) кража ядерного материала или его захват путем грабежа;
3) присвоение или получение обманным путем ядерного материала;
4) требование путем угрозы силой или применения силы или с помощью какой-либо другой формы запугивания о выдаче ядерного материала;
5) угроза использовать ядерный материал с целью повлечь смерть любого лица, или причинить ему серьезное увечье или значительный ущерб собственности, или совершить хищение ядерного материала с целью вынудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него;
6) а также попытка или соучастие в совершении какого-либо из вышеперечисленных деяний.
Российская Федерация будет осуществлять юрисдикцию, когда:
1) правонарушение совершено любым лицом на территории РФ, на борту корабля или самолета, зарегистрированных в РФ;
2) Российская Федерация выступает при перевозке ядерного материала в качестве экспортирующего или импортирующего государства;
3) правонарушитель является гражданином Российской Федерации.
Объем правовой помощи по Конвенции: допросы свидетелей, назначение экспертиз, производство других следственных действий, выдача правонарушителя. При этом государство, в котором начато уголовное преследование, обязано уведомить о результатах разбирательства заинтересованные государства и МАГАТЭ.
6. Борьба с захватом заложников
Согласно Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г. (ст. 1) преступление — захват заложников совершает любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать заложника для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве условия для освобождения заложника, а также попытка совершения вышеуказанных действий или соучастие в них.
В соответствии с Конвенцией Российская Федерация осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении преступления, совершенного:
1) любым лицом на территории Российской Федерации или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в Российской Федерации;
2) чтобы заставить Российскую Федерацию совершить какой-либо акт или воздержаться от его совершения;
    продолжение
--PAGE_BREAK--3) в отношении заложника — гражданина Российской Федерации;
4) гражданами Российской Федерации или лицом без гражданства, обычно проживающим на территории Российской Федерации.
Конвенцией предусмотрена возможность выдачи правонарушителя. В выдаче может быть отказано, если есть основания полагать, что просьба о выдаче обусловлена целью преследования правонарушителя по расовым, религиозным, национальным, этническим или политическим мотивам.
Конвенция 1979 г. (ст. 13) не применяется в РФ в случаях, когда преступление совершено в пределах РФ, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами РФ и когда преступник находится на территории РФ (иными словами, когда в деле нет «иностранного элемента»).
7. Борьба с незаконными актами, направленными против
безопасности гражданской авиации
Согласно Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (ст. 1) преступлением является незаконный, путем насилия или угрозы его применения или другой формы запугивания, захват воздушного судна, находящегося в полете, или осуществление над ним контроля, или попытка совершения указанных преступлений, или соучастие в них.
Для целей Конвенции воздушное судно находится в полете с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки и до момента открытия любой такой двери для выгрузки. Конвенция не применяется к воздушным судам, занятым на военной, таможенной или полицейской службе.
Конвенция применяется в случае, если место взлета или место фактической посадки судна, на борту которого совершено преступление, находится вне территории государства его регистрации; при этом не имеет значения, совершало ли судно международный полет или полет на внутренних авиалиниях.
В соответствии с Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. преступлением является:
1) акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна;
2) разрушение воздушного судна, находящегося в эксплуатации, или причинение этому судну повреждения, выводящего его из строя или угрожающего его безопасности;
3) помещение на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, взрывного устройства или вещества, которое может причинить повреждение, угрожающее его безопасности;
4) повреждение аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию;
5) сообщение заведомо ложных сведений, угрожающих безопасности воздушного судна в полете;
6) попытка или соучастие в совершении указанного деяния.
Для целей Конвенции воздушное судно находится в эксплуатации с начала его предполетной подготовки для конкретного полета до истечения 24 часов после любой посадки. Согласно Конвенции Российская Федерация будет осуществлять юрисдикцию, когда:
1) преступление совершено любым лицом на территории Российской Федерации, на борту или в отношении воздушного судна, зарегистрированного в Российской Федерации;
2) воздушное судно, на борту которого совершено преступление, совершает посадку в Российской Федерации и преступник находится на борту.
В соответствии с Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г. ст. 1 Конвенции 1971 г. была дополнена следующим пунктом:
«Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно с использованием любого устройства, вещества или оружия:
a) совершает акт насилия в отношении лица в аэропорту, обслуживающем международную гражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть;
b) разрушает или наносит серьезное повреждение оборудованию и сооружениям аэропорта, обслуживающего международную гражданскую авиацию, либо расположенным в аэропорту воздушным судам, не находящимся в эксплуатации, или нарушает работу служб аэропорта, если такой акт угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту».
Для целей Конвенции (с учетом положений Протокола 1988 г.) воздушное судно находится в эксплуатации с начала его предполетной подготовки для конкретного полета до истечения 24 часов после любой посадки.
Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г. применяется в отношении уголовных преступлений, других актов, угрожающих безопасности воздушного судна в полете либо находящимся на его борту лицам или имуществу.
Конвенция не применяется к воздушным судам, находящимся на военной, таможенной и полицейской службах.
Воздушное судно считается находящимся «в полете», в отличие от предыдущих Конвенций, с момента включения двигателя в целях взлета и до момента окончания пробега при посадке.
По общему правилу юрисдикцию в отношении преступлений, совершаемых на борту воздушного судна, осуществляет государство регистрации судна. Иные государства вправе осуществлять юрисдикцию, когда:
преступление имеет последствия на территории государства или направлено против его безопасности;
преступление совершено гражданином или в отношении гражданина данного государства.
8. Борьба с пиратством
Все государства обязаны содействовать в полной мере уничтожению пиратства в открытом море и во всех других местах, находящихся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства (ст. 14 Конвенции об открытом море 1958 г.).
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. как пиратство рассматривается (ст. 101):
a) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:
i) в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту;
ii) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;
b) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;
c) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в пункте «a» или «b».
Действия, предусмотренные в ст. 101, совершаемые военным кораблем, государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которых поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном или летательным аппаратом, приравниваются к пиратским.
В соответствии со ст. 105 Конвенции в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат, арестовать находящихся на нем лиц, захватить находящееся на нем имущество и осуществлять свою юрисдикцию. Захват за пиратство может совершаться только военными кораблями или военными летательными аппаратами или судами и аппаратами, состоящими на правительственной службе и уполномоченными на это.
 Борьба с незаконными актами, направленными против
безопасности морского судоходства
Согласно ст. 3 Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:
a) захватывает судно или осуществляет контроль над ним посредством применения силы, угрозы силой или иной формы запугивания;
b) совершает акт насилия против лица на борту судна, если этот акт может угрожать безопасному плаванию судна;
c) разрушает судно или наносит повреждение, которое может угрожать его безопасному плаванию;
d) помещает на борт судна (или совершает действия с этой целью) устройство или вещество, которые могут разрушить судно, нанести повреждение, которые угрожают или могут угрожать его безопасному плаванию;
e) разрушает морское навигационное оборудование, наносит ему серьезное повреждение или создает серьезные помехи его эксплуатации, если это может угрожать безопасному плаванию судна;
f) сообщает заведомо ложные сведения, создавая угрозу безопасному плаванию судна;
g) наносит ранения любому лицу или убивает его в связи с совершением или попыткой совершения какого-либо из вышеуказанных преступлений.
Конвенция применятся, если судно совершает плавание или его маршрут включает плавание в воды, через воды или из вод, расположенных за внешней границей территориального моря какого-либо одного государства, а также если преступник находится за территорией вышеуказанного государства.
Государство — участник Конвенции осуществляет свою юрисдикцию, если преступление совершено:
1) против или на борту судна, плавающего под флагом данного государства;
2) на территории данного государства;
3) гражданином данного государства, а также лицом без гражданства, которое обычно проживает в данном государстве;
4) во время совершения преступления гражданин данного государства захвачен, подвергался угрозам, ранен или убит;
5) чтобы заставить данное государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него.
Вышеуказанные преступления влекут выдачу преступника.
Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г. дополняет Конвенцию 1988 г.
Согласно ст. 2 Протокола любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:
a) захватывает стационарную платформу или осуществляет контроль над ней посредством применения силы, угрозы силой или иной формы запугивания;
b) совершает акт насилия против лица на борту стационарной платформы, если этот акт может угрожать ее безопасности;
c) разрушает стационарную платформу или наносит повреждение, которое может угрожать ее безопасности плавания;
d) помещает на стационарную платформу (или совершает действия с этой целью) устройство или вещество, которые могут разрушить ее или создать угрозу ее безопасности;
e) наносит ранения любому лицу или убивает его в связи с совершением или попыткой совершения какого-либо из вышеуказанных преступлений.
Государство — участник Протокола осуществляет свою юрисдикцию, если преступление совершено:
1) против или на борту стационарной платформы, когда она находится на континентальном шельфе данного государства;
2) гражданином данного государства, а также лицом без гражданства, которое обычно проживает в данном государстве;
3) во время совершения преступления гражданин данного государства захвачен, подвергался угрозам, ранен или убит;
4) чтобы заставить данное государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него.
Государства оказывают правовую помощь в борьбе с данным преступлением, включая выдачу преступников.
10. Борьба с торговлей людьми и эксплуатацией
проституции третьими лицами
Согласно Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. (ст. 1 — 3) государства обязуются подвергать наказанию каждого, кто:
1) для удовлетворения похоти другого лица:
сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо, даже с согласия этого лица;
эксплуатирует проституцию другого лица даже с согласия этого лица;
2) содержит дом терпимости или управляет им, или финансирует его;
сдает в аренду или снимает помещение, зная, что оно будет использовано в целях проституции.
Поскольку это совместимо с требованиями внутреннего законодательства, преступными признаются также покушение или соучастие в вышеуказанных действиях (ст. 3, 4 Конвенции).
Иностранные приговоры за преступления, предусмотренные Конвенцией, принимаются во внимание для установления факта рецидивизма (ст. 7 Конвенции).
Преступления, предусмотренные в Конвенции, рассматриваются как преступления, влекущие за собой выдачу (ст. 8 Конвенции).
Согласно Конвенции (ст. 13) передача судебных поручений может производиться:
1) путем непосредственных сношений между судебными властями или
2) путем непосредственных сношений между министрами юстиции двух государств или путем непосредственного обращения других надлежащих властей государства, от которого исходит поручение, к министру юстиции государства, к которому оно обращено или
3) через посредство дипломатических или консульских представителей государства, которые направляют судебное поручение непосредственно соответствующим судебным властям или же властям, указанным правительством того государства, к которому поручение обращено, причем он получает от этих властей непосредственно документы, являющиеся актом выполнения судебного поручения.
Представляется целесообразным рассмотреть в рамках данного вопроса институт выдачи преступников, также известный как экстрадиция. Международное право достаточно четко определило параметры применения института выдачи. В настоящее время институт выдачи однозначно применяется только к лицам, которые уже осуждены, или к предполагаемым преступникам, т.е. к тем, кто обвиняется в совершении преступления. Вопросы выдачи регулируются как внутренним правом государств, так и международными, в основном двусторонними, договорами. Среди многосторонних договоров в этой области заслуживают внимания, в частности, Европейская (Парижская) конвенция о выдаче преступников 1957 г., подписанная государствами — членами Совета Европы (участвует более 20 государств), а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (подписана 10 странами СНГ), раздел IV которой посвящен проблеме выдачи преступников.
В соответствии с этими документами стороны обязуются выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение. Также в конвенциях регламентируется порядок, которого договаривающиеся стороны намерены придерживаться при решении практических вопросов, связанных с выдачей.
По общему правилу выдача не производится, когда запрашиваемая сторона имеет серьезные основания считать, что требование о выдаче представлено с целью преследования или наказания какого-либо лица по признакам расы, религии, национальности или политических убеждений либо когда положение данного лица может быть усугублено одним из этих обстоятельств. В соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. ни одно государство-участник не должно выдавать какое-либо лицо другому государству, если имеются серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.
Также в Конвенциях, упоминавшихся выше, закреплены следующие правила: государство обычно не выдает своих граждан. Нельзя выдавать преступников, если в стране, которая требует выдачи, им грозит более строгое наказание, чем в стране, где они находятся. Те страны, которые не применяют смертную казнь, не выдают преступников тем странам, где им грозит такое наказание. Выдача не допускается также, если истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за совершенное преступление, и в ряде других случаев.
Государство, получившее обращение о выдаче, должно соблюсти следующие меры:
1) удостовериться в том, что речь не идет о лице, которое преследуется по политическим мотивам; данное правонарушение преследуется в уголовном порядке не только в запрашивающем, но и в запрашиваемом государстве;
2) выявить отсутствие веских оснований считать, что просьба о выдаче направлена с целью подвергнуть лицо преследованию по признакам расы, религии, национальности, убеждений, пола или социального статуса;
3) также убедиться в том, что в результате выдачи не будет нарушен принцип недопустимости повторного осуждения лица за одно и то же преступление; в отношении данного лица не возникло какого-либо основания для непривлечения его к ответственности (например, срок давности, амнистия) и лицу будет предъявлено обвинение только за то преступление, в связи с которым запрашивается его выдача (неизменность квалификации).
В Конституции РФ регламентируется порядок выдачи лиц, находящихся на территории России. Не могут выдаваться иностранные граждане, которым предоставлено на основании Конституции политическое убежище на территории Российской Федерации. В Конституции предусмотрено, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству.
Условия и порядок выдачи иностранцев довольно подробно регулируются в двусторонних договорах России о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, где указанным вопросам, как правило, отведен специальный раздел. Такие договоры заключены с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Кипром, КНДР, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом и рядом других государств. Идет процесс заключения подобных договоров со странами — бывшими республиками СССР.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.