Реферат по предмету "Экономико-математическое моделирование"

Узнать цену реферата по вашей теме


Принятие оптимальных решений в экономике и менеджменте с применением компьютерных технологий

1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Информация и управление, информационное общество Понятия информация, знание, информационная система следует в значительной степени считать интуитивными. До настоящего времени формальной теории автоматизированных информационных систем, подобной, допустим, теории кодирования и передачи информации или аналитической теории алгоритмов, не существует.


В то же время существует инженерная дисциплина, которая базируется на хорошо формализованных теоретических построениях и имеет огромное значение в жизни современного общества. Эта дисциплина в различных странах имеет различные названия, но в содержательном плане ее предметная область является общепризнанной в мировом научном сообществе. В Европе эту дисциплину называют информатикой, а в


США и других англоязычных странах -компьютерной наукой. Основными понятиями этой дисциплины являются следующие информация - любой вид сведений о предметах, фактах, понятиях предметной области или сведения, не известные до их получения, являющиеся объектом хранения, передачи и обработки данные - информация, представленная в формализованном виде, удобном для пересылки, сбора, хранения и обработки сигнал - носитель данных информации, который может представлять


собой физический сигнал или математические модели. С понятием информации тесно связано понятие знания - всей совокупности полезной информации и процедур, которые можно к ней применить, чтобы произвести новую информацию. Знание всегда дает власть тем, кто им владеет и умеет им пользоваться. Владение и распоряжение знанием в сегодняшнем мире требует определенного уровня информационной культуры


- степени упорядоченности, системности и эффективности использования информационных технологий, а также относительного объема использования новых информационных технологий. Под информационной культурой при этом понимается совокупность методов, приемов и навыков по сбору, хранению, обработке и созданию информации. Важнейшим аспектом использования информации является управление. Управление - практическая деятельность человека, сопровождающаяся познанием и использованием .законов


природы, общества и искусственных систем для целенаправленной организации процессов, которые происходят в природе, технике и обществе. Информационные технологии и системы Информационная технология ИТ - система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации на базе электронных вычислительных машин ЭВМ. Основой успешного перехода в информационное общество является владение всеми членами общества


знаниями, умениями и навыками в использовании информационных технологий в быту, общественной и профессиональной деятельности. Эти задачи решают национальные системы образования. Информационные технологии имеют ряд замечательных свойств современный научно-технический уровень ИТ таков, что им могут быть перепоручены практически все нетворческие процессы обработки информации, которые используются в человеческой деятельности основная масса навыков и приемов, которые используются


в нетворческих областях деятельности, хорошо алгоритмизируется в рамках ИТ современные средства связи, охватывающие весь земной шар, позволяют обеспечить доступ к различным видам ИТ в любой его точке на протяжении последних лет наблюдается неуклонное уменьшение абсолютной величины отношения стоимости к производительности у технических компонент автоматизированных информационных систем, что повышает экономическую эффективность использования


ИТ. Эти свойства позволяют значительно увеличить эффективность всех процессов социально-экономического развития. Вышеперечисленные и ряд других характеристики ИТ делают их незаменимым средством не только в борьбе с кризисными ситуациями, но и в повышении качества и эффективности социально-экономических процессов. Компьютерное моделирование В различных областях науки моделирование является бесспорным рабочим и связующим


инструментом. Вместе с тем некоторые экономисты-практики ставят под сомнение значимость моделей, особенно для экономики предприятия. Такая оценка математических теорий и моделей игнорирует тот факт, что даже лучший менеджер мыслит моделями, поскольку постоянно может держать в поле зрения лишь немногие и сильно агрегированные взаимосвязи окружающей его реальности. Довольно часто здравый человеческий смысл приводит к крайним заблуждениям.


Даже многолетний практический опыт и предпринимательское чутье могут оказаться недостаточными в условиях непрерывной экономической динамики, выдвигающей все новые требования. Моделирование - это представление некоторых характеристик поведения физической или абстрактной системы поведением другой системы, например, представление физического явления с помощью операций, выполняемых ЭВМ. Модель - это объект, заместитель или описание моделируемого объекта, отражающий те свойства моделируемого


объекта, которые интересуют исследователя. Среди моделей, применяемых в экономических исследованиях с использованием ЭВМ. ЭВОЛЮЦИЯ АИС УПРАВЛЕНИЯ АИСУ И СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Возникновение и эволюция АИСУ - от пакетной обработки данных до современных корпоративных систем Одно из самых простых и самых старых определений информационной системы - совокупность данных и алгоритмов


ее обработки. Такое крайне упрощенное, с современной точки зрения, определение показывает оценку информационных технологий на начальных стадиях их становления. Изначально информационные системы предназначались для выполнения узкоспециализированных задач. Такие системы можно разделить на несколько классов. Во-первых, это системы накопления, хранения и массовой обработки информации больших объемов. Этот класс систем обычно используется при решении научных и научно-прикладных задач в геодезии, астрономии,


исследованиях в военной области и т.п Второй класс - системы оперативного предоставления ресурсов-системы бронирования билетов и гостиничных номеров, складские системы и т.п К третьему классу можно отнести системы классификации и предоставления информационных ресурсов библиотечные системы, классификаторы и т.п Наконец к четвертому относятся автоматизированные информационные системы управления АИСУ - человеко-машинные системы, предназначенные для поддержки процессов управления сложными


организационно-техническими объектами производственными, транспортными и др. Каждый класс систем имел свои особенности при создании. В системах первого класса приходится решать проблемы хранения значительных массивов данных и нахождения оптимальных алгоритмов их обработки. В системах второго класса присутствует проблема распространения информации о захвате ресурса на всю систему и поддержки большого количества одновременно работающих


пользователей. В системах третьего класса стоит проблема классификации и обеспечения оптимального поиска необходимой информации. АИСУ объединяет в себе проблемы всех предыдущих классов АИС. Однако у всех вышеперечисленных классов систем есть общее -проблемы на пути их создания изначально прогнозируемы. Как следствие - профессиональный коллектив проектировщиков, разработчиков и менеджеров при наличии достаточного финансирования гарантирует доведение проекта до стадии внедрения.


Цели и задачи АИСУ Цели создания АИСУ - повышение экономической и организационно-технической эффективности процессов управления за счет обеспечения информационно-аналитической поддержки процессов планирования, принятия решений, оперативного управления и учета на управляемом объекте, а также проведения комплексного анализа результатов деятельности. Задачи АИСУ - обеспечение системной информационно-аналитической поддержки процессов планирования, принятия решений, оперативного управления и учета на управляемом объекте, а


также проведения комплексного анализа результатов деятельности. Слово система и связанные с ним термины получили широкое распространение потому, что на передний план все более и более выступает необходимость изучения сложных комплексов систем. Такая необходимость определяется усложнением создаваемых технических конструкций, устройств, технологий и всех совокупностей хозяйственных связей, с которыми приходится иметь дело экономистам, хозяйственным


руководителям и инженерам. При системном анализе водные пути, авиалинии, железнодорожные системы и компании, занятые грузовыми автомобильными перевозками, рассматриваются как подсистемы единой транспортной системы страны, а промышленная фирма представляет собой нечто большее, чем совокупность отдельных видов деятельности, таких как сбыт и производство продукции. Выполняемые фирмой различные функции, деятельность разных производственных подразделений, виды продукции, а также внутренние и внешние условия, характеризующие


окружающую фирму обстановку все это должно рассматриваться во взаимозависимости. Фирму рассматривают не просто как совокупность компонентов, связанных между собой статическим образом с помощью иерархической структуры управления, а как систему тесно связанных друг с другом в динамическом процессе взаимодействующих подсистем и элементов. Под системой управления управляющей системой понимают совокупность методов и средств устройств, которые служат для управления управляемой системой.


Управляемая система объект управления - динамические природные, технические или общественно-экономические системы, свойства которых известны системе управления и используются для достижения управляемой системой определенных целей путем изменения ее состояния. Архитектура АИСУ В информационном обществе автоматизированные информационные системы используются практически во всех областях человеческой деятельности. Ниже приведена классификация


АИС по признаку их применения автоматизированная система управления АСУ - организационно-техническая система, созданная с применением автоматизированных информационных технологий для повышения эффективности процессов управления различными объектами автоматизированная система научных исследований АСНИ -автоматизированная информационная система, предназначенная для информационно - аналитического обеспечения научно - исследовательских работ экспертная система - автоматизированная


информационная система, которая использует экспертные знания для обеспечения высокоэффективного решения задач в узкой предметной области автоматизированная система контроля измерений АСКИ -автоматизированная информационная система, предназначенная для сбора, анализа и хранения показателей, которые считываются с контрольно-измерительных приборов система автоматизированного проектирования САПР - организационно -техническая система, состоящая из программно - технического комплекса автоматизации


проектирования, пользователями которого являются сотрудники подразделений проектной организации автоматизированная система обучения - автоматизированная информационная система, которая включает в себя преподавателя, студентов, комплекс учебно-методических и дидактических материалов, автоматизированную систему обработки данных и предназначенная для поддержки процесса обучения с целью повышения его эффективности автоматизированная справочная система - справочное руководство, содержание которого создается, хранится и доводится до


пользователя с использованием автоматизированных информационных технологий автоматизированная библиотечная система - автоматизированная информационная система, обеспечивающая доступ к данным библиотечных каталогов и фондов, а также сбор, обработку и хранение соответствующей информации. Интеграционные процессы в АИСУ Интеграция в системе или систем - это восстановление и или повышение качественного уровня взаимосвязей между элементами системы, а также процесс создания из нескольких разнородных


систем единой системы с целью исключения до технически необходимого минимума функциональной и структурной избыточности и повышения общей эффективности функционирования, функциональная интеграция - это согласование множества базовых прикладных функций АИС, которые покрывают возможности существующих общесистемных средств и исключают различия, исторически возникшие при развитии системы. В связи с развитием программно-технических средств, используемых в


АИС, создавались и экономические, и организационные предпосылки появления интегрированных автоматизированных информационных систем в процессе эволюции информационных технологий. 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Информационные ресурсы и фонды предприятий и организаций По мере развития систем накопления и обработки информации сформировался новый взгляд на информацию информация


- это организационный ресурс. Это предполагает равноправное отношение к информации, как к одному из видов ресурсов компании наряду с другими, такими как финансы, люди, оборудование, материалы. Благополучие компании, работающей на сегменте рынка с высокой конкуренцией, во многом зависит от ее умения правильно собирать, классифицировать и обрабатывать информацию. Информация отличается от остальных видов ресурсов тем, что, с одной стороны, она начинает работать


лишь при достижении определенного объема, с другой стороны - при потреблении она не исчезает, а повышает свою полезность, становясь более достоверной. Информационные ресурсы - это все виды информации, доступные пользователю и необходимые для выполнения стоящих передним задач и или повышающие эффективность его деятельности. Если провести аналогию с природными и производственными ресурсами, то можно сказать, что для превращения природных ресурсов полезные ископаемые, вода и т.д. в производственные их подвергают


определенной первичной обработке, например, обогащению полезных ископаемых. Информационные ресурсы для того, чтобы они могли быть использованы в вышеперечисленных процессах, также должны быть подвергнуты определенной обработке. После первичной обработки они накапливаются в информационных фондах предприятий, организаций и др. Информационных фонды - это информационные ресурсы, организованные специальным образом для повышения эффективности информационной работы.


Проблемы накопления, хранения и использования информационных ресурсов резко возрастают при увеличении организации и усложнении организационной структуры. Чем больше накапливается информации, тем сложнее становится хранить ее на бумажных носителях или запоминать. Бумажные документы имеют ограниченный доступ, и их трудно изменять. А если из организации уходит высококвалифицированный специалист, потеря ценных знаний и опыта зачастую


оказывается для компании невосполнимой. Поэтому предприятия и организации сейчас переходят к использованию интегрированных информационных ресурсов, чтобы все сотрудники могли использовать накопленную информацию, вносить при необходимости изменения, архивировать данные и т. д. Накопление, хранение и актуализация информации, обработка данных Среда хранилища данных - это комплекс разнообразных инструментов и функций, реализующих процессы создания,


эксплуатации, постепенного расширения и изменения информационного хранилища. Основными компонентами такой среды являются программы доступа к источникам данных инструменты преобразования оперативных и внешних данных сервер базы данных хранилища программа управления хранилищем администратор словарь-справочник данных ССД - метаданные. Данные поступают в хранилище из внутренних оперативных приложений и внешних источников, затем обрабатываются и помещаются в разделы хранилища, соответствующие структуре


предметной области. Прикладные форматы представления данных интерфейсы пользователей разрабатываются как часть этой структуры и предоставляются конечным пользователям. Администратор хранилища создает и поддерживает склад метаданных, который является основой для всех процессов в хранилище и для обеспечения конечных пользователей доступом к информации в нем. Ниже перечислены основные характеристики хранилищ данных.


1. Данные организованы по предметным областям, например, в информационном хранилище железнодорожной компании предметная область Поезда содержит все данные о движении составов, полученные из различных оперативных систем компании. 2. Данные, поступающие в хранилище из оперативных приложений, необходимо привести к некоторому общему формату, т.е. интегрировать. Возможно, потребуется произвести расчистку и проверку оперативной информации, полученной в режиме реального


времени. ПРИНЯТИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ НА БАЗЕ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ Компьютерные имитационные модели Основные проблемы имитационного моделирования мы рассмотрим на примере его использования в подготовке решений по реорганизации предприятия. Специалисты в области реинжиниринга бизнес-процессов Business Process Reengineering - BPR отмечают, что только около 30 изученных ими проектов реорганизации


предприятия завершились успешно. Одна из главных причин столь низкого уровня результативности заключается в том, что анализ, на основе которого строятся оценки эффективности, часто проводится с помощью потоковых диаграмм и электронных таблиц. Хотя потоковые диаграммы и таблицы адекватно отвечают на вопрос что, они не могут ответить на вопросы как, когда и где. Бизнес-процессы слишком сложны и динамичны. Их невозможно понять и проанализировать, используя одни


лишь потоковые диаграммы и электронные таблицы. В то же время, имитационное моделирование представляет собой эффективный, стандартный инструментарий для проведения 8PR. Имитационное моделирование является единственным методом, который обеспечивает как точный анализ, так и визуальное представление альтернативных вариантов. Средства имитационного моделирования могут служить для прогнозирования влияния предполагаемых изменений


на бизнес-процесс или для проверки проекта нового бизнес-процесса до начала его дорогостоящей реализации. Благодаря тому, что моделирование выполняется с помощью компьютера, компании не приходится использовать своих сотрудников и клиентов в качестве подопытных кроликов. После выбора подходящего проекта можно спокойно приступить к его внедрению и не беспокоиться о том, что производство вдруг внезапно остановится из-за того, что менеджеры начали эксперимент, не определив


его последствий. Имитационное моделирование позволяет разработчику модели проанализировать динамику процесса и, следовательно, лучше понять его природу. Этапы разработки имитационных моделей Разработка и оценка пригодности модели При создании корректной имитационной модели проекта в первую очередь рассматривается моделирование следующих элементов приоритеты, выполнение срочных работ, разбиение на смены, простой, сверхурочные работы и кривые


обучения. В ходе создания модели необходимо, как минимум, определить параметры модели - величины, которые исследователь может сдавать произвольно, в отличие от переменных, которые могут принимать только значения, определенные типом данной модели функциональные зависимости в модели - описания поведения временных и параметров внутри компонентов модели или выражающие отношения между компонентами ограничения модели - устанавливаемые пределы изменения значений переменных.


Ограничения, которые вводятся разработчиком модели, называются искусственными, а ограничения, которые присущи значениям переменных в силу внутренних свойств модели, естественными экзогенные переменные модели - входные переменные, которые порождаются вне моделирующей системы или возникают в результате воздействия внешних причин эндогенные переменные модели - переменные, которые зарождаются внутри моделирующей системы или возникают в результате воздействия внутренних причин поверхность реакции модели - функция, которая


связывает эндогенные переменные модели с экзогенными. Следует обратить особое внимание при имитационном моде-1ировании работ над проектом на процедуру повторения измерений значений параметров. Поскольку временные параметры крайне устойчивы, один прогон модели даст только один вариант развития 5изнес-процессов. На основе множества повторов измерений можно получить несколько вариантов сценария, что позволит получить более очные оценки и выделить наиболее уместные


интервалы для фиксации показателей эффективности. Результатом производственных процессов является достаточно большое количество различных продуктов, разбитых на группы или получаемых в непрерывном потоковом режиме. Типичными 1римерами служат выполнение заказов, работа отдела счетов к оплате 1ли обработка заявок. Такие операции, как разбиение на группы, объединение групп, сборка, разборка, монтаж, контроль качества и устранение брака, представляют собой типичные функции, реализуемые производственными процессами.


5.ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ Системы искусственного интеллекта и экспертные системы В 1960-х годах проводились попытки моделирования процессов мышления путем отыскания общих методов решения широкого класса задач и использования этих методов в универсальных программах. Иногда работы этого периода называют демонстрацией пригодности или разработкой процесса искусственного


интеллекта - моделирования на ЭВМ процесса принятия решений, логического вывода, распознавания образов и других видов человеческой деятельности. Несмотря на ряд интересных достижений, эти работы не привели к существенным открытиям. Разработка универсальных программ оказалось чрезвычайно сложным делом. Выяснилось, чем шире класс задач, которые предполагалось решать с помощью такой программы, тем беднее оказывались программы возможности при решении конкретной задачи.


В конце 1970-х годов пришло понимание того, что эффективность программ СИИ при решении задач, в значительной степени зависит от доступных им знаний, а не только от формализмов и схем вывода, которые в них используются. Программа будет более интеллектуальной, если снабдить ее множеством специальных знаний о конкретной предметной области. На этом этапе в рамках СИИ начало быстро развиваться направление, которое получило название экспертные


системы. Экспертная система - программная система, которая использует экспертные знания для обеспечения высокоэффективного решения задач в узкой предметной области. Структура экспертных систем База знаний БЗ - это формализованная система сведений о некоторой предметной области, содержащая данные о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также и правила использования этих данных в задаваемых ситуациях для принятия новых решений.


Назначение базы знаний - поддержка экспертов и систем, основанных на знаниях, в которых компьютеры используют правила вывода для получения ответов на вопросы пользователя. База данных предназначена для временного хранения фактов или гипотез, являющихся промежуточными решениями или результатом общения системы с внешней средой, в качестве которой обычно выступает человек, ведущий диалог с экспертной системой. Машина логического вывода - механизм рассуждений, оперирующий знаниями


и данными с целью получения новых данных и знаний из других данных, имеющихся в рабочей памяти. Для этого обычно используется программно реализованный механизм дедуктивного логического вывода какая-либо его разновидность или механизм поиска решения в сети фреймов или семантической сети. Экспертные системы прогнозирования рынка В узком смысле маркетинг связывается обычно с информационно-рекламными задачами и сбытом готовой продукции услуг фирмы.


Другой его стороной являются информационно-поисковые задачи, связанные со снабжением, закупками, заказами, изучением конкурентов. Многие задачи имеют информационно-аналитический характер, они связаны с оценкой и анализом текущего состояния диагностикой и прогнозированием планированием будущего состояния фирмы. Такие задачи могут быть комплексными и затрагивать различные стороны деятельности фирмы. Так, важную роль играют задачи маркетинга, нацеленные на максимизацию прибыли, минимизацию затрат,


наилучшее использование ресурсов и возможностей, оптимизацию различного рода рисков - финансовых, политических, экологических, техногенных и др. В широком смысле маркетинг понимается как система реализации следующих принципов ориентация на потребителя экономическая эффективность как основа деятельности фирмы координация усилий всех служб и подразделений для достижения поставленных целей. Это подразумевает и решение главной проблемы маркетинга - продажи товара, изготовляемого фирмой.


Менеджмент и маркетинг являются основой деятельности любой фирмы. В общем случае, в фирме реализуются различные виды менеджмента соответственно и маркетинга, отражающие разные объекты его приложения, а также его различные концепции, отражающие технологические аспекты самого менеджмента и маркетинга как способа управления методологические, организационные, инструментальные, нормативно-правовые, информационные и др. Такие функции управления, как прогнозирование и планирование,


представляют, по сути, обоснование и принятие управленческих решений, реализуемых в рамках информационно-аналитических задач маркетинга. Вопрос в том, в какой мере менеджеры способны самостоятельно решать такие задачи. Очевидно, что в сложных случаях это маловероятно. В крупных и некоторых средних фирмах подобные задачи возлагаются на специальные организационные звенья -маркетинговые подразделения и службы. Они выполняют роль внутренних консультантов, осуществляя подготовку


решений для этого могут привлекаться и внешние консультанты. Взаимоотношения менеджмента и маркетинга определяются следующим образом. С одной стороны, к ним можно относиться как к двум отдельным смежным сферам.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анкетирование при приеме на работу
Реферат Eugenicscybernetic Improvement Of Human Essay Research Paper
Реферат Экспериментальные исследования содержания вредных пищевых добавок в безалкогольных напитках
Реферат Tin Essay Research Paper Tin Tin s
Реферат Dreams Essay Research Paper Without dreams our
Реферат Загальні вказівки щодо виконання контрольної роботи
Реферат Влияние современной детской литературы на детей
Реферат Стандарти надання медичної допомоги одна зі складових медичного страхування
Реферат Slim Shady Essay Research Paper The Real
Реферат Теоретичні основи ціноутворення. Розрахунок тарифу за одиницю реалізованої теплової енергії для
Реферат Ayn Rand Essay Research Paper Ayn Rand
Реферат О книге Г. Н. Трофимовой «Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете"
Реферат Бизнес - планирование в коммерческой организации методы и формирование информационной базы
Реферат The Game Of Hackysac Or Footbag Essay
Реферат Lincoln Essay Research Paper Abraham Lincoln based