Реферат по предмету "Право, юриспруденция"

Узнать цену реферата по вашей теме


Политический режим понятие и виды 2

--PAGE_BREAK--
   
________________

[6] Ковлер А.И. Исторические формы демократии: Проблемы политико-правовой теории. М.: Наука, 1990.

Глава II
. Классификация политических режимов.
    Классификация политических режимов представляет собой большой интерес  и имеет большое значение для теории государства и права.

    Политических  режимов  очень  много,   поскольку   на   ту   или   иную

разновидность политического режима  оказывает  влияние  множество  факторов, можно сказать, что каждое  государство  в  той  или  иной  мере  имеет  свой особенный политический режим, который  отличается  от  политических  режимов других государств. «Одна из  достаточно  простых,  широко  распространенных классификаций  политических  режимов  –  деление  их  на  демократические  и недемократические политические режимы».[7] В свою очередь, и  те  и  другие подразделяются на различные виды и  разновидности  по  большей  или  меньшей степени демократизма. Таким образом, наиболее значительные из   политических режимов следующие четыре:
            — демократический,

            — авторитарный,

            — тоталитарный,

            — либеральный.
    Именно эти четыре политических режима необходимо выделить  в  отдельные группы, т.к. они являются важными и представляют собой большое значение  для теории государства и права.

    Хотя   тоталитарный   политический   режим   считают   крайней   формой

авторитарного, необходимо рассмотреть его как отдельный политический  режим. Тоталитаризм явление особенное и  важное,  а  поэтому  и  рассматривать  его необходимо тщательно и отдельно от других режимов. Все  политические  режимы, в той  или  иной  мере  зависят  друг  от  друга,  т.к.  в  всегда  возможны трансформации одних режимов в другие.
1. Демократический политический режим.
    Демократия    («democratia»)    с    греческого    –     народовластие.

«Демократическая  политическая  система   –   это   организация   легальной,

опирающейся на законы и подконтрольной  обществу, власти.  Она  работает  на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и  способна содействовать реализации общих интересов».[8]
________________

[7] Макаров О.В. Соотношение права и  государства. \ Государство и право, 1995, № 5.

[8] Хропанюк В.Н. Теория государства и права (изд.2-е, исправленное и дополненное). М.:1996.

      Демократический режим – это режим, основанный  на  признании  принципа равенства и свободы всех людей, участии народа  в  управлении  государством. Предоставляя  своим  гражданам,  широкие  права  и  свободы, демократическое государство не ограничивается только  их провозглашением,  т.е.  формальным равенством  правовых  возможностей.  Оно  обеспечивает  для  них  социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии  этих  прав  и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся  реальными,  а  не только формальными.

      В демократическом государстве народ является источником власти. И  это становится  не   просто   декларацией,   а   фактическим   положением   дел. Представительные органы и должностные лица  в  демократическом  государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания.  Критерием  избрания того или иного человека в представительный орган являются  его  политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти – отличительный  признак государства, в котором  существует  демократический  политический  режим.  В

основе деятельности народных избранников должны лежать и  моральные  начала, гуманизм.

    Управление  в  демократическом   государстве   производится   по   воле

большинства, но с учетом интересов  меньшинства.  Поэтому  принятие  решений осуществляется  как  путем  голосования,  так  и  с  использованием   метода согласования при принятии решений.

    Разумеется, и демократический режим  имеет  свои  проблемы:  чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру  демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых  исторических  условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию  к анархии,   охлократии,   порой    создает    условие    для    существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил.  Но  все  же  социальная ценность демократического  режима  намного  выше  его  некоторых  негативных конкретно-исторических форм.

    Следует также  иметь  в  виду,  что  демократический  режим  появляется

зачастую в  тех  государствах,  где  социальная  борьба  достигает  высокого

накала и правящая элита, господствующие  слои  общества  вынуждены  идти  на уступки народу,  другим  социальным  силам,  соглашаться  на  компромиссы  в организации и осуществлении государственной власти.
    Таким образом,  можно  заключить,  что  демократический  режим  обладает следующими чертами:

      1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает  власть

и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь  на  собственное  мнение. Законы страны защищают народ от  произвола  власти  и  власть  от  произвола отдельных людей.

    2. Политическая власть носит легитимный характер  и  осуществляет  свои

функции в соответствии с принятыми законами. Основной  принцип  политической жизни  демократического  общества  —  «гражданам  разрешено  все,   что   не запрещено  законом,  а  представителям  власти  —  только  та  деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами».

    3. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти).  Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная  власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной,  кадровой инициативы. Высший судебный орган  наделен  правом  определять  соответствие издаваемых законов конституции  страны.  В  условиях  демократии  три  ветви власти уравновешивают друг друга.

    4.  Демократический  режим  характеризуется  правом  народа  влиять  на

выработку политических решений (путем  одобрения  или  критики  в  средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности,   участия  в предвыборных   кампаниях).   Политическое   участие   народа   в   выработке принимаемых   решений   гарантируется   конституцией   страны,    а    также международными правовыми нормами.

    5.  Важной  характеристикой   демократического   политического   режима

является  политический  плюрализм,  предполагающий  возможность  образования двух- или многопартийной  системы,  конкуренция  политических  партий  и  их влияние  на  народ,  существование  на  законных   основаниях   политической оппозиции как в парламенте и вне его.

    «В  качестве  одной  из  важнейших  задач,  связанной  с  формированием

демократического   государства,    следует    рассматривать    развитие    и

совершенствование законодательства, формирование новой по существу  правовой системы».[9] Это также сложный процесс, для которого необходимо время.
2. Авторитарный политический режим (авторитаризм).
    Одним из наиболее распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм.

    «Авторитаризм  (от  лат.  auctoritas  –  власть)  –   система   власти,

характерная для антидемократических политических режимов. В  зависимости  от сочетания методов правления может  варьироваться  от  умеренно-авторитарного режима  с  формальным  сохранением  атрибутов  демократии  до   классической фашистской диктатуры. Крайняя форма

авторитаризма  –  тоталитаризм».[10]  По своим характерным чертам он ________________

[9] Теория государства и права: Учебное пособие. Вып.2. М.: Юристъ, 1994.

[10] Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.
занимает как бы  промежуточное  положение  между тоталитаризмом  и  демократией.   С   тоталитаризмом   его   роднит   обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с  демократией  — наличие  автономных,  не  регулируемых   государством   общественных сфер,

особенно  экономики  и  частной  жизни,  сохранение  элементов гражданского общества.

     В целом же авторитарной  политической  системе  присущи следующие черты:

 Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти.  Ими  могут быть  один  человек  (монарх,  тиран)  или  группа   лиц   (военная   хунта, олигархическая группа и т.д.)

 Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При  этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по  своему  усмотрению. «Народ   в   таких   режимах   фактически   отстраняется   от   формирования государственной власти и контроля за её деятельностью».

 Опора (реальная или потенциальная) на силу.  Авторитарный  режим  может  не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью  среди  широких слоёв населения.  Однако  он  обладает  достаточной  силой  чтобы  в  случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить  граждан  к повиновению.

  Отказ  от  тотального  контроля   над   обществом,   невмешательство   или

ограниченное  вмешательство  во  внеполитические  сферы  и  прежде  всего 

в экономику.  Власть  занимается   главным   образом   вопросами

собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней 

политикой,  хотя  она может  влиять  и  на  стратегию  развития,  проводить  достаточно   активную социальную   политику,   не   разрушая   при   этом   механизмы    рыночного саморегулирования.

 Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а  не конкурентной электоральной борьбы.
    Учитывая  эти  признаки  авторитаризма,  его   можно   определить   как

неограниченную  власть  одного  лица  или   группы   лиц,   не   допускающих

политическую оппозицию, но сохраняющую  автономию  личности  и  общества  во внеполитических сферах. При авторитарной  политической  системе  запрещаются лишь  определённые,  главным  образом  политические  формы  деятельности,  в остальном же граждане  обычно  свободны.  Авторитаризм  вполне  совместим  с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то  же  время  в условиях  авторитаризма  граждане  не  имеют  каких-либо   институциональных гарантий своей безопасности  и  автономии  (независимый  суд,  оппозиционные партии и т.д.)

    «Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или  на основе не развитой политической и социальной структур общества.  Возможность возникновения авторитарного режима в переходном периоде от  тоталитаризма  к демократии заложена в психологической реакции людей на  кризисную  ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости.  Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом  страны  из  кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах  Западной Европы  парламентский  демократический  режим  оказался  неспособным  решать напряженные социальные конфликты.  В  этих  условиях  возникли  авторитарные системы, переросшие даже в  фашизм.  Авторитаризм  был  желаемым  режимом  и после второй мировой войны под влиянием существовавших острых  экономических и социальных противоречий».[11]

    Авторитаризм иногда определяют  как  способ  правления  с  ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с  экономическим,  социальным,  культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его  воздействие  на общественное развитие имеет как слабые,  так  и  сильные  стороны.  К  числу слабых относится полная зависимость политики от  позиции  главы  государства или  группы  высших  руководителей,  отсутствие   у   граждан   возможностей предотвращения   политических   авантюр   или   произвола,    ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.

    В  то  же  время  авторитарная  политическая  система  имеет   и   свои

достоинства,   которые   особенно   ощутимы   в   экстремальных   ситуациях.

Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью  обеспечивать политическую   стабильность   и   общественный    порядок,    мобилизировать общественные   ресурсы   на   решение   определённых   задач,   преодолевать сопротивление  политических  противников.  Всё  это  делает  её   достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

    Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы  не  долговечны.  Их реальной перспективой является более устойчивый в современных  условиях  тип политической системы — демократия.
    Таким образом, подводя итог, хотелось  бы  ещё  раз  отметить,  что  для

авторитаризма характерно:

  — Автократизм.

  — Неограниченность власти.

  — Опора на силу.

  — Монополизация власти и политики.

  — Отказ от тотального контроля.

  — Рекрутирование политической элиты
Авторитаризм имеет сильные и слабые стороны.

К сильным относят:

  — сравнительно высокая способность обеспечивать политическую ________________

[11] Монтескье Ш.-Л. О духе законов. Избранные произведения. – М.: Госполитиздат, 1955. – С. 178-187.

стабильность и общественный порядок,

  — мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач,

  — преодолевать сопротивление политических противников. Т.е.   авторитаризм   —   эффективное   средство   проведения    радикальных

общественных реформ.
К слабым относят:

  — ограниченность институтов политического выражения общественных интересов.

  — полную зависимость политики  от  позиции  главы  государства  или  группывысших руководителей,

  — отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола.
3. Тоталитарный политический режим (тоталитаризм).
    «Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один  из  видов

политичесих  режимов,   характеризующийся   полным   (тотальным)

контролем государства над всеми сферами жизни общества».[12]

    «Первые тоталитарные режимы были  сформированы  после   первой  мировой войны  в  странах,  относившихся   ко   «второму   эшелону   индустриального развития».  Крайне  тоталитарными  государствами  были  Италия  и  Германия. Формирование  политических   тоталитарных   режимов   стало   возможным   на индустриальной  стадии  развития  человечества,   когда   технически   стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но  и   тотальное управление  ее  сознанием,  особенно   в   периоды   социально-экономических кризисов».[13]

    В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд  сверху, при  котором  инициатива  фактически  отнюдь   не   поощряется,   а   строго наказывается.  Местные  органы   власти  и  управления  становятся  простыми передатчиками команд.  Особенности  регионов  (экономические,  национальные, культурные,  социально-бытовые,  религиозные  и  др.),   как   правило,   не учитываются.

    «Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями  в древность. Изначально  его  трактовали  как  принцип  построения  целостного едино  действующего  общества.  В   VII-IV    вв.   до   н.   э.   теоретики рационализации  китайской политико-правовой мысли (легисты)  Цзы  Чань,  Шан Ян, Хань Фэй и другие,  отвергая  конфуцианство,  выступали  с  обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все  стороны общественной и частной жизни.  В

________________

[12] Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.

[13] Жилес Ж. Тоталитарное государство. М.: Новости, 1991.

том числе  за  наделение  административного аппарата  экономическими  функциями,  установления  круговой  поруки   среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности  чиновника  за свои  дела),  систематический   контроль   государства   за   поведением   и умонастроением  граждан  и  т.п.  При  этом  государственный  контроль   ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.  Центральное место в программе легистов  занимало  стремление  к 

укреплению  государства путём развития земледелия, построения  сильной 
армии,  способной  расширять границы страны, и оглупления народа».

    Близким к легистам  Китая  тип  тоталитарного  государственного  режима

предложил Платон. «В  диалоге  «Государство»  содержится  знаменитый  проект «идеального общественного  строя»,  основанного  на  принципах  коллективной собственности правящих сословий. В его более  поздних  диалогах  («Полития», «Законы») нарисована социально-экономическая характеристика  второго,  более совершенного  и   отличного   от   Афинского   общества,   изображенного   в «Государстве». Свое второе по достоинству государство Платон наделил  такими чертами:  безусловное  подчинение  всех  граждан  и  каждого  индивидуума  в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые  дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения,  а

не частной собственности; насаждения коллективистских  начал  и  единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей;  единая для всех сограждан религия, политическое и  правовое  равноправие  женщин  с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти».[14]

    «Западная концепция тоталитаризма,  в  том  числе   и  направления  его

критиков, складывалось на основе  анализа  и  обобщения  режимов  фашистской Италии,  нацистской  Германии,  франкистской  Испании  и  в  СССР   в   годы сталинизма. После первой мировой войны  предметом  дополнительного  изучения политических  режимов  стали  Китай,  страны  Центральной  и   Юго-Восточной Европы».[15]

    Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что   тоталитарные

режимы  могут  возникать  на  различной  социально-экономической  базе  и 

в многообразных культурно-идеологических средах.  Они  могут  быть следствием военных  поражений  или  революций,  появляться  в   результате   внутренних противоречий или быть навязанными извне.

    Хотя тоталитаризм называют  крайней  формой  авторитаризма, 
________________

[14] История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов. Под ред. Нерсесянца В.С. – М.: Норма, 1999.

[15] «Политические режимы европейских стран». Б. А. Стародубский,

Свердловск., 1989 г.

существуют признаки,  которые  характерны  в   особенности   только   тоталитаризму   и отличающих  все  тоталитарные  государственные  режимы  от  авторитаризма  и демократии. Я считаю наиболее важными следующие признаки:


       — всеобщая государственная идеология,

       — монополия государства на средства массовой информации,

       — монополия государства на все средства вооружения,

       — жестко централизованный контроль над экономикой,

       — одна массовая партия, возглавляемая  харизматическим  лидером,  то

         есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,

       — особо организованная система насилия, как специфического  средства

         контроля в обществе;
    Существенные признаки тоталитаризма  выявляются  при  сравнении  его  с авторитарным   режимом.   Не    может    служить    достаточным    критерием однопартийность,  поскольку  она  встречается  и  при  авторитаризме.   Суть различий прежде всего – в  отношениях  государства  с  обществом.  Если  при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению  к государству, то в  условиях  тоталитаризма  она  игнорируется,  отвергается. Государство  стремится  к   глобальному   господству   над   всеми   сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической  жизни  плюрализм. Насильственно   демонстрируются   социально-классовые    барьеры.     Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения,  в  котором

исчезают,   обезличиваются   социально-групповые,   классовые,   этнические, профессиональные   и    региональные   интересы.   Утверждается    тотальное отчуждение индивида от власти.

    Следовательно, тоталитаризм принудительным  образом  снимает  проблемы: гражданское  общество  –   государство,   народ   –   политическая   власть. «Государство полностью идентифицирует себя  с  обществом,  лишая 

его  своих социальных функций саморегуляции  и  саморазвития». [16]  Отсюда  особенности организации тоталитарной системы государственной власти:
        — глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;

        — господство репрессивных аппаратов;

        — упразднение представительных органов власти;

        -  монополия  правящей  партии  и  интеграция  ее  и   всех   других

          общественно-политических  организаций  непосредственно  в  систему

          государственной власти.
________________

[16] Теория государства и права: Учебное пособие. Вып.2. М.: Юристъ, 1994.
    «Легитимация власти основывается  на  прямом  насилии,  государственной идеологии  и  личной  приверженности  граждан  вождю,  политическому  лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют.  Весьма  важным признаком тоталитаризма является его  социальная  база  и  обусловленная  ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей  марксистской  и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на  базе  антагонизма  средних

классов  и  даже  широких  масс  по   отношению   к   господствующей   ранее

олигархии».

    В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были  выражать  поддержку  официальной  государственной  идеологии,  тратить время  на  ее  изучение.  Инакомыслие  и  выход  научной  мысли  официальной идеологии преследовались.

    Особую роль при тоталитарном режиме  играет  его  политическая  партия.

Только одна партия имеет  пожизненный  статус  правящей,  выступает  либо  в единственном числе, либо «возглавляет» блок  партий  или  иных  политических сил, существование которых разрешено режимом.  Такая  партия,  как  правило, создается до возникновения самого  режима  и  играет  решающую  роль  в  его установлении – тем, что однажды приходит к власти.  При  этом  приход  ее  к власти происходит не обязательно насильственными мерами.  Например,  нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем,  после  назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя  к  власти,  такая  партия становится государственной  партией.  Правящая  партия  объявляется  ведущей силой  общества,  ее  установки   рассматриваются   как   священные   догмы. Конкурирующие  идеи  о  социальном  переустройстве   общества    объявляются

антинародными,  направленными  на  подрыв  устоев  общества,  на 

разжигание социальной  вражды.  Правящая  партия  захватывает  бразды

государственного управления: происходит сращивание партийного и  государственного  аппаратов. В  результате  этого  становится  массовым  явлением  одновременное  занятие партийной и государственной должности,  а  там,  где  этого  не  происходит, государственными  должностными  лицами  выполняются  прямые  указания   лиц, занимающих партийные посты.

    Кроме  того,  для  тоталитарных  режимов  важным   признаком   является

монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.

    Жесткий  централизованный  контроль  над  экономикой  –  важная   черта

тоталитарного  режима.  Здесь  контроль  служит  двоякой  цели.   Во-первых,

возможность  распоряжаться   производительными   силами   общества   создает необходимую политическому режиму материальную  базу  и  опору,  без  которой тоталитарный контроль  в  остальных  сферах  вряд  ли  возможен.  Во-вторых, централизованная  экономика  служит  в   качестве   средства   политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для  работы  в  те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

    Милитаризация — также  одна  из  основных  характеристик  тоталитарного

режима. Идея  о  военной  опасности,  об  “осажденной  крепости”  становится необходимой, во-первых,  для  сплочения  общества,  для  построения  его  по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим  агрессивен  по  своей  сути  и агрессия помогает достичь  сразу  несколько  целей:  отвлечь  народ  от  его бедственного  экономического  положения,  обогатиться  бюрократии,  правящей элите,  решить  геополитические  проблемы  военным   путем.   Агрессия   при тоталитарном режиме может питаться  и  идеей  мирового  господства,  мировой революции.   Военно-промышленный   комплекс,   армия   -   основные    опоры тоталитаризма.

    Леворадикальные политические режимы  для  повышения  производительности труда в экономике использовали различные программы,  побуждающие  работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические  преобразования  в Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих  стран,  и их результаты нельзя отрицать.

    «Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального  контроля  над  экономикой  и  другими  сферами   жизни   разными методами. В  гитлеровской  Германии  и  фашистской  Италии  не  прибегали  к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы  и  формы партийно-государственного  контроля  над  частным  и  акционерным  бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства».[17]

    Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые в   промышленно   развитых   странах,   но   с   относительно    неразвитыми  демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель  общества на корпоративно-государственной основе, а германский   национал-социализм  – на расово-этнической.

    Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральном обществе  существующий  порядок  без   коренной   его   ломки,   посредством возвеличивания  роли   государства,   упразднения   отдельных   общественных институтов и элементов, подобно тому, как Гитлер прилагал все  усилия,  чтобы уничтожить  коммунистов,  социал-демократов  и  проживавших  на   территории Германии евреев, цыган; создать некое новое «чистое» общество.
    Государство при тоталитаризме берет как бы  на  себя  заботу  о  каждом

члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их   поддерживать, защищать  во   всех   случаях   должно   государство,   особенно   в   сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.

    Обстановка в мировом сообществе  конца  XX  века  свидетельствует,  что

антидемократические  режимы  исторически  и  политически  изжили  себя.  Мир должен переходить  к  демократии,  как  к  более  необходимому 

________________

[17]  «Политические  режимы  европейских   стран».   Б.   А.   Стародубский,

Свердловск., 1989 г.
политическому режиму. В XX веке уже  был  пример,  когда  противоречия  двух  тоталитарных режимов привели к войне.
4. Либеральный политический режим.
    Либеральный режим существует во многих странах.  Его  значение  такого,

что некоторые ученые полагают, что либеральный режим  -  это  собственно  не режим осуществления власти, а условие  существования  самой  цивилизации  на определенном  этапе  ее   развития,   даже   финальный   итог,   которым   и заканчивается  вся  эволюция  политической  организации  общества,  наиболее эффективная форма такой организации.  Но  с  последним  утверждением  трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов  и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим.  Новые  тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от  экологических,  ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения  государственной  власти,

например, все возрастает роль ООН, появляются  международные  силы  быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов  и т.п.

    В теории государства и права либеральными называются также политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе  наиболее демократических и гуманистических принципов.

    Эти   принципы,   прежде   всего,   характеризуют   экономическую   сферу

взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой  сфере человек  обладает  собственностью,   правами   и   свободами,   экономически самостоятелен и на этой основе  становится  политически  самостоятельным.  В отношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью и т.п.

    «Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам  в  организации  политической  и  экономической жизни,  которые,  по  мнению  ряда  ученых,  ведут  в   конечном   счете   к тоталитарным формам правления.  Либеральный  режим  обусловливается,  прежде всего,  потребностями  товарно-денежной,  рыночной  организации   экономики. Рынок требует равноправных, свободных,  независимых  партнеров.  Либеральное

государство  и  провозглашает   формальное   равенство   всех   граждан.   В

либеральном   обществе   провозглашается   свобода   слова,   мнений,   форм

собственности, дается простор частной инициативе. Права и  свободы  личности не только закрепляются в  конституции,  но  и  становятся  осуществимыми  на практике».

    При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых  возможностей тех или иных партий,  необходимых  для  проведения  избирательных  кампаний. Осуществление государственного управления производится  на  основе  принципа разделения  властей.   Система   “сдержек   и   противовесов”   способствует уменьшению  возможностей  для   злоупотребления   властью.   Государственные решения принимаются большинством голосом.

    В государственном управлении используется децентрализация:  центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые  не  может  решить местная власть.

    Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, так как и  он

имеет свои  проблемы,  главные  среди  них  -  социальная  защита  некоторых категорий граждан, расслоение общества,  фактическое  неравенство  стартовых возможностей  и  т.п.  Использование  этого   режима   наиболее   эффективно становится  возможным  только  в  обществе,  отличающимся  высоким   уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать  достаточно высоким политическим, интеллектуальным и  нравственным  сознанием,  правовой культурой. Вместе с тем следует  отметить,  что  либерализм  на  сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим  режимом  для

многих  государств.  Либеральный  режим   может   существовать   только   на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.
5. Другие политические режимы
    Кроме  4-х  вышеперечисленных  политических  режимов  (демократический, авторитарный,  тоталитарный,  либеральный),  существует  ещё  много   других режимов, которые являются разновидностями этих 4-х режимов.

    Например, с древности известны деспотические и тиранические режимы.  Их относят   к   разновидностям   авторитарного   режима.   Фашистский    режим  представляет одну из крайних  форм  тоталитаризма.  Кроме  того,  существуют переходные и чрезвычайные режимы,  которые,  как  правило,  носят  временный характер.

   

    Деспотический режим (despotia  -  в  переводе  с  греч.  неограниченная

власть). Этот режим характерен для монархической формы правления,  а  именно для  абсолютистской  монархии,  когда  власть  осуществляется  исключительно одним  лицом,  становящимся  деспотом.  Деспотии  возникли  в  древности   и характеризовались крайним произволом  в  управлении  (власть  осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным  бесправием  и  подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных  начал  в управлении. Для многих  государств  азиатского  способа  производства  с  их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду,  жесткой

регламентацией  труда,  распределением  его  результатов,   завоевательными, имперскими  тенденциями  деспотический  режим  становился  типичной   формой осуществления власти. В деспотическом  государстве  доминируют  карательная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

    При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства,   возмущения   и   даже   несогласия   подвластных.   Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей  суровостью,  причем,  как правило,  они  не  соответствуют  содеянному,  а  определяются  произвольно. Жесткое подавление применяется весьма широко.

    Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем  Востоке,  в  странах  Азии,  Африки,  Южной  Америке,   словом,   в государствах азиатского способа производства,  рабовладельческих  обществах, некоторых феодальных странах.  Он  характерен  для  ранних  этапов  развития человеческого общества, государственности.  Однако  этот  режим  возникал  и может возникать и в некоторых современных государствах в силу  исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их  политических  лидеров, монархов, способов борьбы  за  власть  и  ее  осуществление  или  подавление

противников режима и т. д.
    Тиранический режим. Тиранический режим — также основан  на  единоличном правлении.  Однако   в   отличие   от   деспотии,   власть   тирана   подчас устанавливается  насильственным,  захватническим  путем,   часто   смещением законной власти, с помощью государственного  переворота.  Она  также  лишена правовых и нравственных начал, построена  на  произволе,  подчас  терроре  и геноциде. Следует  учесть,  что  понятие  “тирания”  имеет  эмоциональную  и политико-правовую  оценку.  Когда  речь  идет  о  тирании  как  политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с  помощью  которых тиран  осуществляет  захватническую  или   государственную  власть.  В  этом смысле власть тирана,  как  правило,  является  жесткой.  Стремясь  подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет  казни  не  только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на  этот  счет.

Кроме того, захватчики широко  используют  и  превентивное  принуждение  для того,  чтобы  посеять  страх  среди  населения.  Овладение   территорией   и населением другой страны  обычно связано не только с физическим и  моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые  существуют  у  народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней  Греции,  в  некоторых средневековых городах-государствах.

    «Тирания как и деспотия, основана на произволе. Однако если в  деспотии

произвол и самовластие обрушиваются  прежде  всего  на   высших  должностных лиц, то при тирании  им  подвержен  каждый  человек.  Законы  не  действуют, поскольку  тираническая  власть  в  большинстве  своем   не   стремится   их создать».[18]
    Фашизм(итал. fascismo, от fascio –  пучок,  объединение).  «Фашистский

режим  представляет  одну  из  крайних  форм  тоталитаризма,  прежде   всего

характеризуемой    националистической    идеологией,    представлениями    о

превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы  господ  и т. д.), крайней агрессивностью».[19]

    Фашизм, как  правило,  основывается  на  националистической,  расисткой

демагогии,  которая  возводится  в   ранг   официальной   идеологии.   Целью

фашистского государства объявляется охрана  национальной  общности,  решение геополитических, социальных задач,  защита  чистоты  расы.  Главная  посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны  перед  законом,  властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой  национальности  расе они принадлежат. Одна нация, раса при  этом  объявляется  высшей,  основной, ведущей в государстве, в  мировом  сообществе,  а  посему  достойной  лучших жизненных условий. Другие нации или расы,  если  и  могут  существовать,  то всего лишь как неполноценные  нации,  расы,  они  в  конечном  счете  должны

уничтожаться. Поэтому фашистский политический  режим  -  это,  как  правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в  итоге  к  страданиям прежде всего своего народа.

    Милитаризация,  поиск  внешнего  врага,  агрессивность,  склонность   к

развязыванию  войн  и,  наконец,  военная  экспансия  определенным   образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

    При  фашизме  происходит  разрушение общечеловеческих  ценностей,   растет   произвол,   упрощаются   карательные процедуры, ожесточаются санкции и вводятся  превентивные  меры,  разрушаются права  и  свободы  личности,  увеличивается   число   деяний,   признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно  расширяет  свои  функции  и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и  личной  жизни. Уничтожаются, либо сводятся на нет конституционные права и свободы  граждан. Фашизм    питается националистическими,  шовинистическими  предрассудками,  заблуждениями.   Фашистское  право  — это право  неравенства  людей,  прежде  всего  по  критерию  их  национальной принадлежности.

    «В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески  фашистской  идеологии  можно  увидеть  во  многих  странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических,  люмпенизированных  слоев населения активно борются за овладение
________________

[18] Теория государства и права: Учебное пособие. Вып.2. М.: Юристъ, 1994.

[19] Философский Энциклопедический Словарь, М., 1983 г.

государственным  аппаратом  либо,  по крайней мере, за участие в его работе».
    Переходные режимы. Переходные режимы формируются  в  результате  победы радикальных  оппозиционных   сил,   могут   существовать   десятилетиями   и отличаются либо демократической, либо  авторитарной  направленностью.  Среди них  своей  спецификой  выделяются   военные   режимы,   устанавливаемые   в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в  центре  и  на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

    Чрезвычайные   государственно-правовые   режимы   устанавливаются   при попытках  государственных  переворотов,  массовых   беспорядках,   стихийных бедствиях,  экологических   и   иных   катастрофах,   угрожающих   жизни   и безопасности   граждан,   нормальному    функционированию    государственных институтов. Они могут распространяться как на  всю  территорию  государства, так и на его отдельные регионы. Введение режима чрезвычайного  положения  связано  с  запрещением  митингов,

шествий,  демонстраций,  ограничением  свободы  печати  и   других   средств массовой информации, приостановлением  деятельности  некоторых  политических партий,  передвижения  транспортных  средств,  установлением  комендантского часа и т.д.

      «Решение   о   введении    особого    режима    принимается    высшими

представительными органами государственной власти либо высшими  должностными лицами в немедленным уведомлением представительных органов».[20]
________________

[20] Теория государства и права: Учебное пособие. Вып.2. М.: Юристъ, 1994.
Глава
III
. Политический режим современной России
    продолжение
--PAGE_BREAK--1. Соотношение политической системы и политического режима в современной России
Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых — репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Ана­литики характеризуют эту систему терминами «автори­тарная демократия», «режимная система», связывая ее воз­никновение со слабостью государства и незрелостью граж­данского общества.

В рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить об амбивалентности (двойственности) современного политического режима. Российский политолог Ю.Красин акцентирует внимание на том, что политическая система нынешней России представляет собой «странный антиномичный симбиоз демократии и авторитаризма, ограничивающий возможности демократического развития и затрудняющий политическое самоопределение страны».[21]

Вполне очевидно, что этот режим не может быть описан только с помощью характеристик «авторитаризм» и «демократия». По мнению одного из реформаторов перестроечной волны А.Яковлева, проблема России заключается в том, что она «находится в состоянии давнего противоборства двух основных тенденций – либерализма и авторитаризма, определяющих на самом деле будущее России».[22]

Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

Для гибридного режима присуще пе­реплетение взаимоисключающих принципов жизнедеятельности. Как отмечает российский политолог Лилия Шевцова, с одной стороны, мы видим персонификацию и нерасчлененность власти, которую она ассоциирует с исторически сложившейся «русской системой». С другой стороны, персонифицированная власть формируется и

________________

[21] Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей // Полис. 2004. №6.    .      С.125

[22] Рене Давид. Основные правовые системы современности. М.:1988.
легитимируется демокра­тическим способом, так как все остальные способы

ее легитимации оказались ис­торически исчерпаны. Такая власть, разрываемая изнутри несовместимыми на­чалами, резюмирует Л.Шевцова,

генетически нестабильна и в це­лях выживания должна постоянно пере­текать из одного режима в другой, не меняя при этом своей сущности. Вместе с тем неразвитость демократических ин­ститутов в России неминуемо ведет к разочарованию в них и появлению в об­ществе тяги к «сильной руке» и к на­деждам, что авторитарный лидер гаран­тирует стабильность и порядок.[23]

Чем более институционализирована политическая система, тем более упорядочено государство, которое угрожает гибридному, относительно автономному режиму. В постсоветской России политическая интеграция происходила на уровне режима, а не на уровне политической системы. В то время как политическая система регулируется конституционными нормами, законами, судебными решениями, режим действует в зависимости от личных связей, покровительства и попыток сохранить свою автономию. Поэтому создание политических институтов не сопровождалось институционализацией политических процессов.

Корнями постсоветского политического режима являются, с точки зрения исследователей, особенности российской политической культуры – патернализм, этатизм и т. д. Консерватизм любой устоявшейся системы настолько велик, что преодолеть его крайне трудно, поэтому результат борьбы не известен. Так, отечественный политолог В.Гуторов полагает, что «трагизм политической, социальной и духовной жизни современной России состоит, прежде всего, в том, что, декларативно порвав с коммунистической системой, она пока не способна ни избавиться от традиций своего недавнего прошлого, ни обрести новых».[24]Аналогичной точки зрения придерживается А.Соловьев: «Россия, как никакая другая страна, демонстрирует приверженность «сквозной» логике властвования, и на смену недолгим периодам «оттепелей», «перестроек» и «демократизаций» неизменно приходит откат к патерналистско-авторитарной модели».[25]

В России общество и власть идеологически сориентированы в разных направлениях. Такое расхождение сложилось исторически, под влиянием опыта существования в имперском и постимперском политическом пространстве. Российская история свидетельствует о том, что процесс формирования государственности из разнородных в политическом, культурном, этническом и конфессиональном отношениях элементов подразумевал преобладание в политической культуре взгляда на единство государства как на упрочение властной вертикали. Только при такой

___________________

[23] Макаров О.В. Соотношение права и государства. \ Государство и право, 1995, №5.

[24]Соловьев А.И. Технологии администрирования: политические резонансы в системе власти современной России // Полис. 2004. №6. С.105.

[25]Шестов Н.И. Идея единства страны и реформа российской политической системы // Полис. 2004. №6. С.112.

структуре верховная власть могла доминировать, не вторгаясь в сферу региональной, экономической, культурной и правовой специфики. Следует также отметить негативное отношение общества к навязыванию идеологию, что явилось следствием коммунистического правления. В данном контексте современный политический режим в России, по мнению Н.Шестова, «антикоммунистичен постольку, поскольку либерально-демократичен».[26]

Примерно до середины 1990-х гг. господствующей тенденцией было движение страны в направлении представительной демократии. Конкретными проявлениями такой политики явилась высокая политическая активность граждан, формирование легальной оппозиции, децентрализация власти, становление системы выборов. Однако, эти достоинства, по выражению О.Смолина, превратились в собственную противоположность: демократизм – в популизм, антибюрократизм – в непрофессионализм, децентрализация – в «парад суверенитетов».

Решительным шагом на пути к демократии является переход к выборной системе формирования власти. Свободные альтернативные выборы сохраняют потенциал для превращения российской демократии из режимной в реальную. Голоса избирателей являются важнейшим ресурсом режимной системы. В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использования голосов в качестве ресурса. Если бы существовал политический потенциал авторитарного ресурса, им бы, несомненно, воспользовались.

В то же время современная политическая практика создает институты, которые формально являются демократическими, но не несут ответственности перед обществом. Так, политические партии, в основном, осуществляют связи с элитой и мобилизуют идеологические и политические ресурсы на межэлитную борьбу. Экономика в России развивается по рыночным законам в отсутствии эффективно функционирующей рыночной системы, поэтому предприниматели стремятся использовать существующие законы для обретения независимости от бюрократии в целях защиты своих личных и имущественных прав. Средний класс по мере своего развития также будет стремиться обеспечить свои имущественные права и личные свободы в системе законов. В результате укрепления законности режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. Для его установления необходимо, чтобы противостояние оппонентов завершилось добровольным принятием всеми сторонами демократических норм и ценностей и согласием институционализировать свои интересы в рамках новой политической системы. Вместе с тем институты демократии (парламент, суды, местное самоуправление) сохраняют способность независимого функционирования и являются фундаментом перехода к демократическому режиму.

___________________

[26]Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие.
Политический психолог Е.Шестопал утверждает, что «ценности демократии усваиваются россиянами ровно в той степени, в какой они соответствуют нашей культуре. Ценности, которые нам органичны, принимаются, а чуждые по духу – отбрасываются. Происходит своего рода естественный отбор элементов демократии, предлагаемых населением властью. … Мы видим сегодня очень серьезный авторитарный запрос со стороны населения…»
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.