Реферат по предмету "Макроэкономика"

Узнать цену реферата по вашей теме


Преимущества и недостатки международной экономической интеграции.

Введение Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX и начале XXI вв. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства. Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно - чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем точнее выверен ее курс взаимодействия с остальным миром, тем выше благосостояние общества и его граждан.


Поэтому знание закономерностей развития мирового хозяйства, меры успеха одних стран и кризисного состояния других, сегодня знать просто необходимо. Мировая экономика является сложной, подвижной системой, находящейся в постоянном изменении. На сегодняшний день нового уровня достиг процесс интернационализации, глобализации производительных сил, в основе которого переплетение предпринимательского капитала. Расширение международного разделения труда теснее связывают национальные хозяйства отдельных стран


мира. Происходит постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия отдельных стран. Развитие внешнеэкономической сферы идёт быстрее национальных хозяйств. На региональном уровне интернационализации мирового хозяйства способствуют процессы интеграции. Развитие интеграционных процессов стало закономерным результатом роста международного движения товаров и факторов их производства, что потребовало создания более надежных производственно-сбытовых связей


между странами и устранения многочисленных препятствий на пути международной торговли и передвижения факторов производства. Это оказалось возможным сделать только в рамках межгосударственных интеграционных объединений на основе многосторонних политических соглашений. Изучением теории международной экономической интеграции занималось множество ученых, которые формировали различные направления, среди которых наиболее известными являются: неолиберализм, неокейсианство, дирижизм


и т.д. I. Преимущества и недостатки международной экономической интеграции. 1. Понятие и сущность экономической интеграции Прежде чем говорить о сущности международной экономической интеграции необходимо дать определение понятию Интеграция. В литературе представлено большое количество определений понятия Интеграция, в данной работе будет представлено несколько определений.


Интеграция (от лат. integer — целый) – означает объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий


осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio – восстановление) – взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики.


Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами. В настоящее время, международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и


факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция. Экономическая интеграция — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной


экономики и политики. Выделяют следующие формы экономической интеграции:  Преференциальная зона,  Зона свободной торговли,  Таможенный союз,  Общий рынок,  Экономический союз,  экономический и валютный союз. Основными признаками интеграции являются:  взаимопроникновение и переплетение национальных


производственных процессов;  структурные изменения в экономике стран-участниц;  необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов. Уровни интеграции:  макроэкономический (интеграция на государственном уровне);  микроэкономический (межфирменные объединения ТНК). 2. Факторы развития международной экономической интеграции 1.Углубление


МПП. 2.Социально-экономическая однородность национальных предприятий. 3.Близкие уровни экономического развития групп стран. 4.Тесное переплетение национальных экономик на микроуровни. 5.Длительный пролет сотрудничества. 6.Общие границы и условия развития. 7.Развитие коммуникационных возможностей. 8.Общность культурных и исторических традиций.


9.Целеустремленность государственных органов и партий стран относительно интеграционных процессов. 10.Объективна необходимость общего решения глобальных проблем человечества. Главные участники и организаторы интеграционного процесса: 1.Государства. 2.Партии. 3.ТНК. 4.Общественные организации. Тенденциями международной экономической интеграции является глобализация мировой экономики и регионализация.


Развитие МЭО, под воздействием специализации и разделения труда, приводит к глобализации. Основные черты глобализации: Изменяется форма производства, она переходит в международную форму в виде ТНК; изменение содержания производства и обмена под воздействием специализации, т.е. ориентация национальной экономики на международные стандарты; принципиальные изменения в хозяйственной жизни - международные центры управления, международные системы информации, система международных стандартов (ГАТТ,


МВФ, органы ООН и т.д.). Регионализация - исторически сложившаяся региональная общность с едиными экономико-географическими, культурными и т.д. сходствами. 1.3 Признаки интеграции Признаками интеграции являются: взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов; на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц; необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных


(наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры). Условия интеграции: 1) развитая инфраструктура; 2) наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база). Уровни интеграции: 1) макроэкономический (государственный уровень); 2) микроэкономический (межфирменный - ТНК). Развивающиеся страны создают интеграционные группировки


для преодоления проблем индустриализации. Число группировок в развивающихся странах составляет приблизительно от 35 до 40. Примером может служить МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями группировки являются - снижение бюджетного дефицита, преодоление кризиса. Цели и значения международной экономической интеграции:


1.Использование преимуществ экономии от масштаба за счет расширения размеров рынка, сокращения трансакционных издержек. 2.Создание более стабильной и предсказуемой среды для взаимной торговли, а также благоприятной внешнеполитической среды, т.е. укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. 3.Создание блока стран для участия в многосторонних торговых и иных переговорах.


4.Содействие структурной перестройке экономики стран, осуществляющих глубокие экономические реформы, при подключении их к региональным торговым соглашениям со странами, находящимися на более высоком уровне рыночного развития. 5.Поддержание молодых отраслей национальной промышленности, для которых в этом случае возникает более широкий региональный рынок. 6.Достижение наиболее высокой эффективности производства. 7.Возможность регуляции социально-экономических процессов на региональном уровне.


8.Насыщение рынка товарами. 9.Обеспечение экономической и политической консолидации и международной военной безопасности. 1.4.Преимущества и недостатки экономической интеграции Преимущества экономической интеграции: 1.Увеличение размеров рынка - действие сквозь масштабы производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимо определение оптимального размера предприятия. 2.Растет борьба между странами.


3.Обеспечение лучших условий торговли. 4.Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры. 5.Распространение новых технологий. Недостатки экономической интеграции: 1. Для более отсталых стран интеграция приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идёт перераспределение в пользу более сильных партнёров. 2. Олигопольный сговор между ТНК стран- участниц , что приводит к повышению цен.


3. Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации. Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных


зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей. Процесс международной экономической интеграции обусловлен развитием и углублением международного разделения труда. От простого обмена товарами - к устойчивой масштабной международной торговле товарами и услугами


к интернациональному перемещению капиталов и созданию новых производств - к тесной производственной и научно-технической кооперации - к совместному ведению производства и управлению. В результате - национальные экономики "проникают" друг в друга. Очевидной становится интернационализация хозяйственной жизни, когда переплетаются многие и разные фазы научно-технической, производственной, инвестиционной, финансово-коммерческой деятельности.


Экономическая взаимозависимость стран и народов становится ощутимой реальностью. Постепенно складываются и становятся особенно тесными всесторонние мирохозяйственные региональные связи, охватывающие многие страны. Международная экономическая интеграция обретает практическое воплощение, определяя и перспективы дальнейшего хозяйственного прогресса. Различают, с точки зрения географических масштабов объединительных процессов, глобальный, региональный,


субрегиональный уровни интеграции. Существуют также различные этапы, или фазы интеграции - от связей взаимозависимости в рамках плюралистической международной системы до формирования единой политической общности. Впрочем, следует сразу же сказать, что последняя является скорее идеальным типом и как феномен реальной практики международных отношений не существует. Научное исследование проблемы интеграции связано с осмыслением реальных интеграционных процессов -


начиная с попытки создания в довоенный период Лиги Наций и вплоть до нынешних усилий США, Канады и Мексики по формированию североамериканского экономического союза - и направлено на то, чтобы выявить в них общие тенденции, связанные с причинами, детерминирующими факторами, основными чертами данного феномена, наиболее продвинутой формой которого является сегодня Европейский Союз. Наиболее известными являются три теоретических направления, или три научные школы:


школа функционализма и неофункционализма, школа федерализма и школа транснационализма (или «плюралистическая школа»). «Функционализм» предлагает не просто расширение межгосударственного сотрудничества в отдельных сферах, которое носило бы чисто технический характер. Он видит в нем путь к достижению политической цели - интеграции государств в более широкую общность через постепенное отмирание их суверенитетов. Наряду с прагматизмом, функциональный подход к исследованию


интеграционных процессов содержит и заметную долю нормативности. Подобная двойственность отчасти способствовала его успеху. В то же время именно практическое применение положений «функционализма» в практике международной интеграции обнаружило и его недостатки. Во-первых, его следствием стала слишком большая децентрализация международного сообщества, определенная дисперсия его усилий. Во-вторых, обнаружилось, что в реальной практике международной


интеграции функциональное сотрудничество не ведет автоматически к «отмиранию суверенитета». Более того, европейский процесс показал, что особенно болезненной является именно проблема передачи государствами «в общий котел» части их экономической, политической и военной компетенции. Указанные недостатки отчасти были воспроизведены и «неофункционализмом», согласно которому потребности сотрудничества в том или ином секторе экономической, социальной или культурной деятельности способны


вызвать эффект цепной реакции в других, что, в свою очередь, приведет к необходимости создания специализированных наднациональных институтов для их координации и таким образом - к ускорению процесса интеграции. При этом начинать следует с ограниченных экономических проектов, которые воспринимаются гораздо легче, чем «крупные повороты». Федерализм рассматривается как договорный отказ от централизма, структурно оформленная дисперсия полномочий между различными центрами, законные полномочия которых гарантируются


конституцией. Международная интеграция на пути федерализма рассматривается по аналогии с «внутренними режимами» государств, построенными на принципах федерального устройства, то есть - на основе этатистской модели. Одним из главных недостатков федералистской модели международной интеграции является то, что при всей своей внешней привлекательности, она имеет значительно меньше шансов на успех, чем функциональная модель, поскольку удельный вес элемента нормативности в ней еще более высок.


Поэтому, учитывая недостатки других рассмотренных выше концепций, реальный процесс международной интеграции может быть понят лишь с учетом комплексного понимания преимуществ каждого из них. В обобщенном виде рассмотренные теоретические модели международной интеграции представлены в таблице: Таблица №1 Теоретические модели международной интеграции "Функционализм" (Д. Митрани) "Неофункционализм" (Э.


Хаас, Л. Линдберг) "Федерализм" (А. Этциони) "Плюрализм" (К. Дойч) Преимущества в преодолении недостатков и решений созидательных проблем - Неадаптиро- ванность гос. структур к уп равлению об щими социаль но-экономичес кими интереса ми; принцип разяеленности. Современ. общество: ин дустриальное, демократичес кое, плюра листическое и идеологически нейтральное. Давление внешней уг розы; угроза процветанию и общим цен ностям. -


Сохране ние своего образа жизни; возможности экономичес кой выгоды для всех Социаль ная мобиль ность. Агенты - Прагматич ная лояльность населения. - Коалиция интересов социально- экономичес ких элит. -Выдающая ся личность; - Политичес кая элита; - Государст во-авангард. Государство- локомотив. Недостатки - Чрезмерная децентрализация


МО и связанные с этим новые проблемы коор динации Делегирова ние политичес ких и военно- политических компетенции сталкивается с приверженно стью государств национальным приоритетам. - Хрупкость коалиций социально-эко номических интересов Национа лизм и восста новление госу дарственной мощи. - Престиж обычных государств. - Слишком продвинутая институализа- ция (сообщес тво амальгам ной безопас


ности). Механизмы Сотрудничество в решении за дач техническо го, экономичес кого, социаль ного характера и его политическое закреп ление. - Роль цент ральных инсти тутов в форми ровании нового "национального сознания"; Передача суверенитетов ново му центру. Постоянное со поставление и согласование то чек зрения. - Институа- лизация; Принятие об- щефедераль- иой конститу ции;


Двойное гражданство в усло виях "двойно го правитель ства"; Субси- диарность. - Институа- лизация. Адекватное и постоянное реагирование политических элитна сигналы и действия заинтересо ванных пра вительств Пути - Замена "вер тикальной" территориаль ной замкнутос ти "горизон тальными" структурами в конкретных сферах; прямые контакты с ад министрацией; "отмирание" нац гос. сувере нитетов. - Совершен ствование меха низмов


ППР; возрастание численности функционеров. - Согласо ванный отказ от централи зации и от политической обособленнос ти. Разграничение полномочий центральных и региональ ных органов власти. - Рост об менов (това рами, идея ми, людьми); расширение сетей комму никаций. Темпы, этапы - Постепен ность: последо вательная пере дача технико- социоэкономич. компетенции международным организациям Делегирова ние прагматич ной лояльности. -


Постепен ность: последо вательное деле гирование со циально-эконо мического суве ренитета (включенность и наднацио нальность) Передача утилитарн. верноподдан ности. - Институци ональная ре волюция; или переходный этап конфеде рации. - Медлен ное соци альное обу чение отказу от исполь зования насилия. Возможный результат - Переплетение МПО огранич. компетенции


Поддержание мира путем распростране ния принципа нетерриториаль ности власти или "отмира ния" государст ва. - Создание территориаль ного государст ва на высшем уровне. - Воссозда ние террито риального государства Достижение мира посред ством полити ческой власти. - Всеобщее распростра нение отказа от примене ния наси лия: "сооб щество плю ралистичес кой безопас ности" Мир не смотря на "плюрализм суверените тов".


Рассмотрим последствия экономической интеграции. Движущей силой международной экономической интеграции выступают фирмы. Они заинтересованы в достижении оптимального масштаба деятельности, в том числе через сотрудничество и кооперирование с иностранными компаниями в рамках региона без таможенных и других ограничений. Фирмы используют преимущества интеграции в следующей последовательности: расширение рынков сбыта создает предпосылки для оживления международной торговли; это в свою очередь становится импульсом к реорганизации


производства товаров и услуг и оживлению в экономке. Последнее создает стимулы для роста инвестиций и ведет в конечном счете к росту прибылей. Одновременно происходит санация фирменной структуры - в результате расширения рынка сильные (но не обязательно крупные) фирмы становятся еще могущественнее, а слабые, которые находили ниши и удерживались на национальных рынках, не выдерживают конкуренции на международном рынке, разоряются и поглощаются


более сильными. С ликвидацией границ и унификацией стандартов к требованиям международного рынка могут приспособиться только сильные динамичные предприятия. В условиях международной экономической интеграции на уровне участников внешнеторговых сделок учитываются следующие экономические эффекты: отсутствие необходимости содержать торговые представительства в каждой стране; рост преимуществ узкой специализации экспорта за счет эффекта масштаба; увеличение спроса в


рамках региона; рост степени ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров: растущие доходы, которые позволяют успешнее осваивать рынки третьих стран. На макроуровне принимается в расчет, что внутрирегиональная торговля становится эффективнее; появляются новые возможности для использования оптимального месторасположения предприятий на территории интеграционной группировки; снижаются издержки производства и сбыта товаров и услуг; растущая емкость рынка позволяет


увеличивать расходы на НИОКР. Правовая база региональной экономической группировки обычно направлена на защиту экономически более слабых стран-членов. Она уменьшает негативное воздействие конъюнктурного характера со стороны мирового хозяйства и формально отвечает интересам как сильных, так и слабых ее участников. Известно, что в последние годы начала проводиться активная региональная политика на наднациональном уровне. Согласно достигнутой в Маастрихте в декабре 1991 г. на сессии


Европейского совета договоренности в 1992 г. создан новый фонд, через который более процветающие государства сообщества будут оказывать помощь менее развитым (Испании, Португалии, Греции и Ирландии). Это дело не одного десятка лет. А пока регионы имеют очень разную экономическую силу. Бедные попадают в зависимое положение, выступая в роли просителей и перед


ЕС, и перед своим правительством. Специалисты, изучавшие проблемы регионализации в Европе, высказывают некоторые опасения, которые имеют самое непосредственное значение для трансформирующихся стран. «Очевидно, именно бедные периферийные районы Сообщества должны в первую очередь получить большую независимость в принятии политических решений и возможность контролировать достаточные финансовые средства.


Это поможет им ускорить темпы экономического развития и сделать его более автономным от центра и богатых передовых районов. По мере завершения создания единого внутреннего рынка из-за резкого усиления конкуренции региональные диспропорции, вероятно, будут иметь тенденцию к обострению. Преимущества экономической интеграции в первую очередь помогают передовым, процветающим районам. В то же время создание единого рынка может породить новые виды экономической периферии.


Эволюционные процессы не бывают справедливыми. Жертвами создания единого внутреннего рынка будут слабоконкурентоспособные районы, хотя, естественно, могут быть и исключения. Некоторые районы могут получить новые возможности для ускорения своего развития в более открытой экономике Сообщества, при более либеральном еврорежиме. Другие районы, напротив, могут понести сильные потери ». Сближение и сращивание национальных хозяйств приводит к существенному пересмотру подходов к развитию


многих отраслей национальной экономики в каждой стране и необходимости координации и приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам стран - участниц интеграционного объединения. В этой связи появляется необходимость повышения уровня регулирования межгосударственных хозяйственных связей путем ограничения суверенитета каждого государства и создания наднациональных органов управления, в функции которых входит разработка, координация и контроль отдельных сфер экономик стран - участниц


интеграционных объединений. В то же время, уступая часть своего суверенитета, интегрирующиеся государства как бы приобретают в общее пользование часть суверенитета других государств. При этом предметом острых противоречий обычно остается определение допустимых пределов делегирования экономического и политического суверенитета в коллективное пользование. В частности, обязанность интегрирующегося государства приводить свои технические нормы и стандарты


в соответствие со стандартами, принятыми в интеграционном объединении, может наносить существенный материальный ущерб национальным фирмам, поставлявшим продукцию на местный рынок. Национальные стандарты защищали производителей от иностранных конкурентов, продукция которых по таможенным правилам должна была соответствовать стандартам страны-импортера. Примером ограничения суверенитета государств в использовании технических норм и стандартов по своему


усмотрению могут служить правила ЕС, в соответствии с которыми правительства стран - членов Союза обязаны посылать в Комиссию Европейского союза (КЕС) для утверждения все законы, касающиеся технических стандартов. В случае несоответствия национальных технических стандартов нормам ЕС и отказа правительства привести их в надлежащее соответствие с этими нормами КЕС передает дело на рассмотрение в другой наднациональный орган -


Суд Европейского союза. Ограничения суверенитета интегрирующихся государств могут наносить существенный ущерб целым отраслям производства этих стран. Так, условиями договора о таможенном союзе, заключенного между Европейским союзом и Турцией в 1995 г предусматривалось устранение барьеров (тарифов) во взаимной торговле. Если для экономики Турции в целом этот договор был благоприятным, так как давал возможность получать от ЕС льготные займы и безвозмездные ссуды, то автомобильная промышленность ее, ранее защищенная 40%-


ным протекционистским тарифом, понесла большие потери от наплыва в страну западноевропейских автомобилей. Примером защиты своего суверенитета в проведении независимой национальной политики в денежно-кредитной сфере может служить отказ Великобритании, Греции, Дании и Швеции от присоединения к введению единой общеевропейской валюты - евро - в рамках экономического и валютного союза стран - членов ЕС с 1 января 1999 г


По мнению ряда экспертов ВТО, преференциальные соглашения внутри международных экономических интеграционных объединений порой серьезно подрывают главное правило ГАТТ/ВТО - взаимное предоставление (глобальное) странам-членам режима наибольшего благоприятствования. Преференциальные взаимные соглашения между членами интеграционных региональных группировок могут игнорировать его, легально предоставляя партнерам по группировке значительно большие торговые льготы, чем другим


странам - членам ГАТТ/ВТО. Кроме того, государства - члены интеграционных объединений порой применяют антидемпинговые меры и "добровольные" ограничения экспорта к предприятиям третьих стран в обход норм ГАТТ/ВТО. В то же время, по мнению многих исследователей, противоречия между глобализацией и регионализацией не являются непреодолимыми. "Современный регионализм вполне совместим с многосторонностью" полагает один из видных теоретиков


в области изучения мировой торговли, профессор экономики Колумбийского университета (США) Джагдиш Бхагвати. Практически все участники интеграционных процессов заявляют о своей приверженности принципам ВТО, открытости и недискриминационности торгово-экономических отношений и образований. Завершая рассмотрение проблем международной экономической интеграции, следует подчеркнуть, что интеграционные


процессы являются многомерным и сложным явлением, не поддающимся единой и окончательной оценке. Поэтому та или иная региональная (субрегиональная, государственная) модель интеграции не может быть механически «перенесена» - ни в теоретическом, ни (тем более) в практическом плане - на другой, даже очень «похожий» регион, но с иными социокультурными и экономическими особенностями и традициями. Заключение В ходе контрольной работы я раскрыла сущность понятия международной экономической интеграции,


определила объективные предпосылки, уровни, цели, задачи и преимущества интеграции. В ходе курсовой работы я исследовала последствия международной экономической интеграции, а также проанализировала современные направления международной экономической интеграции и уделила внимание проблемам интеграционного развития. В целом международная экономическая интеграция – это характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития


региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран участниц интеграционных группировок. Международная экономическая интеграция это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Классические формы международной экономической интеграции: зоны свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения между странами участницами интеграционного объединения и прежде всего снижаются


или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ для товаров, услуг, капитала и людей; экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и


валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением. Список использованной литературы 1. Булатова.A.C Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова М.:Юристъ, 2000 734 с. 2. Кудров.В.М. Мировая экономика М.: Бек, 2002 112с 3. Николаева.И.П. Мировая экономика / Под ред. Николаевой


И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 78с. 4. Хейфец. В.Л, Овденко. А.А. Международная интеграция -Спб.: ГУАП, 2003 68с. 5. Кучуков Р Савка А. Мировое хозяйство и тенденции интеграции // Экономист. -2005. -№ 7 C.10-22. 6. Мировая экономика: Учебник для вузов / А.С.Булатов, Е.Б.Рогатых, Р.Ф.


Волков и др.; Под ред. А.С.Булатова. -М.: Юрист, 1999. -734с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.