Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"

Узнать цену реферата по вашей теме


Психологические особенности управленческой деятельности в экстремальных ситуациях

Птуха Николай Иванович, Курбанов Вадим Джумикулыч,Сорокин Константин Владимирович
Экстремальнаяситуация, как многомерное явление, представляет  собой временное стечениенегативных обстоятельств, выражающихся в особых,  неблагоприятных условиях длядеятельности человека. В деятельности органов  внутренних дел, это особыеусловия, отличающиеся от обычных, специфическим  подходом к решениюпрофессиональных задач, мобилизацией внешних и  внутренних резервов позволяющихдействовать на пределе своих возможностей.
Вбольшинстве случаев, это выполнение задач, связанных с применением  оружия припроведении операций по розыску и задержанию вооруженных и особо  опасныхпреступников, ликвидации бандитских формирований, пресечение  массовыхбеспорядков в местах содержания под стражей и т.д.
Механизмвыработки управленческого решения в экстремальных  ситуациях заключается вустановлении посредством мышления целесообразных  действий, логическомпланировании деятельности, выработке адекватной  противоречиям ситуации и программыреагирования.
Эффективностьпсихологического обеспечения руководящего состава  органов внутренних делвыражается в подготовленности руководителя к  действиям в особых условиях,адекватной оценке своей роли в решении  оперативно-служебных задач, возможностипринятия управленческого решения и  ответственности за его реализацию.
Эффективностьвыработки управленческого решения, как известно из  теории и практики, напрямуюзависит от личных качеств руководителя, его  теоретической и практическойподготовленности, и состояния, в котором он  находится в период оценкиэкстремальной ситуации.
Оптимальнымпсихологическим состоянием является соотношение  внутренней личностнойготовности к действиям с реальной возможностью их  осуществления, чтовыражается в следующих проявлениях:
— полном осмыслении происходящего и адекватной оценкой обстановки;
— четком представлении плана действий и его реальной применимости к  спецификесложившейся обстановки;
— уверенности в успешности предпринимаемых действий;
— уверенности в себе, коллегах, подчиненных, техническом оснащении  и вооружении;
— оптимальном уровне эмоционального напряжения;
— полном самоконтроле и самоуправлении.
Достижениеоптимального психологического состояния, процесс  требующий от руководителейсерьезного подхода, настойчивости, терпения,  творческого подхода к выработкеопределенных психологических личностных  качеств, необходимых в условияхэкстремальности.
Говоряо системе психологического обеспечения руководящего состава  призванного решатьоперативно-служебные задачи в экстремальных ситуациях,  необходимо исходить изпосылки, что достижение положительных результатов  будет эффективным, еслисконцентрировать внимание на три направления:
— психологическая подготовка в процессе специального учебного курса  (теоретическиеаспекты и тренинги);
— психологическая подготовка в ходе повседневной служебной  деятельности;
— психологическая практика в процессе выполнения реальных  оперативно-служебныхзадач, непосредственно в экстремальной ситуации, но  с наименьшим объемом задачи ответственности, под непосредственным  контролем опытныхнаставников-консультантов.
Организованнаятаким образом система подготовки руководящего  состава позволит определитьнаправление формирования и изменения  психологического состояния под влияниемреальных условий выполнения  оперативно-служебных задач, как в условияхповседневности, так и  экстремальности. Постепенно, с повышениемпрофессионализма и уровня  психологического состояния, переходное состояниемежду повседневностью и  экстремальностью становиться условным, а конкретныедействия в критических  моментах становятся более методичными и выполняютсяпочти автоматически,  что позволяет положительно решать вопрос дефицитавремени, которое при  наличии, может использоваться руководителем дляосмысления (с последующей  при необходимости коррекцией на спецификуситуации)экстремальной ситуации.
Впроцессе принятия управленческого решения руководителю в  экстремальныхситуациях следует учитывать следующие этапы способствующие  качественномупринятию решения:
1.Формирование замысла.
2.Построение решения.
3.Принятия окончательного варианта решения и доведение его до  исполнителей.
4.Контроль за исполнением решения.
Накаждом этапе принятия управленческого решения руководитель  должен четкопредставлять структурную схему процесса поэтапной выработки  решения вэкстремальных условиях. Это позволит избежать психологического  срывапроявляющегося в торможении мыслительных процессов сказывающихся на  оперативностипринятия качественного решения, что напрямую связано с  достижением конечнойцели — успешным выполнением возложенных на вверенное  ему подразделение задач иликвидацией экстремальных условий деятельности в  максимально короткий срок.
Процесспоэтапной выработки решения начинается с анализа исходных  ситуативных данных,который перерастает в формирование замысла. Замысел  имеет следующую структуру:
1.Процесс осмысления проблемы ситуации, требующей разрешения.
2.Определение цели и способа(ов) действий.
3.Определения объема конкретно решаемых задач.
Следующийэтап выработки управленческого решения в экстремальных  ситуациях — «принятие решения».
Принятиерешения — это логико-волевой акт окончательного выбора  варианта действий,заканчивающийся доведением конкретного варианта решения  до исполнителей счетким предписанием ролевого участия.
Психологическоеобеспечение принятия управленческого решения  заключается в выработке уруководителя определенных психологических  качеств, необходимых длякачественного осмысления вышеназванных этапов  принятия управленческого решенияв экстремальных ситуациях.
Вобщем виде экстремальная ситуация представляет собой  совокупность обязательстви условий, оказывающих сильное психологическое  воздействие на человека.
Действияв экстремальных условиях напрямую сопряжены с той или  иной формой психическогонапряжения личности.
Психическиесостояния личности в экстремальных условиях могут  иметь следующие проявления — эмоциональную лабильность, высокий уровень  тревоги, состояние перенапряжения,стресса, фрустрации, аффекта.
Стресс- нервно-психическое перенапряжение, вызванное неожиданным  сверхсильнымраздражителем. Обычно стрессовое состояние возникает в  результате воздействияпсихотравмирующих факторов в неожиданных ситуациях  или в случаях, сопряженныхс повышенной ответственностью. Проявляется  стресс в трех сферах:
— эмоциональной (страх, ярость, растерянность);
— вегетативной (потливость, повышение давления, тошнота,  побледнение илипокраснение лица и т.д.);
— двигательной (дрожь, скованность, судорги).
Особоеместо в рассмотрении стресса занимает психологическое  состояние, возникающеевследствие реальной или воображаемой помехи,  препятствующей достижению цели,называющееся фрустрацией.
Защитныереакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности  или уходом оттрудной ситуации (перенос действий в воображаемый план), а  также возможноснижение сложности поведения. Фрустация может привести к  рядухарактерологических изменений связанных с неуверенностью в себе или  фиксациирегидных форм поведения.
Механизмфрустрации достаточно прост: сначала возникает стрессовая  ситуация, приводящаяк перенапряжению нервной системы, а затем это  напряжение«разряжается» в ту или иную наиболее уязвимую систему.
Аффект- состояние, быстро овладевающее человеком, бурно  протекающее ихарактеризующееся изменением сознания, падением волевого  контроля заповедением. Оно является эмоциональным взрывом, вызванным  дефицитом информациии времени для адекватной оценки сложившейся ситуации.
Каффектам относятся: ярость, растерянность, восторг, отчаяние и др. В  зависимостиот интенсивности раздражителя и индивидуально-психологической  устойчивостиличности аффект может проявляться либо в малоконтролируемых  актах поведения(паническом бегстве, агрессии), либо в  пассивно-оборонительных реакциях(обмороке, оцепенении).
Высокийуровень психологической напряженности возникает в  результате противоборстваальтернативных мотивов поведения у нескольких  лиц (межличностный конфликт) илиборьбы нескольких мотивов у одного  человека (внутриличностный конфликт). Такиесостояния можно наблюдать при  задержании преступника, при выборе междусложившимися представлениями о  долге, совести и т.д.
Кпсихотравмирующим факторам относятся:
— лично-семейные конфликты (оскорбления, обвинения, унижения,  ревность, развод,одиночество, половая несостоятельность и т.д.);
— административно-правовые (совершение проступка, конфликт с  законом и т.д.);
— профессиональная несостоятельность.
Каждыйиз источников экстремальных ситуаций может вызвать либо  один из четырех типовпроявления критических состояний, либо несколько  одновременно. К примеру,процесс непосредственного задержания преступника  может вызвать одновременностресс и фрустрацию. Наиболее влияющим эффектом  на активизацию личностных качествявляется стресс, как более  распространенная в сфере силовых структур формакритического состояния  вызванная нервно-психическим перенапряжением.
Любоенеожиданное изменение ситуации, требующее быстрой  перестройки ожиданий,активных действий или переоценки своих возможностей  - в какой-то степенистресс. И чем неожиданнее событие, чем более  непредсказуемое будущее оносулит, тем стресс сильнее.
Входе своей деятельности руководители сталкиваются с целым рядом  проблемтребующих психологической устойчивости.
Замечено,что стресс характеризуется наличием трех фаз: тревоги,  сопротивления иистощения. Люди с устойчивой психикой сравнительно быстро  преодолевают фазутревоги и «берут себя в руки». Психически неустойчивых  охватываетволнение, они «сдаются». Однако и психически устойчивые люди  придлительном воздействии на них неблагоприятных раздражителей не могут  избежатьразрушающих воздействий фазы истощения.
Руководителиподразделений выполняющих оперативно-служебные задачи  в экстремальных условияхдолжны обладать определенными личностными  качествами способствующимипоэтапному логическому мышлению в процессе  выработки управленческого решения вэкстремальных условиях.
Кстрессоустойчивым характеристикам руководителя можно отнести  
следующиеличностные качества:
— высокая компетентность в профессиональной деятельности;
— умение обосновать поставленные цели и заставить подчиненных  верить внеобходимость их достижения;
— высокий уровень правосознания, социальной ответственности;
— устойчивая адекватная самооценка;
— умение управлять собой, своими эмоциями;
— способность к волевому воздействию;
— способность сохранять собранность в условиях стимулирующих  возбуждение;
— упорство в преодолении возникающих трудностей;
— умение гибко и быстро использовать знания и видоизменять  доведенные доавтоматизма действия в соответствии со складывающейся  обстановкой;
— способность успешно действовать в условиях дефицита времени и  отвлекающихфакторов;
— умение дать объективную оценку действиям других людей;
— наличие лидерских (организаторских) способностей;
— обладание широким спектром стилей поведения в конфликтных  ситуациях;
— способность находить новые необходимые решения;
— аргументированность критического анализа ситуации;
— умение прогнозировать ход событий
Наличиеу руководителя данных личностных качеств, способствует  качественномувыполнению профессиональных задач в экстремальных ситуациях.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bezopasnost.edu66.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансовый рынок как сфера функционирования финансового менеджмента
Реферат Формирование стратегического управления как фактор повышения конкурентоспособности фирмы
Реферат Управленческое воздействие
Реферат Цели и структура непрерывного образования
Реферат Цели и задачи инвестиционного менеджмента
Реферат Экономические механизмы менеджмента
Реферат Четыре уровня неопределенности
Реферат Newspaper And Magazines Essay Research Paper Newspaper
Реферат Функциональная подсистема системы менеджмента
Реферат Экономика и менеджмент внутрифирменных структур
Реферат Функции, принципы и методы менеджмента
Реферат Школа административного управления. Принципы управления А. Файоля
Реферат Функции менеджмента в организации
Реферат Формы организации производства
Реферат Этапы эволюции и развития организационных структур управления