Реферат по предмету "Другое"

Узнать цену реферата по вашей теме


Мониторинг как условие обеспечения качества дошкольного образования


Р.Г. Резаков,Т.А. Никитина


Проблема повышения качества образования в современных общеобразовательных учреждениях не могла не проявиться и в системе дошкольного образования. Качество дошкольного образования рассматривается как комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования требованиям действующих нормативноправовых документов и удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством дошкольного образования. Вместе с тем обеспечение качества дошкольного образования и его доступности для разных социальных групп населения - одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в Российской Федерации.


Одним из путей решения проблемы обеспечения качества дошкольного образования является создание эффективных механизмов оценки данной деятельности. Этот процесс неизбежно приведет к необходимости переосмысления понятийного аппарата, разработке разнообразных процедур и механизмов оценки качества образования (диагностика, анализ, контроль, мониторинг и др.) с учетом имеющихся в педагогических исследованиях современных требований, предъявляемых к качеству образования.


Мониторинг деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) как ведущее условие обеспечения качества образования должен способствовать выполнению требований модернизации образования в указанном выше направлении. С нашей точки зрения, эффективность организации и проведения мониторинга деятельности дошкольного образовательного учреждения определяется разработанностью критериев, показателей, параметров, технологии принятия управленческих решений по результатам мониторинга деятельности дошкольного образовательного учреждения, а также наличием разработанного инструментария.


С этой точки зрения, представляют интерес позиции специалистов в отношении проблемы качества дошкольного образования и обоснования существующих в науке понятий, связанных с данной проблемой. В настоящее время достаточно полно раскрыто понятие «качество дошкольного образования» [4: с. 4]; разработаны диагностические методики оценки качества дошкольного образования [2: с. 17]; определены функции органов управления по оценке и повышению качества дошкольного образования [1: с. 32]; дополнены и уточнены - по отношению к дошкольному образованию - такие понятия, как «качество условий», «качество содержания», «качество результатов»: «Применительно к системе дошкольного образования, можно сформулировать определение качества дошкольного образования как цель, содержание, условия реализации и результаты освоения основной образовательной программы» (Институт стратегических исследований в образовании РАО [сайт]. URL: http://do.isiorao.ru/document/doklad 14 maja.doc).


Одним из методов оценки качества можно считать «мониторинг как процедуру сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления и позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития» [3: с. 153].


Необходимо отметить, что и теоретиками, и практиками мониторинг деятельности дошкольного образовательного учреждения как условие обеспечения качества дошкольного образования понимается как система действий, направленная на использование результатов мониторинга для повышения эффективности образовательного процесса в ДОУ с целью обеспечения качественного развития ребенка в дошкольном возрасте. Таким образом, целью мониторинга деятельности дошкольного образовательного учреждения является обеспечение адекватного информативного отражения состояния качества образования в дошкольном образовательном учреждении, позволяющее осуществить аналитическое обобщение и использовать полученные результаты.


Исходя из этого, в мониторинге должны быть определены четыре основных параметра, характеризующих:


соответствие деятельности дошкольного образовательного учреждения требованиям действующих нормативно-правовых документов;


соответствие условий обеспечения воспитательно-образовательного процесса требованиям действующих нормативных правовых документов;


степень удовлетворенности родителей качеством деятельности дошкольного образовательного учреждения;


соответствие результатов развития воспитанников требованиям действующих нормативно-правовых документов.


Следовательно, если мы ставим задачу оценки качества дошкольного образования в учреждении, то необходимо учитывать как минимум данный набор параметров. Однако практика показывает, что даже грамотно разработанная основная общеобразовательная программа дошкольного образования еще не является гарантией достижения качества дошкольного образования в данном образовательном учреждении. Необходимы дополнительные условия для того, чтобы она была эффективно реализована. Окончательные выводы об эффективности основной общеобразовательной программы можно сделать только на основании достижения детьми планируемых в данной программе результатов и удовлетворенности основных потребителей услуг - родителей - достижениями и успехами своих детей, а также в немалой степени - теми условиями, которые созданы для их детей в ДОУ.


Вместе с тем дополнительные условия для осуществления образовательного процесса также не есть гарантия качества дошкольного образования: например, в случае, если основная общеобразовательная программа дошкольного образования разработана с нарушениями нормативных требований, предъявляемых к ней.


По нашему мнению, оптимальные организационные схемы и формы процедуры оценки качества дошкольного образования должны быть следующими на уровне образовательного учреждения - самооценка (в форме самообсле- дования и самоанализа). Процедура оценки - организованная система мониторинга:


а) наблюдение за собственной деятельностью (по разработке и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, условий ее реализации и результатов ее освоения) с целью выявления ее соответствия нормативным требованиям, прогнозирования ее развития;


б) система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ее соответствии нормативным требованиям.


Методы, применяемые при измерении параметров, характеризующих качество дошкольного образования или соответствие дошкольного образования требованиям нормативных правовых документов:


анализ (данных, документации и др.);


наблюдение;


сбор, формализация, группировка, обработка данных и др.


Участники мониторинга на уровне дошкольного образовательного учреждения:


руководящие работники, в том числе:


руководитель (заведующий),


заместитель руководителя (старший воспитатель);


педагогические работники, в том числе: педагог-психолог,


педагоги-специалисты (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель и др.), воспитатели;


родители и/или лица, их заменяющие.


Способом измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования, является шкалирование по степени их соответствия требованиям нормативных документов и фактическому наличию с использованием балльной шкалы. Измеряются и суммируются баллы по всем показателям. Суммарный (итоговый) балл по данному параметру (на основе суммы баллов оценки показателей) фиксируется.


Результаты оценки качества дошкольного образования используются в процессе управления ДОУ, в том числе при осуществлении всех этапов управленческого цикла и таких функций управления, как мотивационно-целевая, информационно-аналитическая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная.


Применив мониторинг в деятельности дошкольных образовательных учреждений, мы провели первичный сбор информации с целью выявления основных проблем и оценки качества дошкольного образования.


Базой для апробации стали 5 дошкольных образовательных учреждений Юго-Западного административного округа города Москвы. Дошкольные образовательные учреждения, участвующие в апробации представлены следующими видами: детский сад - 3, детский сад комбинированного вида - 1, центр развития ребенка - детский сад - 1.


По результатам внешней независимой оценки содержания деятельности дошкольных образовательных учреждений выявлено следующее:


все дошкольные образовательные учреждения, участвовавшие в мониторинговом исследовании, имеют соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности. Выявлено соответствие имеющихся в лицензии и реализуемых в образовательном учреждении образовательных программ;


устав, локальные акты дошкольных образовательных учреждений соответствуют обязательным требованиям;


годовые планы работы всех дошкольных образовательных учреждений утверждены в установленном порядке.


Таким образом, оценка деятельности ДОУ по критерию «Регламентация деятельности образовательного учреждения» оказалась положительной. Не выявлены несоответствия обязательным требованиям во всех дошкольных образовательных учреждениях, принявших участие в мониторинге.


Анализ деятельности ДОУ по критерию «Соответствие содержания образования в образовательном учреждении федеральным государственным требованиям» дал следующие результаты:


Основная образовательная программа дошкольного образования имеется во всех ДОУ и утверждена в установленном порядке. Программы разработаны с учетом требований СанПиН. Во всех программах логично обосновано программно-методическое обеспечение, учитываются принципы и подходы, обозначенные в Федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание программ ориентировано на применение деятельностного и личностно-ориентированного подходов.


Вместе с тем были выявлены следующие недостатки в трех образовательных программах:


Структуры образовательных программ 60 % ДОУ не соответствуют требованиям ФГТ (Российское образование. Федеральный портал: [сайт]: URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm655-1.htm), а именно:


в нарушение пункта 2.3. ФГТ содержание образовательной области «Физическая культура» представлено без учета возрастных особенностей детей;


в нарушение пункта 2.3. ФГТ содержание образовательных областей представлено без учета возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития воспитанников: физическому, социальноличностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому;


в нарушение пункта 2.4. ФГТ в содержании основной общеобразовательной программы не был учтен принцип интеграции образовательных областей;


в нарушение пункта 2.4 ФГТ в содержании образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация» не представлены формы построения образовательного процесса.


В 60 % ДОУ не предусмотрен промежуточный и итоговый мониторинг усвоения детьми содержания обязательной части Программы. Данное обстоятельство не позволяет провести оценку по такому параметру, как «Особенности развития воспитанников», который является приоритетным в структуре мониторинга деятельности дошкольного образовательного учреждения.


Внешняя независимая оценка условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольными образовательными учреждениями и последующий анализ дали следующие результаты:


По критерию «Соответствие кадровых условий обязательным требованиям» было выявлено нарушение пункта 1.2. ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Российское образование. Федеральный портал: [сайт]: URL: http://www.edu. ru/db/mo/Data/d_11/prm2151-1.htm). Из 107 сотрудников, участвующих в анализе, 2 (1,86 %) педагога, работающих в должности «воспитатель», не имеют педагогического образования; 41 % педагогов необходимо пройти курсы повышения квалификации педагогических работников.


По критерию «Соответствие материально-технических условий обязательным требованиям» в результате внешней независимой оценки было выявлено, что в части наличия материально-технических условий все ДОУ полностью соответствуют обязательным требованиям.


По критерию «Соответствие учебно-материальных условий обязательным требованиям» обнаружено, что в части наличия учебно-материальных условий все ДОУ частично соответствуют требованиям.


Имеется неполное соответствие требованиям по таким показателям, как:


предметно-развивающая среда образовательного учреждения (группы);


оборудование для продуктивной деятельности;


материалы и оборудование для двигательной активности.


По критерию «Соответствие информационно-методических условий обязательным требованиям» было выявлено, что в части наличия информационно-методических условий у 40 % ДОУ условия частично соответствуют обязательным требованиям; у 60 % - условия не соответствуют обязательным требованиям.


Имеется неполное соответствие требованиям по таким показателям, как:


возможность управлять в электронной форме образовательным процессом;


возможность использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы.


Обнаружено несоответствие требованиям по такому показателю, как возможность проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в электронной форме.


По критерию «Соответствие психолого-педагогических условий обязательным требованиям» выявлено, что в части наличия психолого-педагогиче- ских условий все ДОУ соответствуют обязательным требованиям.


По критерию «Соответствие медико-социальных условий обязательным требованиям» обнаружено, что в части наличия медико-социальных условий все ДОУ соответствуют обязательным требованиям.


В анкетировании родителей по вопросу удовлетворенности качеством работы ДОУ приняло участие 118 родителей воспитанников старшего дошкольного возраста. Анализ анкетирования показал следующее:


по критерию «Комфортность пребывания детей в ДОУ»: все родители, участвовавшие в анкетировании, удовлетворены комфортностью пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, качество работы ДОУ по данному критерию оценивается положительно и соответствует запросам родителей;


по критерию «Оценка деятельности администрации и педагогов ДОУ»: все ДОУ имеют стабильный высокий результат - 100 % родителей удовлетворены качеством работы ДОУ по данному направлению.


Однако были выявлены следующие недостатки:


В 60 % ДОУ из 70 родителей, участвовавших в анкетировании, 47 (67,14 %) родителей не в полной мере удовлетворены образовательным уровнем развития детей в ДОУ. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что именно эти ДОУ не предусматривают в своей деятельности промежуточный и итоговый мониторинг усвоения детьми содержания обязательной части Программы.


Таким образом, если само дошкольное образовательное учреждение не прогнозирует результаты своей работы и не анализирует свою деятельность в данном направлении, то оно соответственно не может корректировать данный процесс и тем самым влиять на результаты.


В 20 % ДОУ выявлено, что из 24 родителей, принявших участие в анкетировании, 20 (83,33 %) родителей не имеют возможность принимать участие в управлении ДОУ.


Особенности развития воспитанников оценивались только на уровне образовательного учреждения. В оценке особенностей развития приняло участие 234 воспитанника старшего дошкольного возраста.


Оценка развития воспитанников являлась ключевым параметром мониторинга деятельности дошкольного образовательного учреждения и включала в себя оценку уровня освоения воспитанниками старшего дошкольного возраста образовательных областей.


Оценка освоения воспитанниками образовательных областей определялась воспитателями групп в середине (декабрь) 2010/2011 учебного года.


В соответствии с федеральными государственными требованиями развитие интегративных качеств воспитанников ДОУ должно обеспечиваться в воспитательно-образовательном процессе в ходе освоения образовательных областей и во всех видах детской деятельности. Таким образом, существует прямая зависимость между развитием интегративного качества и уровнем освоения воспитанниками соответствующих образовательных областей. В связи с этим оценка уровня освоения воспитанниками образовательных областей имеет особое значение и является наиболее важным параметром деятельности дошкольного образовательного учреждения.


До настоящего времени наиболее распространена была оценка качества дошкольного образования в процессе психолого-педагогической диагностики. Вместе с тем, в отличие от диагностики, процедура мониторинга позволяет оценить не только результаты, но и содержание и условия дошкольного образования. В процессе мониторинга можно получить данные о качестве дошкольного образования на протяжении достаточно длительного периода времени, обеспечить дошкольному образованию систематичность сбора информации и точность конечного результата - оценку динамики достижений детей, условия реализации образовательных программ.


Роль мониторинговой деятельности в оценке качества деятельности дошкольных образовательных учреждений была проанализирована в рамках определения состояния качества дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях города Москвы по следующим направлениям оценки:


а) установление соответствия основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в проверяемом дошкольном образовательном учреждении, федеральным государственным требованиям;


б) установление наличия и эффективного использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с федеральными государственными требованиями;


в) установление наличия в штате педагогических работников, численность и образовательный ценз которых соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об образовании;


г) установление наличия и системного использования мониторинга качества образования;


д) установление соответствия инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения и безопасности воспитанников.


Оценка состояния дошкольного образования по предложенным выше направлениям позволила выделить основные тенденции в развитии системы дошкольного образования города Москвы.


Столичная система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности населения и предоставляющую спектр образовательных услуг: присмотр и уход за детьми, их оздоровление и развитие, коррекция отклонений физического и психического развития; развитие детей по одному или нескольким направлений: познавательно-речевое, социальноличностное, художественно-эстетическое или физическое, а также дополнительных услуг - по выбору ребенка, его родителей и/или их законных представителей, в соответствии с рекомендациями специалистов.


В системе Департамента образования города Москвы функционирует 2043 дошкольных образовательных учреждений разных видов. Из них за период с сентября 2010 по май 2012 г. в 356 была проведена проверка качества образования:


203 - ГБОУ детский сад;


59 - ГБОУ детский сад общеразвивающего вида;


28 - ГБОУ центр развития ребенка - детский сад;


47 - ГБОУ детский сад комбинированного вида;


9 - ГБОУ детский сад компенсирующего вида;


3 - ГБОУ детский сад присмотра и оздоровления;


3 - ГБОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию;


2 - ГБОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию;


1 - ГБОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию;


1 - детский сад для детей раннего возраста.


Оценка качества дошкольного образования в городе Москве выявила наличие недостатков по всем направлениям исследования.


За период с сентября 2010 по май 2012 г. из 356 ДОУ нарушения были выявлены в 158 дошкольных образовательных учреждениях, что составило 44,4 %. Следует отметить, что в 2010/2011 учебном году из 226 ДОУ нарушения были выявлены в 71 ДОУ (31,4 %), а в 2011/2012 учебном году, с учетом меньшего числа дошкольных образовательных учреждений, участвовавших в проверках, из 130 ДОУ в 87 ДОУ (66,9 %) были выявлены нарушения.


В соответствии с рассматриваемой проблемой особое внимание привлекли нарушения по направлению установления функционирования системы мониторинга качества образования:


нарушение пункта 3.5 Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе раздела «Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы». В 41 % ДОУ не описаны интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения Программы; промежуточные результаты освоения программы не раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей;


нарушение пункта 3.6. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе - система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. В 27 % ДОУ система мониторинга включает в себя только низко формализованные методы и не предусматривает высоко формализованные методы; содержание мониторинга не связано с образовательными программами обучения и воспитания детей;


нарушение подпункта 24 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» (Департамент образования города Москвы. - URL: http://www.educom.ru/ ru/documents/prav_akt/federal/3266_1.pdf) - система мониторинга не функционирует в полном объеме (18% ДОУ).


Полученные результаты свидетельствуют о наличии трудностей в организации функционирования системы мониторинга качества образования в дошкольных образовательных учреждениях. Исходя из Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программе дошкольного образования, система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения воспитанниками основной образовательной программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.


Периодичность мониторинга должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.


Вместе с тем именно на уровне ДОУ мониторинг, помимо учета Федеральных требований, нуждается в разработке дополнительных подходов, принципов, критериев, показателей, технологий, условий. Результаты мониторинга должны стать основой своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и его условий с учетом уровня развития воспитанников. Эти результаты должны также использоваться: в деятельности дошкольных образовательных учреждений города; в деятельности органов управления образованием; в системе высшего и среднего профессионального образования при подготовке кадров для дошкольного образования; в системе обеспечения квалификации педагогов дошкольного образования; при проведении контрольных мероприятий оценки деятельности дошкольных образовательных учреждений (лицензирование, плановые проверки качества образования) и аттестации руководителей и педагогов дошкольных учреждений столицы.


Координацию деятельности дошкольных образовательных учреждений, методическое обеспечение, планирование и непосредственную разработку, реализацию и контроль мониторинга в Москве осуществляет Департамент образования города Москвы. Именно этот орган должен заниматься окончательной систематизацией, обобщением, анализом и оценкой информации, полученной непосредственно с помощью мониторинга от дошкольных образовательных учреждений, и принимать своевременные управленческие решения, направленные на повышение качества дошкольного образования в столице.


Таким образом, анализ документов, посвященных изучению мониторинга для оценки качества дошкольного образования, и практики его применения в деятельности дошкольных образовательных учреждений, позволил установить, что мониторинг рассматривается в основном как процедура сбора, интерпретации, обобщения данных о состоянии различных аспектов образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Вместе с тем именно на уровне дошкольного образовательного учреждения мониторинг требует, помимо учета Федеральных требований к процедуре, разработки различных дополнительных подходов, принципов, критериев, показателей, технологий, условий, и в целом, разработки мониторинга деятельности дошкольного образовательного учреждения в зависимости от его специфики.


Учет данных характеристик и понимание специфики процессов, протекающих внутри дошкольного образовательного учреждения, позволяют выделить особенности мониторинга качества образования в сфере дошкольного образования. Результаты мониторинга могут стать основой своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий для повышения качества деятельности с учетом уровня развития воспитанников.


Список литературы


Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.


Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.


Майоров А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майоров. - Ульяновск: Интеллект-Центр, 2005. - 424 с.


Парамонова Л.А. Качество современного дошкольного образования / Л.А. Парамонова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 6. - С. 4-19.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mgpu.ru


Дата добавления: 26.02.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат International Brotherhood Of Teamsters Essay Research Paper
Реферат Прибуткове оподаткування підприємства проблеми та шляхи розвитку в Україні
Реферат Предмет правового регулирования налоговых отношений субъектом РФ на примере Ростовской области
Реферат Transcendentalism Today Essay Research Paper Transcendentalism Today
Реферат Personality And Problems Essay Research Paper Problems
Реферат Шарангович, Василий Фомич
Реферат The Invention Of Radar Essay Research Paper
Реферат Особенности работы с Power Point
Реферат Про затвердження Порядку фінансування видатків місцевих бюджетів на здійснення заходів з виконан
Реферат Тема горячего сердца в пьесе Бесприданница
Реферат Література епохи Просвітництва, її представники
Реферат Проблемы коммерческого кредита и вексельного обращения в Российской Федерации на современном эта
Реферат Проведение анализа финансового состояния и разработка рекомендаций по повышению эффективности
Реферат Построение кубического сплайна функции
Реферат Принципы организации безналичного денежного оборота и формы безналичных расчетов