Реферат по предмету "Другое"

Узнать цену реферата по вашей теме


Негосударственные вузы в условиях современной России: проблемы и перспективы развития


Сибиряков Сергей Львович,д-р юрид. наук, профессор, зав. кафедрой уголовного права и процесса Волгоградского института бизнеса


Сибирякова Татьяна Борисовна,канд. биол. наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления олгоградского института бизнеса, г. Волгоград


В статье на основе тридцатилетнего опыта работы в системе высшего профессионального образования авторами рассматриваются актуальные проблемы функционирования негосударственных высших учебных заведений в условиях современного социально-экономического состояния государства, нравственно-культурного и психологического уровня развития его общества, а главное, перспективы их развития. Оцениваются преимущества и недостатки в сфере образовательной деятельности негосударственных институтов. Особое внимание уделяется качеству подготовки специалистов, профессорско-преподавательскому составу, материально-технической базе институтов.


Актуальность рассматриваемой проблемы не вызывает сомнения, особенно в условиях как очередного этапа перманентных реформ в сфере высшего образования страны, так и социально-экономического состояния государства, нравственно-культурного и психологического уровня его общества. Кроме того, в стране насчитывается 446 коммерческих вузов и 661 филиал, то есть фактически каждое третье высшее учебное заведение страны является негосударственным.


Авторы статьи многие годы проработали в системе высшего профессионального образования (от 20 до 40 лет), пройдя все ступени от аспиранта, преподавателя, старшего преподавателя, доцента до профессора и заведующего кафедрой, причем большую часть этого периода в ведущих государственных вузах, и поэтому имеют достаточно опыта и информации для объективного сравнения деятельности государственных и негосударственных учебных заведений высшего профессионального образования.


Необходимо подчеркнуть, что все рассматриваемые в статье плюсы и минусы коммерческих вузов и филиалов в данном контексте весьма условны. Важно понимать, а главное, постоянно учитывать в повседневной практической деятельности, что любое преимущество в определенных условиях может трансформироваться в свою частичную или полную противоположность. Например, финансовая независимость позволяет негосударственному учебному заведению более гибко перестраивать свою деятельность, адаптируясь к изменениям во внешней среде, или же свести основные управленческие решения лишь к минимизации затрат, что в итоге негативно отражается на качестве образовательной услуги.


Кроме того, важно подчеркнуть, что коммерческая форма предоставления образовательной услуги относительно новая для российского образования, поэтому она развивается путем проб и ошибок, но будущее у нее, безусловно, есть. Оно во многом, несомненно, основывается на таких ее плюсах, как гибкость, адаптивность, креативность, финансовая свобода, конкурентоспособность, востребованность.


По мнению авторов, основной плюс негосударственных вузов и филиалов заключается в первую очередь в том, что они не только отвлекают с улицы подростков и часть молодежи, помогая им избежать риска попадания в антиобщественные группировки или совершения негативных девиантных поступков, но и способствуют их культурному и интеллектуальному развитию. Естественно, не всех и в разной степени, но в любом случае за годы обучения многие молодые люди изменяются в лучшую сторону: расширяется их кругозор и повышается уровень интеллекта, формируется необходимый набор знаний, умений, навыков.


Особенно важно то, что студенты почти автоматически вовлекаются в активную общественную жизнь, то есть социализируются, тем самым обеспечивая преемственность в становлении и развитии гражданского общества в нашей стране как основы ее положительного будущего. При этом нельзя забывать аксиому о том, что, как правило, «хорошего человека знания делают лучше, а плохого хуже», особенно на том этапе формирования человека, который в основном завершается к 20-22 годам. Следовательно, определенный временной запас у коллективов вузов есть, так как большинство абитуриентов дневной формы обучения поступает в вузы в возрасте 17-18 лет.


Таким образом, особая задача по социализации студентов возлагается на первые два года обучения, то есть на тот период, когда изучаются общепрофессиональные дисциплины: философия, социология, история, иностранный язык и др., формирующие в значительной мере мировоззренческие позиции человека. Тем более что большинство, если не подавляющее число негосударственных вузов или филиалов, носит гуманитарную направленность.


Именно в этот период возможно развить или укрепить в молодом человеке то, что Президент РФ В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию России в декабре 2012 года назвал «духовными скрепами». Без этой основы невозможно дальнейшее продвижение к полноценному гражданскому обществу, максимально свободному от агрессии, насилия, наркомании, алкоголизма, преступности и т. п.


Указанное особенно значимо, так как школы давно отказались от концепции воспитывающего образования. В этой связи в качестве положительного примера можно привести опыт нашего института, в котором данному аспекту всегда уделялось и уделяется достаточно пристальное внимание. В итоге создана четырехступенчатая комплексная система образования и воспитания подрастающего поколения: детский сад гимназия колледж институт бизнеса.


Примером гибкости и креативности можно считать и решение руководства НОУ ВПО ВИБ (2004 год) о создании на базе юридического факультета Региональной криминологической лаборатории, которая успешно проводила научные исследования силами преподавателей и студентов. Многие студенты стали лауреатами всероссийских конкурсов научных работ (с получением дипломов I, II степени и знаков отличия Государственной Думы РФ). При их активном участии проведено 13 комплексных научных исследований в четырех регионах страны (в городах Нижнем Новгороде, Саратове, Набережных Челнах, Элисте) с охватом более пяти тысяч респондентов. По результатам исследований изданы многочисленные научные публикации, в том числе общероссийского уровня [1].


Не менее значимой, особенно в воспитательном, профориентационном и профессиональном аспекте, стала системная подготовка в нашем институте студентов-волонтеров (юристов, экономистов, менеджеров), принимающих активное участие в соответствующей деятельности в школах, гимназиях, лицеях и колледжах региона. В частности, студенты юридического факультета активно участвовали в профилактике наркомании, токсикомании, насилия в детской и подростковой среде, в работе «юридической клиники», а студенты экономического факультета в региональной программе обучения учащихся средних школ основам экономических знаний и предпринимательской деятельности.


На основании изложенного авторы полагают, что некоммерческие вузы имеют потенциал и к развертыванию системы индивидуального образования, осуществляемого на базе клиентоориентированного подхода. Это означает подготовку кадров в первую очередь по заказу конкретных фирм, предприятий, которые сами определяют необходимый им перечень требований к компетенциям выпускников. Обязательным условием следует считать согласование программы индивидуальной подготовки каждого специалиста, особенно в плане прохождения всех видов практики и подготовки выпускной квалификационной работы, с ответственными лицами со стороны заказчика.


Вместе с тем имеются проблемы, которые существенно снижают качество образовательной услуги, предоставляемой коммерческими негосударственными учреждениями, и тормозят развитие науки.


Так, например, вызывает глубокие опасения проблема, связанная с количеством, а главное, качеством профессорско-преподавательского состава в коммерческих вузах. На сегодняшний день явно недостаточно по-настоящему высокопрофессиональных кадров, и с годами эта ситуация только обостряется. Вместе с тем за последние 22 года (то есть с 1991 года) число студентов в стране выросло почти на порядок (в семь-восемь раз), количество преподавателей почти не изменилось, а качество значительно снизилось, особенно в лице преподавателей «новой генерации». Число лиц, имеющих ученые степени и/или звания, уменьшилось, а средний возраст остепененных преподавателей, особенно докторов наук и профессоров, составляет 62-64 года. Именно поэтому в вузах много внешних совместителей, почасовиков, работающих в нескольких вузах и нередко ведущих учебные занятия по пяти-семи дисциплинам. Следовательно, большинству из них заниматься научной деятельностью и повышать свою квалификацию некогда. Данная ситуация усугубляется тенденцией к сокращению аудиторных часов, волюнтаризмом руководства в кадровом вопросе, стремлением уменьшить сферу дневного обучения.


Похожая ситуация отмечается и в сфере подготовки и издания качественных учебно-методических материалов.


Совершенно недопустима ситуация в коммерческих вузах и филиалах, сложившаяся в отношении проведения научных исследований, при которой научными исследованиями, не говоря уже о фундаментальной составляющей, занимаются только отдельные преподаватели из значительной части кандидатов наук и доцентов, даже из числа штатных, включая заведующих кафедрами. А если наука и присутствует, то она осуществляется отдельными заинтересованными учеными. Однако такая научная деятельность носит бессистемный и непостоянный характер. Таким образом, научно-исследовательский потенциал рассматриваемой категории вузов также значительно ниже, чем в аналогичных государственных структурах, что прямо коррелирует с перечисленными нами недостатками. В итоге и ученые советы таких вузов это нередко «не место для серьезных дискуссий» и принятия коллективных решений!


Рассматривая обобщенно негативные аспекты содержания деятельности негосударственных вузов страны, считаем необходимым отметить тот факт, что не только субъективно, но и объективно управленческие решения их руководства направлены на минимизацию затрат. Однако данная тенденция сказывается в первую очередь на состоянии материально-технической базы, оборудования, учебных и иных помещений, ТСО, баз практики, комплектации библиотек и т. д. коммерческих вузов, и особенно филиалов, на кадровом потенциале и, как следствие, на уровне обучаемого и выпускаемого контингента.


Все перечисленное во многом, особенно за пределами двух столиц, определяется также относительно низкой оплатой за обучение, которая чаще всего носит демпинговый характер. В результате оказывается, что соотношение «цена услуги ее качество» чаще всего соответствует в данных условиях уровню «удовлетворительно».


В заключение следует сказать, что негосударственным вузам в своей практической деятельности необходимо стремиться к минимизации тех негативных аспектов (сторон, тенденций), которые у них есть или могут возникнуть, и максимально развивать положительные стороны в этом основная задача руководства учреждений высшего профессионального образования любого типа.


Государству необходимо уйти от практики бюрократического и не всегда компетентного в своей основе давления на негосударственные вузы, а тем более их закрытия без судебного решения. Критерий оценки деятельности негосударственных образовательных учреждений должен быть один качество подготовки и востребованность выпускников на рынке труда.


Дополнительно необходимо напомнить и о значительном числе тех студентов, которые обучаются в государственных вузах на коммерческой основе. На наш взгляд, подобная практика оправдана только при условии, что стопроцентный отбор абитуриентов осуществляется с обязательной сдачей профильного экзамена.


Список литературы


Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности: монография / под ред. С. М. Иншакова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. 839 с.


Сибиряков С. Л., Сибирякова Т. Б. Организационно-методические основы формирования системы индивидуально ориентированного образования в НОУ ВИБ // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2007. № 2. С. 72-75.


Сибиряков С. Л. Научные исследования как эффективная форма обучения и воспитания студентов на современном этапе развития системы непрерывного юридического образования в НОУ ВПО ВИБ // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2008. № 7. С. 143-147.


Сибирякова Т. Б. Формирование профессионального мышления важный элемент в системе вузовской подготовки специалистов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2007. № 4. С. 49-51.


Сибирякова Т. Б. Актуальность высшего экономического образования в условиях современной России // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2008. № 6. С. 141-142.


Ващенко А. А., Кузеванова А. Л. Модель развития частного образования в современных российских условиях // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 1 (22). С. 136-143.


Ващенко А. Н. Экономические интересы и закономерности формирования мотивации труда // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. № 2 (19). С. 72-82.


Балашова Н. Н., Ващенко А. Н. Экономический закон распределения жизненных благ по труду и механизмы его действия // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. № 2 (19). С. 82-92.


Ващенко А. Н. Мотивация вознаграждения труда в условиях глобальных трансформационных процессов общественной жизни // Управление экономическими системами: Электронный научный журнал. 2012. № 4 (40) [Электронный ресурс]. URL: http://www.uecs.ru (дата обращения: 02.06.2013).


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vestnik.volbi.ru/


Дата добавления: 13.03.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Антропогенного воздействия на окружающую среду города
Реферат Анализ конституций США и России Кирсанова Екатерина 10 «Г» класс Москва 2004 год
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины методы принятия управленческих решений По направлению бакалавриата «Менеджмент» Очной формы обучения
Реферат Аналітичний огляд та оцінка українських нормативно-правових актів, документів Європейських інституцій з питань транскордонного співробітництва та транскордонних кластерів
Реферат Аналіз результатів рейтингування загальноосвітніх навчальних закладів Барвінківського району
Реферат Аннотация по дисциплине б 8 Теория и методология истории
Реферат Анализ образовательной ситуации в основной и старшей школах Центра Сравнительный анализ итогов качества обучения, успеваемости учащихся гоу цо №1811 «Измайлово» по итогам учебного год
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины «Инвестиционная деятельность копрорации» по направлению 080200. 62 «Менеджмент» профиль «Финансовый менеджмент»
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины «Учёт и анализ: управленческий учёт» (название дисциплины) по направлению ­
Реферат Аналитическая справка по итогам диагностики в 10 классах по информатике муниципального района Кармаскалинский район
Реферат Анализ постановки на производство на ОАО чмз профильных труб из сплавов циркония для аэс
Реферат Анализ результатов деятельности методического объединения классных руководителей моу ступишинская средняя школа имени Героя РФ с. Н. Морозова за первое полугод
Реферат Анализ и оценка достигнутых значений показателей для оценки эффективности деятельности администрации муниципального образования Путятинский муниципальный район Рязанской области за 2011 год
Реферат Влияние церкви на различные стороны жизни общества Древней Руси
Реферат Анализ деятельности дошкольного учреждения за 2010- 2011 учебный год