Реферат по предмету "Языковедение"

Узнать цену реферата по вашей теме


Ненормированная лексика в романе И. Ильфа и Е. Петрова Золотой теленок

Введение
Глава 1
§1 Язык и речь
— Язык и речь
— Речевая деятельность
— Индивидуальный стиль речи.
§ 2 Ненормированная речь
— Нормы
— Литературный язык
— Ненормированная лексика
§ 3 Ненормированная лексика в романе И. Ильфа и Е. Петрова«Золотой теленок». 6
— Ненормированная лексика в речи авторов
— Ненормированная лексика в речи героев романа.
Введение
Объектом изученияявляется лексика. Предметом изучения является ненормированная лексика в романеИ. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». Целью работы является изучение причинввода авторами ненормированной лексики в свою речь и речь героев романа.Уникальностью работы будет то, что никто из известных ученых-лингвистов нерассматривал эту проблему с этой точки зрения.Глава 1§1 Язык и речь — Язык и речь
«Чтобы пользоватьсяязыком надо его знать, а это результат воспитания и обучения, в том числе входе наблюдения за речью других лиц в процессе речевой деятельности»[1].Этим изречением ученый-лингвист В. И. Кодухов показал свое отношение к проблемевзаимодействия языка и речи. Другой ученый-лингвист Т. И. Вендина высказываетсвою точку зрения на эту проблему как «Язык и речь образуют единый феноменчеловеческого языка»[2],но она показывает то, что язык и речь имеют свои особенности: «Язык средствообщения, речь – производимый этим средством вид общения»[3],«Язык абстрактен, формален, тогда как речь материальна»[4],«Язык стабилен, пассивен и статичен, речь же активна и динамична»[5],«Язык является достоянием общества…, тогда как речь индивидуальна»[6],«Для языка характерна уровневая организация, для речи — линейная»[7],«Язык независим от ситуации и обстановки общения, речь же контекстно иситуативно обусловлена»[8].Также надо привести точку зрения зарубежного лингвиста Ф. де Соссюра «Языкнеобходим чтобы речь была понятна, речь необходима, чтобы установился язык»[9].При рассмотрении точек зрения можно понять, что все они близки и отличияминимальны. При непосредственном взаимодействии языка и речи возникает речеваядеятельность. — Речевая деятельность
Когда язык выражается, вречи возникает речевая деятельность. В. И. Кодухов давал ей такое определение:«Речевая деятельность является активным использованием языка говорящим»[10].
У каждого производящегоречевую деятельность, она индивидуальна. Индивидуальность зависит от рядапричин: образования говорящего, его возраста, социального положения. В силуэтого у любого человека, владеющего языком, возникает индивидуальный стильречи. — Индивидуальный стиль речи.
Ученые-лингвисты называютиндивидуальный стиль речи слогом. Слог по определению В. И. Кодухова состоит из«отбора общеязыковых явлений и общестилевых средств, их комбинирования вконкретных условиях речи и жанра  для раскрытия темы.»[11]Так в стиле речевой деятельности говорящего открывается его умение грамотновладеть языком, знание языковых норм, на которые и опирается слог.Соответственно человек использующим нормированную речь, говорящий преимущественнолитературным языком (см. далее) обладает великолепным стилем речи, а человек, укоторого в речи встречается большое количество ненормированной лексики (см.далее) таким великолепным стилем не отличается. Так далее будет разбиратьсяненормированная лексика в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» ипричины ввода ее туда авторами.§ 2 Ненормированная речь — Нормы
Прежде чем обратитьсянепосредственно к ненормированной речи, надо разобрать понятие нормы, а именнонормы литературно-языковой. Т. И. Вендина дала ей такое определение:«литературно-языковая норма – это традиционно сложившаяся система правилиспользования языковых средств, которые признаны обществом в качествеобязательных»[12].Нормы можно условно разделить на нормы письменного языка и нормы устной  речи.Но в современных языках это разделение проявляется незначительно, поэтому далеенорма будет рассматриваться без этого разделения. Норма – является основной характеристикойлитературного языка. В доказательство можно привести высказывание лингвиста Р.И. Аванесова «Важной особенностью литературного языка является наличие норм»[13]. — Литературный язык
Ученые лингвисты даютлитературному языку похожие друг на друга определения. Т. И. Вендина:«Литературный язык – это высшая (наддиалектная) форма существования языка»[14].Р. И. Аванесов: «Высшей формой национального языка является язык литературный»[15].Л. А. Вербицкая: «Литературный – язык образцовый, нормализированный»[16].
Из этих определенийследует то, что литературный язык – язык нормированный, значит другие формыязыка будут являться ненормированной лексикой. Тогда следует рассмотреть составлитературного языка.
По Т. И. Вендиной влитературный язык входят язык художественной литературы, язык науки,официально-деловой язык и так далее. — Ненормированная лексика
Из вышесказанногоследует, что к ненормированной лексике можно отнести: внелитературноепросторечье – «разговорные слова, выступающие синонимами нейтральных слов»[17],обиходно-разговорную речь, территориальные и социальные диалекты, «слова,встречающиеся в разговорной речи отдельных местностей и социальных слоев»[18],вульгаризмы и жаргонизмы, «слова, служащие для передачи экспрессии и грубости»[19]и профессиональную лексику.§ 3 Ненормированная лексика вромане И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» — Ненормированная лексика в речи авторов
Авторы используютненормированную лексику прежде всего для передачи колорита. При описаниисельской местности употребляется внелитературное просторечье. При описаниикритических ситуаций используется жаргонизмы. Для описания быта героев И. Ильфи Е. Петров используют обиходно-разговорную речь. Также ненормированная лексикаприменяется при описании самих героев. В описаниях крестьян и горожаниспользуются диалектизмы и внелитературное просторечье. Профессионализмывстречаются в качестве характеристик людей, занимающихся в романе чиновничьейдеятельностью. — Ненормированная лексика в речи героев романа.
Ненормированная лексика вречи главных героев романа служит показателем их умственных способностей. Так вречи Остапа Бендера ненормативная лексика почти не встречается. Лишь в минутыкрайнего раздражения он использует жаргон. Тогда как у Паниковского напротяжении романа встречаются почти все виды ненормативной речи. Увторостепенных персонажей ненормированная лексика служит для передачи иххарактеристик.
Речь крестьян переполненадиалектизмами, а речь шофера профессионализмами и жаргонами. Так при анализеиспользования ненормированной лексики каждого персонажа можно прийти к выводу оего образовании, социальном положении, профессиональных навыках.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.