Реферат по предмету "Этика"

Узнать цену реферата по вашей теме


Культура поведения в общественных местах

МОУ «Кинель-Черкасская СОШ №3»
«Образовательный центр»
Проект
Культура поведения в общественных местах

Выполнили:ученицы 10 класса Цой Елена и
ВласюкАнастасия
Руководительпроекта: учитель технологии
высшейкатегории
ЯкубенкоР.М.
Консультант:Якубенко Р.М.
с. Кинель-Черкассы
2010 год

Содержание
Обоснование темыпроекта
История
Правила поведения вобщественных местах
Беседа
Обращение и приветствие
Телефон
Самооценка
Информационные ресурсы

Обоснование темы проекта
Мывыбрали эту тему проекта, так как проблема культуры поведения в общественныхместах остается актуальной и в настоящее время. Мы часто не задумываемся, чтота или иная ситуация требует определенного поступка, движения, фразы или жеста.Проблема состоит в том, что многие не знают этих правил. Это и понятно – труднозапомнить все нормы этикета. Поэтому мы хотим озвучить хотя бы некоторые изних. Приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизньмаксимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить всевозможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайныхпретензий и бед.
Проблема:Гденайти информацию? Какую информацию и в каком объеме отобрать? Как построитьсодержание проекта?
Цель:Нашацель – правильно оформить проект.
Задачи:
1. Собратьинформацию.
2. Обработатьинформацию.
3. Оформитьпроект.
История
Термин«этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правилаучтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет — этосочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравымсмыслом, рациональность вложенного в них содержания.
Слово«этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Однажды на одном придворном приемево время правления французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки, накоторых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французскогоназвания слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран. Правилаповедения возникли очень давно. Как только люди стали жить вместе, появиласьпотребность мирного сосуществования. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римскихрукописях уже упоминаются правила хорошего тона.
Отношениямежду полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков былистрого регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальнойгруппы. Древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям,они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепьнеобходимых ритуалов. Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династиясоздавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степеньюторжественности. На основе придворного этикета, только в более простой формеформируется общегражданский этикет.
Итак,этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретаетчерты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная системарыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказалоогромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократиибесчисленное множество новых ритуалов и церемоний. Этикет в странах ЗападнойЕвропы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций.Таким образом, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческойкультуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков.Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницуэтикета.
Многиесовременные правила поведения первоначально имели совсем другой смысл при своемвозникновении (как правило, они берут свое начало из всевозможных ритуалов,которыми была пронизана жизнь древнего человека). Некоторые этикетные нормыпрошлого изменились так, что сложно найти их исторические корни. Другие простоисчезли, как исчезли породившие их явления, но, так или иначе, все принятыеритуалы поведения наложили отпечаток на развитие этикета. Считается, чтосовременный этикет наследует лучшие из обычаев прошлого, традиций поведениявсех народов. Но! следует помнить об известной относительности требованийэтикета, они не являются абсолютными: условия их соблюдения зависят от места,времени, обстоятельств. Часто бывает, что поведение, не допустимое в одномместе и при одних обстоятельствах, может быть вполне уместным в иных условиях.
Вспомним,почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь двести-тристалет назад мужчины имели правило носить на левом боку оружие — саблю, шпагу иликинжал. Чтобы это оружие не задевало женщину, если она рядом, становились слеваот нее. Теперь такая помеха при променаде с дамой возможна лишь среди военных.Но обычай, тем не менее, сохранился для всех.
Естьобычаи, чье происхождение выяснить практически невозможно. Они, что называется,переходят из поколения в поколение. Но если уж они сохранились в неизменномвиде, то, вряд ли стоит оспаривать народную мудрость, благодаря которой они и сохранились.Самым почетным гостям предоставляют места посредине стола, рядом с хозяевамиили напротив них. В дом или в квартиру всегда первыми входят хозяева, а затемгости, если они пришли вместе.
Итак,этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры,морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков.Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницуэтикета, пусть и в соответствии со своими представлениями о добре,справедливости, человечности.
Нодаже самое строгое следование безликим схемам поведения не есть корень истинноправильного поведения, главным всегда остается искреннее, радушное и доброеотношение к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутреннейвоспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет многопользы окружающим нас людям.
Правила поведения в общественных местахОбщественныеместа. Сегодня редко можно наблюдатькартину, когда, стоя возле открытой двери, двое уговаривают друг друга:«Пожалуйста, проходите» — «Нет, пожалуйста, проходите вы». Обычно, когда наспропускают вперед, мы проходим без излишних церемоний. И, в принципе, этоправильно. Традиционно мужчина пропускает вперед женщину; младший уступаетдорогу старшему; подчиненный начальнику. Из двух людей равного возраста,занимающих одинаковое положение, первым проходит тот, кто ближе к двери. Есливы привели в дом гостя. Первой входит хозяйка, за нею гость. Если хозяинмужчина — первым входит гость. Ну а если он не знает дороги или за дверьютемно? В таком случае хозяин входит первым, говоря: «Позвольте, я вас проведу»или: «Пожалуйста, за мной». Точно также следует поступить, если гость —женщина. Лестница. Раньше было принято, чтобы мужчина, поднимаясь по лестницес женщиной, непременно шел впереди нее. В настоящее время определился несколькоиной порядок: целесообразно и потому оправданно, чтобы мужчина стремилсяопередить даму только в тех случаях, когда лестница темная, крутая или шаткая.Если обстоятельства складываются иначе, впереди идет женщина. При спуске первымидет мужчина, за ним женщина. Если кто-то учтиво уступает вам дорогу, проходямимо, либо слегка поклонитесь, либо скажите: «Благодарю вас». Если вы на узкойлестнице и навстречу идет пожилой человек, начальник или дама, нужноприостановиться и сделать небольшой шаг в сторону, пропуская идущего.Когдана лестнице сталкиваются мужчина и женщина, идущие в разных направлениях,женщина не обязана отходить от перил, даже если это противоречит правилу«правостороннего движения», стороны лестницы с перилами — привилегия слабогопола, пожилых и детей.Лифты,эскалаторы. Лифт — это такая же«общественная территория», как улица или лестница, здесь можно не снимать головнойубор. В лифте, как и в любом другом месте, здороваемся с теми, когоприветствуем всегда. В переполненном общественном лифте мужчина не снимаетшляпу, если даже он сопровождает женщину. В лифте жилого здания или гостиницыжилого типа он, пожалуй, снимет шляпу, когда войдет женщина, если руки у негоне заняты свертками. В автоматическихлифтах женщина, если она едет без сопровождающего, сама нажимает нужную кнопку.Находящийся в лифте мужчина, если он стоит близко к панели, спрашиваетостальных (прежде всего женщин), какой этаж им нужен, и нажимает кнопки. В полныхлифтах воспитанные люди отступают в сторону или на время выходят, чтобы датьвозможность выйти стоящим сзади. В лифтахслужебных зданий мужчины стоят в стороне, давая женщине войти, если только онине сопровождают их. Мужчина, сопровождающий женщину, дает ей первой войти на движущийсявверх эскалатор. При случае он обычно сходит с эскалатора первым, чтобы помочьженщине, если она оступится.Магазин. В дверях магазина или учреждения прежде пропуститевыходящих, а уж затем входим сами, таким образом, вы не станете причинойобразования «пробки» внутри помещения. В больших магазинах или другихучреждениях массового сервиса мужчина может не снимать головной убор. Однакотам, где клиент обслуживается индивидуально полезно не забывать во время снятьшляпу и поздороваться с тем, кто будет вами заниматься. Делая покупку в магазине,нелишне помнить о том, чтобы не утомлять продавца мелкими капризами илизатянувшейся нерешительностью. Подходяк кассе, нужно иметь наготове приблизительную сумму денег, необходимых дляпокупки, а не искать их в кошельке или карманах в последний момент.
Кафеи рестораны. В ресторан мужчина входит первый. Томуесть несколько причин. Во-первых, так он оберегает свою спутницу от неожиданныхстолкновений и предупреждает ее о ступеньках или пороге, не забывая при этомпридержать дверь и подать даме руку. Во-вторых, по этому признаку метрдотельвправе сделать вывод о том, кто является инициатором прихода в ресторан, т. е.будет делать заказ и оплачивать счет.
Вгардеробе мужчина раздевается, а затем помогает раздеться даме. Выбрав столик,мужчина, слегка выдвинув стул, помогает даме сесть. Если дама приходит безспутника, эта галантная обязанность возлагается на обслуживающий персонал.Никогда не вступайте в пререкания с официантом. Предложение покинуть ресторандолжно исходить от инициатора встречи. Правила этикета не позволяют официантуприносить вам счет до тех пор, пока вы его об этом не попросите. Но ни в коемслучае не требуйте счет в момент, когда ваши гости или дама еще едят — этоневежливо по отношению к ним. Деньги, кредитную или бонусную карточку нужноположить в папку или на поднос вместе со счетом и оставить на краю стола. Традициейресторанов практически во всем мире являются чаевые. Минимальный размер чаевыхсоставляет 10 % от счета.
Транспорт. Прежде чем войти в транспорт,дайте возможность выйти из него. Стойте при этом так, чтобы не мешать выходящимпассажирам. При поездке в общественном транспорте с дамой мужчина входит посленее, но выходит первым и подает своей спутнице руку. За проезд обычно каждыйплатит сам, но мужчина по своей инициативе может оплатить проезд своей хорошейзнакомой. Приличия обязывают его уступить место уставшей матери с маленьким илигрудным ребенком, беременной женщине, старику или инвалиду, женщине с тяжелойсумкой или знакомой. По отношению к молодым, здоровым посторонним женщинамтакой жест — добровольная вежливость. Женщина, которой уступили место, должнатотчас за это поблагодарить. Молоденькая девушка может уступить место пожиломуродственнику. Не следует громко разговаривать в транспорте, смеяться, включатьмузыку. Совершенно недопустимо находиться в транспорте с мороженым или открытойбутылкой. Нельзя стоять в дверях, мешая входу и выходу других пассажиров. Есливы не можете сами передать деньги за проезд или прокомпостировать билет,попросите это сделать других. Неприлично через плечо заглядывать в книгу,газету или журнал, читаемый другим пассажиром. Неприлично пристальноразглядывать своих попутчиков. В транспорте нужно стараться не наступать людямна ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину.Если один из пассажиров случайно задел другого, надо извиниться. При выходе изтранспорта мужчина должен выйти первым, а затем помочь своей спутнице.
Беседа
Кюношам или девушкам после 18 лет следует обращаться на «вы». Важно такжеуправлять своим голосом, потому как он вполне может выдать ваше самочувствие,настроение, мысли, которые вам хотелось бы скрыть. Речь должна быть не слишкомгромка, иначе вы можете поставить себя в неловкое положение.
Хорошийтон требует, чтоб мы избегали таких разговоров, которые неприятны собеседникуили которые приводят его в уныние. Чтобы стать разговорным ассом, прежде всего,необходимо усвоить несколько правил: в разговоре нужно избегать крикливого «Я»;учитывать заинтересованность других и скрывать собственную личность. Говорить скем-либо на незнакомом остальному обществу языке весьма неприлично. Следуетпроявить любезность и деликатность в том случае, если в ваш разговор вмешалсятретий оппонент, а тема разговора сугубо интимна.
Важнотакже управлять своим голосом (можно прибегнуть к помощи специалиста), потомукак он вполне может выдать ваше самочувствие, настроение, мысли, которые вамхотелось бы скрыть. В состоянии стресса говорить еще тяжелее, мешает учащенноепрерывистое дыхание, дрожь в голосе, поэтому также важно управлять своимдыханием.
Задумайтесь,быстро ли вы говорите? Если да, то насколько четко? Четко? Хорошо, а умеете ливы правильно расставлять паузы в разговоре? Зачем нужны паузы? Все очень просто— паузы — это знак воспитанности. Паузы должны быть достаточнопродолжительными, чтобы ваши собеседники могли вдуматься в сказанное. Если вашаречь медленна, и вы не делаете пауз в разговоре, вы рискуете утомить своегособеседника. Каждое слово в разговоре должно быть отчетливо и понятнособеседнику.
Вобществе говорят обо всем, но не углубляются в вопросы, не разбираюткакой-нибудь предмет всесторонне, а рассуждают кратко, но не поверхностно. Не следуетпоказывать вида, что разговор вам скучен или утомляет вас, или что вы бы хотелибеседовать с другими, не нужно смотреть в другую сторону во время разговора илисмотреть на часы, руки должны быть в спокойном состоянии, не допустимо вертетьпредметы.
Дляобщества нет ничего лучше, чем хорошая тема для разговора. Выбирайте такие темыдля разговора, которые вашему собеседнику ближе и интересней. Если общество вамне знакомо, то с чужими людьми не следует начинать разговор о присутствующих, алучше наблюдать и ориентироваться во взаимоотношениях их между собою.
Кругобсуждаемых проблем может быть широк, но все же лучше вести разговор на темы,где вы «как рыба в воде» — но это не значит, что следует утомлять собеседниковжалобами на свое здоровье. Для того чтобы разговор получился действительноинтересным, содержательным и привлек внимание, надо призвать на помощь всю вашуизобретательность и чувство юмора.
Не преувеличивайте и не превозносите свою деятельность, свои исследования, своивладения, не хвастайтесь своим кругом знакомств — такие фразы дают рассказчикуправо на получение свидетельства о скудоумии.
Помните,что в любом обществе ваше поведение должно быть естественным. Притворство —враг всякой увлекательной беседы. Чтобы, общаясь с незнакомыми людьми,чувствовать себя легко и непринужденно, чтобы без усилия завязать беседу и свободновести ее (а не просто поддакивать), необходима определенная подготовка.
Очем разговаривать с человеком малознакомым, когда взаимное молчание становитсянеудобным? Правильно — о погоде! Это тема, интересует в той или иной степеникаждого, она безопасна и бесконфликтна. Неинтересная? Это верно. Но совсем не обязательносразу заговаривать о чем-то серьезном. Это может показаться претенциозным.
Вбеседе лучше не касаться проблем личного характера, не склонять к этомупартнера, не рассказывать доверительно о себе. Когда тема погоды будетисчерпана, можно поговорить, например, о телевидении, газетных новостях,спорте. В конце концов, обязательно найдется вопрос, способный увлечь обоихсобеседников. Следует осторожно употреблять различные вариации слов из молодежногосленга.
Умейтеслушать! Умеете? А как? Молчите, смотря на собеседника «пустыми глазами», в которыхотражаются собственные заботы. Это совсем не то! Следует смотреть на собеседниказаинтересованно и время от времени вставлять какие-либо замечания, которыебудут свидетельством того, что вы понимаете, о чем идет речь. В то время, когдакто-нибудь говорит с вами, некрасиво рыться в сумке, обшаривать собственныекарманы, поглядывать на телевизор, ловить свой небесной красоты образ в зеркаленапротив. Если рассказ вы уже один раз слышали, лучше сразу заметить: «Знаю,слышал», чем потом в нетерпении прерывать на полуслове. Вежливый человек редкопрерывает чужой рассказ, даже если слышал его добрую сотню раз.
Вдружеской дискуссии нет места, например, таким выражениям: «Неправда!»,«Что?!», «Тебя не поймешь!» Ведь можно то же самое сказать по-другому: «А мнекажется, что…», «Прости, я не расслышал…»,
«Яне совсем понял тебя…» Воспитанный человек редко рассказывает в обществе о своихличных делах, отношениях на работе, своих детях, недомоганиях, заботах,привычках, вкусах. Без особой надобности он не поделится и тем, что делал с утра.
Сплетнине лучший способ произвести положительное впечатление. Если вам навязываютподобную тему, лучше отвечать: «Полагаю, что нас это не касается». Нередкособеседников занимает обсуждение внешнего вида знакомых. Подобные разговорытоже не украшают. Не обращайте внимания на сплетни о вас. Сплетня, как толькоею пренебрегают,
погибает естественной смертью. Объяснения и опровержения «на всякий случай»,никогда себя не оправдывают. Ведь часто бывает, что свою правоту вы доказываетечеловеку, который еще не в курсе щекотливой темы. Однако сказанное вами женевольно настораживает, и может сложиться мнение, что за слухом что-то кроется.
Еслиобщество насчитывает менее семи человек, необходимо поощрять общий разговор, а неотдельные беседы. Сегодня трудно разделить темы разговоров на «мужские» и «женские».Но иногда дамы хотят поговорить о модах, а мужчины — о новой марке машины.Тогда стоит разделиться. Решительно не рекомендуется рассказывать о снах и предчувствиях,предаваться продолжительным воспоминаниям о прошлом, произносить в обществедлинные монологи.
Выступленияс одним и тем же репертуаром анекдотов и «забавных случаев» утомляет даже самыхстойких слушателей. Анекдотами не следует сыпать, не давая слушателямопомниться. Лучше всего вспомнить анекдот к месту. Всегда мешает в полной мереоценить остроумный анекдот взрыв неуместного веселья в устах самогорассказчика. Как реагировать на неуместный анекдот или бестактность? Ничто в такихслучаях не действует лучше, чем минута общего молчания, которая воцаряетсяпосле неудачного высказывания. Затем кому-нибудь стоит начать разговор на другуютему. Если «острослов» без конца рассказывает или повторяет анекдоты, которыеприводят слушателей в замешательство, хозяину стоит его остановить: «Кажется,ты сегодня не в ударе».
Нерекомендуется злоупотреблять в обществе колкостями. Незадачливый умник, которыйстарается с их помощью блеснуть в ущерб выбранным для этой цели «жертвам»,обычно производит удручающее впечатление. Подчеркиваю, что колкости частовыглядят наивно и скорее фиксируют общее внимание на слабостях самого«острослова».
Неперебивайте, когда кто-нибудь говорит, особенно если это человек преклонноговозраста. Не исправляйте чье-либо неправильно произнесенное иностранное слово.Не следует подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу и, темболее, вслух исправлять стилистические ошибки.
Вообщевзрослым людям постарайтесь не делать никаких замечаний. Молодежь между собойиногда может себе это позволить, но только в дружеской форме.
Опаснаятема — возраст! В обществе пожилых людей, говоря о ком-то другом, не говорите«Он уже старый» или «Ну, в этом возрасте». Вообще интересоваться возрастом не следует.Если женщине говорят: «Вы уже немолоды» (иногда ведь так случается), онасправедливо может ответить: «Зато хорошо воспитана». Публичное самобичевание,постоянные жалобы на неудачи и тяжелую жизнь, на физические недостатки не украсятвас. Редко привлекает к себе симпатии и человек, повествующий в обществе о своихуспехах, высоких качествах, талантах.
Вобществе не следует выспрашивать у партнера подробности его болезни, если он мелькомзаметил, что плохо себя чувствует или что лежал в больнице. Можно вежливовставить: «Да, это малоприятно». Если партнер захочет, он расскажет сам, чтоего беспокоит. Если ваш знакомый говорит: «Жена болеет», не спрашивайте: «Что сней?» Лучше спросить: «Что-нибудь серьезное?»
Недопытывайтесь, кто сколько зарабатывает. Не спрашивайте профессиональногосовета у врача или юриста, которого случайно встретили в гостях, на улице или втранспорте. Вы допустите большую бестактность, пожелав барышне, возраст которойза 25, выйти замуж. Некрасиво выспрашивать у знакомой, почему она не вышлазамуж, удивляться этому, вообще делать на эту тему какие бы то ни было намеки.
Вкомпании мужчина обязан говорить женщинам любезности, но при этом нужно бытькорректным и ненавязчивым. Поток неловких любезностей лучше остановить какможно раньше и тише. «Простите, я не расположена к шуткам», «Вы повторяетесь»,«Не лучше ли досмотреть передачу» — примерно так лучше всего ответить в подобныхслучаях. Говорить нужно спокойно, негромко, но достаточно категорично, не вдаваясьв дискуссию. На комплимент следует отвечать коротким «спасибо».
Есликто-нибудь ссылается на занятость, уходит раньше или отказывается от встречи,не требуйте подробных объяснений. Если вам называют причину, не принимайтесьразубеждать, что она не так важна, не давайте советов, как ее преодолеть, и темболее не показывайте всем своим видом, что не принимаете весомость названногодовода.
поведение этикет беседа разговор
Обращение и приветствие
По этикету, приветствовать человека нужно словами:«Здравствуйте!» «Доброе утро!» «Добрый день!» «Добрый вечер!» Во времяприветствия не следует опускать глаза, нужно встретиться взглядом с тем, коговы приветствуете. А вот неотрывный чужой взгляд ощущается человеком даже в томслучае, если он сидит к вам боком или спиной. Поэтому не стоит никого«гипнотизировать». Считается неприличным пристально смотреть на человека, когдаон ест, подолгу останавливать взгляд на незнакомых женщинах, разглядыватьчеловека, которого вам представляют. Очень важна интонация. Приветствие,высказанное грубым или сухим тоном, может обидеть человека, с которым вы здороваетесь.Приветствовать людей нужно тепло и дружелюбно. А «добавленная» к приветствиюулыбка улучшит общее настроение. И не забудьте про поклон, кивок головы,рукопожатие, объятия, поцелуй руки — выбирайте любое исходя из обстоятельств.На «ты» обращаются только к самым близким друзьям.
Ко всем остальным (к старшим по возрасту, к незнакомымровесникам) обращаются на «вы». Не принято здороваться через порог, через стол,через какую-либо перегородку. Рукопожатие — традиционный, символическийжест-приветствие. Подавайте руку жестом свободным, уверенным. Пожатие должнобыть коротким.
Но не следует также изо всех сил жать руку партнера,потрясая ею в воздухе несколько раз. Если вы заметили знакомого вдалеке и еслизаметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого кивком головы, взмахомруки, поклоном, улыбкой. Кричать во весь голос не следует! Если вы увиделизнакомого, который приближается к вам, не нужно кричать «здравствуйте!»издалека.
Дождитесь, когда расстояние между вами сократится донескольких шагов. Обязательно нужно приветствовать тех людей, с которыми частовстречаетесь, даже если вы с ними и не знакомы, например, с продавцомближайшего магазина, с почтальоном, соседями из подъезда.
Телефон
Преимущества мобильного телефона трудно переоценить.И все же, в определенных ситуациях он способен создавать неудобства, а то и вызватьдосаду. С телефоном в кармане можно находиться в общественном месте, в ресторане,в парикмахерской; но в кинотеатре, в театре, во время концерта он будетнесомненной помехой — в таких местах нужно отключить его совсем или включитьвибрацию вместо звукового сигнала.

Самооценка
Привыполнении проекта были небольшие затруднения, а именно:
1)из большого объема информации нужно было выбрать только то, что относится к культуреповедения в общественных местах и
2)представление проекта в печатном виде. Положительными сторонами являются актуальностьтемы нашего проекта, интересные материалы и наличие картинок; есть и минус –рисунки представлены в черно-белом цвете.
Впроцессе создания проекта мы многое узнали о правилах поведения в общественныхместах, а также ознакомились с другими сторонами этикета, так как при обработкеинформации нам приходилось прочитывать почти все статьи.

Информационные ресурсы
1. ДанкелЖ. «Деловой этикет», Ростов, «Феникс», 1997.
2. КузнецовИ.Н. «Современный этикет», Москва, Издательско-торговая корпорация «Дашков иК», 2006.
3. СухаревВ. «Этика и психология», Москва, Агентство «Фаир», 1997.
4. Интернетwww.Etiket.dljavseh.ru.2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.